Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
социальная реклама / ролик / школа / нравственность / ориентация / social advertising / video / school / morality / orientation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аскерова Д. С.

Статья рассматривает особенности формирования нравственности у детей школьного возраста средствами социальной рекламы. Анализируется воздействие социальной рекламы на формирование молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL PERSONALITY TRAITS BY MEANS OF SOCIAL ADVERTISING IN SCHOOL ENVIRONMENT

The article examines the features of the formation of morality in school-age children by means of social advertising. The impact of social advertising on the formation of youth policy is analyzed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 37

Аскерова Д.С.

магистрант исторического факультета Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева (г. Красноярск, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация: статья рассматривает особенности формирования нравственности у детей школьного возраста средствами социальной рекламы. Анализируется воздействие социальной рекламы на формирование молодежной политики.

Ключевые слова: социальная реклама, ролик, школа, нравственность, ориентация.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного обновления общества волнует многих. Учитывая динамику развития социальных отношений, становление индивидуальности каждого человека тесно связано с ценностным ориентированием. Младшее поколение, в данном случае, является наиболее восприимчивым к отрицательным воздействиям внешней среды, что отражается на системе их мировосприятия. Именно поэтому исследование становления нравственных ориентаций становится основной задачей специалистов социокультурной деятельности. Это определяет актуальность данного исследования.

Целью исследования является рассмотрение процесса формирования нравственных черт личности средствами социальной рекламы в условиях школьной среды.

Все факторы, которые влияют на личностные характеристики человека с малого возраста, формируются под воздействием различных детерминант.

Одной из них является реклама. В большинстве случаев влияние на ценностно-нравственные ориентации оказывает социальная реклама [5].

Духовно-нравственное развитие каждого гражданина нашей страны является основной проблемой педагогической ответственности. Главной целью социальной политики Российской Федерации является воспитание молодого поколения с активной жизненной позицией, патриотизмом и нравственными качествами личности.

Важным является воспитание школьников в уважительном отношении к человеку, семье, обществу и Родине.

В этом возрасте у детей школьного возраста начинается формирование гражданской личности, именно в этом возрасте закрепляются основные нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, и гражданин своей страны.

Немов Р.С. считает, что сегодня педагоги начального образования должны оказывать влияние на умственное, гражданско-правовое, нравственное, гуманистическое развитие детей , обеспечивать их индивидуализации с учетом возрастных потребностей [2, с. 110].

Образовательные целевые стандарты могут подразделяться на решение общих и частных задач в сфере воспитания молодежи [4, с. 35].

Это по мнению Ю.К. Бабанского имеет достаточный потенциал для формирования отдельных пластов педагогических теоретических и методических положений в данной области.

Основная задача социального и нравственного воспитания складывается на основе развития нравственных и гражданских особенностей, что показывает уважение личности к другим людям, патриотизм по отношению к Родине, дисциплинированность в собственных стремлениях и чувство собственного достоинства.

Дереклева Н.И. считает главной задачей работы педагогов в школьной среде - формирование правового потенциала, регулирование поведения

будущего гражданина в обществе, проявление отзывчивости по отношению к государству.

По определению О. Савельевой, влияние социальной рекламы на людей проявляется в дуальной форме:

- под ее влиянием формируется выбор. Она способна определять его пределы и затраченные ресурсы.

- социальная реклама способна формировать нормы поведения и нравственные черты.

Безусловно, через систему рекламных сообщений поле рекламы задает определенные правила взаимодействия индивидов как в рамках практики потребления, так и задавая ценности и нормы поведения. Не менее значимым элементом поля является концепция общественного агента. По П. Бурдье, агент - это действующий общественный субъект, имеющий определенные собственные диспозиции, детерминирующие его склонность и возможность деятельности в отдельных полях [1, с. 15].

Рекламой можно назвать целенаправленную передачу информации о социальных услугах и товарах, об их производителях, носящую убедительный характер. Одним из наиболее важных аспектов повышения качества рекламы мотивация потенциальной аудитории к покупке определенного продукта. Поэтому подавляющее большинство рекламных акций также имеют убедительный характер, чтобы привлечь новых поклонников продукта или идеи.

Исследуя социальную рекламу, важно понимать, как она влияет, какое оказывает психологическое действие и насколько она в этом эффективна.

В психологическом отношении социальная реклама подразделяется на разбор основных ее мотивов, особенности восприятия, ее влияние на визуальную составляющую. Психологическое воздействие также может оказывать и текст рекламы, ее аргументы и различные вопросы [7].

Важной функцией социальной рекламы является ее убедительная функция. Она наталкивает на определенную точку зрения, изменение которой меня ценностную картину мира каждого человека [6, с. 13].

Когнитивная функция рекламного воздействия заключается в преодолении неопределенных чувств, формировании желания и установок в отношении определенных товаров и услуг, транслировании нового жизненного образа. Также социальные ролики и плакаты способны воздействовать на появление определенного страха и отчуждения [1, с. 14].

Таким образом, реклама социального характера способна взаимодействовать с аудиторией путем формирования различных точек зрения на определенные процессы и явления [2, 3].

Кроме того, необходимо определить соотношение пропаганды и науки. Формой обмена и передачи информации издавна было образование. Одной из целей образования было (и, наверное, есть и будет) воспитание граждан, которые поддерживали бы деятельность государства, придерживались бы определенных моральных принципов и охотно работали для достижения определенной цели.

Например, как отмечает даже М. Гаспаров в своей публикации о поздней латинской поэзии: "...главное дело римской школы было то же: она учила неоднородное население империи общему образу жизни и общему типу мышления". Власть использовала образование как способ формирования взглядов молодого поколения, согласного с господствующей религией, нравственными устоями, политической системой. Образование должно учить, как думать, но с привлечением пропаганды оно указывает, о чем думать, оперируя как можно более убедительными фактами в свою пользу, не допуская всестороннего рассмотрения вопроса. Такие предметы, как история, литература, религиоведение всегда излагались с идеей формирования взглядов и воспитания молодежи в духе, что отвечает настроениям господствующих групп общества. Собственно этой тактики придерживались и вожди СССР. На момент захвата власти большевиками большинство граждан были

неграмотными, поэтому сначала следовало ориентироваться на образованную прослойку, благодаря которой новые идеи постепенно распространялись и среди масс. [5, с. 78]

Ценностные ориентации и стандарты социальной рекламы позволяют регулировать нормы социального поведения, она способствует формированию определенных стереотипов о жизненных проявлениях. В особенности это касается восприятия молодого поколения. Социальные ролики могут воздействовать на ценностные ориентации и нормы поведения, но при этом создают определенные стереотипы о поведенческих функциях.

При целенаправленном влиянии на формирование ценностных ориентаций школьников и молодежи можно желательным образом устремлять его поведение. Иными словами, если реклама для достижения целей апеллирует к доминирующим в обществе социально-психологических ценностей и мотиваций, то она, в свою очередь, может служить примером ценностей и мотиваций, распространенных в обществе. Функционирование рекламы в социокультурных условиях современного общества, безусловно, имеет свою специфику.

Белкина В. А в своей статье описывает исследование определенных характеристик воздействия социальной рекламы на нравственную составляющую поведения школьников. Проведение исследования состояло из 2х частей. В первой части проводилось обсуждение вопросов об отношении к социальной рекламе, о ее воздействие на формирование нравственных ориентаций, о ее роли и значении. Во второй части проводилось обсуждение просмотренных роликов, выделение наиболее показательных в нравственном отношении [3, с. 70].

Проанализировав данное исследование Белкиной В.А. было выявлено следующее:

• Первым вопросом, на который отвечали школьники, был: Имеете ли вы представление о том, что такое социальная реклама? Каждый из участников опроса ответил утвердительно.

• Затем было проведено краткое обсуждение о том, какое значение может нести в себе данная реклама. Ответы были разными: привлечение внимания широкой общественности, эмоциональное воздействие, постановка наиболее значимых вопросов, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

• Обсуждение количества социальной рекламы вокруг школьники отметили недостаточное ее проявление. Так, многие из школьников отметили, что не всегда обращают внимание на социальную рекламу, где либо.

• Среди выделенных социальных реклам в основном присутствовали определенные тематики, связанные с проявлением жестокого отношения к детям, животным, экологической безопасностью, вредными привычками.

• Обсуждение воздействия социальной рекламы на нравственную составляющую характера показало, что многих данный тип рекламы заставляет задуматься о социальных проблемах, которые существуют в современном мире. Некоторые из опрошенных отметили, что влияния одной рекламы на ценностные ориентации молодежи недостаточно. Но в большинстве случаев она заставляет задуматься об имеющихся проблемах [3, а 71].

• Среди выделенных социальных реклам в основном присутствовали определенные тематики, связанные с проявлением жестокого отношения к детям, животным, экологической безопасностью, вредными привычками.

Обсуждение воздействия социальной рекламы на нравственную составляющую характера показало, что многих данный тип рекламы заставляет задуматься о социальных проблемах, которые существуют в современном мире. Некоторые из опрошенных отметили, что влияния одной рекламы на ценностные ориентации молодежи недостаточно. Но в большинстве случаев она заставляет задуматься об имеющихся проблемах.

Таким образом, первый этап показал разделение мнений школьников о влиянии социальной рекламы на нравственное ориентирование.

Во втором этапе данного исследования был произведен показ двух социальных роликов. Первый о насилии в семье, второй об употреблении алкогольных напитков и наркотических веществ.

При просмотре ролика о домашнем насилии четыре девушки плакали. На всех учеников данный ролик произвел впечатление, и они отметили, что просмотр данной рекламы повлиял на их отношение к данной проблеме. Способом решения данной проблемы были выделены своевременное реагирование органов правопорядка, чуткость со стороны других людей, жестокое наказание. Большинство учеников вспомнили подобные случаи в знакомых им семьях, что действительно является печальным статистическим фактом.

Второй ролик о вреде наркотических и опьяняющих средств был воспринят неоднозначно. Большинство учеников уверены, что лишь просмотр социальной рекламы не способен решить данную проблему, которая сейчас актуальна по всему миру. Они отметили, что желание не подвергаться воздействию вредных веществ лежит непосредственно на человеке и реклама вряд ли сможет оказать нравственное влияние. Если только она будет использована при взаимосвязи с другими методами предупреждения наркомании и алкоголизма [3, с. 73].

Таким образом, результаты, полученные при проведении анализа теоретических и практических положений, позволили выяснить, что социальная реклама привлекает внимание молодежи к общественно значимым проблемам, однако однозначных оценок о ее влиянии на поведение молодых людей не получено. Кроме того, для решения некоторых социальных проблем помимо социальной рекламы необходимы конкретные мероприятия, в том числе при поддержке государственных и общественных институтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андриянова, М.В. Роль социальной рекламы в современном обществе / М. В. Андриянова // . - 2018. - № 7(42). - С. 13-15. - EDN XTUJHN;

2. Бегичева О.Л., Гришаева С.А., Поляков М.Б., Тимохович А.Н. и Чуев С.В. Монография: Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования. под ред. С. В. Чуева. М.: Издательский дом ГУУ, 2017. 131 с.;

3. Белкина, В.А. Социальная реклама как инструмент современной молодежной политики / В. А. Белкина // Политика, экономика и инновации. -2017. - № 3(13). - С. 2. - EDN ZPENYN;

4. Жариков, А.Д. / Растите детей патриотами. / А.Д. Жариков - М.: Просвещение. - 2014. - 331 с.;

5. Рубцова, Н.В. Роль социальной рекламы в формировании активной гражданской позиции студенческой молодежи / Н.В. Рубцова // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2018. - № 3. - С. 67-75. - DOI 10.18101/2304-4446-2018-3-67-75. - EDN VFLZDE;

6. Руденко Е.В., Павленко А.Ф., Быстрякова В.Н., Кугай Т.А., Басанец О.П. Роль социального плаката в развитии общества. Техническая эстетика, дизайн и эргономика №3(24): Киев, 2017. - 13 с.;

7. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ // elar.uspu.ru URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9749/2/Chernih.pdf (дата обращения: 26.03.2023)

Askerova D.S.

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

(Krasnoyarsk, Russia)

FORMATION OF MORAL PERSONALITY TRAITS BY MEANS OF SOCIAL ADVERTISING IN SCHOOL ENVIRONMENT

Abstract: the article examines the features of the formation of morality in school-age children by means of social advertising. The impact of social advertising on the formation of youth policy is analyzed.

Keywords: social advertising, video, school, morality, orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.