ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Я. А. Ильинская
Формирование научно-инновационной среды в классическом университете путем развития системы дополнительного профессионального образования
Сегодня университеты решают проблему привлечения внебюджетных средств самостоятельно. Нами была разработана модель системы дополнительного непрерывного образования, отвечающая всем новым направлениям развития образования в Российской Федерации; модель также напрямую отражает региональные потребности сферы образования и экономики Камчатского края.
Ключевые слова: региональная модель системы, дополнительное непрерывное образование, научно-инновационная среда, классический университет.
Ya. A. Iliinskaya
Formation of Scientific and Innovative Environment in Classical University by Development of the System of Further Professional Education
Today universities solve the problem of attraction of extrabudgetary funds independently. We developed a model of the further non-stop (life-long learning) education system, combining all new directions of the development in the sphere of education in the Russian Federation, and also it reflects regional requirements of education and economy of the Kamchatka Territory.
Keywords: a regional model of the system, further non-stop (life-long learning) education, scientific and innovative environment, classical University
Высшее профессиональное образование в Российской Федерации в период рыночных преобразований подверглось значительным трансформациям. В новых условиях вуз становится субъектом рыночных отношений и выступает как производитель образовательных услуг, потому что «общим принципом образования должно оставаться повышение самостоятельности учебных заведений, которая дает простор и педагогическим, и управленческим инициативам. Если государство лишает учебное заведение самостоятельности, то оно тем самым берет на себя полное финансирование, и оно же, кстати, несет полную ответственность за качество и эффективность образования» [2, с. 3].
Президент Российской Федерации В. В. Путин отмечал в своем выступлении на VIII съезде Российского союза ректоров (Москва, 8 июня 2006 г.), что в последние годы в связи с ростом числа студентов качество образовательных услуг снизилось [1, с. 2]. Это было связано с тем, что государство полностью финансировало образование и ничего не требовало от учебных заведе-
ний, кроме подготовки кадров для сферы экономики.
Именно эта встреча послужила толчком для пересмотра отношений между государством и высшими учебными заведениями. Все понимали, что самостоятельность, хотя и частичная, которая будет предоставлена учебным заведениям, может быть и губительной, так как образование всегда было далеко от сферы экономики, рынка. Нам никогда не приходило в голову, что образовательные услуги - это продукт, который можно продавать; и в зависимости от того, как он выглядит, чем наполнен и как разрекламирован -сложится и цена на данную услугу, и конкурентоспособность данного продукта.
По мнению М.Б. Зыкова, самостоятельность, независимость учебного заведения от государства означает следующее: самофинансирование; самостоятельное определение цели, содержания и результата образования; самостоятельное обеспечение качества образования [1, с.3].
Все эти перемены требовали формирования новой системы управления вузом, а также разра-
© Ильинская Я. А., 2013
ботки новых форм и ресурсов привлечения внебюджетных средств. Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг, которое является следствием развития рыночных отношений, обусловливает необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности вузов. Система образования призвана не только реагировать на требования экономики, государства и общества, но и предлагать ранее неизвестные инновационные программы обучения и повышения квалификации.
Университеты классического типа по фактическому статусу и по существу являются основой региональных систем образования. Они выступают в роли научно-методических и организационных центров создания региональных образовательных систем, а также готовят молодежь к научной, педагогической, управленческой и иной деятельности.
На базе факультета непрерывного образования (ФНО) единственного классического университета Камчатского края - Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга начиная с 2009 года внедряется модель системы дополнительного непрерывного образования, которая позволила привлечь значительные внебюджетные средства.
Цель модели - создание региональной системы дополнительного непрерывного образования, удовлетворяющей развивающимся потребностям личности на всех жизненных этапах, отражающей требования регионального рынка труда. Отдаленность Камчатского края диктует свои потребности и особенности формирования системы непрерывного образования. Концентрация лучших педагогических кадров полуострова в Камчатском государственном университете позволила не только создать, но и успешно внедрять модель системы дополнительного непрерывного образования.
Дополнительное непрерывное образование -коммерческая система, существующая параллельно классической системе непрерывного образования, охватывающая весь период жизни человека, направленная на приобретение, расширение, углубление знаний, умений и навыков индивида, необходимых ему для достижения определенных целей саморазвития и самореализации.
Главные принципы дополнительного непрерывного образования: 1) индивидуальный подход или индивидуальная образовательная траектория; 2) вариативность образовательных про-
грамм для всех возрастов; 3) преемственность образовательных программ в рамках образовательной траектории; 4) веерный принцип включения слушателя в систему (на любом этапе ее реализации).
Научно-инновационная среда - условия для внедрения новых идей и механизмов в какую-либо сферу жизни. Однако мы говорим о самой противоречивой сфере и в то же время самой главной, так как именно от результатов работы этой сферы зависит будущее страны, - таковой является сфера образования.
Сегодня происходят глобальные изменения в структурном и содержательном плане в образовании, но идея инноваций всегда занимает главенствующее место и позволяет идти дальше, развиваться, строить планы и реализовывать их. Так, с 2009 г. на факультете непрерывного образования Камчатского государственного университета начала свое практическое поэтапное внедрение система дополнительного непрерывного образования.
Модель дополнительного непрерывного образования можно представить закономерно сменяющими друг друга звеньями одной цепи, однако особенностью данной системы является включение слушателя на любом этапе ее реализации.
На сегодняшний момент система дополнительного непрерывного образования выглядит следующим образом:
Первый элемент системы - центр семейного развития, который является инновационной площадкой для реализации программ для дошкольников и младших школьников. Это научно-инновационная среда, так как мы объединяем инновации и науку, то есть создаем абсолютно новые образовательные программы, апробируем новые механизмы преподавания дисциплин, привлекаем молодых педагогов и опытных преподавателей и т.д. Сегодня это одно из структурных подразделений факультета, где проводятся общеразвивающие занятия для детей дошкольного возраста (3 - 6 лет), учебные занятия для детей школьного возраста (7 - 14 лет). Дошкольное образование направленно на всестороннее развитие детей. Центр семейного развития предлагает ряд образовательных программ, отвечающих запросам общества: развивающие занятия, иностранные языки, логопедическая группа, подготовка детей к школе, включающая занятия с психологом и педагогом. Занятия проводятся в двух формах: индивидуальной и групповой.
Для детей от 7 до 14 лет предлагаются программы по иностранному языку, русскому языку, компьютерной грамотности, которые направлены на интеллектуальное развитие школьников.
Второй элемент системы - центр довузовской подготовки (второе подразделение ФНО). Здесь осуществляется подготовка выпускников школ к сдаче ЕГЭ, реализуются программы с углубленным изучением различных предметов. Обучение проводится с 8 по 11-й класс. Главная цель занятий - развитие интереса у ребенка к дальнейшему обучению по какому-либо предмету, получение им теоретико-практических знаний, позволяющих принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Профильные школы - инновационная программа, которая была разработана в 2011 году. Цель ее заключалась в углубленной подготовке слушателя по нескольким предметам, которые соответствовали определенному направлению подготовки. Данные программы полностью отражали основные направления подготовки Камчатского государственного университета: школа иностранных языков, школа информационных технологий, социально-экономическая школа, школа филологии и журналистики, школа психологии.
После окончания одной или нескольких из указанных школ слушатель мог поступать в любой вуз на территории РФ. Обучение проводилось параллельно обучению в общеобразовательной школе. К сожалению, профильные школы не нашли своего отклика у населения, так как не все дети могли определиться со своими приоритетами после девятого класса. Обучение должно было проходить на базе университета три-четыре раза в неделю, для старшеклассников это оказалось утомительным. Минус был еще и в том, что, несмотря на небольшую стоимость обучения, никакого документа, кроме диплома установленного образца о прослушивании слушателем определенного количества часов, вузом не предполагалось, как и не предоставлялось никаких преимуществ при поступлении в высшие учебные заведения. Главной наградой был большой багаж знаний и хорошая подготовка к будущей студенческой жизни.
Проанализировав спрос, мы пришли к выводу о необходимости введения программ среднего профессионального обучения после девятого класса, так как именно оно могло предоставить все те гарантии, в которых нуждались родители и дети. В 2012 году была осуществлена необходи-
мая подготовка, первый набор состоялся в 2013 г. на программы среднего профессионального образования по различным специальностям: реклама, издательское дело, дизайн, банковское дело, экономика и бухгалтерский учет, туризм, садово-парковое и ландшафтное строительство, рациональное использование природохозяйст-венных комплексов, право и организация социального обеспечения, информационные системы (по отраслям).
Обучение по программам среднего профессионального образования предполагает непрерывность образовательного процесса, переход на программы высшего профессионального образования по полной или сокращенной форме в зависимости от выбранного профиля. Контроль за данным направлением работы будет возложен на отдел среднего профессионального образования, который будет являться третьим элементом реализации модели системы дополнительного непрерывного образования.
Во внедрении новых идей и механизмов управления не все проходит иногда так, как мы планируем, но вовремя увидеть проблему и поменять стратегию в зависимости от приоритетов общества - это правильная позиция, которая чаще всего ведет к успеху.
Следующим структурным подразделением факультета непрерывного образования является отдел дополнительного профессионального образования, который реализует курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, курсы развития для студентов всех факультетов по предметам, кажущимся им наиболее сложными, или предметам общеобразовательного блока, курсы поддержки для студентов, имеющих академические задолженности. Для курсов поддержки не только важно желание студента продолжить обучение в вузе, но и продемонстрировать свою готовность сделать все для этого: посещение по проблематичной для него дисциплине должно составлять не менее 50%, только тогда ему предоставляется возможность исправить ситуацию и зачислиться на курсы поддержки. При жестко регламентированной процедуре эти курсы действительно помогают не только сохранить контингент, но прежде всего помочь студентам, которые действительно хотят учиться, но по уважительным причинам не смогли освоить материал вовремя.
Подход к реализации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки был пересмотрен, и на сегодняшний день можно
выделить самые востребованные направления подготовки среди различных категорий населения города (студенты, работающие, безработные, пенсионеры): «Иностранные языки», «Информационные технологии», «Экономика и управление», «Психология и педагогика».
Курсы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации к высшему образованию также реализуются на ФНО: «Преподаватель», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)», «Специалист в области компьютерной графики и web-дизайна (web-дизайнер)», «Разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий», «Менеджер по развитию персонала», «Экономист-аналитик производственно-хозяйственной организации», «Консультант по правовому обеспечению предприятия», «Менеджер по маркетингу», «Юридический психолог». К сожалению, реализация каждой из перечисленных программ в течение двух лет не способствовала стопроцентному сохранению контингента обучающихся, в связи с этим вузом было принято решение с 2013 г. перевести указанные программы в формат курсов профессиональной переподготовки с периодом обучения не два, а один год.
С 2012 года при ФНО была создана Лаборатория реализации студенческих проектов - это научно-инновационная среда для студентов 4-5 курсов. Целью данной лаборатории является создание студенческой организации, поддерживающей разработки, студенческие проекты, отвечающие современным направлениям и требованиям рынка труда, экономики и промышленности Камчатского края. После апробации данного продукта студент получает право на дальнейшую реализацию своего проекта на ФНО на условиях почасовой оплаты. Это гарантирует студенту - будущему специалист - частичную занятость. Данный инновационный проект помогает становлению студента как профессионала.
В 2012 году на факультете прошли апробацию пять проектов: «Создание электронного учебника», «Векторная графика в рекламе», «Дизайн интерьеров в среде 3 Ds Max», «Photoshop для начинающих», «Auto Cad в картографии». В 2013 году было представлено четыре проекта, один из которых имеет особую ценность, так как был разработан и реализован с использованием дис-
танционных методов обучения: «Сервисы Web 2.0 для преподавателя».
На сегодняшний момент отдел дистанционного обучения находится в стадии апробации, закуплено все необходимое оборудование, разработаны авторские программы обучения, однако интернет-ресурсы полуострова не позволяют полностью запустить этот процесс, хотя точечная организация реализации дистанционных программ обучения со школами города прошла успешно. За дистанционным образованием будущее, и это направление будет активно развиваться.
После введения модели системы дополнительного непрерывного образования с 2009 года количество слушателей, обучающихся по программам дополнительного образования, значительно увеличилось. Это связано прежде всего с разнообразием программ по дополнительному образованию - от дошкольного до пенсионного возраста.
Соотношение контингента слушателей, обучающихся на факультете непрерывного образования за 4 года
1400 1200 1000 800 600 400 200
п п_ Л П Л
□ слушатели
□ программы
□ группы
2008- 2009- 2010- 2011- 20122009 2010 2011 2012 2013
Целью создания данной системы было увеличение внебюджетных поступлений в университет в период демографического спада. Эта цель была достигнута. Внебюджетные поступления в университет увеличились в десятки раз, и эта тенденция имеет принцип наращивания, так как внедряются новые инновационные механизмы и принципы работы со слушателями.
Сумма внебюджетных поступлений с 2008-2013 за счет внедрения системы дополнительного непрерывного образования
16000000 14000000 12000000 10000000 8000000 6000000 4000000 2000000 0
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере дополнительного образова-
0
ния сформировалась новая современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуального знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство новых образовательных технологий, новых экономических механизмов, новых методов и приемов преподавания и обучения, новых организационных структур.
Менеджмент инновационной образовательной системы в условиях университетского образования строится на следующих принципах: решение проблем развития системы образования на уровне не только образовательной системы, но и региональной; реализации принципа системности на всех уровнях; пересмотра роли и функции государства в финансировании и организации образования; развитие рынка образовательных продуктов и услуг; пересмотр роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.
Важной особенностью менеджмента образовательной системы в условиях университетского образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и слушателей, в теории и методологии современного образования [3].
По нашему мнению, внедряемая модель системы дополнительного непрерывного образования создала условия для создания научно-инновационной среды в классическом университете, каковым является Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга.
Библиографический список
1. Высшее и среднее профессиональное образование: стеногр. заседания [Текст]: бюллетень / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. - 2006.- №8.- С. 2- 4.
2. Зыков, М.Б. Формирование и развитие человеческого и социального потенциала как содержание образования [Текст] / М.Б. Зыков // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования - М.: ФИРО. Вып.9.- 2008.- 60с.
3. Батракова, Л.Г. Инновации в сфере образования: экономические аспекты [Текст] / Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. - Том 1. - 2012.-№4. - С.121-124.
ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок
1. УуББЬее 1 Бге^ее рго1е55юпаГпое 0Ъга70уа-п1е: stenogr. Zasedaniya [Тек^]: Ъуи11е1еп' / МЫ^еге^о 0Ьга70уатуа 1 паик1 Rossijskoj Federa-tsii.- М.- 2006.-№8.- 8. 2- 4.
2. Zykov, М.В. Formirovaпie i razvitie еИе1оуе-cheskogo ! sotsia1'nogo potentsia1a как soderzhanie obra-zovaпiya [Tekst] / М.В. Zykov; Soderzhanie, for-my i metody obucheniya v vysshej shko1e: Аna1itiche-skie obzory po osnovnym naprav1eпiyam razvitiya vysshego obrazovaпiya - М.: FIRO. УУР.9.- 2008.- 60s.
3. Batrakova, Ь.в. Iпnovatsii v sfere obrazovaпiya: ehkonomicheskie aspekty [Tekst] / Ь.в. Batrakova // YAros1avskij pedagogicheskij vestnik. - Tom 1. - 2012.-№4. - 8.121-124.