Научная статья на тему 'Формирование мотивации грудного вскармливания у родильниц в послеродовом отделении'

Формирование мотивации грудного вскармливания у родильниц в послеродовом отделении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1260
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / ДЕТИ / DURATION OF BREASTFEEDING / NURSE / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джунусова З. Ж., Бурова Светлана Арнольдовна

По данным анализа медицинской документации и анкетирования, проведенного среди пациенток послеродовых отделений родильного дома, проанализированы факторы, влияющие на формирование мотивации грудного вскармливания у родильниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джунусова З. Ж., Бурова Светлана Арнольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Breastfeeding Motivation in Puerperas in the Maternal and Child Health Department

We analyzed the factors influencing the formation of motivation for breastfeeding in maternities basing on the data analysis of clinical records and questionnaire among patients of postpartum departments of the maternity hospital.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации грудного вскармливания у родильниц в послеродовом отделении»

Страница детской медицинской сестры

DOI: 10.15690/pf.v14i6.1838 З.Ж. Джунусова1, С.А. Бурова2

1 Клиническая больница №5, Волгоград, Российская Федерация

2 Волгоградский медицинский колледж, Волгоград, Российская Федерация

Формирование мотивации грудного вскармливания у родильниц в послеродовом отделении

Контактная информация:

Бурова Светлана Арнольдовна, методист, преподаватель Волгоградского медицинского колледжа Адрес: 400050, Волгоград, ул. Казахская, д. 12, тел.: +7 (8442) 46-92-94, e-mail: sveta-burova72@mail.ru Статья поступила: 20.10.2017 г., принята к печати: 25.12.2017 г.

По данным анализа медицинской документации и анкетирования, проведенного среди пациенток послеродовых отделений родильного дома, проанализированы факторы, влияющие на формирование мотивации грудного вскармливания у родильниц.

Ключевые слова: продолжительность грудного вскармливания, медицинская сестра, дети.

(Для цитирования: Джунусова З.Ж., Бурова С.А. Формирование мотивации грудного вскармливания у родильниц в послеродовом отделении. Педиатрическая фармакология. 2017; 14 (6): 536-538. doi: 10.15690/pf.v14i6.1838)

ВВЕДЕНИЕ

В Волгоградской области около 20 лет работает инициатива ВОЗ «Больница доброжелательного отношения к ребенку». В число 178 медицинских организаций региона, получивших этот статус, входят 28 акушерских стационаров, 25 детских поликлиник или детских поликлинических отделений ЦРБ Волгоградской области, 11 детских стационаров, 18 женских консультаций, 96 фельдшерско-акушерских пунктов [1]. Таким образом, статус «Больница, доброжелательная к ребенку» имеют учреждения, входящие в трехуровневую систему родовспоможения.

Участие в проекте способствовало распространению грудного вскармливания, улучшило показатели здоровья детей в регионе. В стационарах снизились показатели гнойно-септических заболеваний у новорожденных (в 9,4 раза), сократилось число послеродовых кровотечений у женщин, в поликлиниках отмечено снижение заболеваемости инфекционными заболеваниями в группе детей раннего возраста.

Сравнительный анализ грудного вскармливания среди детей первогогодажизни на территории Волгоградской области позволяет говорить о высоких показателях его распространения относительно данных по России в целом. Так, из родильных домов Волгоградской области исключительно на грудном вскармливании выписаны в 2015 г. 96,2% детей, в 2016 — 96,4% [2]. В родильных домах практически все дети находятся в палатах совместного пребывания (по данным 2016 г. — 95,3%). Доля детей в Волгоградской области, находящихся на грудном вскармливании до 6 мес жизни, составила в 2016 г. 70 % [3].

Несмотря на высокие показатели распространенности грудного вскармливания в первые полгода жизни, во втором полугодии данные остаются более низкими, что обусловлено рядом причин, в том числе снижением мотивации матерей к продолжению кормления грудью [4].

Цель исследования —проанализировать факторы, влияющие на продолжительность грудного вскармливания, и определить направления деятельности медицинской сестры по формированию данной мотивации в послеродовых отделениях родильного дома.

Z Zh. Dzhunusova1, Svetlana A. Burova2

1 Clinical Hospital No.5, Volgograd, Russian Federation

2 Volgograd Medical College, Volgograd, Russian Federation

Breastfeeding Motivation in Puerperas in the Maternal and Child Health Department

We analyzed the factors influencing the formation of motivation for breastfeeding in maternities basing on the data analysis of clinical records and questionnaire among patients of postpartum departments of the maternity hospital. Key words: duration of breastfeeding, nurse, children.

(For citation: Dzhunusova Zul'fiya Zh., Svetlana A. Burova. Breastfeeding Motivation in Puerperas in the Maternal and Child Health Department. Pediatricheskaya farmakologiya — Pediatric pharmacology. 2017; 14 (6): 536-538. doi: 10.15690/pf.v14i6.1838)

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

База исследования

Родильный дом ГУЗ «Клиническая больница №5» г. Волгограда находится в составе многопрофильной городской клинической больницы. В 2002 г. родильному дому присвоено почетное звание «Больница, доброжелательная к ребенку», все палаты в отделениях оборудованы под совместное размещение матери и ребенка. В родильном доме развернуто несколько отделений, среди них 2 послеродовых — акушерское физиологическое и акушерское обсервационное на 25 коек каждое. В течение года в родильном доме рожают до 2000 женщин, каждые сутки на свет появляется 5-6 младенцев.

Помощь родильницам в грудном вскармливании оказывают консультант по грудному вскармливанию, а также медицинские сестры послеродовых отделений, которые проходят обучение по курсу «Консультирование по грудному вскармливанию», включающее не только теоретические знания и коммуникативные навыки, но и практические умения, в том числе такие манипуляции, как прикладывание ребенка к груди, контроль эффективности кормления, помощь в случае возникновения трудностей при кормлении.

Информационная база исследования представлена Учетной формой питания новорожденных (форма № 2), отражающей как характер питания младенца, так и мероприятия по организации естественного вскармливания новорожденного на протяжении его пребывания в родильном доме.

Участники исследования

Для выявления проблем у родильниц, возникающих при грудном вскармливании, проведено анкетирование 125 женщин, находившихся в момент опроса (с 1 марта по 31 мая 2016 г.) в послеродовых отделениях и давших согласие принять участие в исследовании, при этом первые роды были у 77 (61,6%) из них, повторные — у 48 (38,4%). Анкета содержала вопросы по эффективности помощи, оказанной медицинскими сестрами, в организации вскармливания детей. Возрастные группы респондентов:

• 18-24 года — 30 (24%);

• 25-30 —75 (60%);

• 31-36 —15 (12%);

• от 37 и более —5 (4%).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ формы № 2 проведен за период с марта по май 2016 г., что позволило получить следующие данные. Общая численность младенцев, выписанных за период сбора данных, составила 589 человек, из них детей, родившихся путем самостоятельных родов, — 372 (63%), путем кесарева сечения — 217 (37%).

Численность детей, приложенных к груди не позднее чем через час после рождения или ранее, составила 561 (95%).

Находились во время пребывания исключительно на грудном вскармливании 588 (99%) детей.

В палате совместно с матерями находились 562 (95%) новорожденных.

Проведен опрос 125 (21,2% от числа выписанных) родильниц: 68 (54%) из них о влиянии грудного вскармливания на здоровье ребенка и матери узнали от медицинских работников, 35 (28%) — от родственников, 23 (18%) — из средств массовой информации, в том числе интернета.

Планируют кормить ребенка до 6 мес жизни 10 (8%) матерей, от 6 до 12 мес — 60 (48%), от 1 года до 2 лет — 50 (40%); не собираются кормить грудью 5 (4%) респон-денток.

Из 48/125 (38,4%) повторно рожавших женщин 28/48 (58,3%) кормили детей более года, 10/48 (20,8%) — до трех лет.

Трудности при кормлении, которые испытывали 37/125 (30%) родильниц, заключались в физиологической гипогалактии (в первые дни после родов), нагрубании молочных желез, прикладывании младенца к груди при измененных формах сосков (плоские, втянутые).

Школы матерей, организованные на базе женских консультаций, при беременности посещали 28 (22%) респонденток. На занятиях большое внимание уделяется подготовке беременных к грудному вскармливанию, поэтому женщины, не посещавшие Школу, нуждаются в дополнительном информировании по данному вопросу [4]. Несмотря на широкое использование в родильном доме наглядной информации (санбюл-летени, плакаты, информационные листки, памятки, буклеты), 78/125 (62%) опрошенных были недостаточно информированы специалистами по вопросам грудного вскармливания, а именно: о преимуществах грудного молока перед искусственными молочными смесями, проблемах, связанных с искусственным вскармливанием, особенностях формирования зрелого молока после родов, методах стимуляции лактации.

Как считают 90 (72%) анкетируемых, именно консультант по грудному вскармливанию оказывает помощь в его организации, по мнению 15 (12%) — медсестра послеродового отделения, 20 (16%) — родственники, знакомые.

Консультант по грудному вскармливанию осуществляет наблюдение за кормлением новорожденных в родильном доме, объясняет правила прикладывания ребенка к груди и оценивает эффективность сосания, помогает родильницам наладить процесс кормления новорожденного, при необходимости объясняет правила сцеживания молока, обучает приемам повышения лактации, консультирует родственников родильницы, мотивируя семью на дальнейшее продолжение грудного вскармливания. В беседах учитываются не только индивидуальные, но и социальные особенности матерей, такие как уровень и направление образования родильницы, семейное положение, уклад семьи, ее традиции и обычаи, условия проживания и уровень экологической безопасности, а также подверженность стрессам молодой матери.

ОБСУЖДЕНИЕ

Для мотивации матерей к грудному вскармливанию используются различные технологии и методы на всех этапах беременности и в послеродовом периоде. Так, в женской консультации — это беседы с психологом и акушеркой о необходимости и рациональности грудного вскармливания, пользе грудного молока для здоровья, стимуляции физического и нервно-психического развития ребенка, а также для профилактики онкологических заболеваний репродуктивной сферы у будущей матери [4]. Эффективны тренинги и деловые игры, направленные на формирование уверенности у будущей родильницы в возможности продолжительного грудного вскармливания.

Продолжение формирования мотивации происходит в родильном доме. Уже в родильном зале сразу после

и

и о

о

о

2£ <

5

а.

<

в

к <

2£ и

ш т

а.

I-<

ч

ш

537

рождения ребенка прикладывают к материнской груди (бондинг и импринтинг), организуют совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме (стимуляция окситоцинового и пролактинового рефлекса), в работе консультантов по грудному вскармливанию и медицинских сестер, осуществляющих наблюдение за новорожденными и родильницами, используются сведения профессиональных интернет-сайтов [5].

По данным проведенного анкетирования, 84% женщин настроены на продолжительное кормление грудью, а 4% респондентов требуют дополнительного информирования со стороны медицинского персонала по вопросам длительного вскармливания.

Медицинскими сестрами в работе с первородящими женщинами при проведении индивидуальных бесед и организации групп поддержки грудного вскармливания [6], которые традиционно создаются в медицинских организациях, имеющих статус «Больница, доброжелательная к ребенку», используется положительный опыт грудного вскармливания повторно рожающих матерей.

Проведенное исследование подтвердило эффективность уже известных факторов, влияющих на продолжительность грудного вскармливания:

• посещение Школы матерей при беременности;

• раннее прикладывание ребенка к груди (в первый час после родов);

• исключительное грудное вскармливание в родильном доме;

• информирование матерей о преимуществах грудного вскармливания в родильном доме;

• успешный предыдущий опыт грудного вскармливания;

• отсутствие проблем при вскармливании или своевременное их решение;

• оказание помощи матерям консультантами по грудному вскармливанию и медицинскими сестрами послеродовых отделений.

По итогам исследования был разработан алгоритм работы медицинских сестер послеродовых отделений по формированию мотивации грудного вскармливания у рожениц с учетом их возрастных особенностей, числа родов.

ВЫВОДЫ

По данным проведенного исследования, основными направлениями деятельности медицинских сестер по формированию мотивации продолжительного грудного вскармливания являются:

• индивидуальное консультирование родильниц, проведение групповых занятий по грудному вскармливанию для матерей в послеродовом отделении;

• учет индивидуальных, возрастных и социальных особенностей родильниц;

• организация индивидуального и группового (группы поддержки грудного вскармливания) общения первородящих женщин с повторнородящими, имеющими положительный опыт грудного вскармливания, особенно после выписки из родильного дома;

• выявление трудностей при кормлении и своевременное оказание помощи родильницам, особенно первородящим;

• распространение наглядной информации в различных формах, рекомендации по индивидуальному использованию интернет-ресурсов соответствующих сайтов по вопросам организации грудного вскармливания после выписки из роддома;

• привлечение родственников к поддержке грудного вскармливания в домашних условиях в качестве основных помощников по уходу за новорожденным ребенком с целью организации дополнительного отдыха кормящей матери для повышения у нее лактации;

• направление родильниц в Школу матери на базе детской поликлиники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мотивирование матерей к продолжению грудного вскармливания является одним из ключевых механизмов в сохранении и укреплении здоровья детей первого года жизни.

ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ

Не указан.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов.

538

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хворостова А.В. Грудное вскармливание — проблема государственной важности. [Khvorostova AV. Grudnoe vskarmlivanie — problema gosudarstvennoi vazhnosti. (In Russ).] Доступно по: http://vocmp.oblzdrav.ru/grudnoe-vskarmlivanie-problema-gosu. html. Ссылка активна на 02.11.2017.

2. Сарванова С.В. Неделя 2016: грудное вскармливание — ключ к устойчивому развитию. [Sarvanova SV. Nedelya 2016: grudnoe vskarmlivanie — klyuch k ustoichivomu razvitiyu. (In Russ).] Доступно по: http://vocmp.oblzdrav.ru/nedelya-2016-grudnoe-vskarmlivanie-klyuch-k.html. Ссылка активна на 02.11.2017.

3. Сарванова С.В. Всемирная неделя грудного вскармливания 2017. [Sarvanova SV. Vsemirnaya nedelya grudnogo vskarmlivaniya 2017. (In Russ).] Доступно по: http://vocmp.oblzdrav.ru/vsemirnaya-nedelya-grudnogo-vskar-2.html. Ссылка активна на 02.11.2017.

4. Конина А.Б. Работа по повышению мотивации будущих мам в кормлении грудью // Старшая медицинская сестра. — 2015. — №7 — С. 23-25. [Konina AB. Rabota po povysheniyu motivatsii budushchikh mam v kormlenii grud'yu. Starshaya meditsinskaya sestra. 2015;(7):23-25. (In Russ).]

5. Таран Н.Н. [рудное вскармливание // Справочник фельдшера и акушерки. — 2012. — №6 — С. 72-79. [Taran NN. Grudnoe vskarmlivanie. Spravochnik fel'dshera i akusherki. 2012;(6):72-79. (In Russ).]

6. Старцева В. Грудное вскармливание — научно о естественном // Медицинская сестра. — 2013. — №4 — С. 6-8. [Startseva V. Grudnoe vskarmlivanie — nauchno o estestvennom. Med Sestra. 2013;(4):6-8. (In Russ).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.