Научная статья на тему 'Формирование общественной инфраструктуры взаимодействия органов власти, бизнес-структур и организаций гражданского общества'

Формирование общественной инфраструктуры взаимодействия органов власти, бизнес-структур и организаций гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Цифровизация / искусственный интеллект / электронное правительство / цифровая трансформация / институциональный подход / проблемы и риски цифровизации / гражданское общество / органы власти / Digitalization / artificial intelligence / e-government / digital transformation / institutional approach / civil society / challenges and risks of digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шедько Юрий Николаевич, Власенко Михаил Николаевич, Корнеева Елена Назаровна

В статье выявлены проблемы, возникающие в ходе четвертой промышленной революции, которые должны быть разрешены органами власти, организациями гражданского общества, работающими с населением и сообществами, бизнес-структурами. Установлены задачи этих акторов в аспекте их трансформации, предусматривающей не только внедрение инновационных цифровых технологий, но и фундаментальный переход к новым ролям, структурам и системам оказания общественных услуг при движении по траектории устойчивого развития. Проанализирован зарубежный опыт изменений, связанных с цифровизацией в органах власти, который возможно использовать в Российской Федерации. Определены задачи, стоящие перед руководителями бизнес-структур в сфере управления персоналом четвертой промышленной революцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Public Infrastructure of Infrastructure of Authorities, Business-structures and Civil Society Organizations

The article identifies the problems that arise during the fourth industrial revolution, which should be resolved by authorities, civil society organizations working with people and communities, business structures. The tasks of these actors in the aspect of their transformation are established, providing for not only the introduction of innovative digital technologies, but also a fundamental transition to new roles, structures and systems for the provision of public services while moving along the path of sustainable development. The foreign experience of changes associated with digitalization in government, which can be used in the Russian Federation, is analyzed. The tasks facing the heads of business structures in the field of personnel management of the fourth industrial revolution are identified.

Текст научной работы на тему «Формирование общественной инфраструктуры взаимодействия органов власти, бизнес-структур и организаций гражданского общества»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА World Economy

ЮН. Шедько, М.Н. Власенко, Е.Н. Корнеева

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, БИЗНЕС-

СТРУКТУР

И ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Yu.N. Shedko, M.N. Vlasenko, E.N. Korneeva

Formation of Public Infrastructure of Infrastructure of Authorities, Business-structures and Civil Society Organizations

Цифровизация, как значительный фактор устойчивого развития территориальных социо-эколого-экономических систем, отражает наши желания и решения, сокращая бедность и повышая качество жизни, используя более надежные и безопасные источники энергии, обеспечивая защиту окружающей среды, большую инклюзив-ность государственного процесса1, социальную сплоченность и сотрудничество2.

Четвертая промышленная революция на основе подходов «Индустрии- 4.0» все более охватывает промышленность развитых стран мира, ключевым фактором которой становится внедрение киберфи-зических систем3.

Технологии нашего пост-цифрового мира влияют на все аспекты нашей повседневной жизни, радикально изменяя нашу способность создавать, получать и использовать информацию; относиться друг к другу и к вопросам, которые важны для нас; создавать ценные ресурсы и новые институты4. Эти изменения порождают новые потребности и социальные проблемы, которые должны быть оценены и решены органами власти, бизнес-структурами и организациями гражданского общества, работающими с людьми и сообществами.

Для организаций гражданского общества этот новый контекст более чем когда-либо требует своевременно отражать и реагировать на новые потребности и проблемы.

Для бизнес-структур скорости научно-технического прогресса и изменений в обществе, в целом требуют по-новому взглянуть на общую картину мира, коренным образом переосмыслить свои роли и задачи, приобрести новые возможности и навыки, а также перейти к новым организационным, партнерским и финансовым моделям, которые позволят стать более уполномоченными, проактивными и

информированными факторами общественного блага.

В условиях четвертой промышленной революции органы власти должны измениться и стать более ориентированными на клиента, например, услуги государственного сектора должны разрабатываться с учетом потребностей гражданина как клиента5.

Глобальное исследование, проведенное под эгидой Организации Объединенных Наций 2018 г. показало, что «электронные правительства» всех стран мира поддерживают трансформацию в направлении устойчивых и устойчивых обществ (таблица 1).

Таблица 1

Индекс развития электронного правительства 10 ведущих стран

№ п/п Страна Индекс

1 Дания 0,9150

2 Австралия 0,9053

3 Республика Корея 0,9010

4 Соединенное Королевство 0,8999

5 Швеция 0,8882

6 Финляндия 0,8815

7 Сингапур 0,8812

8 Новая Зеландия 0,8806

9 Франция 0,8790

10 Япония 0,8783

Также растет электронное участие граждан в государственном управлении (таблица 2).

Таблица 2

Индекс электронного участия 10 ведущих стран

№ п/п Страна Индекс

1 Республика Корея 1,0000

2 Дания 1,0000

3 Финляндия 1,0000

4 Нидерланды 0,9888

5 Япония 0,9831

6 Новая Зеландия 0,9831

7 Австралия 0,9831

8 Испания 0,9831

9 Соединенное Королевство 0,9831

10 Соединенные Штаты Америки 0,9831

Во всех 193 государств-членов Организации Объединенных Наций имеются национальные порталы и серверные системы, обеспечивающие автоматизацию основных административных задач. Анализ показывает наличие тенденции увеличения доли транзакци-онных онлайн-услуг в общем объеме государственных услуг, среди которых наиболее часто используются следующие услуги: оплата коммунальных услуг (140 стран), представление деклараций по подоходному налогу (139 стран) и регистрация нового бизнеса (126 стран).

Все больше стран предоставляют онлайн-услуги, предназначенные для наиболее уязвимых групп. С региональной точки зрения Европа продолжает лидировать в предоставлении онлайн-услуг для всех уязвимых групп, достигая почти всеобщего охвата в регионе или более 80 % всех европейских стран.

Число стран, предоставляющих онлайн-услуги с использованием электронной почты, обновлений каналов SMS/RSS, мобильных приложений и загружаемых форм, растет во всех секторах, в частности 176 стран предоставляют архивированную информацию онлайн по сравнению с 154 в 2016 г.

На основе широкого использования искусственного интеллекта и других инновационных информационно-компьютерных технологий органы государственной власти и местного самоуправления также приспосабливаются к грядущим изменениям в обществе в быстро меняющемся мире6.

Россия в рейтинге уровня развития «электронного правительства» переместилась с 35-го места в 2016 г. на 32-е в 2018 г. Также Россия поднялась с 34-го на 23-е место в группе стран с наиболее высоким уровнем вовлеченности граждан (E-Participation, электронное участие). В рейтинге уровня развития «электронного правительства» Россия располагалась в 2018 г. на 32-м месте.

В связи с необходимостью догнать передовые страны по этим

показателям, заслуживает внимания зарубежный опыт изменений в органах власти, связанных с четвертой промышленной революцией.

Анализ, проведенный исследовательским центром «McKinsey Center for Government», показал, насколько трудно осуществить такие преобразования правильно. Согласно опросу, почти 3000 государственных служащих в 18-ти странах, которые составили часть доказательной базы исследования, около 80 % усилий правительства по преобразованию не отвечают их целям. При этом преобразования, более чем в три раза успешные, чем остальные, основаны на стратегии элементами которой являются: преданное лидерство, четкие цели и приоритеты, соблюдение сроков полномочий власти политических деятелей, координация работы органов власти, убедительное общение и способность к изменениям. Вместе с тем, этот комплекс редко применяется целостно - в связи с трудностями реализации в контексте политических циклов, сложных систем принятия решений и многочисленных заинтересованных сторон, составляющих государственный сектор7.

В Великобритании создана эффективная система поддержки и стимулирования создания новых продуктов, услуг и бизнес-моделей, предоставляющих больше пространства для экспериментов, осуществляется широкое привлечение общественности к регулированию инноваций8.

Значительные усилия по цифровой трансформации с акцентом на руководящую роль его центральных правительственных учреждений предпринимает правительство Таиланда. С 1990-х гг. Таиланд развивался в различных рамках политики электронного правительства, и существующее правительство внедряет версию «4.0» стратегий цифровой трансформации, нацеленную на повышение конкурентоспособности бизнеса, благосостояния граждан и эффективности государственного сектора. Органы центрального правительства реорганизуются для решения вопросов «разрозненности» общественных организаций, а также необходимости иерархического руководства и координации9.

Отметим новые вызовы, связанные с четвертой промышленной революцией:

1. Постоянные риски для цифровых прав через явную взаимосвязь новых технологий.

2. Мощные агитационные инструменты в экономике внимания.

3. Навигация в отношениях с новыми цифровыми социальными движениями.

4. Угрозы прозрачности и подотчетности.

5. Новый контекст для вопросов этического аспекта использования инноваций.

Подчеркнём, что происходящие трансформации выходят за рамки технических аспектов внедрения информационно-компьютерных технологий и других инновационных инструментов. Это не только

инженерная, а и социальная проблема. Это более глубокий, более фундаментальный переход к новым ролям, новым структурам и новым системам доставки общественного блага.

Большие задачи стоят перед руководителями бизнес-структур в сфере управления персоналом:

1. Повышение уровня доверия в организации при управлении культурными изменениями.

2. Осознание цели организации сотрудниками как своей собственной.

3. Необходимо развивать лидеров, обладающих навыками управления организациями через инновационные изменения.

4. Очень важно для лидеров обратить пристальное внимание на уникальные потребности инноваторов, имеющих потенциал для продвижения к позитивным изменениям, и определить соответствующие решения для удовлетворения этих потребностей.

5. Использование технологий для дополнения взаимодействия сотрудников.

При построении модели лидерства необходимо учитывать специфику различных видов экономической деятельности.

Особо выделим новые задачи организаций гражданского общества, которые участвуют в процессе осуществления перемен;

1) Готовность играть новые и разные роли.

2) Готовность рассмотреть и разрешить ряд проблем, чтобы выполнять эти роли ответственно.

3) Готовность сотрудничать с другими заинтересованными сторонами в формировании будущего.

При этом эффективное взаимодействие органов власти, бизнеса и гражданского общества значительно ограничивают применяемые комплексы обеспечивающих технологий. При использовании методов проектирования систем совместной работы уделяется недостаточно внимания повторяющимся действиям, связанным с участием общественности, а также формальным правилам и укоренившимся практикам, которые их создают. Вместе с тем, модели взаимодействия, основанные на достижениях цифровизации, представляют собой ценный ресурс для решения данной проблемы. Это обусловлено тем, что разработка и внедрение любой общественной инфраструктуры цифровизации является дорогостоящим проектом, который требует частных инвестиций, специальных навыков, экспертных знаний. Следовательно, степень управляемости внедрения технологий «снизу вверх» гражданами, может быть ограничена. Кроме того, большую роль играют посредники, создающие инфраструктурные интеграционные связи.

Анализ практики перепланировки общественного информационного пространства с использованием медийных технологий показывает, что имеют место: бойкот, текучесть кадров, сопротивление ключевых заинтересованных сторон. Таким образом, необходима

социальная «устойчивость» общественной инфраструктуры, основой которой является положение, что любое совместное программное обеспечение эффективно только в том случае, если оно учитывает потребности и проблемы аудитории, которая занимается этим на добровольной основе.

Исследование, основанное на институциональном подходе, методологии построения гражданской инфраструктуры, включающей отношения между субъектами - акторами развития территории, предполагает программное обеспечение и технологии их использования. Основа институционального подхода - осуществление итерационных изменений на практике - подходит для повседневных действий, затрагивающих общественную инфраструктуру электронного взаимодействия. Институциональное измерение полезно для установления авторитетных связей, при этом эти связи можно рассматривать как неформальные механизмы, интегрирующие общественные группы.

По нашему мнению, взаимодействия целесообразно анализировать через:

1) формальные правила;

2) интересы факторов развития;

3) наблюдаемые практики.

Цифровое посредничество общественных взаимодействий и соответствующая модернизация местного самоуправления обеспечивают достаточный контекст для проектирования инновационной информационно-компьютерной инфраструктуры взаимодействия. Рекомендуется шире использовать картографические и краудсор-синговые приложения, которые могут помочь обществу в консолидации путем комментирования мест и пространств.

При формировании и использовании общественной инфраструктуры важнейшей задачей для проектировщиков является обеспечение разнообразия участников и учет материальных и социальных условий. Для менеджеров-организаторов формирования инфраструктуры весьма важной задачей является учет интересов пользователей и участников процессов проектирования, причем осуществляющих и «скрытое», и «явное» участие.

При этом роли должностных лиц местных органов власти меняются по мере того, как возможности и обязанности распределяются между другими общественными участниками процесса, становящихся партнерами по диалогу и потенциальными лидерами проектов, способствующими успеху преобразований, в результате которых на основе технической поддержки изменятся существующие модели взаимодействия. Данную поддержку могут профинансировать как органы власти, так и бизнес-структуры, работающие с учетом принципов корпоративной социальной ответственности.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является обеспечение информационной и экономической безопасности обществен-

ной инфраструктуры электронного взаимодействия. Особую актуальность приобретают задачи создания благоприятных условий функционирования организаций, обеспечивающих формирование инфраструктуры, а также структур, осуществляющих мероприятия, направленные на снижение рисков10.

Формирование и непрерывное развитие профильных профессиональных компетенций специалистов служб информационной и экономической безопасности общественной инфраструктуры электронного взаимодействия, являются значимым фактором обеспечения их конкурентоспособности и финансово-экономической устойчивости в условиях рыночной системы хозяйствования, высокой готовности профильных подразделений к комплексному обеспечению безопасности их функционирования.

В условиях активного развития информационных технологий, на ряду со значительным экономическим эффектом, высокой скоростью и точностью обработки данных, возникло ряд проблем, одной из которых является активизация мошеннических проявлений, в основе которых лежит ряд следующих основных факторов.

1. Желание обогатиться любым, в том числе и незаконным образом. Данное обстоятельство актуально, в равной степени как для злоумышленника, так и для жертвы.

2. Высокая скрытность и анонимность злоумышленников.

3. Высокая сложность раскрытия преступлений и правонарушений данного вида.

4. Отсутствие опыта и профильных знаний у сотрудников правоохранительных органов в расследовании и раскрытии данных преступлений.

5. Низкий уровень технической грамотности пользователей, что значительно облегчает мошенникам совершение противоправных действий.

6. Совершенствование, усложнение, расширение возможностей современных цифровых технологий, что позволяет мошенникам находить новые формы противоправных воздействий.

7. Развитие системы компьютерных коммуникаций, что позволяет активно коммуницировать с потенциальными жертвами, находясь в любой точке мира.

8. Активная работа злоумышленников в направлении создания маскировочного и иммитационного программного обеспечения, что позволяет им выдавать себя за полномочных пользователей, представителей фирм, друзей и знакомых потенциальной жертвы.

9. Несовершенство современного программного обеспечения, применяемого в персональных компьютерах, что способствует появлению уязвимостей, воспользовавшись которыми, злоумышленники могут воспользоваться в своих преступных целях.

10. Отсутствие правоприменительной практики в расследовании мошеннических действий с применением современных цифровых

технологий.

11. Природная любознательность человека, стремление найти новые решения в различных областях жизнедеятельности, в том числе и мошеннической направленности. Что касается жертвы мошенничества, желание прочитать письмо, ознакомиться с содержимым неизвестного вложения, посетить интересный информационный ресурс, получить какое-либо преимущество.

12. Природная беспечность и невнимательность, чем пользуются злоумышленники, провоцируя пользователей компьютерных систем к несанкционированным действиям.

13. Таким образом, принимая во внимание указанные обстоятельства, мы можем снизить вероятность попасть в неприятную ситуацию стать жертвой мошеннических проявлений.

14. Успех цифровым мошенникам обеспечивает также способность жертв к состраданию. Часто потенциальные жертвы готовы оказать финансовую помощь больным, погорельцам. При этом, активно спонсируют злоумышленников по подложным счетам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Другими важными факторами, способствующими успешной реализации мошеннических схем являются: гордыня и жажда приключений.

Мерами профилактики и снижения числа данного вида противоправных действий является повышение компьютерной грамотности, образованности пользователей при эксплуатации компьютерных систем.

В ходе анализа авторами установлено, что специфика обучения персонала, занятого в инфраструктуре взаимодействия и связанного с вопросами безопасности, значительно зависит от скорости появления новых уникальных технологий (в первую очередь, цифровых решений) и, в связи с этим, появлением новых угроз и рисков; степени сложности и уникальности применяемого оборудования, технологий производства, приоритетных политик и стратегий безопасности, методов защиты объектов11; динамики изменений общественно-политической и экономической ситуации в муниципальном образовании, регионе, отрасли, на локальном рынке, в стране и мире12; трансформации общественного и социального восприятия производственной деятельности хозяйствующего субъекта, в отношении которого реализуются технологии безопасности, с учетом риска13.

В технологическом аспекте для конструирования моделей взаимодействия авторами рекомендуется проведение глубоких интервью, проблемно-контекстных интервью с приоритетным сегментом, контекстно-независимых интервью.

По нашему мнению, формирование цифровой инфраструктуры общественного взаимодействия тесно связано с функционированием секторов социальной сферы, обеспечивающих формирование, развитие и сохранение человеческого потенциала, что требует ин-

вестиций, соответствующих важности данной проблемы14.

По нашему мнению авторов, решение ряда социальных и экономических проблем, связанных с цифровизацией, возможно на основе институционального подхода. В результате применения институционального подхода обеспечиваются возможности более полного описания модели взаимодействия органов власти, бизнеса и гражданского общества, уточнения характера связей между различными уровнями взаимодействия и их совместным влиянием (оперативный и коллективный выбор), определения набора материалов, полезных при планировании развития. Анализ, проведенный на основе институционального подхода, позволяет сформировать структурированный набор данных об окружающих взаимодействиях и проектируемой гражданской инфраструктуре, построить блок-схему сбора и обработки данных, на которой может основываться

разработка программного обеспечения.

* * *

В заключение можно сделать вывод, что и правительство, и общественные организации, и деловые круги несут общую ответственность за создание вспомогательных структур, платформ сотрудничества и создание условий, способствующих ускорению готовности общества и экономики к четвертой промышленной революции. В конечном счете, это процесс системных изменений, в которой все участники должны участвовать вместе. И главную роль здесь выполняют органы власти, которые должны адекватно планировать и регулировать новые возможности для обеспечения безопасности.

Примечания Endnotes

1 Барменкова Н.А., Сибиряев А.С. Наукограды как инновационный ресурс развития регионов. Москва, 2019. C. 205-214.

2 Толкачев С.А., Морковкин Д.Е. Тренды цифровизации обрабатывающих отраслей промышленности Германии и России // Научные труды Вольного экономического общества России. Москва, 2019. Т. 218. № 4. С. 260-272.

3 Панина О.В., Шубцова Л.В., Красюкова Н.Л. Методы и инструменты материального и нематериального стимулирования участников проектной деятельности в государственных органах исполнительной власти. Москва, 2019.С. 18.

4 Бауэр В.П., Морковкин Д.Е., Москвитина Е.И., Маликова О.И., Силь-верство С.Н., Тепляков А.Ю., Толкачев С.А., Цветкова Т.М. Промышленная политика в эпоху цифровой трансформации экономики. Москва, 2018. C. 129.

5 Барменкова Н.А., Сибиряев А.С. Наукограды как инновационный ресурс развития регионов. Москва, 2019. C. 205-214.

6 Панина О.В., Шубцова Л.В., Красюкова Н.Л. Методы и инструменты материального и нематериального стимулирования участников проектной деятельности в государственных органах исполнительной власти. Москва. 2019. С. 34.

7 Tera Allas, Martin Checinski, Roland Dillon, Richard Dobbs. Elements of a successful government transformation [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-insights/elements-of-a-successfUl-government-transformation

8 OECD Regulatory Policy Outlook 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/governance/oecd-regulatory-policy-outlook-2018-9789264303072-en.htm

9 Sagarik D., Chansukree P., Cho W., Berman E. E-government 4.0 in Thailand: The role of central agencies. Information Polity. 2018. Vol. 23. No 3. P. 343-353.

10 Markova O.V, Zavalko N.A., Kozhina V.O., Panina O.V, Lebedeva O.E. Enhancing the quality of risk management in a company. Espacios. 2018. Т. 39. Vol. № 48. Р. 26.

11 Бауэр В.П., Морковкин Д.Е., Москвитина Е.И., Маликова О.И., Силь-верство С.Н., Тепляков А.Ю., Толкачев С.А., Цветкова Т.М. Промышленная политика в эпоху цифровой трансформации экономики. Москва, 2018. C. 85.

12 Markova O.V., Zavalko N.A., Kozhina V.O., Panina O.V., Lebedeva O.E. Enhancing the quality of risk management in a company. Espacios. 2018. Т. 39. № 48. Р. 26.

13 Kostygova L.A. Natural resource management in a territorial innovation cluster. 16-th international multidisciplinary scientific geoconference. SGEM, 2016. Ecology, economics, education and legislation conference proceedings. W. III. 30 June - 6 July 2016. Albena, Bulgaria. P. 381-388.

14 Толкачев С.А., Морковкин Д.Е. Тренды цифровизации обрабатывающих отраслей промышленности Германии и России // Научные труды Вольного экономического общества России. Москва, 2019. Т. 218. № 4. С. 260-272.

Авторы, аннотация, ключевые слова

Шедько Юрий Николаевич - докт. экон. наук, доцент, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва)

ynshedko@mail.ru

Власенко Михаил Николаевич - канд. экон. наук, доцент Национального исследовательского университета Московский энергетический институт (Москва)

VlasenkoMN@mpei.ru

Корнеева Елена Назаровна - преподаватель Российской международной академии туризма (Химки)

rmat2@mail.ru

В статье выявлены проблемы, возникающие в ходе четвертой промышленной революции, которые должны быть разрешены органами власти, организациями гражданского общества, работающими с населением и сообществами, бизнес-структурами. Установлены задачи этих акторов в аспекте их трансформации, предусматривающей не только внедрение инновационных цифровых технологий, но и фундаментальный переход к новым ролям, структурам и системам оказания общественных услуг при движении по траектории устойчивого развития. Проанализирован зарубежный опыт изменений, связанных с цифровизацией в органах власти, который возможно использовать в Российской Федерации. Определены задачи, стоящие перед руководителями бизнес-структур в сфере управления персоналом четвертой промышленной революцией.

Цифровизация, искусственный интеллект, электронное правительство, цифровая трансформация, институциональный подход, проблемы и риски цифровизации, гражданское общество, органы власти

References (Articles from Scientific Journals)

1. Markova O.V., Zavalko N.A., Kozhina V.O., Panina O.V., Lebedeva O.E. Enhancing the quality of risk management in a company. Espacios, 2018, vol. 39, no. 48, р. 26.

2. Tolkachev S.A., Morkovkin D.E. Trendy tsifrovizatsii obrabatyvayushchikh otrasley promyshlennosti Germanii i Rossii. Nauchnyye trudy Volnogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii, Moscow, 2019, vol. 218, no. 4, pp. 260-272.

(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)

3. Kostygova L.A. Natural resource management in a territorial innovation cluster. 16-th international multidisciplinary scientific geoconference. SGEM, 2016. Ecology, economics, education and legislation conference proceedings, vol. III, 30 June - 6 July 2016, Albena, Bulgaria, рр. 381-388.

4. Sagarik D., Chansukree P., Cho W., Berman E. E-government 4.0 in Thailand: The role of central agencies. Information Polity, 2018, vol. 23, no 3, pp.343-353.

(Monographs)

5. Barmenkova N.A., Sibiryayev A.S. Naukogrady kak innovatsionnyy resurs razvitiya regionov. Moscow, 2019, 214 p.

6. Bauer V.P., Morkovkin D.E., Moskvitina E.I., Malikova O.I., Silverstvo S.N., Teplyakov A.Yu., Tolkachev S.A., Tsvetkova T.M. Promyshlennaya politika v epokhu tsifrovoy transformatsii ekonomiki. Moscow, 2018, 204 p.

7. Panina O.V., Shubtsova L.V., Krasyukova N.L. Metody i instrumenty materialnogo i nematerialnogo stimulirovaniya uchastnikov proyektnoy deyatelnosti v gosudarstvennykh organakh ispolnitelnoy vlasti. Moscow, 2019, 193 p.

Authors, Abstract, Key words

Yury N. Shedko - Doctor of Economics, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia)

ynshedko@mail.ru

Mikhail N.Vlasenko - Candidate of Economics, Docent, National Research University Moscow Energy Institute (Moscow, Russia)

VlasenkoMN@mpei.ru

Elena N. Korneeva - Lecturer, Russian International Academy of Tourism (Khimki, Russia)

rmat2@mail.ru

The article identifies the problems that arise during the fourth industrial revolution, which should be resolved by authorities, civil society organizations working with people and communities, business structures. The tasks of these actors in the aspect of their transformation are established, providing for not only the introduction of innovative digital technologies, but also a fundamental transition to new roles, structures and systems for the provision of public services while moving along the path of sustainable development. The foreign experience of changes associated with digitalization in government, which can be used in the Russian Federation, is analyzed. The tasks facing the heads of business structures in the field of personnel management of the fourth industrial revolution are identified.

Digitalization, artificial intelligence, e-government, digital transformation, institutional approach, civil society, challenges and risks of digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.