Научная статья на тему 'Формирование мотивации к здоровому образу жизни женщин 18-25 лет средствами физической культуры'

Формирование мотивации к здоровому образу жизни женщин 18-25 лет средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
868
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АЭРОБИКА / УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ / PHYSICAL EDUCATION / HEALTHY WAY OF LIFE / MOTIVATIONS / VALUES / AEROBICS / MANAGEMENT OF PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филатова Наталья Сергеевна

Рассмотрены возрастно-половые особенности мотивации к здоровому образу жизни женщин 18-25 лет. Охарактеризованы этапы формирования их мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филатова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming motivation for a healthy way of life among women of 18-25 by means of physical education

Age and sex characteristic of motivation for a healthy way of life among women of 18-25 are reviewed. The stages of forming their motivation are characterized.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации к здоровому образу жизни женщин 18-25 лет средствами физической культуры»

УДК 796.01:613.99 ББК 4481.4+4511.14

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ЖЕНЩИН 18-25 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.С. Филатова

Уральский государственный университет физической культуры

FORMING MOTIVATION FOR A HEALTHY WAY OF LIFE AMONG WOMEN OF 18-25 BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

N. Filatova Ural State University of Physical Education

Рассмотрены возрастно-половые особенности мотивации к здоровому образу жизни женщин 18-25 лет. Охарактеризованы этапы формирования их мотивации.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровый образ жизни, мотивации, ценностные ориентации, аэробика, управление педагогическим процессом.

Age and sex characteristic of motivation for a healthy way of life among women of 18-25 are reviewed. The stages of forming their motivation are characterized.

Keywords: physical education, healthy way of life, motivations, values, aerobics, management of pedagogical process

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [2, 7].

Исходя из анализа научной литературы и опыта мировой и отечественной практики, обеспечение «здорового образа жизни» можно понимать как реализацию комплекса единой научно обоснованной, биологической и социально-психологической системы мероприятий на основе взаимной деятельности педагогов, врачей, физиологов, психиатров, гигиенистов.

Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент. Поэтому необходимо формировать мотивацию к здоровому образу жизни. Мотивация зависит от возраста, от гендерных отличий, от уровня образованности, от социального статуса и многих иных факторов. Направленность мотивации рассматривается как процесс выбора,

как ценностные предпочтения личности, отвечающие ее потребностям, удовлетворяющие их, определяющие формирование личностных качеств человека, это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся мотиваций образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого мотивация выступает важным фактором, обусловливающим действия и поступки личности [4].

В комплексной оценке поведенческих реакций можно выделить модули генетически обусловленных мотиваций: самосохранение; подчинение этнокультурным требованиям; подчинение микросоциуму (стиль поведения «все как один»); стремление лидировать среди своих друзей; карьерные устремления; сексуальная направленность [5]. Социальные мотивации, высшие или вторичные, строятся на основе врожденных биологических мотиваций путем общения со средой обитания, ро-

дителями и окружающими их живыми существами, а также с социальной средой. В формировании социальных мотиваций девушек значительное место принадлежит воздействию различных факторов внешней среды.

Большое место в жизни девушки репродуктивного возраста отводится взаимоотношениям в системе «ты и я». Чтобы быть любимой, нужно быть здоровой и красивой - так можно характеризовать сексуально мотивированное здоровьесберегающее поведение, что вызывается как генетическими мотивациями («чувство материнства», продолжение рода), так и осознанием потребности в здоровом потомстве и здоровом организме (является декларируемой обществом нормой).

Систематическая физическая активность является основой здорового образа жизни, ее базовым компонентом. Потребность в движении, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья - вот психологические основы мотивации физической активности, занятий оздоровительной физкультурой. Оздоровительная физическая культура становится в XXI веке одним из основных факторов здорового образа жизни. Эмпирический опыт и экспериментальные исследования убеждают в том, что занятия любыми физическими упражнениями ведут к снижению риска заболеваний сердечно-сосудистой системы, раком и другими болезнями. Наиболее распространенными современными системами оздоровления являются аэробика, бодибилдинг, спортивные игры, йога, китайская гимнастика, калланетика и др. Эффективным средством привлечения девушек к активному здоровому образу жизни, формирования их мотивации к здоровому образу жизни мы считаем занятия аэробикой как наиболее доступные, эффективные и биологически целесообразные для женского организма.

Физически активная деятельность (в частности, аэробика) является базовым компонентом рационального двигательного режима женщин молодого возраста, обеспечивающим биологические, психофизические аспекты здорового образа жизни. Активная двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями обеспечивают развитие и расширение взаимодействия организма с окружающей средой, улучшают возможности человека к освоению перемен, рождаемых научно-технической революцией, способствуют обретению и поддержанию здоровья [3].

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Огромный эмоциональный заряд от занятий ритмической гимнастикой бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно, в том числе, для формирования мотивации к здоровому образу жизни [1,6].

Одним из аспектов формирования здоровья у девушек в активном репродуктивном возрасте является заинтересованность молодежи в активных занятиях физической культурой, стремлении к физической и духовной красоте. Первоначальный интерес к совершенствованию фигуры, внешнего вида должен перерастать в устойчивую мотивацию вести здоровый образ жизни [4].

Мотивация выступает как форма проявления потребностей, которая удовлетворяется в процессе деятельности. Между потребностью и мотивом существует органическая связь. Так, всякое удовлетворение потребности мотивируется. Важно смоделировать содержательнофункциональную сторону мотивационно-по-требностной сферы путем организации здоровьесберегающего воспитания. Главная особенность здоровьесберегающего воспитания -формирование соответствующей мотивационной сферы, то есть поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей, определяющей поведение человека, его стремление вести здоровый образ жизни.

В изучении и формировании мотивации к здоровому образу жизни женщин, исходя из деятельностного подхода как методологического принципа, выделяется несколько элементов: личность тренера и занимающегося как субъектов деятельности; взаимодействие субъекта и объекта деятельности; аэробика как объект деятельности; структура деятельности. Основное средство физического воспитания - физические упражнения, следовательно, они могут быть условием формирования мотивации к здоровому образу жизни женщин.

Мы разделили процесс формирования мотивации на три этапа: организационно-подготовительный; содержательно-процессуальный; аналитико-корректирующий, каждый из которых направлен на решение определенных задач.

Таким образом, организационно-подгото-

Теория и методика профессионального образования

вительный этап характеризуется осмыслением и принятием цели формирования мотива к здоровой жизни, планированием процесса, определением принципов управления образовательным процессом формирования мотивации к здоровому образу жизни. Главным условием успешности взаимодействия между тренером и занимающимися аэробикой женщинами выступает их готовность к совместной продуктивной деятельности. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь занимающимся женщинам связать характерные для половозрастной группы потребности (быть привлекательной, здоровой, трудоспособной, способной к самореализации, родить здоровых детей) со здоровым образом жизни. На этом этапе тренер помогает занимающимся женщинам поставить цели и совместно с ними разработать индивидуальную программу здорового образа жизни. Главным средством являются физические упражнения, методы - совместная деятельность, занятия аэробикой, консультирование. Сопутствующим условием на этом и всех последующих этапах является создание положительного эмоционального фона занятий.

Содержательно-процессуальный этап формирования мотивации к здоровому образу жизни характеризуется реализацией цели и плана работы. На этом этапе необходимыми условиями выступают: взаимодействие занимающихся женщин с тренером в решении задач формирования мотивации; налаживание обратной связи и своевременная коррекция отношения к занятиям, что осуществляется на основе постоянного контроля за ходом процесса; побуждение и самопобуждение женщин на занятия аэробикой. Тренер достигает этих целей путем придания физическим упражнениям направленности на достижение потребностей, характерных для молодых женщин.

Третий этап - аналитико-корректирую-щий или этап анализа результатов формирования мотивации к здоровому образу жизни женщин. На этом этапе происходит оценка результатов работы, анализируются противоречия, затруднения, выявленные в процессе формирования мотивации к здоровому образу жизни женщин, определяются меры по устранению недостатков в работе. Рассматриваемый этап актуализируется важнейшим моментом - выяснением причин неудач, появившихся затруднений и выбором средств исправления обнаруженных отклонений в рамках перехода на следующую, более высокую ступень формирования мотивации. Важно сочетать

аналитическую деятельность тренера и самих занимающихся женщин (рефлексию, самооценку сформированности мотивации к здоровому образу жизни). На данном этапе тренером могут использоваться не только оценка и самооценка, но и более объективные методы измерения сформированности мотивации к здоровому образу жизни.

Критерии и показатели сформированности мотивов девушек 18-25 лет здорового образа жизни включают: овладение основами научных знаний о формировании здорового образа жизни; вооружение умениями, связанными с самодиагностикой формирования здорового образа жизни; технологический процесс формирования здорового образа жизни.

В структуру сформированности мотивов здорового образа жизни девушек мы включили взаимосвязь трех компонентов, на основе которых реализовывали экспериментальную программу: потребностный, информационно-содер-жательный и процессуально-поведенческий.

Потребностный компонент отражает психологическую направленность личности и положительное отношение ее, интерес к здоровью, а также осознание необходимости иметь здоровый организм, поддерживать его в пределах личностной нормы; отражает наличие личностной установки, убеждений, имеющих оздоровительную направленность.

Информационно-содержательный компонент отражает наличие теоретических знаний девушек о состоянии собственного здоровья, важных для решения задач сформированности здорового образа жизни о строении, функционировании в норме и патологии органов и систем организма, о содержании, способах, приемах, формах организации здорового образа жизни; о развитии познавательных умений.

Процессуально-поведенческий компонент отражает динамический процесс активизации деятельности личности, содержанием которого является наличие способностей занимающихся к формированию и поддержанию собственного здорового образа жизни; показывает осознание социальной значимости своей деятельности с цел! ю соответствовать потребностям общества: самостоятельное регулирование здоровья с опорой на умение использовать возможности полученных знаний о здоровом образа жизни.

Для апробации смоделированного трехэтапного процесса формирования мотивации к здоровому образу жизни был проведен эксперимент. Для этого были отобраны случай-

□ і инстатируюший этап

□ формирующий этап

Изменение колличественной оценки уровня сформированности мотивации здорового образа жизни женщин на этапе

ным образом три группы женщин, занимающихся в спортивных клубах и секциях, одна экспериментальная (ЭГ) и две контрольных (КГ1 и КГ2).

В экспериментальной группе программа реализовывалась на основе формирования мотивации к здоровому образу жизни интереса и развития интереса к активным занятиям физической культурой, осмысления значимости здоровья для жизни, поэтапного включения занимающихся в активный образ жизни и информативности о процессе и уровне здоровья. В процессе работы с экспериментальной группой мы реализовывали условия формирования мотивации к здоровому образу жизни.

Проведённый эксперимент показал, что именно в экспериментальной группе произошли наиболее существенные и качественные изменения по сравнению с контрольными. Данные изменения количественной оценки уровня мотивации здорового образа жизни женщин 18-25 лет на формирующем этапе эксперимента представлены на рисунке.

Анализ полученного результата количественной оценки уровня мотивации здорового образа жизни женщин 18-25 лет проверяемых групп показал, что наибольшие изменения произошли в уровне мотивации здорового образа жизни в экспериментальной группе, в которой реализовалась программа формирования мотивации здорового образа жизни.

Таким образом, в исследовании мы выявили особенности мотивации девушек 18-25 лет к здоровому образу жизни, которые обусловлены их задатками, психологическими и возрастно-половыми особенностями их развития и направленностью педагогического воздействия; разработали этапы процесса формирования мотивации к здоровому образу жизни во время занятий аэробикой. Экспериментальная

работа подтвердила, что смоделированный нами поэтапный процесс формирования мотивации к здоровому образу жизни приводит на практике к качественным изменениям мотивации девушек 18-25 лет к здоровому образу жизни по выбранным критериям.

Литература

1. Аэробика: теория и методика проведения занятий: учеб. пособие / под ред. Е.Б. Мя-кинченко, М.П. Шестакова. - М.: СпортАка-демПресс, 2002. — 303 с.

2. Волкова, М.А. Нормализация учебной нагрузки студентов вуза как процессуальный ресурс здоровъесбережения / Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2009. - Вып. 2. -№4(137). - С. 29-37.

3. Педагогика управления физическим образованием молодежи: учеб. пособие / М.Е. Дуранов, Р.Ф. Кабиров, О.В. Лешер, Е.В. Тарасов. -Магнитогорск: МГТУ, 1998. - 191 с.

3. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомылов. - М. : ИПЛ, 1986. -367 с.

4. Иваненко, O.A. Комплексная методика занятий по оздоровительной аэробике с женщинами молодого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / O.A. Иваненко. - Челябинск: УралГАФК, 2002. - 24 с.

5. Крючеек, Е. С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий / Е. С. Крю-чек. — М.: Терра-Спорт: Олимпия Пресс, 2001. -61 с.

6. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающие образовательные технологии: системно-синергетическая интерпретация / Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2009. -Вып. 2. -№4(137). - С. 15-23.

Поступила в редакцию 3 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.