УДК 94(471.084
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СОЮЗНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПЕЧАТНЫХ СМИ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ ВОЕННЫХ ЛЕТ (1941-1945 ГГ.)
Статья посвящена проблеме формирования представлений о союзниках по антигитлеровской коалиции в советском обществе военных лет с помощью системы печатных СМИ. Она была жестко централизованной, подчинялась аппарату пропаганды и агитации и давала советским гражданам довольно противоречивый портрет западных союзников. Все материалы отличались пропагандистской направленностью и должны были показать преимущество советского общества над западными, при этом практиковалось сочетание позитивной и критической информации о союзниках. Таким образом, представления советских людей об англичанах и американцах должны были находиться в границах, дозволенных властью, а СМИ выступали в качестве транслятора этих идей для народа.
Ключевые слова: средства массовой информации (СМИ), периодическая печать, образ союзников, политическая карикатура, массовое сознание, пропагандистская деятельность.
Переход к союзническим отношениям с США и Великобританией летом 1941 г. сопровождался для советского правительства необходимостью сформировать в обществе положительный образ западных стран. Этот процесс должен был находиться под контролем властей, чтобы четко варьировать степень симпатий к англичанам и американцам. Важнейшую роль в формировании образа союзников в нужном ракурсе должны были сыграть печатные средства массовой информации.
Известно, что в довоенном СССР пресса не жаловала будущих союзников. По словам И.И. Широкорад, «в предвоенной советской печати в качестве агрессора выступали Англия или США, но уж никак не Германия»1.
С конца июня 1941 г. в советской прессе стало уделяться гораздо больше внимание английской и американской тематике. По подсчетам Н.Д. Козлова, общий объем материалов о жизни союзных стран в газетах и журналах увеличился в среднем в четыре раза2.
Ведущее место в распространении информации о союзниках и о международных событиях вообще в печатной среде принадлежало «Правде» — органу вещания ЦК ВКП(б), где публиковались важнейшие новости и последние события. Чуть ниже рангом был печатный орган ВЛКСМ «Комсомольская правда». Обе газеты содержали много военной информации и карикатур на противника. Примерно того же уровня были «Известия», хотя международные обзоры в них все же были беднее, уступая место экономическим вопросам. В «Красной Звезде» — печатный орган Наркомата обороны СССР — приоритет отдавался вопросам борьбы на советско-германском фронте, а международные темы и хроника важнейших событий в мире были второстепенны по отношению к ним. Газета «Труд» занималась освещением тыловой жизни страны, но и в ней печатались сводки Совинформбюро и все важнейшие указы, а на последней странице давался международный обзор, хотя к середине 1943 г. его объем уменьшается в пользу новостей культуры и спорта3.
Местные — городские и районные — газеты перестраивали свою работу на военный лад, ориентируясь на постановление ЦК ВКП(б) «О работе районных газет в во-
1 Широкорад И.И. Центральная периодическая печать СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Дис. на соиск. учен. степ. д.и.н. М., 2002. С. 129.
2 Козлов Н. Д. Общественное сознание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). СПб., 1995. С. 64.
3 Характеристика центральных газет сделана автором на основании просмотра подшивки указанных изданий за годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. — май 1945 г.).
И. О. КОЛДОМАСОВ
Магнитогорский
государственный
университет
e-mail: [email protected]
енное время» от 25.11.1941 г. В нем строго регламентировалась содержательная часть таких изданий, которые должны были «регулярно информировать своего читателя о наиболее важных международных событиях. Для этого необходимо один раз в неделю печатать международный обзор, рассылаемый ТАСС. Размер обзора не должен превышать 80-100 строк»4. Помимо этого, в случае необходимости должны были печататься одна-две телеграммы ТАСС о выдающихся событиях за рубежом.
Местные газеты не только содержали материалы о международных событиях в гораздо меньшем объеме, но и перепечатывали их из центральных изданий. Но в целом степень подачи материалов с международной окраской можно оценить как достаточную для формирования представлений об англо-американо-советском альянсе5.
Политические журналы, выходившие в СССР в военные годы, также отражали отношения с союзниками. При этом с начала войны обращения к иностранной тематике значительно увеличились и стали разнообразней — агитационные материалы, статьи о военно-экономическом потенциале западных держав, анализ политической жизни за рубежом, справочные сведения о положении той или иной страны. Также в журналах были представлены основные документы внешней политики, речи и программные заявления лидеров союзных держав, рубрика «Международный обзор», комментарии к деятельности антигитлеровской коалиции.
Специфика подачи материалов о союзных державах определялась направленностью журнала. Так, в журналах «Пропагандист» и «Большевик» взаимодействия с союзниками чаще всего упоминались фоном при характеристике государственной идеологии зарубежных государств и сравнении их с собственными установками; в «Спутнике агитатора» «изюминкой» была рубрика «В помощь агитатору», где содержались сведения географического, политического, экономического и военного характера о различных иностранных державах или регионах; издававшийся с 1943 г. «Война и рабочий класс» публиковал многочисленные статьи видных иностранных профсоюзных деятелей с рассуждениями о политике, производстве, сотрудничестве с СССР, а также путевые заметки и впечатления о поездках за границу, особенно в союзные страны, советских трудящихся.
В СССР печатались и издания совместного выпуска. Газета «Британский союзник» была печатным органом министерства информации Великобритании и еженедельно выходила для советских читателей на русском языке с 16 августа 1942 г. Публикуемые материалы затрагивали англо-советские отношения, действия на других фронтах Второй мировой войны, жизнь и деятельность иностранцев6. Востребованность еженедельника была огромной, в редакцию постоянно поступали заявки с просьбой о подписке от различных учреждений, организаций и частных лиц. В 1942 г. тираж издания составлял 8, а с июня 1944 г. — 50 тыс. экземпляров. Предполагался выпуск советского еженедельного журнала «За рубежом» для расширения информации о жизни в союзных странах, но в военное время такая мера не была принята7.
Важно отметить, что вся деятельность СМИ находилась под контролем партии и государства, которые четко старались доводить до населения идеологически выверенную и позитивную информацию (политика «информационного оптимизма»)8. Это условие касалось и материалов о США и Великобритании: советский народ нужно было убедить в наличии и полезности союзников, но не в жизненной необходимости их помощи. В качестве основного метода убеждения использовалась ориентация на клас-
4 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 125. Д. 60. Л.100.
5 Анализ «Челябинского рабочего» произведен автором вследствие просмотра газеты за 1941-1945 гг. Сделанные выводы нельзя распространять на все регионы СССР, поскольку в ряде союзных республик (Туркменистан, Киргизия) работа местных газет подвергалась строгой критике со стороны руководства органов пропаганды и агитации.
6 Поздеева Л.В. Лондон-Москва. Британское общественное мнение и СССР. 1939-1945. М., 1999. С. 23-24.
7 Там же. С. 24.
8 Лымарев А.Н. Периодическая печать Южного Урала накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.): Дис. на соиск. учен. степ. к.и.н. Челябинск, 2002. С. 185.
совый подтекст отношений: в печати уделялось значительное место разного рода обращениям и высказываниям советских рабочих, колхозников, трудовых бригад, адресованных своим зарубежным визави. Разумеется, в соседних колонках можно было встретить ответные послания из Англии и США, что только подтверждало классовую солидарность. Такие публикации помогали советскому народу почувствовать себя не одиноким в борьбе с фашистами и при этом не забывать о враждебной, буржуазнокапиталистической сущности правящих режимов США и Великобритании.
Все материалы о союзниках содержали информацию пропагандистского характера. Например, летом 1942 г. в «Комсомольской правде» появилась статья «Сэлли» о молодой работнице танкового завода, чья продукция по ленд-лизу пересылалась в СССР. Сэлли Диксон не любила свою работу и мечтала об увольнении, но однажды в ее руки попало письмо за подписью советских солдат с изъявлением огромной благодарности работникам завода. Мастер заметил, что Сэлли также внесла вклад в этот успех, и через месяц она уже входила в число передовых рабочих 9. Несмотря на искусственный характер описанной ситуации, она вполне могла осуществиться в практических условиях.
Разумеется, советская пресса не могла обойтись без критических материалов в адрес союзников. Проявлялись они в разных формах — критика отдельного человека или группы лиц, уличенных в антисоветской политике, колкие замечания по поводу какого-либо действия или, наоборот, — его отсутствия, едкая карикатура на видном месте либо упорное молчание в случае, когда можно было ожидать бурной реакции. Форма критики зависела от временного периода и от результата, который советское руководство преследовало в отношении собственного общества и англичан с американцами. Последних следовало подтолкнуть к какому-либо действию (например, открытие второго фронта), ускорить уже начатое, спровоцировать ответную реакцию или даже напрямую поставить вопрос о сохранении межсоюзнических отношений.
Другая форма критики заключалась в недоговорках существенной информации. Классическим примером является ситуация с поставками по ленд-лизу. В прессе публиковалась информация о помощи в виде выступлений Черчилля и Рузвельта, о планируемых или сделанных поставках, отчетов ответственных лиц о проводимой работе, заявлений о присылке в СССР очередного конвоя с грузами, но без статистики. В результате «советскому читателю довольно трудно было разобраться, много или мало поставляют союзники», особенно с учетом продовольственных поставок. Получалось, что факт помощи со стороны западных держав признавался, но «она изображалась какой-то несерьезной» 10.
Нельзя забывать и немногочисленных, но довольно содержательных публикаций о жизни в США и Великобритании, которые касались военно-экономического потенциала союзных государств, их политической системы, научно-технических и культурных успехов. Минусом данных материалов была их подача под определенным углом зрения, обеспечивающим пропагандистскую функцию печати. Обогащая представления советских людей о союзниках, они «задавали» нужный тон, преодолеть который можно было лишь с помощью высокого уровня образования и умения ориентироваться без подсказок сверху, а похвастаться этим могли единицы.
Особую категорию публикаций составляли личные впечатления отдельных советских деятелей, побывавших за границей. Так, в декабре 1941 г. «Правда» в двух номерах напечатала довольно объемные «Американские впечатления» Героя Советского Союза, летчика Г. Байдукова, оказавшегося за океаном в составе военной миссии генерала Ф. Голикова в самом начале войны. Летчик дополнил свою статью о знакомстве с авиаделом в США заметками о жизни страны и общества, где отметил не только особенности быта, но и национальные черты граждан США — неизменный приоритет практицизма, склонность к механизации и стандартам, стремление к комфортной
9 Комсомольская правда. 1942. 2 июля.
10 Союзники в войне, 1941-1945. М., 1995. С. 328.
жизни, ловкость и простота всего сделанного. Общая направленность воспоминаний Байдукова сводилась к единению двух народов в борьбе с фашизмом, но применительно к периоду публикации они выглядели новаторски11.
Наконец, нельзя не отметить такое важное и одновременно простое средство подачи западных союзников в печати как сатира и юмор. Они были представлены в виде карикатур, коротеньких стишков, фельетонов, чтобы конкретное лицо или его поступок выглядел образно и современно.
Карикатуры были одной из редких возможностей для советского обывателя увидеть жизнь Запада, пусть и в гротескной форме. Они печатались в «Правде», «Комсомольской правде», «Красной Звезде», реже — в «Известиях», тех местных изданиях, где работали свои художники (например, М. Ткачев в «Челябинском рабочем»). В политических журналах карикатур, как правило, не было, зато существовал специализированный сатирический журнал «Крокодил», где рисунки практически заменяли текст, а западные союзники СССР нередко оказывались в центре внимания — в военных номерах было около 50 карикатур на 180 выпусков журнала.12
Рисунки, изображающие англичан и американцев, можно разделить на 2 группы — карикатуры, посвященные единству антигитлеровской коалиции и, соответственно, затрагивающие борьбу с фашизмом на всех участках фронта, и карикатуры критического содержания. На первых объектом насмешек был Гитлер, его подчиненные или немецкие солдаты, на вторых — сами союзники переходили в новое качество13.
Первая категория карикатур была более многочисленна и достаточно однотипна. Они были посвящены какому-либо событию или выражали надежды советской стороны на успешные действия в союзе с западными государствами и должны были вселять оптимизм в граждан СССР. К этой группе относились рисунки «Быть по сему!» и «Бить по сему!», «Добить немецкого зверя в его собственной берлоге!», «Суд идет!», «Безвыходное положение», «Объединенный удар»14. На всех этих карикатурах была ярко выражена совместная символика — советский, американский и английский флаги, мечи, пушки, штыки, направленные против Гитлера. При этом союзные солдаты изображались бледнее и в меньшем количестве, даже напоминали «бесплотных теней», что давало читателю представление об их второстепенной роли в общих успехах15.
Другая часть карикатур из первой группы изображала помощь западных союзников на других фронтах войны. Здесь можно выделить сюжеты о налетах союзной авиации на немецкие города (карикатуры «После английского налета», «Посылка из Лондона», «После налетов английской авиации на заводы Круппа»16), военные действия союзников в Северной Африке и Нормандии («Охота на льва в ливийской пустыне», «В Нормандии»17). Данные рисунки оставляли несколько двойственное впечатление: с одной стороны, они изображали борьбу против общего врага, то есть — помощь для СССР, но с другой — представляли действия на периферийных для советских людей фронтах. В то же время бои на Аппенинском полуострове и Тихоокеанском театре военных действий отсутствовали среди карикатур. По мнению А. Голубева, это можно было объяснить нейтральными советско-японскими отношениями на протяжении большей части войны и скептическим отношением сталинского руководства к кампании на Средиземном море18.
Вместе с положительными карикатурами существовала и категория критических рисунков. Их появление также не было случайным: так, карикатура «Совещание
11 Правда. 1941. 11, 14 декабря.
12 Голубев А.В. «Враги второй очереди»: Советское общество и образ союзника в годы Великой Отечественной войны / / Проблемы российской истории. Магнитогорск, 2005. Вып. V. С. 331.
13 Там же. С.332-ЗЗ6.
14 Крокодил. 1942. №22; Правда. 1944. 2 мая; Крокодил. 1944. №23-24; Правда. 1944. 17 июня; там же. 1945. 30 апреля.
15 Голубев А.В. «Враги второй очереди» ... . С. 334.
16 Крокодил. 1942. №23. С. 12; там же. 1942 г. №22. С. 4-5; там же. 1943 г. №14-15. С. 2.
17 Крокодил. 1941. №30. С. 2; там же. 1944 г. №26-27. С.5.
18 Голубев А.В. «Враги второй очереди» ... С. 334.
военных экспертов» символизировала негодование по вопросу задержки второго фронта и одновременно — разногласия в стане союзников. На рисунке изображались старые, с вислыми усами английские генералы со сложнопроизносимыми именами «Стоитлирисковать», «Авдругпобьют», «Какбычегоневышло» и бравые американские военные «Смелость» и «Решимость». Последние выступали за немедленно открытие второго фронта, но преимущество было у англичан 19.
Если говорить о печатных сатирических материалах, то они были представлены колонками «Зарубежный юмор», где публиковались американские и английские коротенькие рассказы и анекдоты. Этот юмор был весьма специфичным и должен был подчеркнуть другой менталитет западных народов и определенную отсталость от советских людей.
Поэтическая форма, связанная с союзниками, также наличествовала в советской прессе и периодике, в основном — в контексте общей борьбы с фашистами. Подобные стихи звучали как призыв к дальнейшим действиям для самих союзников. Мотивы одобрения даже позволяли поставить западных солдат на один уровень с советскими. Такими можно считать стихотворения Г. Крейтана «Горючая корова» о бомбардировках английской авиацией немецкого города Скиве и В. Гранова «Ваня и Томми» о боевом единении двух народов после заключения англо-советского договора в июне 1942 г. Хотя помощь британцев была показана лишь в бомбардировках немецких городов, тональность стихотворений можно однозначно назвать дружественной:
Мы летчикам славным фуражкой помашем,
Мы летчикам крикнем британским и нашим:
— Живите богато! Бывайте здоровы!
Палите почаще такую «корову»! 20
Иногда стихотворная форма была представлена откровенно шуточными строками, напоминавшими народные частушки. Союзники в них тоже выглядели как-то несерьезно, но отнюдь не враждебно. Таким можно назвать юмористический стих А. Недогонова, отправленный во фронтовую газету «Советский воин»:
Аш-два-о шумит в тумане:
Пей — и вся не выпьется!
Посылают англичане К водяному «Тирпица»21.
Таким образом, деятельность советских печатных СМИ по влиянию на общественное мнение граждан СССР во внешнеполитической линии была значительной. Печатное издание нередко было единственным источником знания о внешнем мире. На наш взгляд, можно говорить об определенном «госзаказе», существовавшем для СМИ в отношении союзников, который предполагал нейтрализацию конкурирующих идеологий, в том числе — идеологии буржуазной, чуждой советскому человеку22. Запад стал ближе по объективным причинам (военный союз), но в целом оставался далеким по всем параметрам жизни, поэтому задача СМИ была не блокировать объем информации об Англии и Америке, а корректировать его содержание в нужном советской власти ключе.
Можно говорить об использовании советскими СМИ «классового» подхода: простые американцы и англичане в основном изображались как «братья по оружию» и истинные союзники, а вот руководящие лица этих стран были показаны носителями чуждого, «империалистического» сознания. Этих союзников нельзя было причислить к друзьям СССР, они выступали только в качестве партнеров по борьбе с общим вра-
19 Известия. 1942. 6 августа.
20 Крокодил. 1941. №20. С. 7.
21 Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2178. Оп. 1. Д. 54. Л. 31.
22 Лымарев А.Н. Периодическая печать Южного Урала... С. 185.
гом; перспективы сотрудничества с ними на будущее выглядели неопределенно. В то же время многочисленность публикаций об англичанах и американцах была свидетельством намерений советского правительства на долгосрочный контакт с западными державами.
В целом, можно сказать о выполнении задач, стоящих перед печатью в отношении формирования образа союзников в советском обществе в годы войны.
FORMATION OF ALLIES' IMAGE IN THE SOVIET SOCIETY BY MEANS OF PRINT MASS MEDIA
WAR YEARS
I. O. KOLDOMASOV
Magnitogorsk State University
e-mail: [email protected]
This article deals with the problem of formation of image of the allies on the Anti-Hitlerite coalition in the Soviet society in war years by means of the system of print mass media. This system was rigidly centralized and submitted to the apparatus of propaganda; it gave the Soviet citizens an inconsistent portrait of the western allies. All materials had propaganda character and were supposed to show advantages of the Soviet society above the western one. There were combination of the positive and critical information about the allies. Consequently, image of Britons and Americans among the Soviet people had to be in the limits allowed by the authorities, and the mass media transmitted this image to the people.
Keywords: mass media, periodicals, image of allies, political caricature, mass consciousness, propaganda work.