УДК 37.0
М. Ю. Гайнутдинова
Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе
В статье рассматривается опыт коррекционной педагогики в формировании интереса и мотивационной готовности учащихся к изучению иностранного языка в школе. Выявлены рекомендации учителю, заинтересованному в повышении мотивации в работе учеников, испытывающих трудности в изучении иностранного языка.
Ключевые слова: мотивация учащихся, мотивационная динамика при обучении, интерес к изучению иностранного языка, система педагогического сопровождения.
М. Ju. Gaynutdinova
Formation of Motivation to Learn a Foreign Language at School
In the article is regarded the experience of Correctional Pedagogics in forming pupils' interest and motivational readiness to study a foreign language at school. Sind aufgedeckte empfehlungen zum lehrer, interessiert an einer Zunahme des beweggrundes der arbeit der kursteilnehmer, die auf schwierigkeiten in der studie der fremdsprache stoben.
Key words: pupils' motivation; motivational dynamics at training; interest to study a foreign language; a system of pedagogical support.
В современной системе образования статус иностранного языка повышается. Образовательная и самообразовательная функции иностранного языка, его значимость в школе, вузе, на рынке труда, способствует усилению мотивации к изучению иностранных языков. Появляются новые формы его включения в образовательный процесс. На сегодняшний день можно говорить: о системе раннего обучения, о системе базового обучения, о системе обучения второму иностранному языку и о системе сверхбазового обучения иностранному языку. Сверхбазовое обучение иностранному языку осуществляется на курсах углубленного изучения иностранного языка и на курсах профильного обучения иностранному языку. Возникла необходимость разработки и введения в школьную практику формы педагогического сопровождения учеников, испытывающих трудности в изучении иностранного языка. Главная задача методистов и практиков -усиление мотивации к изучению иностранных языков. Совет Европы разработал 2 документа для изучения иностранных языков: Общеевропейские компетенции владения иностранным языком (Common European Framework of Reference - CEF) и Европейский языковой портфель (European Language Portfolio - ELP). Ценность документа «Общеевропейская компетенция» для отечественных специалистов по ино-
странному языку заключается в том, что здесь подробно представлены преимущества качественной системы педагогического сопровождения при изучении иностранного языка и определены методические задачи такого сопровождения:
- гарантировать качественное обучение для всех учеников (в том числе и для испытывающих трудности в изучении иностранного языка);
- помочь раскрыть их способности и повысить личное достоинство каждого;
- приобщить каждого ученика к культурным ценностям страны изучаемого языка;
- обеспечить каждому ученику базовую подготовку по иностранному языку с учетом его способностей, потребностей и интересов;
- обратиться к анализу проблемы мотивации учеников, испытывающих трудности в обучении, чтобы иметь возможность наиболее эффективно повлиять на их мотивацию.
Обращает на себя внимание тот факт, что умелое сопровождение помогает усилить мотивацию ученика к изучению иностранного языка, и мы можем наблюдать положительную динамику у учеников, которые прежде испытывали трудности в обучении.
В следующей таблице представлены результаты наших наблюдений за изменением мотива-ционной готовности обучающегося.
© Гайнутдинова М. Ю., 2011
Таблица 1
Задания по предмету
Мотивационная динамика ученика
Источники восприятия
Проявление мотивации
Восприятие значимости предмета (нужно ли мне это?)
Осознание своих возможностей (смогу ли я?)
Возможность самоконтроля (порт(|
Выбор
Углубление
Упорство
Результат
Другие источники
Наблюдая за изменением учащихся в момент обучения, мы получаем возможность снять многие проблемные вопросы, которые обычно возникают у педагогов:
- Стоит ли заниматься мотивацией учеников, испытывающих трудности в обучении?
- Почему одни ученики мотивированы к изучению языка, а другие нет?
- Каковы механизмы повышения мотивации к изучению иностранных языков?
- Как создать атмосферу иноязычного общения на уроке? Это важно, потому что на уроке доминирует пассивное, а не активное общение. Пока учитель вместо обучения разговорному языку уделяет основное внимание изучению грамматики и чтению текстов. Он вынужден идти по более легкому пути, потому что в группе много учеников испытывающих трудности в обучении, в силу этого учитель не может работать на опережение;
- Как правильно оценивать такого ученика? В распоряжении учителя лишь три оценки (Хорошо всем знакомая ситуация, когда «Три пишем, два в уме»), в силу чего трудно оценить затраченные усилия того или иного ученика.
Результаты экспериментальной работы по пе-
дагогическому сопровождению учащихся, испытывающих мотивационные трудности при обучении, убедительно демонстрируют положительные результаты. Благоприятное решение вопроса, прежде всего, объясняется следующим.
- В большинстве случаев учитель -единственный пример перед глазами ученика, речи которого он подражает. В связи с этим, большая ответственность ложится на учителя: он должен быть отличным специалистом, в совершенстве владеющим иностранным языком;
- Чтобы выучить язык, нужно не только хотеть, но и иметь возможности и способности, а у учеников со слабой мотивацией возможности и способности весьма ограничены;
- Обучения только в ситуации урока недостаточно, необходима поддержка и помощь в выполнении домашнего задания, а главное -одобрение учителя;
- Ученики, испытывающие трудности в обучении, более восприимчивы к неудачам, а мотивация у них пониженная.
Для подтверждения последнего положения можно провести сравнительный анализ поведения и отношения к учебному труду мотивированного и немотивированного учеников.
Таблица 2
Мотивированный ученик Немотивированный ученик
Считает сам предмет и предлагаемые ему задания очень интересными, а главное - полезными Считает сам предмет и предлагаемые ему задания неинтересными, а главное - совершенно бесполезными
Способен самостоятельно выполнить все задания Способен самостоятельно выполнить задания только с помощью учителя или репетитора, кроме того, сомневается в своих способностях
Уверен, что развитие событий находится под его контролем, а успехи в изучении языка полностью зависят от прилагаемых усилий Считает, что не может изменить ситуацию в лучшую сторону (сколько ни учи - никакого толка)
Понимая причины, обуславливающие силь- пути влияния на мотивационную сферу и вы-ную и слабую мотивацию к изучению иностран- брать адекватные ситуации педагогические ин-ного языка, можно определить перспективные струменты сопровождения.
Таблица 3
Среди положительно зарекомендовавших себя педагогических мер по повышению мотивации к изучению иностранных языков можно назвать следующие:
1. Разнообразие заданий (однотипные задания снижают мотивацию и подавляют инициативу ученика);
2. Возможность каждому ученику высказаться, не ограничивая высказывание по времени (часто ученик вынужден слушать монолог учителя, а на его ответ отводится слишком мало времени);
3. Совершенствование системы оценок (она должна быть более гибкой);
4. Учет интересов каждого ученика;
5. Создание доброжелательной атмосферы на уроке (нужно формировать адекватное отношение к своим и чужим ошибкам);
6. Поощрение ученика даже за самый маленький успех; развитие уверенности в своих силах, независимости от чужого мнения;
7. Избавление ученика от чувства стыда и неуверенности в себе (естественное обаяние педагога, доброжелательность его голоса, его актерский талант, чувство юмора как нельзя лучше способствуют этому).
Наряду с общими рекомендациями, мы предлагаем учителю следовать конкретным методическим правилам, которые, безусловно, повысят интерес учащихся к изучению иностранного языка и укрепят мотивационную готовность учащихся на уроке иностранного языка:
1. Начинать урок следует с веселой истории или с проблемы, которую нужно решить. Это вызовет интерес и оживит любопытство учеников;
2. Спрашивайте мнение учеников, интересуйтесь их отношением к этой проблеме;
3. Приводите примеры из повседневной жизни учеников и просите их приводить примеры из их жизни;
4. Структурируйте изучаемый материал с помощью схемам, таблиц, фотографий, рисунков.
5. При изложении нового материала используйте план рассказа;
6. Проводите аналогии с материалом, изученном на других уроках на русском языке;
7. Помните, что ученик - главное действующее лицо на всех аспектах урока (чтение, говорение, письмо и т. д.);
8. В начальной школе урок должен обязательно содержать игровой момент.
Говоря о повышении мотивации к изучению иностранных языков, нельзя не сказать о практикуемой системе оценок, которая подавляет творчество и смелость учеников, которые предпочитают не рисковать, чтобы не получить плохую оценку. Интересно, что, в среднем, в год каждый учитель выставляет 10 000 оценок, но лишь 26 % оценивают усилия, которые приложил ученик для выполнения задания и 18 % оценивают прогресс в развитии ученика. Все это вынуждает учеников учиться ради оценки, а не ради знаний. Такая система вредит мотивации, в первую очередь, потому что:
- ставит во главу угла оценку, а не прогресс, достигнутый учеником;
- обращает внимание на сделанные ошибки, а не на затраченные усилия при выполнении задания;
- вызывают тревогу и нездоровое соперничество у учеников.
Решая вопрос правильной оценки деятельности ученика на уроке, мы предлагаем при оценивании учесть следующие факты, чтобы поддержать мотивацию к изучению иностранного языка.
1. Оценивать: а) само учение («научение» в процессе выполнения задания); б) достижение (продвижение вперед), а для такого ученика само выполнение задания - это уже достижение; в) приложенные усилия.
2. Оценивать не ученика, а допущенные им ошибки.
3. Не просто ставить оценку, а давать рекомендации по преодолению допущенных ошибок, проанализировать те задания, которые вызвали затруднения.
4. Обращать внимание ученика на задания, которые выполнены безошибочно, и лишний раз
подчеркивать, что в его силах выполнять все задания без ошибок.
5. Предоставить возможность самооценки (например, портфолио, поскольку там есть разделы, отражающие его достижения в том или ином аспекте изучения иностранного языка).
6. Избегать ситуаций соперничества и сравнения одних учеников с другими.
Обобщая сказанное о руководстве мотиваци-онной сферой учеников, обратим внимание на этическую сторону поведения самого учителя. Учителю, заинтересованному в повышении мотивации в работе учеников, испытывающих трудности в изучении иностранного языка, можно высказать следующие рекомендации по педагогическому общению:
- Быть самому уверенным в возможностях ученика и постоянно ему об этом говорить;
- Избегать соревновательных ситуаций с трудными заданиями, где такой ученик заведомо проиграет;
- Хвалить как можно чаще в присутствии других учеников и ни в коем случае не делать замечаний в присутствии других (я уверен, что завтра получится лучше, нужно постараться);
- Ставить перед ним реальные задачи и не высказывать жалости по поводу допущенных ошибок (это не страшно, ты сделал все что мог);
- По возможности уделять им больше внимания (спрашивать чаще, отвечать на вопросы, поддерживать их ответы одобряющей улыбкой);
- Всячески показывать личную заинтересованность в их успехах. По большому счету учитель должен быть в глазах таких учеников взрослым, который сам любит учиться, может научить других, и самое главное - убежден в том, что каждый может выучить иностранный язык;
- Уметь поставить себя на место такого ученика;
- Найти в любом ответе, в любом выполненном задании положительные моменты.
Опыт систематической работы по усилению мотивационной готовности учащихся при обучении иностранным языкам подтверждает действенность приведенных в статье приемов педагогического сопровождения этой деятельности.