Научная статья на тему 'Формирование модели государственных закупок как инструмента устойчивого развития экономики промышленных отраслей'

Формирование модели государственных закупок как инструмента устойчивого развития экономики промышленных отраслей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / STATE PROCUREMENT / INDUSTRIAL SECTOR / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровский Валерий Жоресович, Иванова Виктория Олеговна

Государственные закупки как эффективный элемент государственной экономической политики (в частности, в сфере управления инновационным развитием) могут и должны привлекаться к решению актуальной задачи структурной перестройки экономики Российской Федерации и ее промышленного сектора. Обоснована необходимость разработки модели государственной закупочной деятельности, которая будет способствовать развитию экономической системы, росту ее инновационности и перспективных производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of the Government Procurements as a Tool for Providing Sustainable Development of the Industrial Sector

State procurement as an effective element of the state economic policy (particularly, in the field of innovative development management) can and ought to be involved into the solution of the vital task of restructuring Russia’s economy as a whole and its industrial sector. The paper validates the necessity to design the state procurement model which will promote the economic system development, spur innovation and stimulate prospective production.

Текст научной работы на тему «Формирование модели государственных закупок как инструмента устойчивого развития экономики промышленных отраслей»

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-57-40 e-mail: dubr@usue.ru

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятий

ДУБРОВСКИЙ Валерий Жоресович

ИВАНОВА Виктория Олеговна

Старший преподаватель кафедры экономики и правовых основ управления

Филиал Удмуртского государственного университета в г. Нижняя Тура

624221, РФ, Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Нагорная, 19 Контактный телефон: (34342) 2-03-04 e-mail: ivanovaudgu.nt@yandex.ru

Формирование модели государственных закупок как инструмента устойчивого развития экономики промышленных отраслей

Ключевые слова: государственные закупки; промышленный сектор; инновационное развитие.

Государственные закупки как эффективный элемент государственной экономической политики (в частности, в сфере управления инновационным развитием) могут и должны привлекаться к решению актуальной задачи структурной перестройки экономики Российской Федерации и ее промышленного сектора. Обоснована необходимость разработки модели государственной закупочной деятельности, которая будет способствовать развитию экономической системы, росту ее инновационности и перспективных производств.

В настоящее время развитие национальной рыночной экономики, достижение положительной динамики экономического роста зависят от развития ключевых отраслей народного хозяйства, и прежде всего промышленности [1; 2]. Существующая структура промышленности, сформировавшаяся в специфических условиях плановой экономики СССР (при сверхдешевых топливно-энергетических ресурсах с ориентацией на производство средств производства), в условиях рыночных преобразований, не отвечает современным требованиям по причине преобладания производств с низ-2 кой добавленной стоимостью конечного продукта, а также вследствие низкого удель-° ного веса инновационных производств.

о Учитывая высокую затратность структурных преобразований, не следует ожидать

« выравнивания и оптимизации структуры производства под влиянием «невидимой | руки» рынка: роль государственного воздействия в структурных преобразованиях а должна быть определяющей, направленной на повышение эффективности чисто ры-^ ночных механизмов и смягчение их несовершенства. Все развитые страны с рыночным « хозяйством для поддержания конкурентоспособности своей промышленности сти-§ мулируют спрос на высокотехнологичную продукцию посредством государственных с^ закупок в отраслях, находящихся в собственности государства или под жестким госу-^ дарственным регулированием (электроэнергетика, прежде всего атомная; телекомму© никации; авиационный и железнодорожный транспорт) [3].

«

6 (50) 2013

Государственные закупки могут и должны играть решающую роль в осуществлении структурных реформ посредством косвенного финансирования инновационных производств в приоритетных отраслях. Инновации, наука и развитие технологий - основа конкурентоспособности бизнеса, повышения качества его деятельности и производительности, а значит, и экономического роста [4].

Необходимость структурной перестройки экономики попытаемся проиллюстрировать на примере обрабатывающей промышленности как наиболее инновационно развитой в экономической системе. Для этого проанализируем структуру обрабатывающих производств в отдельных странах мира (табл. 1).

Таблица 1

Структура обрабатывающих производств в отдельных странах, %

Производство Россия Азербайджан Украина Казахстан Киргизия Польша Германия Великобритания Франция Канада США Япония Китай

Производство пищевых

продуктов, включая напит-

ки, и табака 15,8 36,0 25,0 22,1 14,0 21,1 10,3 14,2 15,4 12,8 13,5 10,5 10,4

Текстильное и швейное

производство, производст-

во кожи, изделий из кожи

и производство обуви 1,1 1,7 1,1 0,8 5,7 2,5 1,3 1,3 1,7 1,3 1,8 1,5 8,6

Обработка древесины

и производство изделий

из дерева; целлюлозно-

бумажное производство;

издательская и полиграфи-

ческая деятельность 4,3 1,4 4,3 1,2 1,4 6,7 4,8 10,5 5,0 10,5 7,3 5,5 3,6

Производство кокса

и нефтепродуктов 19,9 38,9 8,6 8,6 0,9 8,3 6,5 7,0 8,2 13,7 11,1 4,3 4,5

Химическое производство,

производство резиновых

и пластмассовых изделий 10,5 4,2 10,0 5,5 1,9 10,8 11,3 16,9 14,0 12,0 17,6 13,3 13,6

Производство прочих

неметаллических мине-

ральных продуктов 4,5 4,4 4,0 5,5 5,8 5,0 2,5 3,1 3,3 2,9 2,8 2,5 5,1

Металлургическое произ-

водство и производство

готовых металлических

изделий 17,7 4,7 27,4 43,0 66,9 12,8 13,6 10,2 11,4 14,7 10,9 13,8 18,1

Производство машин

и оборудования 21,5 6,5 17,5 5,8 2,8 24,5 42,8 29,8 27,9 26,9 32,1 44,4 33,6

Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики 4].

Как следует из приведенных данных, для развитых стран Запада, а также Китая и Японии характерен перевес в структуре обрабатывающих отраслей в сторону машиностроения, в то время как для государств постсоветского пространства - перевес металлургии и производства пищевых продуктов. Производство продукции машиностроения в развитых странах обусловливается высоким уровнем инновационности и повышенной добавленной стоимостью по сравнению с другими видами производств.

О наличии серьезного структурного перекоса в промышленности РФ свидетельствуют следующие данные (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций, %

Отрасль 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 4,5 4,7 5,3 4,6 4,8 4,9 4,1

Текстильное и швейное производство 2,0 2,1 2,5 1,6 4,7 3,3 2,3

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 2,8 2,9 2,9 1,9 6,1 2,3 1,4

Обработка древесины и производство изделий из дерева 2,5 2,8 2,2 6,6 2,1 1,7 1,3

Производство кокса и нефтепродуктов 7,0 11,9 3,4 4,4 1,6 3,9 2,3

Химическое производство 7,1 8,4 12,0 11,9 11,4 11,5 10,2

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 3,8 4,2 5,0 4,6 5,5 4,8 6,2

Производство машин и оборудования 6,2 5,4 6,1 7,5 8,3 6,5 7,8

Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики 4].

Отметим, что исправление существующего положения напрямую зависит от инновационного развития отраслей, однако имеющиеся сведения также говорят о несоответствии инновационных продуктов и вложений реальным потребностям структурной перестройки экономики.

Как видим, удельный вес инновационных товаров в машиностроении в 2011 г. составлял только 7,8%, что на 0,5% меньше, чем в 2009 г., и на 2,4% меньше, чем в производстве продуктов химии. Вместе с тем среди обрабатывающих отраслей машиностроение находится на втором месте по уровню инновационности продукции. Еще более усугубляет ситуацию низкий уровень вложений в развитие инновационных производств в машиностроении (табл. 3) [2].

Таблица 3

Затраты на технологические инновации организаций промышленности по видам экономической деятельности, млн р.

Отрасль Затраты на технологические инновации

Всего Продуктовые инновации Процессные инновации

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 12 562,9 6 543,7 6 019,2

Текстильное и швейное производство 731,4 460,3 271,1

Обработка древесины и производство изделий из дерева 1 962,2 567,4 1 394,8

Производство кокса и нефтепродуктов 85 891,6 41 237,8 44 653,8

Химическое производство 30 738,7 14 905,6 15 833,1

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 92 942,6 34 120,2 58 822,4

Производство машин и оборудования 11 740,9 8 483,4 3 257,5

Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики [4].

Как свидетельствуют данные табл. 3, на машиностроение приходится только 11,7 млрд р. вложений в инновации в 2011 г., что почти в 9 раз меньше, чем в металлургию, и в 3 раза меньше, чем в химическую промышленность. В таких условиях исправить сложившуюся ситуацию помогли бы средства, привлекаемые по линии государственного финансирования инновационных процессов, в частности путем государственных закупок. Однако, как было отмечено ранее, при организации процесса закупок до сегодняшнего дня пользуются критерием экономии бюджетных средств, игнорируя стратегические задачи развития экономики страны.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о необходимости разработки модели государственной закупочной деятельности с целью совершенствования экономической системы, обеспечения роста уровня ее инновационности, развития перспективных производств.

Управление организацией и проведением государственных закупок составляет целостную систему управленческих, логистических, информационных, правовых и других компонентов, служащих повышению благосостояния общества и эффективному развитию экономики России 5; 6].

Сложность построения рациональной модели осуществления государственных закупок обусловлена многогранностью системы государственных закупок, которая является совокупностью многоэлементных потоков, в том числе финансовых, информационных, материальных и т. п. Однако, как отмечают специалисты по имитационному моделированию, объективно невозможно построить универсальную модель, которая учитывала бы все переменные, возможные ситуации и сценарии изменений исходя из специфики современного динамично развивающегося общества.

Предложенная авторами обобщенная структурно-логическая модель осуществления государственных закупок за государственные средства определяет основные блоки (совокупность элементов), выполняющие различные функции системы государственных закупок и обусловленные наличием множества прямых и обратных связей - как внутренних, так и в отношении внешней среды, которая представлена детерминантами прямого и косвенного внешнего воздействия. Эндогенными переменными модели являются ресурсы, объединенные в блоки по признаку общего вектора функционального действия внутренней среды модели. Предпосылки действенности модели лежат в плоскости ее целевой согласованности с общей целью государственного управления, что в современных условиях функционирования смешанных экономических систем проявляется в полноценном удовлетворении потребностей общества, в данном случае -в контексте структурного преобразования экономики страны (рис. 1).

Для решения задачи структурной перестройки промышленности в модель госзакупок, по нашему мнению, должна быть введена аналитическая составляющая (см. аналитический блок модели на рис. 1), основанная на движении экстенсивных и интенсивных параметров функционирования системы государственных закупок (рис. 2).

Изложенное выше позволяет определить экономико-математическую зависимость Р между основными элементами новой комплексной модели осуществления государственных закупок для государственных и муниципальных нужд:

Ср

Р = Ра + ,

Ё*

Щ .Ыр

где Ра - минимально необходимый объем государственных закупок для обеспечения потребностей институциональных единиц государственного сектора в стоимостном выражении; Ср - общая сумма расходов государственного бюджета через механизм государственных закупок; * - количество продуктов, производство которых

Эндогенные переменные

Комплекс потребностей в товарах институциональных единиц государства

Комплекс потребностей в товарах институциональных единиц промсектора

Система управления

Идентификация потребностей в товарах и услугах и размежевание товаров и услуг, подпадающих под действие системы госзакупок по критерию обеспечения структурной перестройки экономики

Инструменты согласования

я 2 и н и

и

Д

Организационная подсистема <Функциональная подсистема <

_Д_

Инструментальная подсистема

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процедурная подсистема

3

Экзогенные переменные

Тендерное законодательство

Вызовы глобализированного мира

Бюджетная система

I

Нормативно-правовая база

Инструменты управления

\

- Ресурсный блок

УЧ

- Аналитический блок

Совокупность сервисных продуктов

Обеспечение потребностей промышленности в инновационных продуктах, способствующих структурной перестройке экономики

Обеспечение структурной перестройки промышленности Рис. 1 Авторская модель осуществления государственных закупок

Рис. 2 Этапы реализации аналитического инструментария и анализа структурами управления в системе государственных закупок

предусмотрено и является необходимым для выполнения задач структурной перестройки и инновационного развития экономики; ^ - количество институциональных единиц государственного сектора, занятых в сфере производства; Ыр - количество институциональных единиц частного сектора, занятых в сфере производства.

Сложившаяся зависимость однозначно подтверждает необходимость увеличения индуцированного объема сумм средств, направленных на государственную закупку для полноценного выполнения задач структурной перестройки экономики.

При условии применения предложенных усовершенствованных элементов организационной, функциональной, инструментальной и процедурной подсистем системы государственных закупок в рамках действия новой комплексной модели государственных закупок в предложенных секторах и сегментах экономики может быть достигнут синергетический эффект, влияние которого будет проявляться в достижении одновременного инновационного развития экономики - в экономии государственных средств, в развитии социального партнерства, в решении задач, сформулированных программно-целевых документах, в реализации стратегии развития отдельных отраслей и вообще в получении высококачественных инновационных продуктов.

Кроме синергетического, ожидается также получение мультипликативного, интегрального, монетарного, индикативного эффектов (табл. 4).

Таблица 4

Виды и сущность эффектов внедрения модели государственных закупок

Вид эффекта Сущность (или принцип) расчета Проявление эффекта при внедрении новой модели госзакупок

Мультипликативный Финансирование государственных закупок стимулирует рост совокупного спроса на товары, работы, услуги для обеспечения выполнения государственных целевых программ и удовлетворение нужд распорядителей средств. Мультипликатор показывает, на сколько возрастет совокупный спрос при увеличении объема государственных закупок Рост спроса на инновационные товары и услуги при целенаправленном воздействии госзакупок на структуру промышленности

Синергети-ческий Взаимное (комплементарное) усиление воздействия государственных закупок на экономические и социальные стороны общественной жизни в результате взаимодействия всех институтов и механизмов модели госзакупок Достижение одновременного инновационного развития экономики, экономии государственных средств, социального партнерства, реализации задач программно-целевых документов, стратегии развития отдельных отраслей и вообще получения высококачественных инновационных продуктов

Интегральный Интегральная эффективность системы государственного заказа включает в себя результативность как соответствие общественных расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям Изменение структуры экономики и повышение ее инновационности, которые в качестве результата имеют превышение эффекта от структурной перестройки над затратами на ее осуществление

Монетарный Влияние финансовых вливаний посредством проведения госзакупок на целевые показатели (изменение структуры экономики, увеличение доли инновационных продуктов и услуг) Изменение структуры экономики и повышение ее инновативности через механизм денежного насыщения приоритетных отраслей

Окончание табл. 4

Вид эффекта Сущность (или принцип) расчета Проявление эффекта при внедрении новой модели госзакупок

Индикативный Достижение целевого уровня специфических показателей (индикаторов) функционирования системы госзакупок. В данном случае - оптимизация структуры экономики и рост иннова-тивности экономики Приближение структуры экономики, и в частности промышленного производства, к показателям промышленно развитых стран; увеличение доли производств с высокой добавленной стоимостью, с высоким удельным весом выпускаемых инновационных продуктов и услуг

Отметим, что даже при использовании всего спектра предлагаемых усовершенствованных методических подходов к осуществлению государственных закупок и воплощению организационных структур системы данная модель, при условии ее внедрения на современном этапе, может столкнуться с рядом потенциальных ограничений результативности, что связано с экономико-институциональным построением экономической системы. Отсюда можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования методических подходов к формированию самого механизма функционирования системы государственных закупок.

Источники

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

2. Иванова В. О. Государственные закупки как инструмент «принуждения к инновациям» промышленного сектора экономики // Российское предпринимательство. 2013. № 15 (237).

3. Государственная промышленная политика: какой ей быть? Режим доступа: http:// www.promved.ru/aprel2_2001_03.shtml.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru.

5. Иванова В. О. Государственные закупки как стимул развития инновационной сферы // Экономика. Управление. Право. 2013. № 5 (41).

6. Иванова В. О. Трансформация моделей построения государственных закупок // ФЭН-НАУКА. 2013. № 6 (21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.