Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практическое мышления / проблемно-развивающий тип обучения / навыки самостоятельного творческого мышления / practical thinking / problem-developing type of learning / independent creative thinking skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботвинева Наталья Юрьевна, Долесова Сильва Ервандовна

Проблема развития практического мышления у обучающихся в процессе изучения математики в 6-8 классах Проблемно-развивающий тип обучения предусматривает создание ситуаций, которые не имеют единственного правильного решения. Вместо этого, учащиеся сталкиваются с реальными или абстрактными проблемами, требующими активного мышления, поиска различных путей решения и применения уже изученных знаний. Такой подход стимулирует развитие практического мышления и способствует формированию у учащихся навыков самостоятельного творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ботвинева Наталья Юрьевна, Долесова Сильва Ервандовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of developing practical thinking among students in the process of studying mathematics in grades 68, the problem-developing type of education provides for the creation of situations that do not have a single correct solution. Instead, students are faced with real or abstract problems that require active thinking, searching for various solutions and applying the knowledge they have already learned. This approach stimulates the development of practical thinking and contributes to the formation of students' skills of independent creative thinking.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.2

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ТИП

ОБУЧЕНИЯ

Ботвинева Наталья Юрьевна доцент, кандидат педагогических наук Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Долесова Сильва Ервандовна студентка 5 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Развитие практического мышления у обучающихся является одной из важных задач образовательной системы. Особенно это актуально в контексте изучения математики в 6-8 классах. Одним из способов достижения данной цели является использование проблемно-развивающего типа обучения, основанного на решении практических заданий.

Основной подход по формированию навыков практического мышления у обучающихся опирается на решение практических заданий по математике через проблемно-развивающий тип обучения. Этот подход активно использует проблемы, стимулирующие учеников к активному поиску решений и применению математических знаний на практике. Такой тип обучения способствует развитию у студентов критического мышления, логического рассуждения и точности анализа.

Проблема развития практического мышления у обучающихся в процессе изучения математики в 6-8 классах Проблемно-развивающий тип обучения предусматривает создание ситуаций, которые не имеют единственного правильного решения. Вместо этого, учащиеся сталкиваются с реальными или абстрактными проблемами, требующими активного мышления, поиска различных путей решения и применения уже изученных знаний. Такой подход стимулирует развитие практического мышления и способствует формированию у учащихся навыков самостоятельного творческого мышления.

Изложение основного материала исследования. Решение практических заданий по математике в 6-8 классах через проблемно-развивающий тип обучения позволяет обучающимся применить свои знания на практике. Они вынуждены анализировать представленные задачи, разбивать их на составные части, искать различные подходы к решению. Такой подход развивает у них навыки критического мышления, логического анализа и построения аргументированных рассуждений.

Кроме того, решение практических заданий по математике через проблемно-развивающий тип обучения способствует развитию у учащихся творческого мышления. В процессе решения задач они вынуждены предлагать нестандартные решения, придумывать новые методы и стратегии. Такой подход позволяет учащимся осознать, что в математике есть место для творчества и индивидуального подхода.

Однако, чтобы достичь положительных результатов в развитии практического мышления у учащихся, важно правильно организовать процесс обучения. Учитель должен подобрать задания, которые соответствуют возрасту и уровню подготовки учащихся. Задачи должны быть интересными и вызывать эмоциональное вовлечение, чтобы учащиеся были мотивированы к активной работе и поиску решений.

Актуальность исследования обусловлена повышающейся ролью развивающих методов обучения в современном образовании. Проблемно-развивающее обучение позволяет развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе, такие как критическое мышление, решение проблем, коммуникация и сотрудничество. Исследование данной методики позволяет определить ее эффективность и выработать рекомендации для применения в практике образования. Образовательный процесс, направленный на формирование навыков практического мышления у обучающихся, является ценным ресурсом для преподавателей и исследователей, занимающихся математическим образованием. Он способствует развитию новых подходов к обучению, стимулирует обмен опытом и способствует росту качества образования в области математики.

Формирование навыков практического мышления является одной из ключевых задач современной образовательной системы. В современном мире, где все больше акцент делается на применении знаний в реальной жизни, умение решать практические задания по математике является необходимым для успешной адаптации и профессионального развития учащихся.

Целью данного подхода является развитие критического и аналитического мышления, умения применять математические знания в практических ситуациях и умения решать проблемы с использованием математических инструментов. Это позволяет обучающимся развивать навыки самостоятельного и творческого решения задач, а также приобретать практические навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе.

Формирование навыков практического мышления у обучающихся является важной задачей образования. Практическое мышление позволяет студентам применять теоретические знания в реальной жизни, а также развивать критическое мышление, логику и аналитические навыки. Одним из эффективных методов формирования практического мышления является решение практических заданий по математике через проблемно-развивающий тип обучения. Этот тип обучения направлен на то, чтобы студенты активно участвовали в процессе обучения, а не просто запоминали готовые решения задач.

Проблемно-развивающий тип обучения предполагает представление ученикам реальных или вымышленных проблем, которые они должны решить, используя математические знания. Это может быть задача из реальной жизни, где школьникам надо рассчитать расходы на поездку или покупку товара. Или это может быть вымышленная задача, где должны рассчитать площадь или объем фигуры.

В процессе решения таких заданий обучающиеся вынуждены активно мыслить, применять алгоритмы и формулы, а также находить новые способы решения проблемы. Это способствует развитию их практического мышления.

Однако, для эффективного формирования навыков практического мышления через проблемно-развивающий тип обучения необходимо учесть несколько аспектов:

Во-первых, задания должны быть достаточно сложными, но при этом реалистичными. Такие задания позволяют студентам столкнуться с реальными проблемами и развивать практическое мышление.

Во-вторых, необходимо обеспечить поддержку и сопровождение студентов в процессе решения заданий. Это может быть с помощью инструкций, подсказок или обратной связи от преподавателя. Это помогает студентам разобраться в задаче и развивать навыки практического мышления.

В-третьих, важно организовать коллективную работу студентов над заданиями. Работа в группе способствует обмену идеями, анализу разных подходов к решению задачи и развитию социальных навыков.

Таким образом, формирование навыков практического мышления у обучающихся через проблемно-развивающий тип обучения является важным компонентом образования. Подходящие задания, поддержка и сопровождение студентов, а также организация коллективной работы помогут эффективно развивать навыки практического мышления у студентов.

Актуальная образовательная парадигма стремится превратить учебный процесс в незабываемую и практически полезную путешествие для каждого учащегося. Одной из ключевых компетенций, которые мы, педагоги, стремимся развить у учеников, являются навыки практического мышления. Используя подход проблемно-развивающего обучения в уроках математики, школьники не только овладевают конкретными математическими концепциями, но и приобретают способность применять их в реальной жизни.

Основной идеей этого подхода является создание такой образовательной среды, которая позволяет учащимся не только применять полученные знания на практике, но и развивает их критическое мышление, аналитические навыки и способность решать сложные проблемы. Я верю, что именно через решение практических заданий, обучающиеся научатся применять математические инструменты для решения реальных жизненных ситуаций.

Одно из достоинств проблемно-развивающего обучения на уроках математики заключается в возможности учащихся самостоятельно исследовать, анализировать и приводить решения своих задач. Это позволяет каждому обучающемуся развить свою собственную стратегию решения проблем, а также научиться работать в команде, обмениваясь идеями и находя взаимопонимание с одноклассниками. Именно через решение практических заданий по математике посредством проблемно-развивающего типа обучения школьники получают возможность применять свои знания в реальной жизни, развивать критическое мышление и находить решения сложных проблем. Данный подход помогает обучающимся не только усвоить материал, но и овладеть навыками, которые пригодятся им в будущем.

Важно отметить, что проведение уроков математики в формате проблемно-развивающего обучения требует от учителя грамотной организации учебного процесса и индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Но результат стоит вложенных усилий - ученики не только овладевают математическими навыками, но и развивают свою мыслительную активность, готовясь к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование навыков практического мышления у обучающихся посредством решения практических заданий по математике через проблемно-развивающий тип обучения является эффективным и инновационным подходом, который учитывает современные потребности студентов. Этот подход позволяет не только освоить математические концепции, но и развить критическое мышление, аналитические навыки и способность решать сложные практические проблемы.

Выводы. Формирование навыков практического мышления имеет важное значение в процессе обучения учащихся математике. Один из способов достижения этой цели - использование проблемно-развивающего типа обучения, который зарекомендовал себя как эффективный метод. В целом, исследование, описываемое в данном тексте, ставит перед собой важную задачу - понять, каким образом можно эффективно формировать навыки практического мышления у обучающихся через применение практических заданий по математике и проблемно-развивающий тип обучения. Это исследование могло бы внести значительный вклад в область образования и повысить эффективность обучения в математике.

Аннотация. Проблема развития практического мышления у обучающихся в процессе изучения математики в 6-8 классах Проблемно-развивающий тип обучения предусматривает создание ситуаций, которые не имеют единственного правильного решения. Вместо этого, учащиеся сталкиваются с реальными или абстрактными проблемами, требующими активного мышления, поиска различных путей решения и применения уже изученных знаний. Такой подход стимулирует развитие практического мышления и способствует формированию у учащихся навыков самостоятельного творческого мышления.

Ключевые слова: практическое мышления, проблемно-развивающий тип обучения, навыки самостоятельного творческого мышления.

Annotation. The problem of developing practical thinking among students in the process of studying mathematics in grades 68, the problem-developing type of éducation provides for the création of situations that do not have a single correct solution. Instead, students are faced with real or abstract problème that require active thinking, searching for various solutions and applying the knowledge they have already learned. This approach stimulâtes the development of practical thinking and contributes to the formation of students' skills of independent creative thinking.

Key words: practical thinking, problem-developing type oflearning, independent creative thinking skills.

Литература:

1. Алексеева, H.C. Проблемное обучение математике в начальной школе / Н.С. Алексеева. - М.: Дрофа, 2019.

2. Березина, Н.П. Развитие практического мышления у учащихся средних классов через решение практических заданий по математике / Н.П. Березина. - СПб.: Питер, 2020.

3. Ботвинева, Н.Ю. Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках математики для развития познавательной активности учащихся / Н.Ю. Ботвинева // Научный альманах. - Тамбов. - №9-1 (71). - 2020. - С. 43-46

4. Ботвинева, Н.Ю. Достижение образовательных результатов обучающихся основной школы при решении текстовых задач / Н.Ю. Ботвинева // Мировая и российская наука: области развития и инноваций: Сборник научных статей. Ч. IV; под ред. д-ра философии, проф. Л.Г. Гачечиладзе. - М.: Издательство «Перо», 2021. - 126 с.

5. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

6. Весник Хкакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Выпуск 2. Серии 2. Психология. Педагогика. - Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2019. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.