Научная статья на тему 'Формирование новых региональных центров власти в США и проблема разделенного правления'

Формирование новых региональных центров власти в США и проблема разделенного правления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
191
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лапшина И. К.

В статье рассматривается вопрос о возрастании значения Юга и Запада как новых центров власти в США послевоенного периода и роли данного фактора в укреплении позиций республиканской партии на президентских выборах. Автор анализирует влияние модернизационных процессов на изменение их демографического облика, следствием чего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the New Regional Power Centers in the USA and the Problem of Divided Government

The article deals with the strengthening of the South and West as the new regional power centers in the post-war USA and the role of this factor in Republicans' victories at the presidential elections. The author analyzes demographic trends caused by the modernization processes in the South and West that led to the growing conservative, Republican preferences of the Southern and Western electorate.

Текст научной работы на тему «Формирование новых региональных центров власти в США и проблема разделенного правления»

И. К. Лапшина

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ВЛАСТИ В США И ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

Разделенное правление относится к числу тем, активно дискутируемых в американской политической науке1. Данная особенность отличает американский политический процесс второй половины ХХ в. При Д. Эйзенхауэре впервые в истории Соединенных Штатов на протяжении шести лет подряд одна из ведущих партий контролировала Белый дом, а другая — Капитолий. С 1970-х гг. работа трех-четырех конгрессов подряд при разделенном партийном контроле стала политической нормой. В подобных условиях протекали президентства Р. Никсона, Дж. Форда, Р. Рейгана, Дж. Буша-старшего, У. Клинтона. В условиях разделенного правления завершает свое президентство Дж. Буш-младший. Доминирующей моделью разделенного правления в США послевоенного периода стал контроль республиканской партии над исполнительной властью и демократической — над законодательной.

Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о причинах складывания разделенного правления, составляющего отдельное направление в изучении проблемы. Известный американский исследователь Дж. Сандквист называл разделенное правление «случайным следствием избирательного процесса», позволяющего американцам «разделить» свой голос между партиями на выборах президента и конгресса2. Он подчеркивал, что раздельное (или раздвоенное) голосование присуще меньшинству электората.

Некоторые ученые, включая М. Уотенберга, связывают разделенное правление в США с упадком американских партий3. Вместе с тем, нельзя не согласиться с точкой зрения М. Фиорины о том, что «упадок партий является скорее предварительным условием, чем объяснением» разделенного правления4. Не случайно в центре дискуссии о причинах его формирования оказался вопрос о том, является ли оно проявлением структурных особенностей избирательной системы, в том числе преимуществ на выборах переизбираемых лиц, непропорционального распределения избирателей по округам в результате махинаций при их разбивке и т. д. или следствием намеренного выбора избирателей.

Сторонники последней точки зрения (Э. Лэдд, М. Фиорина, А. Алезина, Г. Розентал) полагают, что подобное поведение электората позволяет осуществлять взаимоконтроль партий, достигать «баланса» в их взаимодействии, обеспечивать «умеренный» политический курс и предотвращать чрезмерное усиление одной из ветвей власти5. Следует отметить, что данное суждение весьма сложно подтвердить эмпирически.

Г. Джекобсон, подвергнувший критике приверженцев «структурного» подхода, предложил искать ответы на вопрос о причинах возникновения разделенного правления в новых явлениях политической жизни страны, которые все больше, на его взгляд, определяли электоральный процесс в Соединенных Штатах. Он выделил возрастание значения личности кандидатов и повышение требовательности к ним со стороны избирателей. Неспособность республиканцев набрать необходимую критическую массу талантливых

© И. К. Лапшина, 2008

и привлекательных людей историография начала 1990-х годов относила к основным причинам их поражения на выборах в конгресс6.

Полагаем, что для ответа на вопрос о причинах формирования разделенного партийного контроля в США требуется учитывать не только институциональные и структурные моменты, находящиеся в центре внимания американской политической науки, но и обстоятельства долговременного социо-экономического характера. К ним относится влияние модернизационных процессов, связанных с формированием общества постиндустриального типа, на американский политический ландшафт. В статье рассматривается один из аспектов данной проблемы — географическое перераспределение центров власти в США во второй половине XX в. как фактор усиления позиций республиканской партии на президентских выборах.

Одной из примечательных черт экономического и политического развития американского общества после Второй мировой войны стал выход на первый план Запада и Юга, все более приобретавших прореспубликанскую окраску. Промышленный и демографический облик данных регионов претерпел особенно существенные изменения в результате модернизации производственной сферы США. В них сосредоточивались высокотехнологические отрасли производства, шел быстрый рост населения, расширялся контингент высокообразованного и материально благополучного избирателя. Во многом это было вызвано развертыванием научно-технической революции, ростом наукоемких отраслей индустрии, становлением новых индустриальных комплексов вокруг ведущих исследовательских центров. Наиболее активно их формирование происходило в слабо освоенных горных штатах Запада, в местах, благоприятных для испытания ракетно-космической техники (Флорида). Здесь бурно развивалась химическая промышленность, возникло множество электронных и электротехнических предприятий, тесно связанных с военной промышленностью7.

Отрасли «новой индустрии» испытывали острую нехватку высококвалифицированных специалистов, что дало толчок к миграции в западные и южные районы представителей белого среднего класса, тяготевших к республиканской партии, из продемократических старых индустриальных районов Северо-Востока и Среднего Запада8.

Показательно, что именно на Запад и Юг пришелся наиболее существенный прирост населения в послевоенный период: 136 % и 50 %, соответственно, в 1940-1969 гг.9 Перепись 1980 года показала, что население данных регионов с 1970 г. возросло еще на 21,4 % по сравнению с 2,1 % в северном и северо-центральном районах. По оценкам специалистов, на долю штатов т. н. «солнечного пояса», протянувшегося от Калифорнии до юговосточного побережья, приходилось до 90 % последующего роста народонаселения10.

Особенно высокие темпы прироста населения были характерны для Западного региона. В 1970-1980-е гг. число жителей Невады и Аризоны увеличилось на 63,5 и 53,1 % соответственно. На 41,6 % выросло население Вайоминга и более чем на 30 % — Юты, Айдахо, Колорадо11. В связи с ростом технологически продвинутых производств значительное увеличение численности населения отмечалось в штатах тихоокеанского побережья.

Основные трудовые потоки направлялись к новым промышленным центрам. На Юге наиболее значительным был прирост населения во Флориде — 43,3 % в указанный период. В исследовании Р. Эстолла отмечалось, что сюда, наряду с относительно обеспеченными и недавно вышедшими на пенсию американцами, устремлялись молодые люди, квалификация которых позволяла работать в аэрокосмической промышленности. Ощутимый прирост населения — 27,1 % — наблюдался в Техасе, ставшем, наряду с Калифорнией,

ведущим штатом страны по развитию военной промышленности. Более чем на 20 % возросло население Южной Каролины12. При этом с Юга шел отток продемократически настроенных афро-американцев и малоимущих представителей белой бедноты, «происходивших обычно из сельских районов и движимых надеждой найти работу и лучше устроиться в крупных городах Севера»13.

В начале 1980-х гг. южный и западный регионы превзошли северный и северо-центральный по численности общего населения (119 млн против 108 млн). Потери в народонаселении особенно затронули крупные города, расположенные на северо-востоке и в северо-восточном центре. Они были связаны не только с трудовой миграцией, но и процессом субурбанизации, перемещением более обеспеченных жителей в пригороды и сельскую местность.

Типичным населением растущих новых американских пригородов становились миллионы молодых семей из числа не только «белых», но и «синих» воротничков, воспринимавших консервативные ценности обеспеченного среднего класса14. Только в 1950-е гг. население пригородов выросло на 48,6 %15. За 1970-е гг. население крупных городских центров уменьшилось с 32 % до 28 %, или на 2,9 млн жителей. К концу 1970-х гг. в пригородах проживало уже 153 млн человек (72 %)16.

Таким образом, экономическая модернизация способствовала увеличению числа образованных и материально обеспеченных американцев на Западе и Юге. Опросы общественного мнения и политическая статистика подтверждают, что по мере повышения уровня доходов и образованности граждан происходит усиление их консервативных настроений, растет склонность относить себя к приверженцам республиканской партии17. Показательно, что именно эти регионы в 80-е гг. социологи относили к «типичным более консервативным частям нации»18. Это создавало условия для укрепления здесь положения республиканцев, и ранее отличавшегося особой устойчивостью в большинстве западных штатов «фермерского пояса» и горных районах19.

В результате демографических изменений с 1950 г. по 1990 г. Запад дополнительно получил 34 места в Капитолии. Представительство одной Калифорнии возросло на 22 конгрессмена. Аризона увеличила свое присутствие в палате представителей на 4 человека, Колорадо и Вашингтон — на 220. Оказав поддержку республиканской партии на девяти президентских выборах из десяти с 1952 по 1988 гг., западный регион продемонстрировал преобладание здесь республиканских симпатий21.

Обратной стороной отмеченных процессов стало ухудшение положения демократической партии на Востоке страны. В период с 1950 г. по 1990 г. восточный регион, где демократы традиционно пользовались более широкой поддержкой по сравнению с Западом и Средним Западом, лишился 30 мест в палате представителей Конгресса США. 12 из них пришлось на Нью-Йорк и 9 — на Пенсильванию. Они представляли собой типичные промышленные штаты с сильным влиянием профсоюзов, традиционных сторонников партии Ф. Д. Рузвельта22.

«Основные приобретения» Юга в 1950-1990 гг. касались Флориды (15 мест) и Техаса (8 мест). В результате происходивших перемен штаты «солнечного пояса» набирали дополнительные места в законодательном органе страны, увеличивая и число президентских выборщиков. Если в 1960 г. «снежный пояс» имел на 41 голос больше в коллегии выборщиков, то уже к 1984 г. соотношение изменилось кардинальным образом: «солнечный пояс» получил преимущество в 26 голосов23.

Южный регион уже к началу 70-х гг. ХХ в. перестал быть прежним «твердым» оплотом демократов, став «значительно более консервативным»24. Южане с высоким

социальным положением демонстрировали все большую склонность переориентироваться на республиканцев как партию, более соответствующую им по защищаемым ими социокультурным и политическим ценностям. Доля республиканцев в данной категории возросла с 6 % в 1956 г. до 18 % в 1972 г., а число демократов за этот же период уменьшилось с 81 % до 44 %25.

Неудивительно, что, начиная с выборов 1968 года, в 5 президентских кампаниях из 6 Юг отдал большинство голосов кандидатам-республиканцам. Р. Рейган в 1984 г. и Дж. Буш-старший в 1988 г. получили здесь поддержку 60 % избирателей26.

Следует отметить, что изменение политического профиля южного региона было связано и с другими обстоятельствами, прежде всего с недовольством многих южан политикой демократической партии в расовом вопросе, усилением влияния афро-американцев в аппарате демократической партии в графствах т. н. «черного пояса» глубокого Юга.

Былая партийная приверженность южан дольше сохранялась на локальном уровне, однако к 1980-м гг. она ослабла и здесь. В Капитолии их стали представлять не только демократы, но и республиканцы. Более того, появились губернаторы-республиканцы27. В середине 1980-х гг. аналитики отмечали отсутствие на Юге явно выраженного партийного предпочтения: шансы демократической и республиканской партий все более зависели от групп давления и конкретных персоналий. Впервые большинство конгрессменов, избранных в данном регионе, оказались республиканцами в результате промежуточных выборов в Капитолий 1994 года. Южане-республиканцы составили самый большой региональный блок внутри партии, объединив 33 % ее членов палаты представителей28. Трансформацию Юга из «оплота демократов» в «оплот республиканцев» приравнивают к наиболее «драматичному изменению в послевоенной американской политике»29.

Можно констатировать, что социально-экономические реалии американского социума постиндустриального типа усложняли в целом положение демократов и создавали ситуацию, более благоприятную для борьбы республиканцев за Белый дом. С 1930-х гг. демократическая партия выдвинулась на политической сцене Соединенных Штатов в качестве партии большинства, установив достаточно прочный контроль над законодательной и исполнительной (за исключением президентства Д. Эйзенхауэра) властью, органами местного управления. Демократы явно лидировали по числу граждан, идентифицировавших себя их сторонниками. К примеру, в 1990 г. таковых было 39 %. С республиканцами идентифицировали себя 25 %30.

С конца 1960-х гг. наблюдалась тенденция ослабления позиций демократической партии и усиления позиций республиканской на президентских выборах практически во всех регионах США по сравнению с периодом 1932-1964 гг. Особенно отчетливо она проявлялась на Западе и Юге. Число побед демократов в 1968-1992 гг. сократилось в восточных штатах с 62 до 42, в штатах Среднего Запада с 56 до 16, на Западе — с 65 до 16 и на Юге — с 90 до 18. В то же время число побед республиканцев возросло в три раза на Юге, в два — на Западе, почти в полтора — на Среднем Западе31.

На последних президентских выборах в США 2004 года наиболее активно республиканца Дж. Буша вновь поддержали Юг и Запад. Он одержал победу в 17 из 25 западных штатов. В 9 из них (Айдахо, Вайоминг, Индиана, Канзас, Небраска, Монтана, Северная Дакота, Южная Дакота, Юта) он набрал на 20 % голосов избирателей больше, чем кандидат от демократической партии Дж. Керри. В западном регионе Керри получил большинство голосов только в трех штатах тихоокеанского побережья (Вашингтон, Калифорния, Орегон), а также в Миннесоте, Висконсине и Иллинойсе, причем в большинстве случаев

перевес не превышал 5 %. Юг единодушно проголосовал за Дж. Буша. Более 15 % голосов ему отдали такие южные штаты, как Алабама, Миссисипи, Оклахома, Техас, Джорджия, Южная Каролина32.

Отметим, что схожие результаты были получены и в ходе предыдущей избирательной кампании 2000 года. Таким образом, Юг и Запад в начале XXI в. остаются регионами, где кандидаты на пост президента от республиканской партии сохраняют преимущество в борьбе с демократами за Белый дом.

1 См., например: Sundquist J. Needed: A Political Theory for the New Era of Coalition Government in the United States // Political Science Quarterly. 1988. Vol. 103. № 4; Jacobson G. The Electoral Origins of the Divided Government: Competition in U.S. House Elections, 1946-1988. Boulder, 1990; “Symposium: Divided Government and the Politics of Constitutional Reform” // PS: Political Science and Politics. 1991. December. Vol. XXIV. № 4. P. 634-657; MayhewD. Divided We Govern: Party Control, Lawmaking and Investigations, 1946-1990. New Haven, CT. 1991; The Politics of Divided Government / Ed. G. W. Cox, S. Kernell. Boulder; San Francisco; Oxford. 1991; Fiorina M. Divided Government. Boston, 1996; Conley R. The Presidency, Congress and Divided Government. 2002 // www.tamu.edu/upress/books/2002/conley.htm (21 мая 2005) и др. Под разделенным правлением подразумевается установление контроля разных партий над исполнительной и законодательной властью.

2 Sundquist J. Op. cit. P. 631.

3 Wattenberg M. The Decline of American Political Parties, 1952-1994. Cambridge, Mass., 1996. P. 188; Wattenberg M. The Republican Presidential Advantage in the Age of Party Disunity // The Politics of Divided Government. Boulder; San Francisco, 1991. P. 39-55; Leonard J. Divided Government and Dysfunctional Politics // PS: Political Science and Politics. 1991. December. Vol. XXIV. № 4. P. 651.

4 Fiorina M. Op. cit. P. 44-45.

5 Ibid. P. 63-65; Alesina A., Rosenthal H. Partisan Politics, Divided Government, and the Economy. London; New York, 1995. P. 2, 203, 239. См. также: Jacobson G. Explaining Divided Government: Why Can’t the Republicans Win the House? // PS: Political Science and Politics. December 1991. Vol. XXIV. № 4. Р. 105-106, 642; McKay D. Op. cit. P. 522.

6 Jacobson G. Explaining Divided Government... P. 641; McKay D. Review Article: Divided and Governed? Recent Research on Divided Government in the United States // British Journal of Political Science. 1994. Vol. 24. Pt. 4. P. 519, 520.

7 Постиндустриальное развитие капиталистических стран: географический анализ. М., 1993. С. 23-24; Экономика США. М., 1979. С. 49-56, 100. Об особенностях экономического развития США в послевоенный период см. также: Хансен Элвин Х. Послевоенная экономика США. М., 1966; Иванова З. П. Научно-техническая революция в США. М., 1971; США: проблемы внутренней политики. М., 1971. С. 26-84; Далин С. А. США: послевоенный государственномонополистический капитализм. М., 1972; Проблемы и противоречия американской экономики. М., 1978; Капитализм 80-х годов. М., 1985; Экономический цикл в США, 70-е — начало 80-х годов. М., 1985; Американский капитализм в 80-е годы. М., 1986. Разделы 3, 4; История США: В 4 т. М., 1987. Т. 4. С. 388-394; Мельников А. Н. Американцы: социальный портрет. М., 1987. С. 189-190; Волков Н. В. Структурные сдвиги в экономике США в 70-х — 80-х годах. М., 1989; Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. 2000. С. 54-61, 66, 81-83, 95; LaddE. The American Polity: The People and Their Government. New York, 1985. P. 20-21, 41-45.

8 Phillips K. The Emerging Republican Majority. New Rochelle, 1969. P. 401, 437; Борщевская Е. Я. Электоральная стратегия республиканской партии США в 70-е — начале 80-х годов // Проблемы американистики. М., 1986. Вып. 4.

C. 65.

9 Эстолл Р. География США. М., 1977. С. 28-29.

10 America in Perspective. Boston, 1986, P. 41.

11 Ibid. P. 55.

12 Эстолл Р Указ. соч. С. 28, 32; Экономика США... С. 100-101; America in Perspective... P. 55.

13 Эстолл Р. Указ. соч. С. 40.

14 Phillips K. Op. cit. P. 184.

15 Эванс С. Рожденная для свободы. М., 1993. С. 252; Никифоров А. В. Рождение пригородной Америки: Социальные последствия и общественное восприятие процесса субурбанизации в США (конец 40-х — 50-е гг. ХХ в.). М., 2002. С. 79.

16 См. подробнее: America in Perspective... P. 41—45.

17 Stanley H, Niemi R. Vital Statistics on American Politics. Washington, D. C., 1992. P. 108, 161. (Далее — Vital Statistics on American Politics). См. также: Flanigan W., Zingale N. Political Behavior of the American Electorate. Washington,

D. C., 1994. P. 91-94, 96; Scammon R., Wattenberg B. The Real Majority. New York, 1970. P. 51.

18 Scammon R., Wattenberg B. Is it the End of an Era? // Public Opinion. 1980. October/November. Vol. 3. № 5. P. 8. См. также: Phillips K. Op. cit. P. 423-424, 437.

19 Schneider W. Democrats and Republicans, Liberals and Conservatives // Party Coalitions in the 1980-s. San Francisco, 1981. P. 202-208.

20 Рассчитано по: Vital Statistics on American Politics. P. 197-199.

21 См.: Ibid. P. 106.

22 Мэриленд приобрел 1 место. Рассчитано по: Ibid. P. 197-199.

23 Scammon R., Wattenberg B. Op. cit. P. 8.

24 См. подробнее: Nie N., Verba S., Petrocik J. R. The Changing American Voter. Cambridge, Massachusetts, 1976. P. 221, 247-253.

25 Ibid, figure 13.5. P. 222. См. также: Kleppner P. Who Voted: The Dynamics of Electoral Turnout, 1870-1980. New York, 1982. P. 114; Phillips K. Op. cit. P. 287-289; Rae N. The Democrats’ “Southern Problem” in Presidential Politics // Presidential Studies Quarterly. 1992. Winter. Vol. XXII. № 1. P. 137-138; Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции: В 2 ч. М., 1989. Ч. 2. С. 125-126.

26 63 % — в 1984 г. и 60 % — в 1988 г. // Vital Statistics on American Politics. P. 106.

27 См.: America in Perspective. P. 137-139; Phillips K. Op. cit. P. 27-31.

28 В 1952 г. число республиканцев-южан внутри партийного блока составляло 8 %, в 1968 г. — 19 %. — Ladd E. The 1994 Congressional Elections: The Postindustrial Realignment Continues // Political Science Quarterly. 1995. Vol. 110. № 1. P. 20.

29 Abramson P., Aldrich J., Rohde D. The 2004 Presidential Election: The Emergence of a Permanent Majority? // Political Science Quarterly. Spring 2005, Vol. 120. № 1. P. 37.

30 См.: Vital Statistics on American Politics. P. 158.

31 Просчитано по: Presidential Elections (1789-1992). Washington, D. C. 1995. P. 78.

32 Abramson P., Aldrich J., Rohde D. Op. cit. P. 36-37. Принадлежность штатов к регионам дается по: Vital Statistics on American Politics. P. 434.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.