ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СТРАН ЮВВА С УЧЕТОМ КОНЦЕПЦИИ Г. МЮРДаЛя
Саламова А.С., аспирантка Российского государственного гуманитарного университета
В данной статье автор анализирует новую модель социально-экономического развития стран Юго-Восточной и Восточной Азии (ЮВВА), которая позволит им уйти от экспортоориентированной модели и зависимости от внешнего мира и занять собственную нишу в глобальной экономике.
Ключевые слова: глобальная экономика; развивающиеся страны; институциональная матрица; модель социально-экономических переменных Гуннара Мюрдаля.
FORMATION OF THE NEW SOCIAL AND ECONOMIC MODEL OF DEVELOPMENT OF COUNTRIES OF SOUTH-EAST AND EAST ASIA (SEEA) WITH THE ACCOUNT OF G. MURDAL’S CONCEPTION
Salamova A., the post-graduate student of Russian State Humanities University
In this article the author analyses the new model of social and economic development of the countries of South-East and East Asia (SEEA) that allows them to escape from export-oriented model and dependence on external world and to secure their own niche in the global economics.
Keywords: global economics; developing countries; institutional matrix; model of social and economic variables of Gunnar Murdal.
Разработка методологии инновационного развития социальноэкономических систем стран Юго-Восточной и Восточной Азии, нацеленной на реализацию инновационного потенциала и использующей современные формы и методы моделирования социальноэкономического развития, теории экономического развития в условиях усиления глобализирующихся процессов мировой экономики, является важнейшей задачей, инициирующей данное исследование.
В ходе проведенного нами анализа теоретической базы формирования модели социально-экономического развития страны или группы стран, а также различных подходов к трактовкам данного понятия, были выявлены следующие ключевые характеристики.
Как отмечает А.Р. Дарбинян, разнообразные научные определения сущности модели могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики общие исследовательские подходы:
социологический;
субстанциальный (выясняющий материю, основу явления);
системный;
акцентированные в определениях модели ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе.
В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией модели.
Социологические определения модели, базирующиеся на социологическом подходе, характеризуют модель через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.
В то же время Л.И. Кондрашова говорит о том, что в трактовках понятия «социально-экономическая модель» выделяется два подхода. В одном случае ее понимают как конкретный набор методов управления хозяйственными процессами, правил и норм взаимодействия субъектов хозяйственной жизни. Такой подход освобождает от жесткой привязки к формационному дуализму «капитализм-социализм» и позволяет максимально сосредоточиться на государственной специфике [4].
Моделирование как глобальный способ рыночной и социальной регуляции способно изменять и «перевертывать» статусы государств, групп, компаний, создавая для тех или иных слоев населения условия жизни, более адекватные общеколлективным и меж-групповым интересам.
В другом случае предлагается рассматривать модель как некую теоретическую абстракцию, отражающую различия принципиального характера, включая, прежде всего, характер социально-экономических систем, национальную экономическую систему, всю совокупность экономических отношений и институтов на террито-
рии государства.
При этом основными компонентами социально-экономической модели [4], помимо экономических, являются политические и социальные институты. Основополагающее значение в их формировании имеют ценностные ориентиры. Это особенно касается стран Юго-Восточной и Восточной Азии, а также и есть то понимание модели социально-экономического развития исследуемой группы слаборазвитых стран [1] (к которым и относится ныне регион ЮВВА), которое предложил Гуннар Мюрдаль.
В таком виде термин «система» однозначен или весьма близок к трактовке формации, а под «моделью» подразумевается вариант системы, связанный с временными и пространственными различиями.
Примером первого подхода является теория «Пекинского консенсуса», выдвинутая американцем Дж. Рамо. В ней подчеркивается, что китайские лидеры, придерживаясь линии на либерализацию экономики, отказались от методов «шоковой терапии», в результате чего хозяйственные преобразования приобрели характер достаточно медленного и осторожного процесса с проведением многочисленных хозяйственных экспериментов. Китай, согласно заключению Дж. Рамо, демонстрирует новую физику власти и развития, привлекательную для многих других стран [3], в том числе и стран, исследуемых Гуннаром Мюрдалем в научном трактате «Азиатская драма».
Прежде чем приступить к формированию модели социальноэкономического развития стран ЮВВА, принимая во внимание в данном контексте сделанные Гуннаром Мюрдалем предложения с адаптацией к современным реалиям развития, отметим современные особенности строения и формообразования модели развитых экономик мира.
Можно выделить следующие современные морфологические свойства модели экономического развития зарубежных стран [2]: рыночная ориентация экономики страны и ее компаний, что проявляется в реализации следующих концепций: производственно-ориентированной, продуктово-ориентированной, ориентированной на продажи, социально-ориентированной;
управление на принципах маркетинга, что включает ориентацию на изучение рынков, создание маркетинговых концепций организаций управления, анализ нужд, потребностей, спроса, товаров, активных субъектов рынка, потенциальных потребителей;
основные факторы, удовлетворяющие потребителя: качество, уровень обслуживания, управление качеством продукции, создание новых продуктов;
стратегическое планирование, ориентированное на завоевание страной и ее компаниями рынков;
анализ возможностей стран, центральным вопросом которого является владение и управление информацией;
система исследований, их организация, система обеспечения решений, обзор методов прогнозирования и изменения, происхо-
дящих в национальной экономике и в мировом хозяйстве;
анализ макро- и микросреды, демографических, экономических, природно-географических, научно-технологических, законодательных и социально-культурных факторов среды, в которой развивается модель;
исследование основных факторов, определяющих поведение потребителей, к которым относятся социальные, культурные, ролевые, психологические и др.;
изучение отраслей и конкурентов, что имеет существенное значение с точки зрения формообразования модели, так как именно этот базовый элемент (наряду с другими) лежит в основе формирования конкурентных преимуществ;
организация, внедрение, оценка и контроль рыночной деятельности.
Безусловно, отмеченный опыт формирования и развития модели социально-экономического развития ведущих экономик мира следует использовать при становлении модели стран ЮВВА. В то же время нельзя забывать и о ценностных ориентирах, свойственных именно данному типу человеческой цивилизации и ключевой социальной составляющей, которым особое значение отводил Гун-нар Мюрдаль.
В процессе анализа существующей модели социально-экономического развития исследуемой группы стран нами отдается предпочтение системному анализу, при котором целесообразно привлечь современную концепцию институциональных матриц.
Под «матрицей» понимается культурно-исторический генотип, иначе говоря, суперцивилизационный код общественного развития, что перекликается с принятым в исторической науке различием двух путей общественного развития - западного и восточного.
Как отмечает С.Г. Кирдина, институциональная матрица - «это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих взаимосвязанной функционирование основных общественных сфер - экономической, политической и идеологической» [5].
Восточные страны развивались исторически по институциональным законам «Х-матрицы», свойственной редистрибутивным экономикам с их институтами условной верховной собственности и преобладанием вертикальных связей, направленных к центру и имеющих преимущественно административно-принудительный характер. К числу экономических институтов <^-матрицы», присущих западной рыночной экономике, относятся институты частной собственности, обмена (купли-продажи), наемного труда, конкуренции и так называемой Y-эффективности, т.е. получения прибыли за счет использования конкурентных преимуществ на рынке [5].
В условиях глобализации и отсутствия новых парадигм, действующий проект не в состоянии предложить обновленные механизмы реформ, которые соответствовали бы новым целям развития. Для построения обновленной модели социально-экономического развития необходимо сформулировать новую концепцию, которая была бы способна сочетать рынок с государственной политикой как таковой, экономической политикой правительств и действия мирового сообщества в едином социально-экономическом ракурсе, рассматривающем человека как центр и смысл развития. Это позволяет связать воедино три основные категории современного общества: государство, человек, рынок, а также присоединить четвертую глобальный капитализм.
В данном контексте автор предлагает новую концепцию формирования модели инновационно-социально-экономического развития в странах ЮВВА, принимая во внимание разработанную Г. Мюрдалем модель социально-экономических переменных для данной группы государств.
Предложенная нами концепция состоит из следующих основных тезисов:
для создания методологической платформы и построения новой модели развития необходимо реорганизовать существующие дилеммы, которые, превращаясь в догмы, мешают видеть правительствам стран главные проблемы, и предложить их решения: стабилизация против роста, финансовое развитие, государство против рынка, внешний рост за счет экспорта против внутреннего роста за счет замещения импорта, коммерческая открытость против защитно-продуктивной экономики от нечестной конкуренции, эффективность против справедливости, занятость против технологической модернизации;
рыночные отношения должны быть дополнены политическими отношениями, базирующимися на иных основаниях: народный
суверенитет, правовое государство, формирующее демократический консенсус и основанное на нем. Это предполагает вновь обозначить роли рынка в открытой экономике, вернуться к принципам, вытекающим из теории и практики развития, изменения факторов экономического роста, достижения социального развития, пересмотр и определение принципов и стратегии включения в мировую экономику и участия в региональных интеграционных процессах;
страны ЮВВА, чтобы выйти на новый инновационно-социально-экономический уровень развития, должны повысить эффективность всей государственной системы, сформулировать стратегию для создания новой экономической системы, отвечающей интересам всего общества и основывающейся на повышении жизненного уровня отдельно взятого человека. Данный аспект, в частности, касается таких стран, как Вьетнам, Таиланд, Бирма, Мьянма и т.д.;
в этой связи новая модель требует добиться постоянного роста ВВП и занятости в производственном секторе. Это означает, что в кратко- и среднесрочной перспективе необходимо осуществить социально-экономические программы, которые поменяли бы традиционный подход к социально-экономической политике; в долгосрочном плане разрабатываемая модель развития должна привести к ощутимому росту занятости и реальных доходов, что, в свою очередь, повысит покупательную способность широких слоев населения и развитие внутреннего рынка в целом;
чтобы обеспечивать устойчивый рост ВВП, правительствам стран ЮВВА нужно поддерживать и стимулировать отношение инвестиций, не только иностранных, но и, самое важное, внутренних к ВВП. Перераспределение доходов в пользу низкооплачиваемых слоев населения является необходимым условием для достижения таких темпов роста, которые предполагают расширение внутреннего рынка и включение бедных слоев населения в хозяйственный механизм стран региона. Концентрация доходов и экономической активности в руках национальных элит и особые усилия со стороны государства потребуются для того, чтобы добиться таких темпов роста;
дальнейшее развитие инновационно-ориентированной экономики, построенной на достижениях, полученных за счет внутренних источников, а не из внешнего мира посредством прилива иностранных инвестиций, с опорой на социальные переменные и ценностные ориентиры, позволит сформировать комплекс собственных конкурентных преимуществ, свойственных именно странам ЮгоВосточной и Восточной Азии, и стабилизировать экономики, в случае усугубления последствий глобального финансово-экономического кризиса либо наступлении новых дисбалансов в мировой экономике.
Литература:
1. Gunnar Myrdal. Asian Drama / An Inquiry into the Poverty of Nations. Vol. 1-3. N.Y., 1968.
2. Дарбинян А.Р. Характерные черты и свойства модели экономического развития зарубежных стран. М.: МАКС Пресс, 2004. 24 с.
3. Карнеев А.Н. Пекинский консенсус вместо Вашингтонского? // Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно-практической конференции МИД РФ). М., 2007. 342 с.
4. Кондрашова Л.И. «Китайская модель» и социализм / Восточная и Юго-Восточная Азия - 2010: сотрудничество с Россией, модели развития: сборник / Под ред. М.Е. Тригубенко. М.: ИЭ РАН, 2011. 233 с.
5. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000. 189 с.
6. Кирдина С.Г. X и Y экономики. Институциональный анализ. М., 2004. 243 с.