Научная статья на тему 'Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 7. Бронзовый век от Корсики до Крита (продолжение)'

Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 7. Бронзовый век от Корсики до Крита (продолжение) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
минойская культура / ордер / бронзовый век / градостроительное решение / Minoan culture / order / bronze age / urban planning solution

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татьяна Рустиковна Забалуева

В статье продолжается рассмотрение завершающего этапа развития архитектуры и строительного дела бронзового века в островных культурах Средиземноморья, в его восточной части на примере городов-государств на острове Крит, а также Микен, расположенных в восточной части полуострова Пелопоннес. Все памятники на этих территориях рассматриваются исключительно с позиций анализа архитектуры, выявляются самобытные черты, определяемые историей развития разных островных культур, результатами природных катаклизмов и спецификой расположения островов в Средиземном море. Анализируется формирование художественного творчества в архитектуре на примерах симбиоза архитектуры и изобразительного искусства. Особое внимание уделяется развитию градостроительных образований как новому явлению в области архитектуры древнейших цивилизаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Mediterranean island architecture in historical retrospective. Part 7. The bronze age from Corsica to Crete (continuation)

The article continues the consideration of the final stage in the development of architecture and construction in the bronze age in the island cultures of the Mediterranean in its eastern part using the example of city-states on the island Crete, and also Mycenae, located in the eastern part of the Peloponnese peninsula. All monuments in these territories are considered solely from the standpoint of the analysis of architecture, identifies the original features determined by the history of the development of different island cultures, the results of natural disasters, and the specifics of the location of the islands in the Mediterranean. The formation of artistic creativity in architecture is analyzed using examples of the symbiosis of architecture and fine arts. Particular attention is paid to the development of urban formations as a new phenomenon in the field of architecture of ancient civilizations.

Текст научной работы на тему «Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 7. Бронзовый век от Корсики до Крита (продолжение)»

Architecture and Modern Information Technologies. 2021. №4(57). С. 134-153

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Научная статья

УДК/UDC 72.031.1(292.462)

DOI: 10.24412/1998-4839-2021 -4-134-153

Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 7. Бронзовый век от Корсики до Крита (продолжение)

Татьяна Рустиковна Забалуева1

Научно-исследовательский Московский Государственный строительный университет,

Москва, Россия

trzabalueva@yandex.ru

Аннотация. В статье2 продолжается рассмотрение завершающего этапа развития архитектуры и строительного дела бронзового века в островных культурах Средиземноморья, в его восточной части на примере городов-государств на острове Крит, а также Микен, расположенных в восточной части полуострова Пелопоннес. Все памятники на этих территориях рассматриваются исключительно с позиций анализа архитектуры, выявляются самобытные черты, определяемые историей развития разных островных культур, результатами природных катаклизмов и спецификой расположения островов в Средиземном море. Анализируется формирование художественного творчества в архитектуре на примерах симбиоза архитектуры и изобразительного искусства. Особое внимание уделяется развитию градостроительных образований как новому явлению в области архитектуры древнейших цивилизаций.

Ключевые слова: минойская культура, ордер, бронзовый век, градостроительное решение

Для цитирования: Забалуева Т.Р. Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть 7. Бронзовый век от Корсики до Крита (продолжение) // Architecture and Modern Information Technologies. 2021. №4(57). С. 134-153. URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/4kvart21/PDF/08 zabalueva.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021 -4-134-153

ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM

Original article

Formation of Mediterranean island architecture in historical retrospective. Part 7. The bronze age from Corsica to Crete

(continuation)

Tatiana R. Zabalueva

National Research Moscow State Construction University, Moscow, Russia trzabalueva@yandex.ru

1 © Забалуева Т.Р., 2021

2 Предыдущие статьи на тему: Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе: часть 1 (палеолит), часть 2 (ранний и средний неолит на Кипре), часть 3 (поздний неолит на Мальте), продолжение часть 3 (поздний неолит на Сардинии), см. в электронном журнале «Архитектон: известия вузов» №№ 47, 48, 49, 50; часть 4. Халколит см. в журнале «AMIT» №1(38); часть 5. Период бронзового века - «AMIT» №1(42) 2018; часть 6. Период бронзового века на Сардинии (продолжение) - «AMIT» №3(48) 2019.

Abstract. The article continues the consideration of the final stage in the development of architecture and construction in the bronze age in the island cultures of the Mediterranean in its eastern part using the example of city-states on the island Crete, and also Mycenae, located in the eastern part of the Peloponnese peninsula. All monuments in these territories are considered solely from the standpoint of the analysis of architecture, identifies the original features determined by the history of the development of different island cultures, the results of natural disasters, and the specifics of the location of the islands in the Mediterranean. The formation of artistic creativity in architecture is analyzed using examples of the symbiosis of architecture and fine arts. Particular attention is paid to the development of urban formations as a new phenomenon in the field of architecture of ancient civilizations. Keywords: Minoan culture, order, bronze age, urban planning solution For citation: Zabalueva T.R. Formation of Mediterranean island architecture in historical retrospective. Part 7. The bronze age from Corsica to Crete (continuation). Architecture and Modern Information Technologies, 2021, no. 4(57), pp. 134-153. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2021/4kvart21/PDF/08 zabalueva.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-4134-153

В предыдущей статье3 рассматривалась архитектура островных цивилизаций в основном Западного и Центрального Средиземноморья, начиная с Островов Сардиния и Корсика, а также Липарского архипелага и острова Санторини или Тиры Кикладского архипелага [1]. Следующим этапом на пути становления бронзового века на островах Средиземноморья является минойская культура, получившая свое развитие на Кикладских островах, что мы частично уже проследили на примере Тиры, а также на острове Крит и южной оконечности полуострова Пелопоннес. Если говорить о минойской культуре в целом, то неизбежно приходится обратиться к Кносскому дворцу на острове Крит и к Микенам. О Кносском дворце так много написано [2], начиная с самого Артура Эванса, профессионального археолога, исследовавшего этот памятник, что в небольшой статье невозможно уделить этому памятнику должного внимания. А вот немного о Микенах [3] и, особенно, о тех дворцах Крита [4], которые не столь широко освещаются и не столь основательно восстанавливались, стоит поговорить в нашем исследовании.

Конечно, к воссозданию Кносского дворца можно относиться по-разному. Среди профессионалов существуют разные точки зрения на эту работу, проведенную Артуром Эвансом. Но нельзя не отметить, что поднятые им из руин фрагменты архитектуры дворца позволяют приблизиться к более образному осознанию эпохи строительства, представлению грандиозности для своего времени созданного произведения архитектуры. Это помогает современному человеку, не специалисту, приобщиться через реалистичность не столь больших, но ярких восстановленных фрагментов дворца к тому времени, которое в основном представлено сегодня руинированными остатками подобных сооружений. А это столь же важно, как и профессиональные исследования, т.к. связывает современность с прошлым человечества, дает опору для правильного отношения к настоящему времени, позволяет провести параллели и вычленить корни современной культуры.

Итак, не будем подробно останавливаться на самом крупном и замечательном памятнике архитектуры Бронзового века на Крите - Кносском дворце, - отметим только одно. С помощью реконструкций можно увидеть зарождение в это время ордерной системы (рис. 1) в эгейской культуре. Опыт создания в Кносском дворце «перевернутого» ордера или ордера, в котором колонна расширяется кверху, представляется сегодня несколько странным или даже абсурдным, т.к. противоречит законам механики. Однако этому есть очень простое объяснение. Воспроизведению ордера в камне предшествовало использование деревянной конструкции, а именно - ствола дерева в качестве опоры. При

3 Предыдущая статья Часть 7 Период бронзового века от Корсики до Крита - «AMIT» №3(48) 2019.

этом всякий ствол имеет расширение вниз, к корневой системе. Поэтому ствол переворачивали комлем вверх, и в месте развилки на отдельные корни сразу получали развитую опору для размещения балок перекрытия. Это было практично, т.к. облегчало крепление балки в разветвлении ствола. Такое решение, скорее всего, и послужило прототипом для Кносской колонны. Новое явление в архитектуре - ордерная система, т.е. художественное осмысление стоечно-балочной системы, - едва ли не самая главная и важная примета минойской цивилизации в Средиземноморье.

Рис. 1. Восстановленный Кносский дворец: фрагмент Северного входа

Оставим прекрасный Кносский дворец, в котором царствовал Минос (по легенде - сын Зевса и Европы) и попробуем обратить свое внимание на три другие достопримечательности бронзового века на Крите - это дворцы в Фесте, в Малии и в като-Закросе [5]. Именно Фест, соперничающий с близлежащей Гортиной, стал наиболее крупным центром на Крите с двумя торговыми портами - Матала и Комм. Большое значение города подчеркивается упоминанием его в произведениях античных авторов, таких как Диодор, Страбон, Павсаний и даже Гомер («Илиада» II, 648). Фест разместился на сравнительно высоком холме (ок. 100 м над уровнем моря), окруженном горами. По мифологии, в Фесте царствовала династия Радаманфа, сына Зевса и Европы, брата Миноса. При этом дворец в Фесте представляет собой несколько иную постройку [3], чем Кносский дворец правителя Миноса. Дворец разрушался землетрясениями так же, как дворец в Кноссе, и трижды восстанавливался. Его первый вариант (старого дворца) составлял 18 000 м2. При этом, если Миносом и последующими перестройками был создан воистину лабиринт (рис. 2), вполне соответствующий мифам об Одиссее и Ариадне, то дворец в Фесте предстает как более органичное сооружение, которое объединило в себе две вполне самостоятельные части (рис. 3). Несмотря на то, что последняя третья реконструкция дворца в Фесте по общей территории намного меньше, всего 8600 м2, чем площадь Кносского, у которого площадь первого, наиболее древнего дворца составляла 20 000м2, тем не менее понятно, что это достаточно внушительное строение. Однако при сравнении с Кноссом этот дворец имеет несравненно лучше организованную и понятную планировку.

На планах можно видеть, что в Фесте, также как и в Кносском дворце, все помещения группируются вокруг главного внутреннего двора. При том, что дворец имеет принципиально разные по времени возведения две части: старую (рис. 4) и новую, разделенные стеной между пропилеями нового дворца и кладовыми старого, общее планировочное решение не пострадало. На плане это деление читается, но организация пространства при этом и функциональное зонирование дворца представляют собой стройную структуру, в которой нет необходимости плутать, как в лабиринте. Глядя на план, можно добавить расшифровку многих более мелких помещений, однако даже при

обозначении самых главных помещений можно легко обнаружить отчетливое функциональное зонирование с организацией личных зон царя и царицы в северной части дворца и сформированную зону подсобных, хозяйственных и культовых помещений в старой части. Производственные гончарные мастерские вообще отнесены в восточную нежилую и не представительскую часть комплекса. По дворцу легко перемещаться, для чего созданы коммуникационные прямые и широкие коридоры (рис. 5), связывающие функциональные зоны. Таким образом, планировочная структура дворца в Фесте намного превосходит запутанную планировку Кносского дворца.

Рис. 2. План дворца в Кноссе (1 - Западный двор, 2 - дорога процессий, 3 - «Бублики», 4 - Западный вход, 5 - коридор процессий, 6 - южный дом, 7 - ступенчатый портик, 8 - Южные пропилеи, 9 - южный вход, 10 - южный вход, 11 - дорога процессий, 12 - большие ступени, 13 - территория храма Реи, 15 - западные склады, 20 -центральный двор, 21 - сокровищница святилища, 22 - крипты Пилястров, 25 - Прихожая, 26 - тронный зал с бассейном для очищений, 27 - святилище, 28, 29 - мегарон царя, 32 -бассейн для очищений, 34 - мегарон царицы, 35 - царские покои, 36 - мастерская резчика по камню,

37 - мастерская гончара, 38 - двор Каменного отверстия, 39 - северный бассейн для очищений, 41 - большой восточный зал, 42 - коридор тупиков, 43 - коридор Затрикия, 44 - Таможня, 45 - северный вход, 46 - Северо-западные пропилеи, 47 - северный бассейн для очищений, 49 - театр)

I I I_I

О 10 20 30.4

Рис. 3. План дворцового комплекса в Фесте (1 - дорога процессий, 2 - театр, 3 - лестница пропилей нового дворца и западные пропилеи, 4 - кладовые, 5 - коридор, 6 - центральный двор, 7 - двор нового дворца, 8 - зал царицы, 9 - мегарон царя, 10 - бассейн для очищений старого дворца)

Рис. 4. Фрагменты старого дворца Феста

Рис. 5. Широкие коридоры дворца в Фесте

Раскопками занимались Ф. Хальбхерр, Л. Пернье и Д. Леви. Первый дворец был построен ок. 1900 г. до н.э., в 1700 г. до н.э. он был разрушен землетрясением и снова отстроен, хотя и новый дворец постигла та же участь. Не смотря на столь печальные разрушительные последствия, Фест восстанавливался и оставался процветающим городом в архаическую, классическую и даже эллинистическую эпоху. Однако столь впечатляющих археологических и восстановительных (по Эвансу) работ не осуществлялось. Поэтому состояние города и дворца абсолютно руинированное, и составить хоть какое-то образное впечатление от его архитектуры трудно (рис. 6, 7).

Рис. 6. Руины дворца в Фесте

Рис. 7. Фрагмент руинированных остатков помещений дворца в Фесте

А что же Малия? В целом, дворец в Малии входит в плеяду минойских дворцов Крита. Однако он проще и меньше (рис. 8). Его раскопками занимался с 1915 года И. Ходзидакис, сегодня раскопки продолжаются. Дворец постигла та же участь, что и другие дворцы Крита. Построенный старый дворец, который занимает северо-западную часть, около1900 года был разрушен землетрясением, отстроился заново и снова был разрушен около1450 года. Планировочное решение похоже на дворец в Фесте. Также как два его собрата на острове, дворец имеет большой внутренний двор и очень логичное деление на схожие с Фестом функциональные зоны.

Рис. 8. План дворца в Мали (1 - главный вход, 2 - внутренний двор, 3 - гипостильный зал, 4 - цистерны, 5 - склады)

Во дворце не было найдено красивых росписей, однако его отличает большое количество пифосов (рис. 9) и археологических находок: скипетр с набалдашником в виде леопарда, кинжал, длинный меч, глиняные сосуды, курильница благовоний и другая культовая утварь, также культовые знаки, начертанные на двух прямоугольных колоннах в виде двойной секиры, трезубца и звезды. Эти артефакты и несколько помещений, отданных под осуществление священных ритуалов, крипта, два помещения святилища говорят о том, что во дворце соблюдали религиозный культ, причем посвящали ему значительную часть своего времени. Особенностью всех дворцов-городов Крита является то, что ни в одном не было найдено отдельно стоящих культовых зданий, что говорит о том, что правитель был одновременно и главным жрецом в сообществе.

Рис. 9. Огромные пифосы для хранения зерна, масла, вина во дворце в Малии

Интересным явлением, которое присутствует также и во дворце в Фесте, являются ступени, служащие сиденьями при театрализованных представлениях, что, конечно, стало совершенно новым явлением в перечне функциональных зон, свойственных любым градостроительным образованиям этого периода (рис. 10). Появляется новая социальная функция, и для нее специально создается зона театральных развлечений. Развитие этого явления в архитектуре мы увидим в античной Греции, хотя в Кноссе, где археологи определили обширную площадь с окружающими ее лестницами как театральную площадь, эта тенденция уже наметилась [2].

Рис. 10. Дворец в Малии. Лестница, которая служила сиденьями в дни представлений на театральной площади

В процессе археологических реконструкций во дворце в Малии удалось воссоздать систему перекрытий, т.к. дворец был двухэтажным (рис. 11). На фото видны основные несущие балки и уложенные поперек мелкие балочки настила, по которому устраивалось напольное покрытие. В левом верхнем углу фото видны гнезда для опирания несущих балок на стену. Сохранились примеры кладки стен и столбов из крупных блоков (рис. 12). Это уже не бутовая кладка, а возведение несущих конструкций из хорошо отесанных и отшлифованных каменных блоков. Плиты напольного покрытия также имеют хорошо обработанную лицевую поверхность, что повышало комфортность перемещения по помещениям. Особенно необходимо отметить наличие целого парка круглых цистерн для хранения зерна, вина, масла и других продуктов, что сразу выделяет план дворца и придает ему характерные черты.

Рис. 11. Фрагмент восстановленного перекрытия во дворце в Малии

Рис. 12. Опорные столбы из хорошо отесанных блоков во дворце в Малии

Невозможно не упомянуть совсем мало освещаемый в литературе четвертый дворец Крита минойской эпохи - Като-Закрос. Он был построен в 1600 г. до н.э. и разрушен в 1450 г. до н.э. Этот памятник включает не только сам дворец, но и жилые постройки, которые были найдены вблизи него на склонах холма. В этом месте археологами было обнаружено очень много артефактов, хранящихся сегодня в музее Гераклеона. Среди них и пифосы, и

культовая утварь, и таблички с линейным письмом, и кубки для вина, и кухонная утварь. Все эти находки помогли определить назначение многих помещений от царских покоев до святилища и архива, и даже кухни. Археологические находки дали возможность разобраться более подробно и точно с планировочной структурой комплекса (рис. 13). На рисунке видно, что сам дворец находится в нижней части плана, а с северной стороны присутствуют многочисленные постройки, причем, скорее всего, знати, т.к. дома многокомнатные, т.е. не для бедного сословия. Сам же дворец имеет правильную планировочную структуру мегаронного типа, все помещения строго выдержанной геометрической формы сгруппированы вокруг открытого двора. Такая организация, не смотря на то, что дворец меньше своих собратьев, говорит о высоком мастерстве его создателей. Именно этот дворец площадью в 8000 м2 предстает как наиболее совершенное сооружение своей эпохи.

Рис. 13. План дворца с примыкающей застройкой Като Закрос

И в завершении нашего исследования невозможно обойти юг п-ва Пелопоннес с дворцом в Микенах, который также относится к минойской культуре бронзового века и связан как общей историей развития этой культуры, так и традициями архитектурно-строительного дела с уже рассмотренными дворцами острова Крит. Полуостров сегодня фактически является островом, т.к. Коринфский перешеек прорезан каналом и отделил Пелопоннес от материковой Греции. Да и в древние времена бронзового века лишь этот перешеек соединял его с основной частью Греции. Микены расположены в восточной части полуострова и тяготели к уже сложившейся минойской цивилизации на Крите. Заимствуя многие черты соседей, Микены продолжили развитие минойской цивилизации на последнем этапе бронзового века при переходе в античный период развития материковой Греции. Микены, как, наверное, никакой из минойских дворцов, овеяны древними

легендами и мифами [6]. И сегодня мы ощущаем жизнь в Микенах через мифологических и полулегендарных героев, таких как Агамемнон, его жена Клитемнистра, о которых узнаем из произведений Гомера и Эсхила. По легенде, город был заложен Персеем, сыном Зевса и Данаи, и с XVII по XIII вв.

до н.э. стал самым крупным городом Греции и близ лежащих островов [7]. Во времена царствования Атрея Микены прославились жестокостью этого правителя, который накормил соперника-брата мясом его сыновей. Так началось царствование злосчастного рода Атридов, заслужившего гнев богов. Агамемнон, сын Атрея, герой Троянской войны, воспетый Гомером, бесславно погибает от руки собственной жены Клитемнистры и ее возлюбленного Эгиста. За отца отомстил сын Орест, убивший свою преступную мать и вынужденный покинуть цитадель [8]. Предполагаемые могилы Клитемнистры и Эгиста можно увидеть за пределами стены, опоясывающей город. Так бесславно закончился род Атридов, а вскоре завершится и расцвет Микен. К XIII веку до н.э. Микены будут покорены дорийцами, и минойская цивилизация уйдет с театра истории, оставив современникам сильно разрушенный войнами и землетрясениями город с цитаделью. Взгляд с птичьего полета (рис. 14) дает возможность увидеть градостроительную структуру всего комплекса, несмотря на то, что цитадель с мегароном сильно пострадали и находятся в руинированном состоянии, которое не позволяет с достоверностью осуществить реконструкции этого комплекса. Однако даже в таком состоянии города отчетливо видно, что планировочная структура всего комплекса выдержана логично, использован рельеф, который способствовал делению всей территории застройки на три зоны. Входная нижняя площадка застройки отведена под склады с зернохранилищем, жилище воинов, могильник и культовый центр. Вторая зона, к которой ведет лестничный марш «царского пути», - это зона цитадели с мегароном. И третья зона северо-восточной и восточной территории комплекса отданы под жилую застройку, мастерские и т.п.

Рис. 14. Вид с птичьего полета на Микены

План Акрополя Микен (рис. 15) и вид с птичьего полета дают картину города, хорошо защищенного окружающей горной местностью. Сама природа способствовала укреплению города. К тому же, мощная защитная стена, достигающая местами толщины в 6 м, которую по преданию выкладывали циклопы из огромных каменных блоков, являлась почти непреступной преградой на пути врагов (рис. 16). Для нас опять встает все тот же вопрос перемещения огромных тяжестей по горизонтали и вертикали. Подобные камни в настоящее время можно переместить исключительно мощной техникой.

Рис.15. План Акрополя Микен

Рис. 16. Циклопическая кладка стен из огромных блоков. Микены

Конечно, наиболее выразительными по своей впечатляющей мощи и олицетворяющими могущество династии Атридов были Львиные ворота главного входа (рис. 17). Они сложены из огромных камней с рельефом в виде львиц, опирающихся передними лапами на двойной алтарь с колонной в центре. Ворота имеют трехметровый пролет для прохода и проезда в город. Мы уже встречались с монументальным искусством еще в эпоху неолита на Мальте в лице огромных ортостатов [9]. Однако это не идет ни в какое сравнение с художественной выразительностью и уровнем художественного мастерства этого первого памятника монументального искусства в гражданской архитектуре Европы, а также с техническим решением. В Микенах огромные каменные блоки стен и ворот подняты на большую высоту. Совершенно невероятным по своим габаритам и весу представляется перемычечный камень. Поистине, не иначе как «циклопы» могли водрузить такой камень над проемом ворот. Недаром подобная кладка из очень крупных каменных блоков получила название «циклопической».

Рис. 17. Львиные ворота главного входа в Микены

Пройдя через ворота, мы попадаем на нижнюю террасу, туда, где Генрих Шлиман, выходец из России, в 1876 г. нашел свои бесценные находки, которые получили название «золото Микен» [10]. Действительно, было найдено много золотых предметов и среди них «маска Агамемнона», как назвал находку Шлиман (рис. 18). Однако позже было установлено, что Агамемнону она принадлежать не могла, не соответствовала времени его правления. Находки были сделаны в шахтных могилах царского могильника в т.н. круге А (рис. 19), которые получили свое распространение в среднеэлладский период около XVII в. до н.э.

Рис. 18. Золотая погребальная маска из царского могильника в круге А

Рис. 19. Шахтные могилы царского могильника в круге А

Разыскивая захоронения героев гомеровского эпоса в своем втором после Трои археологическом путешествии, археолог-любитель Шлиман имел на этот раз рядом с собой профессионального археолога, свою вторую жену, что в значительной мере позволило избежать тех ошибок, которые были сделаны им при раскопках Трои [11]. Поэтому сегодня мы можем многое увидеть в сохранившихся и восстановленных фрагментах построек и продолжать исследовать эти впечатляющие развалины города конца бронзового века, относящегося к минойской цивилизации. Специалисты продолжают свою кропотливую работу, в результате которой, возможно, будут в дальнейшем открыты значимые артефакты. При этом сегодня представить самое главное здание цитадели, предназначенное для торжественных мероприятий, можно только по попыткам приблизительной реконструкции в связи с его значительными разрушениями (рис. 20).

Рис. 20. Реконструкция мегарона в Микенах

Главным зданием цитадели был мегарон. Мегарон имел в центре четыре основные колонны, котоые поддерживали перекрытие. Между ними находился очаг, дым от которого уходил через отверстие в перекрытии. Росписи были достаточно яркие и разнообразные по цвету и содержанию (рис. 21). Но это остается только предположениями. Наличие

мегарона, выходящего во внутренний двор, отражает стремление к продуманной организации крытого помещения и открытого двора как единого пространства, части которого естественно перетекают друг в друга. По предполагаемой реконструкции видны те же, что и в Кноссе, перевернутые колонны мегарона. Очевидно, что исследователи опирались на те тенденции в создании ордерных систем, что представил А. Эванс в Кноссе.

Рис. 21. Интерьер мегарона в Микенах. Реконструкция

Привлекает внимание мелкая каменная кладка внутренних стен в комплексе. Особенно хорошо это видно на примере стен, окружающих могильник (рис. 18). Точно притесанные мелкие камни этой кладки создают впечатление очень гладкой поверхности. Это, пожалуй, один из первых примеров искусства каменьщиков такого уровня. Одновременно со стеной из мелких камней вокруг могильника стоят стены из тонких плоских каменных пластин. Выточить из породы и обработать столь точно тонкие каменные пластины - непростая задача, требующая хорошего инструмента и определенного мастерства. Таким образом, на примере Микен мы видим дальнейший прогресс в строительном деле и архитектуре.

И особенно ярко можно проследить развитие строительного дела на завершающем этапе бронзового века на примере «сокровищницы Атрея» или «гробницы Атрея». Последнее название точнее отражает суть данного строения. К концу XIII века до н.э. шахтные гробницы уступают место толосам - купольным гробницам. К такому типу захоронений относится «сокровищница Атрея», дошедшая до нас в хорошо сохранившемся состоянии за время трех с лишним тысячелетий (рис. 22). Гробница была построена около 1250 г. до н.э. и предназначалась, скорее всего, для последнего правителя Микен, завершившего строительство города. Помог сохраниться столь крупному для своего времени сооружению земляной курган. Он покрывает купол, под которым собственно и находится основное помещение гробницы, представляющее собой зрелый образец царской гробницы с циркульной погребальной камерой. К ней ведет коридор - дромос -длиной 36 м. Вход в гробницу был фланкирован двумя полуколоннами, крепления которых сохранились до настоящего времени (рис. 23).

Треугольное отверстие над ним, вероятно, закрывалось каменными плитами, возможно с барельефами, не дошедшими до наших дней. Самым удивительным элементом строительного искусства является перемычка над входом весом в 120 т. И опять встает так и не выясненный вопрос - как ее можно было поднять на столь большую высоту (рис. 23)? Перемычка хорошо видна как со стороны улицы, так и в интерьере подкупольного пространства (рис. 24).

Рис. 22. Дромос и вход в гробницу Атрея близ Микен

Рис. 23. Вход в гробницу Атрея с огромной каменной перемычкой и следами крепления фланкирующих его полуколонн

Рис. 24. Интерьер гробницы Атрея с «ложным куполом»

На чертежах разрезов и планов (рис. 25) хорошо видны пропорции сооружения. Диаметр купола в плане составляет 14.5 м, а высота 13.5 м. По своим размерам гробница была крупнейшим купольным сооружением Средиземноморья вплоть до сооружений Римской эпохи. Подкупольное пространство соединено коротким коридором с боковой камерой почти кубической формы. Купол выполнен методом сухой кладки с помощью надвижки каждого последующего ряда над предыдущим, что относит его к «ложным» или ступенчатым куполам. Однако на рис. 23 видно, что выступы каждого последующего ряда стесаны. Внутренняя поверхность стала гладкой. На ней даже остались следы от крепления «звезд», правда ни одного такого элемента не сохранилось. И этот факт приближает работу купола к работе истинного свода, использующего не только силу трения камня, но и скрывающего внутри кладки линию распорных усилий. Однако это были явно первые шаги в осознании работы сводчатых конструкций. Все еще было впереди. Прогресс в строительном деле продвигался к созданию полноценных истинных сводчатых конструкций, расцвет которых мы увидим только в Римскую эпоху. Античная Греция так и не развила в своей архитектуре системы этих конструкций, опираясь в основном на развитие ордерных стоечно-балочных систем. Ждать человечеству придется еще много веков.

Рис. 25. Чертежи гробницы Атрея: план, разрезы, фасад входа

Итак, мы проследили развитие архитектуры и строительства периода бронзового века в островных цивилизациях Средиземноморья. Очевидно, что продвигались островные цивилизации по пути прогресса по-разному. Выявилось значительное отставание на этом пути западных островных культур и существенный прогресс в восточной части Средиземноморья. Именно здесь, на Кикладских островах, Крите и Санторине, а также в восточной части п-ова Пелопоннес зараждается минойская культура, которая ляжет в основу греческой античности. Развитие минойской культуры идет опережающими западную часть Средиземноморья темпами, привнося все новые архитектурно-строительные решения в жизнь сообществ. Одновремнно развивается письменность, которая позволяет более глубоко изучать нашим современникам зарождение и изменения цивиллизационного процесса. Самобытность культур на разных островах не вызывает сомнений. Где-то строятся торре, где-то сесси или талайоты, а чем дальше мы продвигаемся на восток по Средиземноморью, тем отчетливее встречаемся с более развитыми культурами, которые оставляют потомкам не поселки с примитивным жилищем или могильники в скалах, а целые градостроительные образования, такие как города Полиохни или Акротири. Кикладский архипелаг, о. Крит и п-ов Пелопоннес создают свою крито-микенскую цивилизацию с городами-государствами и развитой архитектурно-градостроительной культурой на основе новых строительных приемов. Таким образом, мы подходим к периоду железного века и зарождающейся

античности в истории человечества. Античность привнесет очевидный перелом в процесс развития цивилизации и одновременно в архитектурно-строительное дело, которое превратиться из утилитарной деятельности в высоко художественный процесс создания строений самого разного функционального назначения с симбиозом художественного творчества. Памятники архитектуры уже не могут существовать без скульптурной художественной традиции, повсеместно привнесеной в каждое сооружение. Но этот процесс мы попробуем проследить в следующих исследованиях, посвященных античности на островах Средиземноморья.

Источники иллюстраций

Рис. 1. URL: https://funart.pro/uploads/posts/2019-11/1573237264 knosskii-dvorec-qreciia-14.jpg

Рис. 2. URL:

http://mementovitae.ru/thumb/2/qE4CviRGvBNxX550x8knWw/r/d/knossos plan.jpg

Рис. 3. URL: https://iskusstvoed.ru/wp-content/uploads/2016/04/10035.ipq

Рис. 4. URL: https://doweqo.ru/wp-content/uploads/2017/10/IMG 6482-800x600-800x531.jpg

Рис. 5. URL: https://avatars.mds.vandex.net/qet-pdb/27625/17d14582-ca8f-40bc-9329-

80d9de796127/s1200?webp=false

Рис. 6. URL: http://travels.co.ua/wp-content/uploads/2014/06/Фестский-Дворец-min-768x511.jpg

Рис. 7. URL: https://fs.tonkosti.ru/5q/18/5q18fqosxxoossksk8gw48wkk.ipg

Рис. 8. URL: https://i.pinimg.com/736x/bb/fb/d3/bbfbd3135e6b9820e1f3931df5e5ec7f. ipg

Рис. 9. URL: https://static.openit.qr/cretanbeaches.com/imaqes/stories/historv/archaeoloqv

/minoan/malia/6.ipg

Рис. 10. URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e2/Palace of Malia -Grand Staircase.ipg

Рис. 11. URL: https://www.qrekomania.ru/imaqes/attractions/19/2413/big/88885 Excavation-at-Malia.ipg

Рис. 12. URL Рис. 13. URL Рис. 14. URL Рис. 15. URL Рис. 16. URL Рис. 17. URL Рис. 18. URL Рис. 19. URL https://upload https://brewminate.com/wp-content/uploads/2017/02/Mallia06.ipq

https://i.pinimq.com/oriqinals/7d/b6/fc/7db6fcdf63d41fa78f5d89a45cab3588.ipq

http://imaqes.qreece.com/panoramio/07/18/03/25/596dfe2c851a7.ipq

https://pp.userapi. com/c836436/v836436212/433f2/wViKavxRF Uc.ipq

https://farm6.staticflickr.com/5326/9100475244 fdd498e52b b.ipq

https://imq4.tourbina.ru/photos.4/0/0/3/1/9/1091300/biq.photo/Lvinve-vorota.ipq

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://smartnews.ru/storaqe/c/2013/12/26/1388040412 193314 20.ipq

wikimedia.orq/wikipedia/commons/c/c6/Mvcenae ruins dsc06388.ipq

Рис. 20. URL: Рис. 21. URL Рис. 22. URL: http://cp12.nevsepic.com.ua/91/1348927228-imq 1855 1.ipq

https://i.pinimq.com/oriqinals/50/a6/1d/50a61d1f551a21a4caf8e6e24d878843.ipq

https://imq4.tourbina.ru/photos.4/6/7/2/1/9/1091276/biq.photo/Sokrovitstchnitsa-

Atreya.ipq

Рис. 23. URL: http://hanioti2007.narod.ru/mikeny-tomb-inqanq-534x712.ipq

Рис. 24. URL: https://avatars.mds.vandex.net/qet-pdb/216365/4ddb9329-7dff-4f89-938f-

82a61ea82976/s1200?webp=false

Рис. 25. URL: http://static.esosedi.org/fiber/216958/fit/1400x1000/shema.pnq

Список источников

1. Андреев Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение,1989. 228 с. URL:

http://www.sno.pro1.ru/lib/andreev ostrovnie poseleniya egejskogo mira/andreev ostrovn ie poseleniya egejskogo mira.pdf

2. Василакис А. Кносс. Афины: Издательство АДАМ, 1993. 143 с.

3. Паласка-Папастафи Е. Крит. Афины: Издательство АДАМ, 2002. 165 с.

4. Богаевский Б.Л. Крит и Микены (Эгейская культура). Москва-Ленинград: Всемирная литература, 1924. 257 с. URL: https://vadi.sk/i/nSiGdfXz3Pkeio

5. Бокиш Г. Дворцы Крита // Вестник древней истории. 1974. № 4. URL: https://www.shamardanov.ru/g-bokish-dvorczv-krita-vestnik-drevnej-istorii-№-4-1974-g.html

6. Керам К. Боги, гробницы и ученые. Роман археологии. Часть 1. URL: https://www.modernproblems.org.ru/hisrory/170-ceram-1.html7showalM

7. Бартонек А. Златообильные Микены.. Москва: Наука- ГРВЛ, 1991. 352 с. URL: http://annales.info/greece/bartonek/bartonek.htm

8. Ильинская Л.С. Легенды и археология. Древнейшее Средиземноморье. Москва: Наука, 1988. 176 с. URL: http://annales.info/greece/bartonek/bartonek.htm

9. Забалуева Т.Р. Формирование островной архитектуры Средиземноморья в исторической ретроспективе. Часть III. Период развитого и позднего неолита на Мальте. // «Архитектон: известия вузов». 2015. № (1) 49 Март. URL: http://archvuz.ru/PDF/%23%2049%20PDF/ArchPHE%2349pp179-192Zabaluveva.pdf

10. Златковская Т.Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). Москва: Издательство АН СССР, 1961. 168 с. URL: https://kronk.spb.ru/librarv/zlatkovskava-td-1961.htm

11. Шпаковский В. Легендарная Троя и Микены Шлимана. URL: https://topwar.ru/159892-legendarnaja-troja-i-mikenv-shlimana.html

References

1. Andreev Yu.V. Ostrovnye poselenija Jegejskogo mira v jepohu bronzy [Island Settlements of the Aegean World in the Bronze Age]. Leningrad, 1989, 228 p. Available at: http://www.sno.pro1.ru/lib/andreev ostrovnie poseleniya egejskogo mira/andreev ostrovn ie poseleniya egejskogo mira.pdf

2. Vasilakis A. Knoss [Knossos]. Athens, Publishing house ADAM, 1993, 143 p.

3. Palaska-Papastafi E. Krit [Crete]. Athens, Publishing house ADAM, 2002, 165 p.

4. Bogaevskij B.L. Krit i Mikeny (Egejskaya kultura) [Crete and Mycenae (Aegean culture)]. Moscow, Leningrad, 1924, 257 p. Available at: https://yadi.sk/i/nSiGdfXz3Pkejo

5. Bokish G. Dvorcy Krita [Palaces of Crete]. Bulletin of ancient history, 1974, no. 4, Available at: https://www.shamardanov.ru/g-bokish-dvorczy-krita-vestnik-drevnej-istorii-№-4-1974-g.html

6. Keram K. Bogi, grobnicy i uchenye. Roman arxeologii. Chast 1 [Gods, tombs and scientists. A novel of archeology. Part 1]. Available at:

https://www.modernproblems.org.ru/hisrory/170-ceram-1.html7showalM

7. Bartonek A. Zlatoobilnye Mikeny [Golden-rich Mycenae]. Moscow, 1991, 352 p. Available at: http://annales.info/greece/bartonek/bartonek.htm

8. Ilinskaya L.S. Legendy i arxeologiya. Drevnejshee Sredizemnomore [Legends and archeology. The oldest Mediterranean]. Moscow, 1988, 176 p. Available at: http://annales.info/greece/bartonek/bartonek.htm

9. Zabalueva T.R. Formirovanie ostrovnoj arxitektury Sredizemnomorya v istoricheskoj retrospektive. Chast III. Period razvitogo i pozdnego neolita na Malte [Formation Island architecture of Mediterranean in a historical retrospective. Part III. Period developed and late Neolithic in Malta]. Architecton: proceedings of higher education, 2015, no. (1)49, March. Available at: http://archvuz.ru/PDF/%23%2049%20PDF/ArchPHE%2349pp179-192Zabaluyeva.pdf

10. Zlatkovskaya T.D. U istokov evropejskoj kultury (Troya, Krit, Mikeny) [At the origins of European culture (Troy, Crete, Mycenae)]. Moscow, 1961, 168 p. Available at: https://kronk.spb.ru/library/zlatkovskaya-td-1961.htm

11. Shpakovskij V. Legendarnaya Troya i Mikeny Shlimana [Legendary Troy and Schliemann's Mycenae]. Available at: https://topwar.ru/159892-legendarnaja-troja-i-mikeny-shlimana.html

ОБ АВТОРЕ

Забалуева Татьяна Рустиковна

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Архитектура», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия trzabalueva@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR Zabalueva Tatiana R.

PhD of Technical Sciences, Docent of the Department «Architecture», National Research

Moscow State Construction University, Moscow, Russia

trzabalueva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.