Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ОЦЕНОЧНОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ОЦЕНОЧНОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общечеловеческие ценности / эстетика / эстетическое восприятие / социо-культурная среда / экзистенция / контекст и текст культурной среды / мотивационно-ценностная категория личности. / universal human values / aesthetics / aesthetic perception / socio-cultural environment / existence / context and text of the cultural environment / motivational and value category of personality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захлебаева Виктория Викторовна, Повстян Людмила Александровна, Юдина Татьяна Михайловна

В статье отражен психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захлебаева Виктория Викторовна, Повстян Людмила Александровна, Юдина Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MOTIVATIONAL AND EVALUATIVE PERSONALITY CATEGORY THROUGH AESTHETIC PERCEPTION

The article reflects a psychological approach to understanding the essence of aesthetic perception, manifested in a certain level of development of artistic taste, as an evaluative category of a value-semantic nature.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ОЦЕНОЧНОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ»

УДК 159.9 Научная статья

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОНИО-ОЦЕНОЧНОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЧНОСТИ

ЧЕРЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Захлебаева В. В., Повстян Л. А., Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова,

(г. Кокшетау, Казахстан) Юдина Т. М.

АНО «Центр развития социального туризма и паломничества»

(г. Барнаул, Россия)

Аннотация. В статье отражен психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, эстетика, эстетическое восприятие, социо-культурная среда, экзистенция, контекст и текст культурной среды, мотивационно-ценностная категория личности.

Для цитирования: Захлебаева В. В., Повстян Л. А, Юдина Т. М. Формирование мотивационно-оценочной категории личности через эстетическое восприятие // Наука и реальность. 2024. № 1 (17). С. 31-35.

FORMATION OF A MOTIVATIONAL AND EVALUATIVE PERSONALITY CATEGORY THROUGH AESTHETIC PERCEPTION

Zakhlebaeva V. V., Povstyan L. A. Abay Myrzakhmetov Kokshetau University, (Kokshetau, Kazakhstan) Yudina T. M.

Center for the Development of social Tourism and pilgrimage

(Barnaul, Russia)

Abstract. The article reflects a psychological approach to understanding the essence of aesthetic perception, manifested in a certain level of development of artistic taste, as an evaluative category of a value-semantic nature.

Keywords: universal human values, aesthetics, aesthetic perception, socio-cultural environment, existence, context and text of the cultural environment, motivational and value category of personality.

For citation: Zakhlebaeva V. V., Povstyan L. A., Yudina T. M. Formation of a motivational and evaluative personality category through aesthetic perception // Science and Reality. 2024. no. 1 (17). pp. 31-35. (in Russian).

Утверждение общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании является в настоящее время фундаментальной задачей педагогики и психологии, т.к. «трансформировать общечеловеческие ценности в индивидуальное сознание является экзистенциальной задачей» [1]. Данный процесс не сводится к освоению знаний о своде неких социально-приемлемыгх правил, законов, традиций при выстраивании своих отношений с окружающим миром. Как писал М.М. Бахтин, человек должен утвердить эти ценности для себя, его сознание должно приспособиться к ним и только «таким путем живое сознание становится культурным, а культурное воплощается в живом» [2, с. 108]. По мнению А.Н. Леонтьева, культурным сознание человека становится в процессе взаимодействия деятельности и сознания. В процессе деятельности смысл приобретает личностное значение т.к. влияет на мотив и цели деятельности, «оценивая таким образом их жизненное значение для субъекта.

В свою очередь В.К. Василюк утверждает, что в любом перцептивном акте сливаются два разнопорожденных потока информации: один в форме предметных свойств воспринимаемого объекта («каково то, что я вижу»), другой - в виде отношения к объекту («каково для меня то, что я вижу») [3, с. 93-94].

В теории психологических систем В.Е. Клочко утверждается, что «действительность данного человека содержит его собственную субъективность «осевшую.. .на объектах и превратившую их в предметы, имеющие для человека значение, смысл и ценность» [5, с. 83], т.е. по сути речь идет взаимодействии этих двух потоках информации.

При накоплении сенсорной информации в процессе её осмысления, по мнению В.М. Найдыша, еще на более раннем неречевом уровне происходит «взаимодействие чувственных образов между собой, а на более высоких уровнях мыслительных процессов в онтогенезе «частота и длительность неречевых периодов сокращается, но при этом формируется эмоционально-аффективная мотивация поведения, которая со временем все в большей мере корректирует и направляет деятельность основных систем поведенческой активности» [8, с. 18-19]. Данный процесс разворачивается в плане автобиографической памяти, одной из функций которой является актуализация значимых для ребенка событий и состояний в единстве чувственных образов, их социальной значимости для ребенка с последующим формированием личностного смысла этих событий и состояний, влияющих на сенсорно-аффективную мотивацию его поведения».

С точки зрения культурно-исторического принципа развития, с позиций антропологического подхода к исторически сложившейся системе понимания природы человека следует, что становление и развитие человека представляет собой преобразование человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития, что необходимо учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения в рамках создания культурной среды развития детей. Внешнее и внутреннее необходимо брать в единство одной системы, в их взаимодействие, что определяет структурно-функциональный характер модели личности, ее многоуровневый и динамический характер. По мнению В.Е. Клочко, системный подход к пониманию психических явлений предполагает переакцентировку внимания с индуктивного подхода (от частного к целому) к дедуктивному, т.е. системный подход к изучению личности требует рассмотрение системы «человек» во взаимодействии с более крупными системами, как воспитание, культура [5].

Таким образом, культурное сознание является необходимым условием и действующим началом развития человеческой личности в единстве своей внешней и внутренней стороны, в единстве контекста и текста создается культурная среда развития человека. Культурную среду как контекст, по мнению ряда авторов, надо воспринимать,

оценивать, как «часть экологической» на временной арене человеческой деятельности [1, с. 92].

Итак, культурное сознание как необходимое условие развития личности формируется как оценочная категория эстетического характера, как понимал ее А.Ф. Лосев «эстетическое, вообще говоря, есть область выражения или выразительности...слияние каких-нибудь двух планов, и, прежде всего, внутреннего и внешнего». «Когда внешнее стало выражением внутреннего нераздельный и целостный синтез всего внутреннего и внешнего, т.е.выражение. Наука об этом выражении и есть эстетика, а переживание этого выражения есть нечто эстетическое» [7, с. 8].

По мнению В.Е. Клочко, многомерность мира человека «как реального образования, имеющего системную природу, включает в себя по мимо четырех измерений (пространственные характеристики и время) пятое, шестое, седьмое, за которыми в такой же последовательности стоят значение, смысл и ценности» [5, с. 8]. Значение, смысл и ценности «характеризуют предметы, являются качествами самих предметов.. .и составляют как содержание сознания в каждый момент времени, так и его ценностно-смысловую насыщенность» [5, с. 8].

Эстетическое восприятие вполне соответствует роли механизма избирательности психического отражения объективной реальности. В этом смысле, как пишет В.Е. Клочко, многомерный мир человека и есть «субъективно отраженная объективная реальность, вычерпывая его из своей культурной среды развития [5].

Для того, чтобы эстетическое восприятие приобрело характер «ставшего качества» необходим организованный процесс вычленения из действительной среды свойств и качеств, развивающих и обогащающих эстетические впечатления. Способность воспринимать эстетические впечатления традиционно связывают с таким понятием, как художественный вкус. Понятие «художественный вкус» имеет общее значение - это оценка явлений и выступает как оценочная категория, как «тип отношения человека к объективной действительности, преобразуемой практикой». Художественный вкус в качестве своего основания имеет «некоторое чувство или ощущение», данное положение легло в основу психологического направления изучения художественного вкуса. С позиций представителей школы «персонологов» (Г. Айзенк,1972) при изучении структуры художественного вкуса получены данные о совпадении индивидуальных предпочтений с тенденцией общего предпочтения, т.е. художественный вкус может быть измерен корреляцией с художественным вкусом других людей независимо от их социокультурного опыта.

Данное утверждение получило свое подтверждение в результатах нашего пилотажного исследования «Особенности эстетического восприятия детей, лишенных родительской опеки», которое проводилось на базе детского дома N4 г. Барнаула. В экспериментальной и контрольной группах не выявлены статистически достоверные различия в уровне развития эстетического восприятия 12 воспитанников детского дома (экспериментальная группа) по сравнению с детьми, воспитывающимися в нормативных условиях семьи (контрольная группа).

Итак, данное пилотажное исследование в связи с незначительным числом наблюдений не претендует на основополагающие выводы, но в то же время позволяет предполагать наличие определенной корреляции между уровнем культурно-эстетической организации эстетического восприятия, уровнем развития художественного вкуса и депривационной средой развития ребенка. Настоящее наблюдение позволяет предположить, что в возрасте 8-10 лет независимо от пола, при различных вариантах

контекста культурной среды развития детей выявлено достаточно устойчивое влияние на онтогенез текста культурной среды, сложившегося в процессе филогенеза.

При исследовании особенностей автобиографической памяти детей, перенесших насилие, которое проводилось также на базе детского дома №4 г. Барнаула, можно сделать предварительный вывод о том, что автобиографическая память ребенка, в силу своего конструктивного характера, через развитие эстетического восприятия в своем поле позволяет эффективно использовать реабилитационные мероприятия по коррекции мотивационно-ценностной категории личности ребенка методами

создания позитивных проективных мифов об индивидуальном прошлом ребенка, развития представлений об идеале, формировании собственного позитивного имиджа в рамках сказкотерапии, арт-терапии.

Развитие эстетического восприятия, формирование и развитие художественного вкуса детей как социально-культурного феномена имеет важное прогностическое значение в плане онтологии личности, так как представляет собой «ценностно-смысловой план культурной картины мира, он включает социально и исторически сложившуюся систему ценностей личности» [5,65], в связи с чем и определяет основные проблемы определения мотивов деятельности и жизненных целей человека.

Список источников

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - Москва - Воронеж. изд-во НПО «МОДЭК», 1990, 224с.

2. Бахтин М.М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Наука,1986.

3.Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд.Московского университета, 1976,

200с.

4.Веккер Л.М. Психика и реальность: теория психических процессов. М.: Смысл, «PerSe», 2000, 679с.

5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. -Томск: ТГУ, 1999. -154с.

6. Коваль М.В. Восприятие художественных произведений искусства через призму эстетических категорий. // Международный научный журнал «Символ науки» №11-2/2016, С.122-124.

7. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - К.,1994. С.8.

8. Найдыш В.М. Генезис мышления в свете неоклассической эпистемологи. // 2019-1, C.12-28

9. Повстян Л.А., Юдина Т.М. Особенности эстетического восприятия подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. // Вестник педагогики и психологии АлтГУ, 2023-3, С.82-95.

10. Шулева Е.Н., Кузнецова А.О. Эстетическое восприятие и художественное восприятие: независимость или зависимость? // Мир науки. Социология, филология, культурология. Магнитогорск, изд-во «Мир науки», вып.4-2017.

Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук, ст. преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан).

Zakhlebaeva V. V., master of pedagogical sciences, senior lecturer at the department of social and pedagogical disciplines, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

: ivanchenko-v@mail.ru

Повстян Людмила Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан)

Povstyan L.A., candidate of psychological sciences, associate professor of the department of social and pedagogical disciplines, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

Юдина Татьяна Михайловна, сотрудник АНО «Центр развития социального туризма и паломничества» (г. Барнаул, Россия).

Yudina T. M., employee of the Center for the Development of Social Tourism and Pilgrimage (Barnaul, Russia).

Дата поступления: 01.03.2024

© Захлебаева В. В., Повстян Л. А., Юдина Т.М., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.