Научная статья на тему 'Формирование навыков мысле-речевой деятельности учащихся на уроках музыки'

Формирование навыков мысле-речевой деятельности учащихся на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ И ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЫСЛЕ-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / МЕТОД РАЗМЫШЛЕНИЯ О МУЗЫКЕ / NONVERBAL AND VERBAL THINKING / MUSICAL THINKING / THOUGHT AND SPEECH ACTIVITY / METHOD OF REFLECTION ON MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яркина Любовь Васильевна, Михеева Екатерина Анатольевна

По мнению авторов, методологическая конкретизация метода размышления о музыке Д.Б. Кабалевского обосновывает правомерность его использования для формирования навыков мысле-речевой деятельности учащихся младшего школьного возраста и намечает перспективы исследований в музыкальной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THOUGHT AND SPEECH ACTIVITY SKILLS AT MUSIC LESSONS

According to the authors the methodological specification of D.B. Kabalevsky’s method of reflection on music justifies the legitimacy of its use for the formation of thought and speech activities skills of young learners and outlines the prospects for research in music pedagogy.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков мысле-речевой деятельности учащихся на уроках музыки»

Актуальные проблемы педагогики

Л.В. Яркина, Е.А. Михеева

Формирование навыков мысле-речевой деятельности учащихся на уроках музыки

по мнению авторов, методологическая конкретизация метода размышления о музыке д.Б. кабалевского обосновывает правомерность его использования для формирования навыков мысле-речевой деятельности учащихся младшего

школьного возраста и намечает перспективы исследований в музыкальной педа- ^

гогике. - о

гол

Ключевые слова: невербальное и вербальное мышление, музыкальное мыш- |§

ление, мысле-речевая деятельность младших школьников, метод размышления с ^

о музыке.

На современном этапе развития общества все более востребованными становятся личности, самостоятельно и критически мыслящие, владеющие навыками культуры поведения и речи. В основных нормативных документах, регламентирующих сферу образования Российской Федерации, подчеркивается значимость формирования умения излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, начиная с младших классов общеобразовательной школы.

Модернизация отечественного образования, направленная на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, реализуется путем научного обоснования и внедрения в образовательную практику адекватных форм, средств, методов обучения и воспитания учащихся. В связи с этим в педагогической науке сложились два параллельно развивающихся направления. Первое направление ориентировано на поиск инновационных путей совершенствования системы образования; а второе - на выявление и реализацию потенциала педагогического наследия выдающихся отечественных и зарубежных представителей. В рамках второго направления актуально исследование проблемы формирования у учащихся навыков мысле-речевой деятельности на уроках музыки специальным методом, предложенным Д.Б. Кабалевским.

Следует отметить, что психологической наукой обосновано понимание мышления и речи как целенаправленной активности человека, т.е. деятельности (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн). Этот факт является исходным для педагогической науки и образовательной практики в декларировании целенаправленного обучения мыслительной и речевой деятельности [7; 8].

Анализ сущности мыслительной деятельности показал, что размышление представляет собой деятельность по обдумыванию чего-либо путем оперирования мыслями, являющимися неделимыми единицами мыслительного процесса [19]. Человек может мыслить образно (красками, формами, звуками, тактильными ощущениями, запахами, кинетическими ощущениями) и вербально. Образное мышление, обусловленное сенсорным восприятием человека, может быть выражено внешне в мимических и двигательных реакциях человека, а также отражено в продуктах деятельности человека: картинах, скульптуре, музыкальных произведениях,

Актуальные проблемы педагогики

танцах, ароматах [1; 6]. Вербальное (абстрактное) мышление внешне реализуется в речи [9; 11; 12; 13].

Рассуждение можно трактовать как размышление вслух путем оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями, являющимися универсальными формами как мыслительной, так и речевой деятельностей [5]. Более того, размышление и рассуждение представляют собой единую мысле-речевую деятельность, как правило, включенную в какую-либо предметную деятельность человека [4; 14; 18; 20].

Согласно положениям возрастной психологии (Г.С. Абрамова, И.Ю. Кулагина, О.Б. Дарвиш, В.С. Мухина, Р.С. Немов и др.), овладение мыслеречевой деятельностью обусловлено психологическими особенностями определенного возраста. Известно, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для интенсивного развития всех психических процессов и становления личности учащихся. особенности мысле-речевой деятельности у учащихся этого возраста проявляются: а) в сформирован-ности наглядно-образного мышления и возможности целенаправленного формирования абстрактного мышления проблемными методами обучения; б) в развитости ситуационной речи и возможности совершенствования контекстной речи, логических высказываний; в) в активном формировании внутреннего мира учащихся, развития обобщенного чувства, что позволяет детям выражать (обозначать) это чувство словесно [3].

для выявления особенностей мысле-речевой деятельности на уроках музыки был осуществлен анализ музыки как предмета мысле-речевой деятельности. Исходя из того, что музыка как вид искусства отражает окружающую действительность в звуковых (музыкальных) художественных образах, имеющих интонационную природу, деятельность по созданию музыкальных произведений, их исполнению и восприятию осуществляется на основе музыкального мышления, выступающего разновидностью невербального мышления и имеющего многомерный, недискретный, интонационный, творческий характер [2; 15]. Музыкальное мышление представляет собой сложное взаимодействие конкретно-чувственного и обобщенно-абстрактного видов мышления, обеспечивая воплощение в конкретном музыкальном образе типических черт [17]. Восприятие (слушание) музыки требует владения навыком вычленения из музыкальной ткани отдельных ее компонентов (мелодии, характерного ритмического рисунка, тембра отдельных инструментов), а также навыком слежения за их развитием. В совокупности эти навыки обеспечивают понимание музыкальной мысли.

Вербализация музыкальных образов осуществляется путем их перекодирования. Невербальный характер музыкальных образов обусловливает неисчерпаемость словесной интерпретации музыкального произведе-

ния [2; 9; 13]. В связи с этим, речевая деятельность, связанная со словесной характеристикой музыкальных образов, включает: а) характеристику смысла музыкального произведения путем определения его темы, идеи, образно-эмоционального описания содержания; б) характеристику средств музыкальной выразительности, выступающих обозначением сугубо музыкальных мыслей конкретного музыкального произведения, путем использования музыкальных понятий и терминов; в) выражения личностного отношения к музыкальным явлениям.

Понимание особенностей мысле-речевой деятельности при постижении музыкального произведения позволяет выделить метод, наиболее эффективно обеспечивающий приобщение учащихся к музыкальному искусству путем его изучения, понимания и принятия как значимой человеческой ценности. Необходимость обучения учащихся размышлению о музыке впервые была предложена советским композитором и педагогом Д.Б. Кабалевским, которым в середине XX в. была разработана принципиально новая концепция изучения музыки в общеобразовательной школе. Центральной идеей этой концепции является изучение музыки «как живого искусства». Концепция Д.Б. Кабалевского положена в основу программы по школьному предмету «Музыка».

данная программа с некоторыми изменениями в соответствии с социально-культурной ситуацией в стране и сегодня является нормативным документом, с позиций которого организуются уроки музыки в общеобразовательных школах. Для реализации программы по музыке, по мнению д.Б. Кабалевского, нужны не только общедидактические принципы и методы, необходима методика, «которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных занятий в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?», потому что «проблема интереса, увлеченности -одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету [16, с. 5]. Но особое значение она приобретает в области искусства, где «без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени» [Там же]. Использование специальных методов музыкального воспитания «делает восприятие музыки ... активно-творческим, аналитическим» [16, с. 6]. В качестве специального метода Д. Б. Кабалевским предлагается метод размышления о музыке. данный метод получил признание в отечественной образовательной практике, однако в музыкальной педагогике он недостаточно осмыслен с позиций методологии.

Нами проделана работа по методологической конкретизации метода размышления о музыке, в частности, содержательно определены его кон-

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

цептуальный, операционный и результативный компоненты. Методологическое осмысление обозначенного метода позволяет взаимосвязанно выстраивать: а) концептуальную направленность метода на музыку как объект познания; б) операционную последовательность приемов реализации метода; в) логический результат в виде сформированности компонентов музыкальной культуры. Сравнительный анализ метода размышления о музыке с общедидактическими и специальными методами выявил интегрированный характер метода размышления о музыке. Данный метод, на наш взгляд, объединяет приемы различных общедидактических и специальных методов. Так, этот метод «вбирает в себя» словесный, наглядный, практический методы (по классификации Ю.К. Бабанского), проблемный метод (классификация И.Я. Лернера), а также специальные методы: метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев), метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире (Н.А. Ветлугина). На основе метода размышления о музыке были разработаны такие специальные методы, как метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова), метод контрастного сопоставления произведений (О.П. Радынова). Интегрированный характер метода размышления о музыке способствует развитию как образночувственного, так и теоретического мышления путем накопления конкретных музыкальных впечатлений и усвоения общих музыкально-теоретических понятий и положений. С помощью этого метода учащиеся не только обучаются осмысленному восприятию музыки, но и воспитываются как личности, способные эмоционально откликаться на музыку и критически оценивать ее как духовную ценность.

Метод размышления о музыке способствует формированию правильного мышления и речи у учащихся путем опоры на формально-логические законы [5], что проявляется в использовании операции сравнения, в обсуждении противоречивых суждений, в принятии выбора одной из двух взаимоисключающих альтернатив, в аргументации личных позиций учителя и учащихся, в учете оптимальности при отборе информации. Данный метод способствует расширению словарного запаса путем усвоения семантики музыкальных понятий и терминов, их правильного произношения (фонетика) с правильным ударением (акцентология). Размышляя о музыке, учащиеся, во-первых, совершенствуют навык высказывания суждений различного типа: о свойствах музыки и музыкального языка, о содержании музыкального произведения, о своем отношении к музыкальным явлениям, во-вторых, овладевают навыками умозаключения (обобщения).

В образовательной практике учителя музыки могут реализовать метод размышления о музыке различными операционными приемами и их ком-

бинациями, добиваясь тем самым определенного результата, который проявляется в активизации вербально-невербального мышления и реализуется в речевых действиях учащихся путем оперирования музыкальными понятиями и терминами, высказывания констатирующих и ценностно-эстетических суждений, формулирования логических умозаключений.

В заключение статьи сформулируем обобщающие выводы исследования.

1. Понимание музыкального мышления как невербальной деятельности намечает перспективы разработки условий формирования у учащихся умственных операций как способов мышления музыкой.

2. Выделение в мысле-речевой деятельности внутреннего компонента, связанного с размышлением, и внешнего компонента, проявляющегося в рассуждении, намечает перспективы определения способов их формирования в идентичных логических формах.

3. осознание метода размышления о музыке Д.Б. Кабалевского как интегрированного специального метода обучения музыке, на наш взгляд, позволяет учителю музыки целенаправленно реализовать его концептуальный, операционный и результативный компоненты.

4. Знание особенностей мысле-речевой деятельности младших школьников задает перспективы моделирования на уроках музыки учебных ситуаций с использованием метода размышления о музыке.

Библиографический список

1. Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? [К проблеме языка и мышления] // Вопросы философии. 2001. № 6. С. 68-82.

2. Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства: Монография. СПб., 2006.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.

5. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов пед. вузов. М., 1986.

6. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.

7. Гурбатова Е.Р. Роль понятийных форм мышления в обучении детей // Педагогика. 2004. № 6. С. 39-45.

8. Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. М.О. Шуаре. М., 1992. С. 132-148.

9. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. № 6. С. 26-38.

10. Зинченко В.П. Мышление как действие // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 1-18. № 3. С. 1-18.

11. Клягин Н.В. Происхождение мышления. Лингвистические основания его развития (язык) // Мир психологии. 2009. № 2. С. 59-69.

12. Кравец А.С. Смыслы и ценности // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2007. № 6. С. 3-27.

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

13. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Определение основных понятий в структуре речепорождающего процесса (превербальные этапы) // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / Отв. ред. Е.С. Кубрякова. М., 1991.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

15. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: история, становление, сущность. М., 1984.

16. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского; Под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. М., 2006.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост., авт. комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб., 1998.

18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

19. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб., 2001.

20. Щедровицкий Г.П. Избр. тр. / Ред.-сост. А.А. Пископпель, Л.П. Щедровиц-кий. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.