Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТЫ-ЛОГОПЕДЫ / ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА / НОРМЫ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / BUSINESS COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STUDENT SPEECH THERAPISTS / DOCUMENTATION OF A SPEECH THERAPIST TEACHER / NORMS OF SPEAKING AND WRITING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грошенкова Виктория Алексеевна

В статье обоснована необходимость включения в образовательный процесс обучения студентов-логопедов системы заданий по формированию делового общения в устной и письменной формах, которая разработана на основе анкетирования, проведения тестов и срезовых работ как учителей-логопедов, так и студентов, осваивающих данную специальность. Разработанные задания обеспечивают формирование умений оформлять письменную документацию учителя-логопеда в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами: речевые карты на каждого ребенка-логопата, рабочие программы, годовой план, перспективный план, циклограммы логопедических занятий, отчёт о результатах логопедической работы, портфолио, договор, и др.; а также общих видов деловых бумаг - заявление, докладная и служебная записки, деловое письмо, в том числе электронное, автобиография, доверенность, расписка, характеристика, резюме, буклет, памятка, объявление. Кроме того, в статье предложены задания по формированию навыков проведения деловой беседы, деловых переговоров, деловых совещаний, разговоров по телефону, подготовке убеждающей речи для выступления в соответствии с нормами этикета и особенностями устного делового общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BUSINESS COMMUNICATION SKILLS AMONG SPEECH THERAPISTS

The article substantiates the need to include in the educational process of teaching students-speech therapists a system of tasks for the formation of business communication in oral and written forms, which is developed on the basis of questionnaires, tests and cross-sectional works of both teachers-speech therapists and students mastering this specialty. The developed tasks provide the formation of the skills to draw up written documentation of the speech therapist teacher in accordance with the current norms, rules and standards: speech cards for each child-speech pathologist, work programs, annual plan, long-term plan, cyclograms of speech therapy classes, report on the results of speech therapy work, portfolio, agreement, etc.; as well as common types of business papers - application, memorandum and service notes, business letter, including electronic, autobiography, power of attorney, receipt, characteristic, resume, booklet, memo, announcement. In addition, the article offers tasks for the formation of skills in conducting a business conversation, business negotiations, business meetings, talking on the phone, preparing a persuasive speech for a speech in accordance with the norms of etiquette and the peculiarities of oral business communication.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 378.147.88

В. А. Грошенкова

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ

Обучение деловому общению — важная составляющая часть образования в современном мире. Создание разных типов деловой корреспонденции, написание деловых писем, разного рода официальных документов, умение вести деловые переговоры требует профессионального владения спецификой деловой речи, коммуникативной компетенцией и высокого уровня грамотности [1—5]. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ^++) необходимо обеспечить готовность выпускника педагогического вуза к освоению норм деловой коммуникации и предусмотреть формирование универсальной коммуникативной компетенции: УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) [6]. В то же время достижение должного уровня профессиональной компетенции современ-

ного педагога является требованием профессионального стандарта педагога.

Обучение деловому общению связано с таким функциональным стилем речи, как официально-деловой стиль. Ряд лингвистов (М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Сали-мовский и др.) считает, что официально-деловой стиль — это совокупность законов, постановлений, соглашений, деловых писем и т. д., то есть совокупность жанров деловой речи, воплощающая характерные черты языка текстов официально-делового общения [7].

Письменное деловое общение предполагает направленность общения на передачу информации между коммуникантами в форме письменных деловых текстов с целью организации успешной совместной деятельности партнеров [8—9]. В то время как устное деловое общение предусматривает по существу тот же самый процесс, но в форме создания устных деловых текстов.

По мнению Л. А. Введенской [10], стилевыми чертами устного и письменного делового общения являются точность, сжатость, стереотипность, стандартность, официальность, строгость выражения мысли, а также объективность и логичность.

Создание устных и письменных деловых сообщений, и документов — одна из неотъемлемых частей работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения, детского развивающего центра, школы с функционирующим логопунктом, детской поликлиники. Умение грамотно вести документацию — важный показатель профессиональной компетентности учителя-логопеда. Как правило, ежедневно логопед сталкивается с составлением и оформлением деловой документации ежедневно. К числу создаваемых устных деловых текстов относятся следующие: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, деловые разговоры по телефону, выступление с убеждающей речью, презентация.

Деловая документация учителя-логопеда, связанная непосредственно с его профессиональной деятельностью, предполагает знакомство с должностной инструкцией учителя-логопеда, положением о логопункте, составление и оформление речевых карт на каждого ребенка-логопата, написание и оформление рабочих программ,

годового плана консультативно-методической работы, перспективных планов по группам, поурочных планов работы, циклограммы логопедических занятий, отчётов о результатах коррекцион-ной работы, подготовка портфо-лио, расписания занятий; а также общих видов деловых бумаг, таких, как заявление, докладная и служебная записки, деловое письмо, в том числе электронное, автобиография, доверенность, расписка, характеристика, резюме, буклет, памятка, объявление.

На основе анализа опыта работы логопедов, наблюдения, изучения документации мы пришли к выводу, что наибольшую трудность представляют составление и оформление специальной документации, деловых бумаг, связанных с профессиональной областью (речевые карты, рабочие программы, планы, отчёты учителя-логопеда и др.), написание деловых писем, оформление официальных документов, написание объяснительных, служебных записок, характеристик, резюме, телефонные разговоры, соблюдение этикетных норм и правил вежливости.

Анализ срезовых работ студентов в области деловой коммуникации показал следующее. При подготовке деловых бумаг студенты мало используют профессиональную лексику и язык делового общения, не включают в текст сложносокращенные слова, аббревиа-

туры, недостаточно правильно употребляют клише, характерные для делового стиля, для выполнения заданий оформления по определённой форме им нужен образец, первоначальные работы студентов не отличаются сжатостью и компактностью изложения, часто пишут от первого лица в то время как деловая форма избегает конкретного и личного, допускают пунктуационные, орфографические ошибки при оформлении текста деловой бумаги, часты орфоэпические, речевые и грамматические ошибки как в устной, так и в письменной. Так, речевые ошибки составляют довольно большой процент из числа других групп ошибок, допускаемых студентами при составлении деловых бумаг: это употребление слов в неправильном значении, неправильное использование слов-терминов, плеоназм и тавтология, смешение паронимов, ошибки в употреблении синонимов, лексическая неполнота. Студенты часто пользуются простыми предложениями, однако деловой речи присущи сложные конструкции, отражающие подчинение одних фактов другим.

Респонденты отмечали, что они постоянно сталкиваются с необходимостью написания деловых писем и документов различного жанра, сложнее всего для них выступает написание деловых писем, автобиографии, резюме и их композиционное оформление, фор-

мулировка мыслей, логично и связно, аргументировать свои мысли, составить текст письма, раскрыть тему письма, редактировать деловое письмо, соблюсти официально-деловой стиль письма, ведение телефонных разговоров, переговоров, собеседования, а также нормы ведения электронного делового общения.

Итак, можно констатировать, что студенты-логопеды имеют недостаточный уровень письменной и устной деловой коммуникации. Анализ учебных планов, программ учебных дисциплин, учебных пособий по деловому общению, учебников по русскому языку для старших классов общеобразовательной школы свидетельствует о том, что основными причинами слабой подготовки студентов в области деловой коммуникации являются отсутствие преемственности при отборе содержания обучения в школе и в вузе, неполное соответствие учебных программ вуза по обучению речи современным требованиям.

Эффективность организации обучения деловой коммуникации будет во многом зависеть от подготовительной работы, связанной с отбором лексики и использованием специальных упражнений для отработки лексико-стилистиче-ских, грамматических и речевых норм у обучающихся, ориентированных именно на использование официально-делового стиля речи.

При разработке системы заданий по обучению устному и письменному деловому общению следует учитывать следующие принципы:

— практическая направленность заданий и упражнений, предполагающая анализ языковых фактов, редактирование документов и самостоятельное составление обучающимися деловых бумаг или осуществления устной деловой коммуникации;

— учет психолингвистических, стилистических и жанровых особенности делового письма;

— учет сущности правил и алгоритмов составления и оформления в соответствии с принятыми нормами;

— учет специфических особенностей различных уровней языка, характерных для официально-делового стиля: лексического и грамматического уровней языка деловых документов;

— система заданий и упражнений построена с учетом как традиционных, так и инновационных средств обучения;

— построение упражнений на материале деловых бумаг, устных форм делового общения и деловой электронной переписки, относящейся к профессиональной сфере общения учителя-логопеда.

Тематика занятий в рамках курса «Речевая культура дефектоло-га»: «Официально-деловой стиль:

стандарт и разнообразие», «Деловая этика. Жесты и позы в деловом общении», «Языковые особенности деловых бумаг и документов», «Виды деловых бумаг (заявление, докладная и служебная записки, деловое письмо, в том числе электронное, автобиография, доверенность, расписка, характеристика, резюме, буклеты, памятки, объявления)», «Типы и особенности деловых бумаг учителя-логопеда (должностная инструкция учителя-логопеда, положение о лого-пункте, речевые карты, рабочие программы, планы — годовой план консультативно-методической работы, перспективные планы по группам, поурочные планы работы, циклограмма логопедических занятий, отчёты о результатах кор-рекционной работы, портфолио, расписание занятий, договор, пояснительная записка и др.)», «Порядок составления оформления деловых бумаг учителем-логопедом», «Учимся редактировать деловые бумаги», «Телефонные разговоры делового человека», «Переговоры как форма коллективного делового общения», «Деловая беседа и деловое совещание: пути к успеху», «Электронное деловое общение» и др.

В рамках курса «Культура речи дефектолога» и учебной проектно-технологической речевой практики студентам предлагаются для выполнения следующие виды упраж-

нений, следуя классификации, предложенной В. И. Капинос [11]:

1. Наблюдение над языком образцового делового текста:

— выделение его стилистических признаков устного и письменного делового общения;

— выявление языковых средств, несущих основную смысловую и стилистическую нагрузку в зависимости от типа создаваемого документа или устной речи;

— выявление не свойственных деловому тексту стилистических элементов.

2. Стилистический анализ образцового делового текста:

— определить задачу общения, охарактеризовать её (на основе буклета для родителей с рекомендациями по выполнению артикуляционных упражнений, памятки для родителей по речевому развитию детей, объявление и др.);

— выделить основные стилистические черты различных деловых бумаг или устного делового общения (резюме, служебная записка, деловая беседа с родителем ребенка о данных диагностики по телефону и др.);

— указать языковые средства, которые позволяют отнести текст к деловому;

— сделать вывод о функциональной принадлежности текста.

3. Сравнение деловых текстов:

— сопоставить тексты разных стилей на одну тему;

— тексты одного стиля, на одну тему, но разных авторов;

— сопоставление начального и окончательного варианта текста (например, два варианта заполнения речевой карты; отчетов о проведении логопедической работы и др.).

4. Стилистический эксперимент:

— редактирование делового текста (например, электронного письма, служебной записки, заявления, пояснительной записки и др.):

1) первичное ознакомление с текстом документа (делаются пометки и исправления карандашом);

2) проверка фактического материала (точности написания речевого диагноза, этапов логопедической работы, характеристики на ребенка и др.);

3) языковая правка (устранятся орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки).

— преобразование текста с изменением жанра;

— создание текста делового стиля в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

5. Создание собственного делового текста:

— создание по аналогии, по схеме делового текста определённого жанра;

— подбор образцовых текстов делового стиля;

— самостоятельное создание текста делового стиля (устного, письменного, электронного) в рамках профессиональной деятельности.

Кроме того, при построении системы упражнений мы учитывали формируемые коммуникативные умения, характерные для устной речи (говорение) — это умение ориентироваться в особенностях адресата и ситуации; умение определять стиль, жанр и коммуникативное намерение; умение планировать содержание и композицию речи с учетом особенностей адресата, ситуации, целей; умение устанавливать контакт с адресатом; умение излагать свои мысли устно в соответствии с намеченным планом и основными нормами современного русского литературного языка; навыки невербальными средствами общения; умение оценивать свою речь с точки зрения эффективности; навыки фиксации отклонений от принятых норм в области устной речи.

Для письменной речи (письмо): умение ориентироваться в особенностях адресата и ситуации; умение определять стиль, жанр, цели речи; умение планировать содержание и композицию речи; умение излагать свои мысли в письменной форме, придерживаясь намеченного плана, норм современного русского литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных; умение редактировать

написанное; умение оценивать составленный текст; умение фиксировать отклонения принятых норм в письменной речи [12, с. 12—13].

Разработанная нами система упражнений будет являться необходимой основой для последующего изучения дисциплин коммуникативного модуля, психолого-педагогического модуля, модуля логопедических технологий, методик коррекционного и инклюзивного образования и др., прохождения учебной, производственной, преддипломной практики, для подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ. В рамках изучаемых дисциплин важно предусмотреть следующие виды самостоятельной работы: аналитическая работа с текстом делового стиля; выполнение письменных заданий; подготовка к тестовым и контрольным работам, презентаций специальности; подготовка устных выступлений, докладов; составление речевых карт, рабочих программ, циклограмм логопедических занятий, резюме, методических рекомендаций для родителей в форме буклетов, памяток; подготовка портфолио учителя-логопеда и резюме при устройстве на работу в учреждение, где оказывается логопедическая помощь.

Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 3 (23) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аниськина Н. В. Формирование профессиональной дискурсивной компетенции у студентов-филологов в сфере письменного делового общения автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2009 / URL: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01003483124#?page=22 (дата обращения: 09.04.2020).

2. Глухих Н. В., Миронова А. А. Приемы формирования коммуникативной компетенции будущего учителя в деловом общении // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 91-101.

3. Гурьева Т. С., Зубкова Е. С. Из опыта обучения основам деловой письменной коммуникации студентов вузов // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 514-516.

4. Крюкова В. А. Проблемы формирования профессионально-деловой коммуникации у студентов туристского вуза // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 7. С. 34-35.

5. Бисултанова М. А., Хасанова С. С., Астамирова З. К., Джабраилова З. С. Э. Лингводидактический потенциал электронного делового общения в обучении иноязычной письменной речи // Новая парадигма социально-гуманитарного знания // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конфе-

ренции / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: АПНИ, 2018. С. 14-17.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.01 Направление подготовки «Педагогическое образование» от 22.02.2018 № 121 // URL: https://www.fumoped.ru/kopiya-fgos-vo (дата обращения: 09.04.2020).

7. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М.: Флинта, 2008. 464 с.

8. Кузьмина Н. В. Формирование умений профессиональной коммуникации: проблемы, задачи // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 125-128.

9. Кузьмина Н. В. Формирование навыков письменной деловой коммуникации у студентов негуманитарных вузов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 7-8. С. 16-21.

10. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 539 с.

11. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991. 191 с.

12. Мельникова И. И. Формирование речевой культуры в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 1998. 18 с. // URL: https:// dlib.rsl.ru/viewer/01000277210#?page=16 (дата обращения: 09.04.2020).

REFERENCES

1. Aniskina N.V. Formation of professional discursive competence among students of philology in the field of written business communication. Thesis for the degree of candidate of pedagogical sciences / Togliatti State University. Togliatti, 2009 / URL: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01003483124#?page=22 (date of access: 09.04.2020).

2. Glukhikh N. V., Mironova A. A. Techniques for the formation of the communicative competence of the future teacher in business communication // Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2019. № 4. P. 91-101. (In Russ.).

3. Gurieva T. S., Zubkova E. S. From the experience of teaching the basics of business written communication of university students // Modern education: content, technology, quality. 2019. Vol. 1. P. 514-516. (In Russ.).

4. Kryukova V. A. Problems of the formation of professional and business communication among students of a tourist university // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. №. 7. P. 34-35. (In Russ.).

5. Bisultanova M. A., Khasanova S. S., Astamirova Z. K., Dzhabrailova Z. S. E. Linguodidactic potential of electronic business communication in teaching foreign language writing // New paradigm of social and humanitarian knowledge // Collection of scientific papers based on the materials of the International scientific and practical conference / under total. ed. E. P. Tkacheva, Belgorod: APNI, 2018. P. 14-17. (In Russ.).

6. Federal State Educational Standard of Higher Education 44.03.01 Direction of training "Pedagogical Education" dated 22.02.2018 № 121 // URL: https:// www.fumoped.ru/kopiya-fgos-vo (date of access: 09.04.2020).

7. Kozhina M. N., Duskaeva L. R., Salimovsky V. A. The stylistics of the Russian language. M.: Flinta, 2008. 464 p. (In Russ.).

8. Kuzmina N. V. Formation of professional communication skills: problems, tasks // Bulletin of Kazan Technological University. 2010. № 3. P. 125-128. (In Russ.).

9. Kuzmina N. V. Formation of written business communication skills among students of non-humanitarian universities // Kazan Pedagogical Journal. 2009. No. 7-8. S. 16-21. (In Russ.).

10. Vvedenskaya L. A. Russian language and culture of speech / L. A. Vveden-skaya, L. G. Pavlova, E. Yu. Kashaeva // Rostov n/D: Phoenix, 2006. 539 p. (In Russ.).

11. Speech development: theory and practice of teaching / V. I. Kapinos, N. N. Sergeeva, M. S. Soloveichik. M.: Education, 1991. 191 p. (In Russ.).

12. Melnikova I. I. Formation of speech culture in the process of vocational training of primary school teachers: abstract of thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Yaroslavl State. ped. un-t them. K. D. Ushinsky. Yaroslavl, 1998.18 p. // URL: https://dlib. rsl.ru/viewer/01000277210#?page=16 (date of access: 09.04.2020).

Поступила в редакцию 30.06.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.