Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ОНЛАЙН-КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА 2020'

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ОНЛАЙН-КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА 2020 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МИРОВОЙ КРИЗИС / ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ KPI / МЕТРИКИ / FINANCIAL TOOLS / WORLD CRISIS / FINANCIAL MODEL / DIGITALIZATION / INDICATORS OF KPI / METRICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чараева М.В.

Предмет. Адаптация антикризисного финансового инструментария в соответствии с изменениями, происходящими в системе экономических отношений, складывающихся внутри компаний, с контрагентами и государством в условиях мирового кризиса 2020 и тотальной цифровизацией. Цели. Определить антикризисный инструментарий управления финансами, планирования финансовой ситуации в условиях кризиса и трансформации компаний в соответствии с требованиями цифровизации. Методология. Для обоснования представленных автором положений использовался системный подход. В процессе исследования использовались методы логического, структурного анализа, синтеза, индукции, дедукции, графической интерпретации, схематичного представления умозаключений. Результаты. Проведена адаптация антикризисного финансового инструментария и приведение его в соответствие с современными условиями функционирования компаний. В частности, трансформация модели финансового планирования под требования цифровизации позволяет планировать развитие компании с учетом особенностей использования цифровых платформ и применять его как инструмент снижения неопределенности и учета возникновения возможных кризисных событий. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы финансовым менеджментом компаний при управлении корпоративными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чараева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MODEL OF FINANCIAL PLANNING FOR THE ONLINE COMPANIES IN TRADE IN THE CONDITIONS OF WORLD CRISIS OF 2020

Adaptation of anti-recessionary financial tools, according to the changes happening in the system of the economic relations developing in corporations with contractors and the state in the conditions of world crisis 2020 and total digitalization. To define anti-recessionary tools of management of finance, planning of a financial situation in the conditions of crisis and transformation of the company according to requirements of digitalization. For justification of the provisions submitted by the author system approach was used. In the course of the research methods of the logical, structural analysis, synthesis, induction, deduction, graphic interpretation, schematical representation of conclusions were used. Adaptation of anti-recessionary financial tools and its reduction is carried out to compliance with modern operating conditions of corporations. In particular, transformation of model of financial planning under requirements of digitalization allows to plan development of the company taking into account features of use of digital platforms and to use it as the instrument of decrease in uncertainty and accounting of emergence of possible crisis events. Results of the conducted research can be used by financial management of corporations at management of corporate finance.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ОНЛАЙН-КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА 2020»

Чараева М.В.,

д.э.н., профессор кафедры теории и технологии в менеджменте, Южного федерального университета E-mail: mvcharaeva@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ДЛЯ ОНЛАЙН-КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО КРИЗИСА 2020

JEL elassification: G23

Аннотация

Предмет. Адаптация антикризисного финансового инструментария в соответствии с изменениями, происходящими в системе экономических отношений, складывающихся внутри компаний, с контрагентами и государством в условиях мирового кризиса 2020 и тотальной цифровизацией.

Цели. Определить антикризисный инструментарий управления финансами, планирования финансовой ситуации в условиях кризиса и трансформации компаний в соответствии с требованиями цифровизации.

Методология. Для обоснования представленных автором положений использовался системный подход. В процессе исследования использовались методы логического, структурного анализа, синтеза, индукции, дедукции, графической интерпретации, схематичного представления умозаключений.

Результаты. Проведена адаптация антикризисного финансового инструментария и приведение его в соответствие с современными условиями функционирования компаний. В частности, трансформация модели финансового планирования под требования цифровизации позволяет планировать развитие компании с учетом особенностей использования цифровых платформ и применять его как инструмент снижения неопределенности и учета возникновения возможных кризисных событий.

Область применения результатов. Результаты проведенного исследования

могут быть использованы финансовым менеджментом компаний при управлении корпоративными финансами.

Ключевые слова: финансовый инструментарий, мировой кризис, финансовая модель, финансовое планирование, циф-ровизация, показатели KPI, метрики.

M. V. Charaeva

FORMATION OF MODEL OF FINANCIAL PLANNING FOR THE ONLINE COMPANIES IN TRADE IN THE CONDITIONS OF WORLD CRISIS OF 2020

Annotation

Adaptation of anti-recessionary financial tools, according to the changes happening in the system of the economic relations developing in corporations with contractors and the state in the conditions of world crisis 2020 and total digitalization.

To define anti-recessionary tools of management of finance, planning of a financial situation in the conditions of crisis and transformation of the company according to requirements of digitalization.

For justification of the provisions submitted by the author system approach was used. In the course of the research methods of the logical, structural analysis, synthesis, induction, deduction, graphic interpretation, schematical representation of conclusions were used.

Adaptation of anti-recessionary financial tools and its reduction is carried out to compliance with modern operating conditions of corporations. In particular, transformation of model of financial planning under requirements of digitalization allows to plan development of the company taking into account features of use of digital platforms and to use it as the instrument of decrease in uncertainty and accounting of emergence of possible crisis events.

Results of the conducted research can be used by financial management of corporations at management of corporate finance.

Keywords: financial tools, world crisis, financial model, digitalization, indicators of KPI, metrics.

Введение

Экономическая ситуация, складывающаяся в современном мире, вызванная мировой пандемией, является новой, несет слабо предсказуемые последствия, факторы, вызвавшие ее, объективны, но малоизучены, поэтому сложно понять, как будут развиваться события и какой урон будет нанесен разным странам. Очевидно лишь одно - грядет череда банкротств малого и среднего бизнеса, а также очередной передел в крупном бизнесе, основанный на слияниях и поглощениях (причем не всегда дружеских). Мировая архитектура больше никогда не будет прежней. Изменятся как ключевые игроки, так и правила игры, когда цифровиза-ция и онлайн-общение/сотрудничество станут во главу угла и те, кто не сможет встроиться в новые условия, вынуждены будут уступить и примкнуть к более сильным компаниям, адаптивно изменившимся и чувствующим себя уверенно и финансово стабильно, работая на цифровых платформах [1-3]. В этих условиях финансовая устойчивость и благополучие выступают подушкой безопасности и позволят не только удержать позиции на рынке, но и развиваться в стратегической перспективе. И здесь важно понимать, что прежние научные подходы, методы, методики могут не сработать и компании вынуждены будут методом проб и ошибок, вслепую искать выходы из сложившейся кризисной финансовой ситуации. Фраза «наличие финансовых возможностей является ключевым для компаний» обретает сейчас новый смысл, и финансовые менеджеры вынуждены, опираясь на собственный опыт и интуицию, искать резервы для покрытия финансового дефицита и обеспечения финансовой стабильности [4, 5].

Материалы и методы

1. Методы исследования

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические, диагностические, эмпирические, экспериментальные, методы графического изображения результатов, анализ, синтез,

конкретизация, обобщение. В рамках исследования теоретической части был проведен сравнительный анализ кризисных ситуаций в мире за последние 400 лет, выявлены причины и последствия их возникновения. Такая работа служит основой для определения инструментов антикризисного управления и трансформации финансового инструментария в рамках адаптации финансового менеджмента компаний под новые условия функционирования.

2. Этапы исследования

Исследование проблемы проводилось в три этапа:

• на первом этапе осуществлялось исследование существующих теорий, объясняющих причины кризисов в экономике, антикризисного финансового менеджмента. Проведен анализ научных работ по указанной проблеме;

• на втором этапе анализировались возможности адаптации антикризисного инструментария финансового менеджмента компаний в условиях кризиса и с учетом объективной необходимости оцифровывания бизнеса;

• на третьем этапе проведена адаптация финансового моделирования принятия стратегических управленческих решений, в соответствии с цифровизацией основных функций финансового менеджмента, в результате чего был разработан макет модели финансового планирования в условиях кризиса с учетом цифровизации.

Обсуждение

В современных условиях необходима трансформация методологии управления корпоративными финансами, формирование новых подходов и методик ведения антикризисного финансового менеджмента [6]. Однако такая работа должна быть основана на уже имеющихся знаниях, поэтому важно провести исторический анализ финансовых кризисов, причин их возникновения, возможностей выхода, методов, применяемых государственными властями и непосредственно организациями для нивелирования последствий кризиса. Финансовые кризисы, которые явились наиболее масштабными и оставили след в истории, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Исторический анализ мировых финансовых кризисов

Историческое название финансового кризиса, год

Суть

Причины

Последствия

Тюльпаномания, 1637 г. Голландия

Первый в истории биржевой пузырь, который привёл в бурному росту цен на тюльпаны, а затем мгновенному падению

Использование фьючерсов и наличие множества спекуляций с фьючерсами на луковицы тюльпанов

Массовые

банкротства

спекулянтов

Кредитный кризис, 1772 г. Великобритания, Лондон

Кредитный бум 1760-1770 г.г. В его основе лежало использование фиктивных векселей и рост выданных кредитов американским плантаторам на фоне неурожаев и невозможности для них рассчитаться по долгам

Бегство из Великобритании во Францию Александра Фордрайса, соучредителя крупного банка в Лондоне, в связи с невозможностью рассчитаться по долгам с вкладчиками. Возникла паника и кризис распространился на большую часть Европы. Финансовые учреждения Европы были парализованы.

Банкротства порядка 500 крупнейших компаний Европы и банкротства американских плантаторов

Великая депрессия 1929 г.

Обвал фондового рынка 24 октября 1929 г.

Нехватка денежной массы Монетаризм

Кризис перепроизводства Низкая покупательная способность

Первая мировая война, её последствия

Маржинальная торговля на фондовых рынках

Банкротства банков, фермеров, повлекшие массовую безработицу (порядка 10 млн. чел)

Нефтяной кризис ОПЕК Первый мировой В октябре 1973 г. началась Цена на нефть вы-

1973 г. энергетический кризис 4-ая Арабо-Израильская росла в 4 раза.

Топливный кризис. война. В США и Европе

Америка и Европа поставлял возник

оружие Израилю, в ответ энергетический

ОПЕК сначала сократила голод.

добычу нефти, а потом Падение курса

и вовсе прекратила поставки акций на 30%.

в США и Европу. Россия стала

крупнейшим

экспортёром

нефти на Запад.

Азиатский кризис 1997- Обесценивание тайской ва- Инвестиционный бум Рост внешнего

1998 г.г. люты вызвало эффект 1990-х закончился долга перед МВФ.

"домино" в азиатских переизбытком производ- Снижение

странах. ственных мощностей и инвестиционной

Обрушились местные избыточным количеством п ри влекател ьн о сти

фондовые рынки. жилой и коммерческой азиатских

недвижимости активов

Мировой финансовый Рецессия мировой экономики Перегрев кредитного, Массовые увольне-

кризис 2007-2008 г.г. фондового рынка. ния.

Высокие цены на нефть. Падение цен на

Ипотечный кризис в США. нефть.

Банкротство крупнейших Снижение

американских банков. основных эконо-

мических показа-

телей

Источник: составлена автором.

Таким образом, сравнительный анализ самых масштабных финансовых кризисов 17-21 века позволяет утверждать, что последствия финансовых кризисов однотипны - это безработица, падение уровня жизни вплоть до тотального обнищания (Великая депрессия США), падение цены на нефть, обвал фондовых рынков (кризисы конца 20-21 вв.), рост долговой зависимости государств от МВФ. Однако за общими сведениями стоит будущее миллионов компаний и людей, ра-

ботающих в них, а значит, причины финансового кризиса, его последствия - это уже отдельно взятая история каждой организации. Когда убытки становятся результатом неэффективной работы финансовых менеджеров, неправильно выбранной стратегии, необдуманных тактических действий и оперативных распоряжений.

Мировые кризисы, как правило, вызваны недальновидностью властей, перегревом экономики, когда высокие цены на наиболее востребованные товары влекут за

собой одномоментное падение спроса на фоне нарастающих инвестиций в, казалось бы, прибыльные направления.

Для определения действенного антикризисного инструментария необходимо

выявить причины возникновения мировых финансовых кризисов, опираясь на зарубежные и отечественные экономические теории (табл. 2).

Таблица 2 - Экономические теории, объясняющие причины кризисов в экономике +

Ученьт.5 теории? Причины кризкеа-

ж. ш. сисмондх: Кркзис объясняется на ссюк особенностей распределения дохода. Он возникает при недостаточном потреблении. которое сказано с бедностью масс Относительно производственной се ос об воет* современной промышленное ти, действующий рынок промышленной продукции слишком >'50 кс

К Марксе Бесплановость и шаржа а токарном производстве Основное противоречие капитализма. состоящее I противоречии общественного характера производства к частной формы сркскоекна общественного продукта. также вызывает кризис За частным капиталистическим присвоением неизбежно следует пролетарское положение общества. которое К. Маркс неоднократно называл основной причиной подлинных кризисов =

Дж. Кете:: Сокращении совокупного спроса, которое обуславливают низкий уровень доходов н увеличение безработицы. Кекнс ввел понятие психологических момектоа а теорнх кризисов Шоковые изменения а экономической системе оояждиогся по причине неожиданных изменений а структуре спроса, что вызвано стадным чувством инвесторов . Возникновение кризиса происходит из-за сомнении а ожидаемой доходности

X««. Л'Мкмсо Являются сторонниками теории чрезмерного потребления и полагают, что причина кризиса заключаете* ■ отсутствии правильных пропорции отраслей, в стихийных действиях предпринимателей, которые возникают из-за неэффективного управления* о

М. Агльетта, Р Буш«. А.- Бертраи*- о Кризис - результат внешнего воздействие Кризис - это ситуапкв. при которой экономическое развитие останавливается по причине нехватки ресурсов. что вызвано экономическими или природными катастрофами. 5 Циклический кризис - по фаза устранена неравновесий и капрхжений. которые накопились в экономике и социальных процессах за время подъема; ^ Структурный кризис -- это любой случаи, при котором экономически или же общественная динамика противоречит способам развития который является постоянным импульсом: 1 Кризис системы реп-ляшш. при котором мехахктмы, относящиеся к ащестхмощей системе регуляции. не в состоянии измгнать неблагоприятные процессы конъюнктурного характера, при этом режим накопления вполне жизнеспособен; 5 Кризис способов производства Яла данного кризиса характерно обострение противоречий, которые развиваются в наиболее важных институциональных формах, определяющих режимы накопления =

М. И. Тугая-Бараяовск ки: Основываясь на анализе промысленных кризисов Англии, он выдают.*: собственную концепцию крихисов. которая базировалась ка теории кругооборота капитала и отсутствии возможностей у капитализма к обеспечению пропорциональности воспроитводства Это становилось причиной периодического переполнения каналов обращения товаров, резких колебаний и безработицы -

Н. Д. Кондрать да Теоретически обосновал концепцию наличия больших экономических циклов (пол^-вековых), за время которых сменялся запас основного капитала, т.е. производительные силы переходили на новый уровень развхтхя Также Кондратьев описал механизм функционировали таких циклов, разбив их на две фаты повышательную и понижательную. Мировой экономический опыт покатал, что - длинные волны- Кондратьева позволяют достоверно спрогнозировать развитие общественного воспроизводства. В связи с этим его теориа признана во всем мире.э

Экономические теории, представленные в таблице 2, указывают на ряд макроэкономических причин возникновения кризисов, акцентируя внимание на экономических и психологических. Зная причины,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определяющие ту или иную ситуацию, подбирают инструменты управления и нивелирования негативных последствий.

В отличие от предыдущих кризисов, этиология которых в определенной степени

изучена, мировой экономический кризис 2020 года является особенным, т.к. условия карантина привели к необходимости ведения дел дистанционно, освоения цифровых платформ для общения с банками, контрагентами, организации бизнес-команд, он-лайн-пространства. Поэтому задачей антикризисного финансового менеджмента в этих условиях выступает не только использование традиционных инструментов (снижение затрат, стимулирование продаж, поиск оптимальных вариантов вложений, приносящих стабильный доход, оптимизация денежных потоков, работа с дебиторской и кредиторской задолженностями), но и умение использовать цифровые инструменты урегулирования кризиса [7-9].

В отличие от мировых кризисов, которые имели место в истории (табл. 1) и теоретически обоснованных причин их возникновения (табл. 2), причиной появления мирового кризиса 2020 года является пандемия, а главная особенность и вынужденная мера для поддержания ряда сфер взаимодействия - это тотальная цифровизация всех сфер жизни и бизнеса. Адаптируя известные финансовые инструменты, целесообразно учесть новые условия функционирования и разработать антикризисный инструментарий, адекватный происходящим изменениям [10-13].

Результаты

Начать цифровизацию финансового менеджмента компании следует с построения модели финансового планирования, которая включает в себя бизнес-процессы, итоговые и промежуточные показатели. Важно понимать, что при оцифровке бизнеса все процессы в нем должны иметь количественное измерение [14, 15]. Например, запасы на складе легко раскладываются через значения оборачиваемости или процент неликвида, итоговая прибыль с одного клиента достаточно просто считается как показатель LTV1, таким образом язык бизнеса превращается в язык цифр. Финансовое моделирование позволяет в любой момент отследить и понять, что происходит

1 Lifetime Value (LTV) - показатель, используемый в интернет-маркетинге. Характеризует прибыльность каждого клиента за все время взаимодействия с

в организации, какие управленческие решения в наибольшей степени оказывают влияние на финансовые результаты [16, 17]. Поэтому главными документами, которые являются итоговыми в цифровой финансовой модели компании становятся: отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств. Не может быть единой финансовой модели для всех компаний, но можно дать рекомендации о том, какие показатели следует учесть при построении финансовой модели [18]:

1. Показатели, формирующие себестоимость продуктов.

2. Показатели дебиторской и кредиторской задолженности.

3. Маркетинговые показатели, включая затраты на рекламу.

4. Рентабельность в разрезе продуктовой линейки, т.е. по каждому продукту.

Работа только с такими показателями, как выручка, себестоимость и прибыль, в условиях цифровой экономики не даст надежный аналитический результат, отталкиваясь от которого можно принимать решения о стратегическом развитии компании. Поэтому следует подключать показатели управленческой эффективности KPI.

KPI (Key Performance Indicators, KPI) - это система показателей, позволяющая оценить результат выполняемых действий. Например, для юриста - процент выигранных дел, сумма взысканных денег и т.д.; для маркетолога - количество привлеченных покупателей, повторных заказов, число положительных отзывов на сайте компании, для офис-менеджера - качество обработки корреспонденции, скорость выполнения поручений.

KPI для финансовых менеджеров, как правило, включает выполнение финансовых обязательств в срок, достижение плановых показателей, в том числе чистой прибыли, оптимизация налогообложения, привлечение инвестиций, рост стоимости компании. Основными требованиями для построения KPI являются: определенность, понятность, измеримость, реалистичность. Показатели

компанией и позволяет заранее рассчитать прибыльность бизнеса с учетом повторных обращений клиента.

KPI влияют на заработную плату, поэтому их следует воспринимать как индикаторы эффективности финансового менеджера и формировать ежемесячно [19].

Алгоритм формирования системы KPI включает такие этапы, как:

1. Определение показателей, зафиксированных в системе.

2. Определение веса каждого показателя в порядке значимости. Ключевыми являются те, которые оказывают наибольшее влияние на конечный результат максимально.

3. Формирование таблицы, в которой отражаются все показатели и выделяется ключевой (рис. 1).

Рисунок 1 - Макет системы KPI Источник: составлен автором

4. Проводится сравнение плановых показателей с достигнутыми и рассчитывается индекс KPI:

вес KPI * факт

Индекс КР1 —

цель

5. Суммируются индексы по каждому показателю и рассчитывается коэффициент результативности (Кр), исходя из значения которого определяется премия работнику за прошедший месяц.

Возможны 3 варианта:

Кр = 1 - работник выполнил план и получает дополнительно премию в полном размере.

Кр > 1 - работник перевыполнил план, и к его зарплате добавляется полная премия и бонус, размер которого зависит от процента перевыполнения плана.

Кр < 1 - работник не выполнил план, премия в таком случае начисляется в уменьшенном размере или не начисляется вовсе.

Показатели KPI встраиваются в цифровую модель финансового менеджмента компании.

Традиционно рекомендации по построению финансовой модели включают поиск факторов, определяющих уровень чистой прибыли компании, но в условиях кризиса важно не допустить основную ошибку - сокращать постоянные расходы, предполагая, что это основной рычаг увеличения прибыли. Изменяя постоянные расходы, финансовый

менеджер не создает резервы, не формирует финансовую подушку безопасности, а лишь временно откладывает решение финансовых проблем. Трансформация реального бизнеса в онлайн-компании и совершение сделок по интернету прочно входят в нашу жизнь, поэтому важно сосредоточиться на доходах и регулировать процесс организации всей цепочки продаж, просматривая цифровую историю -от начала покупки (включая трафик на сайте, конверсию звонков, количество онлайн-посе-тителей и т.д.) и до оплаты клиентом (использование цифрового сервиса покупки, кредитной/дебетовой карты и т.п.). Ранжирование показателей и формирование ключевых из них способствует их проработке и в конечном итоге - увеличению доходов.

Каждый этап проработки ключевых факторов основывается на цифровом следе, поэтому сформулируем рекомендации по работе с цифровыми значениями:

1. Анализ трафика на сайте - это стоимость одного клика в контекстной рекламе, а звонки менеджера - это процент конверсии в назначенную встречу. Например, конверсия сайта 3% и небольшой рост могут дать наибольший финансовый результат. Либо нужно поработать с отделом продаж для увеличения среднего чека.

2. Расчет средних финансовых показателей по сделкам с учетом себестоимости продукции.

3. Определение точек роста для компании.

4. Оцифровка бизнеса предполагает планирование через фильтр «планирование сквозь воронку продаж», когда проводится анализ отклонений, план-фактный анализ и трендовый анализ темпов роста продаж. Например, продано меньше товара, чем по плану, но цена оказалась более высокой. Это означает, что отдел маркетинга справился с поставленными задачами, а отдел продаж не смог закрыть требуемое количество онлайн-звонков (продаж). Из этого следует, что необходимо проработать скрипты продаж, которые скорее всего покажут упущенную

выгоду. Такой анализ позволит сформировать понимание проблем компании и сосредоточиться на их решении.

Таким образом, объективное наличие кризисных условий и необходимости циф-ровизации экономики выдвигают требования в смещении акцентов с анализа и снижения расходной части в сторону проработки доходных статей, выявлению факторов, их определяющих, и воздействию на них.

С учетом обозначенных вводных данных представим макет модели антикризисного финансового планирования, который предлагается использовать в компаниях, позиционирующих себя в цифровой среде (рис. 2).

Рисунок 2 - Макет модели финансового планирования с учетом цифровизации компании

Источник: составлен автором

В современных условиях ключевой частью модели антикризисного финансового планирования является план продаж. Формируя план продаж, важно понимать, какие продукты являются драйверами продаж, какие внешние факторы на это повлияли, как рост выручки зависит от этих драйверов. После того как определена воронка продаж по привлечению новых клиентов, т.е. мероприятия, определяющие их приток, необходимо рассчитать количество клиентов за планируемый период по формуле: К = ПКпп + ПКтп - УК, где К - клиенты;

ПКпп - платящие клиенты за предыдущий период;

ПКтп - платящие клиенты за текущий период;

УК - клиенты, которые удалились или перестали платить.

В случае продуктового деления или деления по подпискам (онлайн-продажи) необходимо это учесть при проведении расчетов.

Определив таким образом количество клиентов, умножаем их на средний чек и получаем плановую выручку.

Традиционно внушительную долю в расходной части финансового плана занимают расходы на персонал, а в условиях цифровизации компании появляется необходимость в таких профессиях, как [20]:

1) продажи и маркетинг (контент-маркетолог, специалисты по онлайн-марке-тингу^ЕО, пиар, менеджеры по продажам, коммерческий директор);

2) постпродажная и техническая поддержка клиентов (менеджеры);

3) разработка (разработчики, продакт-менеджер);

4) админ/менеджмент (бухгалтер, юрист, секретарь, генеральный директор, операционный директор и т.д.).

В связи с этим важно просчитать эффект от каждой привлекаемой трудовой единицы. В частности, определить, сколько клиентов может вести аккаунт-менеджер, сколько торговых представителей есть в компании, нужен ли управленец по продажам, коммерческий директор и т.д. Из практики функционирования интернет-

компаний можно отметить, что каждый сотый клиент требует привлечения нового ак-каунт-менеджера [21].

Таким образом, разбиение расходной части на затраты, составляющие себестоимость, маркетинговые, административные и производственные позволит ими оперативно управлять и посредством использования ряда метрик (рис. 2) оценивать необходимость совершения.

Результаты расчетов по финансовой модели отражаются в плановом отчете о финансовых результатах и отчете о движении денежных средств.

Заключение

Трансформация антикризисного финансового инструментария должна происходить в соответствии с новыми макроэкономическими вызовами и ориентироваться на проблемы, возникающие в компаниях как первичном звене финансовой системы, от эффективной работы которых зависит наполняемость бюджета страны и возможности стратегического макроэкономического развития. Поэтому предложенный в рамках данного исследования такой инструмент, как моделирование финансовых решений, позволяет оперативно реагировать на изменения внешней среды, на предпочтения покупателей, на меняющиеся финансовые условия функционирования компаний. Использование модели способствует снижению рисков при принятии решений, поскольку дает возможность просчитать различные варианты развития событий, учесть особенности работы в условиях кризиса, в цифровой среде, оптимизировать и синхронизировать расходную и доходную части, понимая, что успех во многом зависит от умения управлять доходами, от поиска и применения рычагов их роста, и в связи с этим использование моделирования является оправданным и действенным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алымкулова А.С. Особенности развития мировой экономики в условиях финансового кризиса // Экономика и бизнес. 2018. №9. С. 38-43.

2. Юдина И.Н. Происхождение финансовых кризисов и их объяснение: ретроспектива зарубежного опыта // Вестник НГУ. Серия: социально-экономические науки. 2009. Том 9, выпуск 3. С. 14-22.

3. Мочалова Л.А. Особенности мирового финансового кризиса // Финансы и кредит. 2009. №14. С. 8-12.

4. Claessens S., Kose M.A. Financial Crises: Explanations, Types, and Implications. IMF Working Paper. WP/13/28 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2013 /wp1328.pdf (дата обращения: 01.04.2020).

5. Kindleberger C., Aliber R. Manias, Panics, and Crashes: A History of Financial Crises, New York: Basic Books, 1978. 355 p.

6. Бекмурзаев И.Д., Курбанов А.Х. Антикризисный финансовый менеджмент как основа управления финансами отечественных предприятий // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. №12. С. 347-353.

7. Герасимов Г.П. Механизм финансовой стабилизации в современной Европе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. №10. С. 42-49.

8. Федотова М.А. Финансовая стабилизация и обеспечение устойчивого роста сельскохозяйственных организаций // Финансы и кредит. 2016. №14. С. 69-75.

9. Кожевина О.В., Муратов А.В. Механизмы оздоровления и обеспечения финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики: инструменты банкротства // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №1. С. 57-60.

10. Куницына Н.Н., Глухова Д.В. Практика применения механизма антикризисного финансового управления в организациях безалкогольной промышленности // Региональная экономики: теория и практика. 2013. №9. С. 29-31.

11. Дягель О.Ю. Аналитическое обеспечение управления финансовыми ресурсами коммерческих организаций : монография. - Электрон. текстовые данные. -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. - 216 с.

12. Парамонов П.Ф., Родин Д.Я., Глухих Л.В. Системный подход к оценке финансового равновесия коммерческих организаций // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2020. № 1. С. 4-20.

13. Сабитова Н.М. Финансовые риски и финансовая деятельность публич-ноправовых образований // Финансы и кредит. 2018. №10. С. 565-578.

14. Баранова И.В., Власенко М.А. Управление финансовой устойчивостью как детерминанта стабильности функционирования организации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. -№ 8. С. 113-122.

15. Радина В.А. Создание новых методологических подходов по финансовому управлению // Учет. Анализ. Аудит. 2015. №3. С. 115-123.

16. Горелова Г.В., Бадван Н.Л. Межотраслевое движение финансового капитала: когнитивное моделирование // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». 2018. №2. С. 132-142.

17. Тяглов С.Г., Кузьминов А.Н., Широков И.О., Хазуев А.И. Методология стимулирования межотраслевого перелива капитала как основа промышленной и налоговой политики государства в условиях кризиса // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2016. № 2 (54). С. 134-143.

18. Черненко В.А. Концептуальные подходы при исследовании корпоративных финансов // KANT. 2016. № 4 (21). С. 201-210.

19. Казакова Н.А., Хлевная Е.А. Моделирование финансовых потоков в холдингах // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова.

2016. №3. С. 45-56.

20. Когденко В.Г. Методика финансового моделирования на основе публикуемой консолидированной отчетности // Экономический анализ: теория и практика.

2017. Т. 16. Вып. 7. С. 1269-1285.

21. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий. Стейкхолдерский подход : монография. -М.: ИНФРА-М, 2013. - 319 с.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Alymkulova A. \S. Features of development of world economy in the conditions of financial crisis // Economy and business. 2018. No. 9. P. 38-43.

2. Yudina I.N. Origin of financial crises and their explanation: retrospective of foreign experience // Messenger of NSU. Series: social and economic sciences. 2009. Vol. 9, release 3. P. 14-22.

3. Mochalova L.A. Features of the global financial crisis // Finance and credit. 2009. No. 14. P. 8-12.

4. Claessens S., Kose M.A. Financial Crises: Explanations, Types, and Implications. IMF Working Paper. WP/13/28 [Electronic resource]. Access mode: https://www.imf.org/external/ pubs/ft/wp/ 2013/wp1328.pdf. (date of the address: 01.04.2020)

5. Kindleberger C., Aliber R. Manias, Panics, and Crashes: A History of Financial Crises, New York: Basic Books, 1978. 355 p.

6. Bekmurzayev I.D., Kurbanov A.H. Anti-recessionary financial management as basis of management of finance of the domestic enterprises // Regional problems of transformation of economy. 2018. No. 12. P. 347-353.

7. Gerasimov G.P. The mechanism of financial stabilization in modern Europe // Financial analytics: problems and decisions.

2016. No. 10. P. 42-49.

8. Fedotova M.A. Financial stabilization and ensuring steady growth of the agricultural organizations // Finance and credit. 2016. № 14. P. 69-75.

9. Kozhevina O.V., Muratov A.V. Mechanisms of improvement and ensuring financial stability of the enterprises of the real sector of economy: bankruptcy tools // Business education in economy of knowledge.

2017. No. 1. P. 57-60.

10. Kunitsyna N.N., Glukhova D.V. Practice of use of the mechanism of crisis financial management in the organizations of the nonalcoholic industry // Regional economies: theory and practice. 2013. No. 9. Page 29-31.

11. Dyagel O.Yu. Analytical ensuring management of financial resources of the commercial organizations : monograph. - Electron.

text data. - Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2017. - 216 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Paramonov P.F., Rodin D.Ya., Glu-khih L.V. System approach to assessment of financial balance of the commercial organizations // Financial analytics: problems and decisions. 2020. No. 1. P. 4-20.

13. Sabitova N.M. Financial risks and financial activity of public educations // Finance and credit. 2018. No. 10. P. 565-578.

14. Baranova I.V., Vlasenko M.A. Management of financial stability as determinant of stability of functioning of the organization // STAGE: economic theory, analysis, practice. -2018. - № 8. - P. 113-122.

15. Radin V. A. Creation of new methodological approaches on financial management // Account. Analysis. Audit. 2015. № 3. P. 115-123.

16. Gorelovo, Badvan N.L. Interindustry movement of the financial capital: cognitive modeling // Messenger of the Adygei state university. Economy series. 2018. № 2. P. 132-142.

17. Tyaglov S.G., Kuzminov A.N., Shi-rokov I.O., Hazuyev A.I. Methodology of stimulation of an interindustry modulation of the capital as a basis of industrial and tax policy of the state in the conditions of crisis // The Bulletin of the Rostov state economic university (RINH). 2016. No. 2 (54). P. 134-143.

18. Chernenko V.A. Conceptual approaches at a research of corporate finance // KANT. 2016. No. 4 (21). P. 201-210.

19. Kazakova N.A., Hlevnaya E.A. Modeling of financial flows in holdings//the REU Bulletin of G.V. Plekhanov. 2016. No. 3. P. 45-56.

20. Kogdenko V.G. A technique of financial modeling on the basis of the published consolidated reporting//the Economic analysis: theory and practice. 2017. T. 16. Issue 7. P. 1269-1285.

21. Ivashkovskaya I.V. Financial measurements of corporate strategy. Steykholdersky approach: monograph. M.: INFRA-M, 2013. 319 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.