Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / МИМИКА / ОСАНКА / РЕЧЬ / ГОЛОС / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мавлеткулов А. М.

Статья посвящена формированию навыков невербального общения. Знание средств невербальной коммуникации является неотъемлемой задачей в профессиональном становлении специалистов, имеющих непосредственный контакт с человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ»

2008 - 416 с.

УДК 316.7

Мавлеткулов А.М. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена формированию навыков невербального общения. Знание средств невербальной коммуникации является неотъемлемой задачей в профессиональном становлении специалистов, имеющих непосредственный контакт с человеком.

Ключевые слова: невербальное общение, мимика, осанка, речь, голос, выразительность поведения.

Процесс взаимодействия людей между собой есть не что иное, как влияние участников процесса коммуникации друг на друга. Они могут не зависеть от целей и направленностей, могут быть вербальными (словесными) и невербальными (выраженными посредствам языка тела и жестов).

Мимические проявления, разнообразные жесты, поза, которую принимает собеседник, положение рук и ног, атрибуты внешности, взгляд, прическа, одежда и аксессуары являются основными элементами невербального общения. Все эти средства невербального общения тесно связаны с динамикой изменения психического состояния человека. Посредствам визуального контакта и изучения поведения других людей и себя самого в процессе коммуникации люди познают окружающих и выражают себя. Наши действия и эмоциональные выражения в процессе коммуникации с другими людьми имеют значение не только для нас, но и для наших партнеров [1; 3].

Средства невербального общения могут стать общей точкой зрения и оказывать влияние на процесс и результат нашего общения с собеседником, таким образом, формируется один из объектов изучения практической психологии.

Мимика является наиболее актуальным средством общения между людьми, так как по большей части воздействует на подсознательном уровне. Именно мимике большинство людей предают большое значение, и об успешности межличностного общения можно судить как раз по мимическим проявлениям. Переживаемые человеком в момент общения эмоции и чувства, несомненно, в той или иной степени, отражаются на его лице. Происходит это путем расслабления либо сокращения мышц лица, так называемых лицевых структур. Некоторые исследования показывают, что при отсутствии визуального контакта, либо неподвижном лице собеседника около 20 % информации попросту теряется. В различных источниках можно

найти около двадцати тысяч описаний мимических выражений лица. Отличительной чертой мимики является ее комплексность и пластичность[2].

Выражая все шесть основных эмоций (страх, отвращение, радость, печаль, гнев, удивление) мышцы лица достаточно четко скоординированы. Несомненно, при выражении какой-либо эмоции задействуются все мышцы лица, но большую смысловую нагрузку несут выражение губ и бровей [4; 7].

Так же на наше впечатление большую роль играет осанка и принимаемые собеседником позы, которые в свою очередь являются неотъемлемой частью личности. Типичное для индивида положение головы и корпуса тела формируют осанку, которая и придает силуэту общий вид. Любые позы складываются из различных действий личности.

Речь так же играет большую роль в создании впечатления о человеке. Устная и письменная речь человека всегда индивидуальна и имеет ряд уникальных особенностей. К таким особенностям можно отнести, например, тон, высоту голоса, тембр голоса. Употребление в своей речи слов-паразитов или жаргонизмов, привычные для человека словесные обороты, грамотная или не грамотная речь, обилие эпитетов или сухая речь [8].

Стиль речи собеседника мы воспринимаем чаще всего с точки зрения собственного опыта и сопоставляем с собственными принятыми нормами. Таким образом, мнение, которое у нас складывается о собеседнике, формируется путем соотношения собственных идеалов речи с воспринимаемой речью собеседника.

Голос собеседника также является объектом оценивания и влияет на впечатление, которое человек производит на окружающих.

Голоса в широких пределах различаются по высоте, тембру, манере произношения и, если они специально не тренированы, как бывает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения, как сиюминутного состояния, так и индивидуальных особенностей человека, например, темперамента, некоторых черт характера.

Голос также обладает определенным ритмом, отрывистостью произношения, или наоборот, плавностью, уникальностью интонации и возможной музыкальностью [5].

Так же существует понятие выразительного поведения человека. Это то, как человек выглядит, его прическа, манера одеваться, для женщин -наличие или отсутствие макияжа и его яркость, наличие украшений и аксессуаров. С помощью всего этого так же составляется внешний образ человека. Выразительное поведение человека зачастую может выдавать профессию исследуемого, его национальность, привычки и вкусы, приверженность к какой-либо религиозной конфессии, может выдавать возраст [6].

Формирование навыков успешного распознавания значений мимики, жестов, речевых выражений - вербальных и невербальных средств

коммуникации, является неотъемлемой задачей в профессиональном становлении специалистов, которые имеет непосредственный контакт с человеком. Да и любому человеку, чей род деятельности не связан с межличностными контактами, подобные знания будут полезны в повседневной жизни при общении с близкими, друзьями, родственниками, а так же для контроля собственных вербальных и невербальных посланий.

Использованные источники:

1. Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород: АЙ КЬЮ, 1992.

2. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. / Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 352.

3.Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе. Гулякин Д.В., Донкова И.А., Игебаева Ф.А., Майер Р.В., Москвин К.М., Пряхина Е.Н., Фадеев А.С., Цой Г.А., Цебренко К.Н., Цымбал М.В., Шпырня О.В.// Коллективная монография / Министерство образования и науки Российской Федерации; Георгиевский технологический институт (филиал); Северо-Кавказский государственный технический университет. Георгиевск, 2011. Том Книга 4.

4. Игебаева Ф.А. Профессиональная подготовка специалистов для агросектора в условиях рыночных преобразований (На примере Республики Башкортостан) // Высшее образование сегодня. Рецензируемое издание ВАК в области психологии, педагогики и социологии, 2016, № 2. - С.16 - 18.

5. Игебаева Ф.А. Дисциплина «Деловые коммуникации» в подготовке конкурентоспособного специалиста для агросектора Республики Башкортостан // Современные научные достижения. Международная конференция. 22 - 30 января 2016 г. Чехия. - С.59-61.

6. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука. // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 126-129.

7. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. - NovaInfo.Ru. 2016. Т.1. № 42. - С. 273. - 278.

8. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.431 с.

УДК 330.1

Магомадова М.М. старший преподаватель кафедра «Банковское дело» Чеченский государственный университет

Россия, г. Грозный ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ОБЩЕЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В статье рассматриваются различные виды экономических систем: капиталистическую, командно-административную, смешанную и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.