В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ
УДК 378.147.88
В. А. Грошенкова
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ
Обучение деловому общению — важная составляющая часть образования в современном мире. Создание разных типов деловой корреспонденции, написание деловых писем, разного рода официальных документов, умение вести деловые переговоры требует профессионального владения спецификой деловой речи, коммуникативной компетенцией и высокого уровня грамотности [1—5]. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ^++) необходимо обеспечить готовность выпускника педагогического вуза к освоению норм деловой коммуникации и предусмотреть формирование универсальной коммуникативной компетенции: УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) [6]. В то же время достижение должного уровня профессиональной компетенции современ-
ного педагога является требованием профессионального стандарта педагога.
Обучение деловому общению связано с таким функциональным стилем речи, как официально-деловой стиль. Ряд лингвистов (М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Сали-мовский и др.) считает, что официально-деловой стиль — это совокупность законов, постановлений, соглашений, деловых писем и т. д., то есть совокупность жанров деловой речи, воплощающая характерные черты языка текстов официально-делового общения [7].
Письменное деловое общение предполагает направленность общения на передачу информации между коммуникантами в форме письменных деловых текстов с целью организации успешной совместной деятельности партнеров [8—9]. В то время как устное деловое общение предусматривает по существу тот же самый процесс, но в форме создания устных деловых текстов.
По мнению Л. А. Введенской [10], стилевыми чертами устного и письменного делового общения являются точность, сжатость, стереотипность, стандартность, официальность, строгость выражения мысли, а также объективность и логичность.
Создание устных и письменных деловых сообщений, и документов — одна из неотъемлемых частей работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения, детского развивающего центра, школы с функционирующим логопунктом, детской поликлиники. Умение грамотно вести документацию — важный показатель профессиональной компетентности учителя-логопеда. Как правило, ежедневно логопед сталкивается с составлением и оформлением деловой документации ежедневно. К числу создаваемых устных деловых текстов относятся следующие: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, деловые разговоры по телефону, выступление с убеждающей речью, презентация.
Деловая документация учителя-логопеда, связанная непосредственно с его профессиональной деятельностью, предполагает знакомство с должностной инструкцией учителя-логопеда, положением о логопункте, составление и оформление речевых карт на каждого ребенка-логопата, написание и оформление рабочих программ,
годового плана консультативно-методической работы, перспективных планов по группам, поурочных планов работы, циклограммы логопедических занятий, отчётов о результатах коррекцион-ной работы, подготовка портфо-лио, расписания занятий; а также общих видов деловых бумаг, таких, как заявление, докладная и служебная записки, деловое письмо, в том числе электронное, автобиография, доверенность, расписка, характеристика, резюме, буклет, памятка, объявление.
На основе анализа опыта работы логопедов, наблюдения, изучения документации мы пришли к выводу, что наибольшую трудность представляют составление и оформление специальной документации, деловых бумаг, связанных с профессиональной областью (речевые карты, рабочие программы, планы, отчёты учителя-логопеда и др.), написание деловых писем, оформление официальных документов, написание объяснительных, служебных записок, характеристик, резюме, телефонные разговоры, соблюдение этикетных норм и правил вежливости.
Анализ срезовых работ студентов в области деловой коммуникации показал следующее. При подготовке деловых бумаг студенты мало используют профессиональную лексику и язык делового общения, не включают в текст сложносокращенные слова, аббревиа-
туры, недостаточно правильно употребляют клише, характерные для делового стиля, для выполнения заданий оформления по определённой форме им нужен образец, первоначальные работы студентов не отличаются сжатостью и компактностью изложения, часто пишут от первого лица в то время как деловая форма избегает конкретного и личного, допускают пунктуационные, орфографические ошибки при оформлении текста деловой бумаги, часты орфоэпические, речевые и грамматические ошибки как в устной, так и в письменной. Так, речевые ошибки составляют довольно большой процент из числа других групп ошибок, допускаемых студентами при составлении деловых бумаг: это употребление слов в неправильном значении, неправильное использование слов-терминов, плеоназм и тавтология, смешение паронимов, ошибки в употреблении синонимов, лексическая неполнота. Студенты часто пользуются простыми предложениями, однако деловой речи присущи сложные конструкции, отражающие подчинение одних фактов другим.
Респонденты отмечали, что они постоянно сталкиваются с необходимостью написания деловых писем и документов различного жанра, сложнее всего для них выступает написание деловых писем, автобиографии, резюме и их композиционное оформление, фор-
мулировка мыслей, логично и связно, аргументировать свои мысли, составить текст письма, раскрыть тему письма, редактировать деловое письмо, соблюсти официально-деловой стиль письма, ведение телефонных разговоров, переговоров, собеседования, а также нормы ведения электронного делового общения.
Итак, можно констатировать, что студенты-логопеды имеют недостаточный уровень письменной и устной деловой коммуникации. Анализ учебных планов, программ учебных дисциплин, учебных пособий по деловому общению, учебников по русскому языку для старших классов общеобразовательной школы свидетельствует о том, что основными причинами слабой подготовки студентов в области деловой коммуникации являются отсутствие преемственности при отборе содержания обучения в школе и в вузе, неполное соответствие учебных программ вуза по обучению речи современным требованиям.
Эффективность организации обучения деловой коммуникации будет во многом зависеть от подготовительной работы, связанной с отбором лексики и использованием специальных упражнений для отработки лексико-стилистиче-ских, грамматических и речевых норм у обучающихся, ориентированных именно на использование официально-делового стиля речи.
При разработке системы заданий по обучению устному и письменному деловому общению следует учитывать следующие принципы:
— практическая направленность заданий и упражнений, предполагающая анализ языковых фактов, редактирование документов и самостоятельное составление обучающимися деловых бумаг или осуществления устной деловой коммуникации;
— учет психолингвистических, стилистических и жанровых особенности делового письма;
— учет сущности правил и алгоритмов составления и оформления в соответствии с принятыми нормами;
— учет специфических особенностей различных уровней языка, характерных для официально-делового стиля: лексического и грамматического уровней языка деловых документов;
— система заданий и упражнений построена с учетом как традиционных, так и инновационных средств обучения;
— построение упражнений на материале деловых бумаг, устных форм делового общения и деловой электронной переписки, относящейся к профессиональной сфере общения учителя-логопеда.
Тематика занятий в рамках курса «Речевая культура дефектоло-га»: «Официально-деловой стиль:
стандарт и разнообразие», «Деловая этика. Жесты и позы в деловом общении», «Языковые особенности деловых бумаг и документов», «Виды деловых бумаг (заявление, докладная и служебная записки, деловое письмо, в том числе электронное, автобиография, доверенность, расписка, характеристика, резюме, буклеты, памятки, объявления)», «Типы и особенности деловых бумаг учителя-логопеда (должностная инструкция учителя-логопеда, положение о лого-пункте, речевые карты, рабочие программы, планы — годовой план консультативно-методической работы, перспективные планы по группам, поурочные планы работы, циклограмма логопедических занятий, отчёты о результатах кор-рекционной работы, портфолио, расписание занятий, договор, пояснительная записка и др.)», «Порядок составления оформления деловых бумаг учителем-логопедом», «Учимся редактировать деловые бумаги», «Телефонные разговоры делового человека», «Переговоры как форма коллективного делового общения», «Деловая беседа и деловое совещание: пути к успеху», «Электронное деловое общение» и др.
В рамках курса «Культура речи дефектолога» и учебной проектно-технологической речевой практики студентам предлагаются для выполнения следующие виды упраж-
нений, следуя классификации, предложенной В. И. Капинос [11]:
1. Наблюдение над языком образцового делового текста:
— выделение его стилистических признаков устного и письменного делового общения;
— выявление языковых средств, несущих основную смысловую и стилистическую нагрузку в зависимости от типа создаваемого документа или устной речи;
— выявление не свойственных деловому тексту стилистических элементов.
2. Стилистический анализ образцового делового текста:
— определить задачу общения, охарактеризовать её (на основе буклета для родителей с рекомендациями по выполнению артикуляционных упражнений, памятки для родителей по речевому развитию детей, объявление и др.);
— выделить основные стилистические черты различных деловых бумаг или устного делового общения (резюме, служебная записка, деловая беседа с родителем ребенка о данных диагностики по телефону и др.);
— указать языковые средства, которые позволяют отнести текст к деловому;
— сделать вывод о функциональной принадлежности текста.
3. Сравнение деловых текстов:
— сопоставить тексты разных стилей на одну тему;
— тексты одного стиля, на одну тему, но разных авторов;
— сопоставление начального и окончательного варианта текста (например, два варианта заполнения речевой карты; отчетов о проведении логопедической работы и др.).
4. Стилистический эксперимент:
— редактирование делового текста (например, электронного письма, служебной записки, заявления, пояснительной записки и др.):
1) первичное ознакомление с текстом документа (делаются пометки и исправления карандашом);
2) проверка фактического материала (точности написания речевого диагноза, этапов логопедической работы, характеристики на ребенка и др.);
3) языковая правка (устранятся орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки).
— преобразование текста с изменением жанра;
— создание текста делового стиля в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
5. Создание собственного делового текста:
— создание по аналогии, по схеме делового текста определённого жанра;
— подбор образцовых текстов делового стиля;
— самостоятельное создание текста делового стиля (устного, письменного, электронного) в рамках профессиональной деятельности.
Кроме того, при построении системы упражнений мы учитывали формируемые коммуникативные умения, характерные для устной речи (говорение) — это умение ориентироваться в особенностях адресата и ситуации; умение определять стиль, жанр и коммуникативное намерение; умение планировать содержание и композицию речи с учетом особенностей адресата, ситуации, целей; умение устанавливать контакт с адресатом; умение излагать свои мысли устно в соответствии с намеченным планом и основными нормами современного русского литературного языка; навыки невербальными средствами общения; умение оценивать свою речь с точки зрения эффективности; навыки фиксации отклонений от принятых норм в области устной речи.
Для письменной речи (письмо): умение ориентироваться в особенностях адресата и ситуации; умение определять стиль, жанр, цели речи; умение планировать содержание и композицию речи; умение излагать свои мысли в письменной форме, придерживаясь намеченного плана, норм современного русского литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных; умение редактировать
написанное; умение оценивать составленный текст; умение фиксировать отклонения принятых норм в письменной речи [12, с. 12—13].
Разработанная нами система упражнений будет являться необходимой основой для последующего изучения дисциплин коммуникативного модуля, психолого-педагогического модуля, модуля логопедических технологий, методик коррекционного и инклюзивного образования и др., прохождения учебной, производственной, преддипломной практики, для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ. В рамках изучаемых дисциплин важно предусмотреть следующие виды самостоятельной работы: аналитическая работа с текстом делового стиля; выполнение письменных заданий; подготовка к тестовым и контрольным работам, презентаций специальности; подготовка устных выступлений, докладов; составление речевых карт, рабочих программ, циклограмм логопедических занятий, резюме, методических рекомендаций для родителей в форме буклетов, памяток; подготовка портфолио учителя-логопеда и резюме при устройстве на работу в учреждение, где оказывается логопедическая помощь.
Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 3 (23) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аниськина Н. В. Формирование профессиональной дискурсивной компетенции у студентов-филологов в сфере письменного делового общения автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2009 / URL: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01003483124#?page=22 (дата обращения: 09.04.2020).
2. Глухих Н. В., Миронова А. А. Приемы формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в деловом общении // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 91-101.
3. Гурьева Т. С., Зубкова Е. С. Из опыта обучения основам деловой письменной коммуникации студентов вузов // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 514-516.
4. Крюкова В. А. Проблемы формирования профессионально-деловой коммуникации у студентов туристского вуза // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 7. С. 34-35.
5. Бисултанова М. А., Хасанова С. С., Астамирова З. К., Джабраилова З. С. Э. Лингводидактический потенциал электронного делового общения в обучении иноязычной письменной речи // Новая парадигма социально-гуманитарного знания // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конфе-
ренции / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: АПНИ, 2018. С. 14-17.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.01 Направление подготовки «Педагогическое образование» от 22.02.2018 № 121 // URL: https://www.fumoped.ru/kopiya-fgos-vo (дата обращения: 09.04.2020).
7. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М.: Флинта, 2008. 464 с.
8. Кузьмина Н. В. Формирование умений профессиональной коммуникации: проблемы, задачи // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 125-128.
9. Кузьмина Н. В. Формирование навыков письменной деловой коммуникации у студентов негуманитарных вузов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 7-8. С. 16-21.
10. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 539 с.
11. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991. 191 с.
12. Мельникова И. И. Формирование речевой культуры в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 1998. 18 с. // URL: https:// dlib.rsl.ru/viewer/01000277210#?page=16 (дата обращения: 09.04.2020).
REFERENCES
1. Aniskina N.V. Formation of professional discursive competence among students of philology in the field of written business communication. Thesis for the degree of candidate of pedagogical sciences / Togliatti State University. Togliatti, 2009 / URL: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01003483124#?page=22 (date of access: 09.04.2020).
2. Glukhikh N. V., Mironova A. A. Techniques for the formation of the communicative competence of the future teacher in business communication // Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2019. № 4. P. 91-101. (In Russ.).
3. Gurieva T. S., Zubkova E. S. From the experience of teaching the basics of business written communication of university students // Modern education: content, technology, quality. 2019. Vol. 1. P. 514-516. (In Russ.).
4. Kryukova V. A. Problems of the formation of professional and business communication among students of a tourist university // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. №. 7. P. 34-35. (In Russ.).
5. Bisultanova M. A., Khasanova S. S., Astamirova Z. K., Dzhabrailova Z. S. E. Linguodidactic potential of electronic business communication in teaching foreign language writing // New paradigm of social and humanitarian knowledge // Collection of scientific papers based on the materials of the International scientific and practical conference / under total. ed. E. P. Tkacheva, Belgorod: APNI, 2018. P. 14-17. (In Russ.).
6. Federal State Educational Standard of Higher Education 44.03.01 Direction of training "Pedagogical Education" dated 22.02.2018 № 121 // URL: https:// www.fumoped.ru/kopiya-fgos-vo (date of access: 09.04.2020).
7. Kozhina M. N., Duskaeva L. R., Salimovsky V. A. The stylistics of the Russian language. M.: Flinta, 2008. 464 p. (In Russ.).
8. Kuzmina N. V. Formation of professional communication skills: problems, tasks // Bulletin of Kazan Technological University. 2010. № 3. P. 125-128. (In Russ.).
9. Kuzmina N. V. Formation of written business communication skills among students of non-humanitarian universities // Kazan Pedagogical Journal. 2009. No. 7-8. S. 16-21. (In Russ.).
10. Vvedenskaya L. A. Russian language and culture of speech / L. A. Vveden-skaya, L. G. Pavlova, E. Yu. Kashaeva // Rostov n/D: Phoenix, 2006. 539 p. (In Russ.).
11. Speech development: theory and practice of teaching / V. I. Kapinos, N. N. Sergeeva, M. S. Soloveichik. M.: Education, 1991. 191 p. (In Russ.).
12. Melnikova I. I. Formation of speech culture in the process of vocational training of primary school teachers: abstract of thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Yaroslavl State. ped. un-t them. K. D. Ushinsky. Yaroslavl, 1998.18 p. // URL: https://dlib. rsl.ru/viewer/01000277210#?page=16 (date of access: 09.04.2020).
Поступила в редакцию 30.06.2020 г.