Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования'

Формирование общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMON CULTURAL COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / DEVELOPING TECHNOLOGY / БАКАЛАВРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / SPEECH CULTURE OF STUDENTS / PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL BACHELORS / EDUCATIONAL AND METHODICAL TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медяник Галина Александровна, Гнатюк Наталья Вадимовна

В статье представлен педагогический опыт формирования общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования. Обоснована актуальность формирования общекультурных компетенций бакалавров выпускной группы психолого-педагогического образования. Определены понятия «компетенция», «общекультурные компетенции». Описан опыт педагогической работы по формированию общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования. Раскрыты педагогические условия, включая использование развивающих технологий, способствующих формированию общекультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медяник Галина Александровна, Гнатюк Наталья Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES FOR PSYCOLOGO-PEDAGOGICAL BACHELORS

In the article there is pedagogical experience of forming common cultural competence for psychology-pedagogical bachelors. The relevance of forming common cultural competence the graduate psychology-pedagogical bachelors is explained. The conceptions «competence», «common cultural competence» are determined. Pedagogical experience of forming common cultural competence for psychology-pedagogical bachelors is described. Pedagogical conditions including, the application of developing technology contracting to forming common cultural competence are discovered.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования»

УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Медяник Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет; ул. Белорусская, 14, Тольятти, Россия, 445667; e-mail: PiMP@tltsu.ru

Гнатюк Наталья Вадимовна, преподаватель, магистрант, кафедра педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет; ул. Белорусская, 14, Тольятти, Россия, 445667; e-mail: natafullka@rambler.ru

АННОТАЦИЯ

В статье представлен педагогический опыт формирования общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования. Обоснована актуальность формирования общекультурных компетенций бакалавров выпускной группы психолого-педагогического образования. Определены понятия «компетенция», «общекультурные компетенции». Описан опыт педагогической работы по формированию общекультурных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования. Раскрыты педагогические условия, включая использование развивающих технологий, способствующих формированию общекультурных компетенций.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, формирование, развивающие технологии, бакалавры психолого-педагогического образования, Федеральный государственный образовательный стандарт, учебно-методическое пособие, речевая культура студентов.

Современное российское общество выдвигает новые требования к качеству подготовки выпускников высших учебных заведений. Система высшего профессионального образования направлена на формирование личности, способной к совершенствованию своей профессиональной и социальной деятельности, а также умеющей творчески подходить к решению профессиональных задач. Эти проблемы успешно решаются благодаря внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс вуза.

Специалисты считают, что благодаря компетентностному подходу в профессиональном образовании возможен переход от ориентации на знания к применению знания [1]. Образовательный процесс в высших учебных заведениях должен направлять человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.

В Федеральном государственном образовательном стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предложено следующее определение компетенции: «Компетенция — это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области» [2]. В этом документе компетенции представлены двумя группами: общекультурные и профессиональные. Профессиональные компетенции делятся на группы в зависимости от задач профессиональной деятельности

бакалавров или магистров по соответствующему направлению подготовки. В свою очередь, общекультурные компетенции бакалавров можно определить как получение и развитие комплекса знаний в области общечеловеческой культуры, духовно-нравственных отношений, освоение культурного пространства и умения применить полученные знания в системе отношений «человек — общество — культура». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения конечным результатом обучения на каждом уровне подготовки и направления является освоение учащимися набора определённых общекультурных компетенций.

Общекультурные компетенции у студентов всех направлений подготовки, в частности психолого-педагогического, формируются в ходе изучения дисциплин гуманитарного, социального, естественно-научного и математического циклов. Однако в ходе изучения дисциплин профессионального цикла на последних курсах обучения формированию общекультурных компетенций не уделяется должное внимание, что является большим упущением в процессе становления будущего учителя.

Совокупность общекультурных компетенций бакалавров по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» представлена в виде 11 наименований, предъявляющих требования к активной жизнедеятельности человека, его умению ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, а также способствующих установлению гармонии внутреннего мира и отношения с социумом.

В основу общекультурной компетентности бакалавров психолого-педагогического образования положены три компетенции: ОК-3 — обладает моральными нормами и основами нравственного поведения; ОК-5 — способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами; ОК-7 — владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, а также практический опыт по формированию общекультурных компетенций позволили нам сформулировать педагогические условия, способствующие формированию общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического. К ним мы отнесли:

— обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в вузе;

— построение образовательного процесса на основе личностноориентированного обучения;

— формирование мотивации к образовательной деятельности, посредством создания мотивирующей среды, способствующей возникновению у студентов устойчивых интересов и потребностей к самосовершенствованию в учебно-профессиональной деятельности.

Основой формирования общекультурных компетенций является учебно-методическое пособие «Теории и технологии начального математического образования».

Лекционный материал представлен в виде структурно-логических схем. Такой тип представления материала обеспечивает высокое качество усвоения знаний по предмету, включает каждого студента в активную деятельность, а также стабильно формирует устойчивые навыки. Одно из преимуществ использования структурно-логических схем — активизация скрытых возможностей зрительной памяти, что позволяет значительно быстрее запоминать полученную информацию и ориентироваться в ней.

Разработки к практическим занятиям включают вопросы для обсуждения, задания для самостоятельного выполнения, перечень терминов, необходимых для усвоения студентом, а также список литературы, который помогает ему выполнять задания. Задания для самостоятельного выполнения включают упражнения, направленные на структурирование и анализ информации, изученной в ходе лекции, творческие задачи, в которых будущий педагог должен проявить креативность, а также вопросы, с помощью которых можно проверить уровень сформированности необходимых компетенций.

Система контроля и оценки знаний представлена в виде десяти тестовых вопросов к каждой теме, которые позволят педагогу оценить уровень полученных знаний по изучаемой теме. Стоит отметить, что тестовые задания представлены в различных видах — это не только задания с выбором одного правильного ответа, но также задания на установление соответствия, последовательности и т.д.

Чтобы обеспечить высокую мотивацию к образовательному процессу, мы проводим практические занятия по дисциплине «Теории и технологии начального математического образования» с применением разнообразных образовательных технологий, таких как «Дерево знаний», «Аквариум», «Шесть шляп», проблемная технология и др.

Интерактивная технология «Дерево знаний» направлена на развитие коммуникативных навыков и применима в целях закрепления изученного материала. Использование кейс-технологии позволяет студентам развивать навыки анализа и критического мышления. Интеграция теории и практики обеспечивает практико-ориентированный характер обучения. Данная технология также позволяет студентам продемонстрировать различные позиции и точки зрения.

Важную роль в становлении педагога как профессионала играет речевая культура. С целью развития компетенции ОК-3 мы проводим мастер-класс для студентов, во время которого демонстрируем основные характеристики, предъявляемые к речевой культуре педагога, а также способы развития ораторского мастерства.

Для развития ораторского искусства студенты к каждому занятию по дисциплине «Теории и технологии начального математического образования» готовили информацию по теме семинарского занятия, прописанного в учебно-методическом пособии. Стоит отметить, что этот вид работы был направлен на формирование компетенции ОК-7, он практиковался на каждом занятии в ходе изучения курса «Теории и технологии начального математического образования». Несомненно, такая организация учебной работы способствовала развитию речевой культуры у студентов, а следовательно, и формированию компетенции ОК-5.

Практикуя вышеописанный вид работы и пользуясь рекомендациями, оговоренными в ходе мастер-класса, мы отметили явный прогресс в речевом развитии студентов. В конце первого семестра студенты, выступавшие с докладом на занятии, представляли свои работы на качественном методическом уровне. При подготовке реферата выпускники использовали не только информацию из Интернета, но опирались и на другие источники: учебную и учебно-методическую литературу, научные и периодические издания. Это способствовало получению высоких результатов по изучению методики преподавания математики, так как информация, распространяемая в Интернете, не всегда достоверна, а также позволило следить за последними достижениями в области современной науки, ведь далеко не весь перечень научных работ загружен во всемирную Сеть.

Речь большинства студентов стала внятной и выразительной, что привлекало внимание аудитории к докладчику и к содержанию выступления. Выпускники начали взаимодействовать с публикой, строили доклад, опираясь на особенности учебной группы, задавали проблемные вопросы, устраивали дискуссии, контролировали и систематизировали знания.

Как уже говорилось выше, работа по формированию компетенции ОК-7 — умения работать с информацией, анализировать, структурировать и систематизировать её — велась в процессе подготовки докладам. Ещё одним этапом работы над формированием данной компетенции стала работа с журналами, отражающими их будущую профессиональную деятельность: «Начальное образование», «Начальная школа». Цель такой работы — выявить проблемы начального образования, изучить опыт педагогов, ознакомиться с инновационными методами и технологиями, которые прописаны в рубриках журналов. Студентам нужно было прочитать, проанализировать указанные статьи, а также законспектировать и представить этот материал группе. Важно, чтобы конспект выпускника не превышал двух страниц рукописного текста, а выступление длилось не более пяти минут. Такие ограничения позволяли уместить важную и необходимую информацию в небольшой

объём времени и размер листа. Такого рода задание направлено на формирование умения выделять главную мысль и содержание текста, опускать второстепенные подробности, а также экономить время. По окончании представления материала сокурсники задавали выступающему вопросы по содержанию статьи, что также способствовало развитию навыков ориентации в предлагаемом тексте. Стоит сказать, что эти навыки необходимы выпускникам при написании выпускной квалификационной работы.

В формировании нравственной культуры студентов большое значение имеет образовательная среда высшего учебного заведения. Так, Тольяттинский государственный университет традиционно организует мероприятия, способствующие развитию этической культуры студентов. Выпускники принимают участие в мероприятиях, проводимых в вузе: Дне знаний, Дне российского студенчества, Дне российской науки, а также в праздновании Дня Победы, Масленицы и др.

Одно из важных условий формирования морального сознания студентов IV курса — участие в деятельности педагогического отряда «Успех», действующего при кафедре педагогики и методик преподавания. В состав отряда входят студенты психолого-педагогического направления с первого по четвёртый курс, осуществляющие волонтёрскую деятельность в детских домах г. Тольятти.

Решение психологических задач (развитие самосознания и достижение личной идентичности, самоопределения, самореализации и самоутверждения) обусловлено позитивным влиянием волонтёрской деятельности на социальную ситуацию развития. Кроме того, эта деятельность способствует решению экзистенциальных задач в данном возрасте, поскольку расширяет возможности поиска молодым человеком осмысленной деятельности, которая позволит ему полноценно проявить и реализовать себя как личность Участие в волонтёрстве помогает находить ресурсы собственного совершенствования, способствует развитию рефлексии, стимулирует самореализацию.

Таким образом, обобщённый анализ нашего опыта может свидетельствовать о том, что реализация педагогических условий в ходе изучения дисциплин «Теории и технологии начального математического образования» и «Непрерывное развитие педагогической функции личности» способствует позитивным изменениям в формировании общекультурных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования.

ССЫЛКИ

[1]. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Материалы к методологическому семинару. — М.: 2004. — С. 145.

[2]. Федеральные государственные образовательные стандарты

высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Интернет-портал Министерства образования и науки Российской Федерации.

[3]. Ахметжанова Г.В. Эмпирическое исследование уровня развития педагогической функции будущего педагога // Вестник Самарского государственного технического университета, — Самара: Издательский дом ТГУ, 2011.

FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES FOR PSYCOLOGO-PEDAGOGICAL BACHELORS

Galina A. Medianick, PhD in Education, Associate Professor of the Pedagogue and Pedagogical Methods Department, Togliatti State University, Belorusskaya str. 14, ^g^tti, 445667, Russia; PiMP@tltsu.ru

Natalia V. Gnatiuck, the Teacher, Undergraduate of the Pedagogue and Pedagogical Methods Department, Togliatti State University, Belorusskaya str. 14, ^g^tti, 445667, Russia; natafullka@rambler.ru

ABSTRACT

In the article there is pedagogical experience of forming common cultural competence for psychology-pedagogical bachelors. The relevance of forming common cultural competence the graduate psychology-pedagogical bachelors is explained. The conceptions «competence», «common cultural competence» are determined. Pedagogical experience of forming common cultural competence for psychology-pedagogical bachelors is described. Pedagogical conditions including, the application of developing technology contracting to forming common cultural competence are discovered.

Keywords: common cultural competence, formation, developing technology, psychology-pedagogical bachelors, Federal State Educational Standard, Educational and Methodical textbook, speech culture of students.

REFERENCES

[1]. Baydenko V. I. Competences: to development of competence-based approach. Materials to a methodological seminar. — M.: 2004. — P. 145.

[2] Federal state educational standards higher education [Electronic resource] //Internet — portal of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (date of the address 10.06.2012). — Zagl. from the screen.

[3]. Akhmetzhanova G. V. Methodical bases of studying of mathematics at elementary school (in schemes): manual / G. V. Akhmetzhanova. — Tolyatti: Publishing house of TGU, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.