УДК 338.45
Н.В. ЗАЙЦЕВА, канд. экон. наук, доцент кафедры бизнес-информатики, e-mail: [email protected]
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ: ЭТАПЫ, ПАРАМЕТРЫ, АЛГОРИТМЫ
В статье рассмотрены основные теоретические аспекты процессов проектирования информационной архитектуры предприятия. На основе системного анализа основных проблем современной экономики и работы системы управления предприятиями, предложены основные принципы и модели адаптации информационной архитектуры предприятий, что позволит предприятию более эффективно функционировать и достигать поставленных бизнес-целей.
Ключевые слова: информационная архитектура, информатизация, информационные технологии, предприятие, управление, развитие.
Zaitseva N.V. The formation of the models for enterprises information architecture adaptation: stages, parameters, algorithms.
The article discusses the main theoretical aspects of the processes of designing the enterprise's information architecture. On the basis of a systematic analysis of the main problems of the modern economy and the work of the enterprise management system, the basic principles and models for adapting the information architecture of enterprises are proposed, which allow the enterprise to function more efficiently and achieve its business goals.
Keywords: information architecture, informatization, information technologies, enterprise, management, development.
Появление информационных технологий на предприятиях вызвало увеличение размера и сложности корпоративных информационных систем. Управление данными системами требует разработки новых моделей и механизмов. Эффективной работе корпоративных информационных систем на предприятиях способствует применение архитектурного подхода. Информационная архитектура дает возможность разрабатывать схемы работы предприятия для организации и оптимизации его системных компонентов, интерфейсов, процессов, бизнес-возможностей и т.д.
В настоящее время эффективное управление информационными технологиями играет важную роль для предприятия, т.к. именно данные процессы способствуют достижению его бизнес-целей.
Таким образом, информационная архитектура является важным инструментом для принятия решений на предприятии. Проектирование информационной архитектуры предприятия только на теоретическом уровне не будет способствовать более эффективному использованию информационных технологий и, как следствие, не сможет ускорить процесс достижения бизнес-целей. Информационная архитектура предприятия должна стать неотъемлемой частью предприятия и поддерживаться во время всего его жизненного цикла.
© Н.В. Зайцева, 2021
Проблемой проектирования информационной архитектуры предприятия занимались такие отечественные ученые, как: А.Б. Анисифоров [1], А.В. Данилин
[2], О.Л. Королев [3], Д.В. Кудрявцев [4], и многие другие. Также данной проблематикой занимался и ряд зарубежных ученых: Э. Малон [5], Р. Сешнс [6], Дж. Закман [7] и др. Однако последние тенденции стремительного развития информационных технологий требуют глобальной доработки данной проблемы.
Целью исследования является формирование основных принципов и моделей адаптации информационной архитектуры предприятия, что позволит предприятию более эффективно функционировать и достигать поставленных бизнес-целей.
Хорошо продуманная эталонная информационная архитектура с использованием таксономии способствует взаимодействию различных бизнес-процессов внутри предприятия, что в свою очередь, если это необходимо, ускорит трансформацию бизнеса. Для эффективного сотрудничества различных предприятий требуется разработка единой корпоративной архитектуры, которая будет представлять собой связь существующих информационных архитектур предприятий с полным пониманием работы каждой. Корпоративная архитектура способна интегрировать существующие структуры, а также наглядно показать, как интегрированные структуры взаимодействуют между собой. Информационную архитектуру предприятия можно рассматривать как процесс согласования его бизнес-части с информационными технологиями
[3].
Большинству предприятий приходится иметь дело с изменениями. Например, изменения бизнеса, к которым можно отнести разработку новых продуктов и услуг, или, другой пример, предприятия попадают под влияние различных
экономических ситуаций. В таких условиях предприятия должны адаптировать и улучшать свои бизнес-процессы, чтобы иметь возможность выжить на рынке, поэтому гибкость и способность к изменениям становятся все более важными принципами любого успешного предприятия. Таким образом, предприятия должны уделять значительное внимание своей информационной архитектуре [8].
Архитектура предприятия - это инструмент для формулирования будущего направления деятельности предприятия, а также механизм координации и управления реальным развитием предприятия [7]. Однако, как и в случае с управлением информационными архитектурами, одной разработанной схемы архитектуры предприятия недостаточно для достижения бизнес-целей в долгосрочной перспективе. Определение принципов управления архитектурой предприятия необходимо для усиления контроля за развитием данной архитектуры и обеспечения ее реализации [9].
По мере того, как современные предприятия преодолевают сложности и адаптируются к динамичной бизнес-среде, они все чаще обращаются к информационной архитектуре предприятия как к средству более эффективной организации и реализации своих возможностей.
Проектирование информационной архитектуры предприятия является сложным процессом, т.к. имеющиеся практические рекомендации по разработке таких архитектур в полной мере не соответствуют деятельности и запросом предприятий. Другими словами, требуется разработка моделей и механизмов, которые могли бы адаптировать существующие шаблоны проектирования информационной архитектуры под конкретное предприятие.
Разработка стратегии создания и развития информационной архитектуры в
соответствии со стратегией развития бизнеса всегда ассоциируется с анализом текущего состояния системы управления предприятием, включая анализ информационной инфраструктуры предприятия. Анализ организационных, экономических и информационных процессов предприятия требует оценки всех параметров его деятельности, а также оценки возможного воздействия внешних факторов. Необходимость прогнозирования будущих изменений для принятия управленческих решений ставит вопрос об эффективном информационном обеспечении процессов управления предприятием.
Для анализа информационных процессов необходимо иметь систему моделей, позволяющую управлять всем информационным пространством предприятия. Такая система позволяет создать единую информационную базу, описывающую структуру бизнеса, включающая информацию, необходимую для поддержки процессов управления предприятием. Модель архитектурного управления обеспечивает возможность проектирования информационной системы, отвечающей потребностям предприятия с возможностью взаимодействия, интеграции и развития.
Развитие информационной архитектуры в соответствии с требованиями внешней и внутренней экономической среды, а также с требованиями информационных технологий требует постоянного контроля за ее состоянием. Для диагностики состояния информационной архитектуры требуются уникальные методы и инструменты мониторинга.
Мониторинг информационной архитектуры можно проводить в соответствии со стандартом СОВ1Т. Этот стандарт определяет подходы и принципы управления информационными технологиями на предприятии с упором на строгое соответствие информационных ре-
сурсов и информационных процессов с бизнес-потребностями предприятия. Таким образом, стандарт СОВ1Т не только позволяет проектировать информационную архитектуру на основе бизнес-требований в условиях жесткой экономии ресурсов, но также дает четкие рекомендации по эффективному использованию этих ресурсов.
Система мониторинга позволяет разрабатывать рекомендации и требования к корректировке информационной архитектуре, чтобы быстро реагировать на инциденты и проблемы в ИТ-инфраструктуре и обеспечить восстановление функционирования информационной системы.
Описание информационной архитектуры в виде набора моделей в соответствии с методологией RUP позволяет контролировать соответствие бизнес-модели и информационной архитектуры предприятия. Данная методика позволяет построить модель проектирования информационной архитектуры предприятия в виде ЦМЪ-диаграмм. Анализ соответствия бизнес-модели и модели информационной архитектуры предприятия может выполняться с использованием аналитической модели, построение которой обеспечивает контроль за выполнением требований к информационной системе.
Такую модель можно назвать архитектурной моделью развития предприятия. Для построения данной модели используется множество инструментов бизнес-инжиниринга. Выбор конкретного инструмента определяется в соответствии с решением специалистов по созданию и поддержке системы бизнес-процессов предприятия. Бизнес-модель должна дать четкое представление о том, какая поддержка требуется каждому пользователю информационной системы.
Следует отметить, что анализ данной бизнес-модели позволяет выявить выполнение только прямых требований.
Что касается дополнительных требований, таких как производительность, доступность, безопасность, ограничения, время, интерфейсы и т.д., то за их реализацией следует следить при мониторинге информационной архитектуры. Следовательно, процессы мониторинга информационной архитектуры предприятия следует рассматривать как единое целое в комплексе системы мониторинга архитектуры предприятия в целом.
Разработка стратегии развития информационной архитектуры предприятия должна быть основана на полном и всестороннем знании о состоянии информационной инфраструктуры предприятия, бизнес-архитектуры и стратегии развития предприятия. При этом проектирование информационной архитектуры предприятия должно осуществляться с учетом существующих ограничений (финансовых, временных, технических и др.).
Разработка стратегии всегда предполагает наличие целей и определение способов их достижения, а также получение ответов на ключевые вопросы - что делать, зачем и как это делать. Постоянное изменение потребностей бизнеса, трудности с описанием информационных потоков и координации взаимодействия бизнеса и информационных технологий, а также взаимное непонимание предлагаемых способов достижения цели приводит к ряду противоречий, которые необходимо преодолеть при разработке стратегии информационной архитектуры предприятия. Разработанная стратегия должна сделать процесс достижение цели управляемым и понятным всем участникам, т.е. должен быть определен план реализации данного процесса и обязанности его участников.
Формирование стратегии развития информационной архитектуры предприятия обязательно должно быть основано на планах развития информационной инфраструктуры, а также на учете ввода
необходимого уровня ИТ-услуг, которые необходимы для реализации новых бизнес-процессов, а именно для интеграции поддерживающих их приложений.
Таким образом, разработка стратегии информационной архитектуры влияет не только на процессы управления приложениями и данными в новом состоянии архитектуры, но и на управление всей информационной инфраструктурой предприятия. Отсюда следует, что разработка такой стратегии требует применения универсальных методов и инструментов как основы и моделей адаптации для формирования и реализации стратегии развития информационной архитектуры для конкретного предприятия.
К таким методам и инструментам можно отнести:
модель Захмана и Методологию TOGAF. Данные методы относятся к проектированию информационной архитектуры предприятия;
RUP (Rational Unified Process), позволяющий проектировать информационную архитектуру и вырабатывать программные решения;
MSF (Microsoft Solutions Framework) - пакет руководств по дизайну, разработке и внедрению ИТ-решений, который является результатом обобщения знаний и опыта разработки бизнес-приложений Microsoft;
ITIL (Information Technology Infrastructure, Library), представляющую собой подход к управлению ИТ-услугами, который отвечает потребностям бизнеса за счет рационального взаимодействия людей, процессов и информационных технологий.
MOF методология (Microsoft Operations Framework), которая представляет собой библиотеку документов на основе идеи ITIL и обобщение опыта обслуживания и поддержки ИТ-инфраструктуры, накопленного консалтинговой службой Microsoft на основе
анализа реализованных проектов и с учетом специфики использования решений Microsoft при построении технологической архитектуры.
Не менее важны для решения рассматриваемой проблемы методы и инструменты проектирования бизнес-архитектуры, поскольку именно она является основой для формулирования комплексных требований к разработке информационной архитектуры.
Развитие рынка информационно-коммуникационных технологий предлагает предприятиям все больше сложных решений, технологий, аналитических возможностей, инструментов и оборудования, которые могут быть пока не востребованными некоторыми предприятиями.
Однако использование возможностей информационно-коммуникационных технологий может обеспечить конкурентные преимущества и изменить положение предприятия на рынке. Таким
образом, при разработке стратегии развития информационной архитектуры предприятия необходимо полагаться не только на настоящие, но и на будущие информационные потребности, а также учитывать новые и перспективные возможности информационно-коммуникационных технологий.
Как было отмечено ранее, информационная архитектура является выражением современного предприятия в виде целостного плана, который отражает взаимодействие целей, видения, стратегии и принципов управления, а также связь между аспектами автоматизации таких как информационные системы и базы данных и аспектами инфраструктуры бизнеса: компьютеры, операционные системы и сети [8]. Следовательно, на современном среднем или крупном предприятии является обязательным целостное создание структуры архитектуры предприятия (рис. 1).
Рис. 1. Целостное представление структуры архитектуры предприятия
Среди множества аспектов предприятия можно упомянуть его организационную структуру, бизнес-процессы, информационные системы и инфраструктуру - все они участвуют в создании информационной архитектуры предприятия. Когда дело доходит до моделей,
представляющих эти области, качество и полнота информации часто снижаются при движении сверху вниз. Для более низких уровней информацию, такую как конкретные ИТ-услуги и приложения, часто сложно собирать и поддерживать в актуальном состоянии [9]. Информаци-
онная архитектура предприятия должна обеспечивать разработку стратегии предприятия, чтобы она позволяла управлять и координировать программы и проекты. Вполне естественно, идентифицировать разные уровни детализации основных требований, которые выполняет эксперт. Например, в методологии TOGAF проводится различие между стратегической архитектурой, сегментной архитектурой и архитектурой возможностей. Эти архитектуры становятся все более определенными с точки зрения их объема, сокращая при этом предполагаемый временной диапазон до периода, относящегося к программе или проекту, а именно:
стратегическая архитектура показывает долгосрочное сводное представление всего предприятия;
сегментная архитектура предоставляет более подробные операционные модели для областей внутри предприятия;
архитектура возможностей более подробно показывает, как предприятие может поддерживать конкретную единицу возможностей.
В качестве обобщения на рис. 2 показано, как информационная архитектура формирует связь между стратегией и проектированием и, в конечном итоге, реализацией.
Основываясь на различии между стратегической архитектурой, архитектурой сегмента и архитектурой возможностей, предложенной методологией TOGAF, можно выделить три уровня архитектуры. Эти уровни соответствуют трем уровням детализации трансформации предприятия. Цель предприятия определяет его стратегию, которая определяет трансформацию предприятия, а следовательно - и использование информационной архитектуры. Стратегическая архитектура ограничивает диапазон проектирования для архитектуры сегмента, в то время как архитектура сегмента ограничивает диапазон проектирования архитектуры возможностей.
Принципы информационной архитектуры действительно устанавливают связь между стратегией и бизнес-процессами; в основном они являются инструментом балансирования (рис. 3).
Цели предприятия
определяет
Стратегия предприятия
[ I определяет
Стратегическая архитектура
17П
сдерживает
Стратегический уровень
Сегментная архитектура
гг
сдерживает
i
сдерживает
Проектирование информационной архитектуры у
Тактический уровень
ограничивает
Архитектура возможностей
Операционный уровень
Внедрение информационной архитектуры
Рис. 2. Информационная архитектура как связующее звено от цели и стратегии предприятия к проектированию и реализации
Принципы | Инструкции по архитектуры J [ проектированию
Цели -1\ Стратегия L
предприятия- / предприятия
выполняет
определяет
определяет
^ Требования
Архитектуры
сдерживает
поддерживает
Принципы Инструкции по (проектирования II проектированию
выполняет
Знания
Научные принципы
поддерживает
Внедрение информационной архитектуры
ограничивает
Требования
Проектирование систем
Рис. 3. Принципы архитектуры как инструмент согласования между целью,
стратегией и операциями
Выводы.
В рамках постановки задачи формирование основных принципов и моделей адаптации информационной архитектуры предприятия определена проблема исследования, заключающаяся в недостаточном исследовании проектирования информационной архитектуры с учетом потребностей бизнеса, а также ее связи со стратегией и целями предприятия. Помимо этого, намечены цель и задачи исследования, а также инструментарий и методы их достижения и решения. На основании объединения воедино задач проектирования информационной архитектуры и методов их реализации определены модели и принципы ее формирования с учетом требований внешней и внутренней среды предприятия.
Список использованной литературы
1. Анисифоров, А.Б. Архитектура предприятия как интегральное представление целей и задач бизнеса и
ИТ инфраструктуры компании / А.Б. Анисифоров // Реструктуризация экономики и инженерное образование: проблемы и перспективы развития: сб. тр. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2015. - С. 203-209.
2. Данилин, А.В. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия / А.В. Данилин, А.И. Слюсаренко. - М.: Интернет-Университет Инф. Технологий, 2005. - 504 с.
3. Королев, О.Л. Теоретические основы формирования и становления архитектуры предприятия в России: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. экон. наук: спец. 08.00.05 «Экономика и управление предприятием» / О.Л. Королев. - Москва, 2018. - 21 с.
4. Кудрявцев, Д.В. Архитектура предприятия: переход от проектирования ИТ-инфраструктуры к трансформации бизнеса / Д.В. Кудрявцев, М.Ю. Арзу-
манян // Российский журнал менеджмента. - 2017. - Т. 15, № 02. - С. 193-224.
5. Малон, Э. Управление ИТ / Э. Малон; пер. с англ. А. Сатунина. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 272 с.
6. Сешнс, Р. Информационная деятельность предприятия / Р. Сешнс // Информационные технологии. - 2008. -№ 8. - С. 38-43.
7. John, A. Zachman The Concise Definition of The Zachman Framework. [Электронный ресурс]. - URL: https://
www.zachman.com/about-the-zachman-framework
8. Gartner IT Glossary. Enterprise Architecture [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gartner.com/it-glossary/enter prise-architecture-ea/
9. Симонов, А.П. Архитектурный подход к выравниванию бизнеса и ИТ в организации / А.П. Симонов // Системный администратор. - 2016. - № 10. -С. 87-91.
N.V. ZAITSEVA, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Business Informatics, e-mail: [email protected]
SEI HVE "Donetsk National University", Donetsk, DPR
Статья поступила в редакцию 19.01.21