Научная статья на тему 'Формирование опыта субъект-субъектного взаимодействия будущих специалистов гуманитарного профиля как социально-педагогическая проблема'

Формирование опыта субъект-субъектного взаимодействия будущих специалистов гуманитарного профиля как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЫТ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / INTERACTION / PEDAGOGICAL INTERACTION / JOINT ACTIVITY / EXPERIENCE THE SUBJECT-SUBJECT OF INTERACTION OF THE FUTURE EXPERTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыбина Е. А.

В данной статье раскрывается сущность понятий взаимодействие, педагогическое взаимодействие, совместная деятельность, опыт субъект-субъектного взаимодействия будущих специалистов, раскрывается структура опыт субъект-субъектного взаимодействия будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыбина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the ecological education development in conditions of domestic educational system modernization

In given article the essence of concepts interaction, pedagogical interaction, joint activity, experience the subject-subject of interaction of the future experts reveals, the structure experience the subject-subject of interaction of the future experts

Текст научной работы на тему «Формирование опыта субъект-субъектного взаимодействия будущих специалистов гуманитарного профиля как социально-педагогическая проблема»

УДК

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Е.А. Цыбина

В данной статье раскрывается сущность понятий взаимодействие, педагогическое взаимодействие, совместная деятельность, опыт субъект-субъектного взаимодействия будущих специалистов, раскрывается структура опыт субъект-субъектного взаимодействия будущих специалистов.

Ключевые слова: взаимодействие, педагогическое взаимодействие, совместная деятельность, опыт субъ-ект-субъектного взаимодействия будущих специалистов.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране кардинальным образом изменил требования к профессионально-важным качествам специалиста гуманитарного профиля. От уровня развития социальных компетенций, активности, умений адаптироваться в социуме, конструктивно взаимодействовать с окружающими в условиях жесткой конкуренции зависят конкурентоспособность выпускника вуза, результативность принимаемых им решений.

Необходимость овладения студентами гуманитарных специальностей вузов социальноличностными компетенциями и опытом субъект-субъектного взаимодействия связывают с многофункциональностью и индивидуально-коллективным характером их труда, его детерминированностью содержанием совместной деятельности с отдельными людьми, профессиональным сообществом, социумом в целом. Как отмечает Е.А. Шумилова, профессиональная деятельность в сфере "человек - человек" носит ярко выраженный социально-коммуникативный характер, представляя собой "процесс установления и развития контактов с окружающими людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий выработку единой стратегии взаимодействия" [13, с. 20]. Р. Вундерер, П. Дик подчеркивают востребованность опыта субъект-субъектной деятельности в сферах, ориентированных на коммуникацию и связанных с управлением человеческими ресурсами, и связывают его со "способностью (умением) и готовностью (желанием) людей относиться к себе и своим партнерам конструктивно, независимо, со стремлением к сотрудничеству и учетом сложившейся ситуации" [2, с. 106].

Исследователи сходятся во мнении, что навыки построения и реализации субъект-субъектных отношений являются ключевым фактором успеха не только в профессиональной деятельности, но и в формировании индивидуального жизненного пути.

Анализ научной литературы показал, что понятие "субъект-субъектное взаимодействие" приобрело междисциплинарный статус.

Как философская категория взаимодействие отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, порождение одним объектом другого [10, с. 216], а также как "форма развития, осуществляемая в определенном пространстве" [11, с. 3].

В социальных науках взаимодействие рассматривается как "единица" совместной деятельности, пронизывающая все ее этапы. В работах Г.В. Дьяконова, Л.А. Журавлева, Б.Ф. Ломова взаимодействие предстает как "система действий, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других... Взаимодействие может иметь место и при выполнении относительно независимых индивидуальных деятельностей. Однако, оно не включается в структуру этой деятельности и не вносит в нее принципиальных изменений" [4; 5, с. 27-28].

В психологических науках взаимодействие - это "непосредственный источник саморазвития структур, причина и следствие взаимодействующих сторон", одновременно выступающий как условие, средство, цель и движущая сила воспитания [11, с. 3]. При этом развивающее воздействие проявляется в позитивных изменениях в познавательной, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой сферах личности и обеспечивается за счет сочетания способности субъекта не только действовать, но и воспринимать действия других.

В педагогике понятие взаимодействия служит для обозначения существенной особенности педагогического труда - его двустороннего характера [6, с. 13]. В любом элементе педагогической деятельности присутствуют две стороны, а само взаимодействие выступает как специально организованная учителем совместная деятельность учащихся, при которой между детьми распределяются роли, действия или операции, позволяющие освоить данный вид учебной деятельности [12].

Педагогическое взаимодействие может носить характер случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, име-

ющий следствием взаимные изменения в поведении, деятельности, отношениях, установках воспитателя и воспитанника, однако возникает оно лишь в том случае, если оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей партнеры [12].

В настоящее время сложилось два основных подхода к организации педагогического взаимодействия: субъект-объектный и субъект-субъектный.

Субъект-объектный подход предполагает направленность взаимодействия, в первую очередь, на овладение обучающимися содержанием учебной дисциплины. Основной недостаток такого подхода состоит, по убеждению В.В. Широковой, в однонаправленной активности педагога при решении образовательных задач и отсутствие познавательной активности обучающихся [12, с.17]. Данный тип педагогического взаимодействия предполагает использование различных форм группового обучения (совместно-индивидуальной, совместно-познавательной, совместно-взаимодействующей), а также работу в парах (постоянного и переменного состава).

Субъект-субъектная форма педагогического взаимодействия основана на признании субъектных свойств обучающихся, которые, по мнению Е.В. Бондаревской, можно рассматривать как "ядро человеческой культуры" [1, с. 52-64]. В контексте данного подхода предполагается кооперация, сотрудничество педагога и обучающегося в поиске необходимых знаний и способов действий. При этом обучающиеся должны выполнять ту или иную деятельность, творчески преобразовывать ее не вследствие влияния на них обстоятельств, а вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия.

В рамках субъект-субъектного подхода взаимодействие индивидов может быть реализована с распределением или без распределения функций между ними согласно принимаемым социальным ролям:

1. Взаимодействие с распределением функций, при котором обучающиеся выполняют (возможно, поочередно) функции "руководитель - исполнитель" при решении совместных задач. В данном случае "руководитель" может генерировать инструкции, различающиеся степенью адре-сованности:

• высший уровень адресованности - инструкции в полной мере обеспечивают успешность действий партнера;

• средний уровень адресованности - инструкции дают партнеру возможность выполнения базовых действий;

• низкий уровень адресованности - практически не содержат ориентиров для действий партнера.

Поэтому основным качеством, которое должно быть сформировано у "исполнителя", выступает учебная инициативность, проявляющаяся в способности к инициативному способу взаимодействия с целью получения недостающей для успешного действия информации.

2. Взаимодействие с членами коллектива без распределения функций, при котором достижение цели обеспечивается за счет объединения индивидуальных деятельностей.

Следует отметить, что независимо от способа организации педагогического взаимодействия его функционально-ролевая и личностная составляющие в ходе образовательного процесса должны быть реализованы в равной степени.

Особое внимание необходимо уделить понятию профессионального взаимодействия, представляющего собой функциональное взаимодействие, имеющее деловой характер [14]. В профессиональном взаимодействии партнер всегда выступает как личность, значимая для субъекта. Профессиональное взаимодействие, основная задача которого состоит в продуктивном сотрудничестве для достижения определенной цели, происходит по различным направлениям, обеспечивающим связь субъектов друг с другом. Этот тип взаимодействия "подразумевает межличностные контакты, возникающие между двумя или более людьми, совершающими совместные действия" [14, с. 120].

Термин "совместная деятельность" в наиболее общем случае обозначает "деятельность, осуществляемую двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных" [8], "работу, выполняемую ранее незнакомыми людьми, но связанную с решением какой-либо общей для них задачи" [9].

С педагогической точки зрения совместная деятельность не является самоцелью, а организуется для овладения обучаемыми навыками построения и реализации субъект-субъектных отношений в коллективе. Основными ее характеристиками выступают:

• общность мотивации субъектов деятельности, ее созидательность, личностная и социальная значимость;

• объединение и согласование индивидуальных деятельностей, их подчиненность достижению общей цели и непрерывная рефлексия;

• ориентированность личности на конструирование новых, более продуктивных способов взаимодействия, обеспечивающих равноправие партнеров и формирование у них активной жизненной позиции;

• активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений обучающихся с преподавателями и воспитателями при решении учебных задач, исключающий авторитарное отчуждение субъектов совместной деятельности, принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие обучаемыми познавательных сведений.

В своем развитии совместная деятельность проходит основные фазы:

1 фаза - моделирование совместной деятельности, на которой разрабатывается стратегия ее реализации. На данном этапе осуществляется теоретическая и методологическая подготовка субъект-субъектного взаимодействия, а именно: а) определение цели совместной деятельности и анализ ситуации, постановка задач; б) генерация идей, их сравнение; в) выбор тактики и стратегии субъект-субъектного взаимодействия.

2 фаза - реализация совместной деятельности, на которой происходит разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции, их распределение между участниками и согласование в соответствии с заранее определенной последовательностью, а также исполнение членами команды необходимых для достижения цели совокупности действий согласно распределенным ролям.

3 фаза - рефлексия результатов совместной деятельности, позволяющая установить, в какой мере как положительные, так и отрицательные результаты являются следствием деятельности каждого субъекта команды (коллективный и индивидуальный самоанализ).

Сопоставляя описанные выше социально-личностные компетенции с этапами реализации совместной деятельности, считаем возможным выделить четыре аспекта субъект-субъектного взаимодействия ее участников: мотивационный (мотивы субъект-субъектного взаимодействия индивидов, его ценностная основа), когнитивный (знания и умения), операциональный (опыт построения субъектных отношений, поведения, деятельности и общения) и рефлексивный (анализ и коррекция).

Мотивационный аспект субъект-субъектного взаимодействия непосредственным образом связан с профессиональной деятельностью специалистов гуманитарного профиля и отражает наличие у индивидов понимания роли навыков субъект-субъектного взаимодействия в профессиональной деятельности и собственной жизни, ценностного отношения к нему, а также осознанной потребности в овладении опытом субъект-субъектного взаимодействия как эффективному способу решения профессиональных задач.

• Когнитивный аспект раскрывает опыт субъект-субъектного взаимодействия с точки зрения освоенных индивидом представлений о сущности, средствах и способах осуществления этого взаимодействия. В функциональном плане эти знания выступают основой осознанного действия.

Операциональный аспект субъект-субъектного взаимодействия характеризует способности индивида к эффективному взаимодействию в профессиональной, физкультурно-спортивной или бытовой деятельности, выявлению пространственных и временных границ этого взаимодействия, оформления занятой позиции при помощи вербальных и невербальных средств, а также раскрывает совокупность действий и составляющих их операций, необходимых для конструктивного субъект-субъектного взаимодействия и эффективного межличностного общения между всеми членами команды.

Рефлексивный аспект субъект-субъектного взаимодействия связан с осмыслением его участниками полученных в процессе совместной деятельности результатов, выявлении факторов, способствовавших созданию ситуации успеха или приведших к неудаче, вклада каждого в достижение генеральной цели, оценкой эмоционального фона взаимодействия и также составлением при необходимости плана его коррекции.

С учетом этого опыт субъект-субъектного взаимодействия можно охарактеризовать как осознанно освоенные будущими специалистами формы, методы и средства конструктивного взаимодействия, взаимоотношений и взаимопомощи, целенаправленно используемые ими в процессе согласованного решения задач совместной деятельности и обеспечивающие личностно-профессиональный рост всех ее субъектов.

Структурно опыт субъект-субъектного взаимодействия можно представить как совокуп-

ность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: мотивационного, когнитивного, операционного и рефлексивного.

• Мотивационный компонент опыта субъект-субъектного взаимодействия соответствует проектировочной фазе совместной деятельности и отражает желание студентов обладать опытом субъект-субъектного взаимодействия, восприятие ими совместной деятельности как на ценности.

• Когнитивный компонент опыта субъект-субъектного взаимодействия, содержание которого образуют знания о сущности субъект-субъектного взаимодействия и способах его эффективной реализации.

• Операциональный компонент отражает способность субъекта на основе отрефлекси-рованных, эмоционально пережитых знаний строить совместную деятельность, вступать в конструктивное взаимодействие с окружающими для достижения поставленных задач, действовать в нестандартных ситуациях в соответствии с нормами делового общения.

• Рефлексивный компонент соответствует ее фазе анализа и оценки совместной деятельности и отражает умение рефлексивного анализа субъектом своей деятельности, поведенческих и личностных проявлений.

В заключение следует отметить, что субъект-субъектное взаимодействие - наиболее перспективная и адекватная форма межличностных отношений с точки зрения развития и повышения эффективности профессиональной деятельности специалиста гуманитарного профиля, имеющей в своей основе социально-психологический характер, обусловленной социумом, фактом включения людей в реальные социальные группы и влияющим в определенной степени на общественность. Субъект-субъектное взаимодействие предполагает установление психологически равных, партнерских отношений, которые способствуют актуализации партнера, раскрытию им самим своих новых возможностей, способностей и функций, стремление к взаимовыгодному сотрудничеству с желанием учесть интересы всех сторон.

In given article the essence of concepts interaction, pedagogical interaction, joint activity, experience the subject-subject of interaction of the future experts reveals, the structure experience the subject-subject of interaction of the future experts reveals.

The key words: interaction, pedagogical interaction, joint activity, experience the subject-subject of interaction of the future experts.

Список литературы

1. Бондаревская Е.В., Пивненко П.П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика. 2002. №5. С. 52-64.

2. Вундерер Р., Дик П. Ключевая роль социальной компетенции в концепции сопредпри-нимательства // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 5/03.

3. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 288 с.

4. Дьяконов Г.В., Добрянский И.А. Активные методы группового обучения психологии: диалогический подход. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов психологических факультетов университетов и пединститутов. Кировоград, 2004. 189 с.

5. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. С. 19-36.

6. Измайлова М.А. Педагогическое взаимодействие как фактор повышения качества подготовки специалистов в среднем специальном учебном заведении: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Шуя, 2005. 244 с.

7. Моисеева Н.Н. Формирование психологической готовности будущего учителя к субъ-ект-субъектному взаимодействию: Автореферат дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. Самара, 2007. 25 с.

8. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Серия "Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах" / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.

9. Психология совместной деятельности малых групп и организации // Сборник научных трудов; Под ред. А.Л. Журавлева, Е.В. Широковой. М.: ИП РАН, 1999. 288 с.

10. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Совет. Энциклопедия, 1985. 1600 с.

11. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. О.В. Глуздова, Е.В. Глухова, О.М. Исаева [и др.]; под общ. ред. Е.Н. Волковой. М.: Высшая школа, 2007. 341 с.

12. Широкова В.В. Подготовка студентов педагогического вуза к организации учебного сотрудничества в начальных классах: Дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.01. Иркутск, 2004. 208 с.

13. Шумилова Е.А. Формирование социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования: Автореферат дис. . д-ра пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2011. 45 с.

14. Хохлова М.В., Лаврентьева О.С. Развитие опыта сотрудничества в учебно-проектной деятельности учащихся начального профессионального образования // Вестник Брянского госуни-верситета. 2010. № 1. С. 120-127.

Об авторе

Цыбина Е.А. - соискатель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Formation of experience the subject-subject of interaction of the future experts of a humanitarian profile as socially-pedagogical problem.

E.A. Zibina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.