Научная статья на тему 'Формирование навыков изучающего чтения у студентов-иностранцев'

Формирование навыков изучающего чтения у студентов-иностранцев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1099
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ / ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ / СИСТЕМА ЯЗЫКОВЫХ И РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ / FOREIGN STUDENTS OF THE PREPARATORY DEPARTMENT / COMPREHENSIVE READING / SYSTEM OF VERBAL AND SPEECH EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Боборико Г. И.

В статье затрагиваются вопросы работы по формированию навыков изучающего чтения на начальном эта­пе обучения иностранных студентов, акцентируется внимание на системе упражнений, обеспечивающих форми­рование навыков изучающего чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMPREHENSIVE READING SKILLS IN THE INITIAL STAGE OF TEACHING FOREIGN STUDENTS

The article concerns the issues of work aimed at developing skills of comprehensive reading in the initial stage of teaching foreign students, it also focuses on the system of exercises providing the development of comprehensive reading skills.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков изучающего чтения у студентов-иностранцев»

УДК 378.881.161.1 - 057.875

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗУЧАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

Г. И. Боборико

Кафедра русского и белорусского языков УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье затрагиваются вопросы работы по формированию навыков изучающего чтения на начальном этапе обучения иностранных студентов, акцентируется внимание на системе упражнений, обеспечивающих формирование навыков изучающего чтения.

Ключевые слова: иностранные студенты подготовительного отделения, изучающее чтение, система языковых и речевых упражнений.

The article concerns the issues of work aimed at developing skills of comprehensive reading in the initial stage of teaching foreign students, it also focuses on the system of exercises providing the development of comprehensive reading skills.

Key words: foreign students of the preparatory department, comprehensive reading, system of verbal and speech exercises.

Чтение - один из рецептивных видов речевой деятельности, цель которого - извлечение информации, содержащейся в письменном тексте.

Чтение имеет огромное значение в системе обучения иностранных студентов, так как не только способствует овладению языком, но и является средством ознакомления учащихся со страной изучаемого языка, её культурой.

Задачей обучения чтению является достижение уровня реального чтения, под которым понимается самостоятельный вид коммуникативной деятельности, позволяющий использовать чтение для удовлетворения реальных жизненных потребностей.

Существует несколько классификаций видов обучающего чтения. В основе каждой классификации лежат различные принципы. Наиболее популярна классификация, в основу которой положен новый критерий - предполагаемое использование извлекаемой при чтении информации и вытекающая из этого установка читающего на степень полноты и точности понимания. [1]

Исходя из этого критерия выделяют три вида чтения: просмотровое (или поисковое), ознакомительное и изучающее.

Основной целью изучающего чтения является максимально полное восприятие информации, заключенной в тексте. Для изучающего чтения отбираются тексты, объем которых в несколько раз меньше текстов для ознакомительного чтения. Обычно это тексты описательного или сюжетного

типа, информационная насыщенность которых высока. В текстах для изучающего чтения не должно быть незнакомых учащемуся грамматических конструкций. Поскольку учащиеся при изучающем чтении могут пользоваться словарем, количество незнакомой лексики может быть больше, чем при ознакомительном чтении, но оно не должно быть чрезмерным.

Изучающее чтение предполагает запоминание содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Поэтому чтение должно быть медленным, с внутренним прогова-риванием текста, с частыми остановками, с возвращением к непонятным или незапомнившимся местам. [2]

Конкретный вид чтения определяет характер как самого процесса чтения, так и методическую систему упражнений. Для изучающего чтения характерно использование всех видов упражнений -языковых, предкоммуникативных, коммуникативных.

Цель языковых упражнений состоит в том, чтобы исключить трудности лингвистического и психологического характера из предкоммуникативных и коммуникативных упражнений. При выполнении языковых упражнений основное внимание уделяется нахождению в тексте незнакомых языковых явлений и установлению их значений, работе с синонимами и антонимами, словообразовательному, смысловому и контекстуальному прогнозированию, правильному оформлению фраз и предложений,

формированию рецептивного словаря (лексические единицы, которые должны быть опознаны учащимися при чтении) и потенциального словаря, (который фактически не изучается, но пополняется на основе догадки: понимания морфем, составляющих слово, по сходству слова со словом родного языка или интернациональными словами, по контексту и т.д.) [2] По мнению методистов, активное владение 1200 лексических единиц делает возможным сформировать потенциальный словарный запас в 2500 единиц, т.е. увеличить объем лексики более чем в два раза. К факторам, развивающим языковую догадку, относятся и различные опоры в тексте и вне его. Это структура предложения, порядок слов, пунктуация, семантика слов, а также сведения об эпохе, авторе произведения, иллюстрации (иллюстративный материал эмоционально воздействует на учащихся, создает стимул для чтения).

Предкоммуникативные упражнения используются для выработки у учащихся навыков пользования различными речевыми конструкциями. Внимание учащихся сосредоточено сначала на содержании высказывания, а затем на его внешней форме. К предкоммуникативным упражнениям относятся вопросно-ответные упражнения, с помощью которых ведется работа над содержанием текста (выделение главной и второстепенной информации в тексте, анализ композиционной структуры, проблематика текста, выяснение и формулирование главной идеи и т.д.), комбинаторные упражнения, упражнения на сокращение и расширение фраз. [3]

Назначение коммуникативных упражнений -выработка у иностранных студентов умений и навыков в определении программы высказывания, а также в построении высказываний по этой программе путем использования различных речевых образцов и типовых конструкций. К коммуникативным упражнениям относятся ситуативные упражнения, предназначенные для выработки умений и навыков в конструировании учебных коммуникативных ситуаций, максимально приближенных к естественным ситуациям общения, упражнения, с помощью которых осуществляется контроль понимания содержания, упражнения на развитие смыслового анализа и синтеза, творческие упражнения (критическое осмысление прочитанного, выход за текст) [1].

Продуманная система упражнений позволяет сделать работу по формированию навыков изучающего чтения у студентов-иностранцев более результативной, помогает развитию основных механизмов, формирующих навыки изучающего чтения (языковой и смысловой догадки, умения воспроизвести прочитанное в устной и письменной форме), способствует увеличению темпа чтения.

Литература

1. Ревицкий, В.В. Методика преподавания русского языка как ино-

странного: тексты лекций для иностранных студентов, аспирантов и стажёров /В.В. Ревицкий, С.И. Лебединский. - Минск, 1994. - 106 с.

2. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включённое обучение) /Под ред. А.Н. Щукина. - М., 1990. - 231 с.

3. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения /ГИ. Дергачёва, О.С. Кузина, Н.М. Малашенко и др. - М., 1983. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.