Научная статья на тему 'Формирование нравственной культуры учащихся с умеренной умственной отсталостью через сказки'

Формирование нравственной культуры учащихся с умеренной умственной отсталостью через сказки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочина Л. И., Сенотрусова Т. Н.

В данной статье представлена работа по формированию нравственной культуры у учащихся с умеренной умственной отсталостью через знакомство со сказками, которые помогают усвоить детям жизненные уроки, быть добрее и терпимее друг к другу, а в дальнейшем, более успешно социализироваться в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочина Л. И., Сенотрусова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственной культуры учащихся с умеренной умственной отсталостью через сказки»

96

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. -103 с.

3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М., 1994.

4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956. - С. 453-480.

5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. -527 с.

6. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А.В. Гагарин. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. - 232 с.

7. Зерщикова Т., Ярошевич Т Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 3-9.

8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.

9. Как учить и развивать умственно отсталых детей / сост. К. Грюневальд. - СПб., 2007.

10. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издат. центр «Академия», 1998.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЧЕРЕЗ СКАЗКИ

© Кочина Л.И.*, Сенотрусова Т.Н.* 4

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 14, г. Амурск

В данной статье представлена работа по формированию нравственной культуры у учащихся с умеренной умственной отсталостью через знакомство со сказками, которые помогают усвоить детям жизненные уроки, быть добрее и терпимее друг к другу, а в дальнейшем, более успешно социализироваться в обществе.

В последние годы в обществе наблюдается снижение нравственного и духовного уровня людей. Потеря человеком духовных ориентиров, лучших

* Учитель класса с умеренной умственной отсталостью.

4 Педагог-психолог.

Коррекционная педагогика

97

созидательных качеств своей души, превращает его в Разрушителя себя и окружающего мира. Александр Солженицын говорил: «Если духовный потенциал нации исчерпан, ее не спасет ни самая совершенная система управления, ни экономическое развитие: дерево с подгнившими корнями не устоит». Это не может не вызывать беспокойство у педагогов.

Одной из центральных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование нравственных представлений у учащихся. Учитывая, что основной контингент детей специальных коррекционных образовательных учреждений воспитывается в неблагополучных семьях, родители которых зачастую не занимаются воспитанием детей, когда средства массовой информации не всегда соответствует моральным устоям, учитель вынужден брать всю ответственность за воспитание личности ребенка на себя.

Мониторинг воспитанности учащихся с умеренной умственной отсталостью показал, что у всех детей не сформированы ценностные и нравственные ориентиры. Дети с трудом различают понятия добра и зла, не замечают добрых дел вокруг себя, добром для себя считают покупку или подарок. Дети не критичны к своим поступкам, не могут устанавливать причинно-следственные связи и не «просчитывают» последствий своих негативных поступков и привычек, одни очень доверчивы, другие - враждебны.

Как педагоги-практики для развития нравственных качеств у учащихся с умеренной умственной отсталостью в своей работе мы решили использовать сказки, поскольку основа сказки - это формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе ребенка. Сказка -это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент его развития и социализации. Нравственные идеи, заложенные в произведениях о справедливости и несправедливости, храбрости и трусости, правдивости и лукавстве, корысти и бескорыстии становятся достоянием человека при условии, когда эти произведения прочитаны в детском возрасте. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Нам хотелось, чтобы нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закреплялись в реальной жизни и взаимоотношениях детей друг с другом, превращались в нравственное поведение, которое регулировало бы их желания и поступки.

Понимая, что для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие высших эмоций и трудноформируемые морально-этические качества, мы решили планомерно через все виды деятельности формировать положительные привычки, необходимые для успешной социальной адаптации.

Знакомство со сложными нравственными уроками у детей началось с самых простых сказок: «Теремок», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка» и др. При

98

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

прослушивании доступных для их понимания текстов дети проявляли повышенный интерес. После каждой прочитанной сказки проводилось обсуждение. Анализ сказок и сказочных ситуаций был построен в форме, как индивидуальной работы, так и в групповой дискуссии, где каждый высказывал свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации. Для нас было важным, чтобы ребенок самостоятельно строил и прослеживал причинно -следственные связи. Детям предлагались вопросы: О чем это сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? Что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

Отвечая на вопросы, дети открывали для себя новые знания о том, как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»), как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»), трудолюбие всегда вознаграждается («Мороз Иванович», «Хаврошечка»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

В процессе пересказывания сказок обращали внимание детей на выразительность речи, употребление сказочных оборотов, диалогическую и монологическую речь. Ключевым моментом в нашей работе являлось необходимость развития в ребенке желания и умения мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви, способности слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость.

Трудность для детей представляло понимание эмоциональных состояний изображенных на картинке персонажей. Так, школьники затруднялись соотносить движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускали неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей. Неправильно определяли сложные переживания, сводя их к более простым. Для более полного понимания чувств, мыслей сказочных героев на занятиях дети учились определять настроение и характер музыкальных произведений, знакомились с графическим изображением эмоций, пантомимикой. Закрепление полученных знаний ученики воплощали в лепке, рисунках. Коллективная работа предполагала рисование каждым учеником своей иллюстрации к определенной сказке, что позволило создать серию книг под названием «Мои любимые сказки».

Шедевр детского творчества пользуется большой популярностью у детей. Они с удовольствием не только сами рассматривают и рассказывают друг другу о своей иллюстрации, но и охотно показывают гостям, детям из других классов. Это способствует лучшему запоминанию сказок, желанию поделиться своими впечатлениями, повышению уверенности в себе и развитию коммуникативных способностей.

В театрализованной деятельности мы поддерживали стремление учеников самостоятельно искать выразительные средства для создания образа

Коррекционная педагогика

99

персонажа, используя мимику, жест, речевую интонацию. Желание создать яркий, запоминающийся образ подсказывал каждому те выразительные средства, которые необходимы. Главное для нас было не погасить в детях стремление к творчеству, не навязывать свое решение данного образа, не давать готового образца для подражания, а лишь побудить детей к творчеству искренней заинтересованностью. Мы очень хотели, чтобы во время игры каждый ребенок чувствовал себя раскованно, свободно, естественно. Одновременно с помощью театрализованной игры помогали детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Театр развлекает и воспитывает детей, раскрепощает их, повышает уверенность в себе, создает соответствующий эмоциональный настрой, поэтому в детском коллективе мы создаем атмосферу доверия и доброжелательности, уважительного отношения к себе и друг к другу.

Постепенно, по мере обучения, возрастали возможности учеников понимать эмоциональное состояние литературных героев.

Начатая работа дает свои плоды. Дети стремятся к контактам со взрослыми, проявляют повышенный интерес к сказкам, желание поговорить об услышанном вне занятий, чаще проявляют позитивные чувства, отмечается снижение конфликтов и ссор. Учащиеся успешно принять участие в интеллектуальной игре «Клуб Знатоков» в рамках районного семинара. Гостями было отмечено, что на протяжении всего занятия ученики чувствовали себя раскованно, свободно, естественно. Дети не только демонстрировали знания сказок, но и скрытый смысл их.

Результатом психолого-педагогической деятельности стало улучшение микроклимата в классе, дети освоили первоначальные основы нравственного поведения. В их манере поведения появились доброта, отзывчивость, желание помочь друг другу. Пополнился словарный запас пословицами и поговорками нравственного содержания. Сказки помогали развивать руки. Благодаря рисованию, лепке, аппликации улучшилась мелкая мускулатура пальцев рук, что положительно сказалось на учебной деятельности.

Список литературы:

1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь понимать других. Рабочая тетрадь 3 класс. - М: Издательский центр «Вента-Граф», 2009.

2. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. -СПб.: Издательство «Речь», 2002.

3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - 2-е изд., и перераб. - СПб.: Издательство «Речь», 2001.

4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2000.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков «Фолио», 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.