Научная статья на тему 'Формирование нравственных ценностей российской студенческой молодёжи в контексте понятия "свобода" как фундаментальной культурной ценности'

Формирование нравственных ценностей российской студенческой молодёжи в контексте понятия "свобода" как фундаментальной культурной ценности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / VALUE / ОБЩЕСТВО / СОЦИУМ / SOCIETY / ВЕРА / FAITH / РАВЕНСТВО / EQUALITY / СВОБОДА / FREEDOM / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Агамова О.Д.

В статье особое внимание уделяется проблемам ценностных ориентаций российского и американского общества, а также неправильной интерпретации такой культурной ценности, как свобода. Понятие «свобода» в статье рассматривается как искаженное неправильным восприятием молодежи явление. В статье детально разобраны такие понятия как ценность, вера, равенство, мораль и свобода с такой целью, чтобы показать их единство в глазах общества и, в то же время, различие в форме восприятия, что, как следствие, приводит к искажению нравственной картины мира. Цель данной статьи оценить моральное состояние подростков и дать им возможность проанализировать различные ситуации в жизни, которые могут возникнуть в виду неправильного восприятия понятия «свобода». Это приведёт к переоценке восприятия понятия «свобода», а также к личностному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL VALUE DEVELOPMENT AMONG RUSSIAN ADOLESCENT IN THE CONTEXT OF FREEDOM AS THE FUNDAMENTAL CULTURAL VALUE

The article highlights the difference between Russian and American societies in perception of values and especially in the field of such cultural value as freedom. Freedom is stated as a phenomenon, which is usually misperceived by young generation. The article presents a detailed analysis of such phenomena as value, faith, equality, morality and freedom in order to give an explanation of their unity in the eyes of the society and at the same time to show that they are different in the form of perception, due to what the moral image of the world distorts leading to dangerous consequences. The aim of the article is to develop such educational conditions that can evaluate moral state of teenagers and give them a chance to analyze different situations in life that can occur in the context of freedom misperception. This can improve teenagers' behavior; lead to their moral self-growth and better understanding of what freedom is.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных ценностей российской студенческой молодёжи в контексте понятия "свобода" как фундаментальной культурной ценности»

УДК 378

Agamova O.D., assisting teacher, Foreign Languages Department, NRNU MEPhI (Moscow, Russia),

E-mail: oxana.agamova@yandex.ru

MORAL VALUE DEVELOPMENT AMONG RUSSIAN ADOLESCENT IN THE CONTEXT OF FREEDOM AS THE FUNDAMENTAL CULTURAL VALUE. The article highlights the difference between Russian and American societies in perception of values and especially in the field of such cultural value as freedom. Freedom is stated as a phenomenon, which is usually misperceived by young generation. The article presents a detailed analysis of such phenomena as value, faith, equality, morality and freedom in order to give an explanation of their unity in the eyes of the society and at the same time to show that they are different in the form of perception, due to what the moral image of the world distorts leading to dangerous consequences. The aim of the article is to develop such educational conditions that can evaluate moral state of teenagers and give them a chance to analyze different situations in life that can occur in the context of freedom misperception. This can improve teenagers' behavior; lead to their moral self-growth and better understanding of what freedom is.

Key words: value, society, faith, equality, freedom, morality, moral values.

О.Д. Агамова, ассистент каф. иностранных языков НИЯУ МИФИ, г. Москва, Е-mail: oxana.agamova@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ ПОНЯТИЯ «СВОБОДА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ

В статье особое внимание уделяется проблемам ценностных ориентаций российского и американского общества, а также неправильной интерпретации такой культурной ценности, как свобода. Понятие «свобода» в статье рассматривается как искаженное неправильным восприятием молодежи явление. В статье детально разобраны такие понятия как ценность, вера, равенство, мораль и свобода с такой целью, чтобы показать их единство в глазах общества и, в то же время, различие в форме восприятия, что, как следствие, приводит к искажению нравственной картины мира. Цель данной статьи - оценить моральное состояние подростков и дать им возможность проанализировать различные ситуации в жизни, которые могут возникнуть в виду неправильного восприятия понятия «свобода». Это приведёт к переоценке восприятия понятия «свобода», а также к личностному росту.

Ключевые слова: ценность, социум, общество, вера, равенство, свобода, нравственность, нравственные ценности.

Понятие «ценность», формирующее человека с ранних лет жизни, является основным приоритетом в выборе образа жизни и определяет в целом его мироощущение и воззрения. Большой Энциклопедический словарь определяет понятие «ценность» следующим образом, «Ценность - это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» [1]. Отсюда следует, что ключевым фактором, определяющим понятие «ценность» является принадлежность человека к социуму. «Социум - (от лат. socius - товарищ, компаньон), общество, социальная среда человека, совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей [2]. В социуме бытуют определенные ценности, характеризуемые данным социумом положительным или отрицательным ввиду временных, экономических, политических, этнических принципов, положительными или отрицательными. Философский словарь трактует понятие «общество» в широком и узком смысле следующим образом, в широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле - это определенный этап человеческой истории (общественно-экономических формаций, межформационные и внутриформационные исторические ступени, например - докапиталистическое общество, раннефеодальное общество) или отдельное индивидуальное общество (социальный организм, например - индивидуальное общество, современное общество, французское общество) [3]. Таким образом, на формирование и выбор ценностных ориентаций общества влияет исторический аспект формирования данного общества. Согласно Леопольду фон Ранке задача всемирной истории заключается в том, чтобы познать взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими [3].

В нашей исследовательской работе мы отмечаем влияние исторического аспекта на восприятие ценностных ориентаций российским и американским обществом, управляющих взаимоотношением двух сверхдержав. История России всегда определялась стремлением к объединению и коллективизму, что отличало российское общество от индивидуалистического американского

общества, история которого начиналась со стремления к отделению и независимости, борьбой за свободу слова, равенства и самовыражения. Российская история претерпевала ряд колоссальных изменений, но основополагающим аспектом российской культуры всегда оставалась вера - вера в добро, вера в благое будущее, вера в Бога. Вера - это глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-то положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без него. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения [4]. Ориентирами российского общества нередко являются религиозные ценности, которые выражены в стремлении к добрым поступкам перед страхом божественного наказания.

Среди общечеловеческих ценностей свобода и равенство -это основные приоритеты американского общества, определяющие отношение к жизни в целом. Толковый словарь С.А. Кузнецова трактует понятие «свобода» как отсутствие политического и экономического гнёта, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни общества [5]. Согласно юридическому словарю свобода - это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.) [6]. Равенство - положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к закону, одинаковые политические и гражданские права, равноправие (например, социальное равенство).

На сегодняшний день стремление к свободе и равенству является главным составляющим любого современного общества, но отличие заключается в том, что то или иное общество по-разному воспринимает и ощущает такое стремление ввиду исторически сложившихся различий в ценностных приоритетах. Принимая во внимание различия в формировании российского и американского обществ необходимо помнить о том, что анализ различий проводится затем, чтобы выявить пути к формированию нравственно здорового социума, оптимальные для каждого из них. Вопрос нравственности на сегодняшний день вызывает большое волнение в кругу ученых, педагогов, психологов, которые обеспокоены судьбой будущего поколения. Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [7]. Исходя из вышесказанного,

можно говорить о том, что нравственные ценности едины для всех людей, но воспринимаются разными народами по-разному и зависят от приоритетных общечеловеческих ценностей. Нравственные (моральные ценности) - это общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами (добро, ответственность, справедливость, уважение, достоинство) [8].

Нами было выбрано наиболее четкое определение понятия «общечеловеческие ценности, а именно: это концепция существования ценностей, принимаемых всеми людьми планеты, всем родом человеческим, равно присутствующих во всех культурах, освещены вековой жизнедеятельностью людей [9]. Итак, общечеловеческие ценности включают в себя нравственные, культурные, религиозные ценности. Согласно вышесказанному, на наш взгляд, нравственные ценности формируются в зависимости от приверженности общества к культурным ценностям либо к религиозным ценностям.

К культурным ценностям относятся свобода, равенство и т. д. К религиозным ценностям относится вера. В соответствии с этим, российское общество воспитывает и воспринимает такие нравственные ценности, как добро, уважение, ответственность через веру. Американское общество строит свои нравственные убеждения, воспринимает добро и уважение через призму свободы и равенства. Хотя и те и другие ценности в обеих культурах присутствуют в равной степени, российское общество сегодня все больше стремится к свободе. Таким образом, возникающая обеспокоенность о формировании нравственных ценностей среди российской общественности оправдывается наблюдаемой в последнее время чрезмерной раскрепощённостью молодых людей, ориентирующихся на западные ценности. Это следствие неправильного восприятия свободы и злоупотребления ею. Главным примером деморализации через неправильное восприятие российским обществом свободы является свобода от традиций и устоев, которые являются основой самоидентификации нации. Как отмечает архимандрит Платон (Игумнов), «...свобода - самая глубокая нравственная основа личности, ее исключительная привилегия и неотъемлемый дар» [9].

Учёные определяют четыре вида свободы. Первый вид - это свобода физическая. Если человек физически свободный, значит, он имеет возможность идти, куда ему захотелось и делать то, что ему хочется. Второй вид - это свобода духовная. Она дает возможность человеку жить в своем восприятии мира, он имеет возможность высказывать то, о чем он думает. Третий вид - свобода национальная. Человек может жить со своим народом и считать себя его частичкою. Четвертый вид свободы - государ-

Библиографический список

ственная. Она дает возможность человеку выбрать правительство, под властью которого он хотел бы жить [10]. В юношеском возрасте человек в основном стремится к физической свободе, имитируя взрослую жизнь. Для человека в таком возрасте взрослая жизнь тождественна возможности употреблять алкогольные и табачные изделия, вести разгульный образ жизни, ассоциируя такое поведение со свободой, поэтому, важно объяснить молодому поколению, что свободой нужно пользоваться для достижения благих намерений, не разрушая нравственные ориентиры общества. Феномен совершенной свободы утопичен так же, как и утопична сама идея формирования абсолютного высоконравственного общества, но в наших силах сделать так, чтобы человек стремился к такой свободе, которая бы культивировала в сознании поколений нравственные ценности вне зависимости от национальной принадлежности.

Преподаватели средних профессиональных организаций (СПО) ежегодно проводят конференции внутри своих учебных заведений в рамках стратегии по борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2013 г. № 677 на период до 2020 года. По итогам конференций среди студентов СПО проводятся тестирования для того, чтобы определить уровень воздействия на подростков видеосюжетов, задействованных в конференциях. Естественным является тот факт, что результаты тестирования первокурсников каждый год варьируются. Иногда студенты показывают довольно низкие результаты в связи с неправильным восприятием молодёжи свободы, и как, следствие низким уровнем нравственного развития. Хотя стоит отметить позитивную тенденцию в результатах тестирования тех же студентов на втором году их обучения. Так 31%, первокурсников на вопрос об употреблении алкогольных и табачных изделий ответили положительно, 56% - отрицательно, 13% - воздержались с ответом. В конце первого года обучения после выездов на мероприятия городского масштаба, участия во внутриучебных конференциях и презентациях, количество ответивших положительно снизилось до 23%.

Тем самым можно сделать вывод о том, что мероприятия, проводимые в образовательных организациях, учат студентов тому, что свобода выбора должна основываться на морально-нравственных приоритетах. И важным фактором такого выбора является осознание того, как человек воспринимает эту свободу и то, что своим примером он способствует устранению или, по крайней мере, сокращению проблем алкоголизма, наркомании и др.

1. Большой Энциклопедический словарь. Available at:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/319990

2. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. 2006.

3. Философский словарь. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Философская энциклопедия. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/196/

5. Свобода. Available at: http://enc-dic.com/dal/Svoboda-36704/

6. Равенство. Available at: http://enc-dic.com/ozhegov/Ravenstvo-28541/

7. Нравственные ценности - что это? Как формируются нравственные ценности? Available at: https://www.syl.ru/article/174906/ new_nravstvennyie-tsennosti---chto-eto-kak-formiruyutsya-nravstvennyie-tsennosti

8. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.

9. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

10. Что значит быть свободным? Available at: https://elhow.rU/ucheba/opredelenija/s/chto-znachit-byt-svobodnym

References

1. Bol'shoj 'Enciklopedicheskij slovar'. Available at:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/319990

2. Komlev N.G. Slovar'inostrannyh slov. 2006.

3. Filosofskij slovar'. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Filosofskaya 'enciklopediya. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/196/

5. Svoboda. Available at: http://enc-dic.com/dal/Svoboda-36704/

6. Ravenstvo. Available at: http://enc-dic.com/ozhegov/Ravenstvo-28541/

7. Nravstvennye cennosti - chto 'eto? Kak formiruyutsya nravstvennye cennosti? Available at: https://www.syl.ru/article/174906/new_ nravstvennyie-tsennosti---chto-eto-kak-formiruyutsya-nravstvennyie-tsennosti

8. Bezrukova V.S. Osnovy duhovnojkul'tury ('enciklopedicheskijslovar'pedagoga). Ekaterinburg, 2000.

9. Platon (Igumnov), arhimandrit. Pravoslavnoe nravstvennoe bogoslovie. Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994.

10. Chto znachit byt'svobodnym? Available at: https://elhow.ru/ucheba/opredelenija/s/chto-znachit-byt-svobodnym

Статья поступила в редакцию 08.05.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.