Научная статья на тему 'Формирование осознанной учебной мотивации студентов как социально значимая задача вузовской педагогики'

Формирование осознанной учебной мотивации студентов как социально значимая задача вузовской педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННАЯ МОТИВАЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РЫНКА ТРУДА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАГМАТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремин А. С.

В статье раскрываются особенности ситуации в современной российской высшей школе, социальные и экономические факторы, влияющие на образовательное поведение молодежи. Состояние современного вузовского образования иллюстрируется на основе статистических данных и результатов экспертных исследований. Даются рекомендации по организации учебно-воспитательной работы с целью активизации учебной мотивации студентов в рамках образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование осознанной учебной мотивации студентов как социально значимая задача вузовской педагогики»

На основе приведенных данных можно сказать, что информационный ресурс «Оценки» востребован среди родителей, студентов и их спонсоров. На следующем этапе планируется обработка полученной информации методами статистики и имитационного моделирования.

Поступила в редакцию 20/II/2010; в окончательном варианте - 25ЛП/2010.

UDC: 378.14

INFORMATION SYSTEM FOR UNIVERSITY STUDENT'S ATTENDANCE AND PROGRESS OPERATIVE CONTROL. CREATION AND DEPLOYMENT EXPERIENCE

M.A. Evdokimov, A.G. Mishchenko Samara State Technical University 244 Molodogvardeiskaya str., 443100, Samara E-mail: ktmz@samgtu.ru, sash@samgtu.ru

The article is connected with problem of automated checking of student’s progress and attendance by means of Internet. Here is shown the experience of information system maintenance, which oriented to the process of student’s progress control in university. Information system deals with all phases of education progress control and brings the information about student’s progress and attendance to the particular person interested in it.

Key words: learning process, information system, operational control, performance, attendance.

Original article submitted 20/II/2010; revision submitted - 25/III/2010.

Michail A. Evdokimov Doctor of Education, professor), Head, Dept. Higher Mathematics and Applied Computer Science, Professor. Aleksandra G. Mishchenko Engineer,

computer centre.

УДК 448

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ЗАДАЧА ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

А. С. Еремин 1

Самарский государственный технический университет,

4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: kvadrant63@yandex.ru

В статье раскрываются особенности ситуации в современной российской высшей школе, социальные и экономические факторы, влияющие на образовательное поведение молодежи. Состояние современного вузовского образования иллюстрируется на основе статистических данных и результатов экспертных исследований. Даются рекомендации по организации учебно-воспитательной работы с целью активизации учебной мотивации студентов в рамках образовательного процесса.

Ключевые слова: осознанная мотивация, коррекция, неопределенность рынка труда, универсальные компетенции, прагматические настроения, саморазвитие.

1 Андрей Сергеевич Еремин, аспирант, каф. психологии и педагогики 54

Непредвзятый анализ существующей системы российского высшего образования показывает, что она экстенсивно развивалась в последние 20 лет, прежде всего, для удовлетворения массового социального спроса на образовательные услуги. Лишь очевидный демографический кризис начала 2000-х годов положил этому конец. В настоящий момент ситуация выглядит следующим образом: количество вузов выросло с 514 в 1990 году до 1068 на конец 2005 года [1], в 2007 году вместе с филиалами существовало 2039 государственных и 1407 негосударственных вузов [2]; количество студентов увеличилось с 3 миллионов в 1980/1981 гг. (по территории РСФСР) до 7 миллионов в 2005 году [3]. Доля населения, получающего высшее образование, выросла с 2% в 1970 году до 4,5% в 2003 году, но рост произошел только за счет платного образования, бесплатно учатся по-прежнему около 2% населения [4], а увеличение количества учащихся высшей школы происходило почти исключительно за счет личных ресурсов семей. В 2007 году на бюджетной основе обучалось 3 млн 242 тыс., а на платной основе в негосударственных и негосударственных высших учебных заведениях - 4 млн 394 тыс. студентов [2]. Систематическое увеличение спроса на вузовское образование со стороны населения при недостаточном уровне государственного финансирования вызвало рост его коммерциализации, усилило чрезмерную нагрузку на преподавательский состав вузов, численность которого выросла непропорционально мало по сравнению с количеством обучающихся. Неудачные экономические реформы и кризис 90-х годов ХХ века наряду с «сырьевой эйфорией» начала 2000-х усилили «теневые» отношения в учебном процессе. Вузы, в том числе и государственные, начали превращаться в подобие коммерческих предприятий, главной целью существования которых стало получение прибыли. Все это наряду с притоком большого количества абитуриентов со слабой довузовской подготовкой привело к очевидному снижению качества обучения выпускников массовых российских вузов. Негативную оценку качества образования в современных российских вузах дают, прежде всего, работодатели. Так, только 27,8% опрошенных руководителей предприятий считают, что выпускники высшей школы в настоящий момент обладают достаточно высоким уровнем профессиональной подготовки, обеспечивающим использование их по специальности [1]. И эта ситуация не имеет тенденции к улучшению.

При этом сложилась парадоксальная ситуация, когда массовый спрос на вузовское образование существует в условиях очевидной деиндустриализации российской экономики. Не в лучшем положении находится и наука, задыхающаяся от недостатка финансирования, оттока перспективных молодых кадров в другие отрасли экономики и за рубеж. Состояние российского высшего образования, таким образом, с одной стороны, фактически соответствует уровню развития национальной экономики, которая пока не требует большого числа высококвалифицированных специалистов всего спектра науки, производства, образования и управления, так как доля России на мировом рынке высоких технологий составляет всего около 1% [1]. С другой стороны, существует, казалось бы, необъяснимый спрос на высшее образование со стороны широких слоев населения. Практически все исследования последних лет свидетельствуют, что как выпускники школ, так и их родители в своей массе ориентированы на поступление в вузы (о чем убедительно говорят результаты ежегодных приемных кампаний). Однако массовый социальный спрос населения имеет объективные причины, в основе которых лежит традиционное для российского менталитета стремление приспособиться к существующей ситуации, социальный конформизм широких слоев россиян. Тенденция к приспособлению проявляется, в частности, в том, что для массы «средних» людей в последние годы очевидно: для личного жизненного преуспевания получение формального высшего образования является практически обязательных условием. Российское обыденное сознание четко улавливает существующие тенденции, свидетельствующие о том, что, как показывают

исследования последних лет, 97% бизнес-элиты [5] имеют высшее образование, 87,6% очень богатых граждан обладают вузовскими дипломами [6], а % лиц, имеющих высшее образование, получают доходы, превышающие средний прожиточный минимум [6].

Важным обстоятельством, влияющим на образовательные запросы населения, становится то, что к началу 2000-х годов высшее образование - существенный фактор получения не только хорошо оплачиваемой работы, но и вообще любой сколько-нибудь приемлемой. В условиях некоторого видимого экономического оживления, затронувшего ряд отраслей экономики в начале 2000-х годов, прежде всего, сырьевой сектор, торговлю и строительство, работодатели получили возможность нанимать молодых работников с высшим образованием на должности, которые зачастую не требовали от них наличия вузовских дипломов. Все это еще больше подогрело спрос на высшее образование. Наконец, коммерциализация сделала возможным получение высшего образования даже для тех выпускников, кому в предшествующие десятилетия поступление в вузы было затруднительно.

Экономически необоснованный прирост массового высшего образования является также важной частью государственной политики по сдерживанию общественного недовольства, которое имеет тенденцию обостряться в условиях настоящего экономического кризиса. Вузы, собирая в своих стенах значительную часть молодежи, в немалой степени контролируют их поведение. Они способны некоторым образом корректировать криминальные, экстремистские, националис-тические настроения, проявляемые некоторыми молодыми людьми. Кроме того, концентрируя в своих стенах большую часть молодежной генерации, система высшего образования, тем самым, снижает и распределяет по времени давление новых поколений специалистов на нестабильный рынок труда. При этом трудно сказать, является ли существующая ситуация объективно неизбежным приговором системе высшего образования, которая при существующем порядке вещей становится видимым проявлением нисходящей общественной экономической стагнации, то есть постепенного превращения страны в третьеразрядное сырьевое государство со все менее национально автохтонным, сокращающимся населением, или это все же временное следствие социальноэкономических трансформаций.

В связи с этим можно говорить о том, что изменение положения высшего образования в лучшую сторону может быть значимым фактором в общем улучшении социально-экономического положения страны. Это станет очевидно лишь тогда, когда произойдут положительные перемены и изменится основной вектор общественного развития. Тем не менее, высшая школа уже сейчас может и должна ставить перед собой определенные задачи, напрямую связанные с улучшением качества подготовки будущих специалистов. Это относится, прежде всего, к изменению учебных планов, усилению контроля за качеством обучения, корректировке учебных программ. Все это может решаться на уровне конкретного высшего учебного заведения. К компетенции вузов должны относиться также и мероприятия по улучшению осознанной учебной мотивации студентов. Естественно, что забота об улучшении учебной мотивации - мера вынужденная, поскольку не работают естественно-рыночные механизмы стимулирования образовательной активности студентов. В настоящий момент лишь в стенах вузов существуют некоторые возможности повлиять на улучшение учебной мотивации студентов. Однако при их осуществлении педагогические коллективы неизбежно сталкиваются с целым рядом сложностей как объективного, так и субъективного характера. К сложностям первого типа относится то, что преподавателям в рамках учебно-воспитательного процесса приходится в той или иной форме обосновывать важность приобретения высокого уровня знаний по конкретной специальности, что невозможно без убедительных доказательств ее востребованности в рамках общественного разделения труда. Притом в настоящий момент под сомнением находится общественная значимость многих профессий. Соответственно, учебные дисциплины, необходимые для усвоения того или иного учебного курса, также воспринимаются студентами далеко не однозначно. Трудно заставить себя

добросовестно учить то, что необходимо для подготовки к профессии, занятие которой представляется как не очень желанный вариант профессиональной самореализации. Так, еще несколько лет назад лишь 41% учащихся первых курсов был готов в будущем работать по избранной специальности. Среди выпускников 1997-2000-х годов 42,5% работали не по профилю полученного образования, а к 2004 году их число достигло 55,6% [7], что уж говорить о годах начавшегося экономического кризиса. Но следует отметить, что в настоящее время обстоятельства жизни и экономические приоритеты меняются достаточно быстро. Профессии, которые общественное мнение считало престижными в период поступления молодых людей в вузы, нередко уже не воспринимаются таковыми в год окончания учебы. Так, например, давно потеряла свою прежнюю привлекательность профессия журналиста, столь популярная в конце 80-х -начале 90-х годов. Уже в 2000-е годы была поставлена под сомнение престижность профессий экономистов, юристов, специалистов в сфере финансов в связи с их явным перепроизводством и низким уровнем подготовки работников данных сфер экономики, а кризис 2008 года окончательно понизил уровень востребованности данных профессий. В настоящий момент трудно говорить об устойчивости высокого статуса каких-либо специальностей без учета качества подготовки конкретных специалистов и динамики общественно-экономического развития страны, которое представляется далеко не однозначным. Присущая многим молодым людям программа жизненного успеха поставлена под сомнение в связи с глубинной неопределенностью общественных перспектив.

К объективным трудностям в процессе формирования осознанной мотивации к учебе относится также то, что современная молодежь не находится в вакууме, а порой в некотором смысле является более информированной, чем вузовские педагоги. Она, как правило, в курсе своей предполагаемой востребованности на рынке труда и престижности будущей профессии. Тем более что многие, как уже говорилось, уже при поступлении в вуз не собираются трудиться по избранной специальности. Разговоры о важности избранной профессии станут восприниматься ими, скорее всего, как ни к чему не обязывающий ритуал, если при этом не будут учитываться особенности мировоззрения современных молодых людей, которым в настоящих условиях присуще как стремление к успеху, так и прагматическое отношение к жизни. Именно этот прагматизм может стать основой для стимулирования осознанной учебной мотивации студентов, так как в настоящий момент актуальной становится программа подготовки личности к выживанию в условиях, когда внешняя среда приобретает все более непрогнозируемый характер, а социально-временное пространство для инфантильного времяпрепровождения в вузах все более сужается. Поэтому важным становится задача подготовки молодых людей не только к работе по конкретной профессии, но и к возможной быстрой перемене сферы деятельности. Таким образом, немалое количество предметов, преподаваемых в вузах как второстепенные, а также универсальный набор профессиональных навыков, нужный для большинства специальностей, наряду с основными профессионально-образующими дисциплинами могут стать базой для возможной трудовой самореализации будущего молодого специалиста.

Высокая неопределенность на рынке труда при грамотной вузовской педагогической стратегии является важным стимулом для улучшения осознанной учебной мотивированности студентов вузов. В связи с этим возрастает роль вузовских педагогов, которые могут быть в этот период одним из главных источников информации и жизненных установок, так как семья и круг сверстников, значимые ранее, в более стабильной обстановке, перестают играть роль главных информационных авторитетов. Это возможно лишь при условии, что вузовские коллективы ориентированы на грамотное педагогическое взаимодействие с учащимися в процессе преподавания, учитывают как особенности мировоззрения современных студентов, так и реальное положение вещей в стране. При этом задаваемые ими в процессе обучения установки должны носить сбалансированный, позитивный характер, направленный на развитие у студентов осознанно-прагматичной ориентации в процессе обучения конкретным специальностям и учебным дисциплинам. В условиях кризиса вузы начинают все больше играть роль убежища, где молодые люди стараются

переждать житейские невзгоды. Вузовские коллективы должны добиваться того, чтобы это пребывание было плодотворным, а не просто отсрочкой неизбежного столкновения с жизненными реалиями. Важной составной частью учебного процесса должна стать актуализация преподаваемого предмета для будущей профессиональной и личной самореализации учащихся. В основе этой актуализации должен лежать не только высокий уровень преподавания и предъявляемых требований, но и установка на разноприменяемость получаемых знаний и стимулирование прагматической расчетливости, когда профессиональные и теоретические знания будут пониматься как способ улучшения личного человеческого капитала в связи с предполагаемой возможностью использовать его для увеличения будущего социального капитала личности. Необходимо использовать в процессе учебно-воспитательных мероприятий особенности идеалистических настроений, присущих в той или иной форме молодежи студенческого возраста. Возрастной идеализм проявляется, прежде всего, в виде надежд и ожиданий будущего жизненного успеха, переоценке собственных возможностей и личной значимости, в повышенной планке ожиданий. Тенденция к усилению прагматизма и индивидуализма в сочетании с идеализмом юношеского мировосприятия становится благоприятной предпосылкой к развитию у студентов осознанной учебной мотивации, поскольку прагматизм, прежде всего, проявляется в ориентации на успешную жизненную профессиональную самореализацию через достижение высокого социального и материального положения, а индивидуализм предполагает поиск персональных способов и средств для этого, при этом идеализм молодых людей становится средством как переоценки собственных сил и способностей, так и недооценки силы сопротивления внешней жизненной среды в ходе личной самореализации. Молодые люди должны более четко понимать состояние современного общества и то, какие средства необходимы для успешной в нем адаптации. Задача педагогов высшей школы, таким образом, заключается не только в качественном преподавании учебных дисциплин, но и в использовании противоречивых тенденций в молодежной, студенческой среде, заключающихся в сложном соотношении идеалистических и прагматических установок, для усиления прагматически-ориентированного интереса к улучшению личной конкурентности студентов, когда завышенные жизненные ожидания становятся стимулом к получению знаний и навыков как средства успешного преодоления сопротивления внешней среды. Таким образом, идеализм молодежи может проявляться в тенденции сделать себя лучшим, более жизнеспособным, конкурентноготовым. Идеалистическое восприятие внешнего мира должно трансформироваться со временем не в нигилистическое отношение к нему, не в инфантильный уход от жизненных трудностей, а в стремление к личному преобразованию для более адекватного вхождения в него, чему и должно содействовать развитие в высшей школе тенденции к улучшению осознанной учебной мотивации. В рамках учебного процесса может использоваться целый ряд мер административного и педагогического характера для улучшения учебной мотивации, если они будут опираться на понимание особенностей психологического и социального становления современных молодых людей, их ценностных ориентаций, возрастных и национальных стереотипов поведения в контексте современной общественной и экономической ситуации. Особенностью таких мероприятий является их локальный характер, обусловленный положением в каждом конкретном вузе, его диспозицией как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда, а также тем, ставит ли руководство вуза перед собой задачу реально улучшить качество подготовки студентов. В связи с этим можно говорить о преобладании субъективного фактора при реализации задач по стимулированию учебной мотивации студентов. Личность педагога, качество его преподавательской работы, жизненный опыт, реальное экономическое положение и собственная субъективная его оценка неизбежно транслируются учащимся в процессе преподавания, оказывая на них определенное воздействие. При этом нельзя не учитывать сложную финансовую и бытовую ситуацию многих вузовских педагогов. В этом проявляются главные трудности субъективного характера, с которыми сталкиваются вузовские педагогические коллективы.

Поэтому необходимо проводить предварительную работу с педагогами для формирования у них одинаковой позитивной позиции перед тем, как они приступят к преподаванию, с целью стимулирования у студентов оптимистического отношения к действительности и способствования развитию у них осознанной мотивации к учебной деятельности. Для избегания двусмысленности оценок и субъективности отдельных преподавателей на факультетах должны быть созданы собственные программы развития осознанной учебной мотивации студентов в рамках учебного процесса для использования их всеми педагогами. В их основе может лежать то, что в любом лекционном курсе и практических занятиях составным элементом должна стать система вводных установок, ориентирующих учащихся на личную практическую важность овладения предметом или специальностью. Необходимо подчеркивать то, что знания и умения по конкретной учебной дисциплине будут иметь большое значение для жизненного успеха молодых людей. Практическое значение для жизненной перспективы должно стать главным аргументом в оценке роли любого изучаемого курса. Апеллирование к прагматическим настроениям в студенческой среде может привести к усилению интереса к предмету. Должна выстраиваться соответствующая логическая схема, в основе которой лежит следующая аксиома: предмет изучается потому, что это выгодно, так как знания и навыки по предмету делают личность более жизнеспособной и могут найти практическое применение для успеха в жизни не только в конкретной профессиональной сфере, но и возможных иных видах деятельности. Таким образом, в процессе обучения необходимо ориентировать студентов на прагматичное осознание важности увеличения личной жизненной конкурентоспособности, то есть улучшения человеческого капитала личности. Необходимо создать в процессе преподавания установку на максимальную адаптацию к внешней социальной среде через объективное понимание современной действительности (чему должно способствовать преподавание в разных формах социально-политических дисциплин), а также прагматическое отношение к преподаваемым специальностям и общеобразовательным дисциплинам, среди которых, в конечно итоге, не должно оказаться в практическом смысле «ненужных», так как для студентов не очевидна их будущая сфера деятельности и, соответственно, круг навыков, умений и специальных знаний, необходимых им в будущем. Таким образом, педагоги должны доказывать и показывать на очевидных для учащихся примерах, что разнообразие требований, предъявляемых жизнью и профессиональной деятельностью, столь велико, что невозможно обойтись в будущем без универсальных и профессиональных компетенций, даже таких, которые, казалось бы, не связаны напрямую с их предполагаемой профессиональной деятельностью. Например: функциональная грамотность, умение излагать мысли в устной и письменной форме, знание основ математики, физики, технологии химических процессов, иностранных языков, основ делопроизводства, навыки обращения с компьютером и другое. Безусловно, вызвать устойчивый интерес к этим предметам можно, с одной стороны, посредством высокого уровня их преподавания, а с другой стороны, через актуализацию значения преподаваемой дисциплины путем показа жизненной востребованности изучаемого предмета, на основе реальных жизненных примеров из трудовой сферы и биографий предыдущих студентов, которым знания конкретных дисциплин помогли в последующей самореализации. Важным условием возможной «профессиональной мобильности», столь актуальной в условиях экономического кризиса, становится личностно-значимое, внутренне мотивированное образовательнопрагматическое отношение учащихся высшей школы к социальным, общеобразовательным и иным дисциплинам, которое должно быть осознанно ими самостоятельно в процессе обучения или при помощи вузовских педагогов в рамках специальных образовательных мероприятий. Таким образом, в вузах могут создаваться программы развития и стимулирования осознанной мотивации к учебе, которые при всех возможных ограничениях должны способствовать улучшению учебной активности

учащихся и становиться механизмом, который призван хотя бы частично компенсировать недостаточное развитие рыночных механизмов стимулирования роста интеллектуального потенциала общества. Поскольку общество не может отказаться от собственного будущего, несмотря на существующие трудности оно должно заботиться о смене поколений как основе саморазвития, поэтому проблема обучения и социализации молодежи приобретает все большее национальное значение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нещадин А., Нещадина О., Царева Н. Актуальные проблемы профессионального образования в России // Общество и экономика. -2005. - №6. - С. 107-122.

2. Сальников С., Бурухин С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Высшее образование в России. - 2008. - №8. - С. 4-13.

3. Руткевич М.Н. Образование в постсоветской России: противоречивость процесса // Социологические исследования. - 2007. - №12. -С. 13-21.

4. Плаксий С. Сверхэксплуатация преподавателей - главная угроза высшей школе и развитию страны в ХХ веке // Alma Mater. - 2004. - №3. - С. 16-22.

5. Заборовский Г. Высшее образование в России и бизнес: проблемы институционального взаимодействия // Высшее образование в России. - 2007. - №1. - С. 137-145.

6. Тихонова Е.Н. Особенности дифференциации и самооценки в полярных слоях населения // Социологические исследования. - 2004. -№3. - С. 22-30.

7. Савицкая Е.В. Ценность и доступность высшего образования в России // Вопросы статистики. - 2004. - №9. - С. 45-50.

Поступила в редакцию 12/II/2010; в окончательном варианте - 15/III/2010.

UDC: 448

CREATING STUDENTS POSITIVE ATTITUDE TO STUDIES AS A SOCIALLY SIGNIFICANT TASK OF HIGHER SCHOOL EDUCATION

A.S. Yeryomin

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: kvadrant63@yandex. ru

The article deals with the peculiarities of the situation in higher school in modern Russia, social and economic factors that influence the education behavior of young people. The state of modern higher education is illustrated on the basis of statistical data and the result of expert research. Recommendations are given as to the organization of educational work with a view to intensifying students motivation within the framework of the education process.

Key words: conscious motivation, correction, the uncertainty of the labor market, universal competence, pragmatic mood, self-development.

Original article submitted 12/II/2010; revision submitted - 15/III/2010.

Andrei S. Yeryomin PhD student, Dept. Psychology and Pedagogy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.