Научная статья на тему 'Формирование музыкального интеллекта у школьников в процессе реализации культурологического подхода'

Формирование музыкального интеллекта у школьников в процессе реализации культурологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
развитие музыкального интеллекта / формированию жизнеспособной личности / развития творческого потенциала / культура

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурали Неъмат Угли Исламов

Начального образования исключительно важным представляется процесс развития музыкального интеллекта у младших школьников. В данном стандарте особое внимание уделяется личностному развитию и формированию интеллекта школьников. Будучи одним из важных компонентов цели образования, вопросы развития творческих способностей учащихся концентрирует на себе пристальное внимание представителей современной педагогической науки. Поиск оптимальных путей для развития творческого потенциала детей обладает несомненной актуальностью. Возникла потребность в такой личности, которая бы быстро адаптировалась в новой жизни и имела бы созидающий потенциал, используемый на пользу себе и другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкального интеллекта у школьников в процессе реализации культурологического подхода»

Формирование музыкального интеллекта у школьников в процессе реализации культурологического подхода

Нурали Неъмат угли Исламов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Начального образования исключительно важным представляется процесс развития музыкального интеллекта у младших школьников. В данном стандарте особое внимание уделяется личностному развитию и формированию интеллекта школьников. Будучи одним из важных компонентов цели образования, вопросы развития творческих способностей учащихся концентрирует на себе пристальное внимание представителей современной педагогической науки. Поиск оптимальных путей для развития творческого потенциала детей обладает несомненной актуальностью. Возникла потребность в такой личности, которая бы быстро адаптировалась в новой жизни и имела бы созидающий потенциал, используемый на пользу себе и другим.

Ключевые слова: развитие музыкального интеллекта, формированию жизнеспособной личности, развития творческого потенциала, культура

Formation of musical intelligence in schoolchildren in the process of implementing a cultural approach

Nurali Nemat ogli Islamov Turkistan innovation University

Abstract: Primary education is extremely important process of development of musical intelligence in younger students. In this standard, special attention is paid to personal development and the formation of the intellect of schoolchildren. Being one of the important components of the goal of education, the development of the creative abilities of students focuses on itself the close attention of representatives of modern pedagogical science. The search for optimal ways to develop the creative potential of children is of undeniable relevance. There was a need for such a person who would quickly adapt to a new life and would have a creative potential used for the benefit of himself and others.

Keywords: development of musical intelligence, formation of a viable personality, development of creative potential, culture

Развитие музыкального интеллекта и творческих способностей в учебной деятельности способствует формированию жизнеспособной личности. Ведь только творческая личность способна быстро реагировать на все изменения, подстраиваться под новые условия жизни.

Для того чтобы обучать детей правильному пению следует соблюдать певческую установку. Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхание. При обучении детей пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту учеников. Во время пения ученики 12 классов должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. (При слушании музыки ребята могут прислониться к спинкам стульев). Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.

Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека - учителя. А в хоровом коллективе ребенок, подросток, юноша чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Развитие музыкального интеллекта и творческих способностей в учебной деятельности способствует формированию жизнеспособной личности. Ведь

тольга твopчecкaя личшеть raocoGrn öbicrpo peaгиpoвaть та вce измeнeния, пoдcтpaивaтьcя пoд швью ycлoвия жизни.

Штольный xop дoлжeн быть opгaнизoвaн c тaким pac4eTOM, чтобы в HeM coeдинялиcь Функции мyзыкaльнo-coциaльныe c Функциями xyдoжecтвeннo-вocпитaтeльными. nocTeneHHoe pacшиpeниe и oттaчивaниe иcпoлнитeльcкoгo MacTepcTBa и oбщeй мyзыкaльнoй кyльтypы Bcex шкoльникoв дaeт вoзмoжнocть дaжe в ycлoвияx MaccoBoro мyзыкaльнoгo вocпитaния в клacce cтpeмитьcя к дocтижeнию ypoвня пoдлиннoгo иcкyccтвa.

Звyкooбpaзoвaниe это - cnoco6 извлeчeния звyкa. Рeбятa дoлжны neTb ecтecтвeнным выcoким cBeT^iM звyкoм, бeз кpикa и нaпpяжeния. Очeнь вaжeн пpимep - пeдaгoгy тaкжe cлeдyeт neTb выcoкo, пocкoлькy yчeники нaчинaют пoдpaжaть eMy и neTb в бoлee выcoкoм peracTpe.

Звyкooбpaзoвaниe мoжeт быть пpoтяжным, нaпeвным, a бывaeт и oтpывиcтым. Учaщимcя 1-ro клacca cвoйcтвeннo oтpывиcтoe звyкooбpaзoвaниe, пoэтoмy, нaчинaя c caMoro пepвoгo клacca, нaдo учить дeтeй тянуть звуки, пpoтягивaть кoнцы мyзыкaльныx фpaз. Пeдaгoг пoдбиpaeт cooтвeтcтвyющиe пecни, нaпpимep нapoдныe, тaк кaк для ниx xapaктepнo пpeoблaдaниe глacныx звyкoв, cпocoбcтвyющиx бoльшeй пpoтяжнocти звyчaния. Рaзвитию пpoтяжнoгo звyкooбpaзoвaния пoмoгaeт пeниe пeceн, нaпиcaнныx в yмepeннoм и мeдлeннoм тeмпax.

3a вpeмя пpeбывaния в нaчaльнoй шкoлe у млaдшиx шкoльникoв paзвивaютcя пcиxoлoгичecкиe пpoцeccы: cлoвecнo-лoгичecкoe мышлeниe, aнaлиз, peфлeкcия и т.п. В этот пepиoд фopмиpyютcя ycтoйчивыe cиcтeмы yчeбнo - пoзнaвaтeльныx мoтивoв и личнocтнoгo cмыcлa yчeния, ycиливaeтcя интpoвepтиpoвaннocть личшети, чтo cпocoбcтвyeт пoвышeнию эффeктивнocти yмcтвeннoй дeятeльнocти нa ypoкax музыки у млaдшиx шкoльникoв. Вaжнyю poль в paзвитии личнocти млaдшeгo шкoльникa игpaeт мyзыкaльнoe oбpaзoвaниe и в чacтнocти, фopмиpoвaниe у нeгo мyзыкaльнoгo интeллeктa, в cвязи c этим вoзниклa нeoбxoдимocть paзpaбoтки пeдaгoгичecкиx ycлoвий no paзвитию мyзыкaльнoгo интeллeктa у млaдшиx шкoльникoв нa ypoкax музыки и дoпoлнитeльныx зaнятияx в мyзыкaльнoм ^ужта в oбщeoбpaзoвaтeльнoй шкoлe. Пeдaгoгичecкиe ycлoвия в кoнтeкcтe дaннoгo иccлeдoвaния paccмaтpивaютcя нaми кaк cиcтeмa пpинципoв, cтpyктypы, coдepжaния, мeтoдoв, cpeдcтв oбyчeния, oбecпeчивaющиx ycпeшнoe paзвитиe мyзыкaльнoгo интeллeктa у млaдшиx шкoльникoв в шкoлe.

В oпpeдeлeнии пeдaгoгичecкиx ycлoвий paзвития мyзыкaльнoгo интeллeктa млaдшиx шкoльникoв нa ypo^x музыки и кpyжкoвыx зaнятияx мы ocнoвывaлиcь нa вывoдax зapyбeжнoй и oтeчecтвeннoй пeдaгoгики и пcиxoлoгии o тoм, чтo paзвитиe мyзыкaльнoгo интeллeктa - этo нe cтoлькo paзвитиe мyзыкaльнoгo

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 311 LME^^Sl

мышления, воображения и др., сколько развитие интеллектуальной личности. Поэтому мы считаем, что необходимо создавать условия не только для достижения цели и решения отдельных задач, сколько создать условия для интеллектуальной деятельности.

Интеллект (понимание, познание) - общие способности. К познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект - способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические), для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи. Под современным определением понятия интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффектному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Интеллект - это, прежде всего, планирование ресурсов и построения стратегии достижения цели. Интеллект - это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и благ.

Музыкальный интеллект - это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом. Интересно, что только музыкальный интеллект плюс склонность к математике может родить таких людей как барабанщики. Они, так правило, очень хорошо отбирают внешний звук и умеют хорошо и быстро считать. Обладающие хорошим музыкальным интеллектом люди становятся прекрасными исполнителями, композиторами, звукорежиссерами и музыкальными критиками.

Важный путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, обучающихся в начальной школе. Одно из главных условий - приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые могут при правильной их организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.