Научная статья на тему 'Формирование общего информационного ресурса в корпоративной сети социальной организационно-технической системы'

Формирование общего информационного ресурса в корпоративной сети социальной организационно-технической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / COMMON INFORMATIONAL RESOURCE / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / AUTOMATED CONTROL SYSTEM / КОРПОРАТИВНАЯ СЕТЬ / CORPORATE NETWORK / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SOCIAL ORGANIZATIONAL-TECHNICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Сергей Алексеевич

Рассматривается задача формирования общего информационного ресурса в корпоративной сети социальной организационно-технической системы. Приведены определение, описания ядра и состава общего информационного ресурса, определены цель, технологическая основа, направления и последовательность задачи его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеев Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A COMMON INFORMATIONAL RESOURCE OF CORPORATE NETWORK IN SOCIAL ORGANIZATIONAL-TECHNICAL SYSTEM

The problem of creation of a common informational resource of corporate network in social organizationaltechnical system is considered. Definition of common informational resource is given, and the resource core and composition structure are described. Function of the common resource is formulated, and technological basis of the resource, lines and the order of steps in its formation are discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование общего информационного ресурса в корпоративной сети социальной организационно-технической системы»

Сведения об авторах

— аспирант; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет „ЛЭТИ", кафедра вычислительной техники;

E-mail: duplex@rambler.ru

— д-р техн. наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет „ЛЭТИ", кафедра вычислительной техники; E-mail: Mikhail.kupriyanov@gmail.com

Поступила в редакцию 02.06.09 г.

УДК 004.77

С. А. Алексеев

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА

В КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Рассматривается задача формирования общего информационного ресурса в корпоративной сети социальной организационно-технической системы. Приведены определение, описания ядра и состава общего информационного ресурса, определены цель, технологическая основа, направления и последовательность задачи его формирования.

Ключевые слова: общий информационный ресурс, автоматизированная система управления, корпоративная сеть, социальная организационно-техническая система.

Современный этап развития автоматизированных систем управления (АСУ) социальными организационно-техническими системами (ОТС) характеризуется повышенной потребностью должностных лиц органов управления, взаимодействующих в рамках корпоративной сети, в актуальной, достоверной, своевременной и всесторонней информации, необходимой для решения задач управления. В этой связи на первый план выходит проблема создания в корпоративной сети общего информационного ресурса, использование которого позволит повысить качество информационных технологий, а следовательно, и качество принимаемых должностными лицами управленческих решений [1—8].

Основной целью создания общего информационного ресурса в корпоративной сети является повышение эффективности функционирования органов управления всех уровней за счет совершенствования информационной поддержки принятия управленческих решений. Удовлетворение информационных потребностей должностных лиц органов управления может быть достигнуто путем концентрации и интеграции актуальной, полной, достоверной и сформированной по единым правилам информации, а также обеспечения ее своевременного представления в соответствии с установленным порядком доступа. Поэтому при формировании общего информационного ресурса корпоративной сети должны выполняться три основных требования:

1) полнота информации, что определяется достаточностью хранящихся данных для решения управленческих задач путем принятия обоснованных решений;

2) эффективность формирования общего информационного ресурса, что предполагает достижение рационального соотношения между затратами на его создание и целевым эффектом, получаемым при его использовании;

Сергей Иванович Елизаров Михаил Степанович Куприянов

Рекомендована кафедрой вычислительной техники

Формирование общего информационного ресурса в корпоративной сети

9

3) упорядоченность информации, что регламентируется четким определением общей структуры и систематизацией всех информационных ресурсов.

Из вышесказанного следует, что общий информационный ресурс — это совокупность информационных ресурсов, упорядоченных по единым правилам, и информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов, обеспечивающих взаимодействие органов управления корпоративной сети.

Основу общего информационного ресурса корпоративной сети составляют:

— документы, определяющие реализацию процедур принятия управленческих решений (приказы, распоряжения, донесения, сводки и др.);

— нормативные документы (законы, подзаконные акты, нормы, штатные расписания и т.д.);

— справочная и учетная информация (анкеты, картотеки);

— научно-техническая информация;

— информация, циркулирующая в корпоративной сети (базы данных, файлы, сообщения), и другие массивы информации (схемы, плакаты и пр.).

Кроме того, общий информационный ресурс должен содержать:

— организационные структуры, обеспечивающие в рамках корпоративной сети сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

— средства информационного взаимодействия системных специалистов-операторов корпоративной сети (технические, программные, организационные), обеспечивающие доступ должностных лиц к информационным ресурсам на основе реализации соответствующих информационных технологий.

Совокупность организационных структур и средств информационного взаимодействия образует информационную инфраструктуру корпоративной сети социальной организационно-технической системы.

Сложность создания и внедрения общего информационного ресурса корпоративной сети социальной ОСТ обусловливается наличием большого количества различных источников и потребителей информации, а также их различным местоположением. Кроме того, для системы управления организациями, имеющими подобную структуру, характерна определенная динамика состава и содержания решаемых задач, возрастание в связи с этим информационных потребностей должностных лиц органов управления, а также большое количество неформализованной (неструктурированной) информации.

Ядром общего информационного ресурса корпоративной сети социальной ОТС должно быть хранилище информации, которое представляет собой многомерные массивы, имеющие одинаковую структуру и содержащие интегрированную совокупность информационных ресурсов, преобразованных (структурированных) по общим правилам хранения. Принципиально такое хранилище может состоять (исходя из структуры организаций, входящих в состав социальной ОТС) из ряда взаимосвязанных хранилищ, ведение и использование которых должно быть автоматизировано с помощью специальных программно-технических средств. Создание ряда взаимосвязанных хранилищ, где могут содержаться данные по различным тематическим областям, позволит наиболее полно и оперативно обеспечить пользователей требуемой информацией. Кроме того, размещение взаимосвязанных хранилищ с учетом уровней системы управления всей социальной ОТС должно обеспечить соответствие информации текущим процессам управления на различных уровнях. Использование и совершенствование хранилищ информации должно базироваться на создании развитой системы обеспечения, которая позволит осуществлять наполнение хранилищ и поиск необходимой информации в рамках корпоративной сети независимо от места ее хранения, а также обеспечить гарантированную защиту информации.

Система обеспечения общего информационного ресурса корпоративной сети социальной ОТС должна включать три основных компонента — три подсистемы, а именно:

— организационную, которая представляет собой совокупность органов управления (подразделений, учреждений культуры), осуществляющих сопровождение общего информационного ресурса; такую подсистему необходимо создавать с учетом организационной структуры системы управления подразделениями, входящими в состав социальной ОТС; при этом координацию формирования и совершенствование информационных ресурсов и включение их в общий информационный ресурс целесообразно возложить на специальное информационное подразделение (службу);

— программную, которая представляет собой совокупность программных средств, позволяющих осуществить актуализацию информации, ее поиск в хранилищах различного уровня, ее анализ и контроль, а также обеспечить информационную безопасность; при этом данная подсистема должна включать программные средства ведения хранилищ информации, формирования центрального хранилища в месте расположения руководства головной организации, составления рубрикаторов, организации справочно-поисковых систем и др.;

— техническую, которая представляет собой комплекс средств вычислительной техники, средств связи, телекоммуникационных систем, средств защиты информации и других систем, необходимых для ведения и использования общего информационного ресурса.

Технологическую основу создания общего информационного ресурса в корпоративной сети социальной организационно-технической системы должны составлять информационные компьютерные технологии, представляющие собой высокопроизводительные, надежные, типовые, информационно-безопасные, технологически независимые лицензионные отечественные аппаратно-программные средства и комплексы. С целью унификации доступа к информации, содержащейся в хранилищах, в рамках корпоративной сети необходимо разработать единую систему протоколов информационного обмена. Такая система может включать протоколы всех уровней взаимодействия и обеспечивать единый унифицированный механизм доступа к хранилищам информации, независимо от используемых технических и программных средств на каждом автоматизированном рабочем месте корпоративной сети.

Работы по формированию общего информационного ресурса следует начинать с комплексного обследования существующей системы управления организациями, входящими в состав социальной ОТС. При этом основное внимание должно быть уделено упорядочению информационных ресурсов, документооборота и обмена информацией между органами управления всех уровней. Следует унифицировать описания информационных ресурсов, что позволит создать условия для их интеграции, удобства их поиска и использования, повышения качества информационного взаимодействия с АСУ различных уровней.

Важнейшим направлением создания общего информационного ресурса корпоративной сети социальной ОТС является разработка унифицированного информационно-лингвистического обеспечения.

Еще одно направление формирования общего информационного ресурса — это развитие (создание) телекоммуникационных систем, позволяющих обеспечивать органам управления (должностным лицам) доступ к соответствующим территориально разделенным информационным ресурсам всех организаций, входящих в состав социальной ОТС. При этом необходимо проведение стандартизации, унификации и сертификации программно-технических средств и телекоммуникационных систем, обеспечивающих работоспособность общего информационного ресурса.

Таким образом, учитывая актуальность рассмотренной задачи и резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что создание и внедрение общего информационного ресурса в рамках корпоративной сети социальной организационно-технической системы позволит обеспечить качественно новый уровень реализации информационных технологий на всех уровнях управления.

Медицинская информационно-измерительная система функциональной диагностики

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров В. В., Блансис А. К., Скурихин А. В. О новой парадигме информационной среды // Проблемы информатизации. 2000. Вып. 1. С. 52—58.

2. Артамонов В. С., Кадулин В. Е., Козленко Р. Н. Концепция единого информационно-функционального пространства органов управления МЧС России // Вестн. Санкт-Петербург. ин-та гос. противопожарной службы. 2003. № 3. С. 54—55.

3. Галкин В. А., Кононыхин В. Н. Абонентские информационно-управляющие системы телеобработки данных М.: Высш. школа, 1990.

4. Горбатов В. А., Павлов П. Г., Четвериков В. Н. Логическое управление информационными процессами М.: Энергоатомиздат, 1984.

5. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Автоматизированные системы. Введ. 01.07.91. М.: Изд-во стандартов, 1991.

6. Коровкин С. Д., Левенец И. А., Ратманова И. Д. Решение проблемы комплексного оперативного анализа информации хранилищ данных // Системы управления базами данных. 1997. № 5—6. С. 47—51.

7. Мусаев А. А. Интеграция АСУ крупных промышленных предприятий: принципы, проблемы, решения // Автоматизация и промышленность. 2003. № 10. С. 40—45.

8. Оганесян А. Модели и инструменты интеграции // Открытые системы. 2002. № 11. С. 33—37.

С. Ф. Свиньин, Л. Э. Хаймина, Е. А. Латухина, А. И. Попов

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Рассматривается портативная медицинская информационно-измерительная система, предназначенная для проведения функциональной диагностики состояния органов желудочно-кишечного тракта человека. Описываются методы математической обработки электрогастрограмм, в том числе подход с позиций теории вейвлет-анализа сигналов.

Ключевые слова: биомедицинские сигналы, гастроволны, спектральный анализ, доминантная частота, электрогастрография, вейвлет.

Введение. Для решения проблем диагностики состояния органов брюшной полости человека широко применяются современные инструментальные средства, причем в последнее время значительно возрастает роль новых информационных технологий. Одним из главных проявлений мышечной активности органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) являются так называемые медленные перистальтические волны (МП 1В) [1]. Колебания мышц преобразуются в биоэлектрические сигналы и передаются на поверхность тела, где регистрируются специальными приборами — электрогастрографами. Методы обработки сигналов с использованием компьютера обеспечивают возможность перехода от субъективного анализа кривых к

Сергей Алексеевич Алексеев

Сведения об авторе канд. техн. наук, профессор; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, кафедра менеджмента исполнительских искусств; E-mail: ksgati@tart.spb.ru

Рекомендована кафедрой менеджмента исполнительских искусств

Поступила в редакцию 07.05.09 г.

УДК 615.478:681.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.