Уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
УДК 343
В.Ф. Маленчук*, В.И. Колесов**
Формирование нравственной устойчивости осужденных в местах лишения свободы в процессе образовательной деятельности
В статье рассматриваются проблемы и пути формирования нравственной устойчивости осужденных в процессе образовательной деятельности и подготовке осужденных к их освобождению.
Ключевые слова: формирование, нравственная устойчивость, процесс, образовательная деятельность, освобождение.
V.F.Malenchuk*, V.I. Kolesov**. Forming of moral stability convict in the places of imprisonment in the process of educational activity
In the article problems and ways of forming of moral stability are examined convict in the process of educational activity and to preparation convict to their liberation.
Keywords: forming, moral stability, process, educational activity, liberation.
В истории науки и практике сложились разные подходы к изменчивости личности вообще. Одни отрицали возможность изменения психологии человека, другие, наоборот, указывали на неограниченные возможности развития и изменения человеческой личности.
Уже в Древней Греции довольно четко определились два противоположных взгляда на изменчивость личности. Так, Платон считал, что бессмертная душа содержит в себе готовые идеи и знания, что она изначально обладает определенными неизменными свойствами, предопределяющими общественное положение человека. Люди ума призваны управлять, воли - защищать управителей, люди животных страстей и растительной жизни - трудиться.
Противоположная позиция представлена материалистом Демокритом, который считал все, в том числе человека, постоянно изменяющимся. Линия Демокрита нашла свое развитие у Гиппократа в его учении о природных свойствах человека и их изменениях в зависимости от образа жизни и климатических условий и Теофраста, рассматривавшего личность как отпечаток социального быта.
Проблема развития нравственных качеств личности осужденного, наказания и исправления также исследовалась и в рамках антропоматериалистической ориентации.
Важно то, что проблема наказания стала анализироваться в связи с возможностями исправления преступника. В то же время в работах И.Я. Фойницкого (1889), Н.С. Таганцева (1902), С.П. Мокринского (1901) [5] доказывалась нереальность достижения в условиях тюрьмы нравственного исправления заключенного. И хотя отечественная пенитенциарная система долгое время сохраняла многие отпечатки
* Маленчук, Владимир Фёдорович, аспирант, начальник ГУФСИН МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, генерал-майор внутренней службы. Тел. 8812 578-90-10. Адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 14, к. 22.
* Malenchuk, V.F., graduate student, chief GUFSIN MU RF on Saint Petersburg and Leningrad area, major-general of internal service. Work telephone: 8812 90-10, address: 191123, Saint Petersburg, Zakhar’evskaya st., d. 14, k. 22
** Колесов, Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской юридической академии. Директор Инновационного центра «Постпенитенциарное образование». Тел. 8 (812) 463-04-97. Россия, 196657, Санкт-Петербург, ул. Машиностроителей, д. 12, кв. 51
** Kolesov, V.I., doctor of pedagogical sciences, professor of the Saint-Petersburg legal academy. Director of the Innovative center «Postpenitenciarnoe obrazovanije».
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
феодальных признаков (разделение заключенных по сословному признаку, клеймение, применение орудий, причиняющих физические страдания), но уже обсуждалась идея исправительно-воспитательного воздействия на заключенных: приобщение к труду, обучение и т. д.
С 1819 г. в России к решению проблемы нравственного исправления преступника стали привлекаться члены попечительного общества, целью которого был не только общественный контроль, но и наставление преступников в правилах христианского благочестия и «занятие их приличными упражнениями».
Интерес российской общественности к тюрьмам и заключенным пробудился благодаря публикациям Ф.М. Достоевского, В. Г. Короленко, Н.Г. Чернышевского, увидевших и переживших тюремные лишения, а также Л.Н. Толстого и М. Горького.
На парадоксы тюрьмы обращают внимание Н.М. Ддринцев, П.Ф.Якубович, давший очень яркие социальные портреты преступного мира и показавший влияние уголовного наказания на различные категории преступников. Он впервые поставил вопрос о тюремной общине - особом социальном явлении, влияющем на поведение заключенного [4].
Идея исправления, а не устрашения преступников была подкреплена: Законом об исправительных приютах (1866), Законом о воспитательных заведениях (1909), внедрением в практику различных исправительных систем (семейной, казарменной, смешанной).
После февральской революции 1917 г. в качестве главной задачи декларировались прогрессивные пенитенциарные новации - перевоспитание преступников, проявление к ним гуманности и неукоснительное соблюдение прав человека, попечение о дальнейшей судьбе лиц, отбывших наказание, улучшение подбора кадров. Однако на практике они не были реализованы.
После прихода к власти большевиков начиная с 1918 г. шла активная дискуссия о задачах наказания в виде лишения свободы, о содержании исправления заключенного и его пределах [2].
Сложность, трудность и внутренняя противоречивость данного процесса и обуславливает его своеобразие. В условиях лишения свободы из сферы постоянных взаимоотношений и взаимодействия выпадают семья, родственники, общественные организации. В то же время замкнутость и ограниченность сферы общения и взаимоотношений осужденных приводят к информационной истощаемости, потере интереса друг к другу, а наличие групп отрицательной направленности создает трудности в формировании коллектива осужденных.
Ее основы были заложены ещё в XIX в. педагогических, философских и психологических исследованиях: в «Курсе тюрьмоведения» (1889), разработанном профессором университета И.Я. Фойницким, в «Основах тюремного дела», «Очерках тюрьмоведения» СВ. Познышева, трудах П.И. Люблинского и других нашли отражение вопросы нравственного, умственного, физического воспитания осужденных, методы воздействия на них, роли личности педагога при воспитании и пр.
А.Я. Герд разработал педагогическую систему перевоспитания которую апробировал в С.-Петербурге в 1871 г. Его система строилась на принципах гуманизма, педагогического оптимизма, уважения к личности, сотрудничества педагогов и осужденных и др.
На рубеже XX и XXI вв. стало ясно, что проблема исполнения уголовного наказания при всей ее многогранности - по существу, проблема не только педагогическая, психологическая или правовая, но в большой степени антропологическая, главной социальной целью которой выступает исправление осужденных для возвращения их к здоровой основанной на нравственных и правовых нормах, жизни. Если эта цель не достигается, система уголовного наказания и его исполнения работает вхолостую. Более того, она способна приносить даже вред, порождая рецидивную преступность. Отбывшие наказание, освобождаясь из колоний, нередко становятся более криминализированными и опасными для общества людьми.
Тогда и сейчас немаловажным фактором перевоспитания являлось формирование нравственной устойчивости осужденного.
Нравственная устойчивость как вид ценностных ориентаций - духовное образование, социальнопсихологический феномен, являющийся результатом отражения в сознании человека общественных воздействий, их индивидуальной интерпретации, точки зрения морали как формы общественного сознания и способа духовно-практического освоения действительности. Этот результат интернализации личностью нравственных ценностей, выражает ее отношение к другому человеку, к себе, к социальным и межличностным отношениям, к окружающим объектам, выступающим в виде превращенных общественных отношений. Нравственная ориентация носит максимально обобщенный и достаточно устойчивый характер, оказывает влияние на все формы проявления сознания, простраивание собственного образа, включает особенности социальной установки в виде предрасположенности к определенной направленности деятельности, содержит в себе момент выбора поведения, стимулирует глубокие эмоциональные переживания человека. Такие переживания и рефлексивная деятельность социальных субъектов не могли не обнаружить вестернизации общественного сознания в постперестроечное время, снижения регулятивных возможностей нравственных ценностей, прежде всего, традиционных, в которых аккумулированы в виде образцов, норм и принципов.
Процесс воспитательного воздействия в целях формирования нравственной устойчивости осужденных в исправительных учреждениях проходит в условиях полной или частичной изоляции осужденных от общества, и это определяет его специфику. Действительно, вызванная необходимостью социальной защиты общества от преступных элементов, изоляция как профилактическое средство весьма противоречива. С одной стороны, она позволяет «вырвать» правонарушителя из привычной
для него среды, окружения, влияния лиц или групп на его преступное поведение и деятельность, с другой - ведет к «обрыванию» полезных связей с родителями, родственниками, семьей, помещает его в среду, отличающуюся специфической субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами, ценностями и обычаями. Эта среда оказывает отрицательное влияние на исправление осужденных, создает трудности в процессе исправления их личности. Такое противоречие требует от сотрудников проявления высокого уровня гражданской зрелости и профессионального мастерства.
Осуществляя процесс воспитательного воздействия в целях формирования нравственной устойчивости, следует иметь в виду, что условия его эффективности зависят от срока наказания и времени исправления осужденных. Определяя срок наказания, суд учитывает характер и тяжесть совершившего преступление гражданина. При этом могут возникнуть ситуации, когда тяжесть совершенного преступления не адекватна степени криминальной и социально-педагогической запущенности личности виновного. Это приводит к тому, что для одних время и срок наказания могут быть недостаточны для исправления их личности, для других - превышать необходимый временной отрезок.
Отсюда объективно складывающиеся противоречия между сроком наказания и временными рамками специально организуемого в условиях исполнения наказания процесса исправления. При этом временные рамки для каждого осужденного различны. Если сотрудники не учитывают этой особенности воспитательной работы, ее эффективность снижается.
Подготовка к формированию нравственной устойчивости включает в себя работу сотрудников по активизации таких качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и трудовом коллективе. Она должна быть направлена на приведение в готовность положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.
Эта подготовка заключается в активизации способностей осужденного, формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача - помочь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе.
Другими словами, это - приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков и умений в определенной профессиональной сфере.
Эти формы подготовки осужденных к жизни на свободе находятся или должны находиться в тесной связи друг с другом и осуществляться с учетом вида режима, срока отбывания наказания, возрастных, криминологических, индивидуальных и других особенностей личности освобождаемого.
Разделим условно всех лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, на три группы:
1) вполне исправившиеся в период отбытия наказания;
2) с дефектами воспитания (положительный прогноз поведения лиц этой категории в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут);
3) не исправившиеся в период отбытия наказания (в процессе нахождения в местах лишения свободы они не только не избавились от своих криминальных взглядов и убеждений, но и обогатили свой преступный опыт: освобождение они связывают с продолжением преступной деятельности) [1].
Подготовку осужденных к жизни на свободе следует строить как на ее индивидуализации и дифференциации, так и на глубоком изучении отрицательных и положительных факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на адаптацию освобождаемого из мест лишения свободы. Программу подготовки осужденных к жизни в новых условиях составляют два ее вида [3]:
а) общая, или заблаговременная подготовка;
б) специальная (непосредственная).
Программа адаптационной подготовки направлена прежде всего на формирование нравственной устойчивости осужденного как в процессе всего периода отбывания наказания, так и после освобождения. Ее специальными задачами могут быть:
1) развитие и укрепление нравственно ценных черт и качеств осужденного: осуждение им своего прошлого образа жизни; вызов чувства вины и раскаяния за совершенное преступление; формирование установки на правопослушное поведение. Важно оказать положительное влияние на изменение криминальных убеждений осужденного;
2) вызвать к жизни, развить и укрепить стенические эмоции, которые повышают психическую активность человека в позитивной активности, сформировать умение управлять своими эмоциями и чувствами.
3) развитие волевой сферы у осужденных - умения преодолевать различные трудности и препятствия, которые встретились или могут встретиться в повседневной жизни.
Следует отметить, что все методы воспитательного воздействия связаны между собой. Применение их зависит от особенностей личности, ситуации и поведения осужденных.
Таким образом, формирование нравственной устойчивости осужденных весьма сложный процесс. В этот процесс необходимо вовлекать положительно зарекомендовавших себя осужденных, проявляющих общественную активность.
Список литературы
1. Васильев, А.И., Южанин, В.Е. Закрепление результатов исправления и перевоспитания лиц, освобожденных из ИТУ : Учебное учебное пособие. — Рязань: РВШ МВД СССР, 1990. - 54 с.
2. Поздняков, В.М. Личность преступника и исправление осужденных (историкопедагогический очерк) : Учебное учебное пособие, . - ВИПК МВД России, Домодедово, 1998, 70 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (43) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (43) 2009
Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
3. Рыбак, М.С. Воспитательная работа как средство адаптации осужденных в ИУ : учебнометодическое пособие. - Саратов: СГАП, 1998, . - 122 с.
4. Ушатиков, А.И., Казак, Б.Б. Пенитенциарная психология : учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. - 758 с.
5. Фойницкиий, И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. - СПб., 1889.
Literature
1. Fojnitskiy I.J. Doctrine about punishment in Penitentiarylogy. - SPb., 1889.
2. Pozdnyakov V.M. The person of the criminal and correction condemned. - Domodedovo, 1998. - 70 р.
3. Ryback, M.S. Educational work as means of adaptation condemned in correctional institutions. - Saratov, 1998. - 122 p.
4. Ushatikov A.I., Kazak B.B. Penitentiary psychology. Ryazan, 2003. - 758 p.
5. Vasiljev A.I., Yuzhanin V.E. Fastening of results of correction and re-education of the persons released from correctional-labour institutions. - Ryazan, 1990. - 54 p.
УДК 343.1 O.A. Чабукиани*
Обеспечение прав личности при предъявлении для опознания
В статье рассматривается процессуальный порядок предъявления для опознания, выявляются имеющиеся проблемы и предлагаются пути решения вопросов, обеспечивающих реализацию прав участников следственного действия.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, следственные действия, предъявление для опознания, опознающий, правовой статус.
0.A. Chabukiani*. Maintenance of the rights of the person at presentation for identification.
In clause the remedial order of presentation for identification is considered, available problems come to light and ways of the decision of the questions providing realization of the rights of participants of investigatory action are offered.
Keywords: criminal legal proceedings, investigatory actions, presentation for an identification, identifying, a legal status.
Предъявление для опознания (ст. 193, 289 УПК РФ) - это следственное действие, проводимое в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке в досудебном и судебном производстве по уголовному делу, заключающееся в представлении для восприятия свидетелю, потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому, подсудимому предмета, лица или трупа (а равно их фотографий), о котором они были ранее допрошены, в целях:
а) идентификации опознающим одного из предъявленных объектов или лица как ранее воспринимавшимся в связи с расследуемым общественно опасным деянием или при иных обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела;
б) установления наличия или отсутствия между ними сходства (тождества).
Таким образом, предъявление для опознания имеет смысл лишь тогда, когда опознающий может назвать определенные особенности воспринимаемого ранее объекта, которые позволяют выделить его из других подобных объектов и на этой основе идентифицировать. Только при наличии признаков, индивидуализирующих данный объект, может быть решен вопрос о его тождестве или различии с тем объектом, о котором опознающий давал ранее показания. Если же объект такими признаками не обладает либо опознающий их не вспоминает, предъявление для опознания недопустимо.
Исходя из толкования закона и сложившейся следственной и судебной практики, можно выделить следующие виды предъявления для опознания.
1. По последовательности проведения:
- первичное;
- повторное (за исключением повторного опознания тем же опознающим и по тем же признакам (ч. 3 ст. 193 УПК РФ).
* Чабукиани Оксана Алексеевна, докторант кафедры предварительного расследования Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, майор милиции. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (S12) 730-26-90. E-mail oksana_kartoniha@mail.ru
* Chabukiani Oksana Alekseevna, the senior lecturer of faculty of preliminary investigation of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer, the major of militia.