Научная статья на тему 'Формирование образовательных кластеров в стратегии регионального развития'

Формирование образовательных кластеров в стратегии регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СТРАТЕГИЯ / РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищук Т.Л.

Посвящено формированию образовательных кластеров. Раскрывается понятие «образовательный кластер» В условиях проводимой в настоящее время модернизации высшего профессионального образования он может быть вариантом определения перспективы развития вузов. Показаны предпосылки формирования образовательных кластеров. Рассмотрены условия формирования образовательных кластеров в Томской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ищук Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование образовательных кластеров в стратегии регионального развития»

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Т. Л. ИЩУК, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета Томский государственный университет

Статья посвящена формированию образовательных кластеров. Раскрывается понятие «образовательный кластер». В условиях проводимой в настоящее время модернизации высшего профессионального образования он может быть вариантом определения перспективы развития вузов. Показаны предпосылки формирования образовательных кластеров. Рассмотрены условия формирования образовательных кластеров в Томской области.

Ключевые слова: кластеры, высшая школа, стратегия, регионы.

В течение последних пяти лет Россия последовательно реализует мероприятия по вхождению российского образовательного рынка в европейское образовательное пространство. Меры направлены на достижение целей Болонского процесса: обеспечение мобильности студентов и персонала, сравнимости и признания дипломов и квалификаций, роставтономии и конкурентоспособности благодаря интеграции интеллектуального потенциала. Главной же целью, на наш взгляд, должен быть весомый вклад высшего профессионального образования в экономику страны.

Программой модернизации высшей школы РФ до 2010 г. предусмотрены различные механизмы и инструменты для достижения указанных целей. В то же время использование кластерного подхода могло бы сыграть важную роль и в реализации целей Болонского процесса, и в региональном развитии в целом.

Кластерный подход в настоящее время в России возведен в ранг государственной политики, и даже разработаны Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ. Отечественным полигоном с полномочиями межрегионального центра по вопросам кластер-

ных образований предложено считать Самарский регион согласно резолюции Межрегионального экономического форума «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики» (г. Самара, 6—7 июля 2007г.).

Развитие кластеров является широко признанным инструментом, сопутствующим экономическому развитию и повышению конкурентоспособности. Быстро распространяющееся число кластерных инициатив как в развитых, так и в развивающихся странах по всему миру, отражает их эффективность и жизнеспособность.

Переход российских вузов на уровневую подготовку специалистов, введение нормативно-подушевого финансирования ставит их перед выбором объединения с другими региональными вузами, либо разработки и обоснования собственной стратегии развития.

Смысл идеи нормативно-подушевого финансирования — создание здоровой конкуренции между вузами как государственными, так и частными. Реформа предусматривает два этапа. На первом этапе госуниверситеты и академии должны быть преобразованы в автономные учреждения. В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2006 «Об автономных учреждениях» в собственности у государства останутся только здания и самое ценное оборудование. Все остальное передадут в распоряжение коллектива вуза. И уже он сам должен будет зарабатывать деньги за счет оказания качественных образовательных услуг. На втором этапе эксперимента автономные учреждения переведут на нормативно-подушевой принцип финансирования. Наподготовку одного специалиста государство будет выделять некую сумму, например, 75—100 тыс. руб. в год, и уже сам студент решит, куда

отнести казенные рубли: в государственный вуз или частный. Это должно заставить вузы, особенно провинциальные, резко повысить качество обучения, а государство избавится от бремени слабых вузов. В новых условиях они просто не выживут: их либо закроют, либо реформируют.

Нормативы подушевого финансирования программ высшего профессионального образования предлагается рассчитывать, опираясь на базовые нормативы подушевого финансирования обучения студентов, и формировать по уровням программ — бакалавриата, специалитета и магистратуры. Базовый норматив корректируется с помощью коэффициентов, что позволяет учитывать длительность отдельных этапов программы, особенности ее реализации по группам специальностей, форму обучения (очная или заочная), территориальное расположение вуза. Между тем до сих пор нет нормативной основы, указывающей на отличие программ подготовки бакалавров и магистров с точки зрения их финансирования.

Таким образом, предпосылки для формирования образовательных кластеров созданы. Для слабых вузов объединение либо закрытие — процесс неизбежный. Для вузов-лидеров, на наш взгляд, предпочтительно не просто объединение, а формирование образовательного кластера.

Причем необходимо учитывать не только многочисленные преимущества кластерного управления, но и его явные недостатки. Исторический опыт, к примеру Сорбонны — одного из старейших университетов мира (создан в 1238 г.), — может быть красноречивым примером. К середине XX в. он превратился в неповоротливого образовательного монстра с чрезмерно тяжелой управленческой структурой. События 1968 г. во Франции были вызваны восстанием студентов именно этого университета. После 1968 г. Сорбонна разделилась на 14 университетов, каждый из которых имеет собственное управление, но при этом сохраняется и общее управление (ректор, проректоры, Ученый совет, Административный совет, Совет советников ректора по международным отношениям, Студенческий совет). Сорбонна из образовательного холдинга XXв. была преобразована в образовательный кластер XXIв. со столь же неэффективной управленческой структурой. Результат: студенты по-прежнему бастуют, требуя сокращения управленческих структур. Лисанс (бакалавры) сорбонских университетов по-прежнему не востребованы на рынке труда [1].

Что же понимают под образовательным кластером и какова его структура? Кластер — это не хол-

динговая структура (промышленные и финансовые холдинги — это компания (корпорация), владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний). Не является кластером и ассоциация компаний, которая объединяет компании в регионе. Бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, научно-производственные объединения и особые экономические зоны (ОЭЗ) также нельзя считать кластерами. Все это разновидности сетевых связей. Но все они могут быть частью кластеров.

Внутри кластера также имеются сетевые связи, но деятельность всех участников сети создает синергетический эффект. Результат же экономической деятельности предприятий, образующих экономическую сеть, не является интегральным для всех элементов сети, которые в основном состоят в отношениях: «заказчик—поставщик» или «продавец—покупатель». Кроме того, если в сетях связи могут либо горизонтальные, либо вертикальные, то в кластере присутствуют и горизонтальные, и вертикальные связи.

Кластер — это пространственное объединение разнородных структур, добившихся значимой по мировым меркам конкурентоспособности в ходе взаимного соперничества и соревнования, способных «в автономном режиме» поддерживать и расширять свои преимущества, деятельность которых направлена на создание конечного продукта. Особенностью образовательного кластера является то, что структурообразующими в кластере выступают образовательные учреждения разного уровня, которые заключают соглашение с базовыми предприятиями региона на подготовку специалистов определенного уровня и проведения НИОКР.

Конечным продуктом в сфере высшего образования является подготовленный специалист определенного уровня и результаты научных исследований, необходимые, прежде всего, для обеспечения потребностей участников кластера. Органы управления кластерами, в которые могут входить и представители властных структур, получают доступ к разнообразной и концентрированной информации о деятельности предприятий, состоянии данного сектора экономики, рынке трудовых ресурсов, что существенно уменьшает объем аналитической работы, выполняемой органами власти, увеличивая уровень ее достоверности.

В условиях кластера вузы могут целенаправленно вести подготовку специалистов, НИОКР для всех предприятий и организаций, входящих в кластер. Острая потребность в таком проектном образовании ощущается уже сейчас и будет приоб-

ретать все большую популярность в будущем. Тем самым решается проблема и прохождения практики, и трудоустройства выпускников. Кроме того, набор дисциплин, квалификационные требования, период подготовки специалистов разного уровня определяются также с учетом специфики производства предприятий и организаций, входящих в тот или иной кластер. Рассматривая же высшее образование в отраслевом разрезе, мы не охватываем весь комплекс взаимосвязей с сопряженными отраслями, в связи с этим ограничивается ресурсная база, затрудняется пуск рыночных механизмов.

В части разработки и внедрения инноваций в рамках образовательного кластера решается и проблема, характерная для России, — длительный временной лаг с момента появления научной идеи до ее признания в научном сообществе и внедрения.

Лидером в создании образовательных кластеров в нашей стране является Республика Татарстан. Согласно концепции образовательных кластеров, в них будут входить ведущий университет, базовые предприятия отрасли, техникумы и ПТУ, т. е. среднее и высшее образование, и будущий потребитель — работодатель. Республика выделяет на начальное профессиональное образование госзаказ на подготовку приоритетных рабочих профессий. Вуз, в свою очередь, будет определять программу подготовки ПТУ. Одна из особенностей образовательного кластера — непрерывность образования, студент может начать свое обучение в училище и продолжить затем его в вузе. В кластере конкуренция приобретает другой вид — конкурировать будут соседние кластеры, внутри кластера конкурентные издержки будут минимизированы [2].

Однако функционирование образовательных кластеров обойдет стороной гуманитарную сферу: учителей, врачей, психологов, филологов, историков и других гуманитариев. Они должны будут обеспечивать сопровождение технической сферы: производству необходимы и психологи, и философы, и управленцы. Тем не менее, часть студентов окажется за бортом образовательного кластера. Поэтому здесь важна роль государства — оно должно дать госзаказ на эти специальности, это тот человеческий потенциал, без которого оно не сможет существовать. Основная сложность формирования образовательного кластера заключается в том, что его можно только совместно и постепенно вырастить.

Хорошие перспективы для формирования образовательных кластеров имеются в Томской области, где разработана и реализуется Стратегия развития Томской области до 2020 г. [3]. По утверждению автора

теории кластерного управления М. Портера, наличие региональной стратегии — обязательное условие успешности развития кластера. Самыми дорогостоящими проектами Стратегии развития Томской области являются: строительство газохимического комплекса, горно-обогатительного комбината, центра животноводческих технологий, добыча железной руды в Бахчарском районе и ОЭЗ технико-внедренческого типа. Основные положения Стратегии завязаны именно на ней, так как она закладывает основы инновационного развития Томского региона.

В портфеле базовых отраслей региона в первую по приоритетности группу включены информационные технологии, биотехнологии, научно-образовательный комплекс, электротехника и приборостроение. Во второй группе — нефтяной, атомный секторы, пищевая промышленность, машиностроение. В третьей группе — лесопромышленный комплекс, газонефтехимический сектор, сельское хозяйство.

Формирование образовательных кластеров могли бы инициировать крупные томские вузы, в числе которых:

• Государственный университет, который осуществляет подготовку по 23 специальностям, на его базе создан бизнес-инкубатор;

• Политехнический университет, имеющий в своем активе технопарк;

• Университет систем управления и радиосвязи, имеющий межвузовский студенческий бизнес-инкубатор;

• Государственный архитектурно-строительный университет со своим архитектурно-строительным бизнес-инкубатором.

При этом хорошую помощь мог бы оказать наработанный положительный опыт формирования образовательных кластеров Республики Татарстан. Решение о введении уровневой подготовки специалистов принято, и выбор перспективы развития каждого вуза не терпит отлагательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капустин В. С. Сетевые взаимодействия в высшем профессиональном негосударственном образовании как путь к инновационной модернизации. URL: //http://www. nonlin. ru/node/56.

2. Сайганова С. Систему профессионального образования республики ждет очередное реформирование. «ВиД» Выпуск: 203(2413) от 0111.2006. - URL: //http:// www. e-vid. ru/index-m-192-p-63-article-27564.htm.

3. Стратегия развития Томской области до 2020 года. Пресс-служба Администрации Томской области. 22.11.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.