Научная статья на тему 'Формирование нового класса собственников в условиях трансформации социальных отношений'

Формирование нового класса собственников в условиях трансформации социальных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
555
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОБСТВЕННИК / ХОЗЯИН / ПРИЧАСТНОСТЬ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / КОРПОРАТИВИЗМ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL RELATIONS / PROPRIETOR / OWNER / INVOLVEMENT / EMPATHY / CORPORATISM / TEAM SPIRIT / ECONOMIC BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хвесюк Наталья Георгиевна

Для устойчивого социального и экономического роста нашей стране необходимо формирование широкого слоя собственников, обладающих такими качествами, как чувство хозяина, причастность, сопричастность общему делу, сопереживание, заинтересованное отношение к корпоративной собственности. А мотивация экономического поведения строится на единстве личных, корпоративных и социальных интересов. Общественное сознание разделяет понятия «хозяин» и «собственник» на основании психологических, моральных, культурных качеств. При этом преимущественное большинство считает, что при создании благоприятных условий они могли бы стать эффективными хозяевами. Реализации хозяйского отношения к собственности способствует формирование корпораций и внедрение практики корпоративного управления. Артельный, коллективный принцип работы является идентичным менталитету россиян. Поэтому преимущественное большинство российского социума для ведения экономического хозяйства выбирает корпоративную форму собственности, при этом требуя участия государства как грамотного хозяйствующего субъекта, определяющего единые требования к деятельности компаний и корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For sustainable social and economic growth Russia needs to form an extensive group of proprietors with such personal qualities as feeling of ownership, involvement, contribution to the common cause, empathy, interest in corporate property. Economic behaviour motivation is based on common personal, corporate and social interests. Public consciousness separates notions «owner» and «proprietor» on the base of psychological, moral and cultural qualities. Meanwhile most people think they could become successful owners under favourable conditions. Corporate formation and implementation of corporate management practice promote achieving proprietary attitude to property. Teamwork principle is identical to the Russian mentality. That is why the majority of the Russian society prefers corporate form of ownership for economic activity, wherein seeking at the same time for participation of the state as a competent economic entity which can determine unite requirements to activity of companies and corporations.

Текст научной работы на тему «Формирование нового класса собственников в условиях трансформации социальных отношений»

Наталья ХВЕСЮК

формирование нового класса собственников в условиях трансформации социальных отношений

Для устойчивого социального и экономического роста нашей стране необходимо формирование широкого слоя собственников, обладающих такими качествами, как чувство хозяина, причастность, сопричастность общему делу, сопереживание, заинтересованное отношение к корпоративной собственности. А мотивация экономического поведения строится на единстве личных, корпоративных и социальных интересов.

Общественное сознание разделяет понятия «хозяин» и «собственник» на основании психологических, моральных, культурных качеств. При этом преимущественное большинство считает, что при создании благоприятных условий они могли бы стать эффективными хозяевами.

Реализации хозяйского отношения к собственности способствует формирование корпораций и внедрение практики корпоративного управления.

Артельный, коллективный принцип работы является идентичным менталитету россиян. Поэтому преимущественное большинство российского социума для ведения экономического хозяйства выбирает корпоративную форму собственности, при этом требуя участия государства как грамотного хозяйствующего субъекта, определяющего единые требования к деятельности компаний и корпораций.

For sustainable social and economic growth Russia needs to form an extensive group of proprietors with such personal qualities as feeling of ownership, involvement, contribution to the common cause, empathy, interest in corporate property. Economic behaviour motivation is based on common personal, corporate and social interests.

Public consciousness separates notions «owner» and «proprietor» on the base of psychological, moral and cultural qualities. Meanwhile most people think they could become successful owners under favourable conditions.

Corporate formation and implementation of corporate management practice promote achieving proprietary attitude to property.

Teamwork principle is identical to the Russian mentality. That is why the majority of the Russian society prefers corporate form of ownership for economic activity, wherein seeking at the same time for participation of the state as a competent economic entity which can determine unite requirements to activity of companies and corporations.

Ключевые слова:

социальные отношения, собственник, хозяин, причастность, сопереживание, корпоративизм, коллективизм, экономическое поведение, социальные интересы; social relations, proprietor, owner, involvement, empathy, corporatism, team spirit, economic behaviour, social interests.

Сегодня много говорится и пишется об экономическом кри -зисе в России и экономических, правовых механизмах выхода из него. Но данные механизмы не приносят желае -мого результата, темпы роста ВВП за 10 месяцев 2013 г. составили 1,2% (вместо запланированных 2,3%). Инфляция за тот же период составила 5,7%', что в результате нивелирует экономические пока -затели роста и свидетельствует об ухудшающейся экономической ситуации у нас в стране.

Все это еще раз доказывает мнение экспертов О.Т. Богомолова, Е.Е. Румянцевой, В.Д. Попова2, что одних только экономических методов для выхода из кризиса недостаточно. Отсутствие социаль ных отношений, построенных на хозяйском отношении к собствен -ности, страх, паника, перестраховка, мотив получения прибыли по принципу «здесь и сейчас», использование дешевой рабочей силы

1 Хвесюк Н.Г. Отношения собственности в российских компаниях: социологический анализ. — М. : Столичный бизнес, 2011.

2 Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние. Научные и публицистические заметки обществоведов / рук. проекта и науч. ред.

О.Т. Богомолов. — М. : Институт экономических стратегий, 2010; Попов В.Д. Информационно-психологический фактор современного кризиса. — М., 2009; Румянцева Е.Е. Нравственные законы экономики. — М., 2009.

ХВЕСЮК

Наталья

Георгиевна —

к.псих.н., доцент;

доцент кафедры

философии и

социологии

Южно-Уральского

государственного

университета

public74@mail.ru

(гастарбайтеров), размах коррупции, бюрократии, инсайдерство, отсутствие истинной информации не позволяют ком -паниям и корпорациям осуществлять свою деятельность с максимальным эффектом и результатом.

Проводимые последние 20 лет реформы, связанные с приватизацией, реструктури зацией государственной и частной соб -ственности, которые имеют целью фор -мирование так необходимого для устой чивого экономического и социального развития среднего класса хозяйствующих субъектов, не дали желаемого результата. Собственность осталась сконцентрированной в руках узкого круга собствен ников.

Социальные отношения собственности, складывающиеся в нашей стране, имеют следующую социальную структуру: 7,4%

— полные хозяева собственности; 14,8 — не полные хозяева, совладельцы; 3,3% владеют акциями других предприятий; 74,4% работают по контракту, без владе -ния собственностью1. А полнота реали -зации социально психологических меха низмов этих социальных отношений как среди рядовых граждан, так и в предпри нимательской среде является одним из важных индикаторов оценки отношения различных социальных групп общества к собственности. Их проявление можно рассматривать в рамках следующих дихо томий: а) причастность (сопричастность)

— отчужденность (отсутствие чувства хозя -ина); б) сопереживание — безразличие; в) отношение к собственности компании как к своей — отношение как к чужой.

В ходе проведенной в 1998—2011 гг. серии авторских исследований была опре

1 Здесь и далее данные приведены по результатам проведенных авторских исследований.

1. «Изучение потенциала развития корпоративных отношений в Челябинской финансовой строительной компании» (1998 г., N = 437). Опрос. Выборка квотная, репрезентирующая работников по направлениям деятельности, должност -ной структуре. 2. «Исследование системы корпоративных отношений в российских компаниях» (2011 г., N = 702). Опрос. Выборка 3-ступенчатая, детерминированная. В качестве базовых регионов для реализации выборки были отобраны: Москва как наиболее развитый в рыночном отношении регион; Тюменская обл., которая представля -ет собой обеспеченную ресурсами территорию; Челябинская обл. со средним уровнем развития предпринимательства, Орловская обл. — типич -ный регион Центральной России с элементами ограниченности ресурсного обеспечения деятель ности бизнеса. На последней ступени реализована квотная выборка.

делена степень проявления этих механиз -мов среди представителей корпоратив -ных структур и предпринимательского сообщества. Выраженность социально -психологических механизмов определя -лась по шкале от 5 до 1 балла в порядке убывания степени данного проявления (см. табл. 1).

Установлено, что причастность, сопри -частность к собственности имеет выра женность на уровне 4 и 5 баллов (т.е. доста -точно сильна) среди более чем половины предпринимателей (51,8%). Что касается проявления такого качества, как сопере живание, то оно в той или иной степени (на среднем и высоком уровне) выражено у 4/5 опрошенных. Отношение к делу, которым они заняты, как к своему, харак терно для меньшей части представителей предпринимательской среды (48,2%). Почти каждый четвертый из них (23,9%) относится к своему делу как к чужому. Это связано с тем, что только 1/7 часть опро -шенных являются владельцами бизнеса, а подавляющая часть — наемные менед -жеры без владения собственностью пред приятия.

А ведь именно причастность к деятель -ности корпорации, ее собственности, сопереживание за результаты работы, отождествление себя с этой корпорацией позволяют воспринимать ее как «мою компанию». И в таком случае, при такой системе социальных отношений мы работаем с наибольшим профессиона -лизмом, с максимальной отдачей сил. А доходы, которые мы получаем в качестве экономических, финансовых, информа ционных, духовных результатов, способ ствуют росту всей корпорации и с точки зрения финансовой прибыли, и с точки зрения роста ценности человеческого (кадрового) потенциала, а следовательно, в значительной мере формируется хозяй ское отношение к собственности, спо собствующее укреплению и расширению слоя собственников, что в свою очередь определяет социальную стабильность общества.

Состояние социальных отношений, строящихся в институтах собственности, проявление имманентных свойств соб ственника у предпринимателей в значи тельной степени являются индикатором готовности человека стать собственни ком, хозяином: только 12,6% опрошен -ных хотели бы трудиться в статусе едино

Таблица 1

Оценка распространенности среди предпринимателей ключевых качеств истинного собственника, %

Значение Причастность, сопричастность Сопереживание Отношение как к своему

1 балл 2,5 12,0 3,2 20,8 8,4 23,9

2 балла 9,5 17,6 15,5

3 балла 36,3 36,3 38,2 38,2 28,0 28,0

4 балла 38,9 51,8 31,9 41,0 31,4 48,2

5 баллов 12,9 9,1 16,8

личного хозяина; 39,6% согласились бы быть сохозяином, совладельцем в частной фирме, т.е. реализовать право на часть соб -ственности; при этом более 1/3 согласны быть наемными рабочими независимо от того, на кого бы пришлось работать — на государство, хозяина или на свою семью (в рамках последнего варианта — без права на собственность).

Такое нежелание значительной части россиян становиться собственниками, на наш взгляд, связано не столько с понима нием ответственности, связанной с ролью хозяина, сколько с незнанием роли соб ственника и привычкой работать на дру гого, как правило, на государство, что, в свою очередь, понятно, предсказуемо и стабильно.

Большинство россиян никогда не были собственниками и не отвечали за свою частную собственность. Они не обнару -живали в себе тех качеств, проявление которых могло бы им позволить сказать: «Я это умею; мне это по плечу; я знаю, как этим распоряжаться и как это приумно жить». Потеря многолетних накоплений граждан СССР, которая произошла на переломе 80 х и 90 х, не зависела от них, от их правильного или ошибочного управ -ления собственностью. Деньги, которые лежали в Сбербанке или дома в чулках, обесценились независимо от того, были ли их владельцы готовы в перспективе стать собственниками.

Поэтому только каждый седьмой из опрошенных однозначно сказал «да» при ответе на вопрос о том, оценивает ли он себя как собственника по складу характера и своим способностям.

Такая ситуация, помимо действия эконо -мических и социальных причин, основана на факте, что только небольшая часть рос сиян чувствуют себя хозяевами на рабочем месте — всего 9,4% (тогда как на вопрос:

«Чувствуете ли вы себя в настоящее время хозяином на рабочем месте?» — ответили «скорее нет, чем да» 24,7%; «определенно нет» — 37,5%).

Отчужденность от собственности, от сутствие чувства хозяина, ответственного за успех личного дела, — это массовое проявление российской ситуации с соб ственностью. Довольно часто в публич -ной политике Россия оценивается отече -ственной и зарубежной элитой как «бес хозная страна». Здесь закономерен ряд вопросов: как долго это будет продол -жаться? Почему такая оценка не учиты вает наш исторический опыт? А ведь этот опыт у нас есть, и опыт положительный — это артельный принцип, благодаря кото -рому строились Транссиб, БАМ, Саяно -Шушенская ГЭС, да и многие другие объекты в СССР Именно этот принцип лежал в основе работы мануфактур в России XIX в. И в это время наша страна действительно была «впереди планеты всей».

Сегодня большая часть опрошенных считают, что при благоприятных условиях они могли бы проявить себя как настоя щие хозяева. На вопрос: «Считаете ли вы, что при благоприятных обстоятельствах вы смогли бы стать настоящим хозяи -ном?» — респонденты ответили следую -щим образом: «однозначно да» — 28,8%; «скорее да, чем нет» — 31,4%; «скорее нет, чем да» — 8,7%; «однозначно нет» — 8,2%; затруднились ответить — 22,8%.

Это позволяет констатировать, что более чем 1/4 респондентов фиксируют желание быть хозяином, вот только условия для этого неблагоприятные.

Сравнение результатов показывает, что число тех, кто может себя проявить как настоящий хозяин по своим личностным качествам и складу характера, при бла -гоприятных обстоятельствах возрастает

в 2 раза. Однако существует и обратная связь: проявление чувства хозяина очень тесно связано с принятием (как внеш ним, декларируемым, так и внутренним) и позитивным отношением к частной соб ственности.

В доказательство этого приведем инте ресные результаты, полученные авто ром при сравнении опросов, проведен ных в Тюменской и Орловской обл. в 1985 и 2010 гг. Участникам исследова -ния предлагался прожективный вопрос: «Предположим, ваш товарищ — радиолю -битель, он работает на радиозаводе и может приносить оттуда дефицитные радиоде -тали. Следует ли ему пользоваться данной возможностью?» Результаты фиксируют 2 тенденции: первая — доля затруднившихся ответить сократилась почти в 10 раз; вто -рая — доля опрошенных, допускающих возможность взять домой деталь, в 2010 г. увеличилась по сравнению с результатами 1985 г. на 16,3% и составила 68,0%.

Судя по этим данным, рыночные реформы в России не только не интен сифицировали процессы развития чув ства хозяина у россиян, напротив, в дан ном отношении отбросили страну назад. Это еще раз дает основание усомниться в эффективности использования только экономических и правовых рычагов при проведении реформ.

В нашей стране нет системной комму никации, разъяснительной работы по рас крытию положительного образа хозяина, собственника, не мотивируется стремле ние стать им, быть им; государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса не учитывают состояние эко номического сознания, экономической психологии и мотивов экономического поведения как собственников, так и наем ных рабочих, которые требуют большой социальной, психологической и инфор мационной работы по их развитию. В большей части информационного потока собственность представляется россиянам как «халявная», присвоенная либо юри дически сомнительным, либо откровенно грабительским, бандитским способом.

Наши социологические исследования свидетельствуют о том, что среди россиян нет однозначного понимания статуса соб ственника и хозяина, их идентификации или тождественного понимания. Только 30,9% опрошенных рассматривают их как одно и то же.

Более половины опрошенных считают их разными понятиями или затрудняются определить эти статусы. Многие считают, что собственник — это просто владелец, и не более того. А понятие хозяина для рос сиян более многогранное, в его имманент ную сущность они вкладывают не только владение, но и распоряжение, пользова ние собственностью.

В ходе исследования респондентам предлагалось определить основные каче ства, присущие хозяину. Все полученные ответы были условно объединены в 4 группы: в 1 ю, получившую наибольший процент выбора, вошли предприимчи вость, деловитость и честность (чувства позитивного с точки зрения социальной надежности плана, свойственные высо копрофессиональным руководителям); во 2 ю были включены осторожность и хитрость (качества хозяина, определяю щие готовность действовать в ситуации риска и неопределенности); 3 ю соста вили чувство собственного достоинства, отзывчивость, ловкость и добродушие (смешанные позитивные качества лич ности, которые больше относятся не соб ственно к восприятию себя хозяином, а к общечеловеческим качествам); 4 я группа объединила в себе авантюризм, жадность, заносчивость и делячество (качества, порицаемые в нашем обществе в неда леком прошлом, однако в современных условиях ставшие, к сожалению, фактиче ски нормами жизни).

На сегодняшний день в России суще ствует не только объективная потребность в масштабном расширении слоя собствен ников как в одном из главных стабилизи рующих факторов общества, но и выра женная субъективная готовность граждан брать на себя ответственность распоря жаться собственностью: более половины из числа опрошенных (52,2%) хотели бы иметь долю собственности в своем пред приятии; еще 16,3% колеблются между «да» и «нет». То есть, в той или иной мере 2/3 опрошенных хотели бы приобщиться к управлению собственностью своего пред приятия.

Важные результаты были получены в 2011 г. при исследовании смыслового поля понимания понятия эффективного собственника среди предпринимателей и менеджеров российских компаний (см. табл. 2).

Подавляющая часть опрошенных

Таблица 2

Что вы вкладываете в понятие «эффективный собственник»?

(2011 г.; в % от общего числа опрошенных)

Качество Число ответивших

Обеспечивает получение максимальной прибыли 80,8

Развивает свое дело 57,9

Эффективно работает с кадрами 36,7

Своевременно обновляет основные фонды 31,5

Увеличивает конкурентоспособность 31,4

Внедряет международные стандарты бизнеса 30,2

Гарантирует права других собственников 7,4

(80,8%) считают, что эффективный соб -ственник — это тот, кто смог обеспечить получение максимальной прибыли, т.е. тот, кто фактически работает на обога щение. Более половины опрошенных (57,9%) придерживаются мнения, что эффективный собственник — это тот, кто развивает собственное дело, думает не только о сегодняшнем дне, но и о буду щем. Также на перспективу обращена и та треть респондентов, которые считают, что эффективный собственник в первую оче редь вплотную работает с кадрами (36,7%) и своевременно заботится об обновлении основных фондов компании (31,5%). К сожалению, очень мала часть тех, кто в качестве важной черты эффективного собственника рассматривает гарантиро вание прав других собственников (всего 7,4%).

Такую смысловую и установочную ори ентацию менеджмента российских ком паний в значительной степени объясняет различие в степени реализации ими ста туса собственника (полный хозяин, владе лец доли собственности, наемный сотруд ник и т.п.).

Среди простых акционеров большое внимание уделено развитию своего дела, усилению конкурентоспособности, свое временному обновлению основных фон дов и работе с кадрами, т.е. держатели небольших пакетов акций больше думают о будущем компании, о долговременном получении пусть не максимальной, но стабильной прибыли, заботятся о гаран тировании прав других собственников (26,1%).

У менеджеров, работающих по контракту и не владеющих собственностью данной компании, так же как и у других катего

рий собственников, на 1 м месте стоит умение получать максимальную прибыль и развивать свое дело. А вот что касается эффективной работы с кадрами и внедре ния международных стандартов ведения бизнеса, то чаще именно менеджеры контрактники обращают на это внимание, а не владельцы и совладельцы компаний (44,5% и 30,9% против 11,8% и 17,6% со -ответственно).

Таким образом, менеджмент значи тельно больше уделяет внимания челове ческому капиталу и «правилам игры», чем собственники компаний. Их деятельность, в отличие от собственников, укладывается в одну из «фундаментальных особенно стей современной экономической жизни

— ускорение динамики процессов увели -чения темпа изменений»1.

Важным с практической точки зре ния обеспечения хозяйского отношения к собственности представляется анализ позиции предпринимателей относительно основных причин банкротства предпри ятий. Представители российского пред принимательства основные причины бан кротства предприятий связывают в основ ном с некомпетентностью и просчетами руководства предприятий. На это указы -вает почти половина опрошенных. Вторая группа причин отражает ошибки в реаги ровании на внешние вызовы (плохое изу чение рынка — 35,3%). Некомпетентность собственников — третья по значимости причина банкротства предприятий, на нее указывает каждый третий опрошенный. В этой причине банкротства находит свое отражение одна из главных ошибок разви

1 Менеджмент / под общ. ред. А.Л. Гапоненко. - М., 2013, с. 26.

тия социальных отношений в корпорации, а именно смешение функций руководства и владения. Четвертая группа причин банкротства связана с преступным пове дением или руководителей предприятия, или партнеров по бизнесу. Как правило, оно проявляется в умышленном доведе нии до банкротства предприятия, которое потом распродается (или присваивается) за бесценок. На это указывает примерно 1/4 опрошенных.

Таким образом, сегодня в России существует как объективная потреб ность в активном формировании такого слоя собственников, которые бы орга нично сочетали творческие, администра тивные, демократические, социолого психологические методы (акционирован ные) и общественные интересы, обладали такими качествами, как причастность, сопричастность общему делу, сопережи вание, хозяйское, заинтересованное отно шение к собственности, так и значительно выраженная субъективная готовность значительной части граждан брать на себя ответственность распоряжаться соб ственностью, что является благоприятной предпосылкой для развития хозяйского отношения к собственности. Результаты авторского исследования показали, что психология владельца в России в большей степени сформирована, а вот психология рачительного хозяина находится в значи тельном дефиците.

В общественном сознании заложен

огромный потенциал для формирования класса высокоэффективных хозяев, но он слабо реализуется. Для этого в корпо рациях и компаниях необходима такая система социальных отношений, кото рая формирует не только личностную, но и корпоративную и общественную мотивацию российского социума. При развитии корпоративных отношений у акционеров формируется потребность в повышении уровня своего экономи ческого сознания, а реальное участие в деятельности акционерного общества развивает у людей важнейшие качества: чувство причастности, сопричастности к корпорации; взаимопомощь и взаимоот ветственность; возможность дать объек тивную оценку деятельности компании и своей деятельности в ней; мотивацию всех работников на достижение общих целей.

Таким образом, формирование столь необходимого для России среднего класса должно учитывать общественную эволю цию: вчерашний «экономический чело -век» общества потребления сегодня стал «социологическим человеком», требую щим честности и прозрачности во всех сферах своей жизнедеятельности, при этом он плавно перерастает в «культурного человека», действующего на основании принципа социальной справедливости, социального партнерства, объединяю -щего и личные, и коллективные, и обще ственные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.