Научная статья на тему 'Информационная система: к вопросу определения понятия'

Информационная система: к вопросу определения понятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13106
1014
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
Классификация информационных систем / Структура информационной системы / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / Information systems classification / Information system structure / System Analyses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Виолетта Николаевна, Голуб Юлия Александровна

В статье рассмотрены различные подходы к классификации автоматизированных информационных систем, проанализирована история развития индустрии автоматизации управленческих процессов в различных областях человеческой деятельности. Автор предлагает иерархическое определение понятия «Информационная система» с позиций теории системного анализа, а также концепцию четырехстратной структуры информационной системы. Приводится пример многоуровневой информационной системы, базирующейся на рассмотренном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different automated information system classification schemes and management automation industry development history in various application fields are considered. A hierarchical definition of the term 'Information System' originated from system analyses theory and four strata information system structure concept are suggested. An example of applying the introduced approach to multilevel information system description is presented.

Текст научной работы на тему «Информационная система: к вопросу определения понятия»

№ 5(23) 2009 ^ -

В. Н. Волкова, Ю. А. Голуб

Информационная система: к вопросу определения понятия

Для описания и применения средств автоматизации сбора, хранения, поиска и представления информации используется понятие «информационная система». Нередко возникают дискуссии по поводу определения этого понятия. Подход, предлагаемый в данной статье, отражает концепцию, принимаемую при ее исследовании или проектировании.

По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения предприятий и организаций становится очевидным, что для функционирования и управления предприятием нужен широкий спектр информационного обеспечения: разнородная информация — от фактографической до документальной. Это информация о ходе производственных процессов, нормативно-правовая, маркетинговая, мониторинговая информация — обеспечивающая взаимоотношения предприятия со средой, научно-техническая информация, включая информацию об изобретениях, патентную и т. п. — для обеспечения научных исследований, конструкторских разработок, необходимых для развития фирмы.

Кроме того, нужны сведения об информационных потоках и информационных процессах. Процессы в технических приложениях — это последовательности операций по проектированию и производству изделий, в том числе сложных технических комплексов; в экономических приложениях — организационно-технологические процедуры подготовки и реализации управленческих решений по организации производства, обслуживания, торговли и т. п. бизнес-процессы.

Соответственно, для обеспечения информацией производства и управления современным предприятием разрабатываются и внедряются информационные системы (ИС) разного рода.

На новой технической базе с использованием современных технологий ИС государственного управления на федеральном и муниципальном уровнях, в частности, ИС государственной статистики; ИС природных ресурсов,

явлений и процессов; государственные системы экономической, финансовой и научно-технической информации, внешнеэкономической деятельности; ИС библиотечной сети РФ и многие другие ИС специального назначения:

• экономические информационные системы (ЭИС):

• бухгалтерские информационные системы (БУИС);

• автоматизированные банковские информационные системы (АБИС)

• ИС фондового рынка;

• ИС в контроллинге;

• ИС бюджетирования;

• маркетинговые информационные системы (МИС);

• информационные системы мониторинга (ИСМ);

• ИС в кадровом менеджменте;

• ИС в налоговых органах, в страховании и пенсионном обеспечении;

• ИС в туристическом бизнесе;

• ИС в управлении недвижимостью;

• ИС таможенной и внешнеэкономической деятельности;

• системы сопровождения жизненного цикла изделий типа ИПИ-системы (ИПИ — информационная поддержка изделий) и системы управления проектными и инженерными данными предприятия — так называемые PDM-системы (Product Data Management Systems), включая CAD-системы (Computer-Aided Desing — компьютерная поддержка проектирования), CAM-системы (Computer-Aided Manufacturing — компьютерная поддержка изготовления), CAE-системы (Computer-Aided Engineering — поддержка инженерных расчетов) и т. п.;

• системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM — Customer Relationship Management);

• ÈC документооборота и делопроизводства ^СДД).

Для нормативно-правового, нормативно-методического и нормативно-технического обеспечения предприятий и организаций разработаны автоматизированные системы нормативно-правовой документации (AC HПД) разного рода и назначения (системы «Консуль-тантПлюс», «Кодекс», «Гарант» и др.) или спра-вочно-правовые системы (СПС), создаются системы нормативно-методического обеспечения управления (CHMOУ) и их автоматизированный вариант — ACHMOY Для поддержки процессов исследования и проектирования технических изделий также разрабатывают информационные системы, в частности системы автоматизации проектирования (CAПP), автоматизированные системы научных исследований (ACHÈ) и т. д.

Для описания и применения всех этих средств автоматизации сбора, хранения, поиска и представления информации используется понятие «информационная система». По поводу определения этого понятия нередко возникают дискуссии. Для того чтобы легче ориентироваться в многообразии информационных систем и определений, вводят различные классификации.

В середине XX в., когда появилась возможность обработки информации с помощью ЭВM, вначале был распространен термин системы обработки данных. По мере увеличения памяти ЭВM основное внимание стали уделять проблемам организации баз данных (БД). Затем появился термин автоматизированные информационные системы.

^чиная с 1960-х гг. в истории развития информационных систем нашей страны относительно независимо сформировались два направления:

• разработка автоматизированных информационных систем (AÈC) как первой очереди автоматизированных систем управления (AC^;

^ № 5(23) 2009

Чз

• разработка автоматизированных сис- с^ тем научно-технической информации (АСНТИ). ^

Первоначально в соответствии с этими на- дз правлениями системы делили на фактогра- ^

СО

фические, т. е. системы сбора, хранения и об- § работки непосредственно данных, необходимых для принятия решений (базы данных) а: и документальные, т. е. обеспечивающие хранение и поиск документальной (текстовой) информации (первоначально это были в основном системы научно-технической информации, включая патентную, разнообразные научные издания, реферативную, обзоры и другие виды НТИ.

Однако есть и документально-фактографические системы. Например, АСНМОУ занимают промежуточное место между фактографическими и документальными информационными системами, поскольку законодательные нормативно-методические документы (законы, постановления, уставы, стандарты, инструкции и т. п.) (тексты, но, как правило, достаточно хорошо структурированные, что облегчает извлечение из них фактографической информации (правовых норм, статей, функций управления и т. п. Поэтому СНМОУ разрабатываются как документально-фактографические информационные системы.

В настоящее время не существует единой классификации информационных систем. Это связано с тем, что различные направления (СОД1, АИС и АСУ, АСНТИ) долгое время развивались относительно независимо, поэтому и классификации в каждом из направлений предлагались также независимые.

Обобщенная классификация ИС, базирующаяся на разделении информации на документальную и фактографическую, приведена на рис. 1.

К документально-фактографическим (при использовании этого термина в широком смысле) в приведенной классификации отнесены справочно-правовые системы (СПС), маркетинговые ИС и ИС мониторинга (МИС и ИСМ), некоторые специализированные экономические ИС, поскольку даже те из этих ИС,

1 обработки данных.

113

IS

I

с

IS

I

QJ

Ol

it о

ï>

0

ir

«о Se

¡3

1 s

IS

is

a »

a € 8-

m 5(23) 2009

ис

Фактографические

Документальные

Документально-фактографические

АИСиАСУ

ИПС

ИЛС

ИСС

АДФИПС НТИ

Признаки классификации

степень автоматизации — — уровень АСНТИ

назначение системы — - вид ИПС (ИЛС, ИСС) и ИПЯ

степень использования — технических средств - структура ИПС (ИЛС, ИСС)

структурированность — решаемых проблем — вид системы индексирования

степень централизации — обработки информации — тип критерия поиска (КСС)

уровень управления — — режим обслуживания

— назначение ИС

логико-семанти1 средства

структурированность текстовой информации

— режим обслуживания

вид системы классификации и кодирования

Рис. 1. Обобщенная классификация ÈC: C0Ä — системы обработки данных; AÈC — автоматизированные информационные системы; ACÓ — автоматизированные системы управления; ÈÏC — информационно-поисковые системы; èëC — информационно-логические системы; ÈCC — информационно-семантические системы; AÂÔÈÏC—автоматизированные документально-фактографические информационно-поисковые системы научно-технической информации; CÏC — справочно-правовые системы; AÁC — автоматизированные банковские системы; MÈC — маркетинговые информационные системы; ÈCM — информационные системы мониторинга; CRM — системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationships Management); ИОДД — информационные системы документооборота и делопроизводства; ИПЯ — информационно-логический язык; ÊCC —критерий смыслового соответствия

АДФИПС вАСНМОУ

IL

АДФИПС специального назначения

Виды АДФИПС

специального

назначения

- СПС

е - АБС

- МИС

и - ИСМ

- CRM

- ищд

которые начинали разрабатываться как фактографические, впоследствии, как правило, дополнялись нормативно-правовой и другой документальной информацией.

Классификацию АСУ и АИС проводят по различным признакам (см. рис. 1): степень автоматизации (форма участия человека в системе при выполнении функций управления); назначение системы (тип процесса, являющегося объектом автоматизации); степень использования технических средств (ТС) человеком для принятия управленческих решений и т. д.

В дальнейшем представления о видах автоматизированных систем все более совершенствовались. По мере развития вычислительных средств и технологий сети Интернет, методов и средств информационного поиска

возникали новые термины, более точно характеризующие специфику информационных систем специального назначения. В процессе развития информационно-советующих и информационно-управляющих систем появились системы поддержки принятия решений, экспертные системы, помогающие в принятии решений по проектированию и управлению.

Параллельно с информационно-логическими и информационно-семантическими системами, усиливающими интеллектуальные возможности информационно-поисковых систем научно-технической информации, развивается направление искусственного интеллекта, базирующееся на кибернетических исследованиях процессов в живых организмах, в том чис-

ле функционирования мозга, и моделировании этих процессов средствами вычислительной техники. На этой основе создаются интеллектуальные информационные системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификации помогают смириться с существованием различных определений понятия «информационная система», устанавливая некоторые каноны для ИС различных классов.

В то же время существует желание выработать единое представление не об определениях, а именно о понятии «информационная система», в частности договориться, следует ли базу данных или средства обработки данных называть информационной системой. Поэтому попытаемся опереться на анализ определений системы в теории систем.

Существуют различные определения информационной системы. Эти определения (см. обзоры в [1, 2] вводились параллельно с развитием теории систем, в которой первые определения системы опирались на подход к исследованию и проектированию, базирующийся на отображении пространства состояний (элементов, связей, их свойств) и поиске мер близости на этом пространстве. В последующем в определениях стали учитывать «цель», а затем и «наблюдателя» (лицо, принимающее решения). Предлагались различные определения и для информационной системы, информационно-поисковой системы (см. обзоры в [3] и в [4]).

Определения системы отражают концепцию, принимаемую при ее исследовании или проектировании. При этом понятия, включаемые в определения системы, трактуются по-разному.

Так, понятие «цель» применительно к информационным системам в технических приложениях трактуется как требования к проектируемой системе. В экономических системах дело обстоит сложнее: цель трактуется и как назначение (для внешней среды), и как цели самой организации, и как потребности ее сотрудников.

В теории научно-технической информации, документальных ИПС вместо понятия «цель» вводится понятие «информационные потребности», которое первоначально было довольно жестко «привязано» к индивидуальным потребностям, что существенно усложняет их исследование.

^ № 5(23) 2009

Чз

Между тем, в организациях индивидуаль- с^ ные потребности должны быть подчинены це- ^ лям и задачам организации. Поэтому в теории дз автоматизированных систем управления (АСУ) ^

СО

было введено понятие функциональной части § (ФЧ) АСУ, что позволило проще решить проблему целей и потребностей. Структура ФЧ а: АСУ формируется на основе анализа целей и функций организации и включает подсистемы и задачи, подлежащие автоматизации в соответствующий период планирования работ по созданию АСУ (для удобства вводилось понятие первой, второй и т. п. очереди АСУ).

Благодаря возросшим возможностям вычислительной техники, и особенно в результате появления персональных ЭВМ, рассмотренные направления сближаются. По мере роста объемов и усложнения структуры информационных массивов АИС возникает необходимость в заимствовании понятий теории информационного поиска, разработанной ранее для систем НТИ. В свою очередь, в решении проблемы разработки документальных АС НТИ полезны понятия ФЧ и обеспечивающей части (ОЧ), введенные в нормативных документах по разработке АИС и АСУ. Кроме того, для управления современными предприятиями и организациями необходим спектр информации разного вида и назначения: от фактографической до документальной.

Для названия совокупностей данных вводят термины информационный массив, база данных (БД), хранилища данных. При использовании этих терминов подразумеваются и технологии сбора, хранения, поиска, а иногда и первичной обработки данных.

С учетом анализа определений системы можно дать определение ИС, в котором учитывались бы и элементы разного рода, и цели (как правило, многоуровневая структура функциональной части АСУ или структуру информационных потребностей), и структуры (информационных массивов, программного обеспечения и т. п.), и отношения между компонентами, и логико-семантический аппарат, и технологии в широком смысле (методы, технические средства, алгоритмы, информационные технологии обработки информации), и условия (внешние и внутренние факторы), и временной

№5(23)2009

интервал, и люди, взаимодействующие с системой (пользователи и обслуживающий персонал). При этом с учетом большого числа факторов, можно вначале включить в определение системы укрупненные составляющие, а затем раскрыть их:

S =(E,Z, STR, R, LS, TECH, COND, AT, N), (1)

der '

где E — элементы разного рода;

Z— цели, которые в АИС могут интерпретироваться как структура функциональной части, а в документальных и документально-фактографических ИС — как потребности;

STR — структуры информационных массивов, т. е. баз данных в фактографических системах, поискового массива документов (множество снабженных поисковыми образами документов) в документальных ИПС, хранилищ информации разного рода (выбор термина диктуется объемами информационных массивов и конкретными условиями); R — отношения между компонентами; LS = (RL, IND, KSS) — логико-семантический аппарат, включающий. информационно-поисковые языки RL, систему индексирования IND и критерии выдачи (или критерии смыслового соответствия) (KSS); TECH — технологии в широком смысле, с включая технические средства (т. е. приспо-S собления или устройства, которые необхо-§ димы для сбора, регистрации, хранения, об-§ работки и представления информации), мето-| ды сбора, хранения, обработки информации, <§ включая алгоритмы, программные процедуры или пакеты прикладных программ, ин-s^ формационные технологии и т. п.; g. COND — условия, т. е. внешние фext и внут-§ ренние фи факторы, влияющие на созда-у ние и функционирование ИС; для их ана-i лиза полезно использовать признак «про-ä странство инициирования целей», т. е. вы-§ являть факторы надсистемы и актуальной ! среды (фext), подведомственной и собственно системы (фм);

AT — временной интервал создания и функ-

4 ционирования («жизни») информацион-.5

s ной системы;

N — люди, взаимодействующие с системой, т. е. те, кто пользуются данной ИС и обслуживают ее (осуществляют индексирование документов и информационных запросов, выбирают стратегию поиска, а также выполняют другие интеллектуальные операции, без которых невозможен информационный поиск.

Это общее определение может интерпретироваться с учетом назначения, вида информационной системы, условий ее разработки.

Очевидно, что все виды разнородной информации невозможно хранить в единой базе данных. Поэтому разрабатывались параллельно разнородные автоматизированные системы — АСУ технологических процессов (АСУТП), автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСТПП), АСУ предприятия (АСУП), автоматизированные системы поддержки научных исследований (АСНИ, АСУНИР), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ), представляемой в виде текстовых документов, и др. Однако для регулирования хода этих разработок, распределения финансовых и других ресурсов на разработку и поддержку функционирования ИС, необходимо объединять их в единую систему. Появилось понятие интегрированной информационной системы. Предлагались различные способы представления структуры таких систем.

В связи с осознанием огромного влияния информационных ресурсов на социальное и экономическое развитие всего мира, отдельных стран и регионов появилось понятие информационной инфраструктуры (ИИ). Термин встречается в зарубежных и отечественных публикациях с конца 90-х гг. XX в. [6].

Понятие инфраструктура (лат. infra — под, внизу; structure — строение, постройка) вначале появилось в строительном деле и означало «основание, фундамент, нижнее строение». В дальнейшем его значение было расширено: в переносном смысле термин стал означать совокупность внешних по отношению к рассматриваемому объекту сооружений, в том числе не только в строительстве, но и по отно-

116

шению к производству, к организациям непромышленной сферы.

В нашей стране на необходимость введения понятия информационной инфраструктуры впервые было обращено внимание в статье Ф. Широкова и В. Дрожжинова [7].

При исследовании механизма влияния ИИ на социально-экономическое развитие страны, региона, района, любой организации необходимо создать модель и на основе нее разработать методику оценки социально-экономической значимости элементов ИИ (как уже существующих, так и проектируемых). Превалирующие на данный момент экономические и социологические подходы не позволяют описать взаимодействие таких сложных социально-экономических систем, как ИИ и общество. Поэтому необходим системный подход, с использованием аппарата системного анализа: методик структуризации целей и функций, методов организации сложных экспертиз, а также информационный подход.

Попытки разработки концепции информационной инфраструктуры организации на примере вуза были инициированы в 1990-е гг. студентами — членами Молодежного академического общества при Научном Совете по проблемам высшей школы, подготовки и аттестации научно-педагогических кадров при Санкт-Петербургском отделении Международной академии наук высшей школы [5].

Для управления развитием ИИ ее предлагалось условно представить в виде четырех страт (рис. 2):

• пользовательской;

• функциональной;

• информационной;

• коммуникационной (информационной супермагистрали).

Такое представление помогает определить назначение и взаимодействия различных аспектов реализации компонентов информационной системы, входящих в обобщенное определение (1).

Нижняя страта, названная коммуникационной, включает техническое обеспечение информационной системы, в том числе взаимодействие в сети Интранет, если она создана в организации, и взаимодействие между ло-

^ № 5(23) 2009

кальными сетями или отдельными компьюте- с?

рами, технические средства сбора, регистра- .

ции, хранения и обработки информации. дз

Информационная страта объединяет хра- ^

«о

нилища информации разного рода, создавае- § мые в организации в разных формах и на различных носителях. а:

Как правило, в существующих организациях эти две страты присутствуют. Они не полностью автоматизированы. Не всегда есть сеть Интранет, но есть локальные сети, компьютеры, средства сбора, регистрации, хранения, обработки, поиска информации. Далеко не все хранилища информации перенесены на специализированные носители, которые позволяют обеспечить автоматизированное считывание и передачу информации. Возможно, и не всегда это целесообразно. Но информационные хранилища есть и имеют соответствующие названия.

Назначение функциональной страты — обеспечить доступ к информационным хранилищам. Для этого нужно структурировать направления деятельности организации, определить взаимосвязи между направлениями деятельности и составляющими информационной страты.

Одной из форм реализации доступа к информации является структура функциональной части АСУП, предназначенной для обеспечения информацией сферы организационного управления. В библиотеках подобную функцию выполняет предметный указатель. Но в целом в организациях, как правило, функциональная страта не сформирована.

Особую роль выполняет пользовательская страта. Она должна обеспечить доступ к информации не только руководителям, но и всем сотрудникам организации.

В системах НТИ ставится задача определения информационных потребностей пользователя и создания систем избирательного распределения информации (ИРИ) и дифференцированного обслуживания руководителей (ДОР). Для обеспечения фактографической информацией имеются работы по созданию автоматизированных рабочих мест (АРМ) для специалистов соответствующей квалификации, должностных лиц.

№5(23)2009

Страта 1. Пользовательская

Формирование потребнопей в информации и правила взаимодейсвия пользователей с ИИ.

Страта 2. Функциональная

Совокупность услуг, предоставляемых пользователям доступ к базам данных и библиотекам, проведение видеолекций, видео по заказу и т. п. Структуры функциональных возможностей информационных систем разного назначения (например, структуры ФЧ АСУП, АОТП и т. д.).

Страта 3. Информационных ресурсов (базы данных)

Информационные ресурсы: документальная информация, научно-техническая информация, нормативно-правовая информация; фактографическая информация, статистическая информация, нормативно-справочная информация ит. п.

Информация содержится в телекоммуникационных сетях и информационных хранилищах: библиотеках, отделах научно-технической информации, автоматизированных документально-фактографических базах данныхс доступом в режимах ИРИ, ДОР, ретроспективного поиска.

Страта 4. Коммуникационная (информационная супермагистраль)

Информационные телекоммуникации, вычислительные сети и т. п. технические средства. Средства защиты информации.

Рис. 2. Четырехстратная структура информационной системы

IS

I

с

IS

I

Ol

it о

i> о

IT

«о

¡3

s

s

IS

is

a sr a € 8-

Для реализации пользовательской страты необходимо установить взаимосвязи соответствующих групп пользователей (в вузе — это, например, преподаватели, студенты, сотрудники организационных подразделений; в научно-исследовательской организации — научные сотрудники, руководители проектов и т. п.; в медицинском учреждении — врачи, медицинские сестры), с существующими направлениями и структурами функциональной страты и обеспечить доступ к этим структурам, в том числе в форме рекламы, информационных писем (например, о конференциях, проводимых мероприятиях, формах доступа

к информационным источникам, к средствам издания и размножения информации и т. п. В идеале желательно создать соответствующую информационно-поисковую систему для информирования пользователей о существующих функциональных направлениях и хранилищах по запросам. Пользовательская страта в организациях, как правило, пока не создана, даже для руководящих работников. Она складывается в процессе опыта принятия решений.

Пример взаимодействия страт для удовлетворения потребности студентов в многоуровневой информационной системе вуза приведен на рис. 32.

2 Для реализации ИС, ориентированной на удовлетворение информационных потребностей студентов, разработана информационно-поисковая система «Политехник». Разработка ведется на языке Java. Система запускается при помощи Интернет-обозревателя (Internet Explorer, Opera и др.). База данных устанавливается на сервере.

118

№5(23)2009

Страта1

1. Актуальная

среда

ОС X

о ей ь О) га ой о ГО га

8 г го а со X Й О. 1— V© о г га Й

г О! о X

>ч О-сС .с Е а*

и 2 X о к со

о я- &

о |_ о 1=1 X Э€ О) г во 5 О

- Г>1

2. ПС (ограничения, возможности)

3. НС (требования к конечному продукту)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Изобилие (политика, экономика)

5. Правда

6. Добро

7. Красота

ь

=г —

1. Взаимодействие с окружающей средой

2.Учебная деятельность

Страта

Библиотека

Киоски

Сайт

Кафедры

I Страта 4 I

Компьютеры

Терминалы

Экраны

Рис. 3. Многоуровневая информационная система для удовлетворения потребностей студентов

№5(23)2009

Концепция информационной инфраструктуры в конкретных условиях требует уточнения и развития. Практическая реализация рассмотренной концепции осуществляется на основе выбора и реализации проектов, ориентированных на развитие ИИ, путем создания информационно-поисковых систем, работающих в режимах избирательного распределения информации и ретроспективного поиска, на базе ресурсов сети Интернет и локальных вычислительных сетей.

В настоящее время, к сожалению, термин «информационная инфраструктура» часто используется в более узком смысле. Кроме того, осмысление рассмотренной концепции приводит к осознанию того, что все рассмотренные страты являются неотъемлемыми составляющими именно информационной системы. В частных случаях использования термина ИИ просто учитываются не все страты.

Конечно, можно называть базу данных информационной системой, определить ее назначение, цели-запросы, отвечающие какой-то совокупности потребностей, структуру БД, методы и средства ее реализации, условия использования. Однако, если необходимо разработать проект системы управления для предприятия или организации, то, видимо, более продуктивным будет использование понятия «информационная система» в форме пред-с ставленной концепции, которая позволит соз-| дать интегрированную информационную систему § предприятия, объединив все виды информа-§ ции, формы ее представления и средства сбо-| ра, хранения, обработки и представления ин-<§ формации в соответствии с регламентированными формами ее представления и по-^ требностями пользователей по произволь-а. ным запросам.

§ Разумеется, создание такой информацион-у ной системы — не одноразовый процесс. Не-«I обходимо применение соответствующих методов и автоматизированных процедур для

О

§ определения состава компонентов каждой | из страт, оценки влияния того или иного 9 проекта в сфере ИИ на развитие организа-§ ции.

4 Для анализа и формирования функциональной страты целесообразно использо-

вать методики структуризации целей и функций, методы анализа информационных потребностей, разрабатываемые в теории информационного поиска. Оценку значимости элементов каждой из страт можно проводить с применением методов организации сложных экспертиз (метода парных сравнений в модификации Т. Саати, метода решающих матриц Г. С. Поспелова, информационного подход А.А.Денисова) [1, 2], учитывать разнородные критерии — технические, экономические, социальные.

Между функциональной и информационной, и между пользовательской и функциональной стратами возможно потребуется введение дополнительных страт, содержащих средства (алгоритмы, программные продукты) для обеспечения взаимосвязей между компонентами этих страт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова В. Н., Денисов А. А. Теория систем. М.: Высшая школа, 2006.

2. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник / под ред. В. Н. Волковой и A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006.

3. Прикладная информатика: справочник / под ред. В. Н. Волковой и В. Н. Юрьева. М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Волкова В. Н. Размежевание информационных систем и IT в науке и образовательных программах // Прикладная информатика. 2007. № 1(7). С. 108-114.

5. Волкова В. Н, ИоновА.А., Релина И. В. Информационная инфраструктура как средство управления учебно-научным процессом / Высокие интеллектуальные технологии образования: сборник тезисов докладов III Международной научно-технической конференции. СПб.: СПбГТУ, 1996. С. 185-186.

6. Clinton W.J., Gore A. Technology for America's Economic Growth, a New Direction to Build // Executive Office of the President. Washington, DC. 1993.

7. Широков Ф., ДрожжиновВ. Три ступени Альберта Гора // Компьютер-Пресс. 1994. № 9. С. 43-46; № 10. С. 87-95.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.