Научная статья на тему 'Формирование образа врага в русском общественном сознании в период Отечественной войны 1812 г'

Формирование образа врага в русском общественном сознании в период Отечественной войны 1812 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1327
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ВРАГА / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г / THE IMAGE OF THE ENEMY / THE PUBLIC CONSCIOUSNESS / PATRIOTIC WAR OF 1812

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борисова Алина Владимировна

Анализируются методы формирования и элементы образа врага в русском общественном сознании в период Отечественной войны 1812 г. Исследуются значение царских манифестов, церковных проповедей, афиш Ф.В. Ростопчина и материалов периодической печати для подъема патриотического движения, формы и способы народной борьбы с армией Наполеона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the image of the enemy in the Russian public consciousness in the period of the Patriotic war of 18121

The rise of Patriotic movement in Russia in the period of the Patriotic war of 1812, was summoned and sent aware measures of the government. The most important element of the ideological work was the formation of the image of the enemy in the public consciousness. The image of the enemy — this view, the situation in the Russian society of Napoleon's army and the Emperor as posing a threat to Orthodox values and the way of life of the Russian Empire. Force shaping the image, was the state. In addition to the negative image of the enemy it has formed the belief in the just character of the war, the belief in the ability to defeat the enemy. Of major importance have been Manifestos and orders in the armies of the Emperor Alexander I, the treatment of the Synod and Church sermons. Their contribution to the common cause made and the periodic press, which published the news of the army, and also refuted by the harmful things. A special phenomenon of the social and literary life of the country in this period was the release of Posters Rostopchin. On the content, style and the recipient of the message does not have analogues in the Russian history. Rostopchin as an experienced writer used a variety of techniques for creation of images that is understandable to ordinary people.. The need to maintain order in the ancient capital in the conditions, when the enemy was approaching the city, has created a unique form of communication of the authorities and the people. Skeptical attitude to the posters, the nobility was compensated by the active adoption by the lower strata of the population. The efficiency of ideological influence is determined by society's response. The actions of the population in the period of the Patriotic war of 1812, we can judge the success of the perception of the specified power of the enemy image. In the territories occupied by the French, the inhabitants of creating armed units, and fought with the enemy. Thus, we can state, that the authority acted as the initiator of the preparation and holding of the ideological campaigns on the formation of the image of the enemy in the period of the Patriotic war of 1812. On the whole, in the Russian public consciousness in a fairly short time, was formed and constantly strengthened the image of the enemy, as well as the directions and methods of fight with it.

Текст научной работы на тему «Формирование образа врага в русском общественном сознании в период Отечественной войны 1812 г»

2012 История №4(20)

СЕКЦИЯ VII. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г.: НАРОД И ВЛАСТЬ В ПЕРИОД ИСПЫТАНИЯ И СЛАВЫ

УДК 94(470)

А.В. Борисова

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ВРАГА В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ В ПЕРИОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.

Анализируются методы формирования и элементы образа врага в русском общественном сознании в период Отечественной войны 1812 г. Исследуются значение царских манифестов, церковных проповедей, афиш Ф.В. Ростопчина и материалов периодической печати для подъема патриотического движения, формы и способы народной борьбы с армией Наполеона.

Ключевые слова: образ врага, общественное сознание, Отечественная война 1812 г.

Вступление армии Наполеона в пределы России вызвало патриотический подъем во всех слоях населения. В ходе войны он проявил себя в различных формах действия: вступление в ряды ополчения, сбор средств на нужды армии, участие в партизанском движении. Важным явлением стал и рост внутреннего патриотизма, выразившийся в осмыслении и переоценке своего места в жизни, отношения к судьбе Отечества. Данные процессы не могли возникнуть стихийно и единовременно, охватив дворян и крестьян, духовенство и купечество, армию и гражданское управление.

Подъем патриотического движения был вызван и направлен осознанными мерами правительства. Важнейшим элементом идеологической работы стало формирование образа врага в общественном сознании. Прежде чем говорить о формах и методах данного процесса, необходимо остановиться на теоретических аспектах проблемы.

Образ врага - это представление, сложившееся в российском обществе об армии Наполеона и самом императоре, как несущем угрозу православным ценностям и всему укладу жизни Российской империи. Формирование «образа» — явление многоплановое. В его процессе, по мнению Е.С. Сенявской, участвуют субъект, объект, обстоятельства восприятия

[1]. Силой, формирующей образ, выступает, как правило, государство, власть. Общественное сознание оказывается под воздействием различных источников информации, в данном случае - официальных заявлений императора, Синода, официальной публицистики. Данный образ может формироваться как в процессе войны, так и заранее, что имело место в российской действительности.

Еще в 1806 г. император Александр I дал указание Синоду обосновать необходимость созыва

ополчения. В Обращении Синода звучала мысль о войне с завоевателем, врагом не только России, но всего мира, который угрожает православной церкви. Именно последний тезис явился основой идеологической платформы. Наполеон в свете официальной пропаганды выступал как богоотступник, разрушитель веры. Из этого следовал тезис об особой миссии России - освободительнице Европы.

С началом военных действий важнейшее значение приобрел моральный дух армии и народа. Помимо негативного образа врага, необходимо было сформировать и убеждение в справедливом характере войны, веру в способность победить неприятеля. «Целью любой войны является победа, а достичь ее невозможно без определенного морально-психологического состояния населения страны в целом и ее армии в особенности. При этом и народ, и армия должны быть убеждены в своем, прежде всего, моральном превосходстве над противником и, разумеется, в конечной победе над врагом» [1].

Рассмотрим основные методы формирования образа врага в условиях войны. Прежде всего, это манифесты и приказы по армиям императора Александра I. Во всех них звучали религиознопатриотические настроения. Так, в приказе от 13 июня 1812 г. было сказано: «Французский император нападением на войска наши при Ковне открыл первый войну... Видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается Нам ничего иного, как, призвав на помощь Свидетеля и Защитника правды, Всемогущего Творца Небес, поставить силы Наши противу сил неприятельских... Воины! Вы защищаете Веру, Отечество, свободу. Я с вами. На зачинающего Бог». В манифесте от 6 июля 1812 г., призывая все сословия к

совместной борьбе, Александр I говорил: «Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют»

[2]. «Неприятель вошел с великими силами в переделы России. Он идет разорять любезное НАШЕ Отечество ... Да обратится погибель, в которую мнит он низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!» [3].

Важнейшее значение имели обращения Синода и антинаполеоновские церковные проповеди. В своих проповедях епископ Августин, осуществлявший фактическое руководство Московской епархией, старался укрепить народ в вере и поддержать в нем патриотический подъем. Так, в пастырском наставлении, произнесенном 28 июля 1812 г. в Успенском соборе, он обратился ко всем сословиям с призывом дать отпор «сильному, коварному и злобному врагу», который «умышляет в ярости своей разорить святой Иерусалим [Москву], расхитить достояние людей Божиих, огнем и мечом опустошить Россию» [3]. Священный, освободительный характер войны раскрыл в своей речи, обращенной к Санкт-Петербургскому ополчению перед его выступлением в поход, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий: «Христиане воины!.. Возопили к вам Отечество и Церковь, угрожаемые от галлов разорением, от галлов, поработивших и утеснивших многие царства и народы, поправших вечную Святыню, осквернивших Божий храмы, проливших реки человеческой крови: и вы для защиты оных облеклись во всея оружия Божия... » [2]

Свою лепту в общее дело вносила и периодическая печать. Так, на страницах газеты «Северная почта» 13 июля 1812 г. сообщалось о решении вел.кн. Екатерины Павловны сформировать на свои средства вооруженное формирование из удельных крестьян: «В то время когда любовь к Отечеству и преданность Государю, одушевляя всех Россиян, делают их готовыми к величайшим пожертвованиям жизнию и имуществом; в то время как соединение постоянных и великих усилий потребно на отражение врагов и охранение общей безопасности, Я не могла воспротивиться влечению Моего Сердца, чтоб принять некоторое деятельное участие в способах ко умножению военных наших ополчений» [4]. На страницах той же газеты сообщалось о происшествиях в Смоленской губернии: «Некоторые крестьяне, в озлоблении противу Французов, зажгли было собственный свой хлеб на полях, с теми словами: Не доставайся же и им. Вот таков дух, оживляющий Россиян! Враги наши весьма ошибутся, ежели ду-

мают, что можно им покорить народ истинно Русский!» [5]. «Варварские и ужасные поступки врагов наших по всем местам, коими они проходят, свидетельствуют притом, что они не уважают даже и святыню церковную». В одной из церквей Смоленского уезда «шкафи и сундуки разломаны, и взяты из них все священные сосуды и вещи, кои были серебряныя. Медные деньги разбросаны по полу; ризница оставлена ... Французами сожжена церковь, а в другой ставили они лошадей" [6].

Воздействие на умы и настроения населения имел журнал «Сын Отечества», где публиковались известия из действующей армии, а также опровергались вредные толки. В первом номере в статье Арндта «Глас истины» говорилось о враге как кровожадном и ненасытном опустошителе. Автор намеревался показать верное изображение Наполеона в «ужасном зерцале»; он представляет его себе «сидящим на престоле своем посреди блеска и пламени, как Сатана в средоточии ада», вокруг него горят города и деревни, в пламени и развалинах Москва. Но у русского народа верные сподвижники: «первый есть Бог сил», вторые союзники: свобода, Отечество, честь; далее - гнев и мщение, тихие молитвы, обеты и желания [2. С. 138; 7. Т. V.].

Во втором номере статья «Глас русского» повторяла основные мысли «Гласа истины», в особенности выдвигая мотив мщения за оскорбленную и разоренную Москву; «ложные защитники свободы, мнимые герои просвещения не пощадили ничего»: ни святости храмов, ни древности зданий, ни святилищ наук. Горящая Москва требует мщения: «Да будет во всех сердцах одно чувство, во всех устах один крик: мщение!». На страницах журнала публиковались истории о подвигах воинов и простого населения, гневно обвинялся Наполеон — «величайший убийца и зажигатель всемирной истории», «новый Каракалла», «фабрикант мертвых тел, имеющий на ежемесячный расход свой по 25 тысяч французских и союзничьих трупов». Негативному восприятию подлежал не только французский император, но и весь народ, французская революция, даже деятели культуры [2. С.152; 7. Т.У|.

Совершенно особым явлением общественной и литературной жизни страны в этот период стал выпуск афиш Ф. В. Ростопчина. По содержанию, стилю и адресату эти послания не имели аналогов в российской истории. Губернатор столицы Москвы нашел весьма оригинальный и эффективный способ обратиться к жителям города и Московской губернии с целью информировать о событиях: ходе войны с Наполеоном, обстановке в армии,

А.В. Борисова

а также выполнить идеологическую функцию -сформировать определенный настрой по отношению к врагу.

Ростопчин как опытный литератор использовал разнообразные приемы создания образов, понятных простому народу. Французский император изображался «демоном», его солдаты — «карликами и щегольками», «врагами рода человеческого», «дьявольским наваждением». Активизации патриотического стремления извести врага способствовало яркое описание ужасов нашествия, направленных не только и не столько против русского народа, сколько против веры православной. Ростопчин отмечал, что враг «осквернил алтари непотребствами, сосуды пьянством, посмешищем; надевал ризы вместо попон; посорвал оклады, венцы со святых икон; поставил лошадей в церкви православной веры нашей.» [8. № 17]. Губернатор не только формировал образ врага, но и напрямую призывал к его уничтожению: «Куда ни придут, тут и вали их живых и мертвых в могилу глубокую. истребляйте сволочь мерзкую, нечистую гадину.». В то же время автор стремился направить народный гнев в рамки порядка, призывая «почитать начальников и помещиков», укорял тех, кто «вздумал грабить дома господ своих по деревням и выходить из послушания» [8. № 17].

Созданный пропагандой образ врага наглядно проявлялся в действиях солдат наполеоновской армии. Оккупированные территории подвергались грабежу и насилию, от которого страдали и служители церкви, и местные жители. Эффективность идеологического воздействия определяется ответной реакцией общества. По действиям населения в период Отечественной войны 1812 г. мы можем судить об успешности восприятия заданного властью образа врага. На территориях, занятых французами, жители создавали вооруженные отряды и воевали с неприятелем. Если силы были неравными, использовали хитрость: принимали вражеских фуражиров и уничтожали во время сна или поджигали дома, где квартировали войска. Месть врагам принимала подчас крайние формы, демонстрируя жестокость и варварство.

Наивысшей степени жестокости народное мщение достигло в Калужской и Смоленской губерниях. Так, «один волостной староста просил проезжающего офицера научить», какой смертью карать французов, так как он уже истощил над ними все известные ему роды смертей» [9. Т. II. С. 132]. Историк так объяснял эти примеры: «Иноземцы, шедшие против Бога и Руси, перестали в понятии народа казаться людьми, всякое мщение против них почитали не только позволительным,

но законным, угодным небу» [9. Т. II. С. 122]. Его слова находят прямое подтверждение в тексте афиш Ростопчина: после призыва уничтожать врага автор рисует радость моральной награды - явиться к царю и рассказать о славных делах своих.

Гнев и стремление истребить врага имели, подчас, и обратную сторону. Недоверие доходило до того, что крестьяне убивали своих. Так, в Медынском уезде поселяне истребили 60 казаков Тептяр-ского полка, поскольку они не чисто говорили по-русски [10. Ч. III. С. 403]. Крестьяне помещика Рюмина казнили 18 своих односельчан за торговлю с французами, а крестьяне помещицы Жеребцовой уничтожили группу московских купцов, закупавших припасы для врага [11. Стб. 1984, 1992].

Таким образом, можно констатировать, что власть выступила инициатором подготовки и проведения идеологической кампании по формированию образа врага в период Отечественной войны 1812 г. Непосредственным проводником заданного курса явилась Русская православная церковь в лице ее иерархов и, прежде всего, московского епископа. Именно антинаполеоновская проповедь, звучавшая во всех храмах страны, выполняла основную задачу по информированию населения о текущих событиях и воспитанию определенного отношения к ним. Разрушение и осквернение храмов солдатами французской армии воспринималось населением как поход против веры православной, что вызывало стремление защитить основу народной и государственной жизни любой ценой.

Большое значение для формирования негативного образа врага имела и периодическая печать. На ее страницах представали очень яркие зарисовки с мест сражений, изображался враг в образе лютых зверей и звучали призывы к борьбе с оружием в руках до полного изгнания неприятеля. Особым явлением общественной жизни стали афиши московского губернатора. Необходимость сохранять порядок в древней столице в условиях, когда неприятель подходил к городу, породила уникальную форму общения власти и народа. Скептическое отношение к афишам дворянства компенсировалось активным принятием со стороны низших слоев населения. В целом, в период Отечественной войны 1812 г. в русском общественном сознании в достаточно короткие сроки был сформирован и постоянно укреплялся образ врага, а также направления и методы борьбы с ним.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX века. Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М., 2006. - URL: http:// www. lib.rus.ec./b/284351

2. Манифест о сборе внутри Государства земского ополчения от 6 [/18] июля 1812 г. Интернет-проект 1812 г. URL: http://www.museum.ru. /1812/War/News_rus/izv015.html

3. Мельникова Л.В. Армия и Православная церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. М., 2007. Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. - URL: http://www.pobeda.ru. content/ blogcategory/ 22/351/

4. Северная почта. № 56. Суббота, 13 июля 1812 г. URL: http://kdkv.narod.ru/index.html

5. Северная почта. № 65.

6. Северная почта. № 67.

7. Сидоров Н.П. Сын Отечества» // Отечественная война и русское общество. М., 1911.

8. Афиши 1812 г., или Дружеские послания от главнокомандующего в Москве к жителям ее. 20 сентября // Ростопчин Ф.В. Ох, французы! / Сост и примеч. Г.Д. Овчинникова. М., 1992.

9. Богданович М.И. История Отечественной войны 1812 г. СПб., 1859.

10. Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны в 1812 г., по Высочайшему повелению сочиненное генерал-лейтенантом Михайловским-Данилевским. СПб., 1839.

11. Сообщение В.А. Олениной // Русский архив, 1868. М., 1869.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.