Формирование отраслевой промышленной политики с учетом использования автоматизированных систем управления в авиастроении
Высиканцев Андрей Петрович
старший преподаватель кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Калачанов Вячеслав Дмитриевич
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление высокотехнологичными предприятиями», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Ефимова Наталья Сергеевна
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Новиков Александр Николаевич
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Автоматизированные системы управления (АСУ) уже давно являются неотъемлемой частью человеческой деятельности различной направленности. Использование современного эффективного программного обеспечения способствует достижению поставленных задач, формирует конкурентные преимущества отдельных предприятий и выводит развитие отраслей на принципиально новый уровень. На сегодняшний день авиастроительная отрасль Российской Федерации столкнулась с проблемами, в первую очередь вызванными последствиями санкцион-ного давления ряда иностранных государств и компаний. Многие зарубежные разработчики программного обеспечения отказались от сотрудничества с отечественными предприятиями и ушли с российского рынка информационных продуктов. Таким образом, перед государством стоит задача формирования отраслевой политики, предполагающей осуществление процесса импортозамещения и совершенствования разработок отечественных АСУ в области авиастроения.
В статье предложен комплекс мероприятий отраслевой промышленной политики, направленных на импортозамещение и совершенствование АСУ в области авиастроения. Ключевые слова: авиастроительная отрасль, отраслевая промышленная политика, программное обеспечение, автоматизированные системы управления, информатизация.
Мировые тенденции по информатизации авиастроения
Развитие авиации в современном мире предполагает использование передовых технологий (технических решений, процессов, программного обеспечения и информационных сервисов), что является ключевым фактором производства конкурентоспособных воздушных судов различного назначения.
Многие страны-лидеры в авиастроительной отрасли ориентируются не только на внешние конкурентные преимущества своей продукции, но и на создание конкурентных условий, в которых она разрабатывается и производится.
В последние годы наибольшее развитие и распространение в мировом авиастроении получили АСУ, применяемые для решения задач технической подготовки производства и поддержки его эффективного функционирования.
Главным мировым и основополагающим трендом в развитии технологий в авиастроении является информатизация. Ее важнейшей функцией представляется комплексное внедрение информационных технологий и интеграция информационных продуктов и ресурсов во все процессы авиастроительной отрасли. Первоочередной задачей информатизации является выведение на новый уровень организации производственной и проектной работы.
Внедрение в авиастроении информационных технологий способствует более широкому применению и развитию аддитивных технологий, которые в последнее время становятся одними из самых передовых и востребованных в авиационном мире.
Аддитивные технологии (Additive Manufacturing) — это послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3D-технологий. В современной промышленности применяются несколько разных процессов, в результате которых моделируется 3D-объект.
Среди активно развивающихся технологических трендов в части информатизации отрасли авиастроения можно выделить:
• Создание цифровых двойников самолета для решения различных задач.
• BIM-технологии (Building Information Model) — подход к строительству и проектированию на основе информации о здании со всеми взаимосвязями и зависимостями в рамках инфраструктуры.
• Применение дополненной и виртуальной реальности при проектировании, производстве и поддержке эксплуатации самолета.
• Промышленный интернет вещей.
• Использование технологий Big Data и искусственного интеллекта.
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О M
со
СО CS
о
CS
ci
о ш m
X
<
m О X X
Влияние санкций на состояние отечественного программного обеспечения авиастроительной отрасли
В последнее время авиационная отрасль Российской Федерации столкнулась с обширным спектром трудностей, в первую очередь связанных с санкционным давлением со стороны ряда стран и зарубежных компаний. Особенное давление приняло на себя гражданское авиастроение, будучи более вовлеченным в международную кооперацию [1,2]. Сложности проявляются как в отказе зарубежных поставщиков предоставлять комплектующие изделия, так и в уходе с российского рынка иностранных компаний сферы информационных технологий, повлекшем прекращение предоставления лицензионных версий программного обеспечения различного уровня.
Долгие годы рынок информационных технологий гражданского авиастроения в Российской Федерации был в значительной мере зависим от иностранных проприетарных решений и сервисов. Во многом, данное обстоятельство было обусловлено тем, что гражданская авиация в Российской Федерации - это отрасль, глубоко интегрированная в международные отраслевые сообщества, стандарты работы, объединения перевозчиков, бизнес-процессы с непрерывным информационным обменом всех участников [3].
Стоит отметить ряд кардинальных перемен, происходящих на рынке информационных технологий авиастроительной отрасли РФ, обусловленных отключением информационных систем зарубежных разработчиков.
Специалисты авиастроительной отрасли выделяют ряд ключевых проблем информационной направленности, связанных с санкционным давлением:
1. Прекращение оказания услуг информационной и технической поддержки иностранными провайдерами по работе с информационными ресурсами и системами, не имеющих отечественных аналогов.
2. Невозможность использования зарубежных СУБД, офисного и антивирусного программного обеспечения.
3. Невозможность использования специализированного программного обеспечения.
4. Сложности с обновлением зарубежного ПО до новейших лицензионных версий.
5. Сложности с приобретением зарубежного оборудования.
В марте 2022 года наблюдался стремительный уход с рынка зарубежных ИТ-поставщиков: Sabre (США), SAP (Германия), Lufthansa Systems (Германия), Jeppesen (США), IBM (США), Arinc (США), InForm (Германия), SITA (ES) ACARS. Исходя из хронологии событий, поставщики либо уже полностью ушли с российского рынка, либо прекратили поддержку своих сервисов.
Многие представители авиастроительной отрасли продолжают использовать иностранные системы. Например, среди клиентских операционных систем лидирующие позиции занимает MS Windows. Иностранные СУБД MS SQL Server, MS Access и Oracle также продолжают пользоваться определенным спросом.
На замену иностранным специализированным программным продуктам авиационной отрасли постепенно приходят отечественные аналоги. В Единый реестр отечественного ПО уже внесены такие программные продукты как: «OpenSky-3», «Кобра-2», «iFlightDoc», «iFlightDoc.CabinCrew», «Компас-3», «АИС УАБ»,
«Meridian Pro», «НАДЖЕТ», «Смарт-фьюэл», «Авиа-Бит», «ElectriCS Pro Авиация», «ВэбСкай» и многие другие.
На рынке операционных систем наиболее известными отечественными продуктами сегодня являются Astra Linux, Альт, РЕД ОС и ROSA. Astra Linux Special Edition —на данный момент самая защищенная операционная система на рынке: она полностью отвечает всем требованиям регуляторов до 1 уровня доверия и 1 класса защиты информации включительно. Именно поэтому данная операционная система используется во многих организациях государственного сектора и является подходящим вариантом для предприятий авиастроительной отрасли.
Стоит отметить ряд недостатков, недоработок отечественных операционных систем по сравнению с зарубежными аналогами. Особое внимание следует заострить на так называемой экосистеме смежных продуктов. Например, у иностранного гиганта Microsoft вокруг своей операционной системы выстроен целый ряд вспомогательных продуктов: служба каталога, централизованное управление, доставка софта, мониторинг и многое другое. Отечественные разработчики лишь недавно начали прорабатывать данную сферу. Немаловажным изъяном российских систем также является нестабильная работа программ, не поддерживаемых самой системой. Например, нельзя сказать, как себя поведет MS Office на РЕД ОС, даже если провести виртуализацию Windows. Заострить внимание следует и на состоянии отечественных дистрибутивов. Состояние Linux-дистрибутивов, например, не полностью соответствует современным мировым стандартам. На сегодняшний день Linux-дис-трибутивы не могут предложить ничего, кроме предустановленных приложений.
Отдельно хотелось бы выделить факт того, что отечественные цифровые сервисы имеют низкий уровень интеграции между собой, что усложняет процесс осуществления деятельности предприятий авиационной отрасли и, в конечном итоге, влияет на качество проделанной работы.
Сама по себе активизация деятельности отечественных разработчиков программных продуктов по внедрению своих разработок на внутренний рынок и их усовершенствованию - это шаг в верном направлении. Однако важно отметить, что отечественное ПО на данном временном промежутке уступает зарубежным аналогам по ряду функциональных составляющих. Например, в системах конечно-элементного расчета есть достойные российские продукты, которые пока уступают по функционалу и качеству зарубежным, но имеют огромный потенциал: АСКОН и T-Flex, а на рынке программных решений для разработки и моделирования технических объектов используются «Универсальный механизм», «Симантек» (SimInTech) и Fidesys.
По некоторым же направлениям у российских разработчиков нет достойных аналогов иностранным технологиям. В России пока нет конкурентоспособного по сравнению с западными решениями геометрического 3D-ядра, которое лежит в основе CAD/PLM. Именно поэтому проблема импортозамещения ПО стоит на повестке дня, при отсутствии ряда передовых систем невозможно создание конкурентоспособных конечных образцов техники в разумные сроки и за разумные деньги.
Федеральные программы по развитию авиастроительной отрасли
В целях совершенствования многих аспектов авиастроительной отрасли, среди которых находится повышение уровня цифрового суверенитета Российской Федерации, Правительство РФ своевременно утверждает комплексные программы по развитию авиации. Из действующих программ стоит выделить:
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2022 N 1693-р «Об утверждении комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года».
Программа является документом отраслевого планирования, синхронизированным с иными программными документами Российской Федерации, направленным на создание регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для устойчивого развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации [5].
Основными целями программы являются:
• Обеспечение авиатранспортной связанности регионов Российской Федерации и мобильности населения.
• Поддержание необходимого уровня безопасности полетов.
• Обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации.
Программа предполагает сохранение конкурентного рынка авиационных перевозок в Российской Федерации, в рамках которого осуществляется рыночное и техническое регулирование в целях обеспечения устойчивого развития экономики и защиты национальных интересов Российской Федерации.
2. Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» (ГП-17), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 303. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2021 г. № 480 госпрограмма утверждена в новой редакции.
В состав государственной программы входит ряд подпрограмм. В качестве развития технологической составляющей стоит отметить подпрограмму «Авиационная наука и технологии» и подпрограмму «Комплексное развитие отрасли» [6].
Программа предполагает решение следующего перечня задач:
• Создание организаций мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения.
• Создание научно-технического задела, обеспечивающего мировое лидерство в авиационных технологиях.
• Совершенствование нормативно-правового регулирования в области авиационной промышленности.
• Развитие кадрового потенциала авиационной промышленности.
• Продвижение продукции отечественной авиационной промышленности на внутренних и внешних рынках.
• Локализация современных производств ведущих иностранных авиастроительных компаний и импортоза-мещение.
Программа нацелена на сохранение статуса России как мировой авиационной державы, обеспечение авиационной промышленностью значительного вклада в валовой внутренний продукт страны, обеспечение пере-
хода экономики России на инновационный путь развития, формирование конкурентоспособных и прибыльных организаций мирового уровня в основных отраслях авиастроения, удовлетворение потребностей Российской Федерации в гражданских воздушных судах в значительной степени отечественными производителями.
Перспективные направления отраслевой промышленной политики по разработке и использованию АСУ в авиастроении
Очевидно, что доработка и разработка отечественных АСУ является оптимальным путем развития авиастроительной отрасли Российской Федерации по части программного обеспечения в сложившихся условиях.
Совершенствование уровня отечественных АСУ в авиастроении должно проходить в комплексе мероприятий, сфокусированных по основным направлениям разработок: расширение функционала АСУ и интеграция программных продуктов.
Расширение функционала АСУ должно основываться на потребностях в автоматизации бизнес-процессов предприятий авиастроения. Оптимальным для этого способом является постоянное взаимодействие авиастроительных предприятий в организациями - разработчиками специализированного ПО, в рамках которого будет производиться модернизация и оптимизация ПО с учетом потребностей заказчика [7].
Интеграция программных продуктов — это обмен данными между системами с возможной последующей их обработкой. Повышение уровня интеграции различных программных продуктов обеспечит лучшую кооперацию предприятий авиастроительной отрасли, что с учетом технологической сложности продукции является принципиальным условием повышения ее конкурентоспособности [8].
Выделим ряд мероприятий, способствующих повышению уровня интеграции между отечественными программными продуктами и содействующих расширению функционала российских АСУ.
1. Выстраивание политики взаимодействия разработчиков программного обеспечения. Интеграция программных продуктов должна закладываться на этапе разработки того или иного программного продукта. Необходимо выстраивать государственную политику в сфере цифрового развития, поощряющую взаимодействие компаний-разработчиков на этапе планирования.
2. Налаживание межотраслевых связей. Авиастроительная отрасль взаимодействует с целым рядом организаций и предприятий различных отраслей. Использование программных продуктов также должно учитывать особенности, обусловленные межотраслевым характером авиастроения. Межотраслевые контакты должны перерастать в интеграцию используемых программных продуктов для более чёткого понимания осуществляемых процессов.
3. Выращивание специализированных кадров. Развитие цифровых решений невозможно без участия высококвалифицированного персонала, специализирующегося на конкретной проблеме. Необходимо выстраивать государственную политику, способствующую появлению специалистов, понимающих важность и нюансы процессов совершенствования программных продуктов.
4. Использование опыта зарубежных компаний. Отказ от иностранных продуктов не должен нести за со-
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м «
бой отказ от полученного опыта в использовании иностранного ПО. Следует осознано подходить к процедуре анализа сильных сторон лидирующих компаний сферы разработки информационных технологий.
5. Стимулирование создания научно-технологического задела и новой высокотехнологичной продукции по перспективным направлениями развития отрасли.
6. Информатизация экономики и долгосрочный заказ на информационные технологии со стороны государства. Стимулированию развития производства отечественной продукции сферы информационных технологий должен способствовать ее долгосрочный заказ со стороны оборонно-промышленного комплекса и гражданского государственного сектора, а также крупных корпораций.
Комплексная реализация приведенных мероприятий должна способствовать повышению качества отечественных программных продуктов и содействовать развитию внутреннего рынка технологических решений для предприятий авиастроительной отрасли.
7. Панов Д. В., Ефимова Н. С., Новиков А.Н., Орлова А. Ф., Воленко А. К. Основные направления автоматизации бизнес-процессов при реализации проектов создания высокотехнологичной продукции / Экономика и управление: проблемы, решения, №4, т.5 (76), 2018. - с.83-94.
8. Соловьев, С. В. Преимущества и недостатки перехода на отечественное программное обеспечение / Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 211-213.
9. Сидоров С.Ю. Проблемы автоматизации бизнес-процессов научно-производственного предприятия // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» (URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015013488).
10. Tadviser: «Информационные технологии в гражданской авиации. Цифровая трансформация авиаотрасли» — Дата последнего обновления статьи: 04.02.2023. — (URL: https://www.tadviser.ru/a/400480).
11. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (URL: https://reestr.digital.gov.ru/).
со
CS
о
CS
ci
О Ш
m
X
<
m О X X
Заключение
Следует еще раз отметить важность использования АСУ в авиастроении. Постоянное развитие и совершенствование программного обеспечения - это ключ к достижению намеченных целей. В современных условиях перед Россией стоит важная задача поддержания конкурентоспособности и современности продукции предприятий авиастроения. Осуществление данной задачи должно происходить за счет формирования отраслевой промышленной политики, предполагающей реализацию комплекса мероприятий по налаживанию межотраслевых связей, выращиванию специализированных кадров, стимулированию создания научно-технологического задела и многих других ключевых процедур и процессов.
Литература
1. Горелиц Н.К., Песков Е.В. Анализ подходов системной инженерии при разработке сложных систем в авиационной отрасли. Тезисы докладов III Всероссийской научно-технической конференции «Моделирование авиационных систем», 2018г., стр. 231.
2. Калачанов В.Д., Ефимова Н.С., Новиков А.Н., Демин С.С. Обеспечение экономической безопасности при финансировании разработки авиационной продукции в авиастроительной отрасли. / Научный Вестник ГосНИИ ГА, №35(346), 2021. - с. 89-98.
3. Краснощеков Д.В., Горелиц Н.К., Песков Е.В. Аспекты управления требованиями при разработке программного обеспечения в авиационной отрасли. ИТ-Стандарт, no. 2, 2018 г., стр. 12-17.
4. Бондарь Д. Автоматизация и механизация самолетостроительного производства // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 22.11.2022. — (URL: https://spravochnick.ru/avtomatizaciya_tehnologicheskih_p rocessov/avtomatizaciya_i_mehanizaciya_samoletostroitel nogo_proizvodstva/).
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.06.2022 № 1693-р «Об утверждении программы развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года».
Formation of industrial policy with the use of automated control
systems in the aircraft industry Kalachanov V.D., Efimova N.S., Novikov A.N., Vysikantsev A.P.
St. Moscow Aviation Institute (National Research University)
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,
Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Automated control systems (ACS) they have long been an integral part of human activity of various directions. The use of modern effective software contributes to the achievement of the tasks set, forms the competitive advantages of individual enterprises and brings the development of industries to a fundamentally new level. To date, the aircraft industry of the Russian Federation has faced problems, primarily caused by the consequences of sanctions pressure from a number of foreign states and companies. Many foreign software developers refused to cooperate with domestic enterprises and left the Russian market of information products. Thus, the state is faced with the task of forming an industry policy involving the implementation of the process of import substitution and improving the development of domestic automated control systems in the field of aircraft construction. The article proposes a set of measures of sectoral industrial policy aimed at import substitution and improvement of automated control systems in the field of aircraft construction. Keywords: aircraft industry, industrial policy, software, automated control
systems, informatization. References
1. Gorelits N.K., Peskov E.V. Analysis of system engineering approaches in
the development of complex systems in the aviation industry. Abstracts of the III All-Russian Scientific and Technical Conference "Modeling of Aviation systems", 2018, p. 231.
2. Kalachanov V.D., Efimova N.S., Novikov A.N., Demin S.S. Ensuring
economic security when financing the development of aviation products in the aircraft industry. / Scientific Bulletin of GosNII GA, №35(346), 2021. - pp. 89-98.
3. Krasnoshchekov D.V., Gorelits N.K., Peskov E.V. Aspects of requirements
management in software development in the aviation industry. IT-Standard, No. 2, 2018, pp. 12-17.
4. Bondar D. Automation and mechanization of aircraft manufacturing //
Educational portal "Handbook". — Date of the last update of the article:
22.11.2022. — (URL: https://spravochnick.ru/avtomatizaciya_tehnologicheskih_processov/avt omatizaciya_i_mehanizaciya_samoletostroitelnogo_proizvodstva/).
5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 328 dated April
15, 2014 "On approval of the State Program of the Russian Federation "Development of Industry and improvement of its competitiveness".
6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1693-r dated
25.06.2022 "On approval of the Program for the development of the Air transport industry of the Russian Federation until 2030".
7. Panov D. V., Efimova N. S., Novikov A.N., Orlova A. F., Volenko A. K. The
main directions of automation of business processes in the implementation of projects for the creation of high-tech products / Economics and Management: problems, solutions, No. 4, vol.5 (76), 2018. - pp.83-94
8. Soloviev, S. V. Advantages and disadvantages of switching to domestic
software / Young scientist. — 2022. — № 21 (416). — Pp. 211-213.
9. Sidorov S.Yu. Problems of automation of business processes of a scientific
and production enterprise // Materials of the VII International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum" (URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015013488 ).
10. Tadviser: "Information technologies in civil aviation. Digital transformation
of the aviation industry" — Date of the last update of the article:
04.02.2023. — (URL:https://www.tadviser.ru/a/400480
11. Unified Register of Russian programs for electronic computers and databases (URL: https://reestr.digital.gov.ru /).