Научная статья на тему 'Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе'

Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1013
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / МОТИВАЦИОННАЯ ДИНАМИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ / ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / PUPILS’ MOTIVATION / MOTIVATIONAL DYNAMICS AT TRAINING / INTEREST TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE / A SYSTEM OF PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнутдинова Марина Юрьевна

В статье рассматривается опыт коррекционной педагогики в формировании интереса и мотивационной готовности учащихся к изучению иностранного языка в школе. Выявлены рекомендации учителю, заинтересованному в повышении мотивации в работе учеников, испытывающих трудности в изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Motivation to Learn a Foreign Language at School

In the article is regarded the experience of Correctional Pedagogics in forming pupils’ interest and motivational readiness to study a foreign language at school. Sind aufgedeckte empfehlungen zum lehrer, interessiert an einer zunahme des beweggrundes der arbeit der kursteilnehmer, die auf schwierigkeiten in der studie der fremdsprache stoben.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе»

УДК 37.0

М. Ю. Гайнутдинова

Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе

В статье рассматривается опыт коррекционной педагогики в формировании интереса и мотивационной готовности учащихся к изучению иностранного языка в школе. Выявлены рекомендации учителю, заинтересованному в повышении мотивации в работе учеников, испытывающих трудности в изучении иностранного языка.

Ключевые слова: мотивация учащихся, мотивационная динамика при обучении, интерес к изучению иностранного языка, система педагогического сопровождения.

М. Ju. Gaynutdinova

Formation of Motivation to Learn a Foreign Language at School

In the article is regarded the experience of Correctional Pedagogics in forming pupils' interest and motivational readiness to study a foreign language at school. Sind aufgedeckte empfehlungen zum lehrer, interessiert an einer Zunahme des beweggrundes der arbeit der kursteilnehmer, die auf schwierigkeiten in der studie der fremdsprache stoben.

Key words: pupils' motivation; motivational dynamics at training; interest to study a foreign language; a system of pedagogical support.

В современной системе образования статус иностранного языка повышается. Образовательная и самообразовательная функции иностранного языка, его значимость в школе, вузе, на рынке труда, способствует усилению мотивации к изучению иностранных языков. Появляются новые формы его включения в образовательный процесс. На сегодняшний день можно говорить: о системе раннего обучения, о системе базового обучения, о системе обучения второму иностранному языку и о системе сверхбазового обучения иностранному языку. Сверхбазовое обучение иностранному языку осуществляется на курсах углубленного изучения иностранного языка и на курсах профильного обучения иностранному языку. Возникла необходимость разработки и введения в школьную практику формы педагогического сопровождения учеников, испытывающих трудности в изучении иностранного языка. Главная задача методистов и практиков -усиление мотивации к изучению иностранных языков. Совет Европы разработал 2 документа для изучения иностранных языков: Общеевропейские компетенции владения иностранным языком (Common European Framework of Reference - CEF) и Европейский языковой портфель (European Language Portfolio - ELP). Ценность документа «Общеевропейская компетенция» для отечественных специалистов по ино-

странному языку заключается в том, что здесь подробно представлены преимущества качественной системы педагогического сопровождения при изучении иностранного языка и определены методические задачи такого сопровождения:

- гарантировать качественное обучение для всех учеников (в том числе и для испытывающих трудности в изучении иностранного языка);

- помочь раскрыть их способности и повысить личное достоинство каждого;

- приобщить каждого ученика к культурным ценностям страны изучаемого языка;

- обеспечить каждому ученику базовую подготовку по иностранному языку с учетом его способностей, потребностей и интересов;

- обратиться к анализу проблемы мотивации учеников, испытывающих трудности в обучении, чтобы иметь возможность наиболее эффективно повлиять на их мотивацию.

Обращает на себя внимание тот факт, что умелое сопровождение помогает усилить мотивацию ученика к изучению иностранного языка, и мы можем наблюдать положительную динамику у учеников, которые прежде испытывали трудности в обучении.

В следующей таблице представлены результаты наших наблюдений за изменением мотива-ционной готовности обучающегося.

© Гайнутдинова М. Ю., 2011

Таблица 1

Задания по предмету

Мотивационная динамика ученика

Источники восприятия

Проявление мотивации

Восприятие значимости предмета (нужно ли мне это?)

Осознание своих возможностей (смогу ли я?)

Возможность самоконтроля (порт(|

Выбор

Углубление

Упорство

Результат

Другие источники

Наблюдая за изменением учащихся в момент обучения, мы получаем возможность снять многие проблемные вопросы, которые обычно возникают у педагогов:

- Стоит ли заниматься мотивацией учеников, испытывающих трудности в обучении?

- Почему одни ученики мотивированы к изучению языка, а другие нет?

- Каковы механизмы повышения мотивации к изучению иностранных языков?

- Как создать атмосферу иноязычного общения на уроке? Это важно, потому что на уроке доминирует пассивное, а не активное общение. Пока учитель вместо обучения разговорному языку уделяет основное внимание изучению грамматики и чтению текстов. Он вынужден идти по более легкому пути, потому что в группе много учеников испытывающих трудности в обучении, в силу этого учитель не может работать на опережение;

- Как правильно оценивать такого ученика? В распоряжении учителя лишь три оценки (Хорошо всем знакомая ситуация, когда «Три пишем, два в уме»), в силу чего трудно оценить затраченные усилия того или иного ученика.

Результаты экспериментальной работы по пе-

дагогическому сопровождению учащихся, испытывающих мотивационные трудности при обучении, убедительно демонстрируют положительные результаты. Благоприятное решение вопроса, прежде всего, объясняется следующим.

- В большинстве случаев учитель -единственный пример перед глазами ученика, речи которого он подражает. В связи с этим, большая ответственность ложится на учителя: он должен быть отличным специалистом, в совершенстве владеющим иностранным языком;

- Чтобы выучить язык, нужно не только хотеть, но и иметь возможности и способности, а у учеников со слабой мотивацией возможности и способности весьма ограничены;

- Обучения только в ситуации урока недостаточно, необходима поддержка и помощь в выполнении домашнего задания, а главное -одобрение учителя;

- Ученики, испытывающие трудности в обучении, более восприимчивы к неудачам, а мотивация у них пониженная.

Для подтверждения последнего положения можно провести сравнительный анализ поведения и отношения к учебному труду мотивированного и немотивированного учеников.

Таблица 2

Мотивированный ученик Немотивированный ученик

Считает сам предмет и предлагаемые ему задания очень интересными, а главное - полезными Считает сам предмет и предлагаемые ему задания неинтересными, а главное - совершенно бесполезными

Способен самостоятельно выполнить все задания Способен самостоятельно выполнить задания только с помощью учителя или репетитора, кроме того, сомневается в своих способностях

Уверен, что развитие событий находится под его контролем, а успехи в изучении языка полностью зависят от прилагаемых усилий Считает, что не может изменить ситуацию в лучшую сторону (сколько ни учи - никакого толка)

Понимая причины, обуславливающие силь- пути влияния на мотивационную сферу и вы-ную и слабую мотивацию к изучению иностран- брать адекватные ситуации педагогические ин-ного языка, можно определить перспективные струменты сопровождения.

Таблица 3

Среди положительно зарекомендовавших себя педагогических мер по повышению мотивации к изучению иностранных языков можно назвать следующие:

1. Разнообразие заданий (однотипные задания снижают мотивацию и подавляют инициативу ученика);

2. Возможность каждому ученику высказаться, не ограничивая высказывание по времени (часто ученик вынужден слушать монолог учителя, а на его ответ отводится слишком мало времени);

3. Совершенствование системы оценок (она должна быть более гибкой);

4. Учет интересов каждого ученика;

5. Создание доброжелательной атмосферы на уроке (нужно формировать адекватное отношение к своим и чужим ошибкам);

6. Поощрение ученика даже за самый маленький успех; развитие уверенности в своих силах, независимости от чужого мнения;

7. Избавление ученика от чувства стыда и неуверенности в себе (естественное обаяние педагога, доброжелательность его голоса, его актерский талант, чувство юмора как нельзя лучше способствуют этому).

Наряду с общими рекомендациями, мы предлагаем учителю следовать конкретным методическим правилам, которые, безусловно, повысят интерес учащихся к изучению иностранного языка и укрепят мотивационную готовность учащихся на уроке иностранного языка:

1. Начинать урок следует с веселой истории или с проблемы, которую нужно решить. Это вызовет интерес и оживит любопытство учеников;

2. Спрашивайте мнение учеников, интересуйтесь их отношением к этой проблеме;

3. Приводите примеры из повседневной жизни учеников и просите их приводить примеры из их жизни;

4. Структурируйте изучаемый материал с помощью схемам, таблиц, фотографий, рисунков.

5. При изложении нового материала используйте план рассказа;

6. Проводите аналогии с материалом, изученном на других уроках на русском языке;

7. Помните, что ученик - главное действующее лицо на всех аспектах урока (чтение, говорение, письмо и т. д.);

8. В начальной школе урок должен обязательно содержать игровой момент.

Говоря о повышении мотивации к изучению иностранных языков, нельзя не сказать о практикуемой системе оценок, которая подавляет творчество и смелость учеников, которые предпочитают не рисковать, чтобы не получить плохую оценку. Интересно, что, в среднем, в год каждый учитель выставляет 10 000 оценок, но лишь 26 % оценивают усилия, которые приложил ученик для выполнения задания и 18 % оценивают прогресс в развитии ученика. Все это вынуждает учеников учиться ради оценки, а не ради знаний. Такая система вредит мотивации, в первую очередь, потому что:

- ставит во главу угла оценку, а не прогресс, достигнутый учеником;

- обращает внимание на сделанные ошибки, а не на затраченные усилия при выполнении задания;

- вызывают тревогу и нездоровое соперничество у учеников.

Решая вопрос правильной оценки деятельности ученика на уроке, мы предлагаем при оценивании учесть следующие факты, чтобы поддержать мотивацию к изучению иностранного языка.

1. Оценивать: а) само учение («научение» в процессе выполнения задания); б) достижение (продвижение вперед), а для такого ученика само выполнение задания - это уже достижение; в) приложенные усилия.

2. Оценивать не ученика, а допущенные им ошибки.

3. Не просто ставить оценку, а давать рекомендации по преодолению допущенных ошибок, проанализировать те задания, которые вызвали затруднения.

4. Обращать внимание ученика на задания, которые выполнены безошибочно, и лишний раз

подчеркивать, что в его силах выполнять все задания без ошибок.

5. Предоставить возможность самооценки (например, портфолио, поскольку там есть разделы, отражающие его достижения в том или ином аспекте изучения иностранного языка).

6. Избегать ситуаций соперничества и сравнения одних учеников с другими.

Обобщая сказанное о руководстве мотиваци-онной сферой учеников, обратим внимание на этическую сторону поведения самого учителя. Учителю, заинтересованному в повышении мотивации в работе учеников, испытывающих трудности в изучении иностранного языка, можно высказать следующие рекомендации по педагогическому общению:

- Быть самому уверенным в возможностях ученика и постоянно ему об этом говорить;

- Избегать соревновательных ситуаций с трудными заданиями, где такой ученик заведомо проиграет;

- Хвалить как можно чаще в присутствии других учеников и ни в коем случае не делать замечаний в присутствии других (я уверен, что завтра получится лучше, нужно постараться);

- Ставить перед ним реальные задачи и не высказывать жалости по поводу допущенных ошибок (это не страшно, ты сделал все что мог);

- По возможности уделять им больше внимания (спрашивать чаще, отвечать на вопросы, поддерживать их ответы одобряющей улыбкой);

- Всячески показывать личную заинтересованность в их успехах. По большому счету учитель должен быть в глазах таких учеников взрослым, который сам любит учиться, может научить других, и самое главное - убежден в том, что каждый может выучить иностранный язык;

- Уметь поставить себя на место такого ученика;

- Найти в любом ответе, в любом выполненном задании положительные моменты.

Опыт систематической работы по усилению мотивационной готовности учащихся при обучении иностранным языкам подтверждает действенность приведенных в статье приемов педагогического сопровождения этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.