Научная статья на тему 'Понятие и классификация нематериальных активов торговли'

Понятие и классификация нематериальных активов торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1045
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ТОРГОВЛЯ / СУБЪЕКТ ТОРГОВЛИ / TRADE / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / BUSINESS ORGANIZATION / ПОНЯТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / CONCEPT OF INTANGIBLE ASSETS / КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / CLASSIFICATION OF INTANGIBLE ASSETS / COMMERCE ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Елена Александровна

В настоящее время в торговой отрасли усиливается значение нематериальных активов, что обусловлено их положительным влиянием на стоимость и инвестиционную привлекательность торгового бизнеса, лояльность сотрудников и персонала, финансово-экономические и прочие результаты деятельности торговых структур. Несмотря на значительный объем научных работ, посвященных нематериальным активам, вопросы их функционирования в торговой отрасли остаются малоизученными. Настоящая статья посвящена понятию и классификации нематериальных активов торговли. На основе анализа научных и нормативно-правовых источников выделено пять подходов к пониманию сущности нематериальных активов торговли (нематериальные активы как интеллектуальная собственность, имущество, права, знания, активы), каждый из которых применим в конкретном контексте. Также в статье разработана классификация нематериальных активов торговли на основе двадцати признаков (включающих подотрасль торговли, идентифицируемость, способ правовой охраны, среду применения, принадлежность субъекту торговли и др.). Представленные результаты создают теоретическую основу для дальнейших исследований использования нематериальных активов в торговле, в том числе методов оценки зависимости эффективности торговли от нематериальных активов, способов повышения эффективности торговли на основе нематериальных активов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND CLASSIFICATION OF INTANGIBLE ASSETS IN TRADE

Currently, the trade industry enhanced the value of intangible assets due to their positive impact on the value and the investment attractiveness of trading business, the loyalty of employees and personnel, financial, economic, and other activities of commercial structures. Despite the significant amount of scientific papers on intangible assets, issues of their functioning in the trading industry remain poorly understood. This article focuses on the concept and classification of intangible assets in trade. Based on a review of scientific and regulatory sources, the author identified five approaches to understanding the essence of intangible assets in trade (intangible assets as intellectual property, property rights, knowledge, assets), each of which is applicable in a particular context. The article also developed a classification of intangible assets in trade based on twenty characters (including sub-industry of trade, identifiability, the way of legal protection, the environment of use, belong to the subject of trade, etc.). These results provide a theoretical basis for further research into the use of intangible assets in trade, including the trade efficiency assessment based on intangible assets, ways to improve trade efficiency based on intangible assets and others.

Текст научной работы на тему «Понятие и классификация нематериальных активов торговли»

Майорова Елена Александровна

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ .

УДК 339.3

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ТОРГОВЛИ

© 2016

Майорова Елена Александровна, старший преподаватель кафедры «Торговая политика»

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва (Россия)

Аннотация. В настоящее время в торговой отрасли усиливается значение нематериальных активов, что обусловлено их положительным влиянием на стоимость и инвестиционную привлекательность торгового бизнеса, лояльность сотрудников и персонала, финансово-экономические и прочие результаты деятельности торговых структур. Несмотря на значительный объем научных работ, посвященных нематериальным активам, вопросы их функционирования в торговой отрасли остаются малоизученными. Настоящая статья посвящена понятию и классификации нематериальных активов торговли. На основе анализа научных и нормативно-правовых источников выделено пять подходов к пониманию сущности нематериальных активов торговли (нематериальные активы как интеллектуальная собственность, имущество, права, знания, активы), каждый из которых применим в конкретном контексте. Также в статье разработана классификация нематериальных активов торговли на основе двадцати признаков (включающих подотрасль торговли, идентифицируемость, способ правовой охраны, среду применения, принадлежность субъекту торговли и др.). Представленные результаты создают теоретическую основу для дальнейших исследований использования нематериальных активов в торговле, в том числе методов оценки зависимости эффективности торговли от нематериальных активов, способов повышения эффективности торговли на основе нематериальных активов и др.

Ключевые слова: нематериальные активы, интеллектуальная собственность, результат интеллектуальной деятельности, знания, торговля, субъект торговли, торговая организация, понятие нематериальных активов, классификация нематериальных активов.

CONCEPT AND CLASSIFICATION OF INTANGIBLE ASSETS IN TRADE

© 2016

Mayorova Elena Aleksandrovna, assistant professor of the chair «Trade policy» Plekhanov Russian University of Economics, Moscow (Russia)

Abstract. Currently, the trade industry enhanced the value of intangible assets due to their positive impact on the value and the investment attractiveness of trading business, the loyalty of employees and personnel, financial, economic, and other activities of commercial structures. Despite the significant amount of scientific papers on intangible assets, issues of their functioning in the trading industry remain poorly understood. This article focuses on the concept and classification of intangible assets in trade. Based on a review of scientific and regulatory sources, the author identified five approaches to understanding the essence of intangible assets in trade (intangible assets as intellectual property, property rights, knowledge, assets), each of which is applicable in a particular context. The article also developed a classification of intangible assets in trade based on twenty characters (including sub-industry of trade, identifiability, the way of legal protection, the environment of use, belong to the subject of trade, etc.). These results provide a theoretical basis for further research into the use of intangible assets in trade, including the trade efficiency assessment based on intangible assets, ways to improve trade efficiency based on intangible assets and others.

Keywords: intangible assets, intellectual property, results of intellectual activity, knowledge, trade, commerce entity, business organization, concept of intangible assets, classification of intangible assets.

Постановка проблемы. В настоящее время, по мнению ряда ученых (О.Н. Емельянова [1], Г.Г. Иванов [2], О.С. Каращук [3], Г.Д. Магомедов [4], М.В. Селюков [5] и др.), в деятельности торговых структур усиливается роль нематериальных активов. Эффективное управление нематериальными активами приводит к повышению капитализации и инвестиционной привлекательности торгового бизнеса, способствует усилению лояльности покупателей и сотрудников, позволяет получать дополнительные выгоды в результате лицензирования и франчайзинга, увеличения амортизационного фонда и др. На основе нематериальных активов торговые организации формируют уникальные преимущества, что особенно актуально в современных условиях высокого уровня конкуренции (по оценкам Росстата, конкуренция со стороны других хозяйствующих субъектов выступает наиболее важным фактором, ограничивающим деятельность торговых организаций [6]).

Усиление роли нематериальных активов в деятельности торговых структур также подтверждает статистическая информация. За период 2010-2014 гг. общая стоимость нематериальных активов торговли Российской Федерации увеличилась более чем в 20 раз, доля нематериальных активов в составе внеоборотных активов торговых компаний повысилась в 14 раз. Кроме того, с 5% до 17% возросла доля нематериальных активов торговли в нематериальных активах всех отраслей экономики [7]. В связи с повышением значимости нематериальных активов для субъектов торговли становится актуальным проведение соответствующих исследований, в том числе с целью уточнения понятийно-категориального аппарата и разработки классификации.

Анализ последних исследований и публикаций. В ис-

следование нематериальных активов внесли вклад многие отечественные ученые-экономисты. Свое видение понятия и сущности нематериальных активов представили, например, С.В. Булярский [8], М.В. Голубниченко [9], О.В. Рожнова [10], Д.В. Третьяк [11], А.А. Фадеева [12] и др. Работы И.П. Комиссаровой [13], Л.М. Куприяновой [14], А.А. Ларионовой [15], А.Н. Майоровой [16], Н.А. Саакян [17] посвящены изучению зависимости стоимости и других результирующих показателей от нематериальных активов. Состав и признаки классификации нематериальных активов сформулированы С.А. Вериным [18], В.В. Горбачевой [19], Л.Н. Медведевой [20], Л.Н. Нечаевой [21] и др.

Кроме того, необходимо отметить, что различные подходы к пониманию сущности нематериальных активов и составляющих их элементов содержатся в нормативных документах, в том числе в части второй Налогового Кодекса РФ (от 05.08.2000 N 117-ФЗ, ред. от 05.04.2016), Положениях по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007, утв. Приказом Минфина 27.12.2007 N 153н, ред. от 24.12.2010), Федеральном стандарте оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности» (ФСО N 11, утв. Приказом Минэкономразвития России от 22.06.2015 N 385), Международных стандартах оценки «Нематериальные активы» (МСО 210), Международном стандарте финансовой отчетности «Нематериальные активы» (IAS 38, введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н).

Несмотря на многочисленные исследования в области нематериальных активов, малоизученными остаются теоретические и практические аспекты их использования в

Майорова Елена Александровна ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ...

торговле. Существующие научные разработки посвящены в основном отдельным видам нематериальных активов торговых организаций, в том числе деловой репутации (Г.Г. Иванов [22]), интеллектуальной собственности (Ю.К. Баженов [23]), собственным торговым маркам (также называемым Private Labels) (И.В. Калашникова [24], М.С. Старикова [25], Л.С. Журкина [26]), франшизам (Г.Г. Иванов [27], Л.М. Куприянова [28], Е.С. Сумина [29]). Методические аспекты оценки влияния нематериальных активов и нематериальных ресурсов на эффективность хозяйственной деятельности торговых структур представлены в предыдущих работах автора [30-32].

Таким образом, анализ исследований и публикаций по теме настоящей работы показывает, во-первых, отсутствие общепринятого понимания сущности нематериальных активов, во-вторых, недостаточную изученность нематериальных активов торговли с учетом отраслевых особенностей. В этой связи представляется актуальной постановка и достижение следующей цели.

Цель статьи - сформулировать и проанализировать подходы к пониманию сущности нематериальных активов торговли; разработать классификацию нематериальных активов торговли.

Изложение основного материала исследования. Анализ нормативных и научных источников позволил выделить пять подходов к пониманию сущности нематериальных активов, каждый из которых представляется правильным в том или ином контексте.

В соответствии с первым (наиболее узким) подходом нематериальные активы отождествляются с интеллектуальной собственностью, то есть «результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана» (ст. 1225 ч. 4 ГК РФ). Поскольку в ст. 1225 ГК РФ представлен закрытый перечень объектов, относимых к интеллектуальной собственности (16 наименований), при данном подходе в состав нематериальных активов невозможно включить деловую репутацию, а также франшизы, лицензии и некоторые другие значимые для торговли нематериальные элементы. С другой стороны, наличие исключительных прав, характерное для интеллектуальной собственности, предоставляет более широкие возможности по использованию нематериальных активов и, соответственно, получению дополнительных выгод.

Второй подход фокусируется на том, что организация обладает имущественным правом на нематериальный актив. В этом случае под нематериальными активами понимают ту часть имущества организации, которая не обладает материальным (физическим, вещественным) содержанием, применяется в ее хозяйственной деятельности и имеет способность генерировать доход. Данный подход также обоснован с юридической точки зрения, поскольку в соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права, признаваемые на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, включают исключительное право, которое является имущественным.

Третий подход подразумевает, что нематериальные активы представляют собой не непосредственно способные приносить экономическую выгоду неосязаемые объекты, а права на них. Такой подход соответствует п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007, утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н, ред. от 24.12.2010), в котором сказано, что «инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав...».

Четвертый подход, наиболее популярный в зарубежной научной литературе, приравнивает нематериальные активы к знаниям, которые находятся в распоряжении организации и могут быть подвержены с ее стороны управленческому воздействию. В этом случае следует разделять субъективные (или неявные, неформализо-

ванные) знания, которые не контролируются организацией, и объективные (явные, формализованные) знания. Представление знаний в объективной форме является обязательным условием отнесения их к нематериальным активам.

Наконец, пятый подход рассматривает нематериальные активы с точки зрения критериев отнесения объекта к активам. В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом ИПБ РФ, а также Принципами составления и представления финансовой отчетности, опубликованными Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности, актив должен удовлетворять требованиям контроля организацией в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и вероятности поступления экономических выгод в результате его использования в будущем. Тогда нематериальный (неосязаемый) объект, соответствующим указанным требованиям, будет являться нематериальным активом.

Таким образом, с учетом представленных выше подходов, под нематериальными активами торговли следует понимать: применяемую в деятельности торговых организаций интеллектуальную собственность, то есть результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана; неосязаемое имущество торговых организаций, используемое в их хозяйственной деятельности и генерирующее доход; права торговых организаций на неосязаемые объекты, обладающие экономическими свойствами; знания, выраженные в объективной форме, используемые и контролируемые организациями торговли; нематериальные объекты, которые контролируются торговой организацией и приносят ей экономическую выгоду. По нашему мнению, оптимальным определением нематериальных активов торговли, соответствующим последнему из представленных выше подходов, является следующее: «Нематериальные активы - это неосязаемые, нефинансовые объекты, в результате использования которых торговая организация ожидает получить экономические выгоды, контролируемые ею посредством реализации прав на получение таких выгод и ограничение доступа к ним других лиц» [33]. Еще раз отметим, что каждый из указанных подходов к определению нематериальных активов торговли является верным в конкретном контексте (например, при отражении нематериальных активов в бухгалтерских документах, оценке их рыночной стоимости, судебной защите интеллектуальных прав и др.).

В зависимости от того или иного подхода к пониманию сущности нематериальных активов различается их состав и, соответственно, классификация. Нематериальные активы торговли, рассматриваемые как неосязаемые объекты, удовлетворяющие требованиям контроля и будущих экономических выгод, предлагается классифицировать на основе следующих признаков:

- по подотрасли торговли: нематериальные активы розничной торговли; нематериальные активы оптовой торговли; нематериальные активы внедомашнего питания;

- по способам правовой охраны: нематериальные активы, охраняемые патентным правом; нематериальные активы, охраняемые авторским правом; нематериальные активы, охраняемые информационным правом; нематериальные активы, охраняемые прочими отраслями права;

- по возможности государственной регистрации права на нематериальный актив: нематериальные активы, права на которые подлежат государственной регистрации; нематериальные активы, права на которые не подлежат государственной регистрации;

- по возможности принятия нематериального актива к учету: нематериальные активы, которые подлежат

Майорова Елена Александровна экономические

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ... науки

отражению в бухгалтерском учете; нематериальные активы, которые не подлежат отражению в бухгалтерском учете;

- по идентифицируемости: идентифицируемые нематериальные активы; неидентифицируемые нематериальные активы;

- по отчуждаемости (отделимости) от субъектов торговли: нематериальные активы, отчуждаемые от субъекта торговли; нематериальные активы, не отчуждаемые от субъекта торговли;

- по срокам использования: нематериальные активы с ограниченным сроком использования; нематериальные активы с неограниченным сроком использования;

- по возможности начисления амортизации: амортизируемые нематериальные активы; неамортизируемые нематериальные активы;

- по актуальности (современности): нематериальные активы, актуальные в настоящее время; устаревшие нематериальные активы;

- по ликвидности: ликвидные нематериальные активы, неликвидные нематериальные активы;

- по характеру воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности субъекта торговли: нематериальные активы, оказывающие прямое воздействие на результаты финансово-хозяйственной деятельности субъекта торговли; нематериальные активы, оказывающие косвенное воздействие на результаты финансово-хозяйственной деятельности субъекта торговли;

- по среде применения: нематериальные активы, применяемые во внешней среде субъекта торговли; нематериальные активы, применяемые во внутренней среде субъекта торговли;

- по времени функционирования: функционирующие в настоящее время нематериальные активы; временно не функционирующие нематериальные активы;

- по наличию охранных документов: нематериальные активы, права на которые подтверждены охранными документами; нематериальные активы, права на которые не подтверждены охранными документами;

- по отражению нематериального актива в бухгалтерском учете: нематериальные активы, поставленные на баланс субъекта торговли; нематериальные активы, не поставленные на баланс субъекта торговли;

- по страхованию: застрахованные нематериальные активы; незастрахованные нематериальные активы;

- по принадлежности субъекту торговли: нематериальные активы, исключительные права на которые принадлежат субъекту торговли; нематериальные активы, исключительные права на которые принадлежат прочим хозяйствующим субъектам;

- по объему требуемых затрат: нематериальные активы, требующие значительного объема затрат со стороны субъекта торговли; нематериальные активы, не требующие значительных затрат со стороны субъекта торговли;

- по количеству пользователей: нематериальные активы, применяемые в деятельности одного субъекта торговли; нематериальные активы, применяемые в деятельности нескольких субъектов торговли;

- по источнику образования: нематериальные активы, самостоятельно созданные субъектом торговли; нематериальные активы, приобретенные субъектом торговли у третьих лиц;

- по количеству авторов (разработчиков): нематериальные активы, созданные индивидуально; нематериальные активы, созданные коллективно.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. В соответствии с поставленной целью в статье выявлены и проанализированы пять подходов к пониманию сущности нематериальных активов торговли, каждый из которых применим в конкретном контексте: нематериальные активы торговли определяют через такие категории, как интеллектуальная собственность, имущество, право, знания или актив. Также была разработана классификация нематериальных активов торговли на основе 184

двадцати признаков (включающих подотрасль торговли, идентифицируемость, способ правовой охраны, среду применения, принадлежность субъекту торговли и др.). Представленные результаты создают теоретическую основу для дальнейших исследований использования нематериальных активов в торговле, в том числе методов оценки зависимости эффективности торговли от нематериальных активов, способов повышения эффективности торговли на основе нематериальных активов и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Емельянова О.Н. Современные подходы к оценке эффективности деятельности торгового предприятия: дис... канд. экон. наук. Красноярск, 2004. 194 с.

2. Ivanov G., Mayorova E. Intangible assets and competitive advantage in retail: case study from Russia // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 12. С. 38-45.

3. Каращук О.С. Оценка инвестиций в торговлю России и перспективы инвестирования в отечественном сетевом сегменте // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 2 (82). С. 94-103.

4. Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Новые технологии в сфере розничной торговли: современный подход // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 395-397.

5. Селюков М.В., Шалыгина Н.П., Савенкова И.В. Инструментарий поиска источников конкурентных преимуществ торговых организаций // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. С. 123.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения 14.03.2016)

7. Первое Независимое Рейтинговое Агентство FIRA [Электронный ресурс]. URL: www.fira.ru (дата обращения 14.03.2016)

8. Булярский С.В., Савельева О.Г. Сущность нематериальных активов // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. №5. С. 29-32.

9. Голубниченко М.В. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность: определение и соотношение категорий // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. №6-2. С. 209-214.

10. Рожнова О.В., Гирка Т.В. Проблемы признания нематериальных активов // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 5. № 1 (15). С. 77-80.

11. Третьяк Д.В. Нематериальные активы как объект управления: дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2010. 168 с.

12. Фадеева А.А. Понятие и состав нематериальных активов как объекта бухгалтерского учета // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. №3. С.26-29.

13. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении эффективности деятельности предприятия // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2 (68-2). С. 540-542.

14. Куприянова Л.М. Аналитическое обеспечение комплексной оценки эффективности деятельности предприятий малого бизнеса // Экономика. Бизнес. Банки.

2013. № 3. С. 6-21.

15. Ларионова А.А. Оценка результативности реализации стратегии развития предприятия на основе модели экономической добавленной стоимости // Экономика в промышленности. 2012. № 3. С. 62-65.

16. Майорова А.Н. Особенности оценки нематериальных активов // Сборник научных трудов SWorld.

2014. Т. 26. № 3. С. 35-37.

17. Саакян Н.А. Управление нематериальными активами как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности: дис. . канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2010. - 177 с.

18. Верин С.А. Нематериальные активы как экономическая категория // Вестник ТИСБИ. 2012. №4. С. 97104.

19. Горбачева В.В. Организационно-экономический механизм управления использованием нематериальных активов промышленного предприятия: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. 207 с.

20. Медведева Л.Н., Корниец Т.П., Юшков Е.С., Лебедева Г.Н. Анализ влияния особенностей учета нематериальных активов на налоговую нагрузку компании // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 9 (3б). С. 3-19.

21. Нечаева Л.Н. Совершенствование механизма формирования и управления нематериальными активами: дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. 156 с.

22. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Деловая репутация и эффективность торговли // Економiчний часопис-XXI. 2014. Т. 1. № 1-2. С. 54-57.

23. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России. М.: ИНФРА-М, 2011. 239 с.

24. Калашникова И.В., Майорова А.Н. Влияние Private Label на прибыль торговых сетей // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 25. № 3. С. 14-16.

25. Старикова М.С. Трансформация взаимодействия промышленных корпораций и ритейлеров в сфере создания частных марок // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 1 (96). С. 168-174.

26. Журкина Л.С., Уханова Ю.А., Никишин А.Ф. Собственные торговые марки и их роль в повышении эффективности хозяйственной деятельности организаций торговли / В сборнике: Управление инновациями в современной науке. 2015. С. 65-68.

27. Иванов Г.Г. Использование франчайзинга в торговле // Российское предпринимательство. 2006. № 1. С. 104-107.

28. Куприянова Л.М. Анализ современного состояния и перспектив развития франчайзинга // Экономика. Бизнес. Банки. 2014. № 3 (8). С. 84-101.

29. Сумина Е.С., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации / В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. 2015. С. 281-283.

30. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 1133-1136.

31. Майорова Е.А. Методика оценки эффективности структуры нематериальных ресурсов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 733-736.

32. Майорова Е.А. Оценка влияния нематериальных активов на эффективность работы торговых организаций на основе факторных моделей // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66-2). С. 541-543.

33. Майорова Е.А. Нематериальные ресурсы торговых организаций // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 2 (15). С. 111-122.

Майорова Елена Александровна ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.