Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций студентов в поликультурном пространстве вуза'

Формирование общекультурных компетенций студентов в поликультурном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / COMPETENCE / OVERALL CULTURAL COMPETENCE / MULTICULTURAL EDUCATION / MULTILINGUAL EDUCATION / EDUCATIONAL UNIVERSITY ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конопацкая Екатерина Александровна

В статье рассматриваются основные педагогические категории по проблеме исследования, раскрываются основные идеи формирования общекультурных компетенций в поликультурном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE OVERALL CULTURAL COMPETENCES IN A MULTICULTURAL UNIVERSITY ENVIRONMENT

This article reviews the main pedagogical categories on the issue of the study. The basic idea of formation of the overall cultural competences in a multicultural university environment is revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций студентов в поликультурном пространстве вуза»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

УДК 378.14.35.07

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

© Е.А.Конопацкая

В статье рассматриваются основные педагогические категории по проблеме исследования, раскрываются основные идеи формирования общекультурных компетенций в поликультурном пространстве вуза.

Ключевые слова: компетенция, общекультурные компетенции, поликультурное образование, по-лилингвальное обучение, образовательное пространство вуза.

Существующая система образования в России сложилась в эпоху нового времени и характеризуется передачей определенного знания. Что касается новой европейской культуры, то это культура отраслевая, рациональная, здесь каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций.

Актуальность исследования заключается в том, что с изменением параметров изменилась и система образования: она больше не может эффективно передавать основное ее содержание. Формируются принципиально новые системы ценностей. Сейчас в центре внимания свободно самореализующийся и саморазвивающийся индивид, который способен к гибкой смене форм и способов жизнедеятельности на основе коммуникации и принципа социальной ответственности.

В основе новой структуры ценностей лежит компетенция, которая включает в себя взаимосвязанные качества личности, такие как знания, умения, навыки и способы деятельности, задаваемые по отношению к определенному кругу предметов и процессов, которые в свою очередь необходимы для выполнения качественной продуктивной деятельности.

Список ключевых образовательных компетенций мы определяем исходя из основных целей общего образования и основных видов деятельности обучаемого, которые позволяют ему овладеть социальным опытом и получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. На наш взгляд, ключевыми образовательными компетенциями являются: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Хотелось бы остановить внимание на формировании общекультурных компетенций студен-

тов, которые способствуют этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, что в целом препятствует этнокультурной изоляции и способствует формированию интеллекта межнациональных взаимоотношений, толерантности и т.д.

Рассмотрим основные педагогические категории в проекции к проблеме исследования. Известный британский исследователь Дж.Равен определяет компетентность как характерную способность, необходимую для результативного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [1]. В других исследованиях, наравне с понятием "компетентность", употребляется понятие "компетенция", которое также имеет множество вариантов описания в различных источниках (Г.А.Бордовский, Г.Н.Сериков, А.П.Тряпицина, А.С.Хуторской, А.А.Вербицкий и др.).

В отличие от Запада, где идеи поликультур-ного образования формируются уже три столетия, в России они только начинают получать свое развитие. Поликультурное образование для России - относительно новое явление, оказавшееся в значительной мере альтернативной интернациональному воспитанию, которое рассматривалось как условие идеологического единения общества.

Основной идеей поликультурности образования является отражение в образовании сосуществования множества различных субкультур. Что обращает нас к идее полилингвальности, на основе которой зарубежные исследователи строят концепцию поликультурного образования. Ее главная задача - создать общество равных возможностей для различных этнических, социальных, культурных групп, что означает развитие межкультурной компетенции личности.

Для реализации данной цели выделяются основные области, в которых у личности должны быть сформированы определённые компетенции. К ним можно отнести следующие: культуру и плюрализм (соотношение культур, существо культуры, разнообразие и особенности культур, динамику культуры); коммуникацию и культурные барьеры (основной язык и невербальная коммуникация, теорию коммуникации, культуру и разнообразие форм воспитания, языки и разнообразие способов мышления, связанных с культурой); психо-социальную идентификацию и межнациональные связи (культурные различия и становление психо-социальной идентификации: снятие различий (ассимиляция), закрепление различий (сегрегация), этноцентризм, расизм, дискриминацию, стереотипы, взаимопонимание культур, бюрократию и положение меньшинств, социополитические аспекты).

Как известно, вузы России отличаются поли-культурным образовательным пространством. Формирование общекультурных компетенций студентов происходит в условиях образовательного пространства вуза. Практика показывает, что в сложившихся условиях нужны не отдельные формы, методы, технологии, средства формирования данных компетенций, а система, адекватная сущности и содержанию культуры межнациональных отношений студентов.

Проблема образовательного пространства вуза отражает особенности нового понимания образования, его структуры и тех инновационных процессов, которые обусловлены стремлением видеть необходимость формирования общекультурных компетенций в основе жизненных приоритетов личности студентов.

Продолжая множественный ряд основных понятий исследования, необходимо подчеркнуть, что при анализе понятия "пространство" мы обратились к таким различным областям знания, как философия, математика, физика. В каждой отдельно взятой науке "пространство" обретает иной концептуальный смысл, если возможно утверждение о наличии в нем как минимум двух отличных друг от друга объектов или частей. Тогда пространство чаще всего характеризуется совокупностью всех возможных видов отношений между этими объектами или частями. Например, в физике пространством называют совокупность степеней свободы механического движения тел. В то же время свойства физического пространства (размерность, неограниченность и т.п.) не зависят от присутствия или отсутствия материальных тел.

Образовательное пространство рассматривается как форма образовательной практики наряду

с образовательными процессами и образовательными институтами (В.И.Слободчиков). В качестве характеристик пространства выступает способ организации и насыщенность ее образовательными ресурсами. В научной литературе реализовано понимание образовательного пространства как системообразующего фактора педагогической системы (В.Г.Воронцова). Автором также вводятся социокультурно значимые факторы образовательного пространства: люди (студенты, преподаватели, педагоги, методисты), "образ жизни" учреждения (ценностно-смысловой мир), социально-экономические и духовно-нравственные процессы, конкретные связи и отношения. Анализ педагогических работ С.Г.Вершловского, И.В.Слободчикова, А.П.Тряпицыной, Г.С.Су-хобской и др. позволяет отметить современные подходы к раскрытию феномена образовательного пространства, рассматривая его в качестве сферы социальной жизни.

Г.Н.Сериков характеризует образование как особую искусственно созданную "зону" окружения человека, в которой осуществляется жизнедеятельность людей. В образовании человек не только взаимодействует с кем-то, но и контактирует с искусственными атрибутами образования, тем самым осуществляя не только субъект-субъектные взаимодействия, но и субъект-объектные контакты с представителями образовательного пространства [2]. Образовательное пространство специально организуется для того, чтобы условия участия человека способствовали приемлемому качеству социально-востребованных результатов, а условия образования можно было адаптировать к особенностям человека.

Опираясь на исследования Р.Бернса, К.Род-жерса, А.Маслоу, А.Нейла, структуру поликуль-турного пространства вуза можно представить как взаимодействие нескольких ключевых компонентов: многонациональный коллектив студентов, многокультурный состав преподавательского коллектива, кросскультурный характер педагогического процесса, социокультурная среда вуза. Поликультурное пространство вуза решает такие задачи, как ориентация на разнообразие и открытость в отношении новых культур, вероисповеданий; знакомство студентов с многообразием как традиционных форм и норм, так и с современными культурными тенденциями развития и в самом регионе, и за его пределами; формирование у студентов способность принятия разных культур и бережного к ним отношения; открытие новых культурных перспектив.

Поликультурное образовательное пространство представляет целостную систему: ничто не может быть изъято из целого без изменения это-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ: ПЕДАГОГИКА

го целого и его частей. Даже самые малые элементы способны начать движение, которое приведет к существенным изменениям в целом. Взаимокорреляция действий между факторами макро-, мезо-, и микросреды поликультурного образовательного пространства должна обеспечить поддержку и помощь студенту в случае каких-либо перемен.

В рамках поликультурного пространства вуза формируются межкультурные и социальные взаимоотношения, которые способствуют переходу национальной и мировой культур и созданию на их основе общечеловеческих ценностей в процессе обучения предметам гуманитарного цикла.

Подготовка студентов Казанского (Приволжского) федерального университета осуществляется с помощью дисциплин педагогического и методического циклов, которые предусмотрены ФГОС ВПО. Целью гуманитарной подготовки студентов является единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития, а также саморазвития и самообразования личности будущего специалиста. Основным направлением работы является сочетание овладения предметными знаниями, умениями и навыками с развитием ключевых компетенций. При обучении дисциплинам гуманитарного цикла студенты старших курсов проходят учебную и педагогическую практику не только в школах города Казани, но и в районах Республики Татарстан. С недавнего времени появилась и непрерывная педагогическая практика, в которую студенты включены уже с первого года обучения.

Содержание всех программ пронизывает идея формирования общекультурных компетенций. Впервые в Казанском (Приволжском) федеральном университете на базе отделения романогерманской филологии создана кафедра теории и технологий гуманитарно-художественного образования, интегрирующая педагогическую и методическую подготовку студентов. К методическим дисциплинам относятся: "Теория и методика обучения основному иностранному языку", "Технология и методика обучения второму иностранному языку", "Аутентичные технологии преподавания иностранных языков", "Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам", "Инновационные технологии в обучении иностранным языкам", "Современные технологии оценивания обученности иностранному языку", "Теория обучения иностранным языкам", "Методика обучения иностранному языку", " Технология и методика обучения иностранному языку". К дисциплинам педагогического цикла

относятся: "Теория обучения и педагогические технологии", "Педагогическое мастерство",

"Сравнительная педагогика", "Введение в педагогическую деятельность", "Теоретическая педагогика", "Педагогика", "Педагогика высшей

школы", "Нормативно-правовое обеспечение образования", "Психология обучения иностранному языку", "Теория и методика воспитания", "Управление образовательными системами".

Опытно-экспериментальная работа по формированию общекультурных компетенций изначально проводилась на базе факультета иностранных языков Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. На данном этапе исследования работа продолжается на отделении романо-германской филологии Института филологии и искусств К(П)ФУ. Исследование включает диагностический, формирующий и контрольный этапы.

На диагностическом этапе нами определяется начальный уровень сформированности общекультурных компетенций; осуществляется теоретический анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы; изучается степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной педагогике; уточняется методологическая и теоретическая основы исследования; определяется цель, задачи; формулируется научная гипотеза; разрабатывается программа и методика опытно-экспериментальной работы; проводится констатирующий этап эксперимента.

На формирующем этапе нами реализуются обучающие программы по предметам гуманитарного цикла: педагогические, методические, языковые дисциплины.

Поскольку обучение гуманитарным дисциплинам является способом передачи культуры посредством родного и иностранных языков и включает новое понимание человека в его бытии и межличностных связях, в диалоге культур и незапрограммированной коммуникации во всем их многообразии, в нашем исследовании уделяется серьёзное внимание конструированию и реализации многообразных образовательных программ, отражающих данное положение.

Основываясь на опыте И.В.Алексашенковой, мы выделили образовательные программы, соответствующие идее интеграции социальной и методической подготовки будущих специалистов, которые, в полной мере отвечая сущностным характеристикам образовательных программ отдельно взятых гуманитарных учебных курсов, обладают следующим рядом особенностей:

- поликультурной направленностью, которая предполагает построение содержательной

части программы на принципе "диалога культур", что подразумевает интеграцию учебных и профессионально-педагогических культур различных стран и народов;

- многообразием целей разного уровня, которые ориентированы на преодоление сложившихся рамок предметной монокультуры и формирование синтеза специально-предметной, языковой, социокультурной и общекультурной компетенции;

- соотнесенностью с теми блоками образовательных и учебных программ гуманитарных дисциплин, которые изучаются студентами на родном языке [3].

Перечисленные особенности образовательных программ позволят нам выявить на протяжении всей научно-исследовательской работы те необходимые требования к современному обра-

зованию, которые помогут побуждать студентов к мышлению, к адекватному и своевременному реагированию на те или иные жизненные ситуации, к использованию разнообразных форм учения для ознакомления с традициями представителей другой культуры и с типами их мышления.

1. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. - М.: Когито-Центр, 2001. - 142 с.

2. Сериков Г.Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. - Иркутск: Иркутск. гос. ун-т, 1985. - 137 с.

3. Алексашенкова И.В. Билингвальная образовательная программа (куррикулум) как средство поликультурного образования студентов: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2000. - 18 с.

FORMATION OF THE OVERALL CULTURAL COMPETENCES IN A MULTICULTURAL UNIVERSITY ENVIRONMENT

E.A.Konopatskaya

This article reviews the main pedagogical categories on the issue of the study. The basic idea of formation of the overall cultural competences in a multicultural university environment is revealed.

Key words: competence, overall cultural competence, multicultural education, multilingual education, educational university environment.

Конопацкая Екатерина Александровна - ассистент кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 24.11.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.