Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИБЮИ МВД РОССИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкевич Владимир Ефимович

В статье раскрываются особенности различных периодов формирования научной компетентности Сибирского юридического института МВД России в историческом контексте практически с первых лет функционирования образовательной организации как высшего образовательного учреждения. Автором показаны динамика, количественная и качественная стороны основных показателей института, позволяющих оценить состояние и уровень научной компетентности учебного коллектива, выстроить логистику дальнейшего совершенствования организации научной деятельности как важнейшей составляющей функционирования образовательной организации в интересах подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкевич Владимир Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC COMPETENCE OF THE SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION: IN HISTORICAL AND PROFESSIONAL CONTEXTS

The article reveals the features of various periods of the development of the scientific competence of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in a historical context since the first years of functioning of an educational organization as a higher educational institution. The author shows the dynamics, quantitative and qualitative aspects of the main indicators of the institute which allow to evaluate the state and level of scientific competence of the educational staff, to build the logistics for further improving the organization of scientific activity as the most important component of the functioning of an educational organization in the interests of training highly qualified specialists for the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТЫ»

СИБИРСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ J ИНСТИТУТУ МВД РОССИИ

/

УДК 001.89

DOI 10.51980/2542-1735_2022_3_9

■Л

Владимир Ефимович ШИНКЕВИЧ,

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), доктор социологических наук, доцент

vlashink@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТЫ

DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC COMPETENCE OF THE SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION: IN HISTORICAL AND PROFESSIONAL CONTEXTS

В статье раскрываются особенности различных периодов формирования научной компетентности Сибирского юридического института МВД России в историческом контексте практически с первых лет функционирования образовательной организации как высшего образовательного учреждения. Автором показаны динамика, количественная и качественная стороны основных показателей института, позволяющих оценить состояние и уровень научной компетентности учебного коллектива, выстроить логистику дальнейшего совершенствования организации научной деятельности как важнейшей составляющей функционирования образовательной организации в интересах подготовки высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел.

The article reveals the features of various periods of the development of the scientific competence of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in a historical context since the first years of functioning of an educational organization as a higher educational institution. The author shows the dynamics, quantitative and qualitative aspects of the main indicators of the institute which allow to evaluate the state and level of scientific competence of the educational staff, to build the logistics for further improving the organization of scientific activity as the most important component of the functioning of an educational organization in the interests of training highly qualified specialists for the internal affairs bodies.

Ключевые слова: образовательная организация, СибЮИ МВД России, подготовка кадров, научная компетентность, научная деятельность.

Keywords: educational organization, SibLI of the MIA of Russia, personnel training, scientific competence, scientific activity.

4

w

Познание истории нашей образовательной организации, ее вклада в подготовку высокопрофессиональных кадров для органов внутренних дел, развитие профессионального взаимодействия с территориальными органами МВД России немыслимы без анализа становления, формирования и развития ее научной компетентности. Ведь «удовлетворяя свои потребности в познании окружающего мира, меняя профессию, род занятий, мы всю жизнь пополняем и обновляем свои знания и умения, совершенствуя себя как личность» [3]. При этом, что очень значимо и для будущих следователей, оперативных сотрудников, участковых уполномоченных пллиции, «качественное образование дает возможность выпускникам высших учебных заведений формировать свою профессиональную карьеру на принципах социальной справедливости, соответствовать общечеловеческим ценностям» [4].

Ценность научной компоненты образовательной организации заключалась и заключается, с одной стороны, в возможности реализации проблемы постоянного совершенствования подготовки высокопрофессиональных кадров с учетом требований и практического опыта деятельности правоохранительной системы по обеспечению законности и правопорядка, а с другой - в оказании помощи в системной оценке существующих проблем, тенденций в профилактике, предупреждении правонарушений, расследовании преступлений, обеспечении защиты законных интересов и прав граждан как важнейшего функционального предназначения правоохранительных органов. Наука способствует обеспечению соответствия образования требованиям быстро меняющегося мира. Более того в условиях современного рынка образовательных услуг, предоставляемых населению, отставание от науки не может не отразиться и на конкурентноспособность образовательной среды [1].

Объективные и субъективные основания актуальности проблемы формирования научной компетентности в условиях разви-

тия образовательного учреждения. Научная компетентность как данность образовательного учреждения имеет место практически с первых дней его формирования. Однако как неотъемлемая ценность нашего образовательного учреждения она проявилась в период перехода на основании распоряжения Правительства РФ и приказа министра внутренних дел России в 1993 г. на программы высшего образования. Наука в высшей школе должна была стать мощным инновационным ресурсом развития системы вузовского образования, реализовывать функцию активного содействования повышению качества специального полицейского образования [2]. Именно в этот период в структуре образовательной организации появился организационно-научный и редакционно-издательский отдел (ОНиРИО) и была введена должность заместителя начальника по научной работе. Первым заместителем начальника института по научной работе и одновременно начальником ОНиРИО1 стал Дмитрий Дмитриевич Невир-ко (1994-2016 гг.), впоследствии - доктор социологических наук, профессор. Основное предназначение отдела заключалось именно в организации научной деятельности сотрудников института, и в первую очередь профессорско-преподавательского состава. Каждый преподаватель, оставаясь основным субъектом проведения учебных занятий, становился и основным участником (исполнителем) и руководителем конкретных научно-исследовательских проектов, выполняемых как по инициативе вуза, так и на основании заявок территориальных органов внутренних дел и заказов центральных органов МВД России. Кроме того, в первые годы существования отдела его научные сотрудники активно привлекались к проведению мероприятий психологического отбора абитуриентов, поступающих на обучение в образовательное учреждение.

В начале нулевых годов отделом была разработана, запатентована и внедрена рейтинговая система оценки научной деятельности каждого преподавателя, научного сотрудника «Наука», которая в 2004 г. была одобрена

1 В начальный период должность заместителя начальника института по научной работе и начальника ОНиРИО были совмещены.

Департаментом кадрового обеспечения МВД России и рекомендована к внедрению всем образовательным учреждениям органов внутренних дел. Многие элементы данной системы в усовершенствованном виде используются до сегодняшнего дня.

Существенный вклад в формирование научной компетентности вуза, становление, укрепление и развитие научно-исследовательской базы был внесен в начальный период начальником Сибирского юридического института МВД России (1996-2004 гг.) доктором юридических наук, профессором Владимиром Ильичом Горобцовым.

Становление коллектива научных и научно-педагогических кадров института. Основу формирования научной компетентности составляют прежде всего ученые - кандидаты, доктора наук и другие инициативные, творческие люди. С первых лет функционирования нашего образовательного учреждения в качестве высшего учебного заведения серьезное внимание уделялось укреплению научного потенциала, подготовке научно-педагогических кадров, в том числе на собственной основе. И тому были существенные причины. На момент образования Красноярской высшей школы милиции (на 01.01.1994) в учебном заведении насчитывалось только 8 кандидатов наук, из них 4 доцента. Через год количество кандидатов в учебном заведении увеличилось лишь на 1 человека, при этом по-прежнему в институте ни на постоянной, ни по совместительству не работал и не служил ни один доктор наук. Формирование научного потенциала, отвечающего требованиям высшего образовательного учреждения, каковым являлась и Красноярская высшая школа милиции, наиболее активно началось в 1996 г.

Проделанная работа по расширению кадрового ядра про-

лет

фессорско-преподавательского состава способствовала тому, что школа в 1998 г. после успешного прохождения государственной аттестации смогла стать институтом. На начало лицензирования (на 01.10.1998) в учебном заведении уже служили и работали 6 докторов и 48 кандидатов наук, доля сотрудников, имеющих ученые звания и ученые степени, составляла 43,8% штатной численности профессорско-преподавательского и руководящего состава, была проведена активная работа по отбору сотрудников, имеющих наклонности к научной и научно-педагогической деятельности. В 1997 г. из числа сотрудников института и потенциального кадрового резерва на учебу в адъюнктуры поступили 19 человек (6 на очное отделение и 13 на заочное). В 1998 г. - еще 12 сотрудников (6 на очное отделение и 6 - на заочное). Динамика научного потенциала школы в 1993-1998 гг. представлена в таблице 11.

Таблица 1

Динамика роста научного потенциала в первые годы функционирования вышей школы с 1993 по 1998 гг. (по состоянию на 1 января)

Имеют ученые степени и ученые звания Количество сотрудников по годам

1994 1995 1996 1997 1998 01.10.1998

доктора наук - - 5 6 9 6

кандидата наук 8 9 10 29 47 48

профессора - - 5 4 5 4

доцента 4 4 2 11 23 28

Специализация научных кадров Красноярской высшей школы МВД России на 1 октября 1998 г. представлена в таблице 2.

Таблица 2

Специализация научных кадров школы

№ п/п Основные группы научных специальностей Доктор наук Кандидат наук

кол-во доля(%) кол-во доля (%)

1. Юридические 2 33,3 10 20,8

2. Экономические 0 - 3 6,2

3. Педагогические 0 - 2 4,2

4. Технические 0 - 14 29,2

5. Другие 4 66,7 19 39,6

ИТОГО 6 100 48 100

1 Отчет о результатах самообследования научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности за 1993-1998 годы. Красноярск, 1999.

Однако большая часть кандидатов и докторов наук, которые обеспечили необходимую остепененность профессорско-преподавательского состава вуза в первые годы его существования, были сотрудники и работники, которые пришли на службу (работу) в институт из других образовательных учреждений, уже имея научные звания и степени, в основном не юридических научных специальностей (философских, технических, исторических, педагогических, филологических)1. Вместе с тем они совместно с сотрудниками, которые были переведены из образовательных учреждений МВД России (кандидаты юридических наук О.Х. Галимов, С.П. Рожков, Н.И. Сретенцев), составили основу формирования научной компетентности вуза.

На рубеже нулевых годов у института появилась возможность готовить научно-педагогические кадры высшей квалификации на собственной основе. В 1999 г. в учебном заведении была открыта адъюнктура с очной и заочной формами обучения по четырем специальностям: 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право, 12.00.09 - уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность; 09.00.11 - социальная философия, в 2000 г. был создан факультет повышения квалификации, где осуществлялась подготовка сотрудников милиции различных должностных категорий более чем из 50 регионов России. В 2001 г. была лицензирована новая научная специальность: 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. В 2002 г. была открыта докторантура по двум специальностям (12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право, 12.00.09 -уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная

деятельность), открыт факультет по подготовке научно-педагогических кадров, который являлся структурным подразделением Сибирского юридического института МВД России, осуществляющим деятельность в системе послевузовского профессионального образования Российской Федерации.

Большим знаковым событием стало открытие в 2003 г. на базе института совместно с Дальневосточным и Барнаульским юридическими институтами МВД России, Сургутским государственным университетом диссертационного совета по защитам диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по двум юридическим специальностям. Необходимо отметить, что подобный диссертационный совет, который имел право проводить защиты квалификационных научных работ на соискание ученой степени доктора наук, был единственный советом в образовательных учреждениях органов внутренних дел, расположенных на территории Сибири и Дальнего Востока. Первым, кто защитил кандидатскую диссертацию в этом совете, был преподаватель кафедры уголовного права и криминологи Р.Н. Гордеев, сегодня - исполняющий обязанности директора юридического института Сибирского федерального университета, первой, кто успешно прошла курс докторантуры института и защитила докторскую диссертацию в диссертационном совете при СибЮИ МВД России, была доцент кафедры криминалистики Л.П. Климович. Деятельность совета осуществлялась до конца 2004 г., что способствовало не только укреплению научной компетентности института, но и накоплению его юридической научной компоненты. За период работы диссертационного советы были защищены 22 кандидатских и 2 докторские диссертации.

Деятельность объединенного диссертационного совета при институте, а также защиты диссертаций сотрудниками в других диссертационных советах стали хорошей основой для формирования и дальнейшего наращива-

1 Доля кандидатов и докторов юридических наук среди всего личного состава, имеющего ученые степени, на 01.10.1998 составила 22,2%.

ния научно-педагогического потенциала кафедр. Динамика роста научного потенциала в 1999-2004 гг. показана в таблице 31.

лет

Таблица 3

Динамика изменения научного потенциала кафедр с 1999 г. по 2004 г. (по состоянию на 1 января)

1999 2000 2001 2002 2003 2004

Всего преподавателей 130 130 130 131 136 132

Докторов наук 6 8 10 12 15 16

Профессоров 4 6 8 10 12 12

Кандидатов наук 51 56 59 67 66 74

Доцентов 21 33 40 42 39 36

С учеными степенями и званиями, % 43,8 49,2 54,6 61,8 61,7 65,2

Докторов наук, профессоров без степени доктора наук, % 4,6 4,6 7,6 9,1 12,2 12,8

2004 г., необходимо отметить, что в институте среди сотрудников и работников при общей численности профессорско-преподавательского состава в 132 человека в штате состояли, служили и работали на постоянной основе 19 докторов и 70 кандидатов наук, шесть кафедр возглавляли доктора наук, сотрудники пяти кафедр (философии, социально-экономических дисциплин, уголовного права и криминологии, государственно-правовых дисциплин, информатики и математики) имели ученые степени и звания, в том числе 100% личного состава кафедры философии4 имели ученые степени доктора наук. Положительная динамика научного потенциала кафедр отмечалась и в последующие годы (табл. 4).

Вместе с тем ввиду некоторых объективных и субъективных причин с 2009 г. отмечается некоторая тенденция снижения количества преподавателей, имеющих ученые степени и звания, при сохранении нормативно установленного показателя остепененно-сти профессорско-преподавательского состава, предусмотренного для института.

В 2012 г., в первый год функционирования института в системе Федеральной служ-

Именно в эти годы отмечалась самая высокая динамика укрепления научного потенциала института. Так, в 1999 г. успешно защищены 10 диссертаций, из них 3 докторские, в 2000 г. - 10 диссертаций (одна докторская), в 2001 г. - 10 диссертаций (одна докторская), в 2002 г. - 22 диссертации (5 докторских)2. Продолжилась данная работа и в последующие годы, как результат итогами целенаправленной работы по повышению научно-педагогической квалификации кадров стали успешные защиты диссертаций сотрудниками института. В 2004 г. защищены 11 диссертаций: 2 докторских и 9 кандидатских; в 2005 г. - 4 кандидатских диссертации^ 2006 г. - 9 диссертаций: 1 докторская и 8 кандидатских; в 2007 г. - 8 диссертаций: 1 докторская и 7 кандидатских; в 2008 г. -1 кандидатская диссертация3.

В общем количестве профессорско-преподавательского состава увеличилась и доля кандидатов, и докторов наук, имеющих ученые степени по юридическим специальностям. Так, на начало 2004 г. она составляла 51,1%, а в 2005 г. - 52%. Характеризуя состояние научного потенциала

1 Отчет о результатах самообследования научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности за 1999 - 2003 годы. Красноярск, 2004.

2 Учтены защиты сотрудников института, обучавшихся в очных доктарантурах и аспирантурах других вузов.

3 Отчет о результатах самообследования научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности за 2004-2008 годы. Красноярск, 2009.

4 В 1998-2009 гг. начальник кафедры - доктор философских наук, профессор А.И. Панюков.

Таблица 4

Динамика изменения научного потенциала профессорско-преподавательского состава кафедр с 2005 г. по 2009 г. (по состоянию на 1 января)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Всего преподавателей 132 132 132 132 119 115 113

Докторов наук 14 12 12 12 12 11 9

Профессоров 9 8 9 9 9 9 6

Кандидатов наук 67 73 81 80 73 77 66

Доцентов с ученой степенью кандидата 40 41 48 47 47 50 46

наук

Доцентов без ученой 1 1 1 2 2 2 2

степени

С учеными степенями и званиями, % 61,2 65,1 71,2 71,2 73,1 77,4 68,1

бы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)1, показатель профессорско-преподавательского состава, имеющего ученые степени и звания, составил 70,8%, а в 2015 г. уже 62,9%. В 2012-2014 гг. ни один человек из числа постоянного состава не представил и не защитил научные квалификационные работы на соискание ученой степени. Ввиду непроработанности нормативной базы ФСКН России относительно деятельности факультета по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации института эффективность работы структурного подразделения образовательного учреждения была невысокой.

В 2016 г., после возвращение института в сообщество образовательных учреждений органов внутренних дел, показатель остепе-ненности профессорско-преподавательского состава составлял всего 48,8%2, а в числе 60 преподавателей, имеющих ученые степени и звания, оставались только 5 докторов наук. Данное положение дел требовало «перезагрузки», серьезной работы по дальнейшему укреплению научного потенциала института и формированию его научной компетентности в новый исторический период его существования. Активизировалась работа адъюнктуры. Институт получил возможность осуществлять набор по четырем научным специальностям: 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право, 12.00.09 - уголовный процесс; 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; 12.00.14 -административное право; административный процесс.

Проделанная работа позволила к 2018 г. достичь показателя доли преподавателей, имеющих ученые степени и звания, 60,3%, в 2019 г. - 60%, в 2020 г. - 58,6%, в 2021 г. - 57,9% (9 докторов и 64 кандидата - на 2 меньше, чем в предыдущем). Не-

которое снижение связано с уменьшением количества совместителей и расширением собственных возможностей института по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации. В 2021 г. 3 бывших адъюнкта института: подполковник полиции Р.Ю. Кохан, майоры полиции В.А. Шеслер и Н.В. Поляков успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, два из них - преподаватели института, Е.А. Маляров защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук, окончив адъюнктуру Барнаульского юридического института МВД России.

В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N 118 сегодня в институте осуществляется подготовка по трем специальностям номенклатуры научных специальностей: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки; 5.1.4. Уголовно-правовые науки; 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки. Проходят обучение 12 адъюнктов очной и заочной форм обучения.

Многогранная научная деятельность как условие качества научной компетентности. Формирование научной компетентности с первых лет функционирования образовательного учреждения как высшего обеспечивает наличие не только научных кадров, но и выполнение научно-исследовательских работ в интересах как совершенствования учебного процесса в вузе, так и оказания научно-методической помощи практическим органам, возможность организации научных представительских мероприятий, дискуссионных площадок.

С 1997 г. отмечается тенденция увеличения количества проведения научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование деятельности ОВД (первый раздел плана научно-ислледовательской деятельности вуза). В 2005-2007 гг. институт возглавлял рейтинг эффективности научной

1 5 апреля 2016 года Указом Президента Российской Федерации ФСКН России упразднена, а её функции и полномочия переданы в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации с июня 2016 года, образовав объединённое Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России.

2 На снижение показателя существенное влияние оказало увеличение количества профессорско-преподавательского состава за счет увеличения штатного расписания с 89 единиц до 133.

деятельности среди всех образовательных учреждений органов внутренних дел.

По инициативе В.И. Горобцова и непосредственной организационной поддержке в феврале 1998 г. на базе школы под эгидой Совета Европы прошла международная научно-практическая конференция «Правовые и организационно-тактические проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе». В работе конференции приняли участие специалисты и ученые из европейских стран: Амадео Рекасенс, Генеральный директор полицейской академии в Каталонии (Испания); Гартмут Хорсткотте, судья Верховного Суда Германии в отставке; Мартин Финке, профессор - университет г. Пассау (Германия); Томас Крузман - университет г. Пассау (Германия); Марьяно Хосе Седа-но, профессор истории - Латеранский университет (Рим); Хосе Мария Вегас, профессор философии - Латеранский университет (Рим), а также ведущие ученые и специалисты вузов страны, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России -В.И. Горобцов, А.И. Марцев, Т.В. Кондра-шова, А.Н. Тарбагаев, В.Т. Томин, В.А. Уткин и многие другие.

При сохранении преемственности, ста-тусности и последовательности данного научного форума, его название несколько раз корректировалось, в том числе и по причине передачи института в 2011 г. в ведение ФСКН России и возвращения в 2016 г. снова в МВД России: «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе», «Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни», «Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики».

Конференция стала важным ежегодным представительным научным событием, дающим возможность многопланового обсуждения проблем в рамках секций «Социальные проблемы борьбы с преступностью», «Уголовно-правовые и криминологические проблемы

лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

борьбы с преступностью», «Общеправовые и информационно-управленческие проблемы борьбы с преступностью», «Уголовно-процессуальные проблемы борьбы с преступностью», «Оперативно-розыскные проблемы борьбы с преступностью», «Теоретические и прикладные проблемы криминалистического обеспечения предварительного расследова-ния»1. В работе научного форума в различные годы принимали участие ученые-правоведы, профессорско-преподавательский состав и сотрудники правоохранительных органов, руководители органов власти субъектов Российской Федерации, специалисты в области права из стран дальнего и ближнего зарубежья, представители международных межправительственных и общественных организаций. Информация о результатах научно-практических конференций регулярно печаталась не только в краевых и ведомственных СМИ, но и в ведущих российских юридических журналах - «Российский следователь», «Право: теория и практика», «Государство и право», «Право и образование».

Эта традиция сохранилась и сегодня. С учетом новых реалий, специализации вуза и возможностей по расширению форм участия обсуждение проблем организуется в секциях «Проблемы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов», «Общеправовые проблемы правового регулирования и практики противодействия преступности», «Криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия преступности», «Процессуальное обеспечение досудебного и судебного производства по уголовным делам», «Актуальные проблемы криминалистической и судебно-экспертной деятельности».

Также в формате конференции проводились и проводятся международные и всероссийские методологические семинары по различным актуальным на момент проведения научного форума проблемам: «Проблемы борьбы с преступностью в сфере высоких технологий», «Противодействие наркоугрозе на современном этапе: правовой и социаль-

1 В отдельные годы названия секций корректировались, однако целевая установка на изучение проблем, как правило, была неизменной.

но-гуманитарные аспекты», «Оперативно-розыскное противодействие наркопреступности», «Программы взаимодействия полиции и институтов гражданского общества на современном этапе», «Актуальные проблемы противодействия наркотрафику на современном этапе» и др.

В работе научного форума в различные годы принимали участие ученые-юристы, имена которых известны не только в странах СНГ, но и далеко за их пределами. Среди них доктора юридических наук, профес-соры, заслуженные деятели науки России

A.И. Марцев, В.В. Николюк, В.Т. Томин, Н.Е. Корноухов, доктора юридических наук, профессоры, заслуженные юристы России Е.А. Чечетин, Н.С. Железняк, В.А. Уткин,

B.А. Азаров, А.С. Горелик, Л.И. Беляева, доктора юридических наук, профессоры Ю.Н. Пудовочкин, С.Ф. Милюков, В.А. Су-мачев, Т.В. Кондрашова, А.Н. Тарбагаев, В.Т. Томин, И.В. Смолькова, А.А. Протосе-вич, А.Л. Репецкая, Ю.П. Гармаев, А.В. Ше-слер, доктор медицинских наук, профессор Е.А. Брюн, доктор социологических наук, профессор Ю.Ю. Комлев, доктор философских наук, профессор Н.М. Чуринов и многие другие. В очном формате до 2011 г. в работе международной научно-практической конференции ежегодно принимали участие юристы и сотрудники полицейских органов Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Литвы, Норвегии, Словении, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции и стран СНГ. Плодотворно развивалось научное сотрудничество института с полицейскими ведомствами Германии, США, Великобритании, университетами городов Грайсфальд и Пассау (Германия), университетом г. Лейстера (Великобритания), куда сотрудники и курсанты вуза выезжали для ознакомления с опытом работы и системой подготовки кадров у зарубежных коллег. Так, в Лейстерском университете (Великобритания) прошли учебную стажировку курсанты Н.А. Штей (2000 г.), П.С. Голубь (2001 г.). В 2002-2003 гг. багаж научных знаний пополнил преподаватель кафедры уголовного права и криминологии П.В. Тепляшин, а курсант Т.А. Королева

прошла обучение по программе «Немецкое право» в университете г. Пассау (Германия). В 2004-2005 учебном году О.В. Коновалова прошла научную стажировку в Гуверов-ском институте Стэнфордского университета (США) по программе Фулбрайт. В 2005-2006 учебном году курсант М.А. Долина направлена для продолжения обучения в университет г. Пассау Федеративной Республики Германия по Программе DSG «Основы немецкого права» (обучение - с сентября 2005 г. по март 2006 г.), а курсант М.С. Рожкова проходила обучение в Школе английского языка English First, г. Гастингс, Великобритания (август 2006 г.).

Для популяризации результатов научных исследований профессорско-преподавательского состава, достигнутых в процессе подготовки и защиты научных квалификационных работ на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, ввиду отсутствия в начальный период в институте собственного научно-практического журнала, с 1999 г. стали издаваться на полиграфической базе вуза различные ежегодные сборники научных трудов как по юридической тематике («Уголовное право и современность»), так и по вопросам научного познания общественных процессов («Личность, общество и современность»). Кроме профессорско-преподавательского состава института в сборниках активно печатались научные работы по тематикам научного издания ведущих ученых-гуманитариев: философов, политологов, историков, социологов, юристов образовательных и научно-исследовательских организаций различных министерств и ведомств России, и в первую очередь ее правоохранительных органов, и научные результаты, отличающиеся актуальностью, начинающих исследователей - адъюнктов.

Особой популярностью у профессорско-преподавательского состава, адъюнктов и докторантов института пользовался так называемый профессорский сборник «Актуальные проблемы теории борьбы с преступностью и правоприменительной практики». Издание сборника стало возможным при наличии реально сформировавшегося пула докторов юридических наук СибЮИ МВД

России и установления деловых, творческих, научных контактов с учеными - докторами наук по различным научным специальностям других отечественных и зарубежных образовательных и научных организаций, вносящих существенный вклад в развитие юридической науки, подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации, совершенствование современной правоохранительной системы. Сборник внес существенный вклад в популяризацию научных взглядов ученых института, основателей научных школ: доктора юридических наук, профессора В. И. Горобцова (уголовная ответственность и постпенитенциарное воздействие), доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.Е. Кор-ноухова (теоретико-прикладные проблемы судебной экспертизы), доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Н.С. Железняка (теоретико-прикладные проблемы судебной экспертизы, оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса), доктора социологических наук, профессора Д.Д. Невирко (формирование личности в современном обществе), доктора философских наук, профессора А.И. Паню-кова (развитие правового сознания личности: философско-психологический аспект); доктора технических наук, профессора В.В. Терского (системный анализ, управление и обработка информации).

Для привлечения к научно-исследовательской работе молодежи, выявления ее научных потенций в области права и правоприменительной практики, поддержки инициативы, развития способностей и талантов у обучающихся с 1998 г. ежегодно стала проводиться всероссийская научно-практическая конференция «Студент, наука и цивилизация», а с начала нулевых годов в ее работе активно принимают участие адъюнкты и аспиранты, что повлекло коррекцию названия молодежного форума, который стал называться «Молодежь, наука и цивилизация». Нередко на пленарных заседаниях присутствовали руководители молодежной

лет

политики края и города Красноярска, а при завершении мероприятий, предусмотренных программами научно-практической молодежной конференции, представлялись отчеты и творческих студенческих коллективов, коллективов художественной самодеятельности вузов участников научного форума. Это придавало молодежному мероприятию не только статус научности, но и ощущение праздника.

Традиция ежегодного проведения этой конференции сохранилась и до сегодняшних дней. Вместе с тем в ее работе в последние годы принимают активное участие обучающиеся не только высших образовательных учреждений органов внутренних дел России, но и студенты юридических кафедр, факультетов и институтов других ведомств, а также курсанты и слушатели образовательных организаций министерств внутренних дел Казахстана и Белоруссии. Сегодня с развитием средств коммуникации и цифровых технологий появилась возможность проведения научных мероприятий не только в очном или заочном форматах, но и в форматах онлайн, что дало большие возможности общения и обмена мнениями участникам конференции, находящимся нередко за сотни, а то и тысячи километров от Красноярска. Кроме того, в руководстве секций сегодня не только старшие товарищи - преподаватели, но и курсанты, пока, правда, на уровне заместителей руководителей секций и научных секретарей. Среди тех, кто в различные годы принимал активное участие в работе студенческого научного общества института, есть и сегодняшние сотрудники и работники института - доктора и кандидаты наук. Например, заместитель начальника института (по научной работе) доктор юридических наук, доцент Н.Н. Цуканов1, профессор кафедры уголовного права и криминологии доктор юридических наук, доцент П.В. Тепляшин, начальник учебного отдела кандидат юридических наук, доцент С.А. Пунтус, начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД кандидат философских наук, доцент А.Ю. Иванов,

1 Н.Н. Цуканов - первый выпускник Красноярской высшей школы милиции МВД России, ставший доктором юридических наук.

доцент этой же кафедры кандидат юридических наук, доцент Е.Ю. Чумарова, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин кандидат юридических наук, доцент Д.Д. Невирко, начальник кафедры гражданского права и процесса кандидат юридических наук, доцент Н.Ю. Тетерятников, доцент этой же кафедры кандидат юридических наук, доцент Н.А. Рябинин, заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии кандидат юридических наук, доцент Д. В. Токманцев, старший преподаватель кафедры криминалистики кандидат юридических наук А.А. Ручина и другие.

Повышение уровня научной компетенции организации в контексте последних лет. Показателем уровня научной компетентности является вовлеченность профессорско-преподавательского состава в научную деятельность, количество выполненных сотрудниками института научно-исследовательских работ, ее динамика и уровень поднимаемых и решаемых проблем. По Плану научно-исследовательской работы института на 2016 г. было запланировано проведение всего 27 научно-исследовательских работ (НИР), из них в 1 полугодии 2016 г. были рассмотрены на Ученом совете и утверждены начальником института 3. Во втором полугодии 2016 г. подготовлены и одобрены на ученом совете института 11 НИР1. С 2017 г. отмечается рост количества завешенных работ. Если в 2017 г. выполнены 41 НИР2, то в 2018 г. уже 433, в 2019 г. - 464, в 2020 г. - 475, в 2021 г. - 50, 13 тем выполнены по 17 заявкам, из них 2 - по заявкам центрального аппарата МВД России (ДГСК МВД России, ОШУ МВД России)6.

В выполнении научно-исследовательских работ в качестве руководителей (исполнителей) ежегодно задействуется 100% профессорско-преподавательского состава. О качестве выходной продукции говорят, во-первых, результаты конкурсов различных уровней, на которых данная продукция была представлена. В 2020 г. за участие в международных и

всероссииских конкурсах, проводимых только организациями МВД России дипломами I-III степеней были отмечены 8 работ. В 2021 г. призовые места заняли 15 работ. Кроме того, ежегодно сотрудники института представляют работы, выполненные по итогам НИР, для участия в конкурсах, проводимых организациями и учреждениями не системы МВД России, где отмечаются дипломами победителей и призеров. А во-вторых, также количество и уровень публикаций. Так, с 2019 г., по данным РИНЦ, в системе организаций МВД России вуз занимает первые места по числу цитирований в ядре РИНЦ, второе место по среднему числу публикаций в расчете на одного автора, третье место по числу публикаций в зарубежных изданиях, третье место по числу публикаций, входящих в Web of Баепее или Scopus; по индексу Хирша с показателем 41 институт занимает девятое место.

Для представления научных результатов на полиграфической базе института издаются два научно-практических журнала: «Научный компонент» (сетевое издание), индексируемый в РИНЦ, и «Вестник Сибирского юридического института МВД России», включенный в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук.

На площадках образовательного учреждения ежегодно проводятся более 30 научных представительных мероприятий международного и всероссийского уровней. В организации международных мероприятий участие (посредством видеосвязи) принимали представители государств Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Монголия, Никарагуа, Сальвадор. Большое внимание развитию научной компетентности уделяется руководством института: начальником доктором юридических наук, профессором Д.В. Кимом, заместителем начальника (по научной работе) доктором юридических наук, доцентом Н.Н. Цукановым.

1 Справка о результатах научно-исследовательской деятельности, протокол ученого совета от 25.01.2017 N 7.

2 Справка о результатах научно-исследовательской деятельности протокол ученого совета от 20.12.2017 N 6.

3 Справка о результатах научно-исследовательской деятельности протокол ученого совета от 26.12.2018 N 7.

4 Справка о результатах научно-исследовательской деятельности протокол ученого совета от 18.12.2019 N 7.

5 Справка о результатах научно-исследовательской деятельности протокол ученого совета от 16.12.2020 N 5.

6 Справка о результатах научно-исследовательской деятельности протокол ученого совета от 26.12.2018 N 7.

После 2018 г. в институте вновь стали набирать силу научные школы - «Содействие граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел» (руководитель доктор юридических наук, профессор заслуженный юрист России Н.С. Железняк), «Правовое осмысление проблем разрешения криминалистических ситуаций» (руководитель доктор юридических наук, профессор Д.В. Ким), «Применение органами внутренних дел отдельных мер административного принуждения» (руководитель доктор юридических наук, доцент Н.Н. Цуканов), «Школа пенитенциарной компаративистики» (руководитель доктор юридических наук, доцент П.В. Тепляшин).

Институт ежегодно взаимодействует и развивает установившиеся связи с антитеррористической и антинаркотической комиссиями Красноярского края, образовательными и иными организациями России, зарубежными образовательными организациями, в том числе посредством участия в проведении исследований в целях осуществления мониторинга наркоситуации в Красноярском крае, подготовки для использования в деятельности секретариата ОДКБ аналитических материалов «Наркоситуация в регионе ответственности Организации Договора о коллективной безопасности: криминологические показатели и тенденции». С 2005 г. институт входит в состав организаторов и активных участников проведения дискуссионных площадок, круглых столов, семинаров научного форума «Современные системы безопасности - Антитеррор».

лет

Проанализировав довольно продолжительный отрезок пути Сибирского юридического института МВД России как высшего образовательного учреждения, можно утверждать, что в вузе имеются все возможности по проведению научно-исследовательских работ, по научному обеспечению организации образовательного процесса, выполнению запросов практических органов, представлению для обсуждения и апробации результатов научной общественности, желание профессорско-преподавательского состава, адъюнктов и, конечно, курсантов и слушателей, обладающих творческими способностями, внести конкретный вклад в развитие юридической науки. Вместе с тем есть и проблемы, которые не позволяют останавливаться на достигнутом, более того, они требуют пристального внимания к их разрешению.

Сегодня существенно возрастает актуальность четкого осознания необходимости рассмотрения образовательной организации высшего образования как одновременно образовательной и научной организации. Следует отметить, что оба направления деятельности должны осуществляться на постоянной профессиональной основе. Более того, в стоимостном выражении масштабы данных направлений должны быть сопоставимы и, соответственно, в одинаковой степени важны для каждой образовательной организации органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Изотова, Л.Е. Взаимосвязь науки и образования: современные модели и методы диагностики / Л.Е. Изотова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - N 2. -С. 67-68.

2. Закатов, В.В. Совершенствование специального профессионального образования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : дис. ... канд. пед. наук / В.В. Закатов. - М., 2007.

3. Павлов, А.К. Роль науки в современном образовании / А.К. Павлов. - URL: https:// infourok.ru/pavlov-a-k-rol-nauki-v-sovremennom-obrazovanii-nauchnaya-statya-5651821. html (дата обращения: 16.06.2022).

4. Ярмолицкая, Н.В. Современное образование и наука: основные направления и концепции развития в контексте европейского опыта / Н.В. Ярмолицкая // Молодой ученый. - 2015. - N 23 (103). - С. 1114-1118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.