с
N
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
Г.Л. АБДУЛГАЛИМОВ, профессор И.П. СУХОБОКОВА, соискатель Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова
Формирование общекультурного представления об информационной безопасности
В статье рассматриваются задачи образования, обусловленные необходимостью формирования у выпускников вузов представлений об информационной безопасности.
Ключевые слова: информационное общество, информационная культура, информационная безопасность.
Одна из главных особенностей информационного общества - внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Феноменами нашей повседневной жизни стали Интернет, социальные и корпоративные сети для общения, консультации руководителя, педагога или врача, отправка показаний счетчиков коммунальных услуг, а также электронные подписи, документы, билеты на транспорт, средства оплаты услуг и товаров и многое другое.
Поэтому особое значение сегодня приобретает формирование информационнотехнологической культуры личности. В этой связи следует выделить следующие задачи образования:
■ подготовка специалистов, способных разрабатывать, внедрять и администрировать надежные, удобные для пользователя и безопасные информационные системы (на специальных инженерно-технических направлениях подготовки);
■ формирование информационной компетентности у учащихся школ, колледжей, вузов (на всех без исключения направлениях подготовки);
■ переподготовка и повышение квалификации в области 1Т работающей части членов общества;
■ обучение основам 1Т пенсионеров, инвалидов, пожилых людей.
В связи с тем, что ИКТ перешагивают границы профессиональных сообществ и
становятся технологиями для широких масс, от каждого человека сегодня требуется умение обладать знанием законов информационной среды и ориентироваться в информационных потоках. Изменяющиеся условия жизни, в частности рост производства сферы услуг и связанное с ним значительное увеличение численности работающих в сфере информационной деятельности, также являются стимулом для повышения «информационной культуры» каждого члена общества.
Современная информационная культура должна включать в себя не только знания об информационной среде, законах ее функционирования, не только умение ориентироваться в информационных потоках, но и представления об информационной безопасности. Наше исследование посвящено именно формированию понятия информационной безопасности у неспециалистов 1Т, при этом не будем углубляться в сложные алгоритмы шифрования и вдаваться в технические и математические подробности криптографии.
Известно, что всепроникающее влияние информационных технологий порождает целый ряд проблем, связанных с обеспечением сохранности и защиты информации. Уязвимость информации объясняется растущими объемами вычислительных ресурсов, хранением больших объемов информации, одновременным доступом к ресурсам компьютерных сис-
164
Высшее образование в России • № 6, 2012
тем огромного количества пользователей, зачастую низким качеством аппаратнопрограммного обеспечения и недостаточной компетентностью пользователей и обслуживающего персонала. Каждый день появляются все новые и новые угрозы сохранности конфиденциальной информации (порча, кража, несанкционированное вмешательство, мошенничество). Поэтому проблема информационной безопасности, с учетом требований информационного общества, приобретает все большую актуальность.
В предметную область информационной безопасности входят такие вопросы, как исследование, классификация и анализ угроз безопасности, разработка и ведение политики информационной безопасности, действенные методы и средства защиты информации.
Междутем сегодня наблюдается недостаточная эффективность системы образования по формированию у выпускника колледжа или вуза (за исключением специаль-ныхинженерно-технических направлений подготовки) представления об информационной безопасности как составляющей информационной культуры.
Приведем ряд примеров: 1) объявление на столбе у одного из бизнес-центров: «Утеряна флэшка с важной информацией. Нашедшего прошу...»; 2) СМС-сообщение: «Вы выиграли приз, просим отозваться...»; 3) СПАМ (нежелательная, надоедливая, реклама): «Щелкните - это интересно». Появляется картинка, которая блокирует работу компьютера. Далее сообщение: «Отправьте 500 руб., чтобы получить код для удаления картинки»; 4) клиент в кафе подключился к Интернету, и «каким-то образом» на следующий день семейный альбом с его ноутбука оказывается в Интернете; 5) электронное письмо: «Посылаю вам, как просили, имя, пароль и №.» и др. Во всех подобных ситуациях отсутствие у пользователя элементарного общекультурного понимания информационной безопасности может
сыграть на руку мошеннику. А гражданину, компании, государству может быть причинен серьезный урон.
Анализ ФГОС по направлениям “Журналистика”, “Психология”, “Педагогическое образование”, “История”, “Государственное и муниципальное управление”, “Юриспруденция” и др. в части формирования информационной культуры показал, что выпускники должны понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие при использовании, передаче и хранении информации, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной и коммерческой тайны, а также личных и корпоративных данных.
Вместе с тем, анализируя действующие образовательные программы ВПО и СПО (они выложены на сайтах вузов в свободном доступе в разделе «Приемная комиссия» или «Абитуриентам»), мы пришли к неутешительному выводу: хотя в учебных планах по различным направлениям подготовки (исключая специальности инженерно-технического профиля), присутствуют дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», но изучение вопросов информационной безопасности в них не предусмотрено.
Поэтому мы считаем необходимым внедрение в учебные планы различных специальностей образовательного модуля по информационной безопасности. Разработанный нами вариант модуля с трудоемкостью в две зачетные единицы может быть введен в качестве элективного курса или интегрирован в бакалаврский курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности » в вузах с гуманитарным направлением подготовки.
Образовательный модуль включает в себя следующие основные сведения:
■ Информация, информационное общество, информационные процессы.
Редакционная почта
165
■ Скрытые камеры, видеонаблюдение, подслушка.
■ Информационная этика и эстетика.
■ Конфиденциальная и личная информация.
■ Государственная, корпоративная и личная информационная безопасность.
■ Угрозы информационной безопасности (взлом, хищение, шпионаж).
■ Методы и средства защиты информации (шифрование, кодирование, электронная цифровая подпись).
■ Электронная экономика, электронное правительство, электронное государство.
ABDULGALIMOV G, SUKHOBOKOVA I. FORMATION OF INFORMATION SAFETY CONCEPTION IN UNIVERSITIES’ CURRICULUMS
The authors substantiate the necessity of introducing the education module on information safety into the curriculums of non-technical specialties.
Key words: information society, information culture, information safety.
Язык кино в обучении иностранцев русской речи
Г.В. ВОРОБЬЁВА, доцент Л.А. БАТУРИНА, доцент Волгоградский государственный технический университет
В статье рассматривается возможность использования аудиовизуальных средств при обучении русскому языку иностранных студентов. В работе подчёркивается познавательная ценность проведения подобных уроков в плане формирования лингвострановедческой компетенции учащихся. Перечисляются основные дидактические положения, определяющие эффективность обращения к кинофильмам, что подтверждается конкретными примерами.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, видеокурсы, мотивация, лингвистическая и социокультурная компетенции.
Аудиовизуальные средства в процессе студенту-иностранцусоставить общее пред-
преподавания русского языка как иностранного (РКИ) могут выступать одновременно и предметом, и средством, и средой обучения. Они позволяют внести в занятия элементы разнообразия и занимательности благодаря яркости и экспрессивности зрительно-слуховых образов, познавательной ценности учебного материала, возможности осуществлять обучение с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Для абсолютного большинства людей зрительное восприятие оказывается гораздо более эффективным, чем слуховое; реципиент получает больше информации и реагирует гораздо сильнее, чем в процессе «чистого» аудирования. Особенно важными такие виды деятельности являются при изучении иностранного языка. Фильм несёт в себе не только лингвистическую, но и культурно-эстетическую информацию, позволяя
ставление об образе жизни, этикете, традициях, бытовом укладе другого народа. Кроме того, кино оказывает мощное эмоциональное воздействие и способствует возникновению глубоко прочувствованного отношения как к предмету изображения, так и в целом к культурной среде.
По наблюдениям специалистов, видеокурсы (к числу которых относятся кино- и видеофильмы) выполняют на занятиях по языку информационную, обучающую, контролирующую, мотивирующую функции. На разных этапах аудиторного занятия видеоматериалы могут использоваться как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как способ проверки знаний в процессе урока, как способ создания проблемной ситуации. Перечислим основные дидактические положения, определяющие эффективность обра-