Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА ПУТЕМ СОВЕРШЕН-СТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – СТУДЕНТ»'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА ПУТЕМ СОВЕРШЕН-СТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – СТУДЕНТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное пространство / высшая школа / взаимодействие «преподаватель-студент» / стресс / environment / higher education / teacher-student interaction / negative stress

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Елена Николаевна

Статья посвящена вопросу о взаимодействии преподавателя и студента в условиях образовательного пространства современного российского вуза, неотъемлемой характеристикой которого должно быть создание между всеми участниками образовательного процесса системы связей, позволяющей наиболее эффективно осуществлять образовательный и воспитательный процессы. Анализ существующих проблем и потребностей учащихся высшей школы в контексте их взаимодействия с педагогом представляется актуальным. Он продиктован необходимостью изменений в системе высшего образования, реформирование которого активно дискутируется. Исследование выполнено на основе методов анкетирования и устного интервью, а также метода анализа литературы по исследуемой проблеме. Полученные данные подтверждают, что 80 % респондентов испытывали негативный стресс в процессе обучения; 93 % респондентов считают, что роль педагога в снижении уровня стресса является ведущей, поскольку именно преподаватели способны минимизировать эмоциональную напряженность в учебной аудитории и создать спокойную учебную обстановку. Доказана потребность студентов в поддержке преподавателя: с точки зрения студентов, уважительное взаимодействие между преподавателем и студентом оказалось более значимым в сравнении со способностью педагога эффективно передавать знания по предмету. Среди способов демонстрации уважительного отношения респондентами были названы отсутствие раздражения и повышения голоса при ответе на вопросы, объективная оценка знаний учащихся, умение слушать, готовность оказать помощь, а также способность преподавателя выступать в роли партнера. Анализ ответов респондентов показывает, что большая часть из востребованных у студентов качеств педагога относится не к профессиональной характеристике преподавателя, а к чертам его личности. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что даны рекомендации по установлению сбалансированного взаимодействия между преподавателем и студентом и снижению уровня тревожности, что способствует повышению эффективности работы по созданию современного образовательного пространства высшей школы. Полученные результаты могут также найти практическое применение в создании программ повышения квалификации для преподавателей вузов, не имеющих педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY BY IMPROVING “TEACHER STUDENT” INTERACTION

The article deals with the issue of a teacher-student interaction in the educational environment of a modern Russian higher educational institution, and its inherent characteristic should be creation of an interaction system between all the participants in the educational process, allowing its most effective implementation. The analysis of existing problems and students’ needs in the context of their interaction with the teaching staff is relevant and justified by the need for changes in the system of higher education, as far as its reformation is actively debated. The research is conducted on the basis of the survey and oral interviews methods, as well as a method of a literature review on the problem under discussion. The results allow to confirm that 80% of the respondents have experienced negative stress during the learning process. The 93% of the students believe in a teacher’s leading role when reducing the level of negative stress in the classroom and creating friendly learning environment. The students' need for support of the teaching staff has also been proved: from the students' point of view, a respectful interaction between a teacher and a student is more significant for a classroom atmosphere than the teacher's ability to transmit effectively the knowledge of the subject. Among the ways of demonstrating teacher’s respectful attitude are the following: absence of irritation and raising voice when answering questions, objective assessment of students' knowledge, ability to listen and willingness to help, as well as the teacher's ability to act as a partner. The analysis of the respondents’ answers shows that most of these ways are related not to the professional characteristics of the teacher, but to his/her personal qualities. Practical recommendations for the establishment of a balanced interaction between the teacher and the student and for minimization of anxiety level are given, which contributes to the effectiveness of the work to create a modern educational environment at the higher school. The results obtained in the course of the research can find practical application in professional development programs for university teaching staff that do not possess the pedagogical training.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА ПУТЕМ СОВЕРШЕН-СТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – СТУДЕНТ»»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК: 378.147:159.9

DOI: 10.18503/2658-3186-2023-7-2-06-13

Е. Н. Макарова (Екатеринбург, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ»

Аннотация. Статья посвящена вопросу о взаимодействии преподавателя и студента в условиях образовательного пространства современного российского вуза, неотъемлемой характеристикой которого должно быть создание между всеми участниками образовательного процесса системы связей, позволяющей наиболее эффективно осуществлять образовательный и воспитательный процессы. Анализ существующих проблем и потребностей учащихся высшей школы в контексте их взаимодействия с педагогом представляется актуальным. Он продиктован необходимостью изменений в системе высшего образования, реформирование которого активно дискутируется. Исследование выполнено на основе методов анкетирования и устного интервью, а также метода анализа литературы по исследуемой проблеме. Полученные данные подтверждают, что 80 % респондентов испытывали негативный стресс в процессе обучения; 93 % респондентов считают, что роль педагога в снижении уровня стресса является ведущей, поскольку именно преподаватели способны минимизировать эмоциональную напряженность в учебной аудитории и создать спокойную учебную обстановку. Доказана потребность студентов в поддержке преподавателя: с точки зрения студентов, уважительное взаимодействие между преподавателем и студентом оказалось более значимым в сравнении со способностью педагога эффективно передавать знания по предмету. Среди способов демонстрации уважительного отношения респондентами были названы отсутствие раздражения и повышения голоса при ответе на вопросы, объективная оценка знаний учащихся, умение слушать, готовность оказать помощь, а также способность преподавателя выступать в роли партнера. Анализ ответов респондентов показывает, что большая часть из востребованных у студентов качеств педагога относится не к профессиональной характеристике преподавателя, а к чертам его личности. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что даны рекомендации по установлению сбалансированного взаимодействия между преподавателем и студентом и снижению уровня тревожности, что способствует повышению эффективности работы по созданию современного образовательного пространства высшей школы. Полученные результаты могут также найти практическое применение в создании программ повышения квалификации для преподавателей вузов, не имеющих педагогического образования.

Ключевые слова: образовательное пространство, высшая школа, взаимодействие «преподава-тель -студент», стресс.

Введение

Вопросы формирования образовательного пространства высшей школы в последние десятилетия находятся в центре внимания исследователей: рассматриваются особенности его структуры, принципы и цели его построения, одной из которых является создание «... таких условий в процессе обучения, при которых обучающиеся постоянно действуют, принимают самостоятельные решения, спорят, учатся обосновывать и отстаивать свою точку зрения» [3, с. 86]. Для достижения этой цели необходимо эффективное взаимодействие между педагогами и студентами, формы и модели которого активно обсуждаются в последние годы преподавателями-практиками, методистами и учеными. Несмотря на то, что вопрос взаимодействия «педагог - студент» в контексте университетского образования находится в центре внимания исследователей в течение последнего десятилетия, он не теряет актуальности: постоянно меняющаяся современная академическая среда требует не только новых подходов к преподаванию и обучению, но и совершенствования форм взаимодействия между всеми участниками учебного процесса. В период пандемии, когда наиболее активно обсуждались проблемы дистанционного образования и готовность педагогов к использованию и внедрению в учебный процесс современных информационно-коммуникационных технологий, вопрос о владении педагогическим составом психологическими знаниями и коммуникативными навыками отошел на второй план. Однако опыт работы в высшей школе позволяет говорить о том, что проблема взаимодействия между преподавателем и студентом остается важной по нескольким причинам. Так, построение продуктивной модели взаимодействия «преподаватель - студент» может испытывать негативное влияние из-за разницы в возрасте: относясь к разным поколениям, студенты и преподаватели могут иметь различные убеждения и ценности. Причем эта разница между средним возрастом преподавателя вуза и студента может

составлять более 20 лет и быть причиной, затрудняющей их взаимопонимание в рамках учебного процесса [9]. Кроме того, задача построения эффективного взаимодействия между педагогом и студентом может быть сложной для так называемых «педагогических непрофессионалов», составляющих во многих вузах большинство. Эти преподаватели обладают уникальными предметными знаниями, однако не имеют педагогического образования [8]. Заметная разница существует при обучении студентов преподавателями гуманитарного и технического и направлений: первые испытывают сложности с внедрением в образовательный процесс новейших информационно-коммуникационных средств, тогда как для второй группы характерным является низкий уровень знаний возрастной психологии и самих основ педагогической деятельности [4].

В этих условиях необходимо продолжать поиск путей решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия преподавателя и студента. Новизна работы состоит в привлечении к исследованию студентов экономического вуза, образовательное пространство которого отличается от педагогического вуза тем, что преподаватели в своем большинстве не имеют педагогического образования. В отличие от анкетирования так называемых «педагогических непрофессионалов» [8], опрос студентов, которых они обучают, ранее не проводился.

Цель исследования -дать анализ взаимодействия между преподавателями и студентами в образовательном пространстве современного экономического вуза, Поставленная цель определила следующие задачи исследования: 1) выявить и описать трудности, возникающие в процессе взаимодействия преподавателя и студента с точки зрения учащихся; 2) определить роль и возможности преподавателя в снижении тревожности и негативного стресса, испытываемых студентами в учебной аудитории 3) проанализировать потребности студентов в контексте их взаимоотношений с преподавательским составом.

Основными методами, примененными в работе для достижения поставленной цели, были метод анкетирования и устного интервью, а также метод анализа научной литературы по исследуемой проблеме. Анкета содержала 14 вопросов открытого и закрытого типов. В анкетировании приняли участие 40 студентов второго курса экономического университета. Для обработки полученных на вопросы анкеты ответов были использованы методы количественной и качественной обработки данных.

Обзор литературы

Вопросы взаимодействия «преподаватель - студент», по мнению многих исследователей и педагогов, относятся к разряду важнейших, поскольку их характер оказывает большое влияние на всех участников образовательного процесса [16]. Эффективность такого взаимодействия напрямую связана с отношением студентов к их учебно-профессиональной деятельности [2]. Доказана положительная связь между эффективным взаимодействием преподавателя и студента и мотивацией к обучению. В среде современного вуза формирование той или иной модели взаимодействия педагогов и студентов зависит от многих факторов, включая личностные и индивидуальные особенности членов обеих групп. Важную роль в этом процессе, по мнению современных авторов, играют традиции вуза, поскольку именно они определяют характер ориентированности деятельности преподавателя на студента, а не на себя [10].

Современные российские и зарубежные авторы рассматривают обсуждаемую проблему учитывая мнения как преподавателей [2; 8], так и учащихся [5]. В работах последних лет анализу повергается восприятие студентами профессиональных, научных и личностных характеристик педагога и степень их влияния на характер взаимодействия преподавателя и студента в учебной среде. Как показывают результаты исследований, к числу важнейших относится способность педагога выстраивать эффективную коммуникацию. Именно коммуникативные навыки преподавателя и умение вести со студентами диалог обеспечивают благоприятную обучающую среду и влияют на качество образовательного процесса [15]. В работах последних лет подчеркивается первостепенность создания в учебной аудитории доверительной и дружелюбной атмосферы, которая позволяет снизить у учащихся уровень стресса и тревожности. Как отмечает Т. Фаррел [14], взаимоуважение между педагогом и студентом играет в этом процессе ключевую роль. Л. В. Николаева и Р. В. Саввинова среди профессионально важных качеств педагогического общения на первое место ставят уважение к студентам и коммуникативные качества педагога, а также его способность к эмпатии [5]. В исследовании О. А. Семенова и других исследователей убедительно доказано, что современные студенты наряду со знанием предмета, ценят в преподавателе человечность и тактичность, а также умение находить с учащимся общий язык [6]. Создание в учебной аудитории атмосферы доброжелательности и взаим-

ного доверия способствует тому, что учащиеся открыто делятся своими мыслями и идеями, что способствует достижению целей обучения [7]. В противоположность этому, атмосфера стресса, причиной которой может быть отсутствие поддержки со стороны педагога, оказывает негативное влияние не только на академическую успеваемость студентов, но и на их психологическое благополучие [18].

В современной литературе активно дискутируются способы совершенствования взаимодействия между педагогом и студентом как в рамках учебной аудитории, так и за ее пределами. Так, в работе В. П. Шибаева и Л. М. Шибаевой представлен пример эффективного взаимодействия между преподавателями и студентами на примере внедрения такой перспективной концепций смешанного обучения как Bring Your Own Device (BYOD), в рамках которой студенты пользуются цифровыми образовательными ресурсами не только в аудитории, но и за ее пределами, используя собственные электронные устройства [10]. Интересным представляется использование технологии педагогической фасилитации, которая предполагает введение определенных требований к профессионализму педагогов, в частности к умению строить продуктивное взаимодействие со студентами. Результатом внедрения этой образовательной технологии должно стать разделение управленческих функций между всеми участниками образовательного процесса, которое, в свою очередь, послужит фактором повышения учебной мотивации и интереса к изучаемой дисциплине [5]. Что касается внеаудиторной работы, способствующей совершенствованию взаимодействия между преподавателем и студентом, её формы многообразны [12; 13]. Среди наиболее эффективных можно выделить посещения педагогами студенческих общежитий, в ходе которых преподаватель может лучше понять не только академические, но и жизненные потребности учащихся, обсудить возникающие у студентов проблемы [19]. Несмотря на активное обсуждение, многие вопросы в этой области остаются без ответа, что делает обращение к проблеме взаимодействия преподавателя и студента и ее дальнейшее изучение своевременным и актуальным.

Результаты и обсуждение

По результатам анализа ответов студентов на вопросы анкеты получены данные по их восприятию образовательного пространства с точки зрения психологического комфорта и роли преподавателя в снижении уровня тревожности и стресса в учебной аудитории; во втором разделе обсуждается потребность студентов в уважительном отношении преподавателя и построении отношений сотрудничества в ходе учебного процесса.

Уровень стресса и тревожности студентов. Данные, представленные на рис. 1, свидетельствуют о том, что 80 % респондентов когда-либо испытывали в процессе обучения стресс или чувство тревоги. Процентное распределение ответов респондентов на вопрос «Испытывали ли вы когда-либо тревогу или стресс, находясь в аудитории?» представлено на рис. 1.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Испытывали ли вы когда-нибудь тревогу или стресс,

находясь в аудитории?», %

Хотя анализ факторов, вызывающих стресс, выходит за рамки данного исследования, вопрос «Боитесь ли вы задавать вопросы во время занятия?» был задан для того, чтобы выяснить, может ли причиной эмоционального напряжения стать обращение к педагогу для уточнения воспринимаемой информации. Полученные данные свидетельствуют о том, что 10 % процентов опрошенных студентов испытывают трудности в процессе обращения к преподавателю. Большая часть респондентов

(87 %) не испытывают затруднений, спокойно выполняя этот вид деятельности (рис. 2).

%

93 % респондентов считают, что именно педагоги способны снизить уровень негативного стресса. Эти данные свидетельствуют о том, что, по мнению учащихся, педагог выполняет ведущую роль в создании спокойной и комфортной учебной обстановки (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Может ли преподаватель снизить уровень стресса в

учебной группе?», %

Методы борьбы со стрессом в процессе обучения многообразны и описаны в современной литературе. Один из них предполагает введение в учебную программу элементов социально-эмоционального обучения, включающую формирование навыков распознавания и управления эмоциями. Доказано, что социально-эмоциональное обучение эффективно в борьбе с тревогой и снижает уровень негативного стресса [17], что влияет не только на психологическое благополучие студентов, но и на их академическую успеваемость. Другим педагогическим инструментом, позволяющим наладить взаимодействие между преподавателем и студентом и минимизировать негативные эмоции, возникающие в процессе обучения, является «самораскрытие» преподавателя [16], которое подразумевает обмен со студентами информацией о личности педагога и его интересах, не связанных с преподаваемым им предметом, например, хобби. По данным литературы, формат смешанного обучения считается наиболее подходящим для применения методов снижения уровня тревожности студентов [17].

Уважительные отношения. Вторая группа данных опроса относится к значимости установления уважительного взаимодействия между педагогом и студентом. Анализ ответов респондентов показал, что все участники считают уважительное отношение к ним преподавателя чрезвычайно важным. Согласно ответам студентов, принявших участие в опросе, преподаватели могут показать разными способами, что они уважают и ценят их, например, отвечая на вопросы студентов, не раз-

дражаться и не повышать голос. Среди других наиболее часто встречающихся ответов респондентов о способах проявления уважения со стороны преподавателя были следующие: объективная оценка знаний и успеваемости, готовность помочь, умение слушать и понимать, равное отношение ко всем учащимся, похвала, способность быть партнером, предоставление студенту возможности высказать свою точку зрения, даже если она отличается от мнения самого педагога, вежливость. Анализ ответов показывает, что часть из них скорее относятся не к профессиональной характеристике педагога, а к его личностным качествам. От респондентов также требовалось сравнить степень значимости уважительного отношения преподавателя к студентам и его способность эффективно передавать им знания по предмету. Лишь немногие студенты (5 %) считают способность педагога объяснить материал в доступной форме более важной, чем его уважительное отношение к личности студента. Данные, полученные в ходе опроса, подтвердили результаты исследования, проведенного А. А. Федоровым и его коллегами [9], по итогам которого уважительное отношение к учащимся было оценено респондентами выше, чем знание предмета.

Ответы студентов подтверждают их потребность в уважительном взаимодействии в рамках учебного процесса и установлении партнерских отношений между учащимися и преподавателями. Эти данные, как и высокий процент респондентов, испытывающих негативный стресс и тревогу в процессе обучения, ставят вопрос о необходимости преподавателям, в том числе непрофессиональным педагогам, дополнить свою роль носителя предметной информации, профессиональных знаний ролью партнера и помощника [20]. Анализ понимания преподавателями, не имеющими педагогического образования, сути взаимоотношений участников образовательного процесса, поможет найти пути решения проблемы взаимодействия со студентами [11] и способствовать повышению эффективности образовательного процесса.

Заключение

Образовательное пространство современного вуза подразумевает создание условий, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности. Важная роль в этом процессе принадлежит качеству взаимодействия между студентом и преподавателем. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Подавляющая часть респондентов, принявших участие в анкетировании, испытывали негативный стресс или тревогу, находясь в учебной аудитории. Около 12 % респондентов часто попадают в стрессовые ситуации, находясь в академической среде. Прямое взаимодействие преподавателя и студента не является источником тревоги студентов - большая часть респондентов не боятся задавать преподавателям вопросы, связанные с предметом. Более 90 % участников воспринимают преподавателя как человека, способного помочь снизить уровень стресса и улучшить психологические и эмоциональные условия обучения.

Второй важный вывод касается степени важности для учащихся установления уважительного взаимодействия между студентом и педагогом для повышения эффективности учебного процесса. С точки зрения студентов, уважительное отношение к ним со стороны педагога является более значимым в сравнении со способностью продуктивно передавать знания по предмету. Реалии современного мира требуют от преподавателя вуза умения справляться со сложными ситуациями и приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. К одной из первостепенных и трудновыполнимых задач относится построение доброжелательных и основанных на доверии взаимоотношений со студентом.

Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты испытывают потребность в уважительном отношении педагогов. Согласно результатам, полученным в предыдущих исследованиях, применение образовательной психологии в преподавании и обучении не воспринимается преподавателями вузов как основная задача [1]. Это обуславливает необходимость поиска новых подходов к подготовке преподавателей вузов, которые должны быть способны инициировать и установить уважительное взаимодействие со студентами на основе глубоких знаний в области методологии, психологии и педагогики.

Преподаватели вузов, не имеющие педагогического образования, могут развивать свою педагогическую компетентность, участвуя в программах профессионального развития. С помощью программ такого рода можно помочь «педагогическим непрофессионалам» удовлетворить возникающие профессиональные потребности, среди которых наиболее важной остается способность создавать доверительный стиль общения во взаимодействии с учащимися. Эффективным может стать неформальное общение педагога и студента вне учебной аудитории, позволяющее глубже раскрыть лич-

ность преподавателя.

Дальнейшие задачи исследования могут включать изучение взаимодействия преподавателя и студента экономического вуза с точки зрения его восприятия преподавателями, в том числе анализ готовности «педагогических непрофессионалов» к установлению партнерских отношений со студентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова И. Е., Макарова Е. Н. Трансформация роли преподавателя иностранных языков в региональном вузе: сравнительный анализ субъективного самочувствия педагогов // Перспективы науки и образования. 2020. № 2(44). С. 415-429.

2. Макарова Л. Н. Взаимодействие преподавателей и студентов вуза и результативность образовательной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 178. С. 7-12.

3. Медведева Л. В. Структура образовательно- информационного пространства современной высшей школы // Человек и образование 2016. № 1(46). С. 85-90.

4. Нархов Д. Ю. Взаимодействие преподавателя и студента современного вуза: проблемы социологического исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2010. № 4. C. 66-73.

5. Николаева Л. В., Саввинова Р. В. Взаимодействие преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих социалистов // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 351-354.

6. Семенов О. А., Николаев Е. В., Семенова Г. Е. Исследование образа современного преподавателя среди студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29517 (дата обращения: 18.02.2022).

7. Толстоногова И. В. Взаимодействие «преподаватель - студент» как ядро академической коммуникации на практическом занятии по английскому языку // Моделирование эффективной речевой коммуникации в контексте академического и профессионально ориентированного взаимодействия: сб. науч. ст. / под общ. ред. О. В. Лущинской, Е. В. Савич. Минск : БГУ, 2016. С. 99-104.

8. Усольцев А. П., Кощеева Е. С. Феномен педагогического непрофесси-онализма преподавателей вузов // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 26-41.

9. Фёдоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 28-38.

10. Шибаев В. П., Шибаева Л. М. Эффективные формы взаимодействия преподавателя и студентов в условиях современного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4(71). С. 313-314.

11. Brinkworth M. E., McIntyre J., Juraschek A. D., Gehlbach H. Teacher-student relationships: the positives and negatives of assessing both perspectives // Journal of applied developmental psychology. 2018. Vol. 55. P. 24-38.

12. Briody E. K., Wirtz E., Goldenstein A., Berger E. J. Breaking the tyran-ny of office hours: overcoming professor avoidance // European journal of engi-neering education. 2019. Vol. 44, iss. 5. P. 666-687.

13. Claessens L., van Tartwijk J., van der Want A. et al. Positive teacher-student relationships go beyond the classroom, problematic ones stay inside // The journal of educational research. 2017. Vol. 110, iss. 5. P. 478-493.

14. Farrell T. Reflecting on teacher-student relations in TESOL // ELT Jour-nal. 2015. Vol. 69, iss. 1. P. 26-34.

15.Maleki F., Talaei M. H., Moghadam S. et al. Investigating the influence of teachers' characteristics on the teacher-student relations from students' per-spective at Ilam University of Medical Sciences // Journal of clinical and diagnos-tic research. 2017. Vol. 11, iss. 6. P. JC04-JC08.

16. Safaei N., Shahrokhi M. Relationship between teacher self-disclosure and teaching style: perception of EFL teachers // Cogent education. 2019. Vol. 6. Art. 1678231.

17. Sharma S., Sarkar P. Efficiency of blended learning in reduction of anxi-ety: with special reference to high school students // International journal of grid and distributed computing. 2020. Vol. 13, iss. 1. P. 277-285.

18. Stocker S. L., Gallagher K. M. Alleviating and altering appraisals: Social-emotional learning in the college classroom // College teaching. 2018. Vol. 67, iss. 1. P. 23-35.

19. Yan Y. The research on teacher-student relationship from the perspective of educational philosophy // Open journal of social sciences. 2019. Vol. 7, iss. 12. P. 448-459.

20. Yusofi M., Zarghami-Hamrah S., Ghaedy Y., Mahmudnia A. A quasi-transcendental approach for removing hierarchical teacher-student relation // Policy futures in education. 2017. Vol. 16. P. 346-359.

E. N. Makarova (Yekaterinburg, Russia)

FORMATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY BY IMPROVING "TEACHER - STUDENT" INTERACTION

Abstract. The article deals with the issue of a teacher-student interaction in the educational environment of a modern Russian higher educational institution, and its inherent characteristic should be creation of an interaction system between all the participants in the educational process, allowing its most effective implementation. The analysis of existing problems and students' needs in the context of their interaction with the teaching staff is relevant and justified by the need for changes in the system of higher education, as far as its reformation is actively debated. The research is conducted on the basis of the survey and oral interviews methods, as well as a method of a literature review on the problem under discussion. The results allow to confirm that 80% of the respondents have experienced negative stress during the learning process. The 93% of the students believe in a teacher's leading role when reducing the level of negative stress in the classroom and creating friendly learning environment. The students' need for support of the teaching staff has also been proved: from the students' point of view, a respectful interaction between a teacher and a student is more significant for a classroom atmosphere than the teacher's ability to transmit effectively the knowledge of the subject. Among the ways of demonstrating teacher's respectful attitude are the following: absence of irritation and raising voice when answering questions, objective assessment of students' knowledge, ability to listen and willingness to help, as well as the teacher's ability to act as a partner. The analysis of the respondents' answers shows that most of these ways are related not to the professional characteristics of the teacher, but to his/her personal qualities. Practical recommendations for the establishment of a balanced interaction between the teacher and the student and for minimization of anxiety level are given, which contributes to the effectiveness of the work to create a modern educational environment at the higher school. The results obtained in the course of the research can find practical application in professional development programs for university teaching staff that do not possess the pedagogical training.

Keywords: environment, higher education, teacher-student interaction, negative stress.

REFERENCES

1. Abramova I. E., Makarova E. N. Transformatsiya roli prepodavatelya inostrannykh yazykov v regional'nom vuze: sravnitel'nyi analiz sub"ektivnogo samochuvstviya pedagogov, Perspektivy nauki i obrazovaniya [Perspectives of Science and Education], 2020, no. 2(44), pp. 415-429.

2. Makarova L. N. Vzaimodeistvie prepodavatelei i studentov vuza i rezul'tativnost' obrazovatel'noi deyatel'nosti, Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Tambov University Review. Series: Humanities], 2019, no. 24(178), pp. 7-12.

3. Medvedeva L. V. Struktura obrazovatel'no-informacionnogo prostranstva sovremennoj vysshej shkoly, Che-lovek i obrazovanie, 2016, no. 1(46), pp. 85-90.

4. Narkhov D. Yu. Vzaimodeistvie prepodavatelya i studenta sovremennogo vuza: problemy sotsiologicheskogo issledovaniya, Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology], 2010, no. 4, pp. 66-73.

5. Nikolaeva L. V., Savvinova R. V. Vzaimodeistvie prepodavatelya i studenta kak uslovie effektivnosti professional'noi podgotovki budushchikh sotsialistov, Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High Technologies], 2015, no. 12, pp. 351-354.

6. Semenov O. A., Nikolaev E. V., Semenova G. E. Issledovanie obraza sovremennogo prepodavatelya sredi studentov vuza [Elektronnyi tekst], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2020, no. 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29517 (date of access: 18.02.2023).

7. Tolstonogova I. V. Vzaimodeistvie «prepodavatel' - student» kak yadro akademicheskoi kommunikatsii na prakticheskom zanyatii po angliiskomu yazyku, In Modelirovanie effektivnoi rechevoi kommunikatsii v kontekste akad-emicheskogo i professional'no orientirovannogo vzaimodeistviya [Modeling effective speech communication in the context of academic and professionally oriented interaction], Minsk, BGU, 2016, pp. 99-104.

8. Usol'tsev A. P., Koshcheeva E. S. Fenomen pedagogicheskogo neprofessionalizma prepodavatelei vuzov, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2022, no. 3, pp. 26-41.

9. Fedorov A. A., Ilaltdinova E. Yu., Frolova S. V. «Konventsiya pokolenii» v novom mire obrazovaniya, Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2018, no. 27(7), pp. 28-38.

10. Shibaev V. P., Shibaeva L. M. Effektivnye formy vzaimodeistviya prepodavatelya i studentov v usloviyakh sovremennogo vuza, Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education], 2018, no. 4(71), pp. 313-314.

11. Brinkworth M. E., McIntyre J., Juraschek A. D., Gehlbach H. Teacher-student relationships: the positives and negatives of assessing both perspectives, Journal of Applied Developmental Psychology, 2018, no. 55, pp. 24-38.

12. Briody E. K., Wirtz E., Goldenstein A., Berger E. J. Breaking the tyranny of office hours: overcoming professor avoidance, European Journal of Engineering Education, 2019, no. 44(5), pp. 666-687.

13. Claessens L., van Tartwijk J., van der Want A. et al. Positive teacher-student relationships go beyond the classroom, problematic ones stay inside. The Journal of Educational Research, 2017, no. 110(5), pp. 478-493.

14. Farrell T. Reflecting on teacher-student relations in TESOL. ELT Journal, 2015, no. 69(1), pp. 26-34.

15. Maleki F., Talaei M. H., Moghadam S. et al. Investigating the influence of teachers' characteristics on the teacher-student relations from students' perspective at Ilam University of Medical Sciences. Journal of Clinical and Diagnostic Research, 2017, no. 11(6), pp. JC04-JC08.

16. Safaei N., Shahrokhi M. Relationship between teacher self-disclosure and teaching style: perception of EFL teachers. Cogent Education, 2019, no. 6, p. 1678231.

17. Sharma S., Sarkar P. Efficiency of blended learning in reduction of anxiety: with special reference to high school students, International Journal of Grid and Distributed Computing, 2020, no. 13(1), pp. 277-285.

18. Stocker S. L., Gallagher K. M. Alleviating and altering appraisals: Social-emotional learning in the college classroom, College Teaching, 2018, no. 67(1), pp. 23-35.

19. Yan Y. The research on teacher-student relationship from the perspective of educational philosophy, Open Journal of Social Sciences, 2019, no. 7(12), pp. 448-459.

20. Yusofi M., Zarghami-Hamrah S., Ghaedy Y., Mahmudnia A. A quasi-transcendental approach for removing hierarchical teacher-student relation, Policy Futures in Education, 2017, no. 16, pp. 346-359.

Макарова Е. Н. Формирование образовательного пространства вуза путем совершенствования взаимодействия «преподаватель - студент» // Гуманитарно-педагогические исследования. 2023. Т. 7. № 2. С. 6-13.

Makarova E. N. Formation of Educational Environment of a Modern University by Improving "Teacher - Student" Interaction, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2023, vol. 7, no. 2, pp. 6-13.

Дата поступления статьи - 26.04.2023; 0,78 печ. л.

Сведения об авторе

Макарова Елена Николаевна - доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой делового иностранного языка Уральского государственного экономического университета; Екатеринбург, Россия; makarovayn@mail.ru.

Author:

Elena N. Makarova - Doctor of Philology, Associate Professor, Head of the Department of Business Foreign Language of Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia; makarovayn@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.