Учеба организуется администрацией колледжа, методической службой. Созданная система позволяет повышать профессионально-педагогическую компетентность, так как работа предусмотрена по трем направлениям: преподаватель-предметник, преподаватель-методист, преподаватель-воспитатель.
Работа по повышению квалификации преподавателей как предметников проходит через предметноцикловые комиссии. Их деятельность направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебной дисциплины, методики ее преподавания и расширения кругозора студентов.
Психолого-педагогические и методические семинары - одна из коллективных форм и составных стройной системы по изучению методической темы колледжа. Они носят образовательный и развивающий характер, способствуют расширению и углублению общепедагогических, психологических и методических знаний преподавателей, являются доступной формой повышения квалификации и профессионализма педагогов.
Психолого-педагогические и методические семинары разнообразны по форме проведения: теоретические, семинар-практикум, круглый стол, деловая игра, семинар-презентация и т.д. Всего в год в колледже проводится от 5 до 7 семинаров.
Постоянно действующие психолого-педагогические и методические семинары позволяют преподавателям повышать свой методический уровень, углублять и расширять общепедагогические и психологические знания, совершенствоваться в качестве преподавателя-методиста, преподавателя-воспитателя.
Авторы работы предлагают планы психолого-педа-гогических и методических семинаров, перечисленных выше.
В целях повышения эффективности предложенной системы в колледже все более широко практикуется диагностический метод, используемый для выявления информационных потребностей педагогов, уровня их профессионально-педагогической компетентности, мотивов их профессиональной творческой деятельности, что позволяет осуществлять практикоориентированное планирование в вопросе совершенствования педагогического мастерства.
На основе выявленных потребностей преподавателей в области информационной культуры было определено содержание и практическая часть компьютерных курсов, которые проводятся в колледже третий год с учетом уровня владения компьютера преподавателями.
Цель проведения курсов: овладение навыками работы с различными видами информации с помощью компьютера; организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; выработка навыков применения средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Проведение краткосрочных компьютерных курсов предполагает три этапа:
1. Использование текстового процессора в профессиональной деятельности педагога.
2. Применение табличного процессора в профессиональной деятельности.
3. Создание компьютерных презентаций.
После окончания курсов преподаватель должен уметь:
S создавать и сохранять дидактический материал с помощью Microsoft Word;
S обрабатывать статистические и динамические данные средствами табличного процессора;
S оформлять графически полученные числовые данные с помощью табличного процессора;
S тиражировать документы;
5 создавать простейшие компьютерные презентации.
Авторы работы предлагают варианты практических
занятий каждого этапа внутриколледжных курсов.
06 эффективности целенаправленной деятельности в рамках системы повышения квалификации преподавателей позволяют говорить следующие факты:
1) Уровень категорийности педагогических работников составляет - 88,8% (24 преподавателя из 27 имеют высшую, первую и вторую квалификационные категории).По сравнению с 2005-2006 учебным годом и 2007-2008 учебным годом качественный состав повысился на 11,9%.
2) Происходят качественные изменения в образовательном процессе: содержании, учебно-воспита-тельном процессе, управлении:
S преподаватели совершенствуют содержание обучения, внедряя современные формы, методы обучения, инновационные технологии, способствующие развитию способностей студентов, повышению их образовательного уровня;
S совершенствуют формы, методы контроля и оценки знаний, умений, навыков студентов, используя текстовый контроль по темам и разделам, метод недописанного тезиса, комплексные контрольные работы, составление ответа по теме с применением опорных слов и понятий и др.;
S организуют управляемую и контролируемую самостоятельную работу студентов на всех этапах занятий, предлагая разнообразные виды заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Из приведенных выше результатов деятельности педагогического коллектива видно, что повышение уровня квалификации преподавателей способствует совершенствованию образовательного процесса, повышению его эффективности в подготовке будущих педагогов.
О влиянии уровня квалификации преподавателей на качество подготовки говорят и результаты педагогических практик, Государственной итоговой аттестации: средний балл по педагогической практике за последние 2 года составляет стабильно 4,5 балла; качество Государственной итоговой аттестации на выпускных курсах - от 56% до 83% (по разным дисциплинам).
Сегодня можно сказать, что в колледже сложилась определенная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение педагогической квалификации и профессионального роста каждого преподавателя, что позволяет достигать положительных результатов в подготовке специалистов, способных осуществлять педагогическую деятельность после окончания колледжа на должном уровне.
Черноштан Елена Владимировна,
к.п.н., преподаватель педагогических дисциплин Новоуренгойский педагогический колледж
1. Состояние сформированное™ основ педагогического мастерства, как свидетельствует массовый опыт подготовки учителя, далеко не соответствует современным требованиям к педагогическому образованию. Прежде всего, будущим педагогом недостаточно освоены элементы педагогической техники, содержание и технологии целостной личностно-развивающей педагогической деятельности, востребующей его как субъекта, с его личностным и профессиональным опытом. У значительной части учителей не сформированы смысловые ориентиры профессиональной деятельности, диалогичность, являющиеся предпосылкой педагогического мастерства. Следует признать также факт, что пока учителя в основном готовят к предметной деятельности. Причины недостаточной сформированности основ педагогического мастерства кроются как в социальной ситуации, так и в недостатках практики подготовки студентов. Анализ результатов ежегодного опроса первокурсников средних специальных педагогических учебных заведений свидетельствует о том, что менее трети из них при выборе учебного заведения ориентированы именно на педагогическую деятельность, причем ситуация из года в год только усугубляется. Все это ведет к отсутствию мотивации обучающегося в приобретении научно-педагогического знания. Образовательный процесс в колледже нерационален: преобладает словесная форма обучения (часто -словесно-назидательная), декларативная, что не ведет к включению обучающегося в процесс поиска смысла педагогической деятельности, кроме того, недостаточно разработано научно-методическое обеспечение процесса преподавания курса педагогики в колледже. Бессистемно используются игровые методики, несмотря на то, что обучение мастерству предполагает «поисковопорождающие способы взаимодействия педагога и его последователей» (И.А. Колесникова).
2. Под основами педагогического мастерства понимается система качеств, способностей, знаний, отношений, опыта личности, которая служит предпосылкой для эффективной педагогической деятельности, направленной на развитие личности. Педагогическое мастерство при этом есть профессионализм на высшем уровне проявления педагогической культуры в решении профессионально-педагогических проблем. При этом различные уровни проявления профессионализма есть варианты выражения педагогом своей индивидуальности в профессии: от ремесленника, повторяющего заимствованный опыт, технологии, до мастера, создающего авторскую педагогическую систему. В процессе обучения в педагогическом колледже возможно формирование лишь
основ педагогического мастерства, которые, в отличие от педагогического мастерства в целом, не предполагают сформированности в полной мере самостоятельного опыта педагогической деятельности, но выступают в качестве ценностно-целевого ядра будущей профессиональной системы. При этом концептуальность как интегративное качество учителя, состоящая в раскрытии уникальности в решении профессионально-педагогических проблем, при эффективной организации образовательного процесса закладывается уже на этапе среднего специального профессионального образования.
3. Компонентами основ педагогического мастерства учащихся педагогического колледжа являются такие, как ориентировочно-гностический, деятельностнопрактический, личностно-смысловой.
Ориентировочно-гностический компонент включает в себя представление студента о содержании педагогического мастерства, знание основных понятий и категорий педагогики, знание о себе как субъекте педагогической деятельности. Феномен педагогического мастерства и степень его сформированности в педагогической реальности выражаются и могут быть наблюдаемы по проявлениям деятельностно-практического компонента, содержащего в себя умения проектировать образовательный процесс, включать обучающихся в деятельность по освоению культурного опыта, формировать позитивное отношение и интерес к совместной деятельности, а также предрасположенность к преобразованию собственного личностного опыта в профессиональнопедагогический. Личностно-смысловой компонент, выражающийся в профессиональной позиции будущего учителя, характеризуется наличием следующего опыта проявления личностных свойств и гуманитарной культуры: диалогичности, способности к деятельности в сфере «человек - человек», потребности в профессиональном и личностном саморазвитии, опыте ответственности, творчества, рефлексии, переживания личностных коллизий, «смыслопоиска» как проявления готовности работать с нравственно-смысловой сферой личности воспитанника. Личностно-смысловой компонент значим потому, что качественная педагогическая деятельность имеет место лишь в случае «благополучного» взаимодействия личностной сферы учителя с педагогическими технологиями и методиками.
4. Модель процесса формирования основ педагогического мастерства студентов колледжа включает в себя описание следующих условий его успешности:
• наличие у педагога потребности и опыта формулирования задач по развитию основ педагогического
мастерства в соответствии с возможностями изучаемой темы в курсе педагогики;
• умение спроектировать систему средств, в данном случае комплекс игровых методик с элементами дискуссии, служащих развитию диалогичности будущего педагога;
• реализация таких принципов организации педагогических игр, как отсутствие принуждения в любой форме при вовлечении студентов в игру; развитие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам;
• описание ожидаемого результата, который будет состоять в своеобразном «запуске» процесса развития отдельных компонентов - основ педагогического мастерства: ориентировочно-гностического, деятельностно-практического, личностно-смыслового;
• придание преподавателем колледжа ценностносмысловой направленности курсу «Педагогика»: формирование позитивного отношения к содержанию и формам учебного процесса, заинтересованности возможностью проявить себя в несвойственной учащемуся «игровой» роли, усваивая при этом педагогическое зна-
ние через собственное открытие, постепенно осознавая предмет, смысл и ценности будущей деятельности.
5. Игровые методики обучения, служащие открытию и осознанию будущим учителем своих собственных смыслов профессиональной деятельности, обеспечивают диалогический характер педагогического взаимодействия (студента и преподавателя, студента и студента, студента и другого текста). Для организации диалога в содержание игр преподавателю педагогического колледжа необходимо включать материал, предполагающий нравственно-смысловой поиск, который касается вопросов определения своей позиции в отношении концептуальных вопросов педагогической деятельности (что, как и зачем я в состоянии и буду реализовывать, вступая на путь профессиональной деятельности?), Игровые методики обучения при изучении курса «Педагогика» результативны, если средства достижения педагогической цели организованы в систему, а комплекс методик включает в себя набор игровых занятий, направленных на реализацию таких функций образования, как гностическая, инструментальная, личностно-развивающая.
Штанько И.В., Суслова А.С., Семенова И.И.,
г. Королёв
Положение «О повышении квалификации работников образования города Королева Московской области по накопительной системе»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение «О повышении квалификации работников образования города Королева Московской области по накопительной системе» (далее Положение) разработано в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлениями правительства РФ от 26 июня 1995г. №610 и от 10 марта 2000г. №213 и является неотъемлемой частью Устава МОУ ДО «Учебно-методического образовательного центра» (далее УМОЦ)
1.2. Положение определяет основные цели, правила построения, порядок осуществления индивидуального образовательного маршрута при повышении квалификации работников образования, устанавливает порядок взаимодействия МОУ ДО «УМОЦ», других учреждений образования (Педагогическая академия последипломного образования (ПАПО), Академия по-
вышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО), вузы, осуществляющие повышение квалификации работников образования) и слушателей в организации повышения квалификации по накопительной системе.
1.3. Накопительная система повышения квалификации вводится с целью создания условий для реализации возможностей непрерывного образования, позволяет работнику образования конструировать собственный образовательный маршрут - самостоятельно выбирать содержание, сроки, режим обучения, - с учетом своих профессиональных потребностей, проблем, уровня квалификации.
1.4. Индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации (далее Индивидуальный план) представляет собой совокупность учебных программ в соответствии с выбранным работником образования направлением повышения квалификации. Повышение квалификации по накопительной системе основывается на суммировании результатов освоения всех учебных программ в структуре индивидуального плана,
1.5. Накопительная система является добровольной, отвечающей собственным образовательным потребностям, альтернативной формой повышения квалификации и не противоречит сложившейся системе повышения квалификации.
2. Правила построения Индивидуального плана
2.1. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников Московской области осуществляется не реже одного раза в 5 лет, в объеме не менее 216 часов.
2.2. Повышение квалификации по накопительной
системе может включать в себя различные варианты, например: прохождение курсов повышения квали-
фикации в ПАПО два курса по 72ч. или один по 144 часа, а оставшееся количество часов добирать за счет семинаров, научно-практических конференций и т.д.
2.3. На основании информации о курсах повышения квалификации в ПАПО, АПК и ППРО (учебный план-расписание курсовой работы), в МОУ ДО «УМОЦ» (план работы УМОЦ, раздел «Повышение квалификации»), а также в других вузах имеющих право осуществлять деятельность данного вида, педагогический работник составляет индивидуальный план повышения квалификации по накопительной системе.
2.4. В случае, если педагогический работник набирает часть часов в ПАПО, АПК и ППРО и других учреждениях, осуществляющих повышение квалификации, то в Индивидуальном плане фиксируется перечень курсов, спецкурсов, модулей, программы которых предстоит освоить работнику образования в соответствии с выбранным направлением (темой) повышения квалификации, с указанием количества часов, предполагаемых форм и сроков их освоения.
2.5. Конструирование Индивидуального плана повышения квалификации педагогического работника (далее ИППК) предполагает обязательное включение в состав учебной программы курсов над предметного тематического раздела, посвященного фундаментальным проблемам развития современного образования, психолого-педагогической теории, нормативноправовой базы объемом не менее 12 часов.
2.6. Образовательные программы разрабатываются ПАПО, АПК и ППРО, УМОЦ и другими организациями, имеющими право осуществлять деятельность по повышению квалификации педагогических работников в соответствии со стратегией развития образовательной системы страны, региона, города.
2.7. Наряду с курсами в Индивидуальный план включаются следующие формы открытых методических мероприятий педагогического сообщества: мастер-класс, круглый стол, открытый урок, выставка, практическое и семинарское занятие, семинар по обмену опытом, методическое объединение, конференция, форум, конкурс профессионального мастерства и др.
На участие в вышеперечисленных формах устанавливается следующий часовой эквивалент,
Проведение открытых авторских методических мероприятий: 4 часа за 1 час мероприятия.
Выступление на открытых методических мероприятиях: 3 часа за 1 час выступления.
Присутствие на открытых методических мероприятиях: 1 час за 1 час мероприятия.
В зачет часов по Индивидуальному плану может быть включена стажировка (при условии обязательного документального оформления).
Выбранные формы должны быть зафиксированы в Индивидуальном плане с указанием количества часов.
2.8. Количество курсов повышения квалификации и открытых методических мероприятий педагогического сообщества должно быть в следующем процентном соотношении:
70% - курсы повышения квалификаиии (пояснение: два курса по 72 часа, к примеру: 72 часа (ПАПО) и 70 часов (УМОЦ) или один курс по 144 часа в ПАПО или в другой организации, имеющей право на осуществление данного вида деятельности);
30% - открытые методические мероприятия педагогического сообщества (ориентировочно 72 часа).
2.9. Повышение квалификации слушателей, осуществляемое по накопительной системе, базируется на суммировании результатов усвоения каждой из учебных программ, представленных в Индивидуальном плане ПК педагогического работника.
2.10. Завершающим этапом повышения квалификации по накопительной системе является защита итоговой методической работы на заседании городского методического объединения учителе й-пред метни ков, которая может быть представлена в форме мастер-класса, открытого урока, проведения практического, семинарского занятия, семинара по обмену опытом, выступления на методическом объединении, конференции, В качестве итоговой работы могут выступить также: методические разработки уроков, сценариев внеклассных и внешкольных мероприятий, учебные программы, учебно-тематическое планирование (инновационный подход), рабочие тетради, учебнометодический комплекс курсов повышения квалификации педагогических работников и т.д.
В Индивидуальном плане указывается избранная форма защиты итоговой методической работы.
2.11. Обучение по Индивидуальному плану рекомендуется осуществлять на протяжении трёх лет, В течение каждого года предусматривается освоение не менее 30% общего объема часов Индивидуального плана.
3. Порядок повышения квалификации педагогического работника с использованием накопительной системы
3.1. Педагог по согласованию с администрацией, методистом (координатором) УМОЦ, курирующим повышение квалификации по накопительной системе конструирует индивидуальный учебный план повышения квалификации.
3.2. В учебном плане фиксируется примерный перечень всех учебных программ (курсов, различных форм открытых методических мероприятий педагогического сообщества), которые предстоит освоить слушателю (в течение не более трех лет, с указанием количества часов), а также предполагаемых сроков их освоения на учебный год.
3.3. Индивидуальный план повышения квалификации работника образования согласовывается с руководителем образовательного учреждения и утверждается директором МОУ ДО «УМОЦ».
3.4. Координацию последовательности освоения слушателем учебных программ в рамках реализации ИППК осуществляет УМОЦ (методист-координатор), администрация ОУ (заместитель директора по распоряжению директора), а также сам слушатель. О прохождении курсов и участии в различных открытых методических