Научная статья на тему 'Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 8. Ранний железный век на Сардинии и Корсике'

Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 8. Ранний железный век на Сардинии и Корсике Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железный век / технология изготовления железа / ордер / этрусский храм / Iron age / iron manufacturing technology / order / Etruscan temple

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Забалуева Татьяна Рустиковна

В статье продолжается рассмотрение этапа развития архитектуры и строительного дела начала железного века в островных культурах Средиземноморья, в его западной части на примере острова Сардиния . Все памятники на этих территориях рассматриваются исключительно с позиций анализа архитектуры, выявляются самобытные черты, определяемые историей упадка нурагической культуры сардов и влияния вновь прибывших этрусков со стороны Аппенинского полуострова на остров Тевалару, который расположен в непосредственной близости к основной Сардинии. Анализируются черты угасающего бронзового века и нарождающегося железного века в их взаимопроникновении на Сардинии. Особое внимание уделяется влиянию этрусской цивилизации на цивилизационные традиции сардов. Сравнительный анализ проводится на примерах этрусских памятников в Италии. Это связано с ограниченными сведениями из археологической зоны этрусского поселения IX в. до н.э. на Теволаре, открытого только в 2018 г. Отмечается существенное опережение развития этрусской цивилизации по сравнению с цивилизацией сардов переходного периода к железному веку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Забалуева Татьяна Рустиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Mediterranean island architecture in historical retrospective. Part 8. Early iron age in Sardinia and Corsica

The article continues the consideration of the stage of development of architecture and construction at the beginning of the Iron Age in the island cultures of the Mediterranean, in its western part, using the example of the island of Sardinia. All monuments in these territories are considered from the viewpoint of architectural analysis, revealing original features, determined by the history of the decline of the Sardinian Nuragic culture and the influence of the newly arrived Etruscans from the Apennine Peninsula on the island of Tevolar, which is located close to the main Sardinia. Has been analyzed the features of the fading of the Bronze Age and Iron Age in their interpenetration in Sardinia. Particular attention is paid to the influence of the Etruscan civilization on the civilizational traditions of the Sardis. A comparative analysis of the examples from Etrussian monuments in Italy. This is due to limited information from the archaeological zone of the Etruscan settlement of the 9th century BC on Tevolar, discovered only in 2018. There is a significant advance in the development of the Etruscan civilization compared to the Sardian civilization of the transitional period to the Iron Age.

Текст научной работы на тему «Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 8. Ранний железный век на Сардинии и Корсике»

AMIT 3(64) 2023

Architecture and Modern Information Technologies. 2023. №3(64). С. 73-85

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Научная статья

УДК/UDC 72.031.1(292.462)

DOI: 10.24412/1998-4839-2023-3-73-85

Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 8. Ранний железный век на

Сардинии и Корсике

Татьяна Рустиковна Забалуева1

Научно-исследовательский Московский Государственный строительный университет,

Москва, Россия

trzabalueva@yandex.ru

Аннотация. В статье продолжается рассмотрение этапа развития архитектуры и строительного дела начала железного века в островных культурах Средиземноморья, в его западной части на примере острова Сардиния2. Все памятники на этих территориях рассматриваются исключительно с позиций анализа архитектуры, выявляются самобытные черты, определяемые историей упадка нурагической культуры сардов и влияния вновь прибывших этрусков со стороны Аппенинского полуострова на остров Тевалару, который расположен в непосредственной близости к основной Сардинии. Анализируются черты угасающего бронзового века и нарождающегося железного века в их взаимопроникновении на Сардинии. Особое внимание уделяется влиянию этрусской цивилизации на цивилизационные традиции сардов. Сравнительный анализ проводится на примерах этрусских памятников в Италии. Это связано с ограниченными сведениями из археологической зоны этрусского поселения IX в. до н.э. на Теволаре, открытого только в 2018 г. Отмечается существенное опережение развития этрусской цивилизации по сравнению с цивилизацией сардов переходного периода к железному веку. Ключевые слова: железный век, технология изготовления железа, ордер, этрусский храм Для цитирования: Забалуева Т.Р. Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 8. Ранний железный век на Сардинии и Корсике // Architecture and Modern Information Technologies. 2023. №3(64). С. 73-85. URL: https://marhi.ru/AMIT/2023/3kvart23/PDF/05 zabalueva.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2023-3-73-85

ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM

Original article

Formation of Mediterranean island architecture in historical retrospective. Part 8. Early iron age in Sardinia and Corsica

Tatiana R. Zabalueva1

National Research Moscow State Construction University, Moscow, Russia

1 © Забалуева Т.Р., 2023

2 Предыдущие статьи на тему: Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе: Часть 1 (Палеолит), Часть 2 (Ранний и средний неолит на Кипре), Часть 3 (Поздний неолит на Мальте), Часть 3, продолжение (Поздний неолит на Сардинии) в электронном журнале «Архитектон: известия вузов» №№ 47, 48, 49, 50; Часть 4. Халколит в журнале «AMIT» №1(38)2017, Часть 5. Период бронзового века - «AMIT» №1(42) 2018, Часть 6. Период бронзового века на Сардинии (Продолжение) - «AMIT» №3(48) 2019, Часть 7. Бронзовый век от Корсики до Крита - «АМ1Т» 1 (54) 2021, Часть 7. Период бронзового века от Корсики до Крита (Продолжение) - «^т» 2021. №4(57).

Abstract. The article continues the consideration of the stage of development of architecture and construction at the beginning of the Iron Age in the island cultures of the Mediterranean, in its western part, using the example of the island of Sardinia. All monuments in these territories are considered from the viewpoint of architectural analysis, revealing original features, determined by the history of the decline of the Sardinian Nuragic culture and the influence of the newly arrived Etruscans from the Apennine Peninsula on the island of Tevolar, which is located close to the main Sardinia. Has been analyzed the features of the fading of the Bronze Age and Iron Age in their interpenetration in Sardinia. Particular attention is paid to the influence of the Etruscan civilization on the civilizational traditions of the Sardis. A comparative analysis of the examples from Etrussian monuments in Italy. This is due to limited information from the archaeological zone of the Etruscan settlement of the 9th century BC on Tevolar, discovered only in 2018. There is a significant advance in the development of the Etruscan civilization compared to the Sardian civilization of the transitional period to the Iron Age.

Keywords: Iron age, iron manufacturing technology, order, Etruscan temple For citation: Zabalueva T.R. Formation of Mediterranean island architecture in historical retrospective. Part 8. Early iron age in Sardinia and Corsica. Architecture and Modern Information Technologies, 2023, no.3(64), pp. 73-85. Available at:

https://marhi.ru/AMIT/2023/3kvart23/PDF/05 zabalueva.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2023-373-85

Введение

Считается, что железный век приходит вслед за бронзовым. Однако железный век не просто сменил своего предшественника. Он зародился в самых глубинах бронзового века, который только к Х веку до н.э. придет к своему завершению. Процесс становления железного века растягивается почти на целое тысячелетие до I в. до н.э. Этот довольно короткий период по археологическим меркам оказался существенным для развития всей будущей цивилизации. На первом этапе новшества железного века переплетаются с устоявшимися традициями бронзового века и далеко не сразу занимают свое место в истории. Бронзовый век медленно отступает, давая возможность в корне измениться всей структуре цивилизации, сложившейся за предшествующий период в Средиземноморье.

Это с очевидностью представлено в произведениях Гомера. Если в «Илиаде» всего лишь два раза автор упоминает железное оружие, то в «Одиссее» железное оружие встречается существенно чаще, при этом, наряду с оружием из бронзы. Иначе говоря, первая начальная стадия железного века относится к гомеровскому периоду. Гесиод (VIII в. до н.э.), пожалуй, лучше всех представил периодизацию и описание этих веков. В его произведении «Работы и дни» присутствует отчетливое упоминание сначала о медном веке, а затем о железном веке [1]:

«Были из меди доспехи у них и из меди жилища, Медью работу свершали: никто о железе не ведал. Землю теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им».

П. Овидий Назон в своих «Метаморфозах» подхватывает идею такой периодизации. При этом автор скептически относится к железному веку, что с очевидностью ощущается в его произведении [2]:

«Третьим же после тех двух век медный явился на смену: Духом суровый он был, склонный к ужасающим браням, -Но не преступный еще. Последний же был - из железа. Тотчас тогда ворвалось в тот век наклонностей худших

Все нечестивое. Стыд убежал, и правда, и верность, И на их место тотчас появились обманы, коварство».

Немецкий историк Г. Миллер Карпе обосновывает свою периодизацию с учетом уже известных исследований крито-микенской культуры [3], а российские историки Б.Н. Граков и Л.Н. Корякова в своей периодизации опираются уже на радиоуглеродный метод, применяемый сегодня в археологии [4, 5]. Вообще проблемой периодизации железного века занимаются десятки ученых по всему миру.

Железный век на Сардинии по представленной периодизации профессором университета в Кальяри (Сардиния) Ф.Ц. Казулы [6] продолжался с Х в до н.э. до 238 г. до н.э. Период включает начальную стадию железного века Х-1Х вв. до н.э., связанную с упадком нурагической культуры, У!!!-У! вв. до н.э. - расцвет железного века, VI в. до н.э. -238 г. до н.э. - завершение железного века как поздненурагического периода, когда следов нурагической культуры уже практически не остается под натиском римской экспансии.

Название свое этот период получил в связи с распространившейся технологией выплавки железа из руды, его обработки и создания с помощью железа орудий труда, оружия, деталей корабельной оснастки, художественных изделий. При наличии в этот период широкого товарообмена во всем ареале Средиземноморья, эта технология достигла всех его уголков, но в разное время. Необходимо отметить, что саму технологию обработки железа привнесли хетты. Археологи находят железные изделия, датируемые 11-ым тысячелетием до н.э. Однако хетты довольно долго хранили секрет изготовления железа, и повсеместное распространение оно получило только в 1-ом тысячелетии до н.э.

Переходный период от бронзового века к железному

Культурные традиции конца бронзового века тесно переплетаются с новыми тенденциями в религии, архитектурно-строительном деле, художественном мастерстве начала железного века. Начиная с конца бронзового века, во многих местах на территории острова строятся дома не из камня, что было распространено в период нурагической культуры бронзового века, а из высушенного кирпича. Дома приобретают прямоугольную форму в плане, имеют несколько помещений, которые группируются вокруг внутреннего двора. Такой внутренний двор просматривается в руинах города Каррос конца бронзового -начала железного века (рис. 1). Важным фактором изменения внутренней планировочной организации поселений, которые в этот период можно назвать протогородскими поселениями, являлась новая политическая организация деревни. Как отмечает археолог Дж. Лиллиу, центром такого общественного устройства становится парламент деревни, состоящий из верхушки общины: наиболее влиятельных и старейших людей [7]. Для собраний по обсуждению значимых для сообщества вопросов необходимы были специальные места, оборудованные сидениями. Такие площадки для собраний часто входили в состав святилищ, поскольку в этих же местах могли осуществляться некоторые религиозные священнодействия (рис. 2).

В протогородских поселениях появились открытые пространства площадей и мощеных улиц. В святилище Санта-Виторриа ди Серри сохранились руины торговой праздничной площади (рис. 3). В поселениях также отводились специальные функциональные зоны, например, - зона мастерских по выплавке и обработке металлов, торговая зона и т.п. Так, в нурагическом комплексе Са Седда-и-сос-Каррос сохранился металлургический центр с литейным цехом, что подсказали археологам сохранившиеся железные шлаки, найденные при раскопках. Жилые дома оборудовались складскими помещениями и обеспечивались водой. Это подтверждается наличием акведука Греману. Правда, это единственный акведук этого периода, который был найден на Сардинии [8].

Рис. 1. Город Каррос конца Бронзового века

Рис. 2. Хижина общественных собраний. Санта-Витториа ди Серри

Рис. 3. Руины праздничной торговой площади в святилище Санта-Витториа ди Серри

Технические достижения в области обеспечения водой связаны, прежде всего, с устройством в поселениях как минимум колодцев, а в определенных случаях, как например, в Нураге Аррубиу - созданием сложного гидравлического устройства для дренажа воды. В конце бронзового века и начале железного века появляются круглые строения с бассейнами в центре. Вокруг бассейна устроены скамейки по всей окружности помещения. Примером такого сооружения может служить ритуальный фонтан Са Седда-э-Сос-Каррос, близ Олиены (рис. 4). По свинцовым трубам вода через устроенные в стенах протоны в форме головы барана поступала в бассейн. Помимо того, что эти сооружения несли некую ритуальную функцию, предположительно, они представляли собой еще и термальное сооружение. Иначе трудно объяснить скамьи, которые оказываются под потоками воды из протонов. Правда, воду можно было остановить на определенное время. В связи с культом воды и обеспеченностью водой населения необходимо вспомнить о ритуальных колодцах. Однако такие колодцы создавались на Сардинии еще в период расцвета нурагической культуры, что определило анализ этих сооружений в предыдущей статье цикла [9].

Рис. 4. Ритуальный фонтан Са Седда-э-Сос-Каррос, близ Олиены

Религия, общественное устройство и памятники архитектурно-строительного дела в период раннего железного века на Сардинии

Религия этого времени на Сардинии до прихода финикийцев, карфагенян и, тем более, римлян имела корни, связанные с общими традициями нурагической культуры, являлась религией плодородия, опиралась в основном на двух божеств: связанного с мужской силой Быка-Солнца и женской силой Воды-Луны. Для отправления религиозного культа жители Сардинии часто собирались вместе вокруг священной ямы, размещаясь на сидении в форме ступени, окружающей священное место. В некоторых священных местах, таких как Греману в Фонни, Серра-Орриос в Доргали и С'Арку'и-Форрос в Виллагранде-Стрисай были прямоугольные храмы с центральной святой комнатой, в которой, возможно, находился священный огонь (рис. 5).

Рис. 5. Священное место в С'Арку-э-Форрос в Виллагранде-Стрисай

Некоторые святилища были настолько большими, что могли служить одновременно нескольким кланам, населяющим большую часть острова. Таким огромным святилищем площадью в 20 гектаров было, например, святилище Санта-Виттория близ Серри. Этот комплекс включал одновременно религиозные и гражданские здания. Итальянский историк Д. Лиллиу считает, что именно в этом месте проживали основные кланы центральной части Сардинии [7]. Здесь они собирались для заключения коммерческих сделок, решения вопросов войны и мира, союзов между кланами. Здесь были жилые и общественные постройки, а также религиозные сооружения по типу священного «бассейна» Су-Романзесу (рис. 6). На Сардинии известно по меньшей мере двадцать таких многофункциональных комплексов, в том числе Санта-Кристина в Паулилатино.

Рис. 6. Священный «бассейн» Су-Романзесу

Одними из ярких памятников этого периода являются храмы мегаронного типа. Они в основном имели прямоугольную форму в плане, иногда, как в маленьком храме Мальчитту

в Арзакене, одна из стен могла иметь абсидиальную полукруглую форму [10]. Две боковые стены выдвинуты вперед в сторону входа (рис. 7).

Рис. 7. Мегаронный храм Дом Оргии в Эстерзили

Бронзовые статуэтки, хорошо сохранившиеся за столь продолжительное время, о многом рассказали ученым. Они изображали королей-вождей в плащах и с посохами, что дало повод представлять это сообщество теократией. Также скульптурные бронзовые изображения отражали и другие слои общества: шахтеров, ремесленников, музыкантов, воинов, как женщин, так и мужчин. Если основные общественные функции, по-видимому, исполняли мужчины, то жрицами были женщины. В одежде, оружии и предметах быта прослеживаются связи и взаимодействие с ровесниками средиземноморских цивилизаций. Так и в структуре мегаронных храмов чувствуется присутствие этого влияния. Храмы строятся по всей Сардинии. В некоторых местах, таких, например, как в огромном святилище С'Арку-э-сос-Форрос, было раскопано множество мегаронных храмов с изображением сложного растения. Самый большой и лучше всего сохранившийся сардинский храм мегаронного типа называется Дом-де Оргия в Эстерзили в С'Арку-э-сос-Форрос (рис. 8). Комплекс С'Арку-э-сос-Форрос являлся деревней-святилищем и был самым важным металлургическим центром острова. Кроме самого храма, в нем размещались другие культовые и жилые сооружения, металлургические мастерские, а также нураг. Сам храм состоял из двух частей. Одна часть относилась к среднему бронзовому веку, а вторая к переходному периоду от бронзового к железному веку. Внутри храма был обнаружен алтарь, украшенный скульптурными стилизованными человеческими лицами. Храм имел длину 17 м и был окружен теменосом, священной стеной.

В целом, на этом этапе общество на Сардинии имело устойчивую, подчиненную внутренней иерархии структуру. За счет налаженной навигации на кораблях, которые могли достигать длины в 15 м, осуществлялись самые широкие связи со всем Средиземноморьем. Металлургическое дело позволяло обогащаться сообществу.

Рис. 8. Храмовый комплекс С'Арку-э-сос-Форрос с мегаронным храмом Дом-де Оргия в Эстерзили

Этрусская экспансия на Сардинию

В X—IX веках до н.э. нурагическая культура начинает приходить в упадок. Замечательные памятники этого периода нураги, назначение которых в большой степени остается загадкой, перестают возводиться или их забрасывают, перестав использовать. Возможно, это связано с тем, что в начальный период железного века на Сардинии появляются представители другой цивилизации, ранней цивилизации этрусков или виллановианской культуры, как ее назвали археологи. Этруски появились на Сардинии, перебравшись из Италии, и привнесли свои культурные традиции, которые быстро стали вытеснять культуру нурагов. Таким образом, в этот период на Сардинии соседствуют сразу два народа, представляющие очень разные цивилизации.

Понятно, что основным народом, населяющим Сардинию, остаются автохтонные племена сардов, а вот на небольшом острове к северо-востоку, получившем название Таволара, археологи обнаружили этрусское поселение. Таволара находится на расстоянии всего в 200 км через Тирренское море от материковой Этрурии. В целом этрусские поселения вне Италии встречаются достаточно редко и чаще всего они относятся к закату этой цивилизации. Археологами на Теволаре в 2018 году было обнаружено редчайшее поселение этрусков переходного периода от бронзового века к железному — IX века до н.э. Поселение находится в состоянии начала раскопок, поэтому сведения о нем пока практически отсутствуют. Однако последние археологические находки говорят о значительном сходстве памятников этрусской культуры на Теволаре и в городах материковой Этрурии Тархна (ныне Тарквиния) и Каисра (Черветери). Таким образом, можно соотнести, например, этрусскую гробницу тумулос в Черветери с раскопами на Теволаре (рис. 9). Очевидно, что этруски умели преодолевать довольно значительный пролет в покрытии с помощью каменного свода, засыпанного землей. Таких решений на самой Сардинии нет, что говорит о более прогрессивной строительной технике этрусков.

Возможно, после длительных раскопок на Таволаре удастся найти элементы прекрасных фресок этрусских мастеров (рис. 10), или примеры погребальной скульптуры с блестящим изображением фигуры человека, ее пропорций, движения героев скульптурного изображения и тонких деталей кистей их рук с попыткой отразить портретное сходство в лицах погребенных в саркофаге людей (рис. 11).

Рис. 9. Этруская гробница тумулос в Черветери

Рис. 10. Фрески этрусской гробницы Тарквинии. Италия

Рис. 11. Этрусская погребальная скульптура. Семейный саркофаг, вилла Джулия. Рим

И особенно существенно отличается от нурагической архитектура этрусков. Их храмы представляют собой блестящие образцы художественной трактовки стоечно-балочной ордерной системы на начальном этапе ее освоения (рис. 12). Несмотря на то, что храмы приземисты и просты по планировочной структуре (пронаос с портиком из двух рядов колонн и одно небольшое помещение целлы), храм представляет пример здания со скатным покрытием на опорах в виде колонн. То есть, присутствует балочное пролетное перекрытие здания, что представить в архитектуре нурагического периода Сардинии просто невозможно.

Рис. 12. Реконструкция этрусского храма по описанию Витрувия и по данным раскопок

Этруски строили из глины и дерева, поэтому их здания не сохранились, и представлять архитектуру этрусков приходится по описаниям Витрувия и данным раскопок. Реконструкция на рис. 13 позволяет представить великолепный цветной декор, украшающий этрусский храм.

Рис. 13. Реконструкция фрагмента этрусского храма по Витрувию

Если в результате раскопок удастся получить более широкие сведения об этрусской культуре на острове Теволара, то можно с уверенностью сказать, что эти результаты только подтвердят более высокий уровень развития этрусской цивилизации по сравнению

с культурой Сардинии переходного периода. Из этого неизбежно следует, что народы Сардинии могли многое заимствовать у этрусков, и это проявится в последующий период финикийской экспансии с IX по VI в. до н.э., что предстоит рассмотреть в дальнейшем исследовании и представить в следующей статье.

Начало периода железного века на Корсике

О начальном периоде железного века на Корсике сохранилось мало сведений. Железный век здесь датируется 700-100 гг. до н.э., и основные свидетельства относятся к периоду экспансии на остров этрусков, греков, карфагенян с о. Сардиния и, наконец, римлян. Можно сказать, что железный век на Корсике представлен периодом своего расцвета и связан с культурами, привнесенными на остров другими народами Средиземноморья, что мы попытаемся рассмотреть в предстоящей статье, посвященной развитому железному веку как на Сардинии, так и на Корсике.

Выводы

После рассмотрения периода зарождения железного века на Сардинии при очевидной широкой связи различных островных культур Средиземноморья между собой можно с уверенностью сказать, что на этом этапе при всех технических новшествах, которые были достигнуты на острове, развитие культуры сардов уступает опережающему цивилизационному витку развития восточного Средиземноморья с его крито-микенской культурой на Крите и Кикладском архипелаге. Уже в период бронзового века там были созданы дворцовые комплексы и городские образования, применена богатая стенная роспись, существовало водоснабжение и канализация городов, был развит мореходный, военный и торговый флот и многое другое. Проведенное исследование позволяет сказать, что архитектура и строительное дело на Сардинии оставалось в рассматриваемый период достаточно упрощенным, отсутствовали пролетные строения, не сформировались дворцовые комплексы. Весь уклад жизни тяготел, в лучшем случае, к раннему бронзовому веку центрального и восточного Средиземноморья.

Одним из факторов, затрудняющим анализ архитектурно-строительного дела на Сардинии и Корсике этого периода, является плохая сохранность памятников, связанная с постоянной экспансией других народов, которые привносили свою культуру, часто не сохраняя, а разрушая автохтонные строения сардов, предлагая более совершенные технологии и собственные традиции. Это сказалось уже на следующем этапе развития железного века на островах.

Источники иллюстраций

Рис. 1. URL:

https://upload.wikimedia.Org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/Sos Carros 2.JPG/1200px-Sos Carros 2.JPG (дата обращения 12.01.2023). Рис. 2. URL:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Santa Vittoria di Serri capanna delle ri unioni federali.jpg (дата обращения 12.01.2023). Рис. 3. URL:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/Santa Vittoria di Serri capanna delle ri unioni federali.jpg (дата обращения 15.02.2023). Рис. 4. URL: https://www.sardinianatour.com/wp-

content/uploads/fonte sacra sa sedda e sos carros oliena giselanto wi cc by sa.jpg (дата обращения 15.02.2023). Рис. 5. URL:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3b/Arcu e is Forros.jpg/1280px-Arcu e is Forros.jpg (дата обращения 15.02.2023).

Рис. 6. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/da/Bitti -Complesso nuragico di Romanzesu (05).JPG (дата обращения 15.02.2023).

Рис. 7. URL:

https://upl0ad.wikimedia.0rg/wikipedia/c0mm0ns/thumb/f/fc/D0mu de orgia.jpg/600px-Mapcarta.jpg (дата обращения 15.02.2023). Рис. 8. URL:

https://upl0ad.wikimedia.0rg/wikipedia/c0mm0ns/thumb/7/79/C0mpless0 Nuragic0 %22S%27A rcu %27e Is F0rr0s%22 Villagrande Strisaili 23 11 2014 maurizip aresu.jpg/1200px-C0mpless0 Nuragic0 %22S%27Arcu %27e Is F0rr0s%22 Villagrande Strisaili 23 11 2014 mauriziQ aresu.jpg (дата обращения 04.03.2023). Рис. 9. URL:

http://d0st0yanieplaneti.ru/media/k2/items/cache/11e67df7a25e08580ba8f841a9716bdb XL.jpg (дата обращения 04.03.2023).

Рис. 10. URL: https://sarl0gistik.ru/wp-c0ntent/upl0ads/2014/02/gr0bnica-le0pard0v.ipg (дата обращения 04.03.2023). Рис. 11. URL:

https://i.pinimg.c0m/0riginals/a3/e3/c0/a3e3c052a7313496078c98f33227544a.ipg (дата обращения 04.03.2023). Рис. 12. URL: https://s1.slide-

share.ru/s slide/f36096804d44f9d7f1a6b93539140ac4/946175a2-30d9-422b-a5c0-0a1ca511c7dc.jpeg (дата обращения 04.03.2023). Рис. 13. URL: https://s0.slide-

share.ru/s slide/a57c16c36de064e7b368d6efd4a729a0/56be818d-7b38-42f2-8754-20981ea68c06.ipeg (дата обращения 04.03.2023).

Список источников

1. Гесиод. Работы и дни. Пер. В.В. Вересаева. По книге «Эллинские поэты» серии «Библиотека античной литературы», 1927. Москва, 1963, стихи 150-151, 176-178.

2. Овидий Назон П. Метаморфозы. Пер. С.В. Шервинского. Москва, 1937, кн. 1, стихи 125-131.

3. Hermann Müller-Karpe, Beiträge zur Chronologie der Urnenfelderzeit nördlich und südlich der Alpen. Berlin, 1959. Дополнения к хронологии эпохи полей погребальных урн к северу и югу от Альп. URL: http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:bsz:16-bjb-770916

4. Граков Б.Н. Ранний железный век (Культуры Западной и Юго-Восточной Европы). Москва: Изд-во Московского университета, 1977. 234 с. URL: https://www.archaeolog.ru/media/books 1970s/grakov 1977.pdf

5. Корякова Л.Н. Железный век в системах хронологических периодизаций // Археология раннего железного века Евразии. Екатеринбург, 2002.

6. Казула Ф.Ц. История Сардинии. Сассари: Изд-во Карло Дельфино, 2000. 47 с.

7. Giovanni Lilliu. "Al tempo dei nuraghi". La civiltà in Sardegna nei secoli. Турин: ERI, 1967. р. 22.

8. Rendeli Marko; Moravetti A.; Melis P.; Foddai L.; Alba E. (eds.). La Sardegna nuragica Storia e Monumenti. Sassari: Carlo Delfino Editore, 2017.

9. Забалуева Т.Р. Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 6. Период бронзового века на Сардинии (Продолжение) // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. №3(48). С. 92-104. URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/3kvart19/PDF/09 zabalueva.pdf

10. Забалуева Т.Р. Формирование островной архитектуры средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 6: период бронзового века на Сардинии //

Architecture and Modern Information Technologies. 2019. №1(46). С. 111-123. URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/PDF/08 zabalueva.pdf

References

1. Gesiod. Raboty i dni. Per. V.V. Veresaeva. Po knige "Ellinskie poety" serii "Biblioteka antichnoj literatury" [Jobs and days. Translation by V.V. Veresaeva. Based on the book "Hellenic poets" series "Library of Ancient Literature", 1927]. Moscow, 1963, pp.150-151, 176-178.

2. Ovidij Nazon P. Metamorfozy. Per. S.V. SHervinskogo, kn. 1 stihi [Metamorphoses. Translation by S.V. Shervinsky]. Moscow, 1937, book1, poems, pp. 125-131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Hermann Müller-Karpe, Beiträge zur Chronologie der Urnenfelderzeit nördlich und südlich der Alpen. Berlin, 1959. Available at: http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:bsz:16-bjb-770916

4. Grakov B.N. Rannij zheleznyj vek (Kul'tury Zapadnoj i YUgo-Vostochnoj Evropy) [Early Iron Age (Cultures of Western and Southeastern Europe)]. Moscow, 1977, 234 p. Available at: https://www.archaeolog.ru/media/books 1970s/grakov 1977.pdf

5. Koryakova L.N. ZHeleznyj vek v sistemah hronologicheskih periodizacij [Archeology of the Early Iron Age of Eurasia]. Ekaterinburg, 2002.

6. Kazula F.C. Istoriya Sardinii/ [History of Sardinia]. Sassari, 2000, 47 p.

7. Lilliu Giovanni "Al tempo dei nuraghi". La civilta in Sardegna nei secoli. Turin, ERI, 1967, p. 22.

8. Rendeli Marco; Moravetti A.; Melis P.; Foddai L.; Alba E. (eds.). La Sardegna nuragica Storia e Monumenti. Sassari: Carlo Delfino Editore, 2017.

9. Zabalueva T. Formation of Mediterranean Island Architecture in Historical Retrospective. Part 6. The Period of Bronze Age on Sardinia (Continuation). Architecture and Modern Information Technologies, 2019, no. 3(48), pp. 92-104. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2019/3kvart19/PDF/09 zabalueva.pdf

10. Zabalueva T. Historical Retrospective of Formation of the Mediterranean Island Architecture. Part 6. The Period of Bronze Age on Sardinia. Architecture and Modern Information Technologies, 2019, no. 1(46), pp. 111-123. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/PDF/08 zabalueva.pdf

ОБ АВТОРЕ

Забалуева Татьяна Рустиковна

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Архитектура», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия trzabalueva@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR Zabalueva Tatiana R.

PhD of Technical Sciences, Docent of the Department «Architecture», National Research

Moscow State Construction University, Moscow, Russia

trzabalueva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.