Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 10. №5. 2024 https://doi.org/10.33619/2414-2948/102
УДК 338:004
JEL classification: C45; L81
https://doi.org/10.33619/2414-2948/102/55
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЦИФРОВОМ ЭКОНОМИКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
©Семенов С. Р., ORCID: 0000-0001-7871-6541, SPIN-код: 5476-4871, канд. экон. наук, Международный университет Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызстан, ssr2002@list.ru ©Семенов Н. С., ORCID: 0000-0001-5183-7482, SPIN-код: 5095-8982, канд. юрид. наук, Международный университет Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызстан, frindland@mail.ru
FORMATION OF A DIGITAL ECONOMY MODEL IN THE KYRGYZ REPUBLIC
©Semenov S., ORCID: 0000-0001-7871-6541, SPIN-code: 5476-4871, Ph.D., International
University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan, ssr2002@list.ru ©SemenovN., ORCID: 0000-0001-5183-7482, SPIN-code: 5095-8982, J.D., International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyzstan, frindland@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются вопросы модели цифровой экономики в Кыргызской Республике, основанной на экономико-правовой базе информационных отношений, направленных на развитие цифровых процессов. Национальное законодательство должно обладать правовыми механизмами, способными регулировать информационные отношения в области цифровой трансформации экономики. Строительство современной цифровой инфраструктуры, должно способствовать развитию цифровой экономики страны и обеспечить связь с мировыми информационными данными, что будет способствовать цифровой трансформации на уровне современной развитой инфраструктуры. Изучен опыт создания и направления цифровой трансформации экономики Кыргызской Республики, на основе разработки и принятия национальных программ, стратегий, которые должны быть нацелены на разработку индекса измерения цифровой экономики, в том числе отображать индикаторы и инструменты оценки цифрового развития Кыргызской Республики. Определено, что цифровая экономика должна строиться на развитой информационной инфраструктуре с обязательным процессом модернизации всех секторов экономики. Внесены предложения по дальнейшему совершенствованию направления по развитию цифровой экономики на ближайшую перспективу.
Abstract. The article discusses the issues of the digital economy model of the Kyrgyz Republic, based on the economic and legal framework of information relations aimed at the development of digital processes. National legislation must have legal mechanisms capable of regulating information relations in the field of digital transformation of the economy. The construction of a modern digital infrastructure should contribute to the development of the country's digital economy and provide communication with global information data, which will contribute to digital transformation at the level of modern developed infrastructure. The experience of creating and directing the digital transformation of the economy of the Kyrgyz Republic was studied, based on the development and adoption of national programs and strategies that should be aimed at developing an index for measuring the digital economy, including displaying indicators and tools for assessing the digital development of the Kyrgyz Republic. It has been determined that the digital economy should be built on a developed information infrastructure with a mandatory process of modernization of all sectors of the economy. Proposals were made to further improve the direction of development of the digital economy in the near future.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №5. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/102
Ключевые слова: цифровая экономика, информационные отношения, цифровая инфраструктура, цифровая трансформация, цифровые технологии.
Keywords: digital economy, information relations, digital infrastructure, digital transformation, digital technologies.
В Кыргызской Республике (КР) модель цифровой экономики связана с цифровой трансформацией государства, где развитие информационных отношений регулируются профильными нормативными правовыми актами (НПА) в области правового взаимодействия с информационной составляющей. Одним из первых элементов создания цифровой трансформации связан с Национальной стратегией развития КР 2018-2040 гг., где в п.4.7. отмечено направление развития «Таза Коом» (1). «Таза Коом» — это национальная программа цифровой трансформации по созданию открытого, прозрачного и высокотехнологичного общества на уровне гражданина, конкурентного бизнеса, стабильного государства и надежных международных отношений. Главным приоритетом данной программы служит открытость и прозрачность государственного управления, с использованием свободного доступа к электронным системам государственных и муниципальных органов власти. Предполагается строительство цифровой инфраструктуры, способной связать КР с глобальными информационными потоками данных. Немаловажным компонентом становится появление платформы B2B2C, реализация смарт-контрактов, в конечном итоге должен осуществиться постепенный переход к цифровой экономике, с охватом всеобъемлющего процесса модернизации экономического сектора страны (сельское хозяйство, промышленность, услуги и т.д.).
Следующий политический акт, Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» 2019-2023 гг. устанавливает по п.5.3. укрепление торговых отношений, распространение цифровых технологий, и создание новых возможностей для экономических партнеров посредством выхода КР на региональные и глобальные рынки (2). Методом реализации представленных направлений должно послужить окончательное завершение цифровой трансформации национальной экономики, что приведет к появлению доступной электронной торговли, электронных финансовых услуг, электронного налогообложения. Помимо этого выделяются приоритетные направления цифровой экономики, в частности: стимулирование отечественных инноваций; стимулирование международного технологического трансфера и привлечение иностранных талантов; цифровая трансформация отраслевых цепочек; цифровизация сельского хозяйства, легкой промышленности, туризма; креативная экономика.
Национальная программа развития КР до 2026 г. по п.4.2. устанавливает, что в рамках развития цифровой экономики следует разработать и принять проект Концепции «Цифровая экономика КР» (3). Для этого в рамках Постановления Кабмина (КБ) КР «Об утверждении Плана мероприятия КБ КР по реализации Национальной программы развития КР до 2026 г.» в п.124 был заложен компонент «Национальная цифровая экосистема через интегрированные смарт-платформы/информационные системы», который включал детализацию сроков принятия проекта Концепции «Цифровая экономика КР» — IV квартал 2023 г. (4). На сегодняшний день финальный вариант концепции отсутствует. Более того, к модели цифровой экономики предполагается разработка индекса измерения цифровой экономики, где должны отображаться индикаторы и инструменты оценки цифрового развития КР.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №5. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/102
Ряд отечественных ученых-аналитиков в сфере разработки государственных программ, выделяют важные направления в развитии цифровой экономики, в частности:
М. О. Аманалиева отмечает, что цифровизации отраслей экономики на уровне регионов страны, является недостаточно развитой, в связи с отсутствием методической и методологической поддержки [1, с. 224].
А. М. Хамзаева обозначает базовые компоненты цифровой экономики — электронную коммерцию; мобильный банкинг; электронные услуги; электронные платежи; интернет-рекламу; интернет-контент [2, с. 136]. Кроме того, цифровая экономика активно должна развиваться на уровне регионов, поэтому перед государством сегодня стоит ряд задач, которые нужно реализовать, в том числе это создание единых правил для цифровой трансформации бизнеса, строительство инфраструктуры международного уровня, обеспечение всеобщего широкополосного доступа к интернету по всей стране, наиболее эффективное, надежное и недорогое соединение страны с глобальными сетями и магистралями передачи данных, строительство дата-центров [2, с. 137].
Т. А. Кадыров и Г. Т. Пулатова акцентируются в первую очередь на бесперебойном и повсеместном доступе к интернет-сети, как неотъемлемом элементе цифровой экономики и цифровизации в целом [3, с. 50].
А. М. Исмаилахунова отмечает, что для развития цифровой трансформации государства и перехода на цифровую экономику имеются положительные тенденции, так общий процент подключения Органов местного самоуправления (ОМСУ) в КР составляет 100%. К АИС «Санарип аймак» подключены 484 Органов местного самоуправления, произведена регистрация 732 482 домохозяйств и 2 875 093 жителей, выдано более 6 тысяч справок через данную систему [4, с. 121].
В настоящее время, в рамках развития модели цифровой экономики были приняты такие НПА, как: Закон «Об электронном управлении», Закон «Об электронной торговле», Закон «О парке креативных индустрий», Закон «О виртуальных активах», Закон «Об электронной подписи» и т.д. Прорабатывается проект Цифрового Кодекса, который должен улучшить и определить обработку цифровых данных. Разработан и внедрен электронный портал государственных услуг. Закреплен в рамках ст. 2 Закона «О платёжной системе» правовой институт электронных денег, включающий в себя электронный платежной документ в области осуществления электронных расчетов (5).
В области развития инноваций был принят Закон «Об инновационной деятельности», который установил институт инновационной деятельности, состоящей их объектов, субъектов, принципов права, направлений государственного развития и т.д., что повлияет на дальнейшее развитие цифровых процессов в экономике (6). Так по данным отчета Всемирного банка «Digital progress and trends report» 2023 г., КР имеет следующие показатели развития цифровой трансформации (7): использование интернета населением страны составляет — 78%; использование широкополосного интернета — 4 человека из 100; использование цифровых платежей — 39% (учитываются пользователи старше 15 лет); использование ID карт — 94% (учитываются пользователи старше 15 лет); индекс электронного правительства по оценке ООН составляет — 0,70 ед.; использование мобильного интернета с технологией 4G — 85%; средняя скорость интернета при использовании мобильного телефона составляет — 20,3 Мбит/сек; функционирующие Центры обработки данных составляют - 0,1 ед. (на 1 млн чел).
По данным Национального статистического комитета КР, по Республике подключение точек доступа в сети интернет за 2022 г. составило — 30057 ед., в сравнении с 2020 г. — 29
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №5. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/102
400 ед., есть рост по охвату территории страны (8). Таким образом, представленный анализ продемонстрировал следующее:
1. Модель цифровой экономики КР представляет собой сложный, многоцелевой базис, который должен строиться на правовых, экономических и технологических факторах развития. Важной составляющей развития цифровой экономики является Национальная стратегия развития КР на период 2018-2040 гг., которая установила порядок и направление цифровой трансформации республики.
2. Цифровая экономика должна строиться на информационной инфраструктуре с обязательным процессом модернизации секторов экономики (сельское хозяйство, промышленность, услуги и т.д.).
3. Ученые аналитики, экономисты в целом отмечают важность и необходимость развития цифровой экономики, но с обязательным развитием местных регионов, создание информационной структуры, в том числе наличие элементов бесперебойного и повсеместного доступа к интернет-сети, методической и методологической поддержки данного процесса, создание единых правил для цифровой трансформации бизнеса и т.д. Приводятся данные, которые отображают, что в регионах процент подключения ОМСУ составляет 100%.
4. Национальное законодательство в настоящее время вполне обладает правовыми механизмами, способными регулировать информационные отношения в области цифровой экономики.
5. На основании отчета Всемирного банка, КР по отдельным показателям обладает оптимальным уровнем построения и развития цифровой экономики. Например: использование ГО карт — 94%; использование мобильного интернета с технологией 4G — 85%; использование интернета населением страны составляет — 78%.
На основании проведенного анализа можно предложить направления по развитию цифровой экономики КР на ближайшую перспективу:
1. Разработать и принять Концепцию «Цифровая экономика КР», которая определит основные направления развития процессов цифровизации отраслей экономики.
2. Разработать и принять План реализации Концепции «Цифровая экономика КР», с отображением структуры плана и этапов реализации концепции, в том числе объемов финансирования, ответственных за внедрение цифровых направлений в регионах, индексов отслеживания данного процесса в реализации плана на конкретных объектах и структурах экономики страны.
Источники:
1. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы. Утверждена Указом Президента КР от 31 октября 2018 г. № УП 221. https://kurl.ru/HaRFG
2. Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» 2019-2023 гг. Утверждена Решением Совета безопасности КР от 14 декабря 2018 г. №2. https://kurl.ru/YspwY
3. Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2026 г. Утверждена Указом Президента КР от 12 октября 2021 г. №435. https://online.toktom.kg/Toktom/170577-0
4. Постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Плана мероприятий Кабинета Министров КР по реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года» от 25 декабря 2021 г. №352.
5. Закон Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики». Принят от 21 января 2015 г. №21. https://kurl.ru/zvmWw
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №5. 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/102
6. Закон КР «Об инновационной деятельности». Принят от 23 марта 2023 г.№65. https://kurl.ru/DojSe
7. Digital progress and trends report 2023. Word bank group.
8. Точки доступа в сети интернет. Информационно-коммуникационные технологии. Национальный статистический комитет КР. https://kurl.ru/jZaXh
Список литературы:
1. Аманалиева М. О. Развитие цифровой экономики в регионах Кыргызстана // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №2. С. 219-225. https://doi.org/10.33619/2414-2948/51/22
2. Хамзаева А. М. Цифровизация экономики в Кыргызстане: тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2019. №4. С. 135139.
3. Кадыров Т. А., Пулатова Г. Т. Анализ цифровизации экономики Кыргызской Республики в современных условиях и направления ее развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 11. №1. С. 45-51.
4. Исмаилахунова А. М. Особенности цифрового развития экономики Кыргызстана // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. №6-2. С. 120-123.
References:
1. Amanalieva, M. (2020). Development of Digital Economy in Regions of Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 6(2), 219-225. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/51/22
2. Khamzaeva, A. M. (2019). Tsifrovizatsiya ekonomiki v Kyrgyzstane: tendentsii, problemy i perspektivy. Vestnik Zhalal-Abadskogo gosudarstvennogo universiteta, (4), 135-139. (in Russian).
3. Kadyrov, T. A., & Pulatova, G. T. (2019). Analiz tsifrovizatsii ekonomiki Kyrgyzskoi Respubliki v sovremennykh usloviyakh i napravleniya ee razvitiya. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 11(1), 45-51. (in Russian).
4. Ismailakhunova, A. M. (2023). Osobennosti tsifrovogo razvitiya ekonomiki Kyrgyzstana. Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo, (6-2), 120-123. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 11.04.2024 г. 16.04.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Семенов С. Р., Семенов Н. С. Формирование модели цифровой экономики в Кыргызской Республике // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №5. С. 438-442. https://doi.org/10.33619/2414-2948/102/55
Cite as (APA):
Semenov, S., & Semenov, N. (2024). Formation of a Digital Economy Model in the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 10(5), 438-442. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/102/55