Научная статья на тему 'Формирование научно-инновационного потенциала вуза: иностранные граждане в российской аспирантуре'

Формирование научно-инновационного потенциала вуза: иностранные граждане в российской аспирантуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИННОВАЦИЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / POSTGRADUATE STUDIES / FOREIGN CITIZENS / ACADEMIC MOBILITY / EFFICIENCY / PERFORMANCE INDICATORS / ORGANIZATIONAL POLICY / ORGANIZATIONAL INNOVATION / RESEARCH ACTIVITIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / COMPETITIVENESS / SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувшинов Михаил Сергеевич, Габдрафикова Дарья Сергеевна

В статье приведен анализ основных показателей деятельности российской аспирантуры в период с 2014 г. по 2018 г., анализируется динамика количества организаций, занимающихся аспирантской подготовкой. Одним из критериев повышения статуса высшего учебного заведения на международном уровне является развитие академической мобильности обучающихся. С 2014 г. в учебных заведениях наблюдается значительный прирост иностранных граждан. Это влечет за собой необходимость введения и реализации мероприятий по пересмотру организационной политики в отношении деятельности отделов аспирантуры высших учебных заведений. Статья отражает основания выбора иностранными гражданами российской аспирантуры, которые были выявлены в результате проведенного опроса. Организация сталкивается с трудностями, главным образом возникающими из-за недоработок в организации научной и учебной деятельности иностранных аспирантов. Академическая мобильность, как показатель, который выводит вуз на новый качественный уровень, требует особого внимания. Эффективность аспирантуры по существующим методикам не учитывает особенностей подготовки иностранных аспирантов. По результатам анализа официальных рейтинговых агентств были выявлены ведущие вузы г. Челябинска и проанализированы по четырем ключевым критериям эффективности аспирантуры. Результаты анализа подчеркнули необходимость пересмотра организационной политики учебного заведения в части деятельности аспирантуры. Акцентируется внимание на ключевых проблемах руководителя образовательной организации и предлагаются соответствующие варианты решения проблем. В качестве дополнительного критерия оценки эффективности деятельности аспирантуры в рамках развития академической мобильности предложен и раскрыт дополнительный индикатор «Доступность аспирантуры для иностранных граждан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF THE SCIENTIFIC AND INNOVATIVE POTENTIAL OF A UNIVERSITY: FOREIGN CITIZENS IN RUSSIAN POSTGRADUATE STUDIES

The article analyzes the main indicators of the activities of the Russian postgraduate studies in the period from 2014 to 2018, analyzes the dynamics of the number of organizations involved in postgraduate training. One of the criteria for raising the status of a higher education at the international level is the development of academic mobility of students. Since 2014, the increase in the number of foreign citizens in universities has been significantly growing. This entails the need to introduce and implement measures to revise organizational policies regarding the activities of the postgraduate departments of higher educational institutions. The article provides the reasons why foreign citizens choose Russia postgraduate programs, what was revealed by means of a survey. The organization faces difficulties, mainly due to flaws in the organization of scientific and educational activities of foreign postgraduates. Academic mobility, as an indicator that brings the university to a new quality level, requires special attention. The efficiency of postgraduate studies as per the existing methods does not take into account the peculiarities of training foreign postgraduates. According to the analysis of official ranking agencies, the leading universities in Chelyabinsk were identified and analyzed as per four key criteria of the efficiency of postgraduate studies. The results of the analysis emphasized the need to revise the organizational policy of an educational institution in terms of the activities of the postgraduate department. Attention is focused on the key problems of the head of an educational organization and suggests appropriate solutions to problems. As an additional criterion for assessing the efficiency of the postgraduate study activity in the framework of the development of academic mobility, an additional indicator “Accessibility of Postgraduate Education for Foreign Citizens” has been proposed and considered.

Текст научной работы на тему «Формирование научно-инновационного потенциала вуза: иностранные граждане в российской аспирантуре»

УДК 378.245.2 + 378.046.4

DOI: 10.14529/em190211

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА: ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ В РОССИЙСКОЙ АСПИРАНТУРЕ

М.С. Кувшинов, Д.С. Габдрафикова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

В статье приведен анализ основных показателей деятельности российской аспирантуры в период с 2014 г. по 2018 г., анализируется динамика количества организаций, занимающихся аспирантской подготовкой. Одним из критериев повышения статуса высшего учебного заведения на международном уровне является развитие академической мобильности обучающихся. С 2014 г. в учебных заведениях наблюдается значительный прирост иностранных граждан. Это влечет за собой необходимость введения и реализации мероприятий по пересмотру организационной политики в отношении деятельности отделов аспирантуры высших учебных заведений. Статья отражает основания выбора иностранными гражданами российской аспирантуры, которые были выявлены в результате проведенного опроса. Организация сталкивается с трудностями, главным образом возникающими из-за недоработок в организации научной и учебной деятельности иностранных аспирантов. Академическая мобильность, как показатель, который выводит вуз на новый качественный уровень, требует особого внимания. Эффективность аспирантуры по существующим методикам не учитывает особенностей подготовки иностранных аспирантов. По результатам анализа официальных рейтинговых агентств были выявлены ведущие вузы г. Челябинска и проанализированы по четырем ключевым критериям эффективности аспирантуры. Результаты анализа подчеркнули необходимость пересмотра организационной политики учебного заведения в части деятельности аспирантуры. Акцентируется внимание на ключевых проблемах руководителя образовательной организации и предлагаются соответствующие варианты решения проблем. В качестве дополнительного критерия оценки эффективности деятельности аспирантуры в рамках развития академической мобильности предложен и раскрыт дополнительный индикатор «Доступность аспирантуры для иностранных граждан».

Ключевые слова: аспирантура, иностранные граждане, академическая мобильность, эффективность, индикаторы эффективности, организационная политика, организационная инновация, научная деятельность, учебная деятельность, конкурентоспособность, научные и научно-педагогические кадры.

Введение

В современном мире ни одна из крупных сфер деятельности не обходится без понятия «инновация». «Шагать в ногу со временем» значит смело идти навстречу изменениям, адаптироваться, совершенствоваться с перспективой на будущее. Производство инновационной и конкурентоспособной образовательной и научной продукции является одной из приоритетных задач социально-экономического развития России. Современное состояние развития сферы образования характеризуется активным внедрением инновационных технологий. Первостепенным преимуществом высокоразвитой страны является ее человеческий потенциал. Преумножение и развитие мыслящего общества, способного анализировать текущую ситуацию, опираясь на опыт, разрабатывать и внедрять нововведения «к месту» и «ко времени» является главной задачей в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров. В России эту задачу решает аспирантура. Нами был проанализирован ряд научных работ. Профессор Резник С.Д. в своей статье [1] раскрывает особенности функционирования аспирантуры как нового

уровня высшего образования в России, рассматривает нормативную базу обучения, анализирует статистические показатели деятельности аспирантуры с 2000 г. по 2014 г., рассказывает о механизмах повышения эффективности подготовки аспирантов в научной и педагогической деятельности. Инновационные формы организации аспирантских программ и возможные пути модернизации национальной системы подготовки научных кадров подробно рассматриваются профессором Бедным Б.И. и доцентом Мироносом А.А. [2]. Об особенностях инновационного управления в образовательных учреждениях подробно пишет профессор Майоров А.А. [3]. Также об инновационной деятельности и о научно-инновационном потенциале вуза в своих работах упоминают такие авторы, как Минина Н.В., Нирулин Д.Ю. [4], Соколенко Я.В. [5]. С развитием академической мобильности аспирантов в последние годы наблюдается значительный прирост иностранных граждан в российской аспирантуре. Данная категория обучающихся не была рассмотрена в вышеприведенных работах. Вопросы устранения языкового и культурного барьеров, национального менталитета и мобильно-

сти в течение учебного года оказались серьезной проблемой успешности обучения для иностранных аспирантов.

Теория

Повышение эффективности деятельности аспирантуры - постоянный процесс, заключающейся в реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение устанавливаемых целевых показателей. Для определения направлений организационных мероприятий анализируются ключевые индикаторы эффективности аспирантуры, которые включены в четыре элемента трех основных блоков «индикаторы результативности аспирантуры», «индикаторы ресурсной базы аспирантуры», «индикаторы процесса подготовки аспирантов» [6] (рис. 1).

Данная методика не учитывает категорию иностранных обучающихся. На наш взгляд, в качестве дополнительного критерия оценки эффективности, должны рассматриваться «индикаторы доступности аспирантуры для иностранных граждан», которые обращают внимание на такие важные составляющие, как:

1) приемлемость стоимости платных образовательных услуг для иностранных граждан;

2) наличие и качество дополнительного образования по изучению русского языка как иностранного;

3) наличие компетентного профессорско-преподавательского состава для работы с иностранными гражданами;

4) степень развитости аспирантуры (количество и качество открытых направлений подготовки иностранных аспирантов).

В методике задействованы абсолютные показатели, характеризующие количественную сторону научного потенциала и масштабы подготовки научных кадров высшей квалификации, и относительные показатели, которые нечувствительны к

размерным характеристикам сравниваемых объектов.

Нами был проведен опрос среди иностранных аспирантов ЮУрГУ. Был задан вопрос «Почему Вы выбрали аспирантуру ЮУрГУ?». На вопрос ответили 62 иностранных гражданина. Ответы распределились следующим образом:

1) «Возможность получить профессию, которой не обучают в родной стране», 18,75 %;

2) «Интерес к богатой истории, к людям, к менталитету и культуре России», 9,38%;

3) «Возможность получить образование по доступной цене», 15,62 %;

4) «Возможность после обучения пройти стажировку в России и найти здесь работу в качестве преподавателя», 15,62 %;;

5) «Возможность практики и улучшения разговорных навыков русского языка (самого сложного языка)», 12,50 %;

6) «Возможность карьерного роста в родной стране», 21,88 %;

7) «Наличие хороших преподавателей, готовых помочь и пойти навстречу», 6,25 %.

Результат

Анализируя статистические данные деятельности аспирантуры в России [7-10] (табл. 1), необходимо отметить постепенное снижение основных показателей. Общая численность аспирантов сократилась на 24,23 % по сравнению с 2014 г. Ежегодно наблюдается сокращение численности принятых аспирантов. К 2018 г. резко снизился показатель выпуска из аспирантуры (на 58,51 % по сравнению с 2014 г.). Показатель выпуска из аспирантуры с защитой диссертации до 2017 г. включительно резко ухудшается, наблюдается снижение выпуска с защитой на 66,62 %. В 2018 г., несмотря на снижение показателя выпуска из аспирантуры, наблюдается рост выпуска с защитой диссертации.

Блок 1 "Индикаторы результативности аспирантуры" Блок 2 "Индикаторы ресурсной базы аспирантуры" Блок 3 "Индикаторы процесса подготовки аспирантов"

• 1.1. Присуждение ученых степеней •1.2. Выпуск аспирантов с защитой диссертации, отсев • 1.3. Закрепление выпускников в сфере науки, образования и высоких технологий • 1.4. Отражение результатов диссертационных исследований в научных публикациях •2.1. Финансирование научных исследований и разработок •2.2. Квалификация научно-педагогических работников • 2.3. Перспективность кадрового потенциала • 2.4. Публикационная активность научно-педагогических работников • 3.1. Интеграционные процессы в сфере подготовки научных кадров • 3.2. Финансирование диссертационных исследований • 3.3. Образовательные программы аспирантуры • 3.4. Академическая и научная мобильность аспирантов

Рис. 1. Ключевые индикаторы эффективности деятельности аспирантуры

Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2019. Т. 13, № 2. С. 96-103

Таблица 1

Показатели деятельности аспирантуры Российской Федерации с 2014 по 2018 гг.

Годы Прием в аспирантуру Численность аспирантов Выпуск из аспирантуры В том числе с защитой диссертации

чел. % чел. % чел. % чел. %

2014 32981 100 119868 100 28273 100 5189 100

2015 31647 95,96 109936 91,71 25826 91,35 3435 66,20

2016 26421 80,11 98352 82,05 25992 91,93 2901 55,91

2017 26081 79,08 93523 78,02 18069 63,91 1732 33,38

2018 27008 81,89 90823 75,77 11729 41,48 2198 42,36

Главный показатель деятельности аспирантуры - эффективность, в 2017 г. ухудшился практически вдвое и составил 9,59 % по сравнению с 18,35 % в 2014 г. Однако в 2018 г. наблюдается улучшение данного показателя. Эффективность аспирантуры составила 18,74 %.

В России наблюдается сокращение организаций, ведущих подготовку аспирантов (табл. 2). В 2018 г. общее число организаций, занимающихся подготовкой аспирантов, сократилось на 19,88 % по сравнению с 2014 г. Данная тенденция объясняется объединением научно-исследовательских организаций и организаций высшего образования, ведущих подготовку аспирантов, а также тем фактом, что у многих образовательных учреждений была отозвана лицензия на право ведения образовательной деятельности. Наблюдается перераспределение организаций, ведущих подготовку аспирантов между научно-исследовательскими организациями и высшими учебными заведениями. Также аспирантов стали готовить организации дополнительного профессионального образования.

Таким образом, с одной стороны, современная инновационная политика страны диктует условия наличия и преумножения научных и научно-педагогических кадров, с другой стороны, наблюдаются низкие показатели эффективности аспирантуры, связанные с недостаточно высоким качеством организационной деятельности как на уровне введения новых постановлений, законов и стандартов Министерством науки и высшего образова-

ния Российской Федерации, так и внутри образовательной организации.

По приведенной выше методике была проведена интегральная оценка ведущих аспирантур города Челябинска. Учебные заведения были выбраны по высоким позициям двух рейтинговых подходов [11-13] (рис. 2, 3). Для экспертной оценки были рассмотрены следующие учебные заведения: Южно-Уральский государственный университет [14], Челябинский государственный университет [15] и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации [16].

Пятью экспертами на основании представления необходимых данных каждому индикатору эффективности были выставлены оценки по пятибалльной шкале и определено среднее значение по блоку (рис. 4).

Обсуждения и выводы

Для большинства иностранных граждан обучение в России это возможность получить профессию, которой не обучают в родной стране и возможность карьерного роста.

Индикатор доступности аспирантуры для иностранных граждан нуждается в детальном анализе и доработке. Отмечается финансовая готовность иностранных граждан к обучению. Со стороны вуза необходимо по-новому организовать работу с иностранцами. Первая и основная проблема - преодоление языкового барьера. Вузу необходимо организовать более тщательную подготовку иностранных граждан к поступлению в ас-

Таблица 2

Число организаций в Российской Федерации, ведущие аспирантскую подготовку

Годы Всего Научно-исследовательские организации Образовательные организации высшего образования Организации дополнительного профессионального образования

ед. % ед. % ед. % ед. %

2014 1519 100 805 100 698 100 16 100

2015 1446 95,19 771 95,78 661 94,70 14 87,50

2016 1397 91,97 749 93,04 633 90,69 15 93,75

2017 1284 84,53 670 83,23 599 85,82 15 93,75

2018 1217 80,12 618 76,77 585 83,81 14 87,50

Внеучебная деятельность

Качество образования

Востребованность ВУЗа

словия в ВУЗе

Финансовый университет при Правительстве РФ

Южно-Уральский государственный университет

Челябинский

государственный

университет

Рис. 2. Интегральная оценка позиции вуза (1-й рейтинговый подход)

Образовательная деятельность ВУЗа 100

Интернет-сайт ВУЗ:

1ренд ВУЗа

Финансовый университет при Правительстве РФ

Южно-Уральский государственный университет

Челябинский

государственный

университет

Рис. 3. Интегральная оценка позиции вуза (2-й рейтинговый подход)

Блок 4 "Доступность аспирантуры для иностранных граждан"

Блок 1

"Результативность аспирануры"

5

Блок 3 "Процесс подготовки аспирантов"

Блок 2 "Ресурсная база аспирантуры"

Финансовый университет при Правительстве РФ

Южно-Уральский государственный университет

Челябинский

государственный

университет

Рис. 4. Интегральная оценка вузов с позиций ключевых индикаторов

Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2019. Т. 13, № 2. С. 96-103

аспирантуру, чтобы непосредственно во время обучения не тратить время на изучение основ русского языка. Это ускорит понимание между преподавателем и иностранным студентом и позволит в срок выйти на защиту. Непосредственно у научного руководителя иностранного аспиранта и профессорско-преподавательского состава должна быть заинтересованность работы с аспирантом, что подтверждает необходимость проведения собеседования перед поступлением и выявление точек соприкосновения интересов в научно-исследовательской деятельности. Должна быть введена система финансового стимулирования научных руководителей результатов работы с иностранным аспирантом. Иностранных аспирантов необходимо научить мыслить на русском языке.

Новые формы организации деятельности профессорско-преподавательского состава университета позволят быстрее приспособиться к нововведениям, а также должным образом организовать работу своих аспирантов. Все это окажет положительное влияние на основные показатели деятельности аспирантуры: прием в аспирантуру, численность аспирантов, выпуск из аспирантуры (в том числе с защитой диссертации).

В процессе введения инноваций в образовательную деятельность, перед руководителем организации на передний план выходят две проблемы.

Основная проблема - неготовность коллектива образовательного учреждения к введению новшеств в систему. Вторая - отсутствие должного финансирования.

Руководителю организации необходимо установить обратную связь с коллективом в целях урегулирования возможного сопротивления внедрению новшеств. Коллективу необходимо осознать важность предстоящих изменений, поэтому руководителем организации должна быть создана система открытости и полного информирования. Кроме того, необходим поиск новых источников привлечения финансов. Одним из таких источников нам представляются непосредственно иностранные аспиранты.

В рамках развития академической мобильности нами предлагается три варианта компенсации перелета на родину иностранным аспирантам, выполнившим определенные требования (табл. 3), на время каникул.

Предлагаемые варианты частичной компенсации совместно с принятием организационных мер по более тщательному отбору иностранных граждан на обучение в аспирантуре, по нашему мнению, будут способствовать к стимулу успешной научной деятельности аспирантов и их руководителей.

Внедрение организационных и любых других

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Варианты компенсации части стоимости перелета на родину иностранным аспирантам

№ Условия Размер компенсации, %

1 1. Сдача зачетов и экзаменов в срок на оценки «хорошо» и «отлично». 2. Своевременное успешное прохождение аттестации аспирантов. 3. Подготовка плановой части диссертации на 10 %. 4. Подготовка докладов и выступление с докладом на научных конференциях (минимум 2 доклада в семестр) 40

2 1. Сдача зачетов и экзаменов в срок на оценку «отлично». 2. Своевременное успешное прохождение аттестации аспирантов. 3. Подготовка плановой части диссертации на 25 %. 4. Публикация научных статей: - минимум 2 публикации в изданиях, включенных в международные базы цитирования WoS и Scopus; - минимум 1 публикация в изданиях, рецензируемых ВАК либо минимум 1 патент (свидетельство). В случае, если статья не издана, предоставляется справка о принятии в печать 60

3 1. Сдача зачетов и экзаменов в срок на оценку «отлично». 2. Своевременное успешное прохождение аттестации аспирантов. 3. Подготовка плановой части диссертации на 70 %. 4. Публикация научных статей: - минимум 5 публикаций в изданиях, включенных в международные базы цитирования WoS и Scopus - минимум 3 публикации в изданиях, рецензируемых ВАК либо минимум 3 патента (свидетельства) в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук; минимум 2 публикации в изданиях, рецензируемых ВАК либо минимум 2 патента (свидетельства) в других областях 80

инноваций всегда связано с трудностями. Однако, планируемое и организованное их преодоление будет вознаграждено высокой престижностью и конкурентоспособностью аспирантуры учебного заведения как в родной стране, так и зарубежом.

Литература

1. Резник, С.Д. Аспирантура: как повысить ее эффективность / С.Д. Резник // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 4. -С. 106-116.

2. Бедный, Б.И. Тенденции развития аспирантуры в инновационном обществе. / Б.И. Бедный, А.А. Миронос // Высшее образование в России. -2009. - № 9. - С. 79-86.

3. Майоров, А.А. Инновационное управление образовательными учреждениями / А.А. Майоров //Государственный Советник. - 2015. - С. 61-68.

4. Минина, Н.В. Роль аспирантуры в формировании научно-инновационного потенциала вуза. Теоретические основы экономики и управления / Н.В. Минина, Д.Ю. Нирулин //Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. -2009. - Вып. 4. - С. 232-236.

5. Соколенко, Я. В. Управление инновационной деятельностью в образовательной организации / Я.В. Соколенко // Интерактивная наука. - 2017. -С. 74-76.

6. Бедный, Б.И. Оценка эффективности подготовки научных кадров в аспирантуре: электронное учебное пособие / Б.И. Бедный, Т.В. Серо-

ва. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. -136 с.

7. Информационно-статистический материал «Статистика науки и образования» // Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Выпуск 3. - М., 2016. - 178 с.

8. Информационно-статистический материал «Статистика науки и образования» // Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Выпуск 3. - М., 2017. - 171 с.

9. Информационно-статистический материал «Статистика науки и образования» // Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Выпуск 3. - М, 2018. - 200 с.

10. Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/#

11. Рейтинг высших учебных заведений города Челябинска. - http://vuzopedia.ru

12. Рейтинг высших учебных заведений города Челябинска. - http://ucheba74.ru

13. Национальный рейтинг университетов. -http://unirating.ru

14. Официальный сайт Южно-Уральского государственного университета. - https://www. susu.ru

15. Официальный сайт Челябинского государственного университета. - http://www.csu.ru

16. Официальный сайт филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в г. Челябинске. - http://old.fa.ru/fil/ chelyabinsk/about/Pages/default.aspx

Кувшинов Михаил Сергеевич, доктор экономичеких наук, профессор, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Высшей школы экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), kuvshinovms@susu.ru

Габдрафикова Дарья Сергеевна, соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры финансов, денежного обращения и кредита Высшей школы экономики и управления, ЮжноУральский государственный университет (г. Челябинск), gabdrafikovads@susu.ru

Поступила в редакцию 11 мая 2019 г.

DOI: 10.14529/em190211

FORMING OF THE SCIENTIFIC AND INNOVATIVE POTENTIAL

OF A UNIVERSITY: FOREIGN CITIZENS IN RUSSIAN

POSTGRADUATE STUDIES

M.S. Kuvshinov, D.S. Gabdrafikova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article analyzes the main indicators of the activities of the Russian postgraduate studies in the period from 2014 to 2018, analyzes the dynamics of the number of organizations involved in postgraduate training. One of the criteria for raising the status of a higher education at the international level is the development of academic mobility of students. Since 2014, the increase in the number of foreign citizens in universities has been significantly growing. This entails the need to introduce and implement

Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2019. Т. 13, № 2. С. 96-103

measures to revise organizational policies regarding the activities of the postgraduate departments of higher educational institutions. The article provides the reasons why foreign citizens choose Russia postgraduate programs, what was revealed by means of a survey. The organization faces difficulties, mainly due to flaws in the organization of scientific and educational activities of foreign postgraduates. Academic mobility, as an indicator that brings the university to a new quality level, requires special attention. The efficiency of postgraduate studies as per the existing methods does not take into account the peculiarities of training foreign postgraduates. According to the analysis of official ranking agencies, the leading universities in Chelyabinsk were identified and analyzed as per four key criteria of the efficiency of postgraduate studies. The results of the analysis emphasized the need to revise the organizational policy of an educational institution in terms of the activities of the postgraduate department. Attention is focused on the key problems of the head of an educational organization and suggests appropriate solutions to problems. As an additional criterion for assessing the efficiency of the postgraduate study activity in the framework of the development of academic mobility, an additional indicator "Accessibility of Postgraduate Education for Foreign Citizens" has been proposed and considered.

Keywords: postgraduate studies, foreign citizens, academic mobility, efficiency, performance indicators, organizational policy, organizational innovation, research activities, educational activities, competitiveness, scientific and scientific-pedagogical personnel.

References

1. Reznik S.D. [Postgraduate Studies: How to Increase Their Efficiency]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2015, no. 4, pp. 106-116. (in Russ.)

2. Bednyy B.I., Mironos A.A. [Trends in the Development of Postgraduate School in an Innovative Society]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2009, no. 9, pp. 79-86. (in Russ.)

3. Mayorov A.A. [Innovative Management of Educational Institutions]. Gosudarstvennyy Sovetnik [State Councilor], 2015, pp. 61-68. (in Russ.)

4. Minina N.V., Nurulin D.Yu. [The Role of Postgraduate Studies in the Formation of the Scientific and Innovative Potential of aUniversity. Theoretical Foundations of Economics and Management]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki [St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics], 2009, iss. 4, pp. 232-236. (in Russ.)

5. Sokolenko Ya.V. [Management of Innovative Activities in Educational Organizations]. Interaktivnaya nauka [Interactive Science], 2017, pp. 74-76. (in Russ.)

10. Bednyy B.I., Serova T.V. Otsenka effektivnosti podgotovki nauchnykh kadrov v aspiranture [Evaluation of the Efficiency of Training of Scientific Personnel in Postgraduate School]. Nizhniy Novgorod, 2012. 136 p.

7. Informatsionno-statisticheskiy material «Statistika nauki i obrazovaniya». Podgotovka nauchnykh kadrov vysshey kvalifikatsii v Rossii [Information and Statistical Material "Statistics of Science and Education". Training of Highly Qualified Scientific Personnel in Russia]. Iss. 3. Moscow, 2016. 178 p.

8. Informatsionno-statisticheskiy material «Statistika nauki i obrazovaniya». Podgotovka nauchnykh kadrov vysshey kvalifikatsii v Rossii [Information and Statistical Material "Statistics of Science and Education". Training of Highly Qualified Scientific Personnel in Russia]. Iss. 3. Moscow, 2017. 171 p.

9. Informatsionno-statisticheskiy material «Statistika nauki i obrazovaniya». Podgotovka nauchnykh kadrov vysshey kvalifikatsii v Rossii [Information and Statistical Material "Statistics of Science and Education". Training of Highly Qualified Scientific Personnel in Russia]. Iss. 3. Moscow, 2018. 200 p.

10. Federal'naya sluzhba go sudarstvennoy statistiki [_Federal State Statistics Service]. Available at:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/#

11. Reyting vysshikh uchebnykh zavedeniy goroda Chelyabinska [Ranking of Higher Educational Institutions of the City of Chelyabinsk]. Available at: http://vuzopedia.ru

12. Reyting vysshikh uchebnykh zavedeniy goroda Chelyabinska [Ranking of Higher Educational Institutions of the City of Chelyabinsk]. Available at: http://ucheba74.ru

13. Natsional'nyy reyting universitetov [National University Ranking]. Available at: http://unirating.ru

14. Ofitsial'nyy sayt Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta [Official Website of the South Ural State University]. Available at: https://www.susu.ru

15. Ofitsial'nyy sayt Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Official Site of Chelyabinsk State University]. Available at: http://www.csu.ru

16. Ofitsial'nyy sayt filiala Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii v g. Chelyabinske [Official Site of the Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation in the City of Chelyabinsk]. Available at: http://old.fa.ru/fil/chelyabinsk/about/Pages/default.aspx

Mikhail S. Kuvshinov, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Professor of the Department of Finance, Supply, and Credit, School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, kuvshinovms@susu.ru

Daria S. Gabdrafikova, applicant for a degree of a Candidate of Sciences (Economics), Department of Finance, Supply, and Credit, School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, gabdrafikovads@susu.ru

Received May 11, 2019

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Кувшинов, М.С. Формирование научно-инновационного потенциала вуза: иностранные граждане в российской аспирантуре / М.С. Кувшинов, Д.С. Габдрафикова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2019. - Т. 13, № 2. - С. 96-103. Б01: 10.14529/ет190211

Kuvshinov M.S., Gabdrafikova D.S. Forming of the Scientific and Innovative Potential of a University: Foreign Citizens in Russian Postgraduate Studies. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2019, vol. 13, no. 2, pp. 96-103. (in Russ.). DOI: 10.14529/em190211

Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2019. Т. 1З, № 2. С. 96-10З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.