Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗНАНИЕВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ORGANIZATIONAL AND METHODICAL MECHANISM / STRATEGIC MANAGEMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE / KNOWLEDGE POTENTIAL / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пасмурцева Н.Н.

В статье представлена модель организационно-методического механизма стратегического управления инновационным развитием предприятия, отвечающая современным тенденциям и условиям формирования цифровой экономики. В разработанной модели акцентируется внимание на комплексной оценке стратегического инновационного потенциала предприятия и его «знаниевом компоненте», сочетающем интеллектуальный и человеческий потенциал, а также информационно-коммуникативные ресурсы предприятия. Автором сформулированы типичные ошибки, проблемы и ограничения, возникающие на различных этапах разработки и реализации инновационной стратегии развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ORGANIZATIONAL-METHODICAL MECHANISM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF ENTERPRISES’S INNOVATIVE DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF ECONOMY’S DIGITALIZATION

Article presents a model of organizational and methodological mechanism of strategic management of innovative development of enterprise, which meets modern trends and conditions of formation of digital economy. Developed model focuses on a comprehensive assessment of strategic innovation potential of enterprise and its «knowledge component», which combines intellectual and human potential, as well as information and communication resources of enterprise. Author formulates typical mistakes, problems and limitations arising at different stages of development and implementation of innovative strategy of enterprise development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

H. H. Пасмурцева

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье представлена модель организационно-методического механизма стратегического управления инновационным развитием предприятия, отвечающая современным тенденциям и условиям формирования цифровой экономики. В разработанной модели акцентируется внимание на комплексной оценке стратегического инновационного потенциала предприятия и его «знаниевом компоненте», сочетающем интеллектуальный и человеческий потенциал, а также информационно-коммуникативные ресурсы предприятия. Автором сформулированы типичные ошибки, проблемы и ограничения, возникающие на различных этапах разработки и реализации инновационной стратегии развития предприятия.

Ключевые слова

Организационно-методический механизм, стратегическое управление, инновационное развитие предприятия, знаниевый потенциал, цифровая экономика.

N. N. Pasmurtseva

FORMATION OF ORGANIZATIONAL-METHODICAL MECHANISM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF ENTERPRISES'S INNOVATIVE

DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF ECONOMY'S DIGITALIZATION

Annotation

Article presents a model of organizational and methodological mechanism of strategic management of innovative development of enterprise, which meets modern trends and conditions of formation of digital economy. Developed model focuses on a comprehensive assessment of strategic innovation potential of enterprise and its «knowledge component», which combines intellectual and human potential, as well as information and communication resources of enterprise. Author formulates typical mistakes, problems and limitations arising at different stages of development and implementation of innovative strategy of enterprise development.

Keywords

Organizational and methodical mechanism, strategic management, innovative development of the enterprise, knowledge potential, digital economy.

Введение

Развитие цифровой экономики, опирающейся на масштабное использование информации и человеческого капитала, как ключевых ресурсов цифро-визации и высших ценностей «экономики знаний», диктует новые условия хозяйственно-экономической деятельности предприятий. В связи с нарастающей непредсказуемостью внешней среды,

усилением важности информационно-знаниевого капитала, активным использованием высоких технологий и коммуникаций, цифровизацией бизнес-процессов, изменения происходят, в первую очередь, в системе управления бизнесом. Происходящие в настоящее время преобразования в экономике невозможны без разработки и реализации инновационных стратегий. В этих усло-

виях особую актуальность приобретает способность менеджмента использовать в своей деятельности инструментарий стратегического управления инновационным развитием, основанный на ин-формационно-знаниевом потенциале предприятия. Цель исследования: разработка организационно-методического механизма стратегического управления инновационным развитием предприятия в условиях цифровизации экономики.

Материалы и методы

По данным исследования международной компании МсК^еу&Сош-рапу, к 2025 г. цифровая экономика обеспечит от 19 до 34 % роста ВВП [1]. Цифровые технологии, являясь драйвером развития мировой экономики на ближайшие десятилетия, определяют перспективы роста компаний, отраслей и национальных экономик в целом.

Вопросы развития цифровой экономики и экономики знаний являются относительно новыми и весьма актуальными для современной экономической мысли. Так, проблемы экономики знаний широко освещаются в трудах таких современных зарубежных и отечественных исследователей, как: Ф. Махлуп, Ф. Хайек, И. Нонака, Х. Такеучи, Л. Э. Миндели, Л. К. Пипия, А. М. Измайлов, Н. Н. Думная, С. И. Ашмарина, В. И. Звонников, М. Б. Челышкова, В. Н. Пуляева, А. В. Филатова.

Научные труды, посвященные вопросам цифровизации экономики, принадлежат Ю. В. Гнездову, Д. И. Коку-рина, Ю. А. Романову, Н. В. Аникееву, О. О. Дроботову, Г. С. Мерзликину, О. А. Минаеву, Т. Ю. Решетникову, В. Ф. Трунину, С. А. Шевченко, А. А. Горбачеву, Е. В. Ширинкину.

Проблемы методологии стратегического управления инновационным развитием предприятия давно занимают важное место в трудах зарубежных и отечественных ученых: И. Ансофф, Б. Твисс, А. П. Панкрухин, В. А. Сотников, С. В. Баклановкий, В. А. Баринов, А. Е. Карпов, П. А. Верник, В. К. Ко-

тельников, Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, А. Томпсон, Дж. Лэмпел, Дж. Стрик-ленд и др.

В статье использованы научные методы системного анализа, сравнительный и логический анализ, статистический и графический методы исследования, метод экспертных оценок.

Результаты

С целью повышения эффективности управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в долгосрочном периоде в условиях циф-ровизации разработан организационно-методический механизм стратегического управления инновационным развитием предприятия, одним из ключевых элементов которого является информа-ционно-знаниевый потенциал, основанный на использовании инструментария цифровой экономики и экономики знаний. Предлагаемый организационно-методический механизм включает три макроэтапа: подготовительный, макроэтап стратегического выбора, планирования и разработки стратегических мероприятий, макроэтап реализации и контроля стратегии (см. рис. 1). Первый макроэтап включает организационный и аналитический этапы. Организационный этап предполагает сбор необходимой информации для выполнения стратегического анализа инновационной деятельности предприятия: определение источников внешней и внутренней информации, ответственных лиц и сроков сбора информации. В рамках аналитического этапа осуществляется комплексный стратегический анализ, включающий: оценку инновационного климата и стратегического инновационного потенциала предприятия. Данный этап имеет ключевое значение для формулирования будущей стратегии предприятия. Стратегический анализ инновационного потенциала содержит следующие подэтапы: анализ состояния знани-евого потенциала, оценку финансовых и материальных активов, анализ инфраструктурного потенциала.

Стратегический анализ инновационного потенциала предприятия

1

Анализ состояния Оценка материальных Анализ

знаниевого и финансовых инфраструктуры «-1

потенциала ресурсов предприятия

Ж.

II. Макроэтап стратегического выбора, планирования и разработки стратегических мероприятий

Выбор инновационной стратегии развития предприятия

Рисунок 1 — Модель организационно-методического механизма стратегического управления инновационным развитием предприятия

В условиях цифровой экономики особую значимость приобретает анализ состояния знаниевого потенциала предприятия. Под знаниевым потенциалом автор предлагает понимать систему активов или ресурсов предприятия, включающих человеческий капитал, интеллектуальные и информационно-коммуникативные ресурсы, которые могут быть вовлечены или уже используются в процессе принятия стратегических решений в системе управления инновационным развитием предприятия. В свою очередь, в рамках подэтапа оценки материальных и финансовых ресурсов выполняется анализ инновационных технологий, оборудования, зданий и сооружений, используемых в процессе инновационной деятельности; оцениваются возможности использования собственных, а также необходимость привлечения заемных денежных средств для финансирования инновационных проектов. Кроме того, выполняется анализ инфраструктуры предприятия: оцениваются наличие и возможности подразделений предприятия, задействованных в разработке и реализации инновационных проектов, к эффективному осуществлению инновационной деятельности. На данном этапе важно минимизировать ошибки и неточности, связанные с проведением стратегического анализа с целью осуществления корректного стратегического выбора. К основным ошибкам стратегического анализа можно отнести следующие: некорректный выбор инструментария стратегического анализа инновационного потенциала; неточная интерпретации результатов анализа и стратегического выбора; неготовность специалистов, ответственных за выполнение стратегического анализа, к использованию сложных методик; недостаточная информационно-аналитическая база проведения стратегического анализа; неполный учет факторов внешней и внутренней среды предприятия. При этом следует отме-

тить, что сам процесс стратегического анализа инновационного потенциала является весьма трудоемким.

Второй макроэтап — это стратегический выбор, планирование и разработка стратегических мероприятий. Данный макроэтап включает следующие этапы.

1. Осуществление выбора инновационной стратегии развития предприятия. Выбор стратегических альтернатив — сложный этап разработки и реализации инновационной стратегии. От корректности его выполнения зависит дальнейшая эффективность реализации инновационной стратегии предприятия. По мнению автора, все многообразие описываемых в научной литературе инновационных стратегий можно свести к четырем ключевых направлениям: активные наступательные, активные оборонительные, активные имитационные и пассивные инновационные стратегии. Цифровизация бизнесс-процессов требует от предприятий активных, а порой даже, агрессивных действий, направленных на адаптацию, удержание позиций и развитие существующего бизнеса, связанных с необходимостью внедрения инноваций в различных сферах жизнедеятельности предприятия.

Таким образом, при выборе инновационной стратегии приоритет остается за наступательными и оборонительными инновационными стратегиями, поскольку только через их реализацию возможно внедрение цифровых технологий и рост конкурентоспособности предприятия на рынках.

2. Определение миссии и стратегических целей предприятия. Миссия предприятия, развивающегося в цифровой экономике, должна включать знани-евый компонент, делающий акцент на повышение инновационности предприятия на основе эффективного использования его знаниевого потенциала. Стратегические инновационные цели должны носить разнонаправленный характер

и быть ориентированы на внедрение цифровых технологий во всех ключевых зонах менеджмента предприятия: производстве, финансах, маркетинге, управлении человеческим капиталом.

3. Разработка планов стратегических мероприятий инновационного развития предприятия. Стратегические мероприятия отражают приоритеты деятельности предприятия, заданные общей и функциональными стратегиями инновационного развития. В условиях циф-ровизации экономики инновационные проекты, реализуемые предприятием в рамках стратегии, ориентированы на внедрение цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности предприятия. Так, в рамках производственной стратегии предприятия возможно получение эффекта как от внедрения мероприятий, связанных с автоматизацией существующих процессов и реализацией улучшающих инноваций, так и с внедрением радикальных инноваций, прорывных технологий, таких как: беспилотные устройства и роботизированные производственные линии; программно-аппаратные комплексы и 3D-печать, применяемая для создания цифровых копий изделий. В маркетинговой деятельности стратегические мероприятия инновационной стратегии могут включать проекты компании по созданию цифровых платформ управления данными о продукции и ее жизненном цикле, по взаимодействию с клиентами и осуществлению транзакций, комплексному прогнозированию потребительского поведения и качеству предоставляемых товаров и услуг.

4. Формирование бюджетов общей и функциональных стратегий. Реализация стратегических мероприятий инновационного развития по цифровизации предприятия требует от руководства серьезных капиталовложений и высокого уровня менеджмента. Кроме того, инновационные проекты в цифровой сфере являются высокорисковыми, и требуют

широкого привлечения знаниевого ресурса предприятия. При этом отдача от инвестиций в инновации в цифровой сфере имеет в большинстве случаев отложенный, но долгосрочный характер.

5. Определение интегральных целевых показателей реализации инновационной стратегии. Система показателей должна быть направлена на оценку экономической эффективности инновационной стратегии развития предприятия и отражать результативность стратегии с целью дальнейшего принятия оптимальных стратегических решений. В частности, по мнению автора, среди ключевых показателей реализации инновационной стратегии можно выделить следующие: интегральный показатель экономического эффекта от инновационной деятельности предприятия, традиционно включающий оценку показателей финансово-экономической и производственной деятельности предприятия от реализации инновационных мероприятий; интегральный показатель уровня конкурентоспособности предприятия на рынках, демонстрирующий объемы продаж инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках; интегральный показатель устойчивости инновационного развития и инвестиционной привлекательности предприятия.

Основными ограничениями, возникающими на этапе стратегического выбора, планирования и разработки стратегических мероприятий, могут быть следующие: ограниченность стратегического выбора и его некорректность; невозможность и/или неспособность предприятия к внедрению цифровых технологий; недостаточность мониторинга целевых показателей реализации инновационной стратегии.

Третий макроэтап — реализация и контроль выполнения инновационной стратегии. Данный макроэтап включает следующие этапы.

1. Информационно-разъяснительный этап. Предполагает доведение ин-

формации руководством о разработанном стратегическом плане до сотрудников, непосредственно являющихся исполнителями мероприятий, предоставление документации и проведение разъяснительной работы. Безусловно, что сотрудники-исполнители также принимают участие в разработке плана стратегических мероприятий. Однако окончательное решение по включению мероприятий в план и механизм их реализации остается за руководством предприятия.

2. Поэтапная реализация стратегических мероприятий инновационного развития предприятия предполагает выполнение плана в зависимости от установленных сроков.

3. Мониторинг интегральных целевых показателей реализации инновационной стратегии представляет собой регулярное плановое и по необходимости внеплановое сравнение запланированных показателей стратегического плана с фактическими. По результатам мониторинга происходит обсуждение с исполнителями и принятие управленческих решений о внесении корректировок в существующий стратегический план инновационного развития предприятия.

4. Контроль реализации стратегического плана — заключительный этап организационно-методического механизма стратегического управления инновационным развитием предприятия, предполагающий сравнение полученных фактических показателей реализации инновационной стратегии с плановыми значениями, формулирование выводов и рекомендаций для разработки новой стратегии инновационного развития предприятия.

Обсуждение

Согласно докладу «Глобальные информационные технологии» за 2016 г. Россия занимает 41 -е место по готовности к цифровой экономике и 38-е место с точки зрения эффективности внедрения данных технологий [2].

Формированию условий для развития цифровой экономики в Российской федерации способствуют следующие нормативные акты: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)», Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В указанных нормативных актах представлена дефиниция понятия «цифровая экономика», определено место России на глобальном цифровом рынке, сформулированы основные направления развития цифровой экономики в Российской Федерации.

В современной экономической литературе и нормативных актах РФ представлено большое количество определений понятия «цифровая экономика». В общем плане цифровая экономика рассматривается исследователями и законотворцами, как область хозяйственной или коммерческой деятельности, связанная с применением цифровых технологий на различных уровнях жизни общества.

Цифровизация национальной экономики невозможна без вовлечения в данный процесс отдельно взятых предприятий, их ориентации на модель инновационного развития хозяйственно-экономической деятельности. В целях реализации долгосрочных целей и стратегических решений необходимо формирование национальной инновационной экономики цифрового формата, в которой особое место отводиться механизмам ее стратегического развития, а конкурентоспособность хозяйствующих субъектов определяется уровнем их цифровизации. Так, в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отмечается, что одной из целей ее реализации является «повышение конкурентоспособности на глобальном рынке, как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом» [3].

Уровень цифровизации российских промышленных предприятий остается весьма низким, а объемы инвестиций компаний недостаточными для роста их конкурентоспособности на мировом рынке. Так, показатель капиталовложений российских компаний в циф-ровизацию составляет 2,2 % от ВВП, в то время как в США он достигает 5 %; в европейских странах — 3,9 %; в Бразилии — 3,6 % [4].

Многие вопросы стратегического управления инновационным развитием предприятия в условиях цифровой экономики изучены недостаточно, не формализованы и пока не решены. Исходя из вышеизложенного, разработанный автором организационно-методический механизм стратегического управления инновационным развитием предприятия, базирующийся на информационно-знаниевом потенциале, имеет научную новизну и практическую значимость и может быть использован предприятиями при разработке инновационных стратегий развития, стратегических планов и программ инновационной направленности в условиях цифровой экономики.

Выводы

Представленный в статье организационно-методический механизм стратегического управления инновационным развитием предприятия разработан с учетом принципа системности в менеджменте, предполагает построение четкого механизма стратегического управления инновационным развитием предприятия с точки зрения его организации и методического обеспечения. С содержательной стороны, в представленном механизме сделан акцент на важности анализа знаниевого капитала как базовой части стратегического инновационного потенциала предприятия. Реализация предлагаемого автором подхода позволит обеспечить повышение уровня конкурентоспособности предприятия в условиях цифровизации экономики.

Библиографический список

1. Кельчевская, Н. Р., Ширинки-на, Е. В. Особенности управления человеческим капиталом на предприятиях в условиях цифровой экономики // Инновации в менеджменте. — 2018. — № 18. — С. 24-31.

2. Горбачева, А. А., Кормишин, А. Е. Актуальные тенденции цифровизации и их влияние на преобразование энергетического сектора экономики России // Modern Economy Success. — 2019. — № 1. — С. 46-51.

3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. Распоряжением Правительства РФ № 1632-р от 28.07.2017.

4. Ширинкина, Е. В. Трансформация принципов управления человеческим капиталом в условиях развития цифровой экономики // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. — 2019. — Вып. 1. — Т. 29. — С. 55-61.

Bibliographic list

1. Kilchevskiy, N. R., Shirinkina, E. V. Peculiarities of human capital management in enterprises in digital economy // Innovations in management. — 2018. — № 18. — P. 24-31.

2. Gorbachiov, A. A., Kormishin, A. E. Actual trends of digitalization and their influence on transformation of energy sector of Russian economy // Modern Economy Success. — 2019. — № 1. — P. 46-51.

3. Program «Digital economy of Russian Federation», approved by Order of Government of Russian Federation № 1632-p from 28.07.2017.

4. Shirinkina, E. V. Transformation of principles of human capital management in conditions of development of digital economy // Vestnik of Udmurt University. Economics and law. — 2019. — № 1. — Vol. 29. — P. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.