ББК 60.561.3
Е.В. Романова
Формирование моделей политического поведения молодежи (по материалам социологического исследования в Алтайском крае)*
E.V. Romanova
Formation of Political Behavior Models of the Young (on Materials of Sociological Research in the Altai Territory)
Под воздействием сложного взаимодействия агентов и факторов политической социализации у молодежи складываются модели установок на плюралистические формы политического поведения с преобладанием аффективных политических ориентаций, индифферентным типом реакции на политические явления. В большинстве случаев политическое поведение молодежи осуществляется в познавательной форме, а потому демонстрирует отсутствие осмысленных регуляторов политического выбора.
Ключевые слова: политическая социализация, ценно ст-ные ориентации, политические установки, уровень политической активности, модели политического поведения.
Under the influence of difficult interaction of agents and factors of political socialization the youth has acquired models of pluralistic forms of political behavior with prevalence of affective political orientations and indifference as a reaction to the political process. In most cases the political behavior of youth is carried out in the cognitive form that is why there are no conscious regulators of a political choice.
Key words: political socialization, valuable orientations, political installations, level a policy activity, models of political behavior.
Хотя молодое поколение и является объектом воздействия со стороны общества, в то же время оно выступает и в роли целеполагающих акторов, способных к познанию и действию, основанному на приобретенных знаниях о политической сфере. Через призму своей картины мира молодежь воспринимает политическую реальность, через систему ценностных ориентаций формирует отношение к политическим явлениями и определенные формы политического поведения соответственно. В этой связи, рассматривая проблему политической социализации юношеского возраста, важно принимать во внимание особенности формирования политического сознания молодежи, имеющие решающее влияние на направленность ее политического поведения. Политическое сознание посредством своей мобилизующей функции побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни.
Особенность политического поведения подрастающего поколения может проявляться прежде всего в познавательной форме, участием в школьных клубах самоуправления, молодежных обще-
ственно-политических организациях. Школьники как наблюдатели могут принимать участие в других формах политической деятельности, например, акциях гражданского протеста, митингах, забастовках. Однако проанализировать электоральное поведение подростков невозможно, так как данная социальная группа до совершеннолетнего возраста не обладает полнотой гражданских прав. Политическое поведение как результат политической социализации молодежи еще ясно не выражается, поэтому нам важно рассмотреть мотивации, потребности молодых людей в отношении политической сферы, ее политические ориентации как составляющие часть формирования определенных форм политического участия. Сначала у личности должен возникнуть интерес к политической информации, реализуемый в поиске этой информации и ее потреблении. Затем идет привыкание к политическим оценкам происходящего в мире. Появляется необходимость в политических знаниях, реализуемых в образовании и самообразовании. Молодой человек стремится проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов, воспринимая это как
* Работа выполнена в рамках Федерального государственного задания Минобрнауки (проект №6.3042.2011 «Комплексное изучение развития политического и религиозного ландшафта в Южной Сибири в контексте государственной политики России»).
собственные поиски политического смысла, своего места в реальном политическом многообразии мира. У учащихся постепенно возникает умение защищать свои взгляды на мир политики.
Интерес к политической сфере является одной из важнейших форм проявления политического поведения старшеклассников. Он может быть рассмотрен в двух аспектах: политико-психологическом и социально-политическом. В первом случае интерес определяется как внутреннее социально обусловленное эмоциональное влечение личности к какому-либо объекту, например политическому событию. Заинтересованный ребенок проявляет внимание, любопытство, чувствует себя воодушевленным и оживленным, возникает активность по отношению к вопросам политического характера, что мы и могли наблюдать у школьников в ходе проведения анкетирования, так как они отнеслись с большим интересом к нашему опросу, посвященному политической проблематике. Во втором случае особое значение имеет интерес социально-политический - объективная причина, лежащая в основе социально-политической деятельности индивида. Политический интерес состоит из установок и ценностей относительно политических отношений. Он имеет различные степени развития.
В ходе социологического опроса, проведенного автором в Алтайском крае осенью 2011 г. (размер выборки составил более 600 респондентов с доверительным интервалом в 95%, р = 0,5), выяснилось, что более половины старшеклассников 10-11 классов (52%) проявляют интерес к политике. Хотя часть ответили, что не интересуются политической жизнью страны, однако старшеклассники убеждены в необходимости получения знаний о политике. Часть аргументировала свою позицию тем, что «за молодежью - будущее страны, знания в области политики помогут поднять Россию, улучшить положение в стране», «чтобы знать свои права и обязанности, ориентироваться в жизни», «в наше время нужно все знать», «это моя страна, я в ней живу, это мое будущее». Около 47%, как показал опрос, нигилистически относятся к политике и отрицают надобность знаний о ней: «политика - это бесполезное дело, пусть сами взрослые в ней разбираются». Хотя в последующих опросах так категорично заявляли лишь 36,7%. Респонденты (36,5%) твердо убеждены, что политика - это неинтересно, поэтому пусть ею занимаются взрослые, «все запутано в политике», и даже встречались категорические заявления такого плана: «Я хочу счастливого детства». Данная категория респондентов настроена однозначно негативно к политическим явлениям жизни, строя свое отношение к политической сфере на эмоциональной стороне политического сознания. У рассматриваемой группы молодежи наблюдается в большинстве случаев неосознанный, стихийный тип проявления политического интереса.
Общепринятым является положение о том, что, потребности, мотивы человека выступают источником его активности, регулятором поведения. Данное положение основательно развито в гуманистической школе психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.
У молодых людей одной из актуализированных является потребность в справедливости, которая выражается в соотношении прав и обязанностей в сознании индивида, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной, политической средой [1, с. 73].
В соответствии со своими преобладающими потребностями относительно социально-политической сферы, сообразно своему пониманию того, что является справедливым, а что - несправедливым, молодой человек оценивает действия других людей, окружающую его социально-политическую среду, происходящие в мире политики события.
Среди многочисленных человеческих потребностей, которые находят свое удовлетворение в политической деятельности, представители гуманистической школы выделяют такую, как потребность ощущать личный контроль над происходящими событиями. Объектом такого контроля становятся политические события, политические институты и само поведение личности. Но так как этот контроль невозможно осуществить полностью любому актору политики, тем более еще не ставшему гражданином, молодежь, как показали исследования в Алтайском крае, «страдает» от чувства собственной незначительности, утверждая, что от нее ничего не будет зависеть. Большинство представителей молодежи не умеют отбирать и анализировать информацию о происходящих политических событиях, у них складывается стереотип, что они не смогут повлиять на политическую ситуацию. Отсюда проявление абсентеизма у значительной доли молодежи, как показал данный социологический опрос.
К числу сугубо социально-политических потребностей человека относятся идеологические потребности. Это потребности молодых людей в идеи, в объяснении политической ситуации, в понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, потребность в системном видении мира.
Реализация этих потребностей у молодежи осуществляется через усвоение политических знаний, под влиянием которых у них формируется политическая картина мира и соответствующие политические ориентации, которые будут служить мотивационной основой политической деятельности будущих граждан.
Представления несовершеннолетних о политике, правах человека не являются автоматическими регуляторами их поведения. Поведение любого человека, в том числе юного, побуждается различными потребностями и мотивами, находящимися в определенных отношениях друг к другу. Взаимодействие различных
видов мотивов и роли в поведении индивида определяется строением мотивационной сферы, важнейшим фактором детерминации человеческой активности. Основные причины политического поведения подростков лежат в мотивационной сфере, в их интересах, потребностях. Они играют важную роль в системе направленности личности, включающую в себя побуждения, которые и определяют активность личности и избирательность ее отношения к политической действительности. Мотивационная сфера личности старшеклассника представляет сложную многоуровневую структуру с центральной сознательно-волевой системой управления, поведением, иерархическим соподчинением побуждений. Примечательное ее свойство - иерархизированность. Компоненты мотивационной сферы располагаются в определенной последовательности - от наименее развитых к наиболее полным, зрелым формам, то, какие именно компоненты являются ведущими, предопределяет общий характер направленности личности, ее социальное ядро [2, с. 96].
Личность в своих отношениях к власти может руководствоваться не только рациональным пониманием своих возможностей в деле оказания на нее какого-либо влияния, но и стимулировать свои действия убежденностью в справедливости тех или иных политических идеалов. В другом случае личность может поступать под доминирующим воздействием чувств, игнорирующих принятые правила, сложившиеся традиции. В связи с этим при любом варианте мотивации политического поведения результаты последнего не могут быть предопределены заранее.
Необходимо помнить, что политическая социализация - это не пассивное усвоения и воспроизводство социального опыта, а процесс активного вхождения молодого поколения в политическую культуру, формирования ценностно ориентированной гражданской позиции и установок. Этот аспект наглядно прослеживается в ответах старшеклассников Алтайского края на вопрос: «Нужны ли знания в области политики современной молодежи?» Для 19% респондентов знания о политической сфере общества в большей степени являются сами по себе социально-ценностными фильтрами. Их ответы звучали таким образом: знания о политике обеспечивают нравственность в обществе, эрудированность гражданина; современной молодежи жить в XXI в., именно ей строить политическую структуру нового тысячелетия, и от ее знания зависит жизнь обществ. Школьники в большинстве своем (75,5 %) уверены, что знания в области политики так же необходимы, как и знания о других сферах общества. При этом диспропорции данных по половому признаку почти не наблюдаются: так, девушкам эти знания нужны в познавательных целях, а большую часть юношей интересует практический аспект политики.
Доминирующая мотивация необходимости получения знаний в области политики у 21% школьников связана с патриотической установкой, которая выражалась в ответах такого характера: «Знания о политике нужны, чтобы иметь возможность поднять Россию, сделать свою страну богатой, сильной, благополучной». Установку на участие в общественно-политической жизни демонстрируют 11% респондентов, отвечая, что знания о политике помогут «лучше ориентироваться на выборах и не делать ошибок». 9% отвечающих хотели бы быть больше информированными о деятельности субъектов политики, «знать лидеров, которые нами управляют», иметь представление о том, чем занимаются наши чиновники. И 4% респондентов в перспективе уже осмысливают себя в роли политических деятелей: «а вдруг я в политику пойду».
Познавательная мотивация и мотивация общения учащихся старших классов в школе опосредованы складывающимися у них планами на будущее с учетом выбора определенной политической позиции. Учащиеся этого возраста включены в широкий круг внешкольных интересов. В этом смысле потребности молодых людей могут быть потенциальными и актуализированными. Чем большее количество жизненных потенциальных потребностей осознает молодежь и чем активнее осуществляет опережающие действия по созданию условий для их успешного удовлетворения, тем более она социализирована. А это возможно лишь при условии и на основе понимания смысла окружающего мира.
Особенно важный аспект формирования моделей политического поведения в процессе политической социализации личности касается вопроса политических ценностных ориентаций старшеклассников в политическом времени и пространстве, которые влияют на становление их политического сознания. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социально-политической действительности. Система политических ценностных ориентаций определяет перспективу, форму политического поведения, выступает основным каналом превращения в процессе политической социализации политических ценностей в стимулы и мотивы практического поведения. «Для подростков старшего школьного возраста действия ценностных ориентаций состоит в том, что они определяют направленность воли, внимания, интеллекта» [3, с. 44].
Можно констатировать, что в данной постановке проблемы важным методом исследования выступает структурно-функциональный подход. В нем при новом взгляде на политическую социализацию приобретает значение не только что и как усваивается индивидом, но и каким образом интериорно значимые идеи реализуются в его поведении. В конечном счете, политическая социализация представляет собой двуединый
процесс: с одной стороны, она фиксирует переход требований политической системы во внутреннюю структуру личности в форме определенных норм, ценностей, ожиданий, а с другой - демонстрирует, как избирательно личность осваивает эти традиции, воззрения, политическую культуру, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения.
С точки зрения одного из авторов данного подхода - Т. Парсонса, общество, социальные группы, личность следует рассматривать как структуру и функции, т.е. систему. Эта система имеет две основные ориентации. Первая показывает, ориентируется ли личность (в данном случае молодые люди старшего юношеского возраста) на события окружающей среды или внутренние проблемы. Здесь мы можем говорить о доминировании тех или иных ценностных ориентаций в сфере политики и соответствующих форм политического поведения: конформистского, патриархального, подданнического, активистского и др. Вторая ориентация по Парсонсу - «ориентируется ли личность на сиюминутные потребности или на долговременные интересы, то есть присутствует ориентация на поддержание существующей политической системы, ее преобразование по пути модернизации, или уход к старым структурам, поддержка тех или иных культурных образцов» [4, с. 117]. Поэтому мы можем описать эту ось ориентаций в исследовании через категории «политическая позиция», «политические ориентации», «установка», «предпочтения» подростка в отношении политической сферы.
Если же рассматривать структурный характер системы ценностных ориентаций личности, то можно выделить ряд элементов. Ценностные ориентации человека в политике включают в себя: познавательную ориентацию, т.е. истинные или ложные знания о политических объектах; суждения и мнения человека о политических объектах, требующих применения к ним оценочных критериев; аффективную ориентацию, эмоционально связывающую человека с политическими явлениями. Эмоциональное подкрепление является необходимым условием внутреннего принятия осознанных благодаря оценке социально-политических норм и общепринятых принципов [5, с. 76].
Система ценностных ориентаций личности школьника занимает промежуточное положение между нормами социально-политической среды и системой ценностно-смысловых образований, между мотиваци-онно-потребностной сферой и внутренними установками на модели политического поведения.
Политические ценностные ориентации обретают в процессе политической социализации двойное функциональное значение. Они являются основой формирования и сохранения в сознании личности установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. В связи с этим они становятся частью политического
сознания и мотивационной основой политического поведения. Кроме того, они выступают в преобразованном виде в качестве мотивов политической деятельности и поведения, поскольку политические ориентации старшеклассников неизбежно соотносятся с ценностями, мировоззрением, вошедшими в их личную структуру. Согласно этому, политические ценностные ориентации личности школьника выполняют функцию регуляции политического поведения и определения его цели [5, с. 33].
Многомерный анализ данных социологического опроса молодежи Алтайского края позволяет проследить определенную закономерность в политических ориентациях старшеклассников на модели политического поведения. Более половины респондентов, имеющие установки на демократический режим, соглашаются с утверждением, что на действия властей можно повлиять путем выборов. С этим согласны, как показал опрос, 54,68% респондентов. Около 40% учащихся мужского пола однозначно считают, что через выборную систему возможно оказать воздействие на органы власти. Девушки осторожнее в оценках. Так, 34,4% из них ответили: «скорее да, чем нет». При этом абсолютное большинство респондентов обладают сформированной установкой на участие в выборах. Эти данные коррелируются с представлениями школьников о допустимых формах политического действия, плюрализме форм участия.
Однако, по мнению специалистов, еще преждевременно ставить вопрос о том, насколько характерен явный сдвиг ориентаций в сторону либерально-демократических ценностей (см. напр.: [6, с. 25]). Получит ли он надежное институциональное закрепление, которое обеспечит воспроизводство этих ценностей на разных уровнях, в различных подсистемах общества, принципиально зависит от того, в какой мере на эти ценности будет ориентирована реальная политика реформ.
Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью политическими ценностями и нормами социума, выражаясь через особый тип переживаний по поводу отношений «я и общество», «я как гражданин». Отсюда особое понимание учащимися патриотизма и его определение. Патриотизм является не только ценностно-политической ориентацией, но и своеобразной формой политического поведения. Патриотизм означает стойкую установку молодого человека на свою политическую систему, участие в политическом процессе, деятельность в рамках своей истории. Как показало анкетирование, большинство опрошенных чувство патриотизма выражают гордостью за победу советского народа в Великой Отечественной войне (58,8%). Распределение данных в зависимости от пола
показывает, что девушки в равной мере гордятся еще и достижениями россиян в области науки и культуры, историей страны, принадлежностью к своей нации (55,5%), а юноши - Россией как Великой державой (35,5% опрошенных). Заслуживает внимания тот факт, что, по данным опроса, для юношества (34%) термин «патриотизм» имел негативную окраску.
Эти данные подтверждают тезис о том, что, создавая индустриальное общество, осуществляя общемировую тенденцию развития, Россия одновременно усиливала свою ориентацию на традиционные культурные ценности. «Сложившаяся ситуация обусловила возврат общественного сознания к исходным началам русской культуры. Началась реанимация культурных архетипов, которые никуда не исчезают, а в свернутом состоянии ждут своего часа, и затем, как спираль, стремительно разворачиваются» [7, с. 67].
Можно предположить, что решающее влияние на формирование чувства патриотизма у школьников оказывают семья и школа. Учебная программа используется как средство утверждения патриотических ценностей, особенно в результате соответствующей подачи эпизодов истории, прославляющих прошлое страны, оправдывающих существующий строй, насаждающих мысль о величии нации. Ознакомление учащихся с общепринятыми политическими ценностями и принципами гражданственности - основной процесс связи между образованием и политической социализацией [8, с. 97]. Но на его восприятие влияют и среда, и социальное положение. В проведенном исследовании более 50% детей из семей рабочих высоко ставят свою принадлежность к российской нации, гордятся победой в Великой Отечественной войне. В то время как около 80% респондентов из семей служащих отмечают прежде всего достижения россиян в области культуры и науки. Закономерно, что дети военнослужащих гордятся победой нашей страны в Великой Отечественной войне и историей Российского государства. Никак не выражают свое чувство патриотизма дети предпринимателей, категорично заявляя: «Нам нечем сегодня гордиться».
Здесь уместно сделать еще одно замечание, имеющее непосредственное отношение к исследуемой нами проблеме политических ориентаций личности страшеклассника. Система политических ориентаций, и не только политических, у молодежи изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности. Одновременно личность старшеклассника как бы доорганизовывает себя, усваивая для себя взгляд общества на политическую систему, и становится «типичнее». Под воздействием сложных социально-исторических процессов складываются специфические формы исторического и социального поведения, социально-политические типы реакций, представления о правильных и не-
правильных, разрешенных и недозволенных, ценных и не имеющих ценности поступках. К формированию политического поведения молодежи подключаются сложные этнические, бытовые и другие нормы, на фоне которых складывается психология группового поведения. Архетип культуры, усвоенный человеком в процессе его социализации, управляет его поведением на уровне подсознания. Школьнику бывает очень трудно рационально объяснить, чем же определен его политический выбор, политические ориентации на ту или иную модель политического поведения [7, с. 68].
Значение системы политических ценностных ориентаций в регуляции направленности политического поведения будущих граждан в том, что они помогают индивиду заметить в потоке информации то, что наиболее важно для человека, когда для него это представляет интерес. Эта позиция противоречит ценностям личности, будет неизбежно игнорироваться либо невниманием, либо невосприятием, равнодушием к политической информации, а как следствие этого - формирование индифферентных моделей политического поведения.
Сравнительные исследования политического поведения дали определенные результаты в изучении изменений ценностей личности. Идея Р. Инглехарта о изменении ценностных ориентаций в течение жизни человека получила широкое распространение. Американский политолог исходит из того, что «личные ценностные ориентации и приоритеты индивида отражают те условия, в которых проходила его социализация. В этой связи, основные политические ценностные ориентации человека формируются в раннем возрасте, как реакция на социоэкономические условия, личные и социальные, того периода, и, сформировавшись, эти ценности обычно остаются непоколебимыми перед лицом всех последующих изменений в условиях жизни» (цит. по: [9, с. 335]).
В исследованиях политического поведения необходимо учитывать то, что молодежь формулирует свои установки по основным вопросам политики, которые стали личностным смыслом, а затем постепенно воплощает в своих действиях. Такая точка зрения игнорирует множество вариантов, когда какие-либо факторы политической социализации могут оказать влияние на политические установки и изменить политические ориентации в отношении форм политической деятельности.
В данном случае теорию политической социализации необходимо подкреплять концептуальными основаниями бихевиористской школы политологии. В контексте бихевиористского учения интересна модель влияния окружающей среды на политическое поведение старшеклассников. Здесь будет работать схема: стимул - мышление - реакция. Соответственно, в качестве стимулов политического поведения будут выступать факторы, агенты политической социализа-
ции. Посредством мышления молодой человек будет пытаться осознавать происходящее в политическом мире, затем наступает реакция, т. е. вырабатывается определенный тип политического поведения. У рассматриваемой нами социальной группы это поведение проявляется в форме познавательной деятельности, интереса к политическим событиям, наблюдением за политической информацией. На наш взгляд, в контексте данного исследования уместно обратиться к трудам таких ученых, как У Томас и Ф. Знанец-кий, которые рассматривали поведение личности в обществе с точки зрения «социальной ситуации», включающей в себя социально-политические нормы и ценности, социальную установку индивида и определение им ситуации. «Определение ситуации индивидом на основе соответствующих установок, ценностных ориентаций позволяет судить о его информированности, приспособляемости к социальнополитическому окружению. На этой основе выделяют два типа политического поведения: конформистский и богемный, который характеризуется нестойкими и несвязанными ценностными ориентациями» [10, с. 351]. Согласно данным положениям, мы можем констатировать, что для исследуемой социальной группы в Алтайском крае в большей мере характерны установки на конформистский, богемный и индифферентный типы политического участия.
Другой исследователь, Я. Гудечек, выделяет пять основных типов политического поведения личности [5, с. 107]. На основе этой модели можно определить следующие типы отношения молодежи к политической системе современного общества в зависимости от степени внутреннего принятия:
1) активное отношение, когда молодой человек активно и избирательно воспринимает декларируемые ценности. Активность личности обусловливается не только ее интересами, но и генезисом ее мышления;
2) конформное отношение, подразумевающее внешнее, приспособленческое выражение согласия с политической системой;
3) индифферентность - безразличие, отсутствие интереса к политической сфере;
4) несогласие-критика, осуждение и отрицательная оценка политической системы, стремление к ее изменению;
5) активное противодействие - внутреннее и внешнее отрицание, неприятие мира политики.
В исследовании выяснилось, что у старшеклассников Алтайского края доминирует второй и третий типы политического поведения. Кроме этого, необходимо обратить внимание на имеющуюся у них готовность к участию в общественной жизни. Данные нашего социологического исследования показывают, что потенциальная политическая активность старшеклассников выше среднего. Она выражается в желании участвовать, например, в делах школьного политического
клуба, если бы его организовали (64,7%), но личная инициатива его создания отсутствует. Показательно, что девушек в таком клубе приняло бы участие больше (66,9%), чем юношей (62,5%).
Что же касается собственной политической активности старшеклассников т.е. установок на личное участие в политических акциях, то в проводимом нами социологическом исследовании в Алтайском крае наблюдается интересная картина - отсутствие желания непосредственно осуществлять свою политическую деятельность методами массового протеста (силовые акции, митинги, забастовки). Однако обнаруживается тенденция ориентации молодежи на обращения в СМИ, суд, органы власти. Причем важно подчеркнуть, что подобные тенденции наиболее хорошо выражены среди девушек. Так, в суд обратилось бы 33,3% девушек, а юношей - 25%. В СМИ - 44,4% девушек и 25% юношей. В то же время в органы власти юноши готовы обращаться чаще, хотя и не всегда считают эту меру эффективной (37,5 и 25% соответственно).
Важно отметить, что социально-политическая активность старшеклассников реализуется и в сфере досуговых увлечений. Исследования подтверждают тезис о достаточно высокой общественной активности молодежи и желании участвовать в каком-либо молодежном объединении или организовать его (32% - желают, 19% - нет, 47% затруднились ответить). Среди предпочитаемых молодежных объединений чаще других упоминаются спортивные, музыкальные, «зеленые» [11, с. 110]. Только очень незначительная часть занимается общественной работой в рамках школьного самоуправления, и лишь 4% анкетируемых относят себя к членам и сторонникам молодежных организаций политических партий. Такой низкий процент политической активности молодежи в Алтайском крае объясняется малой информированностью старшеклассников о существовании молодежных отделений партий, которые, в свою очередь, мало уделяют внимания данному вопросу, особенно после окончания предвыборной кампании.
Опыт участия в детских, молодежных общественно-политических организациях, в социально-политической жизни может быть хорошей основой, позволяющей правильно понять весьма сложные вопросы политики. В этом опыте, как показывают исследования в Алтайском крае, имеется немало поверхностных, подчас неверных представлений об окружающей политической действительности. В них отражается неумение молодого человека отличить истинные ценности демократии от негативных явлений, с которыми он встречается в жизни. Все это влияет на восприятие политики; в одних случаях способствует их усвоению, в других - создает для него психологические помехи при формировании необходимых основ политического
поведения. Полученные социологические данные позволяют говорить о том, что молодое поколение в большинстве своем сориентировано на плюрализм форм политического участия, с предпочтением мирного решения проблем.
Таким образом, приведенное социологическое исследование в Алтайском крае подтверждает факт невысокой степени включенности старшеклассников в политическое время и пространство общества, что обусловлено степенью их интереса, уровнем знаний об институтах, акторах и процессах политики, а также низкой степенью доверия ко многим политическим институтам. Учащиеся, как показывают опросы, имеют «верхушечное» представление о политике, могут о ней судить, лишь опираясь на мнение авторитетного для него источника. В результате третья часть молодежи предрасположена к суггестивному политическому поведению или конформизму. Одна
пятая склоняется к абсентеистскому типу политического поведения, аргументируя свою позицию тем, что «я все равно ничего не могу изменить».
В целом можно сделать вывод, что под воздействием сложного взаимодействия агентов и факторов политической социализации у молодежи складываются модели установок на плюралистические формы политического поведения с преобладанием аффективных политических ориентаций, индифферентным типом реакции на политические явления. Они формируются под влиянием нравственных ценностей, идеалистических взглядов, представлений о правильных и неправильных, разрешенных и недозволенных, ценных и не имеющих ценности поступках. В большинстве случаев политическое поведение молодежи осуществляется в познавательной форме, а потому демонстрирует отсутствие осмысленных регуляторов политического выбора.
Библиографический список
1. Сластенин В. А., Каширин В.П. Психология и педагогика : учебное пособие. - М., 2001.
2. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социс. - 1999. - №6.
3. Немировский В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследований. - Красноярск, 2009.
4. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2000.
5. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово, 2000.
6. Зоркая Н. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. - №2. - М., 2001.
7. Ермоленко Т. Патерналистские традиции российской политической культуры // Власть. - 2001. - №1.
8. Притчина Е.В., Трунова Т.А. Государство как агент политической социализации в современной России // Вопросы политологии. - Вып. 2. - Барнаул, 2001.
9. Карминес Э.Г., Хакфельд Р. Политическое поведение: общие проблемы // Политическая наука: новые направления / под ред. Х.-Д. Клинтеманна, Р. Гудина. - М., 1999.
10. Современная западная социология : словарь. - М., 1990.
11. Скриптунова Е.А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи // Социс. - 2002. - №1.