Научная статья на тему 'Формирование навыков принятия управленческих решений у студентов, будущих менеджеров, средствами иностранного языка'

Формирование навыков принятия управленческих решений у студентов, будущих менеджеров, средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / КЕЙС-МЕТОД / МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Екатерина Дмитриевна

в статье рассматривается процесс принятия решения, как ключевая составляющая критического мышления и основной навык управленца. Обосновывается необходимость формирования данного навыка у студентов с помощью кейс-метода в условиях иноязычного образовательного процесса. Представлен один из возможных вариантов кейсового обучения, разработанный для студентов первого курса Тольяттинской академии управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков принятия управленческих решений у студентов, будущих менеджеров, средствами иностранного языка»

УДК 378+372.016:811

Климова Екатерина Дмитриевна

Директор СОШ «Школа управленческого резерва» НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления», E.D.Klimova@taom.ru, Тольятти

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ, СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация: в статье рассматривается процесс принятия решения, как ключевая составляющая критического мышления и основной навык управленца. Обосновывается необходимость формирования данного навыка у студентов с помощью кейс-метода в условиях иноязычного образовательного процесса. Представлен один из возможных вариантов кейсового обучения, разработанный для студентов первого курса Тольяттинской академии управления.

Ключевые слова: управленческие решения, критическое мышление, профессиональная иноязычная подготовка, кейс-метод, менеджер.

Klimova Ekaterina Dmitrievna

Principal of Secondary School «School of Management Reserve», Togliatti Academy of Management, E.D.Klimova@taom.ru, Togliatti

MANAGERIAL DECISION-MAKING SKILLS’ BUILDING OF STUDENTS, FUTURE MANAGERS, BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

Annotation. The article represents the process of decision-making as a key component of critical thinking and dominant skill of a manager. The necessity of this skill building of students by means of case study method within foreign language teaching process is evolved. One possible variant of case study teaching, which is developed for first year students of Togliatti Academy of Management, is represented in the article.

Keywords: managerial decision making, critical thinking, professional foreign language training, case study method, manager.

Одна из наиболее характерных отличительных особенностей настоящего времени состоит в том, что все больше котируются не просто высококвалифицированные менеджеры, а управленцы (руководители), которые способны сами добывать знания и на их основе порождать новые. Такому менеджеру кроме умения обрабатывать логическую информацию необходимо владеть приемами целенаправленного преобразования информации, особенно необходимой для качественного принятия управленческого решения. В этом случае, по мнению Г. Б. Беловой, формируется когнитивное мышление, которое способствует приобретению не только конкретных профессиональных знаний, но и развитию управленческой деятельности [2].

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характери-

зоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности [6].

В данной статье мы рассмотрим вопрос о возможности формирования у студентов Тольяттинской академии управления (ТАУ), будущих менеджеров, необходимых для этой сферы деятельности навыков принятия управленческих решений средствами английского языка.

Нами проанализированы исследования М. В. Асаиновой, В. А. Болотова, О. А. Ершовой, Э. Ф. Зеера, Е. И. Исаева, А. К. Марковой, Н. В. Юрасюк, R. Feldman, S. Schwartz-

berg и других, в которых затронут вопрос о способности студентов, будущих менеджеров, принимать управленческие решения [14, 16]. В результате, было установлено, что принятие решения является одним из основных навыков любого управленца. В сфере управления принятие решения - систематизированный процесс, в ходе которого менеджер выбирает направление деятельности не только для себя, но для организации в целом и для ее сотрудников, учитывая тот факт, что решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из огромного количества вариантов.

Другими словами, менеджер должен обладать способностью не только хорошо ориентироваться в профессиональных ситуациях, но ставить и решать профессиональные задачи, принимать решения, нести ответственность за их последствия, быть постоянно настроенным на самостоятельное развитие.

Но одновременно, именно принятие решения - одна из обязательных составляющих критического мышления, что подтверждается многими исследованиями отечественных и зарубежных авторов (В. Болотов, Р. Бустром, Л. П. Доблаев, И. О. Загашева, С. И. Заир-Бек, А. В. Кор-жуев, Д. Клустер, В. А. Попков, Н. В. Са-япин, Д. Спиро, А. В. Тягло, Д. Халперн) [3; 9; 11; 12]. Это аргументируется тем, что критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих [8]. Кроме того, критическое мышление важно для принятия менеджером решения прежде всего потому, что предполагает деятельность, связанную со следующими интеллектуальными умениями: анализ с последующей формулировкой выводов; выдвижение гипотез; поиск аналогий и создание метафор; активизация ранее приобретенных знаний и применение их в реальных условиях; установление причинно-следственных отношений; сравнение, сопоставление/противопоставление фактов и тезисов; контраргументация; оценка информации на ее достоверность; обобщение идей; изучение иных точек зрения [4].

В наиболее лаконичной форме критическое мышление в управлении, в целом, и бизнесе, в частности, представляет собой способность находить нужное решение в возникшей ситуации путем правильного оценивания и надлежащего использования всей информации, имеющей значение при решении данной проблемы, а также способность исключать ненужную информацию и незначительные выводы, какими бы заманчивыми они не казались.

Следует отметить, что по теории менеджмента, талантливые руководители не принимают множества решений: они выстраивают стратегию решения общих проблем, а не решают каждую отдельную проблему.

Многие зарубежные исследователи также обращались к этой теме. Так, согласно П. Друкеру, любой процесс принятия решения состоит из шести последовательных этапов: 1) классификация проблемы, где нужно ответить на вопрос: носит проблема общий характер или она уникальна 2) определение проблемы, где необходимо понять, с чем мы имеем дело, и к какому желаемому итогу должно привести имеющееся определение; 3) детализация, где важно определить, каких общих и минимальных целей нужно достичь и каким общим условиям они должны отвечать; 4) решение: следует понять и определить, какое решение будет «правильным», то есть отвечающим всем выбранным на предыдущем этапе «граничным условиям»; 5) действия: происходит внедрение действий, которые позволят претворить решение в жизнь; 6) обратная связь: необходимо протестировать правильность и эффективность решения в ходе реальных событий [1].

Учитывая необходимость обучения студентов, будущих менеджеров, принимать управленческие решения, касающиеся различных аспектов бизнеса, а также уметь воспринимать и анализировать полученную информацию, в ТАУ критическое мышление рассматривается как инструмент, которым должны обладать студенты для достижения успеха в их дальнейшей профессиональной деятельности. По сопричастности, развитие этого типа мышления средствами иностранного языка - это также и тренинг в изучаемом языке. Следовательно, необходимо специальное обучение студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе, под которым

подразумевается развитие критического мышления (в целом) и формирование навыков принятия управленческих решений (в частности) и их использование в самых разнообразных аутентичных ситуациях, в том числе реальных, например, при рассмотрении примеров возникших трудностей в глобальных компаниях, при анализе сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в них, решении и критическом оценивании высказываемых предложений. Студенты могут расширить область применения критического мышления самостоятельно, подыскивая примеры из аутентичных источников информации, требующие критического мышления, и используя их как в процессе иноязычной подготовки в вузе, так и в последующей профессиональной деятельности.

Решение проблемы приобретения студентами - будущими менеджерами навыка принятия решения на иностранном языке методисты видят в использовании в учебном процессе активных методов обучения. Опираясь на имеющийся опыт, мы полагаем, что деловые и ролевые игры, а также приобретающий все большую популярность кейс-метод являются весьма актуальными и значение их в современном педагогическом процессе нельзя не учитывать. И, действительно, активные методы, в частности, игры приближают студенческую аудиторию к реальным условиям профессиональной деятельности, позволяют прочувствовать особенности своей будущей профессии; найти наилучшие подходы к решению тех или иных управленческих и организаторских проблем. Иными словами, игры - это своеобразная проверка того, что студент знает и может предпринять как специалист в определенной ситуации. Так, И. Н. Курочкина выделяет параметры деловой игры, в которой необходимо: отразить учебный материал; выделить игровые цели и задачи; выработать определенные правила (и обеспечить их соблюдение), а также способы поддержания активности и самодеятельности участников, подведения итогов [10].

В соответствии с этим, особый интерес представляет совмещение таких базовых составляющих, как формирование навыков принятия решения и использование для этих целей английского языка, а поэтому и

широко применяемый в бизнес-образовании метод конкретных ситуаций (Case Study) [5].

Специфика использования кейс-метода состоит в том, что студентам предлагается не просто учебная (коммуникативная) ситуация, а реальная управленческая ситуация, в которой они должны поставить себя на место менеджеров этой компании. Такая ситуация представляет реальную сложность, проблематичность, психологическую конфликтность, а также экономическую значимость для компании, так как способствует приобретению опыта будущими менеджерами принятия управленческих решений в процессе анализа и обсуждения именно реальных управленческих ситуаций, в которых обучаемые ставят себя на место зарубежных менеджеров, осуществляющих общение с партнерами [13].

Рассмотрим более подробно этот метод и его реализацию в учебном процессе обучения студентов первого курса Тольяттинской академии управления уровня Upper-Intermediate (выше среднего, то есть компетентный пользователь), специально для которых в рамках модуля учебного процесса «English through Cases» (обучение английскому посредством кейсов) [15] использовалось авторское учебное пособие «Developing Manager’s Critical Thinking» [7].

В основе каждого раздела данного авторского пособия лежит набор коммуникативных ситуаций, которые формируют потребность студентов, будущих менеджеров, к целенаправленной деятельности и позволяют использовать систему интеллектуальных, социальных и иного рода взаимоотношений студентов, вовлеченных в эту ситуацию, формирующуюся и развивающуюся на основе сотрудничества субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов друг с другом и др.). С другой стороны, учитывается проблемная сторона каждой конкретной ситуации. В частности, в одном из разделов пособия, а именно в разделе «The Coca-Cola Company in Different Countries» студентам предложено решить три кейса, описывающих три проблемных управленческих ситуации, с которыми в реальности столкнулась компания Coca-Cola, осуществляя деятельность в трех различных странах.

На занятии студенты в мини-группах обсуждают на английском языке реальные

ситуации из сферы управления. Их задача состоит в том, чтобы предложить несколько вариантов решения той или иной проблемы, прийти к общему мнению и представить свои идеи всей группе. У каждой минигруппы должен быть свой вариант решения кейса. Любое предложенное решение будет верным при условии, что студенты смогут объяснить его выбор, то есть представить аргументы в его подтверждение и доказать его состоятельность всей группе.

Завершающим этапом работы является деловая или ролевая игра. Например, студентам необходимо провести совещание, на котором, учитывая отведенную каждому роль, требуется обсудить все преимущества и недостатки ранее высказанных ими предложений, проанализировать результат работы каждой группы и спрогнозировать возможные трудности, с которыми компании Coca-Cola в дальнейшем придется столкнуться, при условии принятия того или иного управленческого решения [7].

Таким образом, мы считаем ролевые игры, деловые игры и особенно кейс-обучение эффективными методами формирования навыков принятия управленческих решений в рамках профессиональной иноязычной подготовки студентов, будущих менеджеров, поскольку она происходит в одной из реальных сфер их профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Анисимова Л. А., Козлова Н. Г. Кейс-метод на занятиях по английскому языку - средство обучения студентов-менеджеров принятию решения // Профессиональная компетенция преподавателя в современной парадигме образования - сборник материалов и тезисов докладов XIV Межрегиональной научно-практической конференции. - Самара: Самар. гос. аэрокосм. ун-т., 2008. - С. 79-82.

2. Белова Г. Б. Педагогическая система обучения принятию управленческого решения в вузе [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// wwwneuch.ru/referat/62491. html (Дата обращения: 08. 01. 2012).

3. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям Российской школы // Директор школы. - 1995. - № 1. - С. 67-73.

4. Валеева Л. Формирование критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку // Высшее образование в России. - 2008. - № 7/ - С. 122-125.

5. Долгоруков А. М. Метод кейсов (case study) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.evolkov.net/case/case.study.html (Дата обращения: 10.12.09)

6. Карпов А. В. Психология менеджмента [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// sbiblio.com/biblio/archive/ karpov_psiho/12.aspx (Дата обращения: 0S. 01. 2012).

7. Климова Е. Д. Developing Manager’s Critical Thinking / Под редакцией заслуженного работника высшей школы РФ, профессора Л. И. Корниловой // Тольятти: ООО «РИЧ-МАРК». - 2011. -104 с.

S. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rus.1 september.ru/newspaper.php?

year=200S&num=29 (Дата обращения: 22.0S.09).

9. Коржуев А. В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. -2002. - № 1. - С. 112-115.

10. Курочкина И. Н. Деловая игра в воспитании качеств лидера (на примере занятий по деловому этикету) // Вестник высшей школы. -2001. - № S. - С. 1S-21.

11. Саяпин Н. В. Профессиональная подготовка студентов педвуза к развитию критического мышления школьников: автореферат дис. канд. нед. наук: но снец. 13.00.0S «Теория и методика профессионального образования». - Пенза, 2006. - 24 с.

12. Халперн Д. Психология критического мышления [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://academy. odoportal.ru/documents/akadem/ bibl/education/supporting/2.1html/ (Дата обращения: 15.07.09).

13. Холкина М. Игры, в которые играет бизнес // Управление персоналом. - 2009. - № 10. -С. 67-72.

14. Юрасюк Н. В. Формирование правовой компетентности менеджера на примере преподавания элективного курса «Правовое обеспечение деятельности менеджера организации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.klgtu.ru/ru/magazine/2009_15/3S.doc (Дата обращения: 20.09.2011).

15. Klimova E. D. English Through Cases handouts / compiled by; Togliatti Academy of Management, 200S. - 52 p.

16. FeldmanR., Schwartzberg S. . Thinking Crit-

ically [Электронный ресурс] - New York, 1990. -Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/

book6/c62_03. htm] (Дата обращения: 0S.06.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.