экономические науки
Кишко Владимир Аркадьевич, Майорова Альбина Николаевна, Матвеева Светлана Валентиновна ФОРМИРОВАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ...
УДК 339.3
ФОРМИРОВАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2018
Кишко Владимир Аркадьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансовое право»
Майорова Альбина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансовое право» Матвеева Светлана Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология, педагогика и информационное право» Российский государственный социальный университет, филиал в г. Клину (141607, Россия, Клин, Волоколамское шоссе, дом 20/1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена повышением значимости нематериальной составляющей ресурсного потенциала в обеспечении эффективности финансово-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности коммерческого предприятия. Цель настоящей статьи заключается в разработке модели формирования нематериального потенциала коммерческого предприятия. В результате исследования авторами предложено выделять в составе нематериального потенциала коммерческого предприятия шесть видов потенциала: интеллектуальный потенциал, личностный потенциал, инновационный потенциал, информационный потенциал, репутационный потенциал и марочный потенциал. Каждый из указанных потенциалов может быть реализован как во внешней, так и во внутренней среде предприятия. Все указанные составляющие нематериального потенциала коммерческого предприятия связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Эффективное функционирование коммерческого предприятия не может быть обеспечено высоким качеством какого-либо одного нематериального элемента. Кроме того, реализация нематериального потенциала возможна исключительно при наличии соответствующих материальных ресурсов. Предложенный подход к формированию нематериального потенциала коммерческого предприятия имеет значение для дальнейшего развития теории в данной области, а также создает основу для дальнейших практических разработок в сфере управления нематериальным потенциалом и его оценки.
Ключевые слова: нематериальный потенциал, ресурсный потенциал, коммерческое предприятие, интеллектуальный потенциал, интеллектуальный капитал, информация, деловая репутация, репутационный потенциал, торговая марка.
FORMATION OF INTANGIBLE POTENTIAL OF A COMMERCIAL ENTERPRISE
© 2018
Kishko Vladimir Arkadievich, candidate of economic sciences, associate professor
of the department of «Economics and financial law» Mayorova Albina Nikolaevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of «Economics and financial law» Matveeva Svetlana Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Psychology, pedagogy and information law» Russian State Social University, Klin branch (141607, Russia, Klin, Volokolamskoe highway, 20/1, e-mail: [email protected])
Abstract. The relevance of the research topic is due to the increasing importance of the intangible component of the resource potential in ensuring the effectiveness of financial and economic activities and the competitiveness of a commercial enterprise. The purpose of this article is to develop a model for the formation of the intangible potential of a commercial enterprise. As a result of the study, the authors proposed to allocate in the intangible potential of a commercial enterprise six types of potential: intellectual potential, personal potential, innovative potential, information potential, reputational potential and brand potential. Each of these potentials can be implemented both in the external and in the internal environment of the enterprise. All of the above components of the intangible potential of a commercial enterprise are interconnected and mutually influence each other. The effective functioning of a commercial enterprise cannot be ensured by the high quality of any one intangible element. In addition, the implementation of the intangible potential is possible only with the availability of appropriate material resources. The proposed approach to the formation of the intangible potential of a commercial enterprise is important for the further development of the theory in this field, and also creates the basis for further practical developments in the field of intangible potential management and evaluation.
Keywords: intangible potential, resource potential, commercial enterprise, intellectual potential, intellectual capital, information, business reputation, reputational potential, trademark.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Эффективность управления коммерческим предприятием непосредственно связана с его ресурсным потенциалом. Под ресурсами предприятия понимают совокупность средств, запасов и источников, которые у него имеются и могут быть мобилизованы и использованы для достижения поставленных целей [1]. В современных условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития особую значимость приобретают нематериальные ресурсы, к которым относят инновационные разработки, торговые марки, знания и прочие подобные объекты, обеспечивающие деятельность предприятия, но не имеющие вещественной или денежной формы [2]. Повышение значимости нематериальной составляющей ресурсного потенциала коммерческого предприятия определяет актуальность выделения нематериального потенциала в качестве самостоятельного объекта иссле-
дования.
Анализ последних исследований и публикаций. В современной науке нет общепризнанного понимания ресурсного потенциала вообще и нематериального потенциала в частности. Например, В.Н. Батова и А.В. Ильясова понимают под ресурсным потенциалом «неиспользованный резерв материалов, производственных мощностей, человеческих ресурсов (знаний, умений, навыков) и финансовых ресурсов» [1] и классифицируют ресурсы на технические и технологические, человеческие, информационные, интеллектуальные, финансовые и экологические. А.И. Макар, Н.А. Мороз и В.Е. Засенко рассматривают ресурсный потенциал как «совокупность различных видов ресурсов, которые позволяют организации достичь установленной цели и способны обеспечить ее устойчивое развитие» [3], и включают в состав ресурсного потенциала имущественный, финансовый, трудовой и интеллектуальный потенциалы. Последний
Kishko Vladimir Arkadievich, Mayorova Albina Nikolaevna, Matveeva Svetlana Valentinovna FORMATION OF INTANGIBLE POTENTIAL ...
economic sceinces
включает в себя человеческий, организационный и клиентский потенциалы. Е.В Ломоносова и В.Г. Сазонов акцентируют внимание на мультипликативном эффекте использования ресурсного потенциала предприятия [4]. А.Н. Кара и И.В. Трифонов разделяют ресурсный потенциал на осязаемый и неосязаемый. Неосязаемый потенциал состоит из технологического, пространственного, протекционистского, организационного, управленческого, имиджевого, временного, человеческого и информационно-коммуникативного потенциалов [5]. Е.Н. Межуева тоже выделяет осязаемый и неосязаемый потенциал, однако в составе последнего рассматривает человеческий, организационный и клиентский (или потребительский) потенциалы [6]. О.Е. Пирогова и А.А. Григорьева включают в ресурсный потенциал основные средства, оборотные активы, трудовые и инновационные ресурсы [7]. Как видим, в исследованиях, посвященных ресурсному потенциалу предприятий, в его составе принято выделять различные виды нематериальных ресурсов. Однако ученые расходятся во мнении как относительно классификации элементов нематериального потенциала в составе ресурсного потенциала, так и относительно состава и структуры непосредственно нематериального потенциала предприятия.
Особое внимание, уделяемое нематериальным ресурсам в современных исследованиях, связано с ростом их значения для коммерческой деятельности. Нематериальные ресурсы являются наиболее важными конкурентными преимуществами коммерческих организаций [8,9], часто составляющими основу конкурентной политики и конкурентоспособности, а также оказывают непосредственное влияние на эффективность коммерческой деятельности [10]. Эффективное управление нематериальными ресурсам позволяет повысить рыночную капитализацию, рентабельность, деловую активность и прочие экономические показатели, рост которых свидетельствует о повышении эффективности коммерческой деятельности. Нематериальные ресурсы и различные аспекты их использования коммерческими предприятиями исследовали Е.А. Анохина [11], А.Э. Волков и соавторы [12], Г.Л. Волкова [12], Е.К. Гордеева [14], Е.П. Киселица и А.С. Стройкин [15], Е.А. Майорова [16-18], П.В. Харитонова [19] и др. Ученые отмечают, что в современных экономических условиях нематериальные ресурсы становятся наиболее значимыми в коммерческой деятельности. В этой связи нематериальный потенциал коммерческих предприятий, его сущность и формирование, требуют самостоятельного исследования.
Формирование цели статьи. Цель статьи - предложить модель формирования нематериального потенциала коммерческого предприятия.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В общем виде нематериальный потенциал коммерческого предприятия предлагается рассматривать как совокупность шести видов потенциалов, представленных на рисунке 1. Каждый из указанных потенциалов одновременно проявляется и во внутренней, и во внешней среде субъекта хозяйствования.
Первая составляющая нематериального потенциала коммерческой организации - интеллектуальный потенциал, реализация которого имеет форму интеллектуального капитала. В соответствии с экономико-теоретическим подходом интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний, навыков, умений и компетенций сотрудников [20]. Соответственно, внутренний интеллектуальный потенциал связан с возможностями персонала сформировать такие знания, навыки и компетенции, которые будут способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности коммерческой деятельности. Интеллектуальный потенциал во внешней среде представляет собой, во-первых, совокупность знаний, навыков и умений, которые формализованы во внешней среде и могут быть приобретены сотрудника-
ми предприятия, во-вторых, возможных сотрудников. Интеллектуальный потенциал коммерческого предприятия непосредственно связан с личностным потенциалом, который тоже связан с сотрудниками, но характеризуется их личностными качествами (лидерскими, социальными и т.п.), а не приобретенными знаниями и навыками. Реализация интеллектуального и личностного потенциалов требует развития персонала, в том числе через его обучение.
Рисунок 1 - Модель нематериального потенциала
коммерческой организации (составлено авторами)
Реализация интеллектуального потенциала является важным условием реализации инновационного потенциала коммерческого предприятия. В современных условиях экономики знаний эффективное управление инновациями, условия для которого формируются через интеллектуальный капитал, являются важным драйвером создания и удержания конкурентоспособности предприятия [21, 22]. Особая значимость инновационного потенциала определяется переводом экономики России на инновационный путь развития, установленный соответствующей Стратегией [23]. Во внешней среде коммерческого субъекта инновационный потенциал характеризуется уровнем технологического развития отрасли, во внутренней - возможностями создания и использования научно-практических разработок сотрудниками предприятия. Наряду с инновационным потенциалом целесообразно выделять информационный потенциал. Для коммерческого предприятия информационный потенциал представляет собой совокупность информации, которая может быть использована в его хозяйственной деятельности, в том числе информации о трендах развития рынков, конкурентах и др. Второй составляющей информационного потенциала являются информационные системы, предназначенные для хранения и обработки данных, используемых коммерческим предприятием.
Следующая составляющая нематериального потенциала коммерческого предприятия - репутационный потенциал. Деловая репутация является объективно сформировавшейся, основанной на достоверных данных совокупностью представлений и мнений лиц, которые каким-либо образом связаны с предприятием и включены в его бизнес-среду [24]. Положительная репутация обеспечивает привлекательность предприятия для клиентов, сотрудников и партнеров, способствует повышению его кредитоспособности и устойчивости в кризисных ситуациях. Внутренний репутационный потенциал обеспечивается динамикой экономических и финансовых показателей, качеством товаров и торгового обслу-
130
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)
экономические науки
Кишко Владимир Аркадьевич, Майорова Альбина Николаевна, Матвеева Светлана Валентиновна ФОРМИРОВАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ...
живания, личной репутацией менеджеров предприятия, информационной открытостью и прочими подобными факторами. Кроме того, результаты исследований показывают, что в настоящее время для формирования деловой репутации усиливается значение социальной и социально-экологической ответственности [25,26]. Внешний репутационный потенциал связан с репутацией партнеров и прочих сторон, с которыми взаимодействует предприятие. Символом деловой репутации является торговая марка или (в юридическом понимании) товарный знак. Внутренний марочный потенциал предприятия характеризуется возможностями по управлению его собственными торговыми марками, внешний -марками контрагентов, в первую очередь поставщиков. Наиболее примечательно марочный потенциал раскрывается в торговой деятельности, где его внешняя составляющая представлена торговыми марками производителей, внутренняя - так называемыми «private labels», или собственными торговыми марками, то есть марками, производимыми согласно спецификации ритейлера, находящимися в его собственности и реализуемыми через его торговую сеть [27]. Современная российская розничная торговля находится в состоянии спада и ухудшения делового климата [28], что в совокупности с сокращением доходов населения и рационализацией потребления способствует увеличению спроса на товары под собственными торговыми марками. Увеличение доли собственных торговых марок на потребительском рынке является общей тенденцией развития розничной торговли в настоящее время, что усиливает значение внутреннего марочного потенциала в отрасли.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Учитывая широко признаваемую значимость нематериальных ресурсов, а также многообразие трактовок нематериальной составляющей ресурсного потенциала, уточнение содержания, состава и структуры нематериального потенциала коммерческого предприятия имеет объективную необходимость. В статье предложено выделять в составе нематериального потенциала коммерческого предприятия интеллектуальный потенциал, личностный потенциал, инновационный потенциал, информационный потенциал, репутационный потенциал и марочный потенциал, каждый из которых может быть как внутренним, так и внешним. Все указанные составляющие нематериального потенциала коммерческого предприятия связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Эффективное функционирование коммерческого предприятия не может быть обеспечено высоким качеством какого-либо одного нематериального элемента. Более того, реализация нематериального потенциала возможна исключительно при наличии соответствующих материальных ресурсов. Так как эффективное управление каким-либо объектом предполагает его оценку, перспективным направлением дальнейших исследований в данной области является разработка методического обеспечения оценки нематериального потенциала и его составляющих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батова В.Н., Ильясова А.В. Управление ресурсным потенциалом как элемент управления экономической безопасностью предприятия //Микроэкономика. 2013. № 3. С. 61-64.
2. Майорова Е.А. Нематериальные активы: теоретические и практические аспекты //Российское предпринимательство. 2014. № 15 (261). С. 56-64.
3. Макар А.И., Мороз Н.А., Засенко В.Е. Основные элементы ресурсного потенциала организаций сферы услуг/Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016. С. 450-453.
4. Ломоносова Е.В., Сазонов В.Г. Анализ условий реализации мультипликативного эффекта в процессе использования ресурсного потенциала предприятий // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2014. № 4 (72). С. 15-27.
5. Кара А.Н., Трифонов И.В. Ресурсный потенциал предприятий сферы услуг и эффективность его использования // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 193-197.
6. Межуева Е.Н. Ресурсный потенциал организаций сферы услуг: сущностная характеристика и основные элементы // Сибирская финансовая школа. 2013. № 5. 116-120.
7. Пирогова О.Е., Григорьева А.А. Анализ современных интерпретаций понятия «ресурсный потенциал» предприятия сферы услуг // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 6 (72). С. 42-47.
8. Ivanov G., Mayorova E. Intangible assets and compétitive advantage in retail: case study from Russia // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 12. С. 38-45.
9. Майорова Е.А. Нематериальные активы как конкурентные преимущества организаций розничной торговли // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 5 (52). С. 3-17.
10. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Нематериальные активы в повышении эффективности розничной торговли // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 68-80.
11. Анохина Е.А. Оценка эффективности использования немате-риальныхресурсов при помощи теории нечетких множеств //Вестник БДУ. Серия 3. История. Экономика. Право. 2015. № 3. С. 59-62.
12. Волков А.Э., Волкова Г.Л., Олейник А.В. Модель управления нематериальными ресурсами промышленного предприятия // Вестник МГТУ Станкин. 2013. № 4 (27). С. 132-135.
13. Волкова Г.Л. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении инновационного развития предприятия // Вестник МГТУ Станкин. 2013. № 3 (26). С. 118-121.
14. Гордеева Е.К. Нематериальные активы как ресурс организации // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 325-328.
15. Киселица Е.П., Стройкин А.С. Анализ методов управления нематериальными ресурсами промышленного предприятия // Основы экономики, управления и права. 2013. № 4 (10). С. 71-74.
16. Майорова Е.А. Анализ и оценка эффективности применения нематериальных активов розничными торговыми организациями // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45). С. 745-749.
17. Майорова Е.А. Экономическая эффективность нематериальных активов в розничной торговле //Проблемы современной экономики. 2014. № 1 (49). С. 233-235.
18. Майорова Е.А. Нематериальные ресурсы торговых организаций //Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 2 (15). С. 111-122
19. Харитонова П.В. Методический подход к качественной оценке нематериальных ресурсов //Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2014. № 1 (15). С. 83-87.
20. Никифорова Ю.В. Сущность интеллектуального капитала и его роль в общей структуре капитала // Экономика и управление. 2010. № 4 (65).
21. Григорьев К.А., Сомов В.В. Анализ механизмов управления интеллектуальным капиталом на предприятиях //Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 2. С. 25-30.
22. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Инновации в розничной торговле: результаты патентного анализа // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 15. С. 2231-2242.
23. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р)
24. Король А.Н. Деловая репутация в традициях российского предпринимательства // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 3 (46). С. 161-170.
25. Майорова Е.А. Деловая репутация и социальная ответственность торговых организаций // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 45-48.
26. Mayorova E.A., Lapitskaya N.V. Assessment of customers' perception of social responsibility of trade business // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 2. С. 158-163.
27. Родик М.А., Брикота Т.Б. Собственные торговые марки продуктовых сетей: преимущества и перспективы развития // Сфера услуг: инновации и качество. 2017. № 28. С. 10.
28. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка влияния введения торгового сбора на деловой климат в секторе розничной торговли России //Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2483-2498.
Статья поступила в редакцию 02.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018