PEDAGOGICAL SCIENCES
FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF THE TEACHER
AT UNIVERSITY Kamalova L. (Russian Federation) ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УНИВЕРСИТЕТЕ Камалова Л. А. (Российская Федерация)
Камалова Лера Ахтямовна /Kamalova Lera - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и начального образования, Институт психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
Abstract: now becomes more and more obvious that modern society has to develop within multicultural when equality of all cultures admits, tolerance of cultural diversity and distinctions is brought up, racism, totalitarianism, any discrimination on national, religious, sexual and to other signs is completely excluded. Training of the multicultural teacher who is actively realizing the purposes and problems of the multicultural education promoting formation of the multicultural identity ofpupils is necessary.
Аннотация: в настоящее время становится все более очевидным, что современное общество должно развиваться в рамках мультикультуры, когда признается равенство всех культур, воспитывается терпимое отношение к культурному многообразию и различиям, полностью исключается расизм, тоталитаризм, любая дискриминация по национальному, религиозному, половому и другим признакам. Необходима подготовка мультикультурного учителя, активно реализующего цели и задачи мультикультурного образования, способствующего формированию мультикультурной личности учащихся.
Keywords: multicultural, competence, teacher, ethnoconfessional, education, pedagogical, students, pupils. Ключевые слова: мультикультурный, компетентность, педагог, этноконфессиональный, образование, педагогический, студенты, учащиеся.
В системе современного российского высшего образовании ведущей становится идея мультикультурного (этноконфессионального) образования. Социальный заказ к современному высшему образованию основан на требованиях к педагогу, способному к формированию мультикультурной личности как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений и содействия этнокультурному многообразию народов России.
Мультикультурное (этноконфессиональное) образование - это «образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и народов». Именно в мультикультурном образовании реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур [4, с. 41-47]. Проблемы мультикультурности обуславливают необходимость нового методологического подхода к подготовке педагогов в современном российском вузе - подготовке мультикультурного учителя, который сможет успешно работать в современной образовательной этноконфессиональной среде [1, с. 41-47]. Именно в мультикультурном образовании реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур [4, с. 41-47], так как в современных условиях возникает необходимость использования в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества. По мнению Г. В. Палаткиной, высококвалифицированный педагог в условиях мультикультурной образовательной среды должен быть компетентен в областях: 1) разнообразие и динамика культур, их сущность и соотношение; 2) особенности мультикультурного образовательного пространства; 3) взаимопонимание культур; 4) разнообразие способов мышления, связанных с культурой; 5) культурные различия и становление психосоциальной идентификации [4, с. 41-47]. Мультикультурная компетентность педагогов формируется в процессе обучения в вузе с помощью акцентуации на идеях мультикультурализма в учебно-воспитательном процессе, атмосферы толерантности, сохранения и развития этнической идентификации субъектов образовательного процесса, введения мультикультурных компонентов в содержание изучаемых дисциплин [3]. Ученые выделяют три группы условий, влияющих на эффективность подготовки учителя к мультикультурному образованию [4, с. 5]: 1. Социокультурные условия. 2.Педагогические условия. 3. Психологические условия - это
72
внутреннее состояние студентов, их установки, потребности, интересы, мотивы. В Казанском (Приволжском) федеральном университете формируется совершенно новая парадигма образовательного процесса, связанная с многомерным подходом к профессиональной подготовке специалистов XXI века. С 2016 года в Казанском федеральном университете внедряется стратегический научно-образовательный проект «Учитель XXI века», получивший одобрение Международного совета «Проекта 5:100». Важной частью данной программы является подготовка педагога нового типа - мультикультурного педагога, призванного осуществлять профессиональную деятельность в условиях поликультурного общества, обладающего системными этнокультурными знаниями, психолого-педагогическими технологиями, толерантностью, способностью к межэтническому и конфессиональному диалогу. Проект нацелен на создание целостной системы всех уровней подготовки мультикультурного учителя: бакалавриат, магистратура, дополнительное образование, курсы повышения квалификации. Система профессиональной подготовки мультикультурного учителя в Казанском университете включает следующие компоненты: овладение студентом профессиональной культурой; подготовка учителя-исследователя; формирование личности учителя; фундаментализация образования; обеспечение широкого общегуманитарного образования; технизация гуманитарного образования; обеспечение высокого уровня практического владения профессиональным мастерством; интеграция курсов педагогики, психологии и методики иностранного (английского) языка; возможность индивидуальной самореализации; дифференцированная оценка профессиональных умений, профессионального мастерства. Современному педагогу необходима систематическая работа над развитием своих профессиональных навыков, компетенций, постоянное самосовершенствование и самообразование [2, с. 97-103].
Таким образом, в современных российских вузах необходимо формировать универсальную структурную модель подготовки (переподготовки) педагога на основе этноконфессионального подхода с учетом психофизиологических, социокультурных, личностных аспектов трансформации субъектов образовательного процесса.
Литература
1. Закирова В. Г., Камалова Л. А. Теории и технологии мультикультурного образования: монография. В 2 ч. Ч. 1. Казань: Отечество, 2016. 132 с.
2. Камалова Л. А. Личностно-ориентированный подход к подготовке специалистов профиля «Начальное образование» / Л. А. Камалова // Образование саморазвитие, 2014. № 1 (39). С. 97-103.
3. Коненкова Л. П. Мультикультурная модель современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. № S11. С. 16-20.
4. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика, 2002. № 5. С. 41-47.
INTERACTIVE MULTIMEDIA TELECONFERENCES IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS Odinokaya M.1, Abdullahitov R.2 (Russian Federation) ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕЛЕМОСТЫ В
СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Одинокая М. А.1, Абдуллахитов Р. Ш.2 (Российская Федерация)
'Одинокая Мария Александровна / Odinokaya Maria - кандидат педагогических наук, доцент;
2Абдуллахитов Рустам Шахраниевич /Abdullahitov Rustam - аспирант, Высшая школа иностранного языка Гуманитарный институт Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург
Abstract: the article presents positive aspects and perspectives of development of a learning of foreign languages by means of interactive multimedia teleconferences are considered. Special focus is paid to the present of this method in education, to its technical character, financial factor existing the Internet - to platforms in this branch. It is claimed that learning of foreign language by means of multimedia teleconferences is a unique combination of educational, technical, social spheres. In addition, it is confirmed that this method of training promotes development and improvement in team work, in the technical sphere, in studying of culture of other people and in a spoken language.