Научная статья на тему 'Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя'

Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я Нова М. Г.

В статье рассматривается проблема формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя, осознающего несостоятельность традиционных методов обучения, способного к культуроосвоению и культуросозиданию, ориентированного на профессионально-культурный модус поведения, способного проектировать педагогические модели в реальные условия, В статье описывается минимальная диагностическая программа с методиками и предлагается краткий анализ экспериментально-опытного исследования по обозначенной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Я Нова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя»

кого обучения. Это позволит обеспечить правильную его организацию и эффективность;

- «образовательная карта» муниципальной территории должна помочь в определенной степени учащимся в выборе индивидуального маршрута образования;

- готовность образовательного учреждения к участию в профильном обучении определяют: администрации образовательных учреждений, педагогический состав, материально-техническая база и учебно-методическое обеспечение;

подготовка учителя для осуществления профильного обучения является наиболее важной проблемой как системы повышения квалификации и переподготовки работников образования, так и вузов, осуществляющих подготовку учителей.

УДК 037

М. Г. Янова

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Происходящие в современном обществе изменения социокультурного, экономического и геополитического характера определили необходимость разработки инновационных педагогических стратегий и тактик, направленных на организацию педагогического процесса, основанного на принципах содействия и соучастия, развития у студентов таких качеств как: способность к культуроосвоению и культуросозиданию, осознание необходимости обновления традиционных способов обучения, становление профессионально-культурного модуса поведения, необходимость освоения педагогических культурных практик. В этой связи актуальным становится исследование формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя.

Для выявления содержания организационно-педагогической культуры обратимся к анализу данного педагогического понятия путем выявления сущности общей культуры человека, культуры деятельности, педагогической и организационной культур.

Понятие «культура» определяется как «все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты» [2, с. 44]. Российская педагогическая энциклопедия трактует культуру как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [5].

С. Н. Федорова отмечает, что культура это, прежде всего, опыт материальной и духовной деятельности, выработанный человечеством, который может быть усвоен личностью и стать ее достоянием |6]. Поскольку процесс культурного становления личности рассматривается как «непрерывный процесс обретения человеком культурных смыслов во всех сферах жизнедеятельности посредством вхождения в мировую культуру, обеспечивая личности гармонию с миром природы, общества другого человека, свободу проявления своей индивидуальности, способности к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [3, с. 30], то целесообразнее рассматривать культуру в контексте деятельности. В данном случае рассматривается педагогическая деятельность и нас интересует педагогическая культура.

Педагогическая культура учителя обусловливается ситуацией инновационного бума, требующего осмысленного и творческого подхода, умения определить, отобрать и принять самый лучший педагогический опыт, в котором отражен профессиональный почерк других педагогов и новых культурных практик. В настоящее время общей тенденцией развития культуры является ориентация людей на творческие виды деятельности. В связи с этим, педагогическую культуру следует рассматривать как способ творческого освоения педагогической реальности в целом. В этом важную роль играют преемственность педагогических традиций и креативные механизмы, способствующие овладению учителем опытом культуротворческой деятельности.

Педагогическая культура трактуется рядом авторов как интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. В это понятие вкладывается синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культурно-творческих способностей, развитое педагогическое мышление, рефлексивные способности и творческий потенциал.

В определении В. Л. Бенина педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику, вюпочающую единство как непосредственной деятельности педагога по передаче накопленного социального опыта и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков обучающихся [1, с. 277]. Таким образом, автор предлагает считать системообразующим элементом педагогической культуры педагогическую деятельность.

Дятельность является значимой компонентой любого процесса. В нем должна быть отражена организационная культура педагога. Успешность формирования организованной и культурной личности зависит от того, чтобы образовательный процесс был правильно организован, умело разработан и педагогически и методически грамотно выстроен, иными словами, в нем должна быть развита организационная культура. Теоретические выво-

ды В. И. Загвязинского и Р. Атаханова позволяют заключить, что «только рациональная организация жизнедеятельности ребенка в реальной социальной среде с участием многих социальных институтов (семья, предприятия, клубы, ассоциации, творческие объединения, учреждения физкультуры и т. д.) и массы непрофессиональных педагогов (родители) позволяет полноценно вести обучение и воспитание» [3, с. 31]. Проблема правильной организации образования, в этой связи, относится к одной из самых значимых. Поэтому, второй значимой составляющей успешного образовательного процесса, воспитывающего будущего учителя, является организационная культура.

По мнению Т. Н. Персиковой, организационная культура - это неуловимая, неосязаемая категория, наличие которой не требует доказательств. Каждая организация разрабатывае т набор правил и предписаний, управляющих ' повседневным поведением сотрудников на своем рабочем месте. До тех пор, пока новички не усвоят эти правила, они не смогут стать полноценными членами коллектива [5, с. 80]. Например, не случайно сотрудники компании «Disney» воспринимаются всегда как обаятельные, всегда подтянутые и всем улыбающиеся люди. Таков имидж компании, поддерживаемый всеми ее членами. Очевидно, что педагоги тоже должны поддерживать свой имидж, проявлять организационные качества, характерные для их сообщества.

Организационная культура педагога имеет свои правила поведения, роли, ритуалы, героев, ценности. Поскольку педагогическое сообщество влияет на своих членов как и они, в свою очередь, влияют на нее, культурологический подход в теории организации рассматривает педагогическую организацию и ее членов как носителей единых ценностей и исполнителей единых задач. Все члены организации способствуют ее росту и процветанию. С другой стороны, они пользуются плодами этого процветания. Таким образом, культура педагогического труда и способность хранить организационные традиции сообщества неразделимы [Там же, с. 81].

Относительно образования как культурного института, следует отметить, что необходимую обстановку в образовательном процессе обеспечивают системы и формы его организации, а также организационные структуры, поскольку способствуют развитию организационной культуры. Организаторская деятельность предполагает координацию действий основных институтов социализации личности; включение обучающихся в разнообразные виды деятельности во внеурочное время; создание коллектива учащихся и управление им; организацию и осуществление индивидуальной работы с учащимися [5, с. 149].

В Словаре по педагогике дано понятие «организационная культура школы» как образовательного предприятия. Этот термин вбирает в себя следующий смысл: организационная культура школы - это система отношений, используемая для регулирования поведения педагогического коллектива и

отдельных его членов в разных условиях и обстоятельствах; коллективное умонастроение, ментальность, общие для педагогического коллектива данной школы [4, с. 152-153]. Культура - это феномен, которому учатся. Следовательно, организационная культура - это динамичная характеристика, которую можно воспитывать как в организации (в коллективе), так и у отдельных его членов в процессе деятельности.

Рассматривая процесс образования как необходимый комплекс условий, в котором организованно налажен процесс обмена знаниями и передачи накопленного опыта от обучающего к обучаемому, соблюдаются свои нормы и уставы, совершенствуется и развивается личность в смысле роста ее культурного уровня, мы можем говорить о том, что процесс образования перманентно сопровождается организационными действиями со стороны педагога и со стороны учащихся по выполнению требований организационного устава.

Исходя из вышеизложенного и обобщая опыт исследований по педагогической и организационной культуре, мы можем проанализировать структуру и содержание организационно-педагогической культуры. Как любой феномен организационно-педагогическая культура может существовать только при наличии ряда функций, комплексное действие которых способствует формированию организованной и педагогически культурной личности.

К функциям организационно-педагогической культуры можно отнести следующие:

- созидательная - способствующая саморазвитию и самоопределению личности в процессе образования;

- аксиологическая ~ обеспечивающая осмысление личностью необходимости воспитывать в себе ценностное отношение к образованию и к его продуктам: знаниям, умениям, навыкам;

- креативная - реализующая возможности свободного выбора в образовании и мобилизации творческого потенциала личности;

- самообразовательная - воспитывающая в личности качества, способствующие эффективности образовательного процесса;

-мобилизационная - определяющая условия реализации личностных качеств;

~ инновационная - определяющая нестандартные пути решения возникающих в процессе образования проблем;

- диффузионная - способствующая взаимопроникновению личностных качеств всех членов организации и обогащению организованной и педагогически культурной личности.

В организационно-педагогической культуре согласуются два вида: социальная (культура коллектива или организации) и индивидуальная (культура членов организации). Необходимо отметить, что педагоги как члены организации наполняют ее определенным содержанием, привносят в устав орга-

иизации нормы и правила и сами же их выполняют. Сосуществование и взаимодействие в организации опосредуется системой социальных отношений, сложившихся в процессе деятельности. Участвуя в образовательном процессе, студенты - будущие учителя оказывают влияние на становление и развитие друг друга как культурных и организованных членов общества, на развитие обучающей организации в целом, а следовательно способствуют формированию организационно-педагогической культуры друг друга. Следует отметить, что педагог со своим уровнем организационно-педагогической культуры является основным субъектом развития организации. Поскольку организационно-педагогическая культура как качество личности может изменяться, развиваться, обновляться, то культура организации (образовательного учреждения) также подвержена определенным изменениям при создании определенных условий.

Осуществляя свою профессиональную деятельность по схеме «субъект -субъект» будущий учитель должен руководствоваться принципами согласия и соучастия как нормой. При условии, что будущий учитель осознает необходимость формирования организационно-педагогической культуры в процессе педагогической деятельности, он сможет:

- ориентироваться на освоение профессионального опыта с позиции духовного и творческого осмысления лучших его образцов;

- активно познавать способы культуроосвоения и культуросозидания;

- ориентироваться на ценности культуротворчества;

- принимать культурные ориентиры как руководство к действию;

- критически оценивать собственные возможности освоения и проектирования культурных педагогических практик.

В этой связи педагогическая культура рассматривается нами как слагаемое общей культуры педагога, характеризующая степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умении применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в учебном процессе. Организационная культура будущего учителя в контексте нашего исследования определяется как совокупность приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, выработанных в прошлом и доказавших свою эффективность в настоящем.

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным определить организационно-педагогическую культуру как интеграцию творческих и духовных качеств, организационных способностей и освоенного педагогического опыта, накопленного педагогическим сообществом.

Изучая формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя, с точки зрения целесообразности, эффективнее исследовать данное явление в процессе деятельности будущего учителя, а именно, в процессе образования. Одним их основных компонентов образования является его

цель, направленная на развитие свойств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Неслучайно, гуманистическая направленность образования способствует формированию личности студента, развитию ее индивидуальных способностей, интересов и склонностей наряду с адекватным восприятием мнений и суждений других людей, В условиях становления демократического общества образование призвано выполнить главную функцию - формирование свободной, высококультурной, творческой личности с развитым самосознанием, создание условий для культурного самоопределения личности будущего учителя и формирования ее организационно-педагогической культуры. Основу современного содержания гуманистического образования и воспитания составляют педагогические задачи, вытекающие из традиций педагогической культуры, направленные на решение образовательных задач.

Изучая образовательный процесс в вузе, студента как главного и непосредственного участника образовательного процесса и всю педагогическую систему в целом, мы пришли к заключению, что успешное достижение цели, определенной нами как формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя, обусловлено: способностью студентов самостоятельно анализировать накопленные знания и культурный опыт организационно-педагогической деятельности, осознанием несостоятельности стереотипных способов решения педагогических задач организационного характера, познанием особенностей кулыуроосвоения и культуросозидания, способностью критически осмысливать личный опыт организационно-педагогической деятельности и проектировать культурные изменения в ней.

Процесс исследования организационно -педагогической культуры будущего учителя и возможности ее формирования с практической точки зрения подтверждался опытно-экспериментальной работой, которая была организована на базе ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (г. Красноярск). В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 111 студентов, которые были организованы в 4 группы: 2 контрольных (К, - 28 чел и К4 - 28 чел) и 2 экспериментальных (Э, - 27 чел и Э4 - 27 чел.), где группы с индексом 1 относятся к первому курсу, а группы с индексом 4 - к четвертому. Опытно-экспериментальная работа включала в себя несколько этапов. На констатирующем этапе ставились следующие задачи:

-выявить показатели организационно-педагогической культуры будущего учителя.

- определить уровень организационно-педагогической культуры будущего учителя.

- обеспечить ориентацию будущих учителей на необходимость формирования организационно-педагогической культуры.

- разработать и реализовать модель формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя.

В целях организации и проведения исследования была разработана минимальная диагностическая программа по определению уровней развития организационно-педагогической культуры будущего учителя. Было выделено три уровня формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя: когнитивно-рефлективный, ценностно-ориентационный и опер ационально -креативный.

Студенты, у которых развит когнитивно-рефлективный компонент, демонстрируют способность самостоятельно анализировать и соотносить накопленные знания и культурный опыт организационно-педагогической деятельности; осознают несостоятельность стереотипных способов решения педагогических задач организационного характера; познают особенности куль-туроосвоения и культуросозидания и способны глубоко осмысливать культурные практики; понимают необходимость постоянного обновления способов организационно-педагогической деятельности; обладают способностью критически осмысливать личный опыт организационно-педагогической деятельности и проектируют культурные изменений в ней.

Студенты с ярко выраженным ценностно-ориентационный компонентом принимают педагогические ценности как значимые и осознают необходимость их переосмысливапия в контексте особенностей организационной культуры учителя; ориентируются на ценности культуроосвоения и культуросозидания и принимают культурные ориентиры педагогическою творчества как руководство к действию; оценивают свою организационно-педагогическую культуру с позиции духовно-творческих качеств учителя, его гуманистических идеалов, культурных ценностей; ориентированы на профессионально-культурный модус поведения в практической деятельности.

Студенты, у которых развит операционально-креативный компонент творчески осваивают информацию культурного характера в контексте ее значимости в организационной деятельности; избирают культурные варианты поведения в процессе организации педагогической деятельности и взаимодействуют на основе принципов согласия и соучастия; проявляют подлинные духовно-творческие качества в процессе организационно-педагогической деятельности и признают собственную ответственность за ее результаты; владеют способами и приемами организации и делятся опытом с другими; участвуют в разработке творческих проектов, активно осваивают инновационные культурные практики учителей.

Импульсом для формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя являются возникающие в процессе образования трудности: несоответствие результатов деятельности поставленным целям; неуверенность в необходимости применения культурных практик; невозможность осуществления деятельности с соответствующими требованиями профессии; неспособность формирования культурного модуса поведения; отсутствие мотива и другие. Студенту, столкнувшемуся с такими трудностя-

ми. необходимо проанализировать, осмыслить последовательность шагов по их преодолению.

Минимальная диагностическая программа включала в себя ряд диагностических процедур: экспресс-диагностику организационно-педагогической культуры будущего учителя; диагностику выявления стилей поведения будущего учителя; анкеты; опросники. Со студентами проводились беседы и интервью, целью которых являлось выявление качеств высококультурной личности учителя и осознание необходимости формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя. С целью выявления ценностей, личных предпочтений и ориентации будущего учителя, которые определяют содержательную сторону его организационно-педагогической культуры, была применена экспресс-диагностика. Данная методика экспресс -опроса студентов, на наш взгляд, способствует определению способности личности к культуроосвоению и культуросозиданию. Диагностическая программа по определению состояния организационно-педагогической культуры будущего учителя также включала в себя идентификационную методику, целью которой являлось выявление ориентированности будущего учителя на культуроосвоение, культуросозидание и изыскание творческих способов решения педагогических задач. Для выявления особенностей развития будущего учителя как профессионала, его ориентированности на профессиональный модус поведения, нами была разработана методика определения стилей поведения будущего учителя в различных ситуациях педагогической практики. С целью определения качеств, характеризующих будущего учителя как высококультурного и высокоорганизованного, т. е. учителя с развитой организационно-педагогической культурой, студентам был предложен опросник «ориентированный выбор», в котором студентам предлагалось обозначить наиболее значимые из 16 проявлений организационно-педагогической культуры будущего учителя. Проявления организационно-педагогической культуры были сформированы в блоки: интерактивный - (определяющий способы взаимодействия участников в процессе образования), методический - (описывающий степень владения учителем методами, способами, приемами обучения с целью решения основной задачи исследования), креативный - (позволяющий оценить будущего учителя как творческую личность, способную вовлечь учеников в процесс поиска творческого решения задач), гуманистический (духовный)-(характеризующий ориентированность личности будущего учителя на профессионально-культурный модус поведения).

Основным ожидаемым результатом являлось осмысление студентами -будущими учигелями необходимости формирования качественно новой личности, высоко организованной, высококультурной, способной находить творческие варианты решения задач в образовательной ситуации. Будущие учителя выражают уверенность в том, что «занятия должны быть организованы

на высоком уровне», «на занятиях должна быть создана атмосфера согласия и соучастия», «будущий учитель должен уметь заинтересовать обучающихся, вовлечь их в творческое проектирование», «учитель должен выступать помощником, организатором», «в любой ситуации будущий учитель должен быть образцом культуры и поведения». Высказывая свои представления об организационно-педагогической культуре, студенты ничего не упомянули о методах и способах образования, которые могли бы поспособствовать процессу формирования данного качества будущего учителя; ничего не сказали

0 формах контроля. Это позволило сделать вывод о том, что будущие учителя имеют неполное представление о способах достижения основной цели образования - становление личности творческой, высокоорганизованной, способной к культуроосвоению и культуротворчеству, ориентированной на профессионально-культурный модус поведения, воспитанной на принципах ценностного отношения к образованию. Необходимость формирования такой личности определяет направленность формирования организационно-педагогической культуры будущею учителя. Учитывая тот факт, что процесс формирования качеств современного учителя должен основываться на принципах согласия и соучастия, на осознании необходимости обновления способов педагогической деятельности, па способности учителя свободно владеть методами и приемами в образовании и правильно их применять, на умении заинтересовать обучающихся и вовлечь их в творческий процесс решения педагогических задач и способности относиться к ценностям образования и к мнению Другого с позиции гуманности и духовности, нами были определены четыре блока модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя: интерактивный, методический, креативный, гуманистический (духовный).

Количественный анализ полученных данных на начало опытно-экспериментальной работы показал, что значения основных базовых характеристик организационно-педагогической культуры в контрольных К, и К4 и экспериментальных Э, и Э4 группах существенно не различаются. Студенты не считают значимыми такие педагогические характеристики их деятельности как: свободное владение методическими приемами в обучении (К1 - 40% и Э, ™ 38%) и (К4- 44% и Э4 - 43%), активная позиция в освоении педагогических практик (К1 - 35% и Э, - 42%) и (К4 - 41% и Э4 - 40%) для студентов

1 и IV курсов соответственно. Очень низкие значения у студентов I курса и незначительные у студентов IV курса в проявлении таких характеристик как: способность к культуросозиданию (К, — 25%, Э, - 30%) и (К4 - 38% и Э4 -38%), культуротворчество (К; - 32% и Э,- 39%) и (К„ - 47% и Э4- 45%) соответственно, ориентированность на профессионально-культурный модус поведения (К, - 27% и Э, - 25%) и (К4 - 50% и Э4 - 50%) соответственно, ценностное отношение к накопленным знаниям и опыту (К, - 24% и Э, -22%) и (К4 - 40% и Э4 - 33%), обработка образовательной информации с

позиции ценностного подхода (К] —29% и Э - 39%) и (К4 - 42% и Э4 -39%) для студентов I и IV курсов соответственно. Следует отметить, что данные, полученные при опросе студентов, хотя и незначительны, но несколько выше у студентов IV курса, нежели у студентов I курса. Это объясняется тем, что студенты IV курса «более опытные» в обучении, они понимают ценность и значимость полученных знаний. Как правило, большая часть студентов работают и имеют некоторый опыт.

Качественный анализ полученных данных позволяет заключить, что студенты-старшекурсники хорошо понимают, что без освоения педагогических практик будущий учитель не состоится как высококультурная и высокоорганизованная личность. Кроме того, студенты уверены, что необходимо развивать в себе такие качества как способность к культуроосвоению, куль-туросозиданию и культуротворчеству. С одной стороны, будущие учителя осознают необходимость свободного владения будущего специалиста методическими приемами и их подбора для проведения занятий; понимают, что только взаимодействие педагога и обучающихся на принципах взаимопонимания, согласия и соучастия поможет в решении педагогических задач; уверены в том, что только творческий подход к организации занятий способствует повышению мотивации будущих учителей и, тем самым, определяет их творческую заинтересованность в результатах обучения; четко представляют себе, что современный учитель должен постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться. Но, с другой стороны, они не умеют обрабатывать полученную информацию с позиций ценностного подхода, не всегда осознают ее ценность; не проявляют ценностного отношения к накопленным знаниям, наивно полагая, что их знания совершенны и не требуют углубления; не обладают способностью к культуросозиданиго; считают активную позицию в освоении педагогических практик других учителей необязательной; не осознают необходимости обновления способов педагогической деятельности; слабо ориентированы на профессионально-культурный модус поведения, думая, что они и так смогут овладеть учительской профессией.

Опытно-экспериментальная работа была выстроена на основе включения в программу образования (в экспериментальной группе) и применения на занятиях специально разработанных культурных ситуаций, ролевых диалогов. Студентам предлагалось творчески инсценировать различные ситуации, такие как: поведение в университете (колледже), в гостинице, в ресторане, на стадионе и т.д. Студенты адекватно реагировали на проявление любого рода бескультурья, пассивность и безразличие окружающих людей, нетерпимость к окружающим (особенно к пожилым и детям), безынициативность и пассивность в вопросах урегулирования конфликтов. В процессе анализа проигранных ситуаций, студенты внимательно и детально изучали ситуации и в результате они начинали понимать, что негативного результата можно было избежать, если бы: собеседники были более терпимы друг

к другу, проявляли педагогическую толерантность, если бы участники действа, были ориентированы на профессионально-культурный модус поведения; стремились к изучению педагогических практик других учителей и, обогащаясь опытом, брали бы с них пример.

После применения предложенной методики был проведен 2 контрольный срез - формирующий. Количественный анализ полученных данных (в экспериментальных группах) позволил сделать следующие выводы: студенты - будущие учителя стали четко себе представлять необходимость проявлять активную позицию в освоении педагогических практик и мнений (К,- 40% и Э, - 48%) и (К4 - 46% и Э4 - 59%); (К, % и Э, %) и (К4 % и Э4 %); стали еще более склоняться к необходимости поиска творческого решения педагогических задач (К, - 35% и Э, - 71%) и (К4 - 54% и Э4 - 59%); стали осознавать потребность в культуросозидании (К. - 32% и Э, - 52%) и (К4 - 38% и Э4 - 59%); испытывали потребность в культуротворчестве, которая выражается в проектировании творческих моделей обучения (К, — 38% и Э) -47%) и (К4 - 54% и Э4 - 61%); студенты ориентированы на профессионально-культурный модус поведения (К, - 34% иЭ, - 65%) и (К4 - 67% и Э4 -67%); и понимали, что ценностное отношение к знаниям и накопленному опыту (К, - 35% и Э, - 61%) и (К4 - 45% и Э4 - 60%) помогает овладеть педагогическими практиками. Количественные изменения по данным проявлениям организационно-педагогической культуры будущего учителя соответственно приведены на начало и на окончание экспериментальной работы. По данным проявлениям зафиксированы значительные изменения. Результаты обработки данных констатирующего и формирующего срезов по определению организационно-педагогической культуры будущего учителя представлены в таблице.

Результаты изучения организационно-педагогической культуры будущего учителя в контрольных (К) и экспериментальных (Э) группах поданным I и II контрольных срезов (в % от общего числа респондентов)

По хаз № Основные базовые характеристики Уровень проявления показателен организационно-педагогической культуры будущего учителя

ате ли (признаки) Гру лна 1 контроль ный срез Гру ппа 2 контроль ный срез Гру ппа 1 контроль ный срез Гру ппа 2 контроль ный срез

чел % чел % че л % чел %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15

1 Взаимодействие на К|л 14 50 К|я 16 58 Кял 14 49 К<1/2 15 53

принципах согласия и соучастия Эт 14 50 Э|д 20 71 ЭVI 14 50 Эи,7 16 58

«с 3 2 Педагогическая Кш 13 48 К|я 13 48 Кш 12 44 К(л 13 47

I о Эщ 11 4(1 Э|я 13 45 э,„ 11 38 Эдя 15 52

л 3 Создание К|л 13 45 Кщ 13 46 13 45 Кай 13 48

I благоприятной психологической атмосферы в коллективе Э|л 11 40 Э,а 15 53 Эш И 39 Эля 16 58

4 Высокая личная К|л 12 44 К|д 13 48 13 47 15 52

толерантность Эш 13 48 Эш 17 61 Э,„ 12 44 18 63

Окончание таблицы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

5 Свободное владение К|ц 11 40 К|я 13 46 К™ 12 44 15 53

методическими приемами в обучении Э|/| 11 38 Э]Л 15 55 Э^л 12 43 Э^Д 16 58

>х з 6 Четкое следование нормативным образцам поведения 11 41 КЩ 13 47 К<л 13 45 Кая 13 48

8 V Э|л 13 45 л 13 45 Э.м 13 45 Эм 14 49

§ 7 Активная позиция в Кш 10 35 К,^ 11 40 11 41 К(л 13 46

£ освоении педагогических практик Э]л 12 42 Э,л 13 48 11 40 Э-1/2 17 59

8 Обновление способов педагогической деятельности Кщ 11 39 К|Д 13 45 К4/1 12 43 15 54

Эм 13 48 Э|д 18 63 Э4/1 14 49 Эал. 15 55

9 Творческое решение Кш 8 30 К|/г 10 35 Кчл 12 42 15 54

педагогических задач Эи 11 38 Эцг 20 71 э,„ 11 41 Эщ 17 59

>5 1 10 Способность к К», 7 25 К,а 9 32 Кчл 11 38 11 38

кулътуросозиданию Эи 8 30 Эш 15 52 Э,л 11 38 Э« 17 59

1 <У 11 Культуротворчество (проектирование К|л 9 32 Кш И 38 К4/1 13 47 15 54

педагогических моделей) Э|/| [1 39 Эцг 13 47 13 45 Э<й 17 61

12 Саморазвитие и Кш 9 31 Кш 13 46 Кц/1 13 45 К4/1 13 48

самосовсршен стиованке п 38 Эш 14 50 Э„, 12 42 15 52

ГЗ Умение пенить мнение собеседника К|л 9 33 Кае 13 46 Клл 10 36 12 42

«г 3 Эу] 11 38 0\й 18 66 ЗАЛ 11 38 э« 17 61

со о к к 14 Обработка образовательной информации с позиций ценностного подхода 8 29 К| л 11 39 К<л 12 42 13 47

Э|л 11 39 Эш 13 48 Зад ¡1 39 Эш 15 52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о и 15 Ориентированность на профессионально-культурный модус поведения 8 27 Кьл 10 34 КАЛ 14 50 К4П 19 67

1 7 25 Эш 18 65 Эцл 14 50 Э^д 19 67

ь 16 Ценностное отношение К|л 7 24 Кш 10 35 Кш 11 40 13 45

к накопленным знаниям и опыту Э|л 6 22 Эю 17 61 Эн1 9 33 17 60

Качественный анализ данных; полученных при проведении констатирующего среза (1 контрольный срез), проиллюстрирован на рис. 1.

Рис. 1. Карта проявлений признаков организационно-педагогической культуры будущего учителя (контрольные группы).

Как видно из диаграммы, в силу того, что студенты контрольной группы занимались по обычной программе, значения показателей изменились незначительно. В основном, изменения коснулись таких показателей, как: активная позиция в освоении педагогических практик других учителей, об-

новление способов педагогической деятельности, ориентированность на профессионально-культурный модус поведения, ценностное отношение к накопленным знаниям и опыту. Студенты осознают необходимость обновления способов педагогической деятельности и понимают, что образование нуждается в культурной личности учителя как воспитателя будущих поколений.

Качественный анализ полученных данных при проведении формирующего среза (2 контрольный срез), проиллюстрирован на рис. 2.

Проявлений ПРМНЛОР арг.*низаццанно-пе-дэгогнчегкам нульгурв! бущега учители н экспериментальной группе 1 курса

Нлрта

пропвлений примаков организационно-педагогической культуры бущего учителя в группе 4 чурсв

Рис. 2. Карта проявлений признаков организационно-педагогической культуры будущего учителя (экспериментальные группы).

Как видно из рис. 1, 2 в показателях экспериментальной группы на начало опытно-экспериментальной работы и на ее окончание наблюдаются значительные изменения.

В процессе организации и проведения экспериментальной работы нами была разработана специальная методика формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя. Данная методика включает в себя ряд методов и методических приемов, направленных на освоение куль-туросозидательных и культуротворческих практик, на ориентацию студентов на профессионально-культурный модус поведения. На практических занятиях студентам экспериментальных групп Э1 и Э4 предлаг алась к освоению специально разработанная программа ТРКС (творческое решение куль-туросозидательных ситуаций). С целью возможности оценить свои поступки и поведение других людей студенты в группах были поделены на 2 подгруппы: исполнители и эксперты. Исполнители являлись непосредственными участниками программы ТРКС, а эксперты выступали в качестве членов жюри. В соответствии с заданием студенты-исполнители составляли диалоги, участвовали в дискуссиях, диспутах, дебатах, в процессе которых обнаруживали примеры некультурного, а порой и недостойного современного высококультурного учителя, поведения. Студенты-эксперты замечали, что действия участников были несогласованными, неорганизованными; что участники не ориентированы на профессионально-культурный модус поведения. При вынесении экспертной оценки студенты-эксперты бурно выража-

Е. Е. Волкова

ли несогласие с ситуативным поведением исполнителей, указывали им на недостатки. Студенты посещали курс мини-лекций и семинары. Ситуации и сценки обыгрывались в большой аудитории с представлением независимой группы - зрителей. Ориентируясь на мнение студентов-зрителей, студенты-эксперты давали оценку, определяли оценочные суждения по той или иной культуросозидательной ситуации. Тем самым, во время таких творческих занятий происходило становление, «взросление», формирование личности будущего учителя, формирование его качеств, а именно организационно-педагогической культуры будущего учителя.

Библиографический список

1. Бенин, В. Л. Сущность понятия «педагогическая культура» // Понятийный аппарат педагогики. Екатеринбург, 1996. - 277 с.

2. Жильцова, Е. И. Политическое и духовное развитие современного общества. Материалы у курсу «Человек и общество: основы современной цивилизации» [Текст] /Е. И. Жильцова, Э. Н. Егорова, И. Н. Сухолет / под. ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с.

3. Загвнзинский, В. И., Агаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: АСАОЕМТА, 2001. — 205 с.

4. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А, Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный), Р. н/Дону. Изд. центр «Март», 2005. - 448 с.

5. Персикова, Т, Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. — 224 с.

6. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] /под. ред.В. Г. Панова. -М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993. — Т.1. — 608 с.

7. Профессионально-культурное становление специалиста в образовательном процессе [Текст] /отв. Ред. В. В. Игнатова, О. А. Шушерина- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.-264 с.

8. Федорова, С. Н. Профессиональная культура педагога [Текст] / Педагогика // Научно-теоретический журнал. - 2006. - № 2. - С. 65-70.

9. Шиянов, Е. Н., Котова, И. Б, Развитие личности в обучении [Текст] / Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2000. -288 с.

УДК 371.3

Е. Е. Волкова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проведенный нами в ходе исследования анализ психолого-педагогических и методических исследований проблем профильной школы; имеющих-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.