Научная статья на тему 'Формирование мультикультурной компетенции будущих специалистов'

Формирование мультикультурной компетенции будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ / СПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА / КРИТЕРИИ И УРОВНИ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ / MODEL OF FORMING OF MULTICULTURAL COMPETENCE / MULTICULTURAL KNOWLEDGE / ABILITIES AND QUALITIES / CRITERIA AND LEVELS / ETHNIC INTERACTION / LAW RULES / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седенкова Ирина Юрьевна

В статье рассматривается проблема научного осмысления процесса становления будущего юриста как активного субъекта мультикультурного общества. Актуализируется вопрос о критериях и уровнях формирования мультикультурной компетентности будущих юристов, деятельность которых потребуется в мультикультурном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING MULTICULTURAL COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS

The paper concerns the problems of scientific pedagogical ideas having an influence on forming of future lawyer's qualities as an active individual of multicultural society. The problem of criteria and levels of multicultural competence of future lawyers is consedered.

Текст научной работы на тему «Формирование мультикультурной компетенции будущих специалистов»

И. Ю. Седенкова

(Астрахань)

ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье рассматривается проблема научного осмысления процесса становления будущего юриста как активного субъекта мультикультурного общества. Актуализируется вопрос о критериях и уровнях формирования мультикультурной компетентности будущих юристов, деятельность которых потребуется вмультикультурном обществе

Формирование мультикультурной компетентности будущих специалистов-юри-стов осуществляется в ходе их профессиональной подготовки представляется нам как интегративный процесс становления качеств личности и овладения специальной профессиональной грамотностью, необходимой для юридической деятельности в мультикультурном обществе,

Сознательно усвоенные профессиональные знания обеспечивают глубокое понимание сущности требований, предъявляемых к лицам, занимающимся юридической деятельностью, той ответственности, которая на них возлагается при применении норм права. На основе знаний формируется осознанное стремление неукоснительно соблюдать правовые нормы, соответствующие убеждения, прочные мотивы поведения, значимые профессиональные качества личности будущего юриста.

Среда, окружающая будущего юриста, независимо от его желания, оказывает на него формирующее воздействие. Необходим специально организованный мульти-культурный образовательный процесс, результатом которого станет мультикультур-ная компетенция будущего юриста.

Анализ научной литературы показал, что понятия компетентности и компетенции трактуются в российской педагогической культуре как идеальные сущности, подлежащие изъяснению и осмыслению. В то же время компетентность в западной культуре рассматривается как неклассический феномен, укорененный в общественной образовательной практике и отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени - государства),

образовательных институтов, работодателей, а также потребителей услуг.

Важно то, что компетентность - это овладение личностью соответствующей компетенцией, что выражается в мобилизации полученных знаний, опыта, поведенческих навыков в конкретной ситуации для решения разнообразных сложных реальных задач. Следовательно, профессиональная компетенция составная часть профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность юриста включает его личные возможности, позволяющие самостоятельно и эффективно решать профессиональные задачи. Для этого необходимо, в том числе, знание механизмов формирования национального самосознания, особенностей этнических и мировых культур, тенденций развития мирового общества, культуры взаимодействия представителей различных этнических и социальных сообществ, а также умение применять эти знания на практике [5].

На основе различных трактовок этого явления, можно сделать вывод о том, что мультикультурная компетентность юриста - совокупность квалифицирующих предпосылок, основанных на знаниях, ценностях, умениях, навыках, способностях, дающих возможность самостоятельно установить связь между мультикультурными знаниями и этнической ситуацией, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для принятия решения по обеспечению равных прав и выполнению обязанностей представителей всех этносов, функционирование которых обусловлено статусом гражданства.

Следовательно, процесс формирования мультикультурной компетентности буду-

щих юристов включает освоение личностью определенного объема исходной мультиразноплановой информации, овладение способами ее пополнения и обновления за счет самостоятельных действий, накопление опыта распоряжения ею в профессиональной деятельности в современном обществе, что требует такой системной организации образовательного процесса, при которой возможно многообразие вариантов получения необходимых сведений.

Формирование мультикультурной компетентности в юридическом вузе - это процесс многогранный, который требует учёта ряда специфических факторов как движущей силы формирования и развития интеллекта профессионально-направленной личности [1, с. 42].

Можно выделить следующие факторы: социальные, отражающие потребности общества в специалистах высокого уровня со знанием иностранного языка, культуры межэтнического взаимодействия, толерантными установками; педагогические, включающие деятельность преподавателя и студента при формировании специалиста; пси-холого-педагогические, связанные с интеллектуальной деятельностью по формированию профессиональной мотивации, а также информативность и актуальность содержания материала, связь с юридической профессией, осознанный подход к изучению предмета, индивидуальная работа с каждым по формированию профессиональной мотивации и профессионального творческого мышления, развитие профессиональной значимости и перспектив использования знаний в будущей деятельности.

Формирование мультикультурной компетентности будущих юристов предусматривает взаимопроникновение, взаимосвязь и взаимодействие знаний, способностей и качеств, проявляющихся в процессе практического применения умений и навыков в главных сферах их профессиональной деятельности [2, с. 67].

Бесспорно, процесс формирования как личности вообще, так и её определённых качеств (в нашем случае мультикультур-ной компетентности) является сложным. Он не будет успешным, если будущий юрист в этом процессе будет выполнять

функции объекта. Если этот студент в образовательном процессе вуза ставится в положение активного субъекта познавательной и практической деятельности, то процесс формирования его мультикультурной компетенции будет наиболее эффективным.

Требуется разработка критериев (т.е. признаков, на основании которых производится определение чего-либо) и показателей (т.е. количественная или качественная характеристика критерия) сформированно-сти мультикультурной компетентности будущих юристов, которые характеризуются ее структурными компонентами.

Методологическим ключом к разрешению вопроса о критериях оценки данного феномена послужило положение о том, что о реальных помыслах и чувствах, мы можем судить по их действиям. Следовательно, объективной основой критериев выступают практические дела и поступки людей. Субъективную сторону критериев составляют мотивы этих поступков, в которых раскрывается общественный и культурный смысл деятельности.

Каждый критерий выражает высший уровень изучаемого явления, служит идеальным образцом, сравнивая который с реальными явлениями, можно установить степень соответствия, приближения к идеалу. Для этого критерий должен быть развернутым, т.е. включать в себя наиболее мелкие единицы измерения, показатели, позволяющие «замерять» действительность в сравнении с идеалом.

При выборе критериев и показателей оценки уровня сформированности мульти-культурной компетентности у будущих юристов учитывается имеющийся в педагогике и психологии опыт этой работы, когда они выявлялись при изучении различных свойств и характеристик человека. Был учтен и такой подход, когда педагогические оценки деятельности человека давались дифференцированно.

Однако в педагогике критерии для непосредственного изучения мультикультур-ной компетентности у будущих юристов специально не выделялись. Сложность явления, необходимость его всестороннего изучения потребовали выделения критериев оценки сформированности этой компе-

тентности у студентов юридической специальности.

В связи с этим выделяются следующие критерии условий формирования мульти-культурной компетенции будущих юристов: мотивационный (мультикультурная направленность), когнитивный (поликуль-турная грамотность) и операционный (мультикультурная деятельность).

Мотивационный (мультикультурная направленность) критерий: личностные

качества - толерантность, наличие интереса к чужой культуре, стремление к позитивным действиям в области межэтнических взаимодействий, уважение к представителям иных этнокультур, приятие существования множества культур, эмоциональная устойчивость, профессиональный такт и стремление к самореализации в профессиональной деятельности в мультикультур-ном обществе.

Когнитивный (поликультурная грамотность) критерий. Знания: широкий диапазон знаний в области культуры, наличие знания универсальных и специфических категорий культуры, связанные с возможностью их использования в профессиональных ситуациях, представление о языковой и культурной ситуации, знание законодательства, поддерживающего правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами. Умения и навыки: наличие навыков культуры межэтнического взаимодействия, толерантного взаимодействия, умение осознанно идентифицировать себя носителем одной из культур, профессионально оценивать состояние мультикультурной ситуации, умение судит не по законам собственной культуры, а учитывать мульти-культурную обусловленность поведения, участие в коммуникации с представителями других культур, умение давать квалифицированные юридические заключения и консультации, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав в соответствии с законом в области культурных, этнических и религиозных отношений, соотносить свою точку зрения с точками зрения других.

Операционный (мультикультурная деятельность) критерий. Условия: субъект обучения может проникать в сущность чу-

жой культуры исполнительского уровня, наличие эмпатии, способность к участию и организации мультикультурной деятельности, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, усваивать новую информацию о различных этносах, самообразовываться и самосовершенствоваться.

Данные критерии являются в известной степени условными, но они нужны для более качественного изучения учебной деятельности студентов и формирования мультикультурной компетентности.

На основании того, что критерии представляют собой совокупность объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику состояния сфор-мированности мультикультурной компетентности будущих юристов, опираясь на которые выявляют ее существенные свойства и меру проявления в деятельности, можно охарактеризовать из совокупности показателей выявленных критериев блоки по основным путям формирования мульти-культурной компетентности: личностные качества, профессиональная направленность на самореализацию, культура, межэтническое взаимодействие, язык, профессиональные грамотность, направленность и деятельность в мультикультурном обществе, эмпатийность, толерантность [3, с 13].

При определении степени сформиро-ванности мультикультурной компетентности можно выделить следующую структуру уровней: низкий (мультикультурно-дез-

ориентированный) уровень, средний (мультикультурно-ориентированный), высокий (мультикультурно-ценностный и личностно значимый).

Низкий (мультикультурной дезориентации) уровень указывает на низкую чувствительность к мультикультурным нормам, нарушение их иерархии, отсутствие знаний и навыков их применения в профессиональной деятельности, не готовность к реализации в реальной деятельности.

Средний (мультикультурно-ориентиро-ванный) уровень указывает на ситуативный интерес к познанию особенностей целостной культурной и языковой ситуации, нестабильные и неполные знания этнической и мировой культуры, непрочные навыки и умения мультикультурной деятельности.

Высокий (мультикультурно - ценностный и личностно значимый) уровень указывает на осознание ценности и значимости мультикультурных качеств личности для общества и для профессиональной деятельности, стабильности и прочности мультикультурный знаний, навыков и умений [4, с. 47].

Особое внимание следует уделить изучению эмоционально-коммуникативного поведения студентов в конфликтных ситуациях межэтнического взаимодействия, вызывающих у его участников состояния фрустрации, поскольку в процессе профессионального взаимодействия юристу, как правило, следует самокорректировать профессиональное поведение именно в такого рода ситуациях.

Проведенный анализ мультикультур-ной компетентности будущих юристов, а также специфики ее составляющих, позволил выделить ряд ее основополагающих функций: этнокультурная функция (освоение будущими юристами знаний и опыта накопленных в процессе взаимодеятельно-сти разных культур, их взаимообогащения), аксиологическая функция (трансляция совокупности объективных этнических и общечеловеческих ценностей, их значимости в преобразующей деятельности по обновлению материальной и духовной культуры общества), нормативная функция (удовлетворение этнических и личностных потребностей выражающихся в стремлении общности отдельного этноса сохранить свою самобытность в условиях мультикультурности с помощью регламентирующих зако-

нов, норм, рейдирующих социальные и профессиональные отношения между людьми), социальная функция (овладение нормами и правилами, принятыми в данном мультикультурном обществе с учетом общемировых, с целью успешной социализации личности), профессионально-коммуникативная функция (выработка в профессионально-юридической деятельности определенных форм, способов и правил взаимодействия и коммуникации соответствующих требованиям профессиональной этики, конкретной ситуации, целям правозащитной деятельности), профессиональнорегуляционная функция (стратегия и тактика профессионального поведения будущих юристов в ситуациях взаимодействия с клиентами различными по этнической принадлежности, с представителями общественных и религиозных организаций, оп-ределямые в соответствии с требованиями и нормами профессиональной этики).

Таким образом, процесс формирования мультикультурной компетентности будущих юристов предполагает освоение личностью исходной разноплановой мульти-культурной информации, овладение способами ее пополнения и обновления в непрерывном образовании за счет самостоятельных действий, накопление опыта в профессиональной деятельности в современном обществе, что требует системной организации мультикультурного образовательного процесса, при котором возможно многообразие вариантов получения необходимых сведений.

Литература

1. Малюткина Н. С. Педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих юристов в процессе профессиональной подготовки: Дис. ...канд. пед. наук. - Чебоксары, 2007.

2. Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикуль-турного образования : дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2003.

3. Бараник Е. В. Формирование основ профессионально-этической культуры будущих юристов в процессе изучения иностранных языков в вузе : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

4. Власова Т. И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. - Ростов-на-Дону, 2001. - 47 с.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т.3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. - М., 1983.

6. Теймуразян А. Л. Формирование профессионально значимых личностных качеств будущих юристов : дис.. канд. пед. наук. -Тольятти, 2004. - С.179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.