Научная статья на тему 'Формирование мотивационно-волевых свойств личности студентов спортивного клуба вуза'

Формирование мотивационно-волевых свойств личности студентов спортивного клуба вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чедова Татьяна Ивановна, Гавронина Галина Аркадьевна

В статье рассматриваются особенности формирования мотивационно-волевых свойств личности студентов, занимающихся в спортивном клубе университета. Спортивный клуб представляется внеурочной формой вуза, деятельность которого направлена на формирование общекультурных компетенций студентов и развитие их личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чедова Татьяна Ивановна, Гавронина Галина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of motivation-volitional properties of students personality of sports club of the University

The peculiarities of the formation of motivational and volitional characteristics of the personality of students engaged in the sports club of the University are considered in the article. The sports club is represented with the extracurricular form of the university, which activities are aimed at the formation of the general cultural competencies of the students and development of their personal qualities.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационно-волевых свойств личности студентов спортивного клуба вуза»

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинков, С.Н. Исследование антропометрических показателей физического развития учащейся молодежи мужского пола 17-19 лет Самарской области / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 25-28.

2. Прыткова, Е.Г. Физическая работоспособность как ведущая составляющая здоровья человека / Е.Г. Прыткова, И.М. Сазонова // Спортивная медицина. - 2005. - № 1. - С. 26.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. (2016), "Research of anthropometric indices of physical development of male students aged 17-19 in the Samara Region", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 135, No 5, pp.25-28.

2. Pritkova, E.G. and Sazonova, I.M. (2005), "Physical performance as the leading component of human health", Sportivnaya medicina, No 1, p. 26.

Контактная информация: nauka.dgpu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 13.03.2018

УДК 796.03

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО КЛУБА ВУЗА

Татьяна Ивановна Чедова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Аркадьевна Гавронина, кандидат педагогических наук, доцент,

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования мотивационно-волевых свойств личности студентов, занимающихся в спортивном клубе университета. Спортивный клуб представляется внеурочной формой вуза, деятельность которого направлена на формирование общекультурных компетенций студентов и развитие их личностных качеств.

Ключевые слова: студенты, спортивный клуб, волевые свойства личности.

FORMATION OF MOTIVATION-VOLITIONAL PROPERTIES OF STUDENTS PERSONALITY OF SPORTS CLUB OF THE UNIVERSITY

Tatyana Ivanovna Chedova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Arkadievna Gavronina the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Perm State University, Perm

Annotation

The peculiarities of the formation of motivational and volitional characteristics of the personality of students engaged in the sports club of the University are considered in the article. The sports club is represented with the extracurricular form of the university, which activities are aimed at the formation of the general cultural competencies of the students and development of their personal qualities.

Keywords: students, sports club, strong-willed personality traits.

ВВЕДЕНИЕ

Актуализация важности вопросов формирования личности студенческой молодежи, аспектов их физической и психологической подготовленности к жизни и к будущей профессии, подтверждается такими современными госпрограммами как «Национальный проект «Здоровье»» [2], «Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г.» [1], «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации до 2020 года» [4]. Психологическое и физическое здоровье студентов, как будущих профессиональных кадров, выражается в их учебной, творческой, гражданской и профессиональной реализации, которой могут успешно способствовать занятия в спортивном клубе при вузе.

Деятельность спортивного клуба как определенной организационной формы внеучебной деятельности вуза может успешно решать задачи, направленные на формирование общекультурных компетенций студентов и развитие их личностных качеств. Формирование же личности, соответствующей современным социальным требованиям, является важнейшей функцией образования [5]. Целью исследования является обоснование эффективности комплекса средств по формированию мотивационно-волевых свойств личности студентов, занимающихся в спортивном клубе университета.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения эффективности комплекса средств по формированию мотиваци-онно-волевых свойств личности студентов, был проведен педагогический эксперимент с сентября 2016 г. по май 2017 г. с участием 32 студентов первого и второго курсов очного отделения, посещающих тренировочные занятия по регби в спортивном клубе «Универ» Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ).

Мотивация к спортивной деятельности студентов, занимающихся в спортивном клубе, была изучена с помощью методики А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом» (https://psy.wikireading.ru/65085), волевое усилие оценивалось пробой с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи).

С целью формирования мотивационно-волевых свойств личности студентов был сформирован комплекс, включающий следующие мероприятия: участие в соревнованиях городского, краевого, российского уровней; создание специальных (технико-тактических) ситуаций; использование психорегулирующих упражнений (аутогенная тренировка, идео-моторные упражнения); знакомство с известными спортсменами; активное применение психолого-педагогических методов (побуждение, убеждение, поощрение и др.).

Динамика изменения результатов изучения мотивации к спортивной деятельности студентов контрольной (КГ, п=16) и экспериментальной (ЭГ, п=16) групп, занимающихся в спортивном клубе, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика изменения мотивов к спортивной деятельности, (%)

Группы, получение результатов Мотивы

ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

До КГ 12,5 18,75 12,5 12,5 6,25 18,75 6,25 12,5 0 0

ЭГ 12,5 12,5 18,75 12,5 0 18,75 6,25 6,25 6,25 6,25

После КГ 12,5 12,5 18,75 12,5 6,25 25 6,25 6,25 0 0

ЭГ 6,25 6,25 6,25 6,25 6,25 56,25 6,25 0 0 6,25

Обозначения: Мотив эмоционального удовольствия (ЭУ); Мотив социального самоутверждения (СС); Мотив физического самоутверждения (ФС); Социально-эмоциональный мотив (СЭ); Социально-моральный мотив (СМ); Мотив достижения успеха в спорте (ДУ); Спортивно-познавательный мотив (СП); Рационально-волевой (рекреационный) мотив (РВ); Мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД); Гражданско-патриотический мотив (ГП). (https://psy.wikireading.ru/65085)

В сентябре 2016 года между результатами контрольной и экспериментальной групп достоверных различий обнаружено не было (р >0,05), в мае же 2017 года, результаты обеих групп изменились. Вероятно, это связано с тем, что студенты контрольной группы также активно тренировались и принимали участие в соревнованиях.

Результаты мотивационных предпочтений испытуемых экспериментальной группы в конце эксперимента изменились (р <0,05). Преимущественно повысилось количество испытуемых, у которых максимально проявился мотив к достижению успеха - с 25% до 56,25%.

Волевое усилие характеризовалось сопротивлением организма испытуемых к кислородному голоданию и оценивалось с помощью пробы Генчи [3]. Результаты пробы испытуемых контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Динамика изменения результатов пробы Генчи

Показатель КГ (n=16) p (КГ) ЭГ (n=16) p (ЭГ)

Проба Генчи, с. До 20,6±0,4 p >0,05 19,7±0,3 p >0,05

После 22,4±0,3 p >0,05 26,3±0,5 p <0,05

Заметим, что динамика полученных результатов обеих групп положительная, однако результаты экспериментальной группы выражены более значительно (p <0,05), чем результаты контрольной группы (p >0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты свидетельствуют о правильности выбранного комплекса средств, направленных на формирование мотивационно-волевых свойств личности студентов, занимающихся в спортивном клубе университета. Мероприятия и средства выбранного комплекса способствовали более целенаправленному воздействию на формирование волевых качеств занимающихся студентов, что особенно ярко наблюдалось в результатах экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция развития системы здравоохранения в РФ до 2020 года [Электронный ресурс] // URL : http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf. - Дата обращения: 01.01.2018.

2. Национальный проект «Здоровье» [Электронный ресурс] // URL : http://national.invur.ru/index.php?id=116. - Дата обращения: 01.01.2018.

3. Озеров, В.П. Академические способности студентов: определение, диагностика, структура : монография / В.П. Озеров, М.А. Акопова. - Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2016. - 124 с.

4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской федерации до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 7.08.2009 № 1101 [Электронный ресурс] // URL : .http://base.garant.ru/196059/. - Дата обращения: 01.01.2018.

5. Чедов, К.В. Теоретико-методологические основы формирования культуры здоровья обучающихся / К.В. Чедов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 287-291.

REFERENCES

1. The concept of development of the health care system in the Russian Federation until 2020, available at: http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2012/1-9.pdf.

2. National project "Health", available at: http://national.invur.ru/index.php?id=116.

3. Ozerov, V.P. and Akopova, M.A. (2016), Academic abilities of students: definition, diagnostics, structure: monograph, Stavropol service school, Stavropol.

4. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2020. Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 №1101, available at: / http://base.garant.ru/196059/.

5. Chedov, K.V (2017), "Theoretical-methodological bases of formation of culture of health trained", Uchenye zapiski universiteta imeni. P.F. Lesgafta, Vol. 153, No.11, pp. 288.

Контактная информация: tania.chedova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.03.2018

УДК 796.323.2

ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЕ

Валентина Григорьевна Чибрикина, доцент, Юлия Павловна Алексеева, старший преподаватель, Дальневосточный Федеральный Университет, Владивосток

Аннотация

Рассмотрена роль проведения тестирования игроков баскетбольных команд в вузе с целью повышении их мастерства. Регулярный педагогический контроль, анализ результатов тестирования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.