О. А. Глущенко
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ
Работа представлена кафедрой английского языка Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Еремин
В статье рассматривается проблема формирования мотивационной основы социокультурной иноязычной компетенции студентов неязыковых факультетов и возможность ее решения с помощью использования средств аудиовизуальной наглядности. Социокультурная иноязычная компетенция формируется путем эффективного внедрения в учебный процесс аудиовизуальных средств, которые создают мотивационную основу для овладения иностранным языком. Средства аудиовизуальной наглядности, рассматриваемые нами с точки зрения формирования специальных компетентностей, в частности социокультурной, приобретают значение социокультурной наглядности. Социокультурная наглядность отражает социокультурные особенности страны изучаемого языка, являясь действенным механизмом формирования мотивационной готовности и предотвращением истощения мотивов к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: мотивация, формирование социокультурной компетенции, аудиовизуальные средства, межкультурное взаимодействие, мотив, потребность, интерес, эмоция, укреплять навыки общения, формирование возможности и желания использовать иностранный язык.
O. Glushchenko
OPTIMISING CONDITIONS FOR MOTIVATIONAL CONSIDERATIONS
IN DEVELOPING SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LANGUAGE DEPARTMENTS BY MEANS OF AUDIO-VISUAL AIDS
The article deals with the aspect of developing socio-cultural competence of students of non-language departments with the help of audio-visual aids. Socio-cultural competence is formed through the effective process of incorporating audio-visual aids into the teaching/learning process. The use of audio-visual aids provides the optimising of the motivational considerations in learning foreign languages. The author considers audio-visual aids to be socio-cultural since they develop socio-cultural competence of those mastering a foreign language. Audio-visual aids demonstrate socio-cultural peculiarities ofa foreign country and serve as an effective mechanism of developing motivational competence of students as well as the mechanism ofpreventing the exhaustion of the stimulus to learn.
Key words: motivation, socio-cultural competence developing, audio-visual aids, intercultural interaction, motive, need, interest, emotion, communication skills reinforcement, forming of an ability and willingness to use a foreign language.
На современном этапе радикальных преобразований и обновлений высшего образования в рамках Болонского процесса, движения от понятия «квалификация» к понятию «компетенция» выдвигаются новые требования в области иноязычной грамотности. Выпускники вузов не обладают достаточным уровнем развития иноязычной коммуникативной компетен-
ции. Вызывает озабоченность неравномерность сформированности ее отдельно важных компонентов, в частности социокультурного, отвечающего за успешность коммуникации в межкультурном аспекте, а также наблюдается истощение мотивов к изучению иностранного языка в процессе обучения по некоторым вполне объективным причинам: длительный про-
ПЕДАГОГИКА
цесс накопления знании, отдаленность целей, отсутствие языковой практики с носителями языка, отсутствие языковой среды. Об этом свидетельствует беспомощность коммуникантов в условиях реального межкультурного общения в иноязычной среде, неосведомленность в сфере бытового речевого поведения, неумение адаптироваться к условиям общения, неспособность анализировать и осознавать межкультурные различия. Реальность сегодняшнего дня показывает, что общие указания на необходимость развития социокультурной компетенции остаются в большинстве случаев декларативными требованиями на ступени высшего образования, в программах курсов по иностранному языку доминирует знаниевый подход. Определение способов повышения мотивации к изучению иностранного языка, создание устойчивой структуры мотивов и успешное стимулирование мотивации учения приобретают приоритетное значение в образовательном процессе в настоящее время изменяющихся внешних и внутренних условиях и предпосылок к учению. Мотивационная сфера человека является сложным и подвижным образованием, механизмом которого можно эффективно управлять. Мы считаем, что использование средств аудиовизуальной наглядности составляет потенциал в развитии и формировании мотивационной основы социокультурной иноязычной компетенции. Вышеупомянутое противоречие между значимостью социокультурной иноязычной компетенции в процессе подготовки студентов и недостаточностью ее сформированности, отсутствие теоретически обоснованной и практически примененной методической модели, неразработанность аудиовизуальных средств для формирования мотивационной основы социокультурной иноязычной компетенции позволяют нам сформулировать следующие приоритеты исследования. Объект нашего исследования — образовательный процесс, обеспечивающий овладение студентами неспециальных факультетов педвуза социокультурной иноязычной компетенцией. Предмет исследования — формирование мотивационной основы социокультурной иноязычной компетенции. Цель исследования — разработка модели формирования
социокультурной иноязычной компетенции. Гипотеза исследования — формирование социокультурной иноязычной компетенции возможно путем эффективного внедрения в учебный процесс аудиовизуальных средств, которые создают мотивационную основу для овладения иностранным языком. Отбор аудиовизуальных средств следует производить на основе следующих принципов: методической целесообразности, аутентичности видеопродукции, культуро-сообразности, принципа стимулирующего управления, диалогичности и контрастивности культур. В ходе исследования мы решали следующие задачи: уточнение понятие мотивации и мотивационной основы, осуществление анализа содержания понятия социокультурной иноязычной компетенции, разработка теоретической модели формирования социокультурной иноязычной компетенции и ее мотивационной основы, разработка методики формирования социокультурной иноязычной компетенции и ее мотивационной основы, разработка системы по применению адиовизуальной наглядности в процессе изучения ИЯ, осуществление экспериментальной проверки и анализ результатов. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование студентов с целью выявления степени мотивированности их учебной деятельности, организация и проведение разведывательного и обучающего экспериментов, анализ и обработка полученных экспериментальных данных.
Между понятиями мотивационной основы и социокультурной иноязычной компетенцией определяется взаимозависимость. Формирование компетенций невозможно без запроса индивида, т. е. его внутренней мотивированности, и запроса общества, т. е. внешней мотивации. В свою очередь, динамика мотивации развивается благодаря реализации компетенций, успешности деятельности индивида. Мотиваци-онный механизм является одним из компонентов механизма заинтересованности в достижении максимальных результатов учебной деятельности. Понятие мотивации означает всю совокупность факторов, механизмов и процес-
сов, обеспечивающих возникновение у обучающихся побуждений к достижению жизненно необходимых целей. Для оптимальной организации учебного процесса важно глубокое знание мотивов учения и умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. Мотиваци-онная сфера субъекта учебной деятельности не только многокомпонентна, но разнородна и разноуровнева, что затрудняет ее формирование и поддержание. Основным способом создания внутренней мотивации является, на наш взгляд, моделирование языковой парасреды как системообразующего элемента коммуникативно-ориентированного обучения посредством технических средств. Невозможно овладеть навыками владения иностранным языком без погружения в естественную языковую среду, в ситуации естественного общения с носителями языка. На практике же происходит обучение иностранному языку за пределами естественной языковой реальности. Поэтому моделирование языковой среды следует осуществлять всеми доступными средствами, включая технические, в частности аудиовизуальные средства обучения. В данном контексте они приобретают качество социокультурных средств обучения. Аудиовизуальная аутентичная наглядность соответствует всем психолого-педагогическим предпосылкам для успешного формирования мотивации: воздействует на эмоциональную сферу аудитории, влияет на осознание потребности, способствует формированию мотива, обладает огромным обучающим потенциалом и представляет эстетическую ценность для изучающих иностранный язык, содержит языковую и национально-культурную информацию. Средства аудиовизуальной наглядности, рассматриваемые нами с точки зрения формирования специальных компетентностей, в частности социокультурной, приобретают значение социокультурной наглядности. Социокультурная наглядность, в нашем понимании, отражает социокультурные особенности страны изучаемого языка, являясь действенным механизмом формирования мотивационной готовности и предотвращением истощения мотивов к изучению иностранного языка в пределах всего курса. Использование аудиовизуальных
средств создает условия для обучения иностранному языку методом погружения в социокультурную среду и предлагает картины, несущие значимую культурологическую и нравственную нагрузку. Социокультурные средства обучения способствуют усвоению естественных норм языка, пониманию традиций и обычаев страны изучаемого языка, усвоению чужой менталь-ности и языковых средств. В общем и целом аудиовизуальные средства формируют языковую парасреду, насыщая образовательное пространство единицами культуры, иноязычного быта, тем самым способствуют созданию социокультурной компетенции. Создание языковой парасреды в реальном образовательном процессе в состоянии положить начало пониманию картины мира, присущей изучаемому языку. Данная парасреда помогает научить строить свое вербальное и невербальное поведение, в конечном итоге обеспечивает сформирован-ность социокультурной компетенции, а значит и коммуникативной компетенции в целом. С помощью иноязычного фильма студенты учатся воспринимать аутентичную информацию, подражать аутентичным образцам устно-речевых высказываний, использовать языковые средства с учетом тех языковых и социокультурных норм, которые приняты в иноязычном обществе.
Мы считаем, что разработанная нами технология формирования мотивационной основы социокультурной иноязычной компетенции, включающая в себя преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный этапы с блоками предречевых и речевых упражнений, основывающихся на теории П. Я. Гальперина о шкале поэтапного формирования адекватной мотивации освоения и осуществления действия, позволяет обеспечить: 1) повышенное эмоционально-чувственное воздействие иноязычного аутентичного текста на слушателя; 2) получение вербальной информации «легким путем», ввод в естественную языковую среду, создание предпосылок для совершенствования навыков говорения, аудирования, отчасти письма; 3)получение невербальной информации как условия формирования корректной модели поведения в иноязычной среде.